- Причины неполадок в работе опоры
- Устройство раздатки
- Обгонная муфта
- Муфта переключения режимов
- Режимы работы
- Орган управления передним мостом
- Автоматическое включение
- Принудительный режим
- Отключение ПВМ
- Конструкция раздаточной коробки
- Обслуживание, неполадки и ремонт
- Не работает автоматический режим
- Не работает привод ПВМ
- Как собирают КПП мотоблока МТЗ
- Позиционно-силовой регулятор
- Устройство карданного вала МТЗ-82,80
- Устройство промежуточной опоры
- Устройство промежуточной опоры МТЗ 82
- Назначение детали
- Обслуживание узла
- Возможные неисправности
- Ремонт и регулировка
- Порядок сборки промежуточной опоры
- Порядок сборки муфты промопоры
- Регулировка и уход за карданным приводом
- Устройство, схема, информация для ремонта
- Особенности двигателя агрегата
- Технические характеристики МТЗ-82
Причины неполадок в работе опоры
Часто недостаточное усилие поджатия дисков муфты провоцирует срабатывание и буксование на слабых усилиях, что сопровождается перегревом узла. Усилие зажатия стяжной шплинтовочной гайки промопоры может уменьшиться в результате естественного рабочего износа дисков муфты, а также при падении упругости тарельчатых пружинных шайб, действующих своим усилием на диски муфты. При пробуксовке в результате трения происходит закипание масла в корпусе опоры и избытком возникающего давления расширенной нагретой смазки выдавливает уплотнительные сальники. После потери смазки узел начинает работать на сухую, подвергая быстрому износу детали конструкции. При последующем игнорировании контролем состояния узла работа без смазки может привести к разрушению деталей и заклиниванию механизма, а также аварийному обрыву кронштейна крепления корпуса опоры.
Дополнительным фактором, влияющими на работу промежуточной опоры является — надёжность затяжки крепления кронштейна узла к корпусу сцепления трактора. Также важным фактором является балансировка карданных валов привода и состояние подшипников крестовин.
Трансмиссия трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от
дизеля к ведущим колесам трактора, валам отбора мощности, а также для
изменения по величине и направлению оборотов и передаваемого крутящего
момента.
На тракторах МТЗ-82 применяется ступенчатая трансмиссия, которую
составляют следующие основные механизмы: сцепление; коробка передач;
задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными
передачами.
В трансмиссию трактора МТЗ-82 входит также передний ведущий мост с
главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом и колесными
редукторами, для привода которых дополнительно применяются раздаточная
коробка и карданная передача.
Сцепление МТЗ-82 предназначено для передачи мощности от дизеля к
трансмиссии, кратковременного отъединения дизеля от трансмиссии и
последующего плавного их соединения при трогании трактора с места,
переключении передач и торможении. Кроме того, сцепление предохраняет
детали дизеля и трансмиссии от повреждений и поломок при резком
увеличении частоты вращения дизеля или скорости движения трактора.
Вместе со сцеплением в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и
редуктор заднего вала отбора мощности. На тракторе установлено
фрикционное, сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление (рис.
27), управляемое педалью. Передача крутящего момента в таком сцеплении
осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и
ведомых дисков.
Рис. 27. Сцепление, понижающий редуктор и привод независимого ВОМ МТЗ-82
1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины; 5
— нажимная пружина; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8 —
демпфер,
9 — поддерживающий диск; 10 — пластинчатая пружина; 11 — фрикционная
накладка; 12 — ограничительный диск. 13 — отжимной рычаг; 14 — опорный
штифт: 15 — ось; 16 — палец, 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — пружина; 20 —
контргайка; 21 — регулировочный винт: 22 — отжимной подшипник; 23 —
отводка
сцепления; 24- кронштейн отводки; 25 — промежуточная шестерня, 26 —
ведущий вал привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28- кронштейн
отводки
тормозка; 29 — вал включения тормозка; 30 — вилки; 31 — отводка
тормозка; 32- ведущий диск тормозка; 33- пружины фиксатора; 34 — шарик,
35 — рычаг
переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка; 37 — рычаг вилки;
38 — ведущая шестерня понижающего редуктора, 39 и 41 — игольчатые
подшипники, 40- зубчатая муфта; 42 — ведомый вал привода ВОМ; 43 —
соединительная муфта; 44 — поводок; 45 — валик переключения привода ВОМ;
46
— вилка; 47 — втулка; 48 — крышка; 49 — ведомая шестерня II ступени
привода ВОМ; 50 — ведомая шестерня 1 ступени привода ВОМ, 51 — вилки; 52
— рычаг
сцепления; 53 — вал, 54 — гибкий шланг; 55 — масленка; 56 — корпус
сцепления.
Сцепление МТЗ-82 расположено в сухом отсеке корпуса 56, соединяющего
двигатель и коробку передач. Ведущими частями сцепления служат
маховик 1 двигателя, нажимной диск 3 и штампованный опорный диск 6.
Опорный диск соединен с маховиком при помощи пальцев 16, дистанционных
втулок 17 и гаек 18. На чугунном нажимном диске сделаны три
равномерно расположенных по окружности ушка, которые входят в прорези
опорного диска. К ушкам присоединяются отжимные рычаги 13.
Между опорным и нажимным диском (корзиной) сцепления МТЗ-82 установлено
двенадцать нажимных пружин 5. С одной стороны пружины упираются
в стаканы 4, установленные в опорном диске, с другой — в литые гнезда
нажимного диска.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, соединенного диска с прикрепленными
к нему фрикционными накладками 11 и демпферного устройства. В
соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези), что
уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к
шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.
Фрикционные накладки изготовлены на основе асбеста, они снабжены
вентиляционными канавками для улучшения отвода тепла и очистки
поверхностей трения от продуктов износа. Накладку, сопрягаемую с
маховиком, приклепывают непосредственно к соединительному диску.
К накладке, сопрягающейся с корзиной сцепления МТЗ-82, сначала
приклепывают шесть пластинчатых пружин 10, а затем пружины стальными
заклепками соединяют с диском. Такое соединение обладает осевой
податливостью и обеспечивает более плавное мягкое включение сцепления.
Ведомый диск сцепления МТЗ-82 связан со ступицей 7 восемью резиновыми
демпферами 8, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы
ограничительных дисков, приклепанных к ступице.
Таким образом, ведомый диск сцепления соединен со своей ступицей,
установленной на шлицах вала 27 силовой передачи, не жестко, а через
гибкое
демпферное устройство, что способствует мягкому включению сцепления и
снижению динамических нагрузок в трансмиссии.
Сцепление трактора МТЗ-82 снабжено тормозком, обеспечивающим при
выключении сцепления замедление вращения и остановку как вала 27
сцепления, так и связанного с ним первичного вала коробки передач, что
способствует облегчению переключения передач и повышению срока
службы шестерен.
Ведущий диск тормозка 32 с приклеенной фрикционной накладкой закреплен
на валу 27 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица
отводки тормозка 31 может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна
отводки 28.
Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка. Сцепление
выключается от нажатия отжимного подшипника 22 на концы рычагов 13,
которые
пальцами соединены с нажимным диском 3. Регулировочные винты, ввернутые
в отжимные рычаги, под действием пружин постоянно прижимаются к
опорным штифтам 14 диска.
При нажатии отжимного подшипника 22 рычаги, упираясь регулировочными
винтами 21 в штифты опорного диска, поворачиваются и отводят нажимной
диск от ведомого, выключая сцепление. В исходное положение корзина
сцепления МТЗ-82 возвращается под действием пружин 5.
Отжимной подшипник с отводкой 23 может перемещаться вдоль кронштейна 24
отводки при поворачивании вилок 51 и вала выключения 53, который
установлен во втулках, запрессованных в корпусе сцепления.
С правой стороны отверстие под вал 53 закрыто заглушкой, с левой — вал
уплотняется войлочным кольцом. Вилки отводки и наружный рычаг 52
закреплены на валу 53 при помощи шпонок и клеммовых зажимов. От осевых
перемещений вал удерживается вилками, охватывающими цапфы
отводки.
Вал включения тормозка 29 установлен в отверстиях корпуса 56 над силовым
валом. На валу 29 при помощи шпонок и клеммовых зажимов
закреплены вилки 30, перемещающие отводку тормозка, и наружный рычаг 17
(рис. 28), связанный тягой 14 с рычагом 13 (см. рис. 27) выключения
муфты.
Рис. 28. Управление сцеплением трактора МТЗ-82
1 — педаль; 2, 7 и 18 — болты; 3 — рычаг педали; 4 — ось; 5 и 15 —
пружины; 6 — упорный болт; 8- кронштейн; 9- масленка; 10 и 14 — тяги; 11
и 13 — вилки; 12 —
рычаг; 16 — контргайка; 17 — рычаг.
Таким образом, управление сцеплением и тормозком МТЗ-82 сблокировано и
осуществляется одной педалью 1 (см. рис. 28). На стержне педали
выполнены две лунки для регулировки положения подушки педали
относительно полиса кабины.
В исходном положении (сцепление включено) педаль удерживается пружиной 5
механического сервоустройства, при этом усилие пружины
направлено по часовой стрелке относительно оси 4 педали. При нажатии на
педаль пружина поворачивается относительно неподвижного упора 6 и
сжимается, пока не дойдет до нейтральной линии.
Как только ось пружины окажется ниже оси 4 педали, пружина, разжимаясь,
создает усилие, направленное против часовой стрелки относительно оси
педали, чем облегчает выключение сцепления.
От рычага педали усилие передается через тягу 10 к рычагу 12 вала
выключения, который связан подпружиненной телескопической тягой 14 с
рычагом 17 тормозка. При передаче усилия пружина 15 тяги сжимается,
способствуя плавности включения тормозка.
Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ-82 заключается в
периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений,
проведении регулировок и устранении выявленных неисправностей.
Отжимной подшипник 22 смазывают солидолом через масленку 55 и гибкий
шланг 54, ввернутый в цапфу отводки, откуда смазка поступает к
подшипнику, а также по специальному отверстию к сопряжению отводки с
кронштейном 24.
Когда не ставят гибкий шланг 54, то масленку вворачивают непосредственно
в цапфу отводки. Для доступа к масленке отворачивают пробку на левой
стенке корпуса сцепления и вставляют в это отверстие шприц.
Периодичность смазки — через каждые 60 ч работы.
Поскольку управление сцеплением МТЗ-82 сблокировано с управлением
тормозка, регулировка свободного хода педали и длины тяги 14 тормозка
производится одновременно в такой последовательности:
— отъединить тягу 14 тормозка от рычага 12;
— освободить педаль от воздействия пружины 5, для чего завернуть упорный
болт 6 в кронштейне 8 и отпустить болты 7, крепящие его к корпусу
коробки передач, для возможности перемещения кронштейна;
— повернуть кронштейн 8 против часовой стрелки вокруг оси 4 до упора в
болт 7 и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач;
— выворачивая упорный болт 6 из кронштейна 8, вернуть педаль в исходное
положение (до упора в полик кабины).
Для регулировки длины тяги 14 нужно рычаг 17 тормозка вместе с
освобожденной от рычага 12 тягой повернуть против часовой стрелки до
упора и в
этом положении, изменяя длину тяги при помощи резьбовой муфты, соединить
ее с рычагом 12. Замерив длину тяги, отъединить ее от рычага 12 и
укоротить на 7 мм.
Положение отжимных рычагов 13 (см. рис. 27) регулируют винтами 21 так,
чтобы расстояние от места контакта рычагов с отжимным подшипником до
торца ступицы опорного диска было 12 ±0,5 мм. Отклонение этого размера
для отдельных рычагов не должно превышать 0,3 мм. Эта регулировка
проводится при сборке, чтобы обеспечить полное выключение сцепления.
Включать сцепление нужно плавно, не задерживая педаль в промежуточном
положении, выключать — быстро, выжимая педаль до отказа. Не
рекомендуется долго держать сцепление выключенным, а также держать ногу
на педали при движении трактора.
Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 — двухскоростной
независимый. Он расположен в корпусе сцепления и рассчитан на передачу
заднему ВОМ частоты вращения 545 и 1000 об/мин.
Ведущая часть привода представляет собой удлиненный полый вал 26 (рис.
27) с двухвенцовой шестерней, соединенный шлицами со ступицей
опорного диска 6 сцепления, что обеспечивает вращение вала независимо от
того, включено или выключено сцепление.
Задний ВОМ МТЗ-82 вращается на двух шариковых подшипниках, один из
которых установлен в кронштейне отводки сцепления, второй — в
кронштейне отводки тормозка.
Зубчатые венцы шестерен ведущего вала 26 постоянно зацеплены с двумя
ведомыми шестернями 49 и 50, свободно установленными на ведомом
валу 42. Шестерня 50 первой ступени может вращаться Относительно вала 42
на бронзовых втулках, а шестерня 49 второй ступени — на двух
шариковых подшипниках, установленных на ступице шестерни 50 первой
ступени.
Передача крутящего момента от ведомых шестерен к ведомому валу 42
осуществляется посредством соединительной зубчатой муфты 43,
установленной на шлицах ведомого вала. Муфта 43 вводится в зацепление с
одной из ведомых шестерен механизмом переключения привода ВОМ
МТЗ-82, расположенного в нижней крышке корпуса сцепления. Валик 45
переключения с вилкой 46 перемещается поводком 44 при помощи гаечного
ключа.
Чтобы включить первую ступень (540 об/мин), нужно зубчатую муфту 43
передвинуть вперед по ходу трактора. Если муфту передвинуть назад в
крайнее положение, то включится вторая ступень (1000 об/мин).
Передней опорой ведомого вала 42 служит шариковый подшипник, задней —
игольчатый подшипник 41. Передний подшипник удерживает вал от
осевых перемещений.
Ведомый вал 42 через шлицевую втулку передает вращение внутреннему валу
привода ВОМ, который проходит через сквозное отверстие
промежуточного вала коробки передач и, в свою очередь, соединяется с
ведущим валом заднего ВОМ МТЗ-82. От ведущего вала 26 привода ВОМ
через промежуточную шестерню 25 осуществляется также привод насоса
гидросистемы.
Понижающий редуктор МТЗ-82, предназначенный для получения
дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно
зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34.
Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.
На заднем шлицевом конце вала 27 (см. рис. 27) установлена на шлицах
подвижно соединительная зубчатая муфта 40. Когда муфта 40 при помощи
рычага 35 переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с
зубьями малого венца ведомой шестерни 4 (рис. 29), установленной на
шлицах первичного вала коробки передач, вал 27 (см. рис. 27) сцепления и
первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор
отключен.
При перемещении вперед соединительная муфта 40, оставаясь соединенной с
валом 27, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей
шестерни 38 понижающего редуктора, установленной на игольчатом
подшипнике на валу 27, и соединяет вал 27 с шестерней 38.
Вращение от вала сцепления и шестерни 38 передается на двухвенцовую
промежуточную шестерню 47 (рис. 29) редуктора и далее на ведомую
шестерню 4 первичного вала коробки передач. Понижающий редуктор МТЗ-82
включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34
раза, таким образом число передач удваивается.
Трансмиссия трактора МТЗ 82 с полным приводом ходовой части, отличается в своём составе редуктором, обеспечивающим дополнительное распределение крутящего момента для привода переднего моста. Узел присоединён своим корпусом к правому люку картера КПП трактора и именуется раздаточной коробкой. Механизм может подавать мощность на ПВМ в автоматическом и принудительном режимах с возможностью полного отключения привода переднего моста.
Устройство раздатки
Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.
раздатка МТЗ 82 в сборе
В состав механизма входит:
- вал, вращающийся на двух шарикоподшипниках
- обгонная роликовая муфта свободного хода одностороннего действия, состоящая из наружной и внутренней обойм
- зубчатая муфта со скользящим блоком для выбора режима работы ПВМ
- механизм управления, позволяющий отключать — включать и блокировать муфту свободного хода
Обгонная муфта
Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.
Для справки! Номера подшипников раздатки МТЗ 82:
- на валу со стороны фланцевого хвостовика установлен шарикоподшипник 306К5
- на валу обратной стороны узла — шарикоподшипник 305А
- пара одинаковых шариковых подшипников между ведомой и ведущей частями обгонного механизма – 115К5
- пара роликовых конических подшипников 7306А на оси вращения промежуточной шестерни привода раздатки в КПП
обгонный механизм в сборе
Муфта переключения режимов
Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.
Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.
Как устроен раздаточный узел трактора Беларусь? Для чего нужна раздаточная коробка?
Тракторный двигатель – необычайно сложное устройство, состоящее из огромного количества узлов и деталей, выполняющих свои, строго определённые функции. Особенностью двигателей подобного типа является их способность работать в тяжёлых условиях на протяжении длительного промежутка времени без потери своих эксплуатационных параметров и характеристик. Один из основных элементов двигательной системы — раздаточная коробка МТЗ-82 и именно о ней и пойдёт речь в рамках этой статьи.
Режимы работы
На постоянной основе в условиях грунтовых дорог сельской местности пользуются автоматическим режимом работы включения переднего моста. Для уменьшения износа деталей узла в условиях полевых работ в составе землеобрабатывающих агрегатов — на пахоте, культивации целесообразно пользоваться принудительным режимом работы ПВМ. В условиях постоянного движения по дорогам с твёрдым сухим покрытием рекомендуется отключить привод переднего моста.
Орган управления передним мостом
Рычаг управления находится по правую сторону места водителя и соединён с тягой, проходящей через полик кабины. Рукоятка управления имеет три положения:
- среднее — включён автоматический режим
- нижнее — передний мост выключен
- верхнее — ПВМ включён в принудительном режиме
В поздних версиях трактора управление осуществляется рычагом, в старых изменением положением рукоятки.
Управление приводом ПВМ нового образца
Автоматическое включение
В автоматическом режиме раздатка передаёт вращение только при возникновении пробуксовки задних ведущих колёс. При этом выбором положения рычага управления, скользящий по шлицам вала блок входит в зацепление своим меньшим зубчатым венцом только с ведомой обоймой обгонной муфты. Это обеспечивает независимое вращение обеих частей обгонной муфты в разблокированном положении. Включение передачи мощности происходит за счёт заклинивания роликов в пазах и соединении обеих обойм при замедлении скорости вращения ведомой обоймы механизма относительно скорости постоянно вращающейся ведущей части муфты раздаточной коробки.
Передаточные числа механизма рассчитаны так, что ведомая обойма роликовой муфты, получая вращение от пассивного перекатывания передних колёс трактора, вращается на 6% быстрее, чем ведущая обойма механизма. Таким образом, при стандартном движении трактора срабатывание муфты не происходит и крутящий момент на передний мост от КПП не передаётся. При естественном замедлении движения передних колёс в результате буксования задних ведущих колёс, передаваемая на ведомую обойму обгонного механизма скорость вращения снижается, а скорость ведущей шестерни остаётся неизменной. В момент уравнивания скоростей вращения обеих частей механизма ролики заходят в клиновые пазы, заставляя вращаться детали как одно целое. С моментом срабатывания мощность передаётся на колёса переднего моста трактора до прекращения буксования задних колёс. Когда скорость вращения ведомой обоймы вырастит за счёт обратного получения вращения от передних колёс — ролики выйдут из пазов и муфта автоматически рассоединится.
Принудительный режим
Включается введением зацепление зубчатого скользящего блока с обеими, внутренними зубчатыми венцами наружной ведущей и внутренней ведомой обойм обгонной муфты. Соединением трёх частей механизма образуется единый жёсткий блок, который принимает вращение от промежуточной шестерни в КПП с последующей передачей через фланцевый хвостовик вала раздатки на карданный привод ПВМ. Такое включение обеспечивает постоянную передачу мощности на передний мост.
Отключение ПВМ
При выборе положения, когда зубчатый блок выходит из зацепления с обеих венцов двух частей обгонной муфты, происходит полное отключение привода ПВМ. При этом ведущая, ведомая части обгонного механизма и зубчатый блок вращаются независимо друг от друга, то есть автоматический и принудительный режимы отключены.
Конструкция раздаточной коробки
Данный узел включает в себя следующие компоненты:
Рассмотрим предназначение и принцип работы каждого узла. Итак, с помощью ведущего вала вращательный момент отправляется непосредственно на раздатку, где в действие вступает межосевой дифференциал, распределяющий его между осями и обеспечивающий их непрерывное вращение при разных угловых скоростных режимах. Он может быть симметричным и несимметричным. Первый обеспечивает равномерное распределение вертящего момента между осями, второй – раздаёт его в определённом соотношении. Чтобы в полной мере реализовать полноприводные возможности трактора МТЗ-82 предусмотрен блокировочный механизм, предлагающий частичное или полное выключение дифференциала. Это обеспечивает жёсткое взаимное соединение передней и задней оси. Блокировка может проводиться как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Что касается цепной передачи, то она выполнена в форме редуктора планетарного типа и отвечает за увеличение вертящего момента при езде по пересечённой местности. Передача цепного типа состоит из приводной цепи, ведомого и ведущего колеса. Помимо неё, раздаточная коробка может быть оснащена и зубчатой передачей, а отвечают они за доставку вращательного момента на переднюю ось. Вал задней оси установлен соосно по отношению к ведущему валу. В зависимости от ситуации, передняя ось может быть активирована в авторежиме (при пробуксовывании передних колёс), принудительно включена или выключена.
Схема раздаточной коробки МТЗ
Обслуживание, неполадки и ремонт
Техническое обслуживание узла производится с общим обслуживанием трансмиссии трактора, которое заключается в проверке затяжки всех сочленений корпусов системы и контроле уровня масла. Сезонную замену масла производят на смазку соответствующей вязкости при падении температуры ниже +5°С. Показатель вязкости важен для безотказного срабатывания автоматического режима включения, так как при снижении температуры загустевшее летнее масло будет препятствовать работе обгонного механизма раздаточной коробки.
Не работает автоматический режим
Причинами такой неполадки может быть загрязнение беговых каналов профильных пазов шестерни грязью и продуктами окисления металла. А также вследствие усадки пружин механизма, при недопустимом износе роликов и беговых каналов с пазами, выработки ведомой части муфты.
Часто причиной отказов является появление граней на изношенных роликах. В этом случае осуществляют замену на ролики с увеличенным ремонтным размером для компенсации увеличенных изношенных заклинивающих пазов механизма. Ролики первой комплектации имеют диаметр 15 -0,012 мм, ремонтные 15,15 -0,012 мм.
Не работает привод ПВМ
Основной причиной неполадки является появление недопустимых осевых люфтов в результате износа подшипников, а также втулки, на которую посажена ведомая часть муфты. Осевая вибрация выводит из зацепления зубчатую муфту принудительного включения, не позволяя передавать вращение на привод. Для устранения демонтируют узел, производят полную разборку, осуществляют дефектовку и замену вышедших из строя деталей.
Дополнительной причиной плохого включения режимов является нарушение регулировки механизма переключения в результате усадки амортизаторов в креплении кабины и незначительного изменения её положения относительно остова трактора. Нестабильным положением фиксирующей стойки и тяги нарушается амплитуда хода рычагов механизма включения. Для нормальной работы периодически нужно проверять соответствие положений режимов включения и осуществлять регулировку изменением длины тяги с помощью резьбовой муфты.
Часто нарушения в работе раздатки возникают в результате комплекса причин – общего износа и загрязнение механизма, некорректной регулировки механизма включения. Если говорить о нарушении передачи вращения от раздаточной коробки к ПВМ нужно обратить внимание на регулировку и тех.состояние промежуточной опоры привода.
В заключение нужно отметить, что на рабочий ресурс и нормальную работу узла непосредственно влияет состояние сочленений карданной передачи, промежуточной опоры привода, и главной передачи переднего моста. При появлении недопустимых осевых зазоров в опорах вращения узлов привода ПВМ осевое биение будет разбивать подшипники в опорах вала и муфты раздаточной коробки, что приведёт к осевой нестабильности деталей узла и как следствие к невозможности включения режимов работы привода или полному выходу из строя. Поэтому при ремонте любого узла привода ПВМ уделяйте внимание и проверяйте техническое состояние всех частей, начиная с главной передачи ПВМ и заканчивая раздаточной коробкой. Это позволит продлить срок службы всех узлов и деталей привода, положительно отразится на технической готовности к работе, и уменьшит затраты на содержание трактора.
Как собирают КПП мотоблока МТЗ
Рассмотрим коробки передач другой сельскохозяйственной техники. Белорусская машиностроительная компания, производящая тракторы, постоянно совершенствует сборку своей техники, оснащая ее новыми приборами и приспособлениями. КПП МТЗ-1221, схема переключения МТЗ-320, КПП МТЗ-50 схожи со схемой, рассмотренной ранее на МТЗ-80 и коробкой передач МТЗ-82. Схемы коробки передач на всех сельскохозяйственных машинах производителя мало чем отличаются. При должном уходе и правильном обращении с техникой ремонт КПП МТЗ-320, как и ремонт 82 и 80 моделей может просто не понадобиться.
Однако при осуществлении сельскохозяйственных работ зачастую используются не тракторы, а колесные мотоблоки того же самого минского завода. Их коробки передач несколько отличаются от тракторных.
Некоторые умельцы умудряются своими руками собирать коробку для мотоблока МТЗ, не говоря о самостоятельном демонтаже устройства и т. д. Во всемирной сети по нужному запросу можно найти видеозаписи, на которых показано, как водитель мотоблока своими руками разобрал устройство, провел еще какие-то действия с разобранной КПП, собрал ее, и отремонтированную коробку передач установил обратно на мотоблок.
Как часто вам приходится проводить ремонт КПП вашего трактора?
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Позиционно-силовой регулятор
Этот механизм объединяет в себе устройства для осуществления как силового регулирования, так и позиционного. Необходимо оно для управления с места оператора положением сельхозмашин и приспособлений. Данный регулятор позволяет увеличивать и уменьшать догрузку на задние колеса трактора, изменять величину заглубления в землю сельхозорудий, поддерживать эту глубину постоянной.
Применение механизма дает прирост в производительности и уменьшение расхода дизельного топлива примерно на 10% по сравнению с применением ГСВ.
Устройство карданного вала МТЗ-82,80
Устройство карданного привода, который установлен на тракторах моделей МТЗ-80, 82 представлено на схеме. Такая конструкция имеет наименование “привод ПВМ”. Аббревиатура расшифровывается, как передний ведущий мост.
Рис. 40. Карданный привод ПВМ с промежуточной опорой
1 — карданный вал; 2 — игольчатый подшипник; 3 — стопорное кольцо; 4 — сальник крестовины в сборе; 5 — отражатель сальника карданного вала; 6 — пресс-масленка; — крестовина; 8 – фланец кардана; 9 — прокладка; 10 — подшипники; 11 — нажимной диск; 12 — ведомый диск (15 шт.); 13 – ведущий диск (16 шт.); 14 — распорная втулка; 15 — вал промежуточной опоры; 16 — фланец скользящий; 17 — уплотнительные кольца; 18 — корпус манжеты; 19 — манжеты; 20 — втулка муфты; 21 — корпус промежуточной опоры; 22 — тарельчатые пружины; 23 — опорная шайба; 24 — фланец карданного вала; 25 – гайка; 26 — маслоотражательная шайба.
Промежуточная опора карданного вала включает в свою конструкцию подшипниковый узел и предохранительную муфту. Обе детали установлены внутри корпуса (21), который, в свою очередь, жестко присоединен к корпусу муфты сцепления. Крепление находится низу и выполнено посредством болтов. Многодисковая фрикционная муфта, встроенная в опору вала, служит для ограничения крутящего момента, передаваемого на передний мост, и поэтому называется предохранительной.
Передача крутящего момента производится на фланец (24) со стороны заднего вала (1), который задает движение валу промежуточной опоры (15). После чего, посредством цепочки, нажимные (11) – ведущие (13) – ведомые диски (12), вращение передается на втулку (20), являющуюся втулкой муфты. Соединенный с последней, скользящий фланец (16), воздействует должным образом уже на передний карданный вал. Далее крутящий момент заставляет перемещаться ведущую шестерню, являющуюся частью главной передачи переднего моста. Компенсация движения переднего вала, возникающая вследствие качения переднего моста, происходит за счет перемещения фланца (16), находящегося во втулке (20).
Ограждение карданного привода ПВМ.
1 – кожух заднего карданного вала; 2 – хомут; 3 – промежуточная опора; 4, 6 – задний и передний кожуха переднего карданного вала; 5 – передний карданный вал.
Устройство промежуточной опоры
Часто в практике называют описываемый узел сокращённо «промопора» или «подвесное», «подвесная опора», а также в простонародье «поросёнок». Отдельный чугунный корпус узла крепится кронштейном к нижней части картера сцепления. Крепление устанавливается на два штифта 1 и притягивается тремя крепёжными болтами. Длина болтов не должна превышать 40 мм, так как увеличенный размер может привести к препятствию вращения маховика двигателя.
Схема устройства промежуточной опоры МТЗ 82
В корпусе опоры 6 на двух шарикоподшипниках 8 (№ 6015) установлена соединительная трубчатая втулка 10, внутренние шлицы которой соединяют ведущий промежуточный карданный вал с передним ведомым валом привода через фрикционную предохранительную муфту. Муфта представляет собой шлицевой вал 12 с набранными на нём зубчатыми дисками 13 14, которые установлены парами. Ведущие диски 13 с зубцами по внутреннему диаметру входят в зацепление со шлицами вала муфты 12, а ведомые 14 с наружными зубцами зацепляются со шлицами соединительной втулки 10. Наборка дисков установлена на распорную втулку 7, с обратной стороны диски поджаты сферическими пружинными шайбами 15, которые создают постоянное усилие на соединённые диски для передачи вращения. Фиксирует конструкцию стяжная гайка 2, установленная через фланец крепления 3 промежуточного карданного вала. Степенью затяжки гайки регулируют усилие действия пружинных шайб на прижатие дисков муфты к друг другу и соответственно на усилие срабатывания муфты. Вращение полученное от муфты на промежуточную втулку передается через шлицевое соединение на скользящий фланец 11 соединённый карданом с главной передачей ПВМ.
В стандартной ситуации вал муфты и промежуточная втулка работают как одна целая деталь, передавая вращение без изменения частоты на передний ведущий мост. При возникновении резких нагрузок, диски реагируя на рывки, проворачиваются относительно друг друга, преодолевая силу трения между дисками, созданную степенью затяжки стяжной гайки 2. В этом случае частота вращения вала полностью не передаётся на промежуточную втулку. Таким образом, гасятся подаваемые пиковые импульсы мощности.
Устройство промежуточной опоры МТЗ 82
Роль проводника крутящего момента к переднему ведущему мосту, непосредственно от раздаточной коробки, выполняет карданный привод. Основные детали привода – одноименные валы. Соединяет вышеозначенные детали опора вала, именуемая промежуточной. Конструкционно и по размерам принципиальных отличий друг от друга карданные валы не имеют. Наименования (передний и задний) даны исключительно по месторасположению валов.
Назначение детали
Рассматриваемая деталь создает:
- ограничение крутящего момента, передаваемого от раздаточной коробки;
- поглощение вибрации;
- защита трансмиссии от перегрузки.
В промежуточную опору встроена предохранительная муфта, которая ограничивает крутящий момент. При его превышении входной и выходной валы начинают проскальзывать относительно друг друга, пока не будет достигнут оптимальный показатель. После того как крутящий момент понизится, валы снова входят в зацепление. Усилие на разрыв между валами регулируется винтом.
Обслуживание узла
Мероприятия по обслуживанию промежуточной опоры:
- Контролируйте наличие смазки в корпусе по уровню контрольного отверстия, а также смазку карданных сочленений привода через каждые 120 часов работы
- Проверяйте надёжность затяжки крепления узла
- Контролируйте надёжность соединения фланцев карданных валов привода с раздаточной коробкой, подвесной опорой и главной передачей переднего моста
- Обращайте внимание на появление бокового люфта в подшипниках крестовин. Своевременная замена подшипников крестовин избавит от серьёзных поломок привода.
- Ориентируясь на характер выполняемых работ с использованием переднего ведущего моста, обращайте внимание на момент срабатывания муфты опоры. При необходимости производите подтяжку стяжной гайки.
Объём заправки узла составляет 0,15 литра. Используемый трансмиссионный смазочный материал для опоры ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К, ТАД-17 ГОСТ 2365-79. Многие практики для удобства осуществления заправки узла смазкой дополнительно оборудуют корпус тавотницей с пружинным запорным шариковым клапаном.
Возможные неисправности
Вероятны следующие неисправности элемента:
- Возможно нагревание. Рекомендуется отключать передний мост во всех случаях, когда он не используется. Также важно выбрать правильную резину на передние колёса, чтобы оптимизировать нагрузку.
- Резкий звук (визг), особенно при работе с передним навесным оборудованием. Свидетельствует о перегрузке опоры, исправляется заменой дисков или регулировкой гайки.
- Не работает передний мост. Это часто происходит в случаях, когда в конструкцию привода были внесены не предусмотренные производителем изменения, например, из регулировочной муфты была собрана простая соединительная. Это существенно упрощает обслуживание, но не защищает от перегрузки и может потребовать замены опоры или других узлов.
Ремонт и регулировка
При выявлении нарушения в работе опоры рекомендуется отключить привод переднего моста. С соблюдением правил техники безопасности произвести осмотр узла и проверить уровень смазки в корпусе. При наличии рабочего уровня масла и отсутствии недопустимых люфтов на посадочных местах соединительных фланцев узла производят подтяжку регулировочной гайки 2 с усилием 40 Н.м (4 кгс.м.) добиваясь увеличения усилия срабатывания муфты до 400-800 Н.м (40-80 кгс.м).
Регулировочная гайка муфты опоры
Если регулировка не даёт положительного эффекта в работе узла — производят демонтаж для ревизии узла с устранением неполадок. Осуществляя ревизию, при нормальном состоянии деталей узла, причиной отсутствия установленного усилия срабатывания муфты является износ фрикционных дисков. Устраняют неполадку дополнительной установкой пары рабочих дисков и при необходимости меняют пружинные тарельчатые шайбы. Таким образом, компенсируется толщина износа дисков и восстанавливается требуемое усилие при затяжке регулировочной гайки.
Также при последующем ремонте нужно учитывать, что вследствие нагрева масла резиновые сальники теряют эластичность и при визуальной целостности не выполняют своей уплотняющей функции.
Порядок сборки промежуточной опоры
Перед началом сборки убедитесь в отсутствии недопустимой выработки на посадочных местах деталей. Наличие эллипсности в местах посадки промежуточной втулки, опорной втулки, скользящего и соединительного фланцев будет причиной дисбаланса при вращении и не даст плотному прилеганию сальников в конструкции узла.
Сборка промежуточной опоры МТЗ 82
Сборку узла осуществляют в следующем порядке:
- посадка сальника в корпус опоры
- посадка подшипников на промежуточную втулку
- посадка в промежуточную втулку опорной втулки соединительного фланца
- посадка втулки с подшипниками в корпус узла, сборка деталей муфты на вал
- установка муфты на внутренние шлицы промежуточной втулки
- установка скользящего фланца на шлицы промежуточной втулки
- установка сальников со стороны соединительного фланца
- установка уплотнительных прокладок под крышки узла и их затяжка
- регулировочная затяжка стяжной шплинтовочной гайки муфты с усилием от 40 Н.м
Осуществляя сборку убедитесь, что установленные детали заняли своё посадочное место без перекосов.
Порядок сборки муфты промопоры
Поочерёдный монтаж деталей на вал муфты осуществляется в следующем порядке:
- установка распорной втулки на вал
- за ней устанавливают усиленный ведущий диск муфты и полную наборку дисков муфты (поочерёдно ведущий — ведомый)
- в конце наборки устанавливают также усиленный диск
- затем устанавливают пары пружинных тарельчатых шайб
Правильность наборки деталей муфты проверяется наличием эффекта сжимания дисков при затяжке стяжной гайки сверху установленного соединительного фланца.
Количество дисков в муфте может быть разное и зависит от рабочей толщины дисков в комплектации узла. Наборка дисков должна соответствовать размеру, позволяющему в собранном состоянии обеспечить запас резьбовой части хвостовика вала для осуществления нужного усилия затяжкой.
Регулировка и уход за карданным приводом
Период, предшествующий ремонту карданного привода тракторов моделей МТЗ-82 и МТЗ-80, можно значительно продлить при условии правильного ухода как за устройством в целом, так и за промежуточной опорой карданного вала, в частности. Периодическая проверка уровня масла в промопоре вкупе с регулярной смазкой шарниров, а также регулировкой предохранительной муфты – залог стабильной работы всего механизма.
Шарниры карданной передачи заправлены в заводских условиях. Для подобных работ применяется смазка консистентная № 158. Процедуру добавления смазки следует производить на третьем ТО, согласно соответствующей таблице.
Специально для выполнения смазки подшипников, трактора укомплектованы шприцем с предназначенной для подобных работ насадкой. Процедура считается выполненной, когда на сальнике подшипника выступит масло. Важно помнить, что все детали механизма, включая промежуточные опоры не терпят неосторожного обращения. Чтобы не повредить сальники, подшипники крестовин, либо масленки, не следует применять монтировку и подобные подручные средства для проворачивания карданных валов.
Для своевременной проверки уровня масла в промежуточной опоре карданного вала следует соблюдать сроки, приведенные в таблице смазки. В обязательном порядке следует контролировать состояние подшипников крестовин (7) на наличие бокового люфта. При выявлении подобной неполадки, необходимо произвести проверку всего узла и заменить изношенные части.
Регулировку предохранительной муфты на передачу крутящего момента следует производить посредством гайки (25) заднего хвостового вала промежуточной опоры в пределах 400—500 Н*м. После чего следует проверить состояние, повернув фланец (8), согласно схемы выше. Для затяжки гайки момент должен составлять 50—70 Н * м.
Разбирать карданный вал следует только в случае крайней необходимости, чтобы не нарушать его балансировку. Если же подобные работы все-таки были проведены по причине замены вышедших их стоя запчастей, повторную балансировку следует выполнять динамически. Для этого с обоих концов труб необходимо приварить по пластине. При этом не допускается превышение дисбаланса более 0,32 Н*м.
Устройство, схема, информация для ремонта
Промежуточная опора МТЗ-82. Устройство, схема, и необходимая информация для ремонта промежуточной опоры карданного привода трактора МТЗ-82. Регулировка и уход за карданным приводом.
Роль проводника крутящего момента к переднему ведущему мосту, непосредственно от раздаточной коробки, выполняет карданный привод. Основные детали привода – одноименные валы. Соединяет вышеозначенные детали опора вала, именуемая промежуточной. Конструкционно и по размерам принципиальных отличий друг от друга карданные валы не имеют. Наименования (передний и задний) даны исключительно по месторасположению валов.
Особенности двигателя агрегата
МТЗ-82 оснащается дизельным 4-цилиндровым мотором, цилиндры которого расположены строго в один ряд. Топливная система подает смесь непосредственно в каждый цилиндр. Если мотор не заводится – причины, скорее всего, кроются в засорении одного из цилиндров. Ремонт в таком случае выполняется путем очистки топливных каналов и самих цилиндров.
Система охлаждения в трактора жидкостная, принудительная. Устройство распределения оснащается валом, расположенным снизу, однако клапаны находятся в головке блока цилиндров. Система смазки мотора комбинированная, некоторые детали поддаются смазке под давлением, а остальные – путем разбрызгивания. Привод двигателя выполняется посредством шестерней от коленчатого вала.
Достаточно надежная конструкция мотора позволяет фермеру использовать широкий спектр навесного оборудования. Водитель может применять инвентарь для посадки и сбора урожая, уборки территории, покоса травы и транспортировки грузов.
Технические характеристики МТЗ-82
Большая популярность и широкая известность трактора обусловлена его хорошими техническими характеристиками. Среди них выделяется:
- Тяговый класс – до 1,4 т.;
- Минимальный дорожный просвет – 47 см.;
- Рабочий объем мотора – 4,75 л.;
- Мощность двигателя – 80 л.с.;
- Тип привода – полный;
- Диапазон скоростей – от 1,2 до 34 км/ч.;
- Расход топлива – 225 гкВт/ч.
Трактор обладает небольшими габаритными размерами. Длина агрегата составляет 3,93, ширина – 1,97, а высота – 2,74 м. Трактор оснащается просторной кабиной с отличным обзором.
Хорошие рабочие показатели и надежность данного трактора колесного типа позволяют эксплуатировать агрегат вместе с различными типами навесного оборудования. Фермер может применять модель в паре со щетками и лопатой для уборки снега, бороной, картофелекопалкой, плугом, погрузчиками для перевозки грузов.