Мотоблок и мотокультиватор:ликбез от дилетанта estimata

Мотоблок и мотокультиватор:ликбез от дилетанта estimata Мотоблоки
Содержание
  1. Что такое мотоблок? принцип работы, функции
  2. На что обратить внимание при выборе мотоблока?
  3. №1. зид фаворит (wy 170f)
  4. №10. кадви ока мб-1д1м10
  5. №2. агат бс-6,5
  6. №3. мобил к ghepard ch395
  7. №4. целина мб-600
  8. №5. prorab gt 80 rdke
  9. №6. скаут gs 81d
  10. №7. беларус 09н-01
  11. №8. caiman vario 60s
  12. №9. нева мб-23б-10.0
  13. В чём разница между мотоблоком и культиватором?
  14. Вал отбора мощности
  15. Варианты выбора мотоблока
  16. Виды мотоблоков, их преимущества и недостатки
  17. Грунтозацепы для мотоблока
  18. Двигатель
  19. Двигатель мотоблока
  20. Другие параметры мотоблока
  21. Инструкция по эксплуатации
  22. Как подготовить к работе?
  23. Как правильно заводить?
  24. Картофелекопалка для мотоблока
  25. Косилка для мотоблока
  26. Культиваторы для мотоблока
  27. Курсовая работа — реконструкция культиватора с изменяемыми параметрами
  28. Навесное и прицепное оборудование для мотоблока
  29. Окучники для мотоблока
  30. Особенности эксплуатации мотоблоков и мотоорудий. примеры производительности и экономичности агрегатов
  31. Параметры навесного оборудования
  32. Параметры трансмиссии
  33. Параметры, влияющие на качество обработки почвы
  34. Плуг для мотоблока
  35. Прицеп
  36. Редуктор
  37. Сеялки для мотоблока
  38. Система агрегатирования мотоблока (навесное оборудование)
  39. Система управления
  40. Снегоуборщик для мотоблока
  41. Тележка для мотоблока
  42. Устройство мотоблока

Что такое мотоблок? принцип работы, функции

Мотоблок – это самоходный одноосный агрегат, который относится к разновидности малогабаритных тракторов. Предназначен для замены ручного труда в фермерском хозяйстве. У мотоблока большое количество функций, которые ограничиваются лишь имеющимся на вооружении навесным оборудованием.

Тяговое усилие, которое создаётся колёсами или гусеницами, является основным условием в осуществлении работы мотоблока.

Применяют мотоблок для вспашки и окучивания небольших площадей сельскохозяйственных угодий, травокоса, снегоуборки, перевозки грузов в буксируемых прицепах.

Большинство мотоблоков имеют разные схемы агрегатного функционирования и могут комплектоваться следующими орудиями (они приобретаются отдельно):

  • тяжёлый – несъёмными колёсами, плугом, бороной, культиватором, фрезой, которая приводится валом отбора мощностей, косилкой, снегоочистителем, граблями, бульдозерным отвалом, полуприцепом;
  • средний – съёмными колёсами и фрезой, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом;
  • лёгкий мотоблок – фрезой, окучником.
Про мотоблоки:  Снегоуборщик для мотоблока: чистка снега снегоуборочной насадкой, газонокосилка с отвалом на ОКА - три в одном

На что обратить внимание при выборе мотоблока?

Покупая агрегат, нужно ориентироваться на основные параметры: вид работ и площадь земельного участка. Кому-то нужно вспахать огород на трёх сотках, а кому-то – обработать 1-2 гектара, провести разрыхление, посадку, окучивание. Соответственно запросам следует обращать внимание и на характеристики мотоблока.

№1. зид фаворит (wy 170f)

Оптимально сбалансированный, не требующий доработок мотоблок является лидером Топ-10. Относится к лёгкому типу агрегатов, но обладает массой достоинств:

Недостатки:

Цена – 430 у.е.

В настоящее время ассортимент мотоблоков может удовлетворить запросы самого требовательного покупателя. В любом магазине сельскохозяйственной техники найдётся агрегат, соответствующий его возможностям и потребностям.

№10. кадви ока мб-1д1м10

В агрегате прежде всего привлекает наличие вала отбора мощности, крепкого корпуса и мощного редуктора.

Другие отличительные особенности:

Среди недостатков можно отметить следующее:

Цена мотоблока КаДви Ока МБ-1Д1М10 – 410 у.е.

Смотрите видеообзор этого агрегата:

№2. агат бс-6,5

Средний агрегат. Имеет шкивное сцепление вала с силовым устройством. Основное достоинство – шестерёнчатый редуктор.

Другие показатели:

Минусы:

Стоимость мотоблока – 480 у.е.

№3. мобил к ghepard ch395

Средний агрегат с пневматической подвеской и устойчивым к коррозии корпусом. Основная особенность – в непосредственном соединении ВОМ с силовым механизмом.

Другие параметры:

Ширина обработки – 0,5-0,7м, глубина – 0,2м. Хорошо берёт твёрдую почву.

Недостатки – стоимость самого агрегата (2650 у.е.) и его обслуживания.

Смотрите видеоролик с основными характеристиками этого мотоблока:

№4. целина мб-600

Мотоблок среднего класса. По ценовым и производственным показателям опережает конкурентов. Снабжён пневматическими колёсами, автоматической трансмиссией, ВОМ, редуктор обеспечивает 4 передачи.

Другие характеристики:

Подвеска и прочный силовой агрегат гарантируют продолжительный тайм работы. Рекомендуется на усреднённых землях.

Минусы:

Цена – 460 у.е.

№5. prorab gt 80 rdke

Популярность этому тяжёлому мотоблоку принесла отличная взаимозаменяемость элементов. Кроме крепкого корпуса с фарами и пневматической подвески, агрегат снабжён:

Агрегат способен обрабатывать участок по ширине – 0,7 м, на глубине – 0,25 м. Диаметр фрезы – 3 м, мощность – 8 л.с., масса – 190 кг.

Среди недостатков, кроме шума и высокой стоимости (1300 у.е.), отмечаются проблемы с запуском в холод.

№6. скаут gs 81d

Мотоблок тяжёлого класса. Основная особенность – дизель и ВОМ прямого соединения, 8 скоростей. Мотоблок оснащён фарами на корпусе, устойчивом к коррозии, имеет надёжную пневматическую подвеску.

Технические параметры:

Легко обрабатывает твёрдую каменистую землю, в том числе суглинки. Ширина обработки – 0,90м. Обратное вращение фрез – редкая конструктивная особенность.

Недостатки:

№7. беларус 09н-01

Этот агрегат имеет полноценный вал отбора мощностей, который напрямую соединяется с движком и придаёт значительный потенциал оборудованию.

Мотоблок оснащён:

Имеет небольшой расход горючего, ширина обработки – 0,45-0,7 м. Считается самым быстроходным в своём классе, максимальная скорость – 11 км/ч. при снаряжённой массе 175 кг. Способен обработать любой тип почвы.

Недостатки:

Предлагаем к просмотру видеообзор основных характеристик мотоблока и дополнительного оборудования к нему:

№8. caiman vario 60s

Лёгкий вариант мотоблока. Сразу бросается в глаза наличие ВОМ, что для этого класса нетипично.

Другие технические данные:

Минусы:

Рекомендуется для использования на небольших, рыхлых участках. Можно использовать для различных функций благодаря совокупности технических данных.

Смотрите проморолик с обзором главных преимуществ этого мотоблока:

№9. нева мб-23б-10.0

Отечественный лицензионный бренд. Агрегат среднего класса. Очень надёжный редуктор, шестеренчатый привод, который устанавливается в СУ, 6 передач.

Другие особенности:

Среди недостатков:

В чём разница между мотоблоком и культиватором?

Разница заключается прежде всего в мощностях и функциональности этих агрегатов. Мотоблок занимает промежуточное звено между моторизованным культиватором и мини-трактором.

В самом начале цепи стоит культиватор, который, как правило, используют на подготовке и рыхлении почвы. Кроме механизированных моделей, снабжённых мотором, есть и ручные разновидности культиваторов. Они в основном применяются для взрыхления и прополки маленьких участков (грядок и т.п.). У культиватора орудие труда (грунтозацеп, фреза и т.п.) является ведущей осью, которое устанавливается вместо колёс.

Затем идёт более мощный агрегат – мотокультиватор. Ранее его называли почвенной фрезой, так как агрегат слабо укомплектован навесными орудиями, их практически нет за исключением одной фрезы. По силе и массе он уступает мотоблоку, который занимает следующее звено этой цепи.

Мотоблок может быть укомплектован самыми различными навесными инструментами – в этом заключается его главное отличие от предыдущих агрегатов. Вместе с тем, нужно отметить, что некоторые мотокультиваторы могут быть по функциональности приближены к мотоблокам.

Вал отбора мощности

Способствует увеличению диапазона возможностей, делает агрегат многофункциональным. Благодаря валу устанавливается оборудование, которое за счёт движка выполняет функции в активном режиме. Например, не только выбрасывает картофель, но очищает от земли и по транспортеру доставляет в специальное хранилище.

Спектр возможностей навесного оборудования широк:

Важность ВОМ очевидна, вместе с тем и цена его иногда больше самого мотоблока.

Варианты выбора мотоблока

К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.

Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.

В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.

Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.

Виды мотоблоков, их преимущества и недостатки

Ниже в таблице приведены разновидности мотоблоков с их основными плюсами и минусами.

Вид агрегатаПреимуществаНедостаткиОбщая характеристика
Мотоблок лёгкийХорошие скоростные данные, эффективно обрабатывает почву, требует сравнительно немного топлива.Проводит не очень глубокую пахоту почвы.Оптимальное решение для тех, кто трудится на дачных участках и в ЛПХ. Может управлять плугом, окучником, другими орудиями и приспособлениями.
Мотоблок среднийВал отбора мощностей, дифференциал, скорость, надёжность узлов.Сравнительно высокая стоимость, неглубокая вспашка, небольшая ширина захвата, недостаток мощности для некоторого навесного оборудования.Наиболее удачный баланс стоимости и функциональности. Рекомендуется для работы в небольших хозяйствах. Можно использовать со многими навесными приспособлениями.
Мотоблок тяжёлыйЭффективная и скоростная работа по обработке площадей, использует широкий ассортимент навесного, есть дизельные модификации.Достаточно высокие цены не только на сам агрегат, но и затраты на расходные материалы (горючее и т.п.).С успехом используется как в средних, так и крупных фермерских хозяйствах.

Мотоблоки классифицируются также по типу движка:

  • Бензиновый. Главное отличие – топливо воспламеняется искрой свечи. Как правило, такой агрегат покупают для обработки маленьких участков земли. Его главным плюсом является низкая цена. Он отличается небольшой массой, прост в управлении, свободно заводится при любой погоде, не требует больших затрат на обслуживание и ремонт. Мощность достаточно высока – 6-9 л.с. Менее шумный, чем агрегат с дизелем, и более экологичен по количеству выхлопов газов в атмосферу. Среди недостатков можно назвать использование 92 бензина.
  • Дизельный. Для воспламенения применяются свечи накаливания. По цене значительно превосходит своих собратьев – и это при той же мощности, показателях обработки земли, скорости вращения движка. Объясняется это тем, что такой мотоблок имеет большую проходимость, способен «вкалывать» непрерывно на больших и сложных участках, употребляя меньше горючего, к тому же дизтопливо по стоимости уступает бензину АИ-92. Неслучайно дизельный агрегат выбирают профессионалы для работ на фермерских полях, а безиновый – дачники.
  • С валом отбора мощности (ВОМ). Отличие – универсальность. Отличается широким набором функций, которые помогают механизировать ручной труд. Такие агрегаты участвуют в посадке газонов, различных сельскохозяйственных культур, могут выступать в качестве мусоросборника, выполнять другие коммунальные функции. Большинство моделей имеет 4-х тактные одноцилиндровые движки, а также механизмы ВОМ, позволяющие применять активное навесное оборудование посредством шлицевого вала.

У популярных производителей, как правило, налажен выпуск как бензиновых, так и дизельных агрегатов.

Грунтозацепы для мотоблока

Для эффективной работы с некоторым навесным оборудованием (например, с плугом) необходимо усилить сцепление мотоблока с грунтом. Это делается для более тщательного прохождения различных участков. Для решения этой задачи существуют грунтозацепы, которые представляют собой металлические колеса с шипами, которые, впиваясь в землю, как раз и обеспечивают отличное сцепление с грунтом.

Двигатель

Существует условное подразделение двигателей по классам:

Отличия между ними состоят в мощности и моторесуре. Лёгкие агрегаты, как правило, комплектуются двухтактными двигателями, мощные – четырёх, при этом в независимости от того, бензиновые они или дизельные. Первые – менее мощные, больше шумят и выбрасывают выхлопных газов. Четырёхтактные – лучше по всем показателям, однако и цены на них выше.

Двигатель мотоблока

На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели: на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные.


Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора.

Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.

Другие параметры мотоблока

Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.

Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.

Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.

При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.

Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.

Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.

Инструкция по эксплуатации

Чтобы мотоблок прослужил как можно дольше, а работа с ним была простой и комфортной, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.

  • Обкатку нового мотоблока производят в течение 25 часов, после чего доливают масло в редуктор и полностью меняют смазку в картере. Очередную замену масла выполняют через каждые 50 часов работы.
  • Через каждые 100 ч эксплуатации мотоблок очищают от грязи и пыли, меняют масло в редукторе и устанавливают новые ремни, а каждые 300 часов производят смазку тросиков дросселя и сцепления.
  • Установка дополнительных модулей, таких как плуг, помпа, фреза, картофелекопалка или косилка должна выполняться при выключенном двигателе и на ровной площадке.
  • При пробуксовке колёс на тяжёлых грунтах и глинистых почвах необходимо навешивать на агрегат дополнительные грузы, а при работе с плугом на целине – противовес.
  • Управлять мотоблоком лицам моложе 18 лет категорически запрещено.
  • Для продления срока службы аккумулятора мотоблока, хранить его нужно при температуре не ниже 10 градусов. В противном случае плотность электролита снижается, а износ пластин, напротив, возрастает.
  • Периодически следует проверять воздушный фильтр и натяжение приводного ремня, а также протягивать гайки, которые под воздействием вибрации ослабевают.
  • При появлении постороннего стука в двигателе либо при обнаружении других неполадок пользоваться мотоблоком запрещается.

При отсутствии определённых технических знаний и навыков выполнять самостоятельный ремонт сложных узлов и агрегатов не рекомендуется.

О том, как правильно обкатать мотоблок, смотрите в следующем видео.

Как подготовить к работе?

Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск.

Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается.

Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.

Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить.

Как правильно заводить?

Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.

  • Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.
  • Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.

Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.

Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.

Картофелекопалка для мотоблока


Картофелекопалка позволяет минимизировать ручной труд человека при выкапывании картофеля.

В зависимости от принципа работы можно разделить картофелекопалки для мотоблока на:

  • простые (универсальные). Они имеют вид лопаты с зубцами сверху, состоят из лемеха, вытряхивателя и простой стойки. В процессе работы острая часть картофелекопалки приподнимает почву, которая вместе с клубнями попадает на зубцы. Затем все лишнее отряхивается и готовый к ручной сборке картофель остается на поверхности. Такой тип стоит достаточно недорого, подходит для использования в почвах легких и средней тяжести. Средняя глубина копки для простых картофелекопалок составляет 150 мм, а ширина захвата – 200 мм.
  • вибрационные (грохотные, вибрационно-грохотные). Их конструкция включает лемех в виде активного ножа и вибрационный стол-решетку. Работая, эта картофелекопалка ножом срезает клубни, которые попадают на грохот и механически отделяются от земли: грунт просеивается через решетку, а картофель откидывается в сторону. Средняя глубина подкапывания данных моделей равняется 150-200 мм, ширина захвата составляет от 360 до 400 мм. К выбору вибрационной картофелекопалки нужно подходить крайне внимательно, чтобы модель оборудования походила к конкретному мотоблоку.
  • транспортерные (ленточные). Они по своей конструкции похожи на вибрационные картофелекопалки, но оснащены транспортерной лентой. Именно проезжая по этой ленте, клубни очищаются от грунта и остаются неповрежденными. Глубина копки ленточной картофелекопалки – 200 мм, а ширина захвата достигает 530 мм. 

Косилка для мотоблока

Косилки бывают сегментными или роторными (дисковыми).


С их помощью скашивают ботву, ухаживают за газоном и заготавливают сено.

Сегментная косилка бывает пальцевая и безпальцевая. Принцип их работы отличается движением режущего элемента: в первом случае движение происходит в возвратно-поступательном направлении, во втором — в противоположном.Сегментная косилка оптимально подойдет тем, кому предстоит выполнить обработку достаточно ровного земельного участка.

Роторная (дисковая) косилка для мотоблока подойдет для выполнения более тяжелых задач. Такая косилка бывает однодисковая и двухдисковая.


Если ваш мотоблок оснащен роторной косилкой, прежде всего, нужно подобрать идеальное соотношения оборотов мотора и скорости передвижения мотоблока. Эти показатели во многом зависят от вида травы, ее густоты и жесткости.

От правильной настройки косилки зависит качество покоса травы. Если вы заметили нескошенные участки – это сигнал неисправности. Зачастую, это плохо заточенные ножи или проскальзывание ремня. В таких случаях ножи нужно немного подточить, а ремень – натянуть. Если же Вы ощущаете слишком высокий уровень вибрации, проверьте и подтяните крепления.

Культиваторы для мотоблока

Культивация, или фрезерование почвы – базовый и один из основных процессов, который выполняет мотоблок. Суть культивации состоит в крошении грунта и перемешивании его на глубине до 30-40 см. Глубина варьируется в зависимости от типа и модели мотоблока.

Условно все культиваторы можно разделить на 2 большие категории по типу рабочего органа: фреза «гусиные лапки» и фреза саблевидного типа.

Ножи саблевидного типа часто называют стандартной почвофрезой, поскольку это – наиболее распространенный и популярный вариант. Такая навеска часто идет в базовом заводском комплекте. Широкую распространенность объясняет универсальность устройства: он может работать практически с любым типом почвы.

Саблевидные ножи почвофреза изготавливаются из очень прочной высококачественной углеродистой стали. Помимо этого, такая фреза имеет разборную конструкцию, поэтому установка, обслуживание и транспортировка инструмента максимально простая. Сталь, из которой изготавливаются ножи, совершенно не восприимчива к сварочным работам.

Фрезой «гусиные лапки» пользуются при обработке целинных или твердых почв. Такой инструмент стал использоваться сравнительно недавно. Хорошо проявляет себя при работе на каменистом грунте. При производстве фрезы «гусиные лапки» используется обычная углеродистая сталь, однако преимуществом является то, что инструмент поддается сварке и ремонту.


При работе с фрезой необходимо установить в задний кронштейн мотоблока сошник. Его нужно зафиксировать в среднем положении. Затем, работая, вы окончательно отрегулирете глубину, которая зависит от плотности и качества обрабатываемого грунта.

Обратите внимание на этот вопрос, поскольку именно от корректной регулировки сошника будет зависеть и ваше удобство, и качество обработанной земли. Часто возникает ситуация, когда мотоблок «роет на месте», показывает недостаточную глубину культивации или же вам приходится прилагать существенные усилия для работы. Именно правильная регулировка сошника решит такие проблемы.

Помните, что ни давить, ни дергать, ни толкать, ни наваливаться на мотоблок не нужно – он сам выполнит всю работу, а вы лишь должны его направлять и контролировать.

Курсовая работа — реконструкция культиватора с изменяемыми параметрами

Сельское хозяйство, агропром

Мотоблок, как и трактор, имеет довольно большое количество различного навесного оборудования. В базовую комплектацию, как правило, входят колеса и культиватор, остальное оборудование потребитель приобретает отдельно от мотоблока, выбирая только актуальные в своём хозяйстве приспособления.

Ниже приведу лишь некоторое навесное оборудование. Обратите внимание, что для мотокультиватора подойдет далеко не вся.

Окучники для мотоблока

С помощью окучников окучивают растения и рыхлят почву межу рядами, чтобы удалить сорняки. С помощью окучников земля насыщается кислородом, и, соответственно, культуры дают более качественный и хороший урожай.

Дисковый окучник – наиболее популярный и распространенный тип окучников. Он представляет собой специальную стойку, к которой крепится один или два диска.

Есть так называемый классический окучник-«стрела». Это очень простая конструкция, которая, помимо, непосредственно, окучивания культур, нарезает борозды для их посадки. Но для него надо предусматривать более широкое расстояние между рядами.

Бывает однорядным и двухрядным.

Особенности эксплуатации мотоблоков и мотоорудий. примеры производительности и экономичности агрегатов

Необходимым условием правильной эксплуатации агрегатов на базе мотоблоков и мотоорудий является знание их технологических и экономических возможностей, и в первую очередь производительности и топливной экономичности. В этом отношении необходимая информация может быть получена при анализе результатов проведенных в стране испытаний отечественных и зарубежных агрегатов, сформированных на базе мотоблоков и мотоорудий, а также отдельных сельскохозяйственных орудий.

В табл. 7.1 представлены результаты испытаний агрегатов в комплекте с сельскохозяйственными орудиями, разработанными ВИСХОМом для мотоблоков. Там же даны и скорости, развиваемые агрегатами при выполнении соответствующих технологических операций. Испытания почвообрабатывающих орудий проводились на полях Одесского филиала НАТИ 113]. Для испытаний был» выбраны три типа почвы: южный малогумусный чернозем южный тяжелосуглинистый чернозем и южный слабо смытый чернозем. Поля имели ровный рельеф.

Мотоблок и мотокультиватор:ликбез от дилетанта estimata

Влажность почвы измерялась в слоях от поверхности 0-30 см, а средние ее значения для отдельных технологических операций представлены в таблице, где даны также средние значения твердости почвы по результатам ее измерения в слоях от поверхности 0-25 см. Число сорняков на 1 м2 обрабатываемой почвы составляло 24-33 шт. Высота их колебалась в пределах 1,6-7,8 см, хотя отдельные сорняки достигали высоты 35 см.

Данные в скобках — результаты испытаний почвообрабатывающих орудий, проведенные ВИСХОМом на среднесуглинистой почве со средними влажностью (17 %) и твердостью (1,12 МПа). Влажность почвы так же, как и ее твердость, измерялась в слоях глубиной 0-25 см. Число сорняков колебалось в пределах 19-38 шт. на 1 м2. Высота их составляла 3,8-15,1 см, а отдельные экземпляры достигали высоты 42,4 см. Во время испытаний отмечалось удобство в эксплуатации однолемешного однокорпусного оборотного плуга ПСН118, который фбеспечивает как круговой, так и челночный способы работы. Однако при вспашке наблюдалась неполная заделка на дно борозды растительных остатков, так же как н недостаточно полное копирование микрорельефа поля культиватором и рыхлителем при выполнении ими соответствующих технологических операций.

Мотоблок и мотокультиватор:ликбез от дилетанта estimata

При испытании почвенной фрезы, ширина захвата которой регулируется в интервале 45-60 см, было отмечено практически полное (98,9 %) уничтожение сорняков. Средняя высота гребней на поверхности почвы после ее обработки составляла 1,3 см, забивания и залипания рабочих органов фрезы не наблюдалось. Испытания сенокосилки проводились на участке с естественным травостоем высотой 29,8 см. Средняя влажность травы составляла 54 %, а урожай листостебельной массы соответствовал 30,5 ц/га. Снегоочиститель испытывался на ровном участке с толщиной снежного покрова 22 см, рабочая скорость составляла 2,74 км/ч. При работе же с прицепной тележкой скорость агрегата составляла 8,68 км/ч.

Глубина вспашки мотоблоком МБ1 с оборотным плугом ПСН118 составляет около 20 см. Скорость движения с плугом 4 км/ч. Для работы с плугом на тяжелых почвах предназначаются сварные металлические колеса, имеющие увеличенные диаметр и ширину. Грунтозацепы, выполненные на ободе колес, имеют вид угольников, что исключает их пробуксовку, поэтому тяговое усилие агрегата с этими колесами, возрастает до 2 кН. Глубина обработки вспаханной почвы фрезой достигает 10-15 см за один проход. Ширина захвата фронтальной навесной косилки 110 см при скорости от 2,5 до 5 км/ч. Производительность косилки при средней скорости составляет0,35 га/ч 118, 21 ].

Производительность мотоблока М3 на эксплуатационных, испытаниях [201 при сплошной обработке почвы фрезой состарляет 0,051 га/ч. Расход топлива при этом равен 16,0 л/га. При междурядной обработке с окучиванием и кошении трав производительность мотоблока составляла соответственно 0,025 и 0,144 га/ч при расходе топлива 16,0 и 5,0 л/га. При работе с прицепной тележкой грузоподъемностью 200 кг производительность составляет 1,6 т. км/ч, а расход топлива равен 1 л/ч.

По данным работы [9], однокорпусный оборотный плуг MR44N фирмы «Мацуяма» (Matsujama, Япония) имеет ширину захвата 21-25 см, глубину обработки 12- 21 см и среднюю производительность 0,6-0,7 га/ч. Плуг предназначен для работы с мотоблоками мощностью 2,9- 4,4 кВт при скорости 3 км/ч.
Производительность агрегата зависит от большого числа факторов, в том числе технического состояния мотоблока и орудия, его регулировок, выбранного режима работы и навыков оператора.

В табл. 7.2 представлены некоторые производственные характеристики мотоблока МТЗ05 с сельскохозяйственными орудиями, полученные заводом при полевых испытаниях. Для каждого агрегата на базе указанного мотоблока в табл. 5.1 приводились рекомендуемые МТЗ значения ширины колеи колес и давления в шинах, которые, в свою очередь, влияют на устойчивость и управляемость агрегата, а следовательно, и на его производительность.

В табл. 7.3 даны результаты испытаний агрегатов на базе зарубежных мотоблоков, которые были проведены в СССР [17]. Мотоблок «Норлетт8000» при глубине вспашки 14,5 см и ширине захвата 20,3 см показал производительность 0,0497 га/ч. Топливная экономичность при этом составила 28,23 кг/га. В таблице показаны также результаты производительности и топливной экономичности при агрегатировании данного мотоблока с почвенной фрезой и тележкой. Следует отметить, что на операциях вспашки, фрезерования и кошения травы нагрузка двигателя составляла соответственно 63, 80 и 79 % от номинального значения.

Мотоблок и мотокультиватор:ликбез от дилетанта estimata

Испытания мотоблока «Хонда F600», выпускаемого по лицензии в Югославии, дали более высокие показатели по производительности. Это объясняется тем, что мотоблок имеет большее число, рабочих передач в трансмиссии и это позволяет более полно использовать мощность его двигателя. Мотоблок «Исеки КС5001» показал меньшую, чем «Норлетт8000», производительность на вспашке в агрегате с тележкой, но большую — при фрезеровании почвы. При этом он имел лучшую экономичность, особенно заметную при работе в агрегате с почвенной фрезой.

Мотокультиватор МК1 предназначен для обработки участков площадью 0,04-0,1 га, при этом, по данным заводаизготовителя, его ориентировочная топливная экономичность составляет 1,2 кг/ч. С помощью МК1 можно осуществить фрезерование почвы на глубину 20-25 см за один проход для легких почв и за два и более проходов — для тяжелых. Ширина захвата фрезы также зависит от характера обрабатываемой почвы и колеблется от 326 до 578 мм. Для легких почв ширина захвата может быть увеличена до 830 мм за счет установки, как уже отмечалось, дополнительной пары звездочек фрезы. Производительность на пахоте достигает 200 м2 в час [21 ].

При испытаниях мотофрезы «Исеки МС1» с двигателем мощностью 1,62 кВт было установлено, что за 1 ч основной работы с ее помощью можно провести обработку 50 м2 почвы в парнике на глубину 3-12 см. Ширина захвата фрезы составляет 500 мм, а частота ее вращения — 140 мин»1. Ширина захвата почвенных фрез, агрегатируемых с другими японскими мотоблоками и имеющими мощность двигателя около 5 кВт, составляет 700-850 мм при глубине обработки почвы 10-20 см. Частота вращения фрезы 150-600 мин1. По данным работы [9], сенокосилки фирмы «Гольдони» имеют ширину захвата 500-• 1500 мм. Частота колебаний ножа составляет 500-700 раз в минуту при скорости агрегата 2,4-3,6 км/ч. Потребная мощность мотоблока для средних условий скашивания 2,2-2,9 кВт.

Параметры навесного оборудования

Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.

Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.

Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.

Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.

В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.

Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.

В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.

Параметры трансмиссии

Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.

В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.

Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:

  • Цепной. Вращающий момент передается с двигателя на ведущую ось посредством цепной передачи. Это дешевый и довольно надежный способ реализации редуктора. К его достоинствам относят простоту и относительную надежность конструкции. К недостаткам — непереносимость чрезмерных нагрузок. При приложении к цепи высокой нагрузки, как правило, она растягивается и может оборваться. К тому же, в таком типе редуктора может быть реализовано лишь по одной передаче для движения вперед и назад.
  • Червячный. Самый простой и дешевый способ передачи момента. Поскольку в системе нет ничего более кроме червячного вала и приводимого им зубчатого колеса, такой редуктор имеет довольно высокий КПД (98 %). Однако ресурс узла очень ограничен и сильно зависит от условий эксплуатации и прилагаемых к нему усилий. Переключения скоростей нет. Скорость вращения колес напрямую зависит от оборотов двигателя.
  • Шестеренчато-цепной редуктор обладает высокой надежностью и ресурсом. Момент с главной шестерни, как и в случае цепного редуктора, передается на ведущую ось цепью, а вот изменение передаточного отношения происходит путем зацепления определенных пар шестерен. Именно в этом типе редуктора наиболее просто реализован механизм переключения передач. Слабое место все то же — цепная передача в составе редуктора.
  • Шестеренчатый редуктор. Самый дорогой и самый надежный способ доставки момента на ведущую ось. Обладает высокой надежностью и ресурсом. В то же время — это самое шумное решение.

Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.

Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:

  • ременное;
  • клиноременное;
  • дисковое;
  • многодисковое;
  • фрикционное.

Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.

Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:

  • малый КПД, поскольку много энергии вращения расходуется на трение;
  • невозможность передачи большого крутящего момента, ремень будет проскальзывать, нагреваться и в конечном итоге просто порвется. По этой причине ременное сцепление не используется в связке с мощной силовой установкой.

Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.

Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения.

Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.

Параметры, влияющие на качество обработки почвы

В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.

Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации.

По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.

Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.

Плуг для мотоблока

В зависимости от твердости почвы, особенностей работы и вида мотоблока все плуги для мотоблока делятся на три основные категории.

Чтобы эффективно справляться со своими функциями, плуг должен соответствовать типу почвы, на котором ему придется работать. Естественно, что плуг для мягкой почвы будет абсолютно неэффективен при работе на твердых поверхностях. Не менее важно правильно соотнести все размеры мотоблока и плуга, а также обратить внимание на сопутствующие настройки.

Прицеп

У некоторых моделей есть возможность цеплять тележки, тем самым превращая агрегат в своеобразный мини-трактор. Это требует наличия в КПП хороших передаточных соотношений – без них импровизированный агрегат будет передвигаться не более 2км/ч. Будет хорошо, если производитель агрегата выпускает и тележки.

Редуктор

От его качества будет зависеть срок эксплуатации и эффективность работы оборудования в целом. Данное устройство способствует передаче мощностей с вала двигателя к рабочим узлам агрегата. Лёгкие и недорогие модели могут не иметь разборного редуктора, значит, его нельзя будет ремонтировать.

Сеялки для мотоблока

Сеялки применяются для посева зерновых и овощных культур.


По виду высева семенного материала сеялки для мотоблоков бывают:

Перед покупкой сеялки необходимо убедиться, что она действительно подходит именно для вашего мотоблока и предназначена именно для нужной вам посадки (для картофеля, зерна и т.п.). Обычно, каждый агрегат требует от мотоблока определенного запаса минимальной мощности.

Существуют фирменные модели сеялок, которые могут быть агрегатированы только на одну модель мотоблока. Есть и универсальное навесное оборудование, которое можно устанавливать большинство моделей, независимо от производителя.

Система агрегатирования мотоблока (навесное оборудование)

Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.

Система управления

Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией.

Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»).

Снегоуборщик для мотоблока

Снегоуборочная приставка предназначена для уборки снега с дороги, тротуаров и т.п..


Чистить им сырой снег затруднительно, т.к. снег постоянно забивает дополнительный направляющий желоб и приходится его прочищать.

Тележка для мотоблока

Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов.

Прицеп служит для транспортировки грузов, может быть обычным или иметь опрокидывающийся кузов.

Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге.

Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными. По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).

Обратите внимание, что мотоблок и мотокультиватор не являются транспортным средством допущенным к передвижению по дорогах общего пользования.

Устройство мотоблока

Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.

Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.

Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).

Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий