Навесное оборудование для мотоблоков: виды навески, как сделать своими руками

Навесное оборудование для мотоблоков: виды навески, как сделать своими руками Мотоблоки
Содержание
  1. Навесное оборудование для мотоблоков. что может сделать навесной комплект инструмента
  2. Что это такое?
  3. Основные преимущества нового инструмента
  4. Самодельная картофелесажалка для мотоблока
  5. Самодельная картофелекопалка к мотокультиватору
  6. Адаптеры
  7. Алгоритм создания классического варианта для мотоблока:
  8. Заводские варианты прицепов
  9. Зубовая борона своими руками
  10. Как сделать культиватор для мотоблока
  11. Какие фрезы лучше
  12. Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?
  13. Картофелекопалка для мотоблока
  14. Конструктивные особенности самодельной бороны
  15. Методы изготовления
  16. Навесное оборудование для мотоблоков мтз. 1 навесное оборудование для мотоблоков мтз
  17. Область применения
  18. Ошибки настройки
  19. Плоскорезы производства «алтайсельмаш»
  20. Польза рыхления
  21. Разновидности борон
  22. Сборка прицепа для мотоблока нева своими руками
  23. Технические характеристики комплекта для прополки и окучивания
  24. Универсальные приспособления для мотоблоков

Универсальный характер конструкции мотоблока подразумевает, что дополнительный рабочий инструмент и оборудование используется исключительно, как навесное для мотоблока. В процессе работы его можно легко снять и заменить, без вмешательства в конструкцию мотоблока.

В подавляющем большинстве навесное оборудование для мотоблока разрабатывают и выпускают, прежде всего, для обработки почвы и выращивания овощных и зерновых культур на небольших площадях приусадебных участков. Поэтому все навесные инструменты можно соотнести на три категории:

  • Оборудование для вспашки, культивации, фрезерования, нарезки борозд, волочения и боронения земли. Для работы с подготовкой почвы производится наибольшее количество насадок и навесного оборудования, как производителями мотоблоков, так и фирмами, реализующими сельхозинструмент;
  • Дополнительная механизация, используемая для тонкой работы с посадкой семенного материала и сбором урожая, к ним же можно отнести мотокультиваторы, косилки и другое оборудование для работы на грядках;
  • Вспомогательное навесное оборудование и насадки. Как ни странно, но на выполнение вспомогательных работ, транспортных операций и использование в качестве снегоуборщика приходится почти половина моточасов работы мотоблока с навесным оборудованием.
Про мотоблоки:  Навесное оборудование для культиватора: выбор насадок для мотокультиватора. Характеристики снегоуборщика. Советы по эксплуатации

Важно! Благодаря высокой степени унификации конструкции основного блока с мотором, владельцы разных моделей мотоблоков могут частично адаптировать к своим агрегатам насадки и навесные инструменты для «чужих» моделей. Особенно, если речь идет о «советских» моделях

Что это такое?

Окучником для мотоблока называют приспособление, посредством которого можно эффективно вспахивать и культивировать землю разной протяженности и степени сложности грунта. Посредством этой насадки можно выполнять окучивание выращиваемых культур, а также рыхлить, перекапывать почву и бороться с сорными растениями.

Устанавливают окучники и пропольники на мотоблок посредством особых креплений. Навесное оборудование подразумевает разную высоту окучивания и глубину проникания в грунт. Одновременно с рыхлением выполняется подъем почвы на нужную высоту и аэрация. В зависимости от разновидности модели она может предусматривать варьирование ширины и высоты окучки, смену угла наклона.

Однако модели подбирают конкретно к определенной разновидности мотоблока.

Они отличаются эффективностью и качеством обработки почвы.

Классифицировать разновидности окучника можно по конструктивным особенностям и принципу действия. Исходя из этого, можно выделить 3 типа: дисковый, листерный и пропеллерный. Каждая модификация имеет свои характерные особенности.

Основные преимущества нового инструмента

Плоскорез – одна из разновидностей культиватора, своеобразный гибрид ножа и бороны. Благодаря установленному параллельно грунту или под небольшим углом к нему лезвию это орудие для обработки почвы срезает на небольшой глубине корни сорняков, но не переворачивает почву, сохраняя в ней большее количество влаги. Помимо удаления сорняков и сохранения влаги, инструмент выполняет еще несколько важных задач:

  • Улучшения структуры грунта;
  • Разрушение образовавшейся после дождя корки;
  • Насыщения верхнего шара грунта кислородом.

Плоскорезом можно проводить сплошную обработку почвы, подготавливая ее для посева или посадки культур, а можно и междурядную обработку посевов. Единственное неудобство работы с плоскорезами – разные культуры имеют разную ширину междурядий, потому для их обработки нужны инструменты с разной длиной рабочего лезвия.

Еще сравнительно недавно плоскорез для мотоблока был диковинкой. Сегодня уже не проблема приобрести качественный заводской инструмент, но многие владельцы по-прежнему предпочитают изготавливать плоскорез для мотоблока своими руками. Имея на руках нужные чертежи, сделать самодельный плоскорез к мотоблоку не составляет особого труда.

Самодельная картофелесажалка для мотоблока

Конструкция:

Раму для навесной сажалки делают из профильной трубы путем сваривания. К ней прикрепляют стойки конвейера, фаркоп, лонжероны для обеспечения жесткости. Снизу монтируют крепежи, которые будут держать диски, обоймы и корпуса подшипников, плуг.

На вал насаживают приводную звездочку, фиксируя шпонкой. Его устанавливают в подшипники, а на край монтируют ступицу колес.

Чаши транспортера изготавливают из проволоки 5-6 мм. К кольцу диаметром 58-60 мм снизу приваривается изогнутый отрезок такой же проволоки. В результате получается углубление, в котором задержится клубень среднего размера.

Затем их приваривают к звеньям цепи посредством креплений. Интервал между ними зависит от диаметра приводной звездочки, длины цепи. Его можно установить опытным путем. Цепь транспортера монтируют на холостую звездочку и натяжное сцепное устройство. Принцип натяжения цепи  такой же как и у велосипеда.

Транспортировочную ленту соединяют и натягивают только после того,  как она  оказывается продетой через отверстие емкости для посадочного материала.

Рабочая часть транспортера должна проходить через бункер, захватывая посадочный материал. Если цепь будет цепляться за стенки бункера, это приведет к его разрушению.

Диски крепятся на специальные стойки (сектора), которые дают возможность менять угол наклона диска и глубину погружения агрегата.

Самодельная картофелекопалка к мотокультиватору

https://www.youtube.com/watch?v=4iRkqe1y5iw

Конструкция:

Подбирая габариты деталей, нужно ориентироваться на мощность мотоблока, к которому будет подключаться картофелекопалка.

Сварную раму делают из металлического уголка 60х40мм, отрезка швеллера №8, профилированной трубы.

Подвижная деталь картофелекопателя – лемех. Он состоит из стальной пластины (или нескольких пластин) и прутьев. Его крепят на элеваторный кожух при помощи четырех крепежных элементов, затянутых гайками. Все острые края на этой конструкции нужно затупить, чтобы они не повреждали клубни.

Редакционный узел состоит из двух металлических корпусов цилиндрической формы. Стаканоподобный корпус картофелекопалки должен иметь втулку для соединения ведомого и ведущего валов. Правильно собранная конструкция при установке на мотоблок в качестве навесного должна свободно вращаться.

Барабан-очиститель похож на беличье колесо, поэтому его иногда так и называют. Он состоит из двух роликовых цепей по 94 звена, одетых на специальные стержни. Эта конструкция крепится на двух фиксированных осях.

В процессе движения мотоблока, усилием вала лемех будет совершать копательные движения, меняя угол наклона. Клубни будут постепенно продвигаться через все конструкторские элементы навесного агрегата, отсеивая почву сквозь прутья, вот тогда смело можно заявить, что усовершенствование закончено.

Адаптеры

Это тележка, конструкция которой состоит из сиденья, тормоза, ручки тормоза, упора для ног, механизма сцепки, и рамы. При применении адаптера на мотоблок можно повесить дополнительное оборудование, что позволит расширить сферу деятельности и выполнять несколько функций одновременно. Адаптеры принято классифицировать по:

  • типу сцепления (рулевые и с подвижным сочленением);
  • типу расположения (передние и задние).

В рулевых адаптерах сочленение между мотоблоком и самим оборудованием очень жесткое. Управлять можно, используя отдельный рулевой узел. Колеса адаптера могут располагаться как сзади, так и спереди. В адаптерах с подвижным сочленением можно регулировать угол наклона в отношении к вертикальной оси в месте соединения. Ими сложнее управлять из-за маневров с увеличением радиуса.

Передние адаптеры расположены впереди мотоблока, в то время как точка сцепления между ними расположена сзади. Они имеют рулевое управление и более сложную конструкцию, нежели задние адаптеры. Поэтому передние адаптеры дороже. В отличие от передних адаптеров, задние располагаются сзади мотоблока, а крепятся к нему спереди.

Снегоуборщик применяют в быту, с большими масштабами не справляется. Работает при передаче мощности от мотоблока на насадку через ремень. Снегоуборочное оборудование состоит из двигателя, передних лопастей, сгребающих снег и роторный узел внутри механизма.

Алгоритм создания классического варианта для мотоблока:

  • Для начала необходимо разогреть на паяльной лампе кусок метала, который будет в дальнейшем лезвием;
  • Используя шифровочную машину, необходимо осуществить его заточку под нож;
  • Затес стоит сделать определенные отверстия для размещения в качестве навесного оборудования;
  • Приложив изделия к чертежам, нужно определить места, которые будут согнуты;
  • Нагрев эти самые фрагменты паяльной лампой, придаем лезвию нужную форму (для этой задачи можно пустить вход разводной гаечный ключ);
  • После готовый плоскорез должен быть охлажден (желательно в воде);
  • Прикрепив приспособление, можно приступать к работе.

Если же владелец земли считает, что варианты на подобии фабричных плоскорезов могут оказаться более практичными, он волен последовать дальнейшим операциям по созданию более модернизированного типа упомянутого устройства:

  • Следует отыскать небольшую в диаметре и недлинную трубу;
  • Затем сделать в ней несколько отверстий на одинаковых расстояниях;
  • После важно отыскать 2 небольших прямоугольных листов стали, придать им необходимую форму, заточить и сварить вместе в форме бумеранга;
  • Финальный шаг – соединение (так же с помощью сварочного устройства) «железного бумеранга» с трубой (основой).

В принципе, создание таких незамысловатых «помощников» это дело несложное, главное иметь необходимые инструменты, детали и желание.

Заводские варианты прицепов

В настоящее время все больше производителей выпускают в промышленных масштабах прицепы различного назначения:

Рисунок 3. Схема конструирования и крепления колес.

  1. «Булат ПМБ-1», производства Украины, имеет размеры борта 1100х1300 мм. Его грузоподъемность составляет 350 кг. Оснащен литыми колесами.
  2. Украинские производители выпускают и прицеп марки «Мотор СИЧ АД-2В». Это грузовое приспособление размерами 1200х1300 мм грузоподъемностью 350 кг на литых колесах.
  3. «Булат ПМБ-1У» тоже производят украинские специалисты. Это самосвал с кузовом размером 1100х1400 мм. Его грузоподъемность — 450 кг. Колеса в комплект не входят.
  4. Украинский прицеп без колес «Булат ПМБ-2У» является самосвалом с размерами кузова 1300х1700 мм. Грузоподъемность кузова — 550 кг.
  5. «Мотор СИЧ ТС-1» с Украины имеет кузов-самосвал размерами 1200х1300 мм, грузоподъемность 350 кг, колеса в комплекте.
  6. Российский агрегат «Мобил К ТПМ-350-1» оснащен кузовом-самосвалом размерами 1000х1300 мм. Его грузоподъемность — 350 кг. Сделан из оцинкованного железа, оснащен колесами.
  7. Китайский самосвал «PRORAB ТТ-502» грузоподъемностью 380 кг имеет кузов 1100х1500 мм и литые колеса.
  8. Российский «КАДВИ ПМ-04» — прицеп бортового типа. Кузов 1150х1200 мм имеет грузоподъемность 500 кг, поставлен на пневмоколеса.
  9. «КАДВИ АМПК-500» с полным приводом — это прицеп с бортовым кузовом размерами 1100х1100 мм. Его грузоподъемность — 500 кг. Колеса идут в комплекте. Производство России.
  10. «Grillo G55-107» — это аппарат совместного производства России и Италии. Бортовой вариант с кузовом 1250-1400 мм. Грузоподъемность — 350 кг. Оснащен колесами.
  11. «Беларус МТЗ-750» производства Белоруссии — это бортовой вариант с кузовом 1200х1650 мм. Его грузоподъемность составляет 750 кг. Оснащен колесами.

Некоторые производители известных мотоблоков предлагают приобрести готовые наборы для переоборудования. Для изготовления мини-трактора они выпускают комплекты, в которые входят:

  • рама несущая;
  • защитный кожух для ремней;
  • крылья;
  • тормозной цилиндр с бачком;
  • рычаги, которые блокируют полуоси;
  • тормозной барабан;
  • опорный диск;
  • рулевая колонка;
  • серьга.

Подобные комплекты выпускаются украинскими и китайскими производителями. Из них можно собрать мини-трактор вдвое дешевле, чем купить его в готовом виде.

Зубовая борона своими руками

Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.

Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.

Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.

Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.

Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:

  1. Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
  2. Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
  3. На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
  4. На втулку монтируют дышло.
  5. К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.

Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.

Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.

Как сделать культиватор для мотоблока

Перед изготовлением культиватора к мотоблоку своими руками необходимо все металлические элементы обработать специальным антикоррозионным составом от преждевременного появления ржавчины после частого соприкосновения с землей.

Простые модели можно выполнить без чертежей. Чтобы сделать и правильно собрать более сложные устройства, необходимо спланировать работу, рассчитать размеры модуля и деталей.

Самодельный культиватор из вил — простой способ переробки (переделки) изделий. Для этого зубья механизма молотком отгибаются по типу штопора и насаживаются на рукоятку. В качестве рукоятки применяют черенок от лопаты. Для крепления используют изоленту.

Некоторым мастерам удается сделать культиватор своими руками из велосипедной рамы с колесом. Между 2 блоками базы приваривается или скрепляется болтами стальной стержень. К поперечине монтируется головка. Для такой конструкции рекомендуют брать колесо средних размеров.

Чтобы грамотно собрать дисковый культиватор и правильно работать с фрезами, необходимо спроектировать схемы узлов и отдельных деталей. С учетом деформации дисков применяют специальные регулирующие гайки. Диски привариваются к втулкам, расположенным на вращающейся оси со скобами.

Какие фрезы лучше

Насадки саблевидного типа подходят для любого грунта. Для участков с камнями и большими корнями рекомендуют использовать навесные механизмы с высокими эксплуатационными показателями. В активных фрезах ножи не ломаются из-за качественного материала изготовления.

Гусиные лапки отличаются большой проходимостью фрезы по целине, нетронутой сельскохозяйственной техникой, в результате чего грунт легко и быстро обрабатывается, тщательно измельчается земляной ком, перемешивается на глубине 30-40 см. Они удобны для обработки земли каменистого и твердого типов, борьбы с сорняками и устанавливаются как на мотокультиваторы, так и мотоблоки.

Недостатком орудия является меньшая прочность. В процессе эксплуатации ножи необходимо постоянно осматривать на наличие повреждений и ремонтировать. Материал гусиных лапок имеет не такие высокие прочностные характеристики, как легированная или высокоуглеродистая сталь, тем не менее хорошо поддается сварочным процессам.

Какое навесное оборудование для мотоблока можно сделать своими руками?

Здесь все зависит от квалификации домашнего мастера и набора инструмента, которым он располагает. Новичкам мы советуем начинать свои опыты с самых простых конструкций – веерной картофелекопалки или окучника.

Конструкция устройства для копки картофеля представлена на эскизе. Она состоит из широкой гнутой пластины (лапы), приваренной к вертикальной сошке и полевой планке. К задним краям лапы с помощью сварки крепятся зубья из арматуры.

Из окучников проще сделать дисковую модель. Ее главные элементы – диски можно вырезать из торцов старых газовых баллонов. У них подходящая форма, диаметр и толщина металла.

Конструкционных решений самого устройства придумано достаточно много, в этом вы можете убедится посмотрев видео-ролики самодельщиков, а также различные сборочные схемы.

Один из примеров устройства регулируемого дискового окучника

Кроме тарельчатых дисков потребуются:

  • две стойки из стальной полосы;
  • два подшипника качения;
  • болты для крепления стоек к раме и регулировки поворотных секторов;
  • поперечина из профильной трубы;
  • Т-образный поводок.

Главное условие качественной работы такого механизма – точность изготовления всех деталей и симметричность установки дисков. В противном случае его будет уводить во время движения с борозды.

Картофелекопалка для мотоблока

Картофелекопалки различного типа пользуются огромной популярностью среди фермеров. Эти устройства избавляют людей от тяжелого ручного труда, ускоряя в несколько раз процесс уборки урожая. имеет очень простую конструкцию. Изготовить ее можно из металла, который остается после строительства и ремонта дома.

Для работы потребуется:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • электродрель;
  • тяжелый молоток;
  • наковальня;
  • профильная стальная труба 20х40 мм;
  • арматура 12 мм;
  • жесть (лучше нержавеющая);
  • штыковая лопата без черенка.

Приставка к мотоблоку делается в подвесном или прицепном (модульном) исполнении. Подвесной инструмент только выкапывает клубни, оставляя их лежать на поверхности для последующей ручной сборки. Картофелекопалка модульного типа не только извлекает урожай из земли, но и собирает его в мобильную емкость на шасси.

Изготовление копалки проводится в такой последовательности:

  1. Составление чертежа. Ширина копалки должна быть в пределах 25-30 см. Угол атаки острия берется перпендикулярным сошнику, чтобы инструмент не зарывался в грунт.
  2. Арматура нарезается на фрагменты заданной длины. С помощью молотка и наковальни им придается требуемый изгиб.
  3. Из профильной трубы и жести собирается контейнер для клубней. К раме контейнера приваривается шасси или полозья. Полозья делаются из труб, а шасси берется от старой коляски, тележки или газонокосилки.
  4. К лопате привариваются держатель и прутья арматуры. К держателю приваривается дышло, которое закрепляется на сборочном контейнере. Соединения делаются подвижными на болтах или шарнирах.
  5. Зачищается ржавчина и наплывы от сварки. Готовое изделие обрабатывается средством против коррозии и покрывается краской.

Регулировка и настройка копалки проводится с помощью стоек и стальных стяжек.

https://www.youtube.com/watch?v=4nnDzp3OBgU

В комплекте к копалке можно сразу изготовить дисковый окучник. Этот инструмент понадобится при посадке клубней после их заглубления в траншею, проделанную плугом. Изготавливаются окучники из старых крышек от кастрюль, профильной трубы и болтов. Из труб и небольших колес собирается тележка, на которую под определенным наклоном привариваются держатели для крышек. После заточки на камне диски устанавливаются на держатели.

Конструктивные особенности самодельной бороны

Оптимальным и самым простым вариантом для изготовления своими руками считается зубовая борона. Для ее создания потребуется внимательно изучить чертежи, в которых должна быть указана последовательность действия при сборке оборудования

Также очень важно, чтобы схемах были указаны размеры всех используемых для изготовления бороны деталей

Сама конструкция по своему внешнему виду напоминает клетку из рамы, к которой зубья крепятся посредством болтов. Передняя часть конструкции должна быть оснащена прицепным устройством, которое, в большинстве случаев, имеет форму сцепки с отверстиями. При установке на мотоблок сцепку потребуется вставить в трубу фаркопа, после чего зафиксировать оба элемента посредством пальца

Крайне важно вварить между фаркопом и сцепкой специальную цепь, которая облегчит работу с оборудованием

Клетка зубовой бороны должна быть максимально прочной, поэтому для ее изготовления следует использовать квадратные или водопроводные трубы, а также уголки для усиления стыков конструкции. Каждая деталь должна быть изготовлена из стали, толщиной не менее 5 мм, в противном случае почва будет вырывать зубья вместе с кусками металла.

Конструкция изготавливаемой решетки должна состоять из поперечных и продольных деталей. Вместе с тем, самым лучшим вариантом станет клетка, прутья в которой приварены между собой под углом в 45 ⁰ по отношению к направлению движения мотоблока. Такая самодельная борона будет гораздо меньше подвергаться нагрузкам на изгиб.

Чтобы определить размер ячеек, потребуется предварительно определиться с тем, каким образом на бороне будут размещены зубья. Для этого зубья нужно нарисовать на чертеже, а поверх них дорисовать решетку, на которой они должны крепиться. Сама рама должна обладать такими размерами, чтобы впоследствии она не мешала работать с мотоблоком

Также крайне важно своевременно учесть размеры сцепного устройства. Нужно помнить, что борону, шириной более 1 м, многие мотоблоки попросту не потянут

Для изготовления зубьев лучше всего использовать рифленую арматурную сталь. Ее диаметр должен составлять не менее 18 мм, а длина каждого изготавливаемого зубца – около 15 см. От высоты сцепного устройства высота зуба не зависит, так как самодельная борона будет крепиться к мотоблоку посредством цепи. При этом толщина последней должна быть увеличена, если на бороне закреплены толстые зубья.

Методы изготовления

Узнав, какие бывают виды изделий для пахоты, можно смастерить их самостоятельно. Правда, вам предстоит ручная сборка.

Навесное оборудование для мотоблоков: виды навески, как сделать своими руками
Как правило, заводские бороны на мотоблок выполняют из специальной стали, которая выдерживает высокие нагрузки. Конструкция изделия выглядит как зигзагообразная рама, которую можно смастерить самостоятельно, имея при себе чертежи и схемы, а также нужные материалы. Чтобы изготовить самодельную борону к мотоблоку, вам понадобятся следующие инструменты:

  • стальная полоса:
  • стойки для сцепки с мотоблоком;
  • и, конечно же, сами зубья.

С помощью сварки закрепите зубья. Это можно сделать и по-другому: приварить штыри, нарезать на них резьбу, затем на них зафиксировать гайками зубья.

Изучите схемы и чертежи, чтобы сделать отличное устройство для вашего участка. К самому дышлу оборудования нужно приделать специальную втулку, при помощи которой проводится соединение с маленьким трактором. Сделайте стойку с винтом, чтобы в дальнейшем была возможность регулировать уровень высоты — это залог равномерного погружения деталей в землю.

Навесное оборудование для мотоблоков МТЗ предназначено для расширения возможностей мотоблоков. На сегодняшний день существует немалое количество моделей, которые позволяют производить заготовку сена, стричь газоны, сажать и убирать картофель, измельчать дерево, перевозить грузы и т.д.

Навесное оборудование для мотоблоков

Перед покупкой такого оборудования следует определить диапазон и объем работ, назначение выбранной модели. Среди населения очень популярны следующие устройства: косилки, окучники, картофелекопалки , культиваторы и прицепы.

Картофелекопалки помогают выкапывать картофель из земли, выбрасывая его на поверхность. Косилки используют для покоса травы на газонах, в садах, парках. Окучники используют при прополке и окучивании земли. Культиваторы разрыхляют поверхность, ровняют почву после обработки.

Плуг для мотоблока МТЗ – механическое средство для обработки почвы, которое предназначено для вспашки земли. Вспашка – главная почвообрабатывающая операция , которая измельчает почву и укладывает ее верхний слой в борозду. Конструкция плуга состоит из рабочих органов, которые установлены на металлической раме, и вспомогательных деталей.

Область применения

Комплект для прополки и окучивания (далее «КПО») (Рис №1) представляет собой комбинированный навесной технический комплекс, предназначенный для подрезания сорныx растений пропашных культур в рядках, прополки, формирования борозд, разрыхления междурядья лопатками плоскорежущими (7) и приваливания дисковыми окучниками (8), разрыхлённой (за единый цикл) почвы к нижней части растений (картофеля, томата, конопли, кукурузы, сахарной свеклы, кормовых корнеплодов, клевера, люцерны и др.).

Данный комплект КПО решает сразу несколько агротехнических задач:

  • формирует/нарезает две борозды одновременно (на начальном этапе посевной компании);
  • рыхлит почву (на всех этапах посевной/уборочной компании);
  • создаёт дополнительный ее объем, в котором формируются клубни;
  • осуществляет подрезку лопатками плоскорезными сорняков в междурядьях (на различных этапах, по мере необходимости);
  • улучшает освещение растений, собирая их «в кучку», и не позволяя им затенять друг друга;
  • улучшает развитие корневой системы;
  • защищает растения от заморозков (актуально на раннем этапе);

Дополнительно, подсыпая к основанию стеблей дисковыми окучниками насыщенный влагой грунт (лучше всего заниматься окучиванием после дождя), мы стимулируем образование дополнительных столонов (подземных побегов), а это увеличение урожая.

Раннее окучивание заменяет и прополку, и рекомендуемое рыхление почвы.

Другой вариант трансформер — комплектации (Рис.№2) представляет из себя последовательность присоединительной сборки: агрегат тяговый → сцепка усиленная → сцепка двойная → окучиватели «Стрела». Задачи, выполняемые данным комплексом (оборачивание, рыхление, крошение, создание микрорельефа, подрезание) близки к предыдущему варианту (КПО) и различаются лишь использованием «продвинутого» окучивателя плужного типа- т.н. система «Стрела». Достоинства данной системы и чертеж будут подробно описаны в главе 3 п.4.

Все варианты адаптации полностью совместим с тяжёлыми дизельными мотоблоками [GS81D, GS81DE, GS101D, GS101DE и GS12DE — в данном случае типоразмер дискового окучивателя 390 мм] либо тракторами [T12-Dif, T-15 Dif, T-24 Dif в данном случае типоразмер дискового окучивателя 450 мм] модельного ряда «Скаут».

Ошибки настройки

Как отмечает Александр Ладыгин, правильно выбранная дисковая борона в настройках не нуждается (кроме установки глубины обработки и выравнивания горизонта навеской трактора либо гидравлическим дышлом самого орудия).При этом в отмечают, что одной из характерных ошибок эксплуатации дисковых борон, особенно двухрядных, является неравномерность заглубления рабочих органов машины. А именно — излишнее углубление переднего ряда дисковой батареи.

По наблюдениям Василия Лебедя, многие агрономы настаивают на такой регулировке, аргументируя это тем, что передний ряд дисков работает с более плотным слоем почвы, чем задний.

Однако если настраивать дисковую борону таким образом (передний ряд ниже), то, учитывая, что передние диски и без того работают в более плотной почве, получится, что машину будет «уводить» под углом к линии движения либо вправо, либо влево в зависимости от того, в какую сторону направлен передний ряд дисков, объясняет Вячеслав Векленко.

Кроме того, страдает и сама рама, и подшипники на переднем ряду дисковой батареи, которые быстрее выходят из строя, добавляет представитель . И быстрый и частый выход из строя подшипников в первом ряду батареи говорит о том, что он был слишком сильно и неравномерно заглублен относительно заднего ряда и всю нагрузку принимал на себя.

Здесь, скорее, рекомендовано обратное: немного вымелить передний ряд дисков, чтобы выровнять сопротивление почвы обработке для переднего и заднего ряда дисков, который идет по уже «вскрытому» пласту, рассуждает Вячеслав Векленко. Но какой должна быть разница глубины хода дисковых батарей, нельзя жестко определить «табличным способом», это как раз случай для тонкой регулировки в полевых условиях.

Плоскорезы производства «алтайсельмаш»

История плоскорезов, как широкозахватных КПШ (культиватор плоскорез широкозахватный), так и глубокорыхлителей ПГП (плоскорез глубокорыхлитель прицепной) или ПГН (плоскорез глубокорыхлитель навесной) началась в 60-х годах прошлого века, после того, как в Западной Сибири и Казахстане на распаханных целинных землях стали учащаться пыльные бури.

Ветровая эрозия разрушала плодородие возделанных земель, и чтобы не потерять урожай зерновых, крупные заводы, в том числе и «Алтайсельмаш», получили указание производить плоскорезы, сеялки-культиваторы, глубокорыхлители. И начиная с 1965 года целинные совхозы стали их получать в большом количестве.

«Алтайсельмаш» и сейчас продолжает выпускать эти машины. Плоскорезы КПШ, с пятью и девятью рабочими органами и глубокорыхлители с тремя, пятью, семи и девяти рабочими органами.

Плоскорезы КПШ и глубокорыхлители завод выпускает не только в навесном, но и прицепном исполнении.

Рассмотрим технические характеристики нескольких машин.

Культиватор-плоскорез прицепной КПШ-9П.

Применяется в степных районах с недостаточным и неустойчивым увлажнением и почвами, склонными к ветровой эрозии в зонах 5–10 при уклонах поверхности поля на более 8°, при влажности почвы в пределах 12…25% и твёрдости не более 2,5 МПа.

Польза рыхления

Навесное оборудование для мотоблоков: виды навески, как сделать своими руками
В позапрошлом и начале прошлого века люди уже знали о пользе весеннего и осеннего рыхления. Тогда почву обрабатывали деревянным орудием — бороной суковаткой. Её делали из частей нетолстых еловых брёвен, связанных между собой и имеющих общую основу. Теперь такие бороны можно увидеть только в залах краеведческих музеев. Сейчас в сельскохозяйственной отрасли для рыхления применяют ротационные цапки или бороны. Кроме разрушения почвенной корки, происходит следующее:

  • прореживаются загущённые всходы культур;
  • погибают проростки сорной растительности;
  • выравнивается поверхность участка;
  • разбиваются земляные комья;
  • вспаханное поле подготавливается к посеву семян;
  • почва на пастбище разрыхляется, что обеспечивает дружное прорастание кормовых растений.

Рыхление может проводиться сразу после вспашки, а вслед за этим участок прикатывают. Бывает и так, что эти мероприятия выполняются с промежутком 2−3 дня. Это не критично, если не стоит жаркая и засушливая погода. В результате прикатывания и боронования поверхностный слой грунта становится ровным, что облегчает заделку семян.

Самым лёгким в возделывании считается суглинок. Это плодородный, лёгкий и в то же время пористый грунт, способный удерживать много влаги. Супесь и песчаная почва, напротив, быстро высыхают и отличаются невысоким плодородием. На таких почвах небольшое опоздание с рыхлением, которое иногда неверно называют бронированием, способствует снижению урожайности. Боронование делится на несколько видов:

  • Ранневесеннее. Проводят по чёрному пару и зяби сразу, как только наступает физическая спелость почвы. В засушливых зонах используют игольчатые бороны, в районах с нормальным увлажнением — зубовые.
  • Предпосевное. Применяются тяжёлые дисковые бороны. Такой агротехнический приём практикуется в южных регионах для подготовки почвы к посеву зерновых. Практикуется на окультуренном поле, нередко совмещается с культивацией. Возможно рыхление с одновременным посевом, при этом на трактор крепится сеялка.
  • Обработка озимых, кустарников и плодовых деревьев. Применяют мотыги, мелкие и средние бороны. Рыхление стимулирует микробиологические процессы.
  • Послепосевное. Проводится два боронования: до и после всходов. Первое уничтожает 85−95% проростков сорных трав. Во время второго рыхлится почва, что обеспечивает свободный доступ кислорода к корням зерновых. Применяют прополочные, круговращательные, сетчатые и зубовые орудия.
  • Летнее. Боронуют кулисные и чистые пары. Задача: взрыхлить грунт, удалить всходы травы.
  • Полупаровое. Выполняют поперёк рядов или пахоты, с использованием тоновых или диагональных орудий. Часто боронуют совместно с культивацией, лущением почвы или пахотой. Малые участки обрабатывают круговыми движениями по периметру.

При бороновании самое важное — соблюсти сроки. Если опоздать, почва пересохнет, и от обработки не будет выраженного эффекта

Урожайность на полях, которые не пробороновали своевременно или сделали это неправильно, обычно бывает ниже. Кроме того, важно, чтобы борона соответствовала характеристикам грунта. Сцепки должны быть универсальными или иметь ширину захвата не меньше 21 м.

Разновидности борон

Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:

  • зубовые;
  • дисковые;
  • роторные.

Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.

Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.

Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.

Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.

Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.

Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.

Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.

Сборка прицепа для мотоблока нева своими руками

Навесное оборудование для мотоблоков: виды навески, как сделать своими руками

Его элементами являются:

  • рама из металла;
  • поперечная штанга;
  • сцепка;
  • ось, колеса и колесные стойки;
  • раскосы;
  • узлы управления;
  • тележка;
  • удобное сиденье.

Обычная рама для прицепа делается из любой стальной трубы длиной до 2 метров. На один конец к ней крепится при помощи сварки сцепка. Это узел, при помощи которого вся конструкция прикрепляется к фаркопу мотоблока. На другую сторону приваривается поперечная штанга, размер которой стоит выбрать на основании ширины колесной базы техники.

Обычно, адаптер и навесные узлы мотоблока соединяются при помощи одинарной сцепки. Все функциональные агрегаты управляются специальным рычагом с несколькими коленами. При их переключении можно регулировать изменение положения поставленного навесного оборудования.

При большой длине дышла адаптера необходим наиболее мощный мотоблок. Мощность мотора также повлияет на величину колес и размер трубы, из которой в дальнейшем будет собрана несущая рама.

Технические характеристики комплекта для прополки и окучивания

По своим технико-экономическим характеристикам КПО и система «Стрела», в фирменной комплектации компонентов от , относится к классу малой профессиональной агротехнической механизации, и является воплощением всё более набирающей популярность концепции т.н. «малого (фермерского) сельского хозяйства», когда урожай, а значит финансовый результат, нужен «здесь и сейчас» без серьёзных капиталовложений. Т.е. на единицу мощности [в линейке «Скаут» — это всего 8-24 л/с] мы получаем:

  • приемлемую скорость обработки (3-8 км/ч*2 ряда/борозды)
  • комфортность рабочего процесса, плавность хода (ступицы окучивателей запрессовываются двумя шарикоподшипниками с двухсторонним уплотнением (закрытые) ГОСТ 8882-75, отсутствует вибрация) (рис №3);
  • эргономичность, лёгкость регулировок (достаточно 2-3-х гаечных ключей)
  • простота обслуживания (щётка, кисточка, консервирующие смазочные материалы)
  • отсутствие концентраторов напряжений (индустриальные штамповочные операции, сварочные, прессовые и резьбовые соединения, машиностроительная сборка);
  • унификация (подшипники, допуски/посадки, стандартные метрические резьбы, сортаментные стали (по ГОСТ-Р)
  • в случае необходимости, всегда профессиональные консультации инженерной службы «Гарденшоп»

КПО и система «Стрела» безотказно зарекомендовала на всех видах обрабатываемых почв, во всех климатических зонах и проверена временем.

Габаритно-массовые характеристики, размеры, чертежи представлены в таблице №1 и рис №2

Универсальные приспособления для мотоблоков

Совместимость различных приставок и приспособлений к сельскохозяйственному оборудованию носит универсальный характер, поскольку при его замене конструкция мотоблока остается без каких-либо изменений. Эксплуатация мотокультиватора с навесным оборудованием позволяет осуществлять различные виды сельскохозяйственных работ, начиная от вскапывания земли и заканчивая сбором выращенного урожая.

Универсальные приспособления помогают осуществлять различные виды работ

Приставки к мотоблокам делятся на 3 категории:

  1. Основное оборудование.
  2. Дополнительные устройства.
  3. Вспомогательные инструменты.

С помощью навесного оборудования можно осуществлять вспашку земли, культивацию почвы, фрезерование, нарезку борозд, волочение и боронение земли. Для выполнения работ по подготовке почвы можно пользоваться большим количеством насадок. Оно предлагается фирмами, которые занимаются реализацией сельскохозяйственного инструмента.

Использование дополнительной механизации необходимо для осуществления тонких видов работ. Они предполагают посадку семян, сбор урожая. К оборудованию относятся пресс для сена к мотоблоку, косилки и другие виды приспособлений для работ.

Применение вспомогательного навесного оборудования и специальных насадок сокращает время на выполнение тех или иных видов работ. Чтобы выполнить транспортные операции, уборочные или другие, потребуется затратить около 1/2 моточасов эксплуатации агрегата. Номенклатура навесного оборудования поделена изготовителями на 2 основные группы:

  1. Сложные приспособления.
  2. Простые насадки с дополнительными устройствами.

Высокий показатель унификации мотокультиватора позволяет владельцам такого устройства адаптировать его к навесному оборудованию, изготовленному своими руками. Активный спрос на сложные приспособления не зависит от дороговизны инструмента. Это объясняется острой необходимостью в посадке семян и последующем сборе урожая.

Приобрести удлинитель, грунтозацеп или прицепное устройство можно по недорогой цене. Применение обычных насадок и дополнительных устройств повышает эффективность сельскохозяйственных работ. Купить их можно вместе с самим агрегатом в комплекте.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий