Адаптер к мотоблоку своими руками чертеж
Переоборудование мотоблока в мини-трактор можно выполнить путем покупки и присоединения к агрегату адаптера, представляющего собой прицепную тележку, оснащенную сидением. Передний адаптер для мотоблока облегчит выполнение сельскохозяйственных работ и уменьшит затраты топлива.
Нужно учесть то, что адаптер должен включать раму, колесную пару, сиденье и сцепные устройства. Если вы изготовите адаптер для мотоблока, отличающийся надежностью конструкции, самостоятельно, то вам можно будет сразу садиться в его сиденье и приступить к садово-огородным работам на земельном участке, будучи совершенно уверенным в том, что все пройдет хорошо.
Кроме самого мотоблока при изготовлении адаптера к нему вам понадобятся:
- два колеса;
- уголок, лист и трубы стальные;
- сварочный аппарат;
- мягкое сидение;
- орудия для садово-огородных работ;
- набор инструментов.
Процесс трансформации мотоблока в мини-трактор включает следующие этапы:
1. Определение кинематической схемы мини-трактора. Кинематическую схему можно либо сделать самостоятельно, причем главное внимание уделить обеспечению равновесия конструкции, чтоб не возникали дополнительные нагрузки, либо взять готовую схему (см. чертеж ниже), на которой кинематически изображен мини-трактор, сделанный из мотоблока Нева.
Двигатель силового агрегата (2), приводящий во вращение передние колеса (1), передает крутящий момент через цепь (3) на реверс-редуктор (4), а с него посредством карданной передачи (5) на задний мост (6), приводя во вращение задние ведущие колеса (7).
При необходимости можно докупить и дополнительно установить на адаптер такие сельхозорудия труда как: плуг; выкапыватель картофеля; окучиватели; борона; скребок для уборки снега и пр.
Создав своими руками мини-трактор, оборудованный дополнительными навесными устройствами, можно существенно повысить производительность садово-огородных работ и круглогодично, практически не прикладывая особых усилий, вспахивать, окучивать или убирать свой огородный участок.
Заводские варианты прицепов
В настоящее время все больше производителей выпускают в промышленных масштабах прицепы различного назначения:
Рисунок 3. Схема конструирования и крепления колес.
- «Булат ПМБ-1», производства Украины, имеет размеры борта 1100х1300 мм. Его грузоподъемность составляет 350 кг. Оснащен литыми колесами.
- Украинские производители выпускают и прицеп марки «Мотор СИЧ АД-2В». Это грузовое приспособление размерами 1200х1300 мм грузоподъемностью 350 кг на литых колесах.
- «Булат ПМБ-1У» тоже производят украинские специалисты. Это самосвал с кузовом размером 1100х1400 мм. Его грузоподъемность — 450 кг. Колеса в комплект не входят.
- Украинский прицеп без колес «Булат ПМБ-2У» является самосвалом с размерами кузова 1300х1700 мм. Грузоподъемность кузова — 550 кг.
- «Мотор СИЧ ТС-1» с Украины имеет кузов-самосвал размерами 1200х1300 мм, грузоподъемность 350 кг, колеса в комплекте.
- Российский агрегат «Мобил К ТПМ-350-1» оснащен кузовом-самосвалом размерами 1000х1300 мм. Его грузоподъемность — 350 кг. Сделан из оцинкованного железа, оснащен колесами.
- Китайский самосвал «PRORAB ТТ-502» грузоподъемностью 380 кг имеет кузов 1100х1500 мм и литые колеса.
- Российский «КАДВИ ПМ-04» — прицеп бортового типа. Кузов 1150х1200 мм имеет грузоподъемность 500 кг, поставлен на пневмоколеса.
- «КАДВИ АМПК-500» с полным приводом — это прицеп с бортовым кузовом размерами 1100х1100 мм. Его грузоподъемность — 500 кг. Колеса идут в комплекте. Производство России.
- «Grillo G55-107» — это аппарат совместного производства России и Италии. Бортовой вариант с кузовом 1250-1400 мм. Грузоподъемность — 350 кг. Оснащен колесами.
- «Беларус МТЗ-750» производства Белоруссии — это бортовой вариант с кузовом 1200х1650 мм. Его грузоподъемность составляет 750 кг. Оснащен колесами.
Некоторые производители известных мотоблоков предлагают приобрести готовые наборы для переоборудования. Для изготовления мини-трактора они выпускают комплекты, в которые входят:
- рама несущая;
- защитный кожух для ремней;
- крылья;
- тормозной цилиндр с бачком;
- рычаги, которые блокируют полуоси;
- тормозной барабан;
- опорный диск;
- рулевая колонка;
- серьга.
Подобные комплекты выпускаются украинскими и китайскими производителями. Из них можно собрать мини-трактор вдвое дешевле, чем купить его в готовом виде.
Модели и их характеристики
Мотоблоки «Фаворит» представлены различными модификациями, что позволяет каждому покупателю подобрать оптимальный вариант в зависимости от личных предпочтений и целей. Абсолютно все модели оснащены дизельным двигателем, что позволяет работать с высокой мощностью, при этом требуется довольно низкий расход топлива. Следует подробнее рассмотреть самые востребованные модели.
- «Фаворит МБ-1». Это довольно популярная модель, которая обеспечивает работу на больших территориях благодаря мощному двигателю. Этот агрегат обладает системой электронного запуска, характеризуется повышенной манёвренностью и улучшенной проходимостью. Это силовое оборудование применяют для работы даже на тяжёлых почвах. Мощность дизельного двигателя составляет 7 л. с. Топливный бак объёмом 3,8 л позволяет работать довольно длительный период без дополнительной заправки. На один час работы расход топлива составляет 1,3 л. Агрегат можно завивать максимальную скорость до 11 км/час. Эта модель имеет размеры 92,5х66х94 см и вес 67 кг. Глубина вспашки может достигать 25 см, а ширина – 62 см. Чтобы продлить эксплуатацию агрегата, стоит регулярно производить прочистку топливных каналов и регулировку карбюратора.
- «Фаворит МБ-3». Эта модель является отличным выбором для произведения различных земельных работ, а также её можно применять для транспортировки разнообразных грузов. Двигатель оборудования надёжно защищён от перегрева благодаря наличию системы воздушного охлаждения. Эта модель оснащена стартером с двигателем Briggs&Stratton. Его мощность составляет около 6,5 лошадиных сил. Объём топливного бака имеет 3,6 литра, а потребление топлива составляет 1,3 литра в час, что позволяет работать примерно до трёх часов без дополнительной заправки. Вес оборудования составляет 73 кг. Эта модель позволяет производить обработку почвы глубиной до 25 см и шириной до 89 см. Максимальная скорость вспашки может доходить до 11 км/час. Катушка зажигания представлена бесконтактным типом.
- «Фаворит МБ-4». Это довольно сильная модель, которая подходит для работы на тяжёлых почвах. Благодаря воздушному потоку происходит охлаждение двигателя. Но эта модель характеризуется довольно большим расходом топлива, ведь его потребление составляет 3,8 л. На один час работы расход топлива составляет 1,5 л. Вес оборудования составляет 73 кг. Максимальная глубина вспахивания – 20 см, а ширина – 85 см. Эта модель оснащена двигателем Lifan, который имеет мощность 6,5 лошадиных сил. Модель имеет оптимальный диаметр колёс для удобного проведения поставленных задач, а также шестеренчато-цепной редуктор.
- «Фаворит МБ-5». Это довольно сильный агрегат, который представлен с несколькими видами двигателей: Briggs&Stratton – Vanguard 6HP имеет 6 л. с., Subaru Robin – EX21 тоже имеет 7 л. с., Honda – GX160 обладает мощностью 5,5 л. с. Этот мотоблок оснащён полуосями различного диаметра. Наличие больших колёс пневматического типа позволяет передвигаться по различным поверхностям без особых усилий.
Обзор адаптеров
По конструкции их разделяют на простые и сложные (универсальные). Первые могут только обрабатывать почву, а вторые – вдобавок перевозить различные малогабаритные грузы. Устройство представляет собой металлическую раму с установленными двумя колесами.
По способу соединения с мотоблоком модули бывают:
- Прочного сцепления. В таких конструкциях предусмотрен отдельный руль, при этом колесная пара может быть размещена как спереди, так и сзади мини-машины.
- Подвижное крепление. В данном случае при повороте рулевого колеса меняется угол поворота между прицепным механизмом и мотоблоком. Место посадки оператора поворачивается. Подвижное соединение требует значительных усилий водителя при выполнении маневра.
В любом варианте ведущие колеса могут располагаться спереди конструкции или сзади конструкции.
В настоящее время для обработки полей и земельных участков небольшой площади с успехом используются следующие виды адаптеров к мотоблокам МТЗ:
- Пахотный адаптер Целина для мотоблока Беларус – наиболее востребованный в сельском хозяйстве. При создании устройства применяются только качественные материалы, и им удобно управлять. Сидение в модуле довольно комфортное и не дает уставать водителю долгое время. Пневматические колеса придают устойчивость конструкции при работах в любых почвах. Благодаря ленточному тормозу, облегчается торможение модели. Подключение адаптера увеличивает скорость машины до 10 километров в час, этого вполне достаточно для ведения сельскохозяйственных операций. Масса пахотного модуля не превышает 50 килограмм.
- Адаптер Хорсам ИС-2 к мотоблоку МТЗ – превращает конструкцию в маленький трактор. В нем есть руль и сидение, движущая пара колес установлена в задней части. Этот мини-трактор отлично выполняет поставленные задачи на небольшой территории садов и огородов. Посадка водителя напоминает мотоциклетную, что создает комфортные условия при проведении сельхозработ. Система управления (газ, тормоз, включение силового агрегата) располагается на руле, что немаловажно для оператора установки. Устройство может подключаться к мотоблоку МТЗ 09Н Минского завода. К нему легко присоединяется дополнительное оборудование, такое как плуги, различные фрезы и культиватор тракторный 06, косилки и копалки, а также снегоуборочный механизм.
Существует ряд адаптеров других производителей. К ним относятся:
- Модуль АПМ к мотоблоку Нева . Позволяет присоединить окучники, плуги, бороны, картофелекопалки и многое другое оборудование. Он с легкостью тянет за собой прицепную тележку. Выпускается адаптер двух видов: на одну ось и две. Именно для этого предусмотрен специальный вид фаркопа. Под местом водителя конструкция наделена рессорой, которая амортизирует в случае работы на неровной поверхности грунта. Возле водителя установлена педаль тормоза, нажав на которую, можно легко приостановить движение мотоблока. Пневмошины, которыми оснащено устройство, обеспечивает плавное передвижение по пересеченной местности. Сборка конструкции не представляет проблем, она довольно проста и понятна. В случае появления вопросов, можно заглянуть в инструкцию, в которой представлена схема конструкции адаптера.
- АМПК-500 производства фирмы Кадви, используемый в сочетании с тяжелыми видами мотоблоков. Привод установлен на заднюю пару колес. Кузов прицепного устройства с легкостью поднимается и способен перемещать грузы массой в 500 килограмм.
- ЕМК предназначен для подсоединения небольшого навесного оборудования. В модуле предусмотрено сидение водителя.
- ПМГ 300 – мотоблочная грузовая установка позволяет разместить грузы в кузове прицепа до 350 килограмм.
Оборотный плуг для мотоблока мтз
Плуг для мотоблока МТЗ можно сделать своими руками, если у вас имеются навыки обработки металла, соответствующие инструменты и материалы:
- труба стальная прямоугольного сечения для изготовления каркаса;
- картон для вырезания шаблона;
- сварочный аппарат;
- дрель и сверло по металлу;
- лист стали 3-5 мм толщиной;
- кусок высоколегированной стали для изготовления лемеха;
- наждачная бумага;
- наковальня;
- большой молоток;
- листогибочные вальцы или газовая горелка для разогрева металла;
- мел, маркер, карандаш.
Рассмотрим процесс изготовления оборотного плуга, который отлично подходит для вспашки твердых типов грунта и целины.
- Сначала необходимо сделать 2 лемеха для подрезающего (нижнего) и переворачивающего (верхнего) элементов. Один продольный край лемеха расплющивается на наковальне, а затем затачивается.
- Далее по соответствующему шаблону вырезать газовой или электросваркой два отвала, форма которых должна быть зеркальной друг относительно друга.
- Выгнуть отвалы, подав их на листогибочные вальцы под углом 20°-23°, либо придать форму при помощи горелки и молотка.
- Заклепками прикрепить лемехи к отвалам, шляпки крепежа требуется тщательно отполировать.
- Из трубы прямоугольного сечения изготовить стойку, приварить ее к готовым однокорпусным плужным элементам.
- Для укрепления жесткости опрокидывателя приварить к нему сверху стальной уголок.
- Из трубы изготовить поперечину, которая будет соединяться со стойкой при помощи болтов. С одного конца элемента приварить кронштейн, в который нужно укрепить еще одну короткую стойку, ее длины должно быть достаточно для выхода из зоны переворачивающейся земли. В этой стойке просверлить отверстия под винт – это будет нужно для выставления нужной высоты копания.
- При помощи двух приваренных пластин с проушинами к стойке крепится тяга мотоблока МТЗ двумя болтами и фиксируется гайками.
- Если в процессе работы земля застревает в просвете между режущим и переворачивающим плугами, между ними можно приварить тонкий жестяной лист. Благодаря этому почва будет идти плавно и быстро по дуге, и переворачиваться пластом.
Преимущества конструкции, сделанной самостоятельно:
- точно соответствует типу обрабатываемого грунта: настраивается индивидуально угол отвала и, ширина и глубина вспашки;
- контролируется качество материалов и соблюдение всех технологических норм – это повышает срок службы инструмента;
- плуг делается с учетом мощности мотоблока среднего или тяжелого класса, корректируется самостоятельно его вес – это обеспечит эффективную обработку грунта и исключит пробуксовки колес;
- при необходимости на оборотный плуг можно установить дополнительный режущий диск или регулируемое колесо.
Проблемы и надежность мотоблока фаворит мб-3 — разное
— Мотоблок решил приобрести в 2006 году, вдоволь намучившись с обработкой своего земельного участка вручную. По сравнению с культиватором, который предназначен только для рыхления почвы, мотоблок помимо рыхления может ходить с плугом, окучником, таскать прицеп.
Также определило выбор в пользу мотоблока то, что культиваторы рекомендуются для участков до 6 соток, а у меня земли больше.
Модель «Фаворит» МБ-3 выбрал после консультации с продавцом. Есть более мощные и производительные мотоблоки, но они недешевы. Покупать их есть смысл, если участок в полгектара.
Узнав, что мне требуется обрабатывать лишь 20 соток земли, продавец посоветовал средний по мощности и цене российский мотоблок производства завода имени Дегтярева. Мотоблок оснащен двигателем Geo-Tec фирмы Tecumseh мощностью 6 лошадиных сил.
Как заверил продавец, этот мотоблок как раз предназначен для разносторонней обработки почвы на площади от 20 до 50 соток, а двигатель, которым он комплектовался, европейского производства и при грамотном уходе прослужит 20 и более лет без серьезных поломок. Правда, о европейском производстве мотора не написано ни на самом двигателе, ни в инструкции к нему, так что пришлось поверить продавцу на слово.
Сейчас заканчивается 12-й дачный сезон — к надежности мотора на самом деле претензий до сих пор нет. Зато сматывающееся пусковое устройство китайского производства сломалось на пятый год эксплуатации. Если бы его можно было пойти и купить, это была бы единственная проблема, которую можно отнести к двигателю.
Однако когда я стал искать другое пусковое, выяснилось, что ничего похожего на то, что мне нужно, в продаже нет. Объяснили ситуацию продавцы тем, что мотор Tecumseh устарел, его сняли с производства, а пусковые устройства от более новых двигателей к нему не подходили.
Пришлось с помощью подручных средств восстанавливать свое пусковое. Сейчас в продаже появились подходящие китайские пусковые устройства по 50-70 рублей. По-моему, дороговато, поэтому пока работает свое, покупать новое не думаю.
И такая же история приключилась, когда решил заменить воздушный фильтр. Искали продавцы по компьютерам, искали, а затем говорят: ничего найти не можем, потому что двигатель снят с производства, а другие фильтры не подходят ему по размерам. Странное дело: если автомобили снимают с производства, запчасти к ним какое-то количество лет продолжают выпускать, а здесь даже «расходники» не найти.
Фильтр состоит из двух частей — бумажной и поролоновой. Промываю, продуваю, просушиваю — так выхожу из положения. Когда сухо и пыльно, стараюсь мотоблоком не пользоваться, хотя с нашей погодой выбирать не приходится, когда пахать. Погода позволяет — значит, давай, иначе время упустишь.
Сказалось ли это на моторе — не знаю. Первые годы заводился он всегда с пол-оборота. Он и сейчас может с пол-оборота завестись, но чаще все-таки приходится несколько попыток делать.
Можно было бы неудачные попытки списать на то, что пусковое устройство восстанавливалось на «коленке», поэтому им теперь еще пользоваться надо уметь, но, к сожалению, есть неутешительный признак — на «горячую» мотор стал заводиться очень плохо. Для уверенного запуска надо дать ему остыть — минут 20 в теплую погоду. Наверное, состояние поршневой группы сказывается. С другой стороны, не заметно, чтобы двигатель потерял тягу.
Из проблем по мотоблоку более-менее серьезной я бы назвал только одну: прохудились сальники колесной оси в редукторе. После консультации со специалистами по ремонту агротехники заменил сальники сам.
Остальное — досадные мелочи. Например, ненадежным оказалось крепление колес и фрез на осях с помощью пальцев с защелками-шплинтами.
Мне при покупке мотоблока продавцы сразу посоветовали докупить несколько таких пальцев, дескать, понадобятся обязательно. Взял 20 штук, думал, хватит навсегда, но израсходовал весь запас за 5 лет.
Можно было купить еще, но вместо этого подобрал болты подходящего размера. Конечно, со штатными пальцами ставились колеса или фрезы удобнее и быстрее, а теперь с гайками повозиться надо, зато как поставил болты, так они и ходят.
Быстродействующий зажим регулировки руля в вертикальной плоскости до сих пор «родной», а ручка на таком же зажиме для регулировки руля в горизонтальной плоскости отломалась лет, наверное, через 6-7 после покупки мотоблока.
Попробовал приварить, но ручка вскоре треснула в другом месте. Пришлось вместо зажима поставить самодельный болт с гайкой. Потеря опять-таки только в удобстве пользования.
Привод от двигателя на редуктор мотоблока ременный. В редукторе есть две передачи вперед и задний ход.
Кроме того, за счет установки двухручьевых шкивов предусмотрена возможность увеличения количества скоростей. Для этого шкивы снимаются и переворачиваются, а ремень перекидывается с одного ручья на другой.
В период обкатки передача была самая щадящая. Ползал мотоблок в это время как черепаха. Закончилась обкатка — переставил шкивы для оптимальной скорости и фактически после этого их положение не изменял.
«Родной» ремень отработал 5 лет. У ремней, которые идут в запчасти, качество гораздо хуже. Их едва хватает на один сезон. Правда, сколько они работают, столько и стоят — 5-10 рублей.
Обкатка должна продолжаться первые 25 часов эксплуатации. После нее меняется масло в двигателе и редукторе мотоблока. Далее замену масла необходимо производить через 250 часов работы.
Так записано в инструкции, что, честно говоря, меня сильно смущало изначально, а когда посчитал по факту, что за весну-осень мотоблок нарабатывает не больше 40 часов, думаю, в инструкции какая-то описка.
Получается, что масло надо менять через 6 дачных сезонов, что считаю неправильным.
Я меняю каждый сезон. Тут этого масла — кот наплакал, граммов, может, 200-300. И меняется масло просто — это же не автомобиль, мотоблоку яма или подъемник для обслуживания не нужны.
В комплект мотоблока входили фрезы и резиновые колеса. Оборудование для вспашки, окучивания, боронования и перевозки грузов надо покупать дополнительно.
https://www.youtube.com/watch?v=MwEZYLWd23A
Докупил плуг, окучник и металлические колеса для лучшего сцепления с почвой. Борону не покупал — она мне без необходимости.
Бороновать было бы неплохо после вспашки целины, а «Фавориту», увы, целина не по зубам. Это выяснилось, когда попробовал обработать землю, которая какое-то время была заброшенной.
На целине «Фавориту» не хватает мощности, из-за чего фрезы просто не проворачиваются, и веса, из-за чего колеса проскальзывают. Кто ищет мотоблок для вспашки и культивации земли, не обрабатываемой несколько лет, модели наподобие «Фаворита» не подойдут. Вот мотоблок типа МТЗ целину поднимет легко, если, конечно, она не заросла кустарником и деревьями.
Этот недостаток искупается тем, что с «Фаворитом» с легкостью справится женщина и даже подросток 15-17 лет.
Опять же небольшой вес является следствием компактных размеров. Тут недалеко есть мотоблок МТЗ. К его хозяину иногда люди обращаются землю обработать. Он первым делом узнает, как на участок заехать.
Если есть забор, он без ворот, а имеется только калитка, он отказывается. А «Фаворит» проходит везде и ничего не портит. Он даже в лифт и квартирную дверь входит.
Первые два года не было где его на даче оставлять — забирал домой.
Зато после зимы, на которую впервые оставил мотоблок на даче, он наотрез отказался заводиться. Ни чиха, ни пыха — ничего. Поменял свечу — результат тот же. Снял карбюратор, чтобы промыть, и тут оказалось, что за время хранения в карбюраторе закисла заслонка.
Разработал ее, поставил карбюратор назад — завелся мотор с пол-оборота. Старую свечу положил в сарае, а та, которую поставил вместо нее, после этого проработала 6 лет.
Затем начались проблемы с запуском, о которых говорил выше. Нашел старую свечу, поставил — ничего не изменилось. Опять-таки не стал возвращать на место свечу, которая стояла до этого. Получается, что «родная» свеча работает на двигателе с 6-летним перерывом.
Прицеп купил не сразу, а через три года, хотя в хозяйстве это, безусловно, вещь нужная.
Прицеп самодельный — покупал у человека, который его изготовил. Грузил до 500 килограммов — мотоблок тянул прицеп достаточно легко.
В «Фаворите» предусмотрен вал отбора мощности. Как написано в инструкции, он предназначен для подключения к мотоблоку водяной помпы, косилки, снегоочистителя, подметальной щетки, картофелекопалки.
Из интереса спросил у продавца, потянет ли «Фаворит» картофелекопалку. Тот ответил, что вряд ли. Другое навесное оборудование мне ни к чему, так что валом отбора мощности я никогда не пользовался.
По инструкции бензин должен быть 92-й или 95-й. По паспорту расход топлива — 1,3 литра в час. А за час очень много чего мотоблоком можно сделать. Вручную и за день столько земли не вскопаешь, сколько мотоблоком за час можно вспахать и закультивировать.
На небольших делянках больше времени уходит на переустановку фрез и колес, чем на саму работу. А дальше, как говорится, сделал дело — гуляй смело. Для меня нет никаких сомнений, что в плане экономии моего времени и физических сил мотоблок давно себя окупил.
Записывал Сергей БОЯРСКИХ Фото и видео автора
ABW.BY
Размеры плуга для мотоблока
Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости. Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
- Первым условием хорошего плуга является расположение нижнего режущего края установленного лемеха на 10…20мм ниже нижней горизонтальной плоскости полозка.
- Вторым условием хорошего плуга является составление боковым режущим краем установленного лемеха прямой линии с боковым режущим краем отвала, причем оба они должны выступать на 10мм за боковую вертикальную плоскость полозка.
- Третье условием хорошего плуга является примыкание передней рабочей поверхности лемеха к отвалу в одной плоскости и без зазора. Они не должны иметь выступающих крепёжных элементов, но должны быть заполированы и блестеть, как зеркало.
По завершении работ с плугом рекомендуется полированные поверхности очистить от грунта, полить машинным маслом или смазать Литолом-24 и растереть ветошью. Это позволит защитить полированные поверхности от коррозии.
Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.
Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.
Трансмиссия и ходовая система
В состав агрегата входит механическая трансмиссия, имеющая в своем составе однодисковую постоянно замкнутую муфту сцепления с ручным управлением. Механизм ступенчатой коробки передач, обеспечивающей четыре передние и две задние скорости, отличается высокой надежностью, благодаря простоте своей конструкции, включающей шестерни в состоянии постоянного зацепления.
Тормозная система мотоблока обеспечивает торможение как в движении, так и на стоянке.
Все системы и устройства мотоблока сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать удобство работы с агрегатом в любых условиях.
Технические характеристики мотоблока Беларус 09Н
Марка двигателя | GX270 GX270 (Хонда, Япония), Мицубиси (Япония), Кипор (Китай) |
Масса мотоблока, кг | 176 |
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс) | 1,0 (100) |
Число передач, переднего хода/заднего хода | 4/2 |
Скорости движения, км/ч, переднего хода/заднего хода | 2,6-11,4/3,0-5,35 |
Агротехнический просвет, мм | 450, 600, 700 |
Габаритные размеры, мм | 1780х846х1070 |
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг | 650 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 6,6 (9) |
Частота вращения коленчатого вала об/мин | 3600 |
Удельный расход топлива, г/квт.ч | 319 |
Топливо | А-92 ТУ 38.001.165 |
Радиус поворота при колее 450 мм, м | 1 |
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа, кг | 50 |
Муфта сцепления | многодисковая, работающая в масле, с ручным управлением |
Коробка перемены передач | ступенчатая, механическая с постоянным зацеплением шестерен |
Главная передача | конические шестерни со спиральным зубом |
Дифференциал | шестеренчатый конический с принудительной блокировкой |
Конечные передачи | одноступенчатые с цилиндрическими шестернями |
Ходовая система | колесная формула 2×2 |
Колеса | с пневматическими шинами 6L-12 |
Давление воздуха в шинах в зависимости от нагрузки | 0,08 — 0,12 МПа |
Управление подачей топлива | рычагом с тросовым приводом |
Управление коробкой перемены передач | рычагами через систему тяг |
Управление валом отбора мощности | рычагом на корпусе трансмиссии |
Управление блокировкой дифференциала | рычагом через систему тяг |
Рулевое управление | штанговое, регулируемое по высоте и в горизонтальной плоскости с возможностью переналадки на реверсивное, положение влево или вправо на угол 15° |
Тормозная система | агрегат из мотоблока и прицепа (тормоза установлены на прицепе) оборудован тормозами с возможностью торможения агрегата в движении и на стоянке |
Частота вращения ВОМ (при номинальной частоте вращения коленчатого вала) | 1200 об/мин |
Прицепное устройство | скоба со шкворнем, сцепка трубчатой формы |
Высота присоединительного места | 369,5 мм |
Отзывы владельцев
- Сергей, Нижегородская область. Мотоблок понравился, служит мне верой и правдой уже пять лет. Регулярно меняю масло, фильтры и прочие расходники. Обслуживаю в гараже с использованием самых дешевых запчастей, которые покупаю на барахолке. Фаворит МБ-1 мне пригодился для обработки 20 соток. Ему подвластны различные виды обработки почвы. Например, машина прекрасно справляется с окучиванием, вспахиванием почвы, сажанием и выкапыванием корнеплодов. С этим проблем не возникает, здесь главное иметь специальное оборудование – я его тоже на вторичке нашел, так как раскошеливаться ни к чему. Расход бензина на уровне 1-2 литров. До 2 литров доходит при перевозке тяжелых грузов, благо для этого у меня есть 500-килограммовый прицеп.
- Семен, Москва. В моем мотоблоке постоянно что-то не так – то в коробке что-то застучит и загудит, то вибрация пройдет по всему корпусу, то что-то отвалится. Крепление навесных элементов – ненадежное, приходиться колходить. Много недочетов, зато хоть расход топлива радует – всего 1 литр в час.
- Алексей, Красноярск. Техника куплена по скидке в 2021 году. Нужен был функциональный и недорогой мотоблок с поддержкой большого количества навесных опций. Им оказался Фаворит МБ-1. За три года пользования машина ни разу не сломалась по-крупному, возникали разве что неполадки в ходовой и коробке передач. А еще быстро изнашиваются штатные колеса. Они дешевые, я сменил уже несколько комплектов таких. Зато они зубастые и с глубоким протектором, что позволяет колесить по бездорожью. К тому же, мотоблок достаточно маневренный, и способен быстро объехать любое препятствие. Потребляет 1 литр в час. Заправляю каждые 6-7 часов – как раз на рабочий день хватает.
- Кирилл, Саратов. Фаворит МБ-1 в моем владении два года. Им удобно управлять при обработке любой почвы, и к тому же можно ездить по бездорожью. Радует невысокая стоимость запчастей, так как поломки случаются часто.
- Николай, Владимирская область. Мотоблок достался мне отца, обрабатываю им почву с помощью плуга, окучивателя, картофелекопалки и других опций. Техника дружит с любым оборудованием, и проблем с его установкой не возникает. Надежность так себе, но агрегат уже немолодой, и ему можно многое простить.
- Леонид, Ставропольский край. Машиной доволен, техника куплена в 2021 году. Нескольких месяцев хватило, чтобы оценить все плюсы и минусы российской техники. Огорчает, что мотоблок собран почти из китайских деталей. Зато радует их невысокая стоимость, а гарантийный ремонт не требует много вложений. Техника экономичная, даже на предельной нагрузке получается не больше 2 литров.
Отзывы
Андрей, Омск:
«Весной работа с плугом на Оке, которой уже 4 года. До этого использовал только фрезы, вспашкой особо не занимался. Первый раз прошелся по участку — минитрактор тянет плуг хорошо, земля выходит рыхлая. После второго прохода очень понравилось качество земли — даже не нужны грабли.
Валентин, Казань:
«Для работы с плугом конечно пришлось приноровиться. Во-первых, пахота оказалась самым тяжелым видом работ, вот почему я бы для культиватора плуг вообще не использовал. А вот если трактор тяжелый, то вполне. «Оке» хватает веса, и то иногда тяжело идет. Советую делать догруз именно в колеса, тогда центр тяжести опустится ниже, а на подшипники осей нагрузка снизится».
Дмитрий, Тула:
«Может кому пригодится мой опыт работы с плугом на Оке. Регулировку делаю всегда так, чтобы лемех и плужная пятка соприкасались с землей, стойка при этом должна быть в вертикальном положении. Потом прохожу первые ряды, снова регулирую стойку до полной вертикали, а величину углубления в землю меняю винтом на сцепке. ВАЖНО: задний край лемеха размещается на одном уровне с грунтозацепом, с его внутренним габаритом, когда проходим третью и следующие борозды!»