Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше? Мотоблоки

Что такое редуктор?

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Этот механизм представляет собой передаточное звено, которое располагается между вращательными устройствами электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания к конечному рабочему агрегату.

Основными характеризующими показателями редуктора являются:

  • передаваемая мощность;
  • КПД;
  • количество ведущих и ведомых вращательных валов.

К вращательным устройствам этого механизма неподвижно закрепляют зубчатые или червячные передачи, которые передают и регулируют движение от одного к другому. В корпусе имеются отверстия с подшипниками, на которых располагаются валы.

Редукторы мотоблоков: что надежнее — цепь, шестерни или червяк? | советы покупателям от интернет-магазина

Редуктор — это важнейшая часть в конструкции мотоблока, правильно подобранная связка двигатель-редуктор является залогом долгой и успешной эксплуатации. Редуктор применяется для передачи крутящего момента от двигателя через сцепление на колеса и преобразования высокой угловой скорости на входном вале в необходимую скорость на вале выходном. Существуют три основных вида редукторов:червячный, цепной и шестеренчатый, а также «гибридный» шестеренчато-цепной вариант.

На легких мотокультиваторах устанавливают двигатели с вертикальным валом и используют червячный редуктор, который компактен и неплохо справляется с культивацией уже обработанной ранее земли, но использование на целине (равно как и установка плуга или прицепа) может привести к его поломке из-за увеличения нагрузки, так как в этой конструкции, как правило, используется латунная шестерня. Еще одним недостатком червячного редуктора является отсутствие реверса (заднего хода). Низкий КПД, нагрев и увеличивающийся в процессе эксплуатации люфт выходного вала снижают ресурс данного узла.

Про мотоблоки:  Сделать окучник для мотоблока своими руками видео и чертежи

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Применение в мотоблоке цепного редуктора является одним из самых популярных решений, он обладает достаточным ресурсом при невысокой стоимости. При этом если корпус сделан разборным, то самые распространенные поломки (растяжение или обрыв цепи, повреждение зубьев звездочек или срезание шпонки на приводном валу) достаточно легко решаются в сервисном центре или даже самостоятельно (при наличии запчастей и определенных навыков). Узкий корпус цепного редуктора дает преимущество при проведении некоторых видов сельхоз работ.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Шестеренчатый редуктор имеет самую надежную конструкцию, он рассчитан на длительную эксплуатацию, в т.ч. коммерческую (при надлежащем обслуживании и выполнении рекомендаций по эксплуатации завода-изготовителя). Применение высококачественного металла для производства шестерней, обработка их на высокотехнологичном оборудовании обеспечивает серьезное преимущество над редукторами других конструкций. Относительным минусом шестеренчатой трансмиссии является ее цена, которая заметно сказывается на конечной стоимости мотоблока.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Шестеренчато-цепной редуктор — это компромиссный вариант, который при установке на мотокультиватор повышает его эксплуатационные характеристики (по сравнению с цепным и червячным), а при установке на мотоблок несколько снижает стоимость последнего.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Грохотная картофелекопалка

Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный здесь эскиз (так же можно воспользоваться видео).

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?
Рис.4. Грохотная картофелекопалка

На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики удлинители, слегка загнутые к низу. Описание деталей подробно показано на схеме. Такая конструкция отлично подходит для огорода.

Для изготовления плуга к мотокультиватору применяют высокопрочную легированную или листовую сталь толщиною не менее 3 мм. На схеме показан плуг в разобранном виде, главное не ошибиться с размерами.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?
Рис.5. Самодельный плуг

Сначала на основе чертежа подготавливают лекало и переносят его на картон, а потом — на металл, после чего вырезают при помощи болгарки. Лемех плуга рекомендуется усиливать высокопрочным металлом, например, от дисковой пилы. Отвал и стойку можно сначала сделать отдельно, а затем соединить воедино.

Такая конструкция менее уязвима и в случае поломки какого-то элемента, будет легко произвести его замену. В месте закрепление лемеха и корпуса нужно усилить крепление. Также можно сделать и поворотный плуг. Главное чтобы прицепное устройство плуга совпало с крепление заднего прицепного устройства мотоблока. Но для периодичной работы после вспашке нужна борона.

Запчасти на мотоблок луч

Существуют запчасти на мотоблок Луч навесные и ремонтные. Вместе с приспособлением продаются и специальные запчасти, которые необходимы пользователю для проведения ремонта или других видов работ. В инструкции по ремонту и эксплуатации мотокультиватора указаны следующие элементы, идущие вместе с комплектацией устройства:

Отдельно стоит отметить навесные запчасти, мотоблок с их помощью выполняет огромное количество дополнительных работ, помимо сельскохозяйственных.

Прикрепить к мотоблоку можно такие детали, как:

  • приставка для обработки дерева;
  • снегоуборщик, имеющий выброс снежной массы до 8 м;
  • плуг;
  • рыхлитель;
  • прицепная тележка, которая позволяет перевозить до 350 кг груза;
  • петловой и шнековый бур, при помощи которого можно делать ямы глубиной до 60 см;
  • культиватор, который подходит для рыхления грунта;
  • удлиненные и специальные колеса.

Как выбрать?

Преобразователь для мотоблока можно изготовить своими руками, но если нет необходимого опыта, то лучше приобрести его в специализированных торговых точках. Сегодня на рынке представлен огромный спектр качественных модификаций, стоимость которых варьируется в зависимости от различных технических и качественных характеристик.

На цену могут повлиять следующие факторы.

  • Качество материалов, из которых изготовлены комплектующие.
  • Количество функций, выполняемых преобразователем.
  • Статус производителя.
  • Реверсивный механизм (его наличие или отсутствие).
  • Воспроизводимая мощность. При выборе следует не гнаться за большей мощностью, а ориентироваться на технические характеристики транспортного средства. Поскольку возможности редуктора и двигателя должны совпадать.
  • Тип конструкции (разборный или неразборный).
  • Конструктивные особенности. Например, тип передачи или вид сцепления.
  • Срок службы. Как показывает практика, грамотно подобранный преобразователь способен прослужить от 7 до 15 лет в зависимости от типа передачи.

Для малой техники в трансмиссии часто применяется центробежное сцепление. Его миссия заключается в том, чтобы при запуске и прогреве двигателя движение не начиналось. Это удобно, поскольку в зимних регионах невозможно без подготовки тронуться с места или начать работу. Двигатели без центробежного сцепления стоят дешевле, поэтому тут следует руководствоваться личными предпочтениями.

При покупке преобразователя не нужно забывать про габариты двигателя. Будет обидно потратить деньги на то, что потом не войдет в корпус. При выборе редуктора необходимо также позаботиться о масле, которое заливается в него. Оно играет важную роль, являясь залогом эффективной и бесперебойной работы механизма.

При выборе нужно учитывать несколько факторов.

  • Климатические условия. Если транспортное средство будет эксплуатироваться в северных районах, то отдайте предпочтение тем средствам, которые не замерзают при минусовых температурах. В южных областях не следует тратиться на покупку таких вариантов.
  • Нагрузки. При наличии тяжелой или целинной почвы мотоблок будет работать при повышенных нагрузках, а значит трение между деталями увеличится, вращательный момент усилится. Чтобы увеличить срок службы запчастей, следует подбирать смазочную жидкость, учитывающую эти особенности.

Обязательно при выборе редуктора обратите внимание на сальники. Если они будут некачественными, масло начнет подтекать. Постепенно уровень его снизится. Если этого не заметить вовремя, то остатки могут закипеть от нагревания, детали заклинит.

При выборе редуктора от какого-то конкретного производителя помните, что при ремонте необходимо менять вышедшие из строя комплектующие на подобные. Поэтому следует выбирать поставщика, который имеет свои представительства в вашем регионе.

Как сделать самодельный редуктор для мотоблока, фото и чертежи

Идея как сделать самодельный редуктор для мотоблока, взята из журнала «Моделист-конструктор», конструкция агрегата была переработана в соответствии со следующими требованиями: из конструкции трансмиссии исключить цепную передачу, обеспечить как можно более низкий центр тяжести.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Мотоблок: 1 – двигатель; 2 – кожух; 3 – бензобак; 4 – катушка зажигания; 5 – коммутатор; 6 – шпилька фиксации угла наклона рабочего органа (на виде сверху условно не показана); 7 – болт М16; 8 – ось крепления рабочего органа; 9 – рабочий орган (плуг);

Комплектация

Преобразователь бывает разборный и неразборный. Как правило, последним вариантом оснащают бюджетные модификации мотоблоков. Их отличие в менее дорогих деталях, которые не подлежат замене. При поломке придется менять весь редуктор. Производители определяют срок службы таких моделей от одного до двух сезонов, не более, при условии правильного использования аппарата.

Более дорогая техника оборудуется разборным редуктором, который можно ремонтировать, заменяя вышедшие из строя комплектующие. Поэтому срок службы увеличивается в разы.

В комплектацию преобразователя входят следующие элементы.

  • Корпус. В зависимости от типа редуктора, он может быть разборным или нет.
  • Роторный вал, который обеспечивает крутящий момент.
  • Шестерни разных размеров.
  • Цепь или ремень в зависимости от вида редуктора.
  • При цепной передаче движение осуществляется с помощью звездочек – зубчатых дисков.
  • При ременной передаче механизм оснащают шкивами, на которые надевается ремень.
  • Подшипники. Поскольку все детали вращаются, необходимо уменьшить трение и обеспечить свободное вращение элементов. С этой задачей призван справиться подшипник.

Все детали находятся внутри корпуса. Кроме стандартного набора комплектующих, внутрь устройства могут быть добавлены элементы для смазки подшипников, например, масляный насос либо аппарат охлаждения.

В зависимости от типа передачи, используемой в редукторе, преобразователи делятся на несколько видов. Разные устройства применяются в механизмах разных сфер деятельности.

Конструкция и характеристики

Конструкция любого редуктора проста — это набор шестерен, валов, подшипников с системой смазки, установленных в общем закрытом корпусе. Гибридные передаточные устройства более сложны — в их корпусе размещаются цепи, ременные передачи, червяки. Система шестерен и валов составляет зубчатую передачу, а каждая их пара в одном корпусе определяет число передаточных степеней. В шестеренчато-цепных редукторах цепь с двумя звездами составляет дополнительную ступень.

Основные характеристики любого редуктора — его КПД, число ступеней и передаточные числа. Коэффициент полезного действия зависит от соотношения мощностей на входящем и выходящем вале. Наибольшим КПД обладают цилиндрические зубчатые передачи, как наиболее простые с минимальными потерями мощности.

Комбинирование разных по частоте вращения зубчатых пар и их количество в одном корпусе позволяет получить заданные характеристики на выходном валу — мощность, скорость вращения и направление.

Конструкция мотоблока

Схемы сборки самодельных мотоблоков разнообразны настолько, насколько различны запчасти в гараже каждого хозяина. Размеры тоже выбираются из практических соображений.

При разном составе и габаритах есть обязательные элементы:

  1. Рама — прочная конструкция для крепления остальных деталей.
  2. Колеса — от самодельных металлических до резиновых фабричного производства. Положение оси колеса или колесной пары фиксируется относительно рамы железными стойками со впрессованными подшипниками.
  3. Двигатель — мощностью от 5 до 10 лошадиных сил. Можно применять даже электродвигатель с аккумулятором, но наиболее популярны двигатели от мотороллера или мотоцикла. Такой выбор хорош наличием готового управления оборотами и даже передаточным устройством.
  4. Редуктор — узел для передачи вращения от двигателя исполнительному механизму, преобразует скорость и направление.

А вот первый попавшийся редуктор может не подойти. Нужно выбрать тип конструкции, рассчитать размер каждой детали, чтобы скорость и мощность движения навесного культиватора позволяли обрабатывать землю в удобном режиме — не быстро и не медленно.

Мотоблоки с зубчатой передачей

Мотоблок с шестеренчатым редуктором предназначен для вспашки и культивации земли небольшой площади. В зависимости от размеров участка выбирается мощность механического плуга, достигающая 10-15 л. с. Работа механизма такой мощности невозможна на ременной или цепной передаче. Ведь шестерни выдерживают гораздо большие нагрузки.

Понижающий редуктор, устанавливаемый на мощные мотоблоки, можно сделать самостоятельно из запасных частей автомобильных дифференциалов и коробок скоростей или купить в магазине из ряда выпускаемых для садовых целей.

или ЗАО «Красный октябрь — Нева», производят шестеренчатые цилиндрические редукторы для трансмиссии мотоблоков российской сборки. Эти устройства выпускаются как запасные детали для культиваторов, поэтому не всегда взаимозаменяемые. Это ограничивает их установку на другую модель мотоблока.

Популярность получили мотоблоки с шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением благодаря переключению передач без остановки шкива. Но такие конструкции сложнее и дороже стоят.

Наибольшее распространение получили герметичные редукторы с масляной ванной и с алюминиевым корпусом. Обладая небольшим весом и простотой конструкции, такие механизмы практически не нуждаются в обслуживании. Есть неразборные модели, которые при выходе из строя меняются и не подлежат ремонту.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления.

Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие.Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках. На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Самодельный мотоблок или мотокультиватор дополняют всевозможным навесным оборудованием. Это делается для того, чтобы расширить:

  • функционал;
  • область применения;
  • сезонность выполняемых работ.

Благодаря возможности компоновки, эксплуатировать самоделку можно в любой сезон, даже зимой, что позволяет круглый год задействовать технику. Помимо пахоты и культивирования навесным оборудованием производят вспашку земли, посадку и окучивание культур, выкапывание картофеля, а так же уборку территорий, заготовку сенажа.

Если вдобавок к мотоблоку сделать прицепную тележку, то он сможет осуществлять ещё и транспортные функции, помогая перевозить тяжёлые, объёмные грузы. В связи с дороговизной оборудования для навески, многие стараются сделать собственные изобретения, используя чертежи, эскизы, авторское видео.

Особенности

Цепные редукторы могут быть разными, однако в основном они разборные, то бишь имеют болтовое соединение. Это даёт возможность проводить лёгкую визуальную диагностику, вовремя выявлять любые отклонения в шестерёнках и цепях, а также смазка будет удобно наноситься на механизм.

Из главных преимуществ цепных редукторов можно выделить:

  • Наличие функции реверса;
  • Простую эксплуатацию;
  • Высокий уровень надёжности транспортера.

Наиболее частые поломки цепных редукторов связаны с разрывом цепи или с её растяжением. Эти неисправности очень легко устраняются даже людьми, не имеющими особых технических навыков. Это большой плюс, так как ремонт цепного редуктора не требует обращения к специалисту.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Редуктор имеет достаточно простое строение. Из его составляющих можно отметить цепь и две звёздочки, верхней и нижней. Нижняя звёздочка расположена на рабочем валу, за счёт чего происходит работа механизма, в котором для уменьшения его износа используется смазка.

По такому же принципу работает ручной цепной редуктор. Имеющееся передаточное число на звёздах, позволяет увеличить усилие на фрезах. В данном варианте имеется тонкий корпус, так как за счёт этого происходит максимальное заглубление фрез. Корпус оснащён отверстиями с подшипниками, на них и расположены валы. Ниже будет описан процесс, как сделать самостоятельно сборку цепного редуктора и провести расчет.

Подготовка

Итак, инструменты и эскизы готовы, нужно подготовить материал для сварки корпуса или взять готовый. Сварить можно из кусков нержавеющей стали. В готовый корпус должны свободно входить приготовленные шестерни. Их можно позаимствовать у старой бензопилы.

При расчете передаточного числа за основу следует взять количество холостых оборотов коленчатого вала двигателя и прибавить к ним 10%.

При любой конструкции изделия нельзя допускать перекосов между деталями ведомой и ведущей частей.

Нельзя также заменять подшипники втулками. При разборе старой пилы об этом нужно помнить.

Понижающий

Понижающий редуктор для мотоблока, своими руками созданный или промышленного изготовления, предназначен для увеличения мощности сельскохозяйственного агрегата. Это может понадобиться при работе мотоблока на песчаном грунте, когда колеса начинают пробуксовывать. Применяется он на бензиновой и дизельной технике, снабженной системой воздушного охлаждения.

Уменьшить количество оборотов и увеличить мощность приводного механизма можно с помощью понижающих шестеренчатых редукторов, которые иногда называют ходоуменьшителями для мотоблока. Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение.

При помощи шестерней

Мотоблок с шестеренчатым редуктором надежнее, долговечнее чем с цепным или ременным. Конструкции шестернями ставят на заводские изделия, и не только на мотоблоки. Узлы получаются малогабаритными в результате совмещения на одной оси двух шестеренок с разными диаметрами.

Нужное передаточное число можно обеспечить планетарным механизмом, в котором между внешней и солнечной шестернями установлены шестерни-сателлиты, закрепленные на неподвижном кольце — водиле:

Для понижающего редуктора солнечная шестерня установлена на ведущий вал. Водило с планетарными шестернями закреплено на неподвижном корпусе, а наружная шестерня соединена с исполнительным устройством, вращаясь в направлении, противоположном солнечной шестерне.

Передаточное отношение такого редуктора можно рассчитать как отношение числа зубьев солнечной шестерни к количеству зубьев на внешней шестерне.

Для изменения направления оси вращения в редукторах применяют пространственный планетарный механизм, в котором шестерни для изменения направления на 90 градусов должны быть скошены на конус под 45 градусов каждая. Диаметр шестеренок может быть разным, что можно применить для изменения передаточного числа.

Для мотоблока такой угловой редуктор своими руками делают нечасто, так как планетарные шестерни нужного размера надо еще поискать. Изменение оси вращения чаще делают готовыми заводскими редукторами или червячной парой.

Прицеп

К готовому мотоблоку многие стараются сделать самодельный прицеп или адаптер, оснащённый водительским местом. Мотоблочный прицеп устроен так, что на нем можно сидеть и управлять машиной, одновременно перевозя груз.

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Рис.6. Устройство прицепа

1– держатель навесных орудий; 2– консоль; 3– водило; 4– подножка; 5– водительское сиденье; 6– рама; 7– кузов; 8– опорная балка; 9– болт М-8; 10– упорное кольцо; 11– колесо.

Раму для такого прицепа изготавливают из труб, уголков любого сечения. Для колёсной оси используют металлический стержень диаметром 30 мм. Кузов самодельного приспособления смастерить можно из досок, профнастила или листа металла толщиной 1,2-1,5мм. Для повышения прочности деревянный прицеп по углам усиливают металлическими пластинами, а сделанный из профнастила — дополняют рёбрами жёсткости. Крепление прицепа устроено так, что он подключается при помощи шкворня. Главное смотреть, чтобы совпали размеры.

Реверсивный механизм

Наличие реверсивного передаточного механизма упрощает работу в полях, но сделать реверс в домашних условиях любителю реально только для электродвигателя. Трудности состоят во включении в схему дополнительного передаточного элемента с возможностью его точного перемещения, надежной фиксации.

Для этого потребуется разорвать существующую связь с двигателем, а в разрыв вставить новый элемент, будь то еще один шкив с ремнем, звездочка с цепью или шестерня. Такие преобразования с восстановлением требуют деталей, изготовленных с точностью профессиональных станков.

Практичней в этом случае установить заводской реверсивный редуктор. Например, от автомобиля с механической коробкой передач.

Ременная передача

Шкив или ремень, передающие вращение от вала к валу, знакомы каждому автомобилисту, заглядывавшему под капот моторного отсека. Коэффициент понижения скорости вращения определяется делением радиуса малого ведомого колеса на радиус большого ведущего.

Плюсы ременным редукторам — это простота изготовления и ремонта, большое разнообразие деталей. А минусы ремня:

  • растягивание ремня, снижение сцепления со шкивом от температуры и износа;
  • проскальзывание при резких увеличениях крутящего момента;
  • небольшой срок эксплуатации.

Компенсируют недостатки подпружиненным роликом, давящим на поверхность ремня между колесами, применением зубчатого ремня на шкивах с поперечными фасками. Ременные редукторы требуют нахождения ведущих и ведомых шкивов в одной плоскости, изгиб или скрутка ремня быстро приведет его к разрыву.

Самостоятельная сборка

Некоторые модели редукторов продаются по высокой цене — 11-18 тысяч рублей, поэтому владельцы садовых участков часто задают вопрос, как сделать шестеренчатый редуктор в домашней мастерской.

Для изготовления кустарного агрегата трансмиссии мотоблока нужен сварочный аппарат, ножовка по металлу, молоток, плоскогубцы, электродрель, отвертки и другой инструмент. В качестве комплектующих выступают валы и шестерни коробок передач от автомобилей или старых советских бензопил типа «Дружба».

Наиболее сложная часть зубчатого механизма — корпус. Как правило, позаимствованные комплектующие несовместимы с продаваемыми корпусами редукторов, предназначенных для мотоблоков. В этом случае есть два варианта — использовать готовые корпуса от коробок скоростей или изготовить самостоятельно из двух толстых пластин с отверстиями под валы с подшипниками.

Корпус размечается по осям относительно собранной двух- или трехступенчатой зубчатой передачи и готовится под запрессовку подшипников в отверстия, усиленные широкими цапфами. Затем корпус герметизируется и заливается маслом. Выходной вал получившегося редуктора соединяется со шкивом мотоблока, а входной — с двигателем.

Сборка редукторов своими руками

Эксплуатация мотоблоков, а с ними редукторов — это пыль, бездорожье, жара при пахоте или холод при уборке снега, неравномерные нагрузки. Продлить срок эксплуатации передаточного механизма можно с помощью закрытого корпуса.

Для основания, на котором крепятся шкивы, шестерни, прочие детали, применяется сталь СТ-40. Крышку можно изготовить из менее прочной стали, если на ней не закреплены элементы передачи крутящего момента.

Применение подшипников для установки валов, шкивов, звездочек, шестеренок обязательно, иначе трение погасит силу вращения, а блок или быстро выйдет из строя, или сразу не заработает.

Любой вращающийся механизм требует смазки. Червячный редуктор особенно. Продлить срок использования устройства поможет частая замена смазки, для чего крышка редуктора должна быть открывающейся.

Бензиновые, дизельные двигатели имеют регулировку подачи топлива и скорости вращения двигателя. Оптимально переместить так называемую ручку газа на рукоять мотоблока.

Когда нашлись все необходимые детали, для сборки мотоблока потребуются слесарные инструменты. Не обойтись без сварочного аппарата, болгарки, дрели, сверл по металлу.

Потраченное на изготовление мотоблока время окупит себя полностью в первый же дачный сезон.

Одной из основных деталей двигателя мотоблока является редуктор. Если понять его устройство и владеть элементарными навыками слесаря, то этот блок можно соорудить самостоятельно.

Сколько масла заливать в редуктор мотоблока

При работе мотоблока необходимо поддерживать постоянный уровень масла в редукторе. При несоблюдении этого простого правила остатки смазочного вещества могут закипеть и заклинить детали. Масло заливают только качественное. Даже при постоянном поддерживании уровня случаются поломки.

Редуктор обеспечивает бесперебойную работу мотоблока, продлевает срок его службы и увеличивает эффективность использования агрегата. В этом деле хорошим помощником является смазка его деталей. Для смазки заливается трансмиссионное масло. Возможная его марка — ZIC 10W40, Super Т-3. Уровень масла определяется таким способом:

  • нужно взять проволоку длиной примерно 70 см вместо щупа и согнуть ее в дугу;
  • вставить в отверстие для заливки до упора;
  • вытащить самодельный щуп обратно;
  • проволока должна быть смазана маслом на длину около 30 см.

Этот уровень принято считать нормой. Если масла мало, нужно долить его до нормы. В купленном редукторе уровень должен быть указан в инструкции. Китайский мотоблок может продаваться без масла.

Смазка

Единственное, к чему червячные редукторы мотоблока чувствительны, – смазка. Здесь важен грамотный выбор смазочного материала, который осуществляется по рекомендации производителя спецтехники. Обычно используется трансмиссионная смазка, часто – из серии Zic (поставляется в Россию с 1998 года, используется на многих заводах по производству известных марок автомобилей).

Как меняют редукторное трансмиссионное масло в редукторах для мотоблока:

  • через сливную крышку из смазочного блока удаляются все остатки отработанной смазки;
  • проводится чистка блока;
  • заливается новый материал до отметки.

В большинстве моделей для замены масла не нужно проводить разборку и сборку корпуса, но на это правило есть исключения, требующие привлечения профессиональной бригады.

Типы редукторов

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Существуют устройства червячные и цепные. Отличия между ними небольшие, но достаточно важные. Заключается разница в характеристиках, присущих двум разным типам: КПД; угловая скорость; количество передач; количество валов и отношение между передачами.

На относительно дешёвых мотоблоках нередко устанавливаются неразборные редукторы упрощённой сборки. Срок службы в этом случае значительно сокращается и исключаются дополнительные возможности:

  • ремонт;
  • сборка;
  • разборка;
  • замена деталей.

Говорит это о низком качестве материала изготовления редуктора, о том, что большинство деталей не будут гильзованными. Схема даст представление о принципе его работы и сроках эксплуатации.

На дорогостоящих мотоблоках установлены редукторы более сложные по конструкции и допускающие дальнейшую сборку-разборку. Техническое обслуживание вполне можно провести, исправив все недочёты в работе устройства.

Ремонт осуществляется с целью продолжения срока эксплуатации. Неисправные детали рекомендуется заменить более дорогими. Продлить срок эксплуатации позволит и своевременная смазка.

В большинстве случаев редуктор преобразовывает скорости, то есть угловая скорость быстро и качественно трансформируется в низкую. На входном валу будет высокая угловая скорость, на выходном — уже низкая.

Для предотвращения непредвиденных поломок, требуется регулярное качественное техническое обслуживание. При ступенчатом изменении скорости редуктор называют коробкой передач. Когда не используется ступенчатая система, устройство зовётся вариатором.

Угловой

Угловой редуктор для мотоблока обеспечивает стыковку двигателя с трансмиссией и навесным механизмом. Используется и другое приспособление, если его доработать. Угловое устройство состоит из следующих деталей:

  • фланец;
  • крепление фланца;
  • подшипник;
  • корпус;
  • шкив;
  • ремень;
  • шайба из стали;
  • крепление шкива;
  • шпонка;
  • вал роторный.

Это устройство можно изготовить самостоятельно. Перед работой необходимо учитывать условия, в которых ему предстоит работать. Это радиальная и осевая нагрузки на концах валов. Нагрузка зависит от типа смазочных материалов и температуры. Корпус лучше всего выбрать заводского изготовления. Для вала подбираются подшипники нужного размера.

Устройство

Мотоблок МБ 1 был очень популярен в свое время, а именно, в восьмидесятых – девяностых годах прошлого века.

Тогда рынок спецтехники, если таковым его можно назвать, был наполнен продукцией советских заводов, среди продукции которых техника «Луча» считалась одной из лучших в своем роде. Мотоблок «Луч» МБ 1 уверенно конкурировал с аналогичным мотоблоком «Нивой».

Он исправно выполнял свою основную функцию – обработка поля или огорода, перевозка грузов: урожая, дров, стройматериалов. Именно тогда началось распространение самодельных прицепов, и устоялась тенденция к превращению этих мотоблоков в минитракторы.

МБ1
МБ1

Хоть и технические характеристики «Луч» МБ 1 во многом уступают современным мотоблокам, во время пика его распространения они были на высоте – масса устройства в собранном виде равняется ста килограммам, скорость от 3,6 до 9 километров в час, на ровной трассе, груженый, он стабильно выдает 8-99 километров в час.

Разгон до сотни, в принципе возможен, но только в очень специфичных условиях, которые вряд ли кто-нибудь воссоздавал. Расход топлива 1,5-2 литра в час, объем топливного бака 3,6 литра, поэтому опытные водители всегда имеют про запас канистру с топливом.

Большой его плюс в том, что в двигатель не требуется постоянная заливка масла – достаточно своевременного ТО, по необходимости. Мотоблок достаточно легок в управлении – больших физических усилий этот процесс не требует.

Минимальное пространство, необходимое для разворота имеет радиус всего 1100 миллиметров. Движение мотоблока – плавное, благодаря цепному редуктору с клиноременной передачей, переключение передач происходит мягко, без рывков.

Цепной

Название оборудования произошло от его конструкции – передающим элементом является цепь. В одном аппарате их может быть несколько. Эта система передачи тяги посредством шестеренок и цепи, заключенная в корпус из металла, простота и надежна. Большая часть легких и средних культиваторов оснащены таким цепным преобразователем, потому что он дешевый и прост в эксплуатации. Принцип его работы напоминает велосипед.

Цепной редуктор к мотоблоку почти не гасит обороты двигателя, поэтому скорость вращения высокая – не менее 140 оборотов в минуту. Этот показатель очень большой, поэтому почва перемалывается в пух, становится сильно плотной и не обогащается кислородом. Единственный выход из такого положения – использование фрез и навесного оборудования меньшего диаметра.

Цепной тип

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Принцип действия цепной передачи аналогичен ременному, но вместо шкивов установлены звездочки, а ремень заменен цепью. Такой самодельный редуктор не допустит пробуксовки, а в аналогичных условиях проработает значительно дольше.

Так же, как ременной, цепной редуктор должен иметь ведущую и ведомую звездочки в одной плоскости, а его передаточное число считается по соотношению их зубьев. Вес такой конструкции больше, чем у ременной, но на мощные мотоблоки надежнее ставить ее.

В отличие от ременной передачи, цепная требует осторожности или дополнительных защитных мер. При столкновении вращающегося навесного инструмента с толстым корнем в почве сила его сопротивления будет передана на двигатель, что может его повредить. Пока двигатель не выйдет из строя или не отключится, он будет пытаться с максимальной мощностью провернуться вместе с рамой вокруг ведомой оси редуктора. Чем больше мощность двигателя, тем сильнее будет опрокидывающий момент.

Передаточное число цепного редуктора может быть выше, чем у ременного такого же размера, так как ведущая звездочка, даже имея маленький размер, не допустит проскальзывания цепи.

По стоимости, простоте сборки, распространенности деталей цепная передача не уступает ременной.

Червячная передача

Редуктор для мотоблока: как сделать своими руками? Отличие угловых, цепных моделей и с реверсом. Какое устройство лучше?

Для перпендикулярного изменения направления оси вращения, создания большого передаточного отношения применяется контакт плоской шестерни с Архимедовым винтом.

Передача вращения от исполнительного устройства к двигателю невозможна. Это уникальная особенность червячного механизма, другие типы передач таким свойством не обладают. Скорость вращения на выходе можно уменьшить во столько раз, сколько зубьев будет у шестерни. Отличается такая передача простотой сборки большим трением, небольшим размером, большой популярностью.

Для того чтобы сделать червячный редуктор своими руками, нужно подобрать шестерню с количеством зубцов, равным снижению скорости вращения в разах, а также с шагом между зубцами, равным шагу гребня червяка.

Червячный

Преобразователь с червячной передачей отличается долгим применением и надежностью. Устройство редуктора для мотоблока не сложное, но в обслуживании нуждается квалифицированном. Червячный механизм является угловым. Кроме того, он оснащен реверсом, поэтому техника способна двигаться как вперед, так и назад.

Название редуктора происходит от наличия в конструкции червячного зубчатого колеса, двигающегося по винту с трапецеидальной четырех или двухзаходнуой резьбой. Меняя число зубьев, можно менять скорость вращения. Для изготовления комплектующих используют антифрикционную сталь, которая известна прочностью.

К сильным сторонам преобразователя относят:

  • доступность;
  • высокий КПД;
  • небольшие размеры;
  • почти бесшумную работу.

Недочеты:

  • низкая надежность. Но исключение из этого правила составляют импортные продукты. Но и цена их выше;
  • ограниченность применения – долго работать не может, для обработки целины или тяжелого грунта не подходит;
  • использовать навесное оборудование нельзя.

Кроме этого, такое редуктор ценят за эффективность.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий