Борона для мотоблока своими руками — виды и их особенности

Борона для мотоблока своими руками - виды и их особенности Мотоблоки

Zirka gn-151

Диски данного типа оборудования располагаются на металлической раме под, так называемым, углом атаки, который требуется менять в зависимости от качества или состояния почвы. При движении мотоблока рабочие элементы подрезают верхний слой почвы, дробя его и срезая корни сорной растительности.

Данная модель имеет ширину обработки порядка 1400 мм, с глубиной рыхления 200 мм и массу 70 кг. Борона устанавливается на средние и тяжелые мотоблоки посредством сцепки.

Дисковые бороны можно купить практически в любом специализированном магазине.

Активные роторы для мотоблока своими руками

Роторная борона является более сложной конструкцией по сравнению с зубовой или дисковой. Такое приспособление используют для аэрации и рыхления почвы после уборки урожая, а также для удаления сорняков и вспахивания на глубину до 10 см.

Активные роторы могут быть созданы из подручных средств, а первое, что необходимо для работы – найти чертежи и размеры. Длина ротора может быть от 70 до 100 см, диаметр может быть любым, главное, чтобы сочетался с габаритами мотоблока.

Борона дискового типа

Дисковая борона для мотоблока «Нева» производит обработку земли практически так же, как и зубовая, только в качестве рабочего элемента здесь применяются гладкие или вырезанные сферические диски. Вырезанные диски улучшают почвообработку, однако в процессе работы их необходимо постоянно очищать.

Борона для мотоблока нева

Мотоблоки Нева, одни из лидеров среди малой сельскохозяйственной техники. Борона для Невы, ни чем не отличается от борон для других устройств, и купить их можно, повсеместно.

Вот пример ротационной бороны для Невы и других мотоблоков, чей диаметр вала составляет 30 мм.

Ротационная борона РБ-1,4 (две секции, по 0,7м.) для мотоблока Нева.

Предназначена для предпосевной и послеуборочной обработки почвы.

Ширина захвата – 1,4 м;

Диаметр – 350 мм;

Посадочный диаметр втулки – 30 мм;

Глубина обработки почвы – до 100 мм;

Масса одной секции – 9 кг;

Видео борон

Ротационная борона установленная на мотоблок Нева в работе

Видео об устройстве бороны, ее размерах и использование с мотоблоком СИЧ

Правильное боронование 

Виды оборудования

Помимо разделения по типам, борона для мотоблока может быть:

  • классическая – зубовая;
  • игольчатая;
  • дисковая;
  • роторная или ротационная.

Зубовая борона – преимущества и области применения

В конструкцию зубовой бороны входят корытообразные и прямоугольные планки, в месте перекрещивания которых расположены зубья. Последние установлены таким образом, чтобы при работе каждый из них вел свою борозду. В зависимости от типа используемой бороны, дистанция между бороздками может составлять от 220 до 490 мм.

С целью предотвратить забивания бороны сорняками и почвой, соседние между собой зубья расположены на дистанции в 15 см. Глубина обработки почвы при работе с бороной зависит от усилия воздействия зубьев на грунт, а также от длины поводков, соединяющих их.

В зависимости от своей конструкции, зубья на бороне могут быть прямыми, изогнутыми со специальной пружинящей стойкой, а также лапчатыми. Все имеющиеся в конструкции бороны зубцы крепятся на шарнирной или жесткой раме. Бороны с шарнирным креплением более предпочтительны на участках, где расположено большое количество неровностей. Конструкции с жесткой рамой следует использовать на более-менее ровных поверхностях.

Зубовые бороны для мотоблоков используются для решения таких задач:

  • разрезания и крошения дернины;
  • измельчения и растаскивания кротовины по территории пастбищ и лугов;
  • эффективного прочесывания травостоя.

Конструкция зубовых борон позволяет использовать их не только в качестве самостоятельного навесного оборудования, но и для работы вместе с культиваторами, сеялками и плугами.

Игольчатая борона

Игольчатая борона для мотоблока используется для проведения предпосевной или финальной обработки почвы на зиму. После проведения боронования поверхность обрабатываемого участка становится ровной и не подвергается высушиванию и выветриванию.

В качестве рабочих органов на оборудовании используются изогнутые сменные пластины. Крепление к мотоблоку осуществляется посредством жесткой сцепки, на которой установлен механизм, регулирующий положение данного вида навесного оборудования.

Как сделать борону для мотоблока своими руками? требования и сам процесс

Чтобы приступить к собственноручному изготовлению бороны к мотоблоку, прежде всего, понадобятся грамотные чертежи. И учиться их составлению советуют на примере самой простой конструкции – зубовой, которая в сочетании с мототехникой будет успешно справляться с заделкой мелких семян и другого материала, а также допосадочным рыхлением почвы. Внешне она будет похожа на раму-решетку с закрепленными на ней болтами либо же приваренными зубьями:

Обязательно оснащение передней стороны зацепом (это может быть и банальная балка с отверстием, которая вставляется в трубку фаркопа с фиксацией «пальцем»). Между зацепом и рамой после окончательной сборки следует приварить подвижную цепь.

Чтобы борона на мотоблок получилась долговечной, решетку лучше сваривать из прочных уголков или труб квадратного сечения с толщиной металла большей 3мм. Оформлять ее можно клеткой с поперечными и продольными элементами. При сборке изделия надо следить, чтобы каждый сегмент этой решетки имел 45 градусов наклона к прямой, по которой движется мотоблок для снижения изгибающих нагрузок.

Затем следует подготовить зубья длиной 10-20см. В их роли хорошо себя зарекомендовала арматурная сталь 1,0-1,8 см в диаметре. Здесь важно придерживаться правила: чем длиннее – тем толще. Зубья дополнительно закаливаются и затачиваются перед процедурой приварки их к решетке.

Цепь ни в коем случае нельзя приваривать на начальных этапах монтажа, так как если будет неправильно рассчитан центр приложения силы, борону будет вести в стороны, и придется все переделывать. Подробно ознакомиться с примером изготовления бороны под мотоблок можно на видео.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки.

Краткие технические характеристики

Ширина захвата600-1000 мм
Глубина рыхления100 мм
Производительность0,2-0,5 га/ч
Габариты в рабочем положении (д/ш/в)720х670х510 мм
Рабочая скорость4 км/ч
Вес оборудования17 кг

Перед использованием оборудование устанавливают на силовой агрегат посредством универсальной сцепки и при помощи специального винтового механизма. Выполняют настройку бороны таким образом, чтобы все ее рабочие органы были заглублены в грунт равномерно.

На представленном видео можно посмотреть процесс работы с бороной установленной на мотоблок.

Методы изготовления

Узнав, какие бывают виды изделий для пахоты, можно смастерить их самостоятельно. Правда, вам предстоит ручная сборка.

Виды бороны

  • стальная полоса:
  • стойки для сцепки с мотоблоком;
  • и, конечно же, сами зубья.

С помощью сварки закрепите зубья. Это можно сделать и по-другому: приварить штыри, нарезать на них резьбу, затем на них зафиксировать гайками зубья.

Все детали устройства (зубья) должны располагаться на равном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять около 45 см.

Изучите схемы и чертежи, чтобы сделать отличное устройство для вашего участка. К самому дышлу оборудования нужно приделать специальную втулку, при помощи которой проводится соединение с маленьким трактором. Сделайте стойку с винтом, чтобы в дальнейшем была возможность регулировать уровень высоты — это залог равномерного погружения деталей в землю.

Можно сказать, что самым практичным и легким приспособлением, приделанным к мотоблоку своими руками, является сетчатая борона. Однако фермеры и садоводы делают выбор в сторону роторной бороны. Внимательно изучайте схемы и чертежи, которые помогут вам смастерить отличное дополнение на минитрактор.

Ошибки настройки

Как отмечает Александр Ладыгин, правильно выбранная дисковая борона в настройках не нуждается (кроме установки глубины обработки и выравнивания горизонта навеской трактора либо гидравлическим дышлом самого орудия).При этом в отмечают, что одной из характерных ошибок эксплуатации дисковых борон, особенно двухрядных, является неравномерность заглубления рабочих органов машины. А именно — излишнее углубление переднего ряда дисковой батареи.

По наблюдениям Василия Лебедя, многие агрономы настаивают на такой регулировке, аргументируя это тем, что передний ряд дисков работает с более плотным слоем почвы, чем задний.

Однако если настраивать дисковую борону таким образом (передний ряд ниже), то, учитывая, что передние диски и без того работают в более плотной почве, получится, что машину будет «уводить» под углом к линии движения либо вправо, либо влево в зависимости от того, в какую сторону направлен передний ряд дисков, объясняет Вячеслав Векленко.

Кроме того, страдает и сама рама, и подшипники на переднем ряду дисковой батареи, которые быстрее выходят из строя, добавляет представитель . И быстрый и частый выход из строя подшипников в первом ряду батареи говорит о том, что он был слишком сильно и неравномерно заглублен относительно заднего ряда и всю нагрузку принимал на себя.

Здесь, скорее, рекомендовано обратное: немного вымелить передний ряд дисков, чтобы выровнять сопротивление почвы обработке для переднего и заднего ряда дисков, который идет по уже «вскрытому» пласту, рассуждает Вячеслав Векленко. Но какой должна быть разница глубины хода дисковых батарей, нельзя жестко определить «табличным способом», это как раз случай для тонкой регулировки в полевых условиях.

Польза рыхления

Борона для мотоблока своими руками - виды и их особенности
В позапрошлом и начале прошлого века люди уже знали о пользе весеннего и осеннего рыхления. Тогда почву обрабатывали деревянным орудием — бороной суковаткой. Её делали из частей нетолстых еловых брёвен, связанных между собой и имеющих общую основу. Теперь такие бороны можно увидеть только в залах краеведческих музеев. Сейчас в сельскохозяйственной отрасли для рыхления применяют ротационные цапки или бороны. Кроме разрушения почвенной корки, происходит следующее:

  • прореживаются загущённые всходы культур;
  • погибают проростки сорной растительности;
  • выравнивается поверхность участка;
  • разбиваются земляные комья;
  • вспаханное поле подготавливается к посеву семян;
  • почва на пастбище разрыхляется, что обеспечивает дружное прорастание кормовых растений.

Рыхление может проводиться сразу после вспашки, а вслед за этим участок прикатывают. Бывает и так, что эти мероприятия выполняются с промежутком 2−3 дня. Это не критично, если не стоит жаркая и засушливая погода. В результате прикатывания и боронования поверхностный слой грунта становится ровным, что облегчает заделку семян.

Самым лёгким в возделывании считается суглинок. Это плодородный, лёгкий и в то же время пористый грунт, способный удерживать много влаги. Супесь и песчаная почва, напротив, быстро высыхают и отличаются невысоким плодородием. На таких почвах небольшое опоздание с рыхлением, которое иногда неверно называют бронированием, способствует снижению урожайности. Боронование делится на несколько видов:

  • Ранневесеннее. Проводят по чёрному пару и зяби сразу, как только наступает физическая спелость почвы. В засушливых зонах используют игольчатые бороны, в районах с нормальным увлажнением — зубовые.
  • Предпосевное. Применяются тяжёлые дисковые бороны. Такой агротехнический приём практикуется в южных регионах для подготовки почвы к посеву зерновых. Практикуется на окультуренном поле, нередко совмещается с культивацией. Возможно рыхление с одновременным посевом, при этом на трактор крепится сеялка.
  • Обработка озимых, кустарников и плодовых деревьев. Применяют мотыги, мелкие и средние бороны. Рыхление стимулирует микробиологические процессы.
  • Послепосевное. Проводится два боронования: до и после всходов. Первое уничтожает 85−95% проростков сорных трав. Во время второго рыхлится почва, что обеспечивает свободный доступ кислорода к корням зерновых. Применяют прополочные, круговращательные, сетчатые и зубовые орудия.
  • Летнее. Боронуют кулисные и чистые пары. Задача: взрыхлить грунт, удалить всходы травы.
  • Полупаровое. Выполняют поперёк рядов или пахоты, с использованием тоновых или диагональных орудий. Часто боронуют совместно с культивацией, лущением почвы или пахотой. Малые участки обрабатывают круговыми движениями по периметру.

При бороновании самое важное — соблюсти сроки. Если опоздать, почва пересохнет, и от обработки не будет выраженного эффекта

Урожайность на полях, которые не пробороновали своевременно или сделали это неправильно, обычно бывает ниже. Кроме того, важно, чтобы борона соответствовала характеристикам грунта. Сцепки должны быть универсальными или иметь ширину захвата не меньше 21 м.

Приёмы возделывания

Борона для мотоблока своими руками - виды и их особенности
Кроме классификации работ по назначению, есть ещё одна, которая делит обработку почвы по методу исполнения. Так, боронование бывает загонным, поперечно-диагональным и фигурным. В первом случае поле обрабатывается дважды. Сначала трактор с навесным орудием движется вперёд, затем — назад. При диагонально-поперечном рыхлении зубцы орудия движутся под углом 45 градусов по отношению к направлению рядов. Такой способ чаще всего применяется на приусадебных участках.

Осенью борона или грабли применяются для того, чтобы заделать в землю органические и минеральные удобрения, а также разровнять участок после сбора урожая.

Роторная борона – плюсы и минусы конструкции

В случае если боронование мотоблоком осуществляется на участке с целиной, или же применение агрегата планируется с целью снятия только верхнего слоя почвы, то в таком случае оптимальным станет использование роторной бороны. Несмотря на то, что максимальная глубина обработки этим оборудованием не превышает 7 см, именно такая конструкция лучше всего подойдет в целях первичной обработки земли на территории, где ранее выращивались зерновые культуры.

Бороны роторного типа для мотоблоков могут быть активными и пассивными. В отличие от пассивных конструкций, активные бороны на мотоблок монтируются вместо колес или почвофрез на штатные валы агрегата. Чтобы повысить эффективность и повысить производительность бороны ее следует применять только для работы в паре с мотоблоками, обладающими высокой мощностью и оборудованными коробками переключения передач.

В число преимуществ роторных борон для мотоблоков входит простота в применении, высокая эффективность и долговечность этих конструкций. Среди основных недостатков навесного оборудования этого типа следует выделить высокую стоимость, сложность в изготовлении своими руками, а также громоздкость конструкции.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.

Стоимость борон в россии (руб.)

ГородБН-1ZIRKA GN-151РБ-1,4
Ростов-на-Дону«Бизон» т. 7 (863) 290-86-86; 7 (863) 291-68-18; 7 (863) 255-41-50; 7 (863) 291-68-06

Наличие и стоимость уточнять

Казаньт. 8 800 333-04-05

Наличие и стоимость уточнять

МоскваТЦ «АНГАР АВТО»

т. 8 800 775 0629

6 500

(495) 517-48-29 (900 — 2000); (916) 933-75-47

Наличие и стоимость уточнять

Уфа«Склад Агро Техники» т. 8 347 294-11-90;
8 917 487-62-38 Наличие и стоимость уточнять
Нижний Новгород«ЕвроТрак» т. 7 (831) 229-90-09

4 900

«ЕвроТрак» т. 7 (831) 229-90-09

Наличие и стоимость уточнять

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=q9kaS3zqvvk

Если базовые комплектации навесного оборудования, по какой-то причине не включили в себя приспособление бороны, ее всегда можно сделать своими руками. Причем на мотоблоках марок Нева, МТЗ, Каскад, Агро и Крот можно использовать не только зубовый тип изделия, но и любой другой, который тоже несложно сделать самостоятельно.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector