Колея задних колес
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации 15.5R38 (на тракторах МТЗ-82.1/80.1 Беларус) и 18.4R34(Ф-11) (на тракторах МТЗ-82.2), производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестановкой колес с одного борта на другой.
Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:
— установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и задние колеса, очистите полуоси от грязи;
— поддомкратьте соответствующий рукав полуоси;
— отверните гайки 1 крепления колеса и снимите колеса;
— отпустите на 3-5 оборотов четыре болта 2 ступиц задних колес;
— передвиньте ступицу в ту или другую сторону для получения требуемой ширины;
— затяните четыре болта 2 крепления ступицы моментом от 300 до 400 Нм;
— установите колесо и затяните гайки 1 моментом от 300 до 350 Нм;
— повторите операции на противоположном колесе.
Рис.1 — Установка колеи задних колес, установленных на клеммовых ступицах
1 – гайки крепления колеса к ступице; 2 – болты крепления ступицы к полуоси.
Проверьте затяжку гаек крепления колес и болтов крепления ступиц после первого часа работы, после первых восьми — десяти часов работы и каждые последующие 125 часов работы.
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации 15.5R38 или 18.4R34(Ф-11), производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и перестановкой колес с одного борта на другой.
Для изменения колеи задних колес МТЗ-82-1/80-1 Беларус выполните следующие операции:
— отверните гайки крепления колеса и снимите колесо;
— ослабьте на три полных оборота два стяжных болта 1 вкладышей 3 и 4 (по одному на каждом вкладыше). Остальные стяжные болты выверните. Снимите с демонтажных отверстий заглушки. Вверните в демонтажные резьбовые отверстия болты, вывернутые из вкладышей;
— если выпрессовка вкладышей с помощью демонтажных болтов 1 невозможна, залейте керосин или другую проникающую жидкость в места разъема вкладышей с корпусом ступицы, выждите некоторое время и затем ввинчивайте демонтажные болты, одновременно постукивая по корпусу ступицы, до полной выпрессовки вкладышей;
— переместите ступицу на требуемую колею (пользуйтесь таблицей для установки колеи «К» путем измерения размера «L» от торца полуоси до торца вкладыша);
— выверните стяжные болты из демонтажных отверстий и вверните их в вкладыши. Затяните болты моментом от 360 до 450 Нм в несколько приемов – до затяжки всех болтов требуемым моментом;
— установите колесо на ступицу, гайки крепления колеса затяните моментом от 300 до 350 Нм, установите на место заглушки;
— установите аналогично колею другого колеса;
— проверьте и подтяните стяжные болты и гайки крепления колес после первого часа работы, после первых восьми — десяти часов работы и каждые последующие 125 часов работы.
Колея передних колес
На тракторе МТЗ-80.1 Беларус установлена передняя ось (80-3000030). На тракторе МТЗ-82.1 установлен ПВМ с коническими колесными редукторами (72-2300020-А-04 либо 72-2300020-А).
На тракторе МТЗ-82.2 установлен ПВМ с планетарно цилиндрическими колесными редукторами (822-2300020-02 – с длинной балкой, 822-2300020-04 – с короткой балкой).
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных передней осью и ГОРУ
Изменение колеи трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус по передним колесам осуществляется как за счет выдвигания оси так и за счет перестановки колес с борта на борт.
Конструкция двухколесной оси, позволяет менять колею передних колес от 1450 до 1750 мм с интервалом 100 мм и от 1550 до 1850 мм с интервалом 100 мм, в зависимости от схемы установки колес.
Для установки требуемой колеи выполните следующее:
— затормозите трактор стояночным тормозом, положите упоры спереди и сзади задних колес, двигатель должен быть заглушен;
— установите домкрат под одну сторону передней оси, поднимите колесо до отрыва от земли;
— ослабьте гайки стяжных болтов 3, извлеките палец 4 фиксации выдвижного кулака 5, ослабьте затяжку двух контровочных гаек 1 на концах трубы рулевой тяги 2;
— отсоедините цилиндр 8 от кронштейна 7;
— передвиньте выдвижной кулак 5 внутрь или наружу корпуса передней оси;
— установите палец 4 и затяните болты 3;
— повторите перечисленные операции на противоположной стороне передней оси;
— установите палец 6 цилиндра 8 в отверстие кронштейна 7;
— произведите регулировку сходимости передних колес, затяните гайки 1 трубы рулевой тяги 2.
Рис.2 — Формирование колеи передних колес на тракторах с передней осью и ГОРУ
а) вид сзади б) вид спереди, 1 – контровочная гайка; 2 – труба рулевой тяги; 3 – болт; 4 – палец; 5 – выдвижной кулак; 6 – палец цилиндра; 7 – кронштейн; 8 — цилиндр.
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных передней осью и ГУР
Конструкция двухколесной оси, позволяет менять колею передних колес от 1350 до 1750 мм с интервалом 100 мм и от 1550 до 1850 мм с интервалом 100 мм, в зависимости от схемы установки колес.
Рис.3 — Формирование колеи передних колес на тракторах с передней осью и ГУР
1 – контровочная гайка; 2 – труба рулевой тяги; 3 – болт; 4 – палец; 5 – выдвижной кулак.
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных ПВМ с коническими колесными редукторами и ГОРУ
Колея трактора с ПВМ с коническими колесными редукторами изменяется ступенчато, в зависимости от величины выдвижения колесных редукторов (размер А) и, соответственно, от отверстия крепления цилиндра ГОРУ (отверстия 1, 2, 3), и может иметь значения 1400, 1510, 1620 мм, а с перестановкой колес с борта на борт – 1740, 1850, 1960 мм (при установленных передних шинах 11.2-20).
Рис.4 — Правила изменения колеи передних колес трактора с установленным ПВМ 72-2300020-А-04
1, 2, 3 – отверстия для крепления цилиндра; 4 – цилиндр; 5 – ПВМ; 6 — кронштейн.
Для установки требуемой колеи за счет выдвижения колесных редукторов выполните следующие операции:
— затормозите трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес;
— поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
— ослабьте четыре болта крепления крышки регулировочного винта и снимите крышку 2;
— отверните две гайки и извлеките два клина 1;
— ослабьте затяжку гаек 3 на концах трубы рулевой тяги 5;
— извлеките шплинт 7, а затем фиксирующий палец 6. Если расстояние «Н» больше, чем 70 мм, переставьте фиксирующий палец 6 (положение II);
— отсоедините цилиндр 4 от кронштейна 6;
— вращая с помощью ключа регулировочный винт 4, передвиньте корпус конической пары с бортовым редуктором до получения требуемого расстояния «А». Одновременно, вращением трубы 5 изменяйте длину рулевой тяги на величину, соответствующую устанавливаемой колее;
— установите и закрепите палец цилиндра 4 в отверстии кронштейна 6;
— установите и затяните клинья 1 и крышку регулировочного винта;
— повторите аналогичные операции на другой стороне моста;
— затяните гайки 3 трубы рулевой тяги моментом от 100 до 140 Нм.
Колея трактора может изменяться в пределах от 1200 до 1800 мм по направляющим колесам и от 1400 до 2100 мм по ведущим колесам, что позволяет работать во всех стандартных междурядьях пропашных культур.
Колея передних колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л регулируется с интервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции:
а) поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;
б) ослабьте болты 4, выньте пальцы 3 крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси (рис. 45);
в) передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак (одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы 18 в наконечниках) на величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего закрепите кулаки в трубе передней оси;
г) при установке колеи 1400 мм и более трубы 18 рулевых тяг обязательно замените удлиненными (прикладываются в ЗИП трактора);
д) опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте сходимость колес.
Для изменения колеи задних колес выполните следующие операции:
а) поднимите домкратом заднюю часть трактора до отрыва колес от грунта; отверните болты крепления и снимите крышку червяка;
б) отверните на 2—4 оборота болты крепления вкладыша к ступице одного из колес и очистите полуось от грязи;
в) вращая, червяк переместите колесо до получения требуемой колеи, после чего болты крепления вкладыша затяните до отказа и установите на место крышку червяка;
г) установите в требуемое положение второе колесо. До 1600 мм колея получается без перестановки колес.
Для получения колеи свыше 1600 мм переставьте колеса.
Рис. 45- Передняя ось трактора:
1 — ось качания; 2— трубчатая балка; 3— палец; 4— болт; 5 — поворотный рычаг; 6, 10— втулки; 7 — выдвижной кулак; 8 — пружина; 9 — упорный подшипник; 11— тарельчатые пружины; 12, 13 — левая и правая поворотные цапфы; 14 — контровочная проволока; 15 — регулировочная пробка; 16 — шаровой палец; 17 — контргайка; 18 — труба рулевой тяги.
Билет 9 Вопрос 1
Устройство системы очистки воздуха и выпуска отработанных газов двигателя Д-240(Д-240Л)
Система очистки воздуха (рис. 22) — многоступенчатая, комбинированная. Она состоит из центробежного фильтра грубой очистки воздуха 3, воздухоочистителя 2 с масляным пылеуловителем и мокрым капроновым фильтром.
В корпусе воздухоочистителя между опорными обоймами из литого пластика установлены три фильтрующих элемента 26, 27 и 28 из капроновой путанки переменной плотности.
В патрубке впускного коллектора для аварийной остановки двигателя установлена заслонка , управление которой осуществляется из кабины трактора.
Под действием разрежения, создаваемого работающим двигателем, воздух поступает в фильтр грубой очистки 3 (рис. 22), где очищается от более крупных частиц пыли,
Далее частично очищенный воздух поступает в воздухоочиститель. В воздухоочистителе 2 воздух подвергается двойной очистке — в масляном пылеуловителе поддона и в фильтрующих элементах.
Пройдя через воздухоочиститель, очищенный воздух попадает во впускной коллектор, а из него в цилиндры двигателя.
Для определения степени засоренности воздухоочистителя на щитке приборов трактора установлен индикатор засоренности воздухоочистителя 10 (рис.6).
Выпускная система двигателя, состоит из выпускного коллектора 25 и глушителя 1 прямоточного типа (рис. 22).
Рис. 22. Система питания двигателя (схема):
1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5— электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — топлнвомерная трубка; 12 — сливной край; 13 — трубка от топливного бака; 14 — фильтр грубой очистки топлива; 15 — рукоятка продувочного вентиля; 16 — фильтр тонкой очистки топлива; 17 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 18 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 19 — регулятор топливного насоса; 20 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой Очистки; 21 —- подкачивающий насос; 22 — перепускная трубка; 23 — топливный насос; 24 — форсунки; 25 — выхлопной коллектор; 26 — нижний фильтрующий элемент; 27 — средний фильтрующий элемент; 28 — верхний фильтрующий элемент.
Билет 9 Вопрос 2
Колея трактора может изменяться в пределах от 1250 до 1800 мм (1500-1900 миллиметра для МТЗ-82, МТЗ-82л) по направляющим колесам и от 1400 до 2100 мм по ведущим колесам, что позволяет трудиться во всех стандартных междурядьях пропашных культур.
Колея передних колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80л регулируется с интервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции:
Колея передних колес трактора МТЗ-82, МТЗ-82л регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 110) в 3-х интервалах (рис. 109): 1200- 1500 мм, 1500-1600 миллиметра, 1600-1800 миллиметра. Для перемены колеи поднимите перед трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет м/у колесами и грунтом, задние колеса затормозите.
Рис. 109. Схема установки передних колес трактора МТЗ-82, МТЗ-82л, МТЗ-82н, МТЗ-82ЛН на различную колею.
Для установки колес на ширину колеи 1500-1600 вместо 1200- 1500 мм (или наоборот) отверните гайки крепления обода колеса к диску и поверните колесо так, чтоб кронштейны обода прошли ч/з прорези в диски. В зависимости от требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса сравнительно диска так, как показано на рис. 109.
Для получения колеи в пределах 1600-1800 миллиметра снимите колеса с дисков и поменяйте их местами, т. е. левое колесо поставьте на правую сторону, правое — на левую (см. рис. 109), При этом обратите свое внимание на то, чтоб направление вращения шины оставалось прежним (по стрелке, указанной на боковине).
При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другой соответственно измените положение крыльев при помощи смены креплений крыльев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев есть дополнительные отверстия.
Для перемены ширины колеи винтовым механизмом (рис. 110) проделайте следующее:
Рис. 110. Регулировка колеи передних колес тракторов МТЗ-82, МТЗ-82л, МТЗ-82н, МТЗ-82ЛН, МТЗ-82р:
1 — винт; 2 — прокладка; 3 — клинья; 4 — крышка (снята).
Вращением регулировочного винта при помощи ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочного винта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением максимально употребительных размеров колеи: 1350, 1400, 1500, 1600, 1800 мм.
Колея передних колес тракторов МТЗ-82н, МТЗ-82ЛН регулируется аналогично в 2-х интервалах: 1500-1750 миллиметра и 1750- 1950 мм. Для установки колеи передних колес 1750-1950 миллиметра требуется поменять местами правое и левое колеса.
После перемены колеи сходимость передних колес непременно отрегулируйте снова.
Для перемены колеи задних колес выполните следующие операции:
Для получения колеи свыше 1600 мм переставьте колеса (рис. 111).
Рис. 111. Схема регулировки колеи задних колес: Размер А 1400 1600 для шин 15.5 -38 Р; 1250 1600 мм для шин 9-42; размер В 1800-2100 миллиметра для шин 15,5 — 38 Р; 1800- 2100 мм для шин 9-42.
Регулировка колеи тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82
Изменение колеи трактора производят в зависимости от размеров междурядий обрабатываемых пропашных культур, а также при агрегатировании трактора с машинами и орудиями, которые по конструктивным или технологическим причинам требуют определенных размеров колеи.
Регулировка колеи задних колес. Колея задних колес регулируется бесступенчато в диапазоне 1350—2050 мм перемещением ступиц колес по выступающим концам полуосей заднего моста с помощью винтовых механизмов, за счет изменения взаимного расположения диска и ступицы колеса или перестановкой колес с одного борта на другой.
Порядок изменения колеи следующий.
1. Поднять домкратом заднюю часть трактора так, чтобы колеса не касались грунта.
2. Отвернуть на 2—4 оборота болты крепления вкладыша к ступице и очистить полуось от грязи.
3. Вращая регулировочный винт (червяк), перемещать ступицу с колесом по полуоси до получения требуемой колеи, после чего затянуть болты ступицы до отказа.
4. Для установки колеи более 1600 мм колесо нужно установить так, чтобы выпуклая сторона дисков была обращена к рукавам полуосей заднего моста. Для этого, чтобы сохранить правильное направление вращения шин (по стрелке на боковина шины), колеса нужно поменять местами (правое колесо установить на место левого и наоборот). Можно также повернуть колесо на 180° и получить необходимую колею, однако в этом случае направление вращения шины изменится.
Регулировка колеи передних колес трактора -80. Колея передних колес регулируется в диапазоне 1200—1800 мм ступенчатым перемещением (с интервалом 50 мм для каждой стороны) выдвижных кулаков относительно балки передней оси (переднего моста), а также за счет изменения взаимного расположения диска и ступицы или перестановкой передних колес с одной стороны на другую.
Порядок регулировки колеи следующий.
1. Поднять домкратом переднюю часть трактора или поочередно передние колеса так, чтобы они не касались грунта.
2. Отвернуть гайки и ослабить затяжку болтов, расшплинтовать и вынуть пальцы. Передвинуть поочередно выдвижные трубы на величину, соответствующую устанавливаемой колее так, чтобы отверстия под палец в выдвижной трубе и балке моста совпадали. Одновременно на величину перемещения выдвижного кулака нужно изменить длину рулевой тяги, чтобы сохранить сходимость передних колес.
При изменении колеи с 1200 мм на 1400 мм и более необходимо укороченные трубы рулевых тяг заменить на удлиненные (входят в комплект трактора).
3. Установить и зашплинтовать пальцы и затянуть гайки болтов.
4. Для получения колеи 1800 мм надо отвернуть гайки крепления диска колеса к ступице, снять колесо, повернуть его па 180° и снова установить на место.
При колее меньше 1800 мм применять такую перестановку колеса не рекомендуется, так как это увеличивает нагрузку на подшипники ступицы.
5. После каждого изменения колеи проверить сходимость колес.
Рис. 1. Схема установки передних колес трактора -80/82 на различную колею:
1 — обод; 2 — диск колеса; 3 — болт опоры; 4 — гайка; 5 — опора обода.
Регулировка колеи передних колес трактора -82. Изменение колеи осуществляется бесступенчато, перемещением колесных редукторов относительно рукавов переднего моста с помощью винтовых механизмов, а также за счет изменения взаимного расположения обода и диска колеса.
На рисунке 1 показано три взаимных положения обода и диска, что в сочетании с перемещением колесных редукторов обеспечивает бесступенчатое регулирование колеи в диапазоне 1250—1800 мм.
На корпусах верхних конических пар колесных редукторов нанесены метки и цифры, соответствующие наиболее распространенным размерам колеи: 1350, 1400, 1500, 1600 и 1800 мм. При совмещении меток с торцами рукавов переднего моста и соответствующем взаимном расположении диска и обода получается обозначенный цифрой размер колеи.
Порядок изменения колеи следующий.
1. Поднять домкратом переднюю часть трактора или поочередно передние колеса так, чтобы они не касались грунта.
2. Снять крышки регулировочных винтов, отвернуть гайки и освободить клинья рукавов переднего моста настолько, чтобы корпуса верхних конических пар колесных редукторов могли свободно перемещаться. Вращением винтов с помощью ключа переместить колесные редукторы до совмещения меток, обозначающих требуемый размер колеи, с торцами рукавов. Одновременно на величину перемещения редукторов нужно изменить, длину рулевых тяг, чтобы сохранить сходимость передних колес.
3. Для перестановки обода относительно диска колеса следует отвернуть гайки болтов опор обода, отсоединить обод и поставить его в требуемое положение. Болты опор ставятся так, чтобы их квадратные подголовники заходили в квадратные отверстия дисков. Для получения колеи свыше 1600 мм (установка обода в положение «в») необходимо поменять колеса местами, то есть левое колесо поставить на правую сторону, а правое — на левую. Нужно обратить внимание на то, чтобы направление вращения колеса совпадало со стрелкой на боковине шины.
4. После изменения колеи проверить сходимость передних колес.
Регулировка колеи трактора МТЗ-80, МТЗ-82,
МТЗ-82
Тракторы МТЗ-80 без гидроцилиндра в
рулевой трапеции (с ГУР)
Колея передних направляющих колес трактора Беларус МТЗ-80, МТЗ-82
может изменяться в пределах от 1350 до 1850 мм, задних ведущих — от
1400 до 1600 мм и от 1800 до 2100 мм.
Колея передних колес МТЗ-80, МТЗ-82 регулируется с интервалами 100
мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес.
Для установки
требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции
(рис. 1):
— поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от
грунта;
— ослабьте болты (1), выньте пальцы (2) крепления выдвижных кулаков
в трубе передней оси;
— передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак
(одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы (3) в
наконечниках (5), предварительно отвернув контргайки (4) на
величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего
закрепите кулаки в трубе передней оси;
— опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте
схождение колес.
Колея передних колес тракторов Беларус МТЗ-82.1, оборудованных ПВМ с
коническими редукторами, регулируется бесступенчато винтовым
механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис.2) в трех
интервалах (рис. 3): 1350-1500 мм, 1500-1600 мм, 1600-1800 мм. Для
получения требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное
расположение обода колеса относительно диска так, как показано на
рис.3.
Для изменения колеи
поднимите переднюю часть трактора МТЗ-82.1 (или
поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и
грунтом, задние колеса затормозите, после чего (рис.2):
— отверните болты и снимите крышку (2);
— освободите клинья (3) рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы
обеспечить свободное перемещение корпусов конических пар.
Вращением регулировочного винта (1) с помощью ключа обеспечивается
перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с
колесами и получение требуемой
колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочного винта должно
сопровождаться изменением длины рулевых тяг. После изменения колеи
отрегулируйте сходимость передних
колес.
Тракторы МТЗ-82.1 с гидроцилиндром в рулевой трапеции
Перестановка гидроцилиндра при изменении колеи. Для обеспечения
равных углов поворота колес влево-вправо должно соблюдаться
соответствие установки конусного пальца
гидроцилиндра в отверстиях кронштейна и величины выдвижки редукторов
направляющих колес.
А. Установка гидроцилиндра рулевого управления на переднюю не
ведущую ось (рис. 4). Выдвижка поворотных кулаков и перестановка
гидроцилиндра производится ступенчато через
50 мм. При установке конусного пальца гидроцилиндра в отверстие I
размер Ал (расстояние от торца балки до кулака) должен составлять
105 мм, при установке пальца в отверстие II
размер Ал = 155 мм, при установке в отверстие III размер Ал = 205
мм, при установке в отверстие IV размер Ал = 255 мм. После установки
пальцев гидроцилиндров в соответствующие
отверстия кронштейнов следует отрегулировать сходимость колес.
Операции по регулировке колеи передних колес тракторов МТЗ-80,
МТЗ-82, МТЗ-82.1
— Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и
сзади задних колес.
— Установите домкрат под одну сторону передней оси. Поднимите колесо
до отрыва от земли.
— Ослабьте гайки стяжных болтов (1), выньте палец (2) фиксации
выдвижного кулака, ослабьте затяжку гаек (4) на концах трубы (5)
рулевой тяги.
— Отсоедините цилиндр (8) от кронштейна (7).
— Передвиньте выдвижной кулак (3) внутрь или наружу корпуса передней
оси.
— Установите палец (2) и затяните болты (1).
— Установите и закрепите палец (6) цилиндра в соответствующее
отверстие кронштейна (7).
— Повторите операции на противоположной стороне.
— Отрегулируйте схождение передних колес.
— Затяните гайки (4) трубы рулевой тяги.
Установка колеи трактора МТЗ-82.1, оборудованного ПВМ с коническими
колесными редукторами
Колея передних колес на тракторе МТЗ-82.1 с гидрообъемным рулевым
управлением регулируется ступенчато: выдвижением корпусов верхних
конических пар с перестановкой
цилиндра в отверстиях кронштейна и переворотом колес с перестановкой
с борта на борт. При регулировке колеи выдвижением корпусов
конических пар следите за тем, чтобы левый
и правый корпуса были выдвинуты на одинаковую величину.
Для регулировки колеи тракторов МТЗ-82.1 с ПВМ выполните следующие
операции:
— Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и
сзади задних колес;
— Поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно
передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
— Снимите передние колеса;
— Отверните гайки крепления обода колеса к диску.
Регулировка схождения передних колес (тракторы с ГОРУ)
Рис. 7 — ПВМ с коническими редукторами (трактор МТЗ-82.1)
Рис. 8 — Без ПВМ (тракторы МТЗ-80, МТЗ-82)
После изменения ширины колеи передних колес отрегулируйте схождение
путем изменения длины рулевой тяги (рис. 7-8).
— Установите требуемое давление в шинах.
— На ровной площадке проедьте на тракторе в прямом направлении не
менее 3 м и остановитесь. Включите стояночный тормоз.
— Проверьте, чтобы корпуса колесных редукторов (трактор МТЗ-82.1)
или поворотные кулаки (МТЗ-80, МТЗ-82) были выдвинуты на одинаковую
величину «Б» из корпуса ПВМ или трубы
передней оси соответственно.
— Замерьте расстояние «В» между двумя противоположными точками на
закраине обода, сзади передней оси на высоте оси колес.
— Переместите трактор вперед так, чтобы передние колеса повернулись
примерно на 180°, затем замерьте расстояние «А» спереди передней
оси, между теми же точками, как и при
измерении размера «В». Схождение правильное, если измерение «А» на
0-8 мм меньше измерения «В».
Если схождение не соответствует этим значениям, проделайте
следующее:
— Отпустите гайки (1), (3) регулировочной трубы (2) рулевой тяги.
— Вращая трубу, установите требуемый размер схождения.
— Затяните гайки (1), (3)
Расстояние между отверстиями под установку пальца цилиндра в
кронштейне равно 55 мм, что обеспечивает изменение колеи с
интервалом 110 мм в сторону уменьшения или
увеличения от среднего положения.
В зависимости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное
расположение обода и диска так, как показано на схеме.
Колея задних ведущих колёс универсально-пропашного трактора устанавливается сочетанием бесступенчатой регулировки и перестановки колёс.
Рис. 1. Ведущие и ведомые (направляющие) колёса пропашного трактора МТЗ-80 с деталями крепления.
а) – Ведущее колесо;
б) – Направляющее колесо;
1) – Втулка;
2) – Червяк;
3) – Болт;
4) – Вкладыш ступицы;
5) – Шпонка;
6) – Ступица заднего колеса;
7) – Шина заднего колеса;
8) – Болт;
9) – Сферическая шайба;
10) – Диск с ободом заднего колеса;
11) – Шина переднего колеса с диском;
12) – Болт;
13) – Колпак;
14) – Гайка;
15) – Кольцо;
16) – Подшипник;
17) – Ступица переднего колеса;
18) – Подшипник;
19) – Обойма сальника;
20) – Сальник;
21) – Полуось;
22) – Шплинт;
23) – Прокладка.
При установке большой колеи задние ведущие колёса необходимо переставлять с одной стороны на другую, располагая диски выпуклостью внутрь.
Колея задних ведущих колёс тракторов МТЗ-80 и МТЗ-100 изменяется в пределах от 1400 до 2100 мм; при этом до 1600 мм без перестановки колёс, а свыше – с перестановкой.
У тракторов Т-16М, Т-25А, Т-40М диски задних колёс привёрнуты болтами к кронштейнам ободов колёс и для изменения колеи выполняется перестановка дисков колёс с одной стороны кронштейна обода на другую.
Необходимо учитывать, что у универсально-пропашных тракторов ширина профиля шины заднего колеса значительно превышает ширину профиля переднего, вследствие чего ширина колеи передних колёс может отличаться от колеи задних в пределах вписываемости в след задних колёс.
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации
15.5R38 (на тракторах МТЗ-82.1/80.1 Беларус) и 18.4R34(Ф-11) (на
тракторах
МТЗ-82.2), производите перемещением ступицы с колесом по полуоси и
перестановкой колес с одного борта на другой.
— установите трактор на ровной площадке, установите упоры под передние и
задние колеса, очистите полуоси от грязи;
— передвиньте ступицу в ту или другую сторону для получения требуемой
ширины;
Рис.120. Установка колеи задних колес, установленных на клеммовых
ступицах
1 – гайки крепления колеса к ступице; 2 – болты крепления ступицы к
полуоси.
Проверьте затяжку гаек крепления колес и болтов крепления ступиц после
первого часа работы, после первых восьми — десяти часов работы и каждые
последующие 125 часов работы.
Изменение колеи задних колес, при установке шин базовой комплектации
15.5R38 или 18.4R34(Ф-11), производите перемещением ступицы с колесом по
полуоси и перестановкой колес с одного борта на другой.
Для изменения колеи задних колес МТЗ-82-1/80-1 Беларус выполните
следующие операции:
— ослабьте на три полных оборота два стяжных болта 1 вкладышей 3 и 4 (по
одному на каждом вкладыше). Остальные стяжные болты выверните.
Снимите с демонтажных отверстий заглушки. Вверните в демонтажные
резьбовые отверстия болты, вывернутые из вкладышей;
— если выпрессовка вкладышей с помощью демонтажных болтов 1 невозможна,
залейте керосин или другую проникающую жидкость в места разъема
вкладышей с корпусом ступицы, выждите некоторое время и затем
ввинчивайте демонтажные болты, одновременно постукивая по корпусу
ступицы, до
полной выпрессовки вкладышей;
— переместите ступицу на требуемую колею (пользуйтесь таблицей для
установки колеи «К» путем измерения размера «L» от торца полуоси до
торца
вкладыша);
— выверните стяжные болты из демонтажных отверстий и вверните их в
вкладыши. Затяните болты моментом от 360 до 450 Нм в несколько приемов –
до
затяжки всех болтов требуемым моментом;
— установите колесо на ступицу, гайки крепления колеса затяните моментом
от 300 до 350 Нм, установите на место заглушки;
— проверьте и подтяните стяжные болты и гайки крепления колес после
первого часа работы, после первых восьми — десяти часов работы и каждые
последующие 125 часов работы.
На тракторе МТЗ-80.1 Беларус установлена передняя ось (80-3000030). На
тракторе МТЗ-82.1 установлен ПВМ с коническими колесными редукторами (72-2300020-А-04 либо 72-2300020-А).
На тракторе МТЗ-82.2 установлен ПВМ с планетарно цилиндрическими
колесными редукторами (822-2300020-02 – с длинной балкой, 822-2300020-04
– с
короткой балкой).
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных передней осью
и ГОРУ
Изменение колеи трактора МТЗ-82-1/80-1 Беларус по передним колесам
осуществляется как за счет выдвигания оси так и за счет перестановки
колес с
борта на борт.
Конструкция двухколесной оси, позволяет менять колею передних колес от
1450 до 1750 мм с интервалом 100 мм и от 1550 до 1850 мм с интервалом
100
мм, в зависимости от схемы установки колес.
— затормозите трактор стояночным тормозом, положите упоры спереди и
сзади задних колес, двигатель должен быть заглушен;
— установите домкрат под одну сторону передней оси, поднимите колесо до
отрыва от земли;
— ослабьте гайки стяжных болтов 3, извлеките палец 4 фиксации выдвижного
кулака 5, ослабьте затяжку двух контровочных гаек 1 на концах трубы
рулевой тяги 2;
— повторите перечисленные операции на противоположной стороне передней
оси;
— произведите регулировку сходимости передних колес, затяните гайки 1
трубы рулевой тяги 2.
Рис.121. Формирование колеи передних колес на тракторах с передней осью
и ГОРУ
а) вид сзади б) вид спереди, 1 – контровочная гайка; 2 – труба рулевой
тяги; 3 – болт; 4 – палец; 5 – выдвижной кулак; 6 – палец цилиндра; 7 –
кронштейн; 8
— цилиндр.
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных передней осью
и ГУР
Конструкция двухколесной оси, позволяет менять колею передних колес от
1350 до 1750 мм с интервалом 100 мм и от 1550 до 1850 мм с интервалом
100
мм, в зависимости от схемы установки колес.
Рис.122. Формирование колеи передних колес на тракторах с передней осью
и ГУР
1 – контровочная гайка; 2 – труба рулевой тяги; 3 – болт; 4 – палец; 5 –
выдвижной кулак.
Формирование колеи передних колес тракторов, оборудованных ПВМ с
коническими колесными редукторами и ГОРУ
Колея трактора с ПВМ с коническими колесными редукторами изменяется
ступенчато, в зависимости от величины выдвижения колесных редукторов
(размер А) и, соответственно, от отверстия крепления цилиндра ГОРУ
(отверстия 1, 2, 3), и может иметь значения 1400, 1510, 1620 мм, а с
перестановкой
колес с борта на борт – 1740, 1850, 1960 мм (при установленных передних
шинах 11.2-20).
Рис.123. Правила изменения колеи передних колес трактора с установленным
ПВМ 72-2300020-А-04
1, 2, 3 – отверстия для крепления цилиндра; 4 – цилиндр; 5 – ПВМ; 6 —
кронштейн.
Для установки требуемой колеи за счет выдвижения колесных редукторов
выполните следующие операции:
— затормозите трактор МТЗ-82.1/80.1 Беларус стояночным тормозом.
Положите упоры спереди и сзади задних колес;
— поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние
колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
— ослабьте четыре болта крепления крышки регулировочного винта и снимите
крышку 2;
— извлеките шплинт 7, а затем фиксирующий палец 6. Если расстояние «Н»
больше, чем 70 мм, переставьте фиксирующий палец 6 (положение II);
— вращая с помощью ключа регулировочный винт 4, передвиньте корпус
конической пары с бортовым редуктором до получения требуемого расстояния
«А». Одновременно, вращением трубы 5 изменяйте длину рулевой тяги на
величину, соответствующую устанавливаемой колее;
Тракторы МТЗ-80 без гидроцилиндра в рулевой трапеции (с ГУР)
Колея передних направляющих колес трактора Беларус МТЗ-80 может изменяться в пределах от 1350 до 1850 мм, задних ведущих — от 1400 до 1600 мм и от 1800 до 2100 мм.
Колея передних колес МТЗ-82, 80 регулируется с интервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес.
Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции (рис. 1):
— поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;
— ослабьте болты (1), выньте пальцы (2) крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
— передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак (одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы (3) в наконечниках (5), предварительно отвернув контргайки (4) на величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего закрепите кулаки в трубе передней оси;
— опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте схождение колес.
Колея передних колес тракторов Беларус МТЗ-82.1, оборудованных ПВМ с коническими редукторами, регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис.2) в трех интервалах (рис. 3): 1350-1500 мм, 1500-1600 мм, 1600-1800 мм.
Для получения требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относительно диска так, как показано на рис.3.
Для изменения колеи поднимите переднюю часть трактора МТЗ-82.1 (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние колеса затормозите, после чего (рис.2):
— отверните болты и снимите крышку (2);
— освободите клинья (3) рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы обеспечить свободное перемещение корпусов конических пар.
Вращением регулировочного винта (1) с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах.
Вращение регулировочного винта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. После изменения колеи отрегулируйте сходимость передних колес.
Перестановка гидроцилиндра при изменении колеи. Для обеспечения равных углов поворота колес влево-вправо должно соблюдаться соответствие установки конусного пальца гидроцилиндра в отверстиях кронштейна и величины выдвижки редукторов направляющих колес.
А. Установка гидроцилиндра рулевого управления на переднюю не ведущую ось (рис. 4). Выдвижка поворотных кулаков и перестановка гидроцилиндра производится ступенчато через 50 мм.
При установке конусного пальца гидроцилиндра в отверстие I размер Ал (расстояние от торца балки до кулака) должен составлять 105 мм, при установке пальца в отверстие II размер Ал = 155 мм, при установке в отверстие III размер Ал = 205 мм, при установке в отверстие IV размер Ал = 255 мм.
После установки пальцев гидроцилиндров в соответствующие отверстия кронштейнов следует отрегулировать сходимость колес.
— Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес.
— Установите домкрат под одну сторону передней оси. Поднимите колесо до отрыва от земли.
— Ослабьте гайки стяжных болтов (1), выньте палец (2) фиксации выдвижного кулака, ослабьте затяжку гаек (4) на концах трубы (5) рулевой тяги.
— Отсоедините цилиндр (8) от кронштейна (7).
— Передвиньте выдвижной кулак (3) внутрь или наружу корпуса передней оси.
— Установите палец (2) и затяните болты (1).
— Установите и закрепите палец (6) цилиндра в соответствующее отверстие кронштейна (7).
— Повторите операции на противоположной стороне.
— Отрегулируйте схождение передних колес.
— Затяните гайки (4) трубы рулевой тяги.
Установка колеи трактора МТЗ-82.1, оборудованного ПВМ с коническими колесными редукторами
Колея передних колес на тракторе МТЗ-82.1 с гидрообъемным рулевым управлением регулируется ступенчато: выдвижением корпусов верхних конических пар с перестановкой цилиндра в отверстиях кронштейна и переворотом колес с перестановкой с борта на борт.
При регулировке колеи выдвижением корпусов конических пар следите за тем, чтобы левый и правый корпуса были выдвинуты на одинаковую величину.
Расстояние между отверстиями под установку пальца цилиндра в кронштейне равно 55 мм, что обеспечивает изменение колеи с интервалом 110 мм в сторону уменьшения или увеличения от среднего положения.
Для регулировки колеи тракторов МТЗ-82.1 с ПВМ выполните следующие операции:
— Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес;
— Поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
— Снимите передние колеса;
— Отверните гайки крепления обода колеса к диску.
В зависимости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное расположение обода и диска так, как показано на схеме.
Рис. 7 — ПВМ с коническими редукторами (трактор МТЗ-82.1)
Рис. 8 — Без ПВМ (тракторы МТЗ-80, 82)
После изменения ширины колеи передних колес отрегулируйте схождение путем изменения длины рулевой тяги (рис. 7-8).
— Установите требуемое давление в шинах.
— На ровной площадке проедьте на тракторе в прямом направлении не менее 3 м и остановитесь. Включите стояночный тормоз.
— Проверьте, чтобы корпуса колесных редукторов (трактор МТЗ-82.1) или поворотные кулаки (МТЗ-80, 82) были выдвинуты на одинаковую величину «Б» из корпуса ПВМ или трубы передней оси соответственно.
— Замерьте расстояние «В» между двумя противоположными точками на закраине обода, сзади передней оси на высоте оси колес.
— Переместите трактор вперед так, чтобы передние колеса повернулись примерно на 180°, затем замерьте расстояние «А» спереди передней оси, между теми же точками, как и при измерении размера «В». Схождение правильное, если измерение «А» на 0-8 мм меньше измерения «В».
Если схождение не соответствует этим значениям, проделайте следующее:
— Отпустите гайки (1), (3) регулировочной трубы (2) рулевой тяги.
— Вращая трубу, установите требуемый размер схождения.
— Затяните гайки (1), (3)
Рубрика — Передняя ось
Колея трактора может изменяться в пределах от 1200 до 1800 мм. (1500-1900 мм. для МТЗ-82, МТЗ-82Л) по направляющим колесам и от 1400 до 2100 мм. по ведущим колесам, что позволяет работать во всех стандартных междурядьях пропашных культур.
Колея передних колес тракторов МТЗ-80 и МТЗ-80Л регулируется с интервалами 100 мм. при симметричном и 50 мм. при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции:
Колея передних колес трактора МТЗ-82, МТЗ-82Л регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 113) в трех интервалах (рис. 112): 1200-1500 мм., 1500-1600 мм., 1600-1800 мм. Для изменения колеи поднимите переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние колеса затормозите.
Регулировка колеи тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л (рис. 113)
Для установки колес на ширину колеи 1500-1600 вместо 1200-1500 (или наоборот) отверните гайки крепления обода колеса к диску и поверните колесо так, чтобы кронштейны обода прошли через прорези в диски. В зависимости от требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относительно диска так, как показано на рис. 112.
Для получения колеи в пределах 1600-1800 мм. снимите колеса с дисков и поменяйте их местами, то есть левое колесо поставьте на правую сторону, правое — на левую (см. рис. 112). При этом обратите внимание на то, чтобы направление вращения шины оставалось прежним (по стрелке, указанной на боковине).
Схема установки передних колес тракторов МТЗ-82 и МТЗ-82Л на различную колею (рис. 112)
При изменении колеи перестановкой обода на диске и колес с одного борта на другом соответственно измените положение крыльев посредством смены креплений крыльев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия.
Для изменения ширины колеи винтовым механизмом (рис. 113) проделайте следующее:
Вращением регулировочного винта с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редукторов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочного винта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. На левом и правом корпусах верхних конических пар нанесены метки с цифровым обозначением наиболее употребительных размеров колеи: 1350, 1400, 1500, 1600, 1800 мм.
После изменения колеи сходимость передних колес обязательно отрегулируйте заново.
До 1600 мм. колея получается без перестановки колес.
Для получения колеи свыше 1600 мм. переставьте колеса (см. рис. ниже).