Генератор на МТЗ-82 предназначен для подзарядки аккумулятора и поддержания работоспособности светотехники и приборов освещения. Агрегат установлен на блоке цилиндров и имеет ременной привод от вала силовой установки. При отказе оборудования батарея разряжается, что приводит к невозможности пуска двигателя (в случае использования электрического стартера).
- Модели генераторов для МТЗ-82
- Подключение и схема
- Конструкция и принцип работы
- ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА МТЗ
- Схема подключения генератора
- Описание процесса
- Проверка обмотки
- Схема подключения и профилактика неисправностей
- Характеристики генератора
- ТО устройства на МТЗ
- Техническое обслуживание устройства
- Частые неполадки и их диагностика
- Посоветуйте поршневую на ямз 236м.
- Поставили на мтз 80 двигатель д 243 вместо д 240 руль тяжело крутит, что может быть?
- МТЗ 80 КУН поднимает держит, но вилы сами по себе опрокидываются
- На МТЗ 80 не могу поймать дорогу. Стоит самовар. Как его отрегулировать?
- Есть ли разница сухого отсека МТЗ 50, 52 между МТЗ 80 или 82?
- Мтз-80 ломает лапку сцепления
- Как повернуть сидение на мтз 80?
- Где находятся полукольца коленвала?
- Подскажите, как быть?
- Обслуживание электросхемы
- Проверяем обмотку ротора
Модели генераторов для МТЗ-82
В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:
Подключение и схема
Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.
схема генератора 46.3701
Концы фаз статора подключены к диодным парам выпрямителя. Плюс выпрямительного блока выведен контактным болтом наружу, контакт минус подключён к корпусу узла. Дополнительные диоды выпрямителя запитывают обмотку возбуждения генератора. Плюс выпрямителя возбуждающей обмотки соединён с катушкой возбуждения и выводом узла Д. Плюсовой вывод от диодного моста выпрямителя Б соединяется одноимённым выводом регулятора . Выводом Б подключают нагрузочную сеть машины и плюсовую клемму АКБ. Минусовые выводы выпрямительного блока и регулятора соединены с корпусом генератора на массу машины. Выводы Д генератора и регулятора соединены и предназначен для подключения реле блокировки стартера. Если трактор запускается без стартера от пускового двигателя вывод Д изолируется колпачком. Вывод регулятора Ш соединён с концом обмотки возбуждения. Вывод С регулятора подключён посезонному переключателю. Для правильного подключения регулятора на узел, при установке или замене, ориентируются на выступ корпуса.
Конструкция и принцип работы
Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.
Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.
Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.
Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.
Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.
После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА МТЗ
Рассмотрим подключение на примере генератора Г-306 Д, который устанавливался на трактор МТЗ-82 на протяжении длительного периода времени.
Плюсовой провод с аккумулятора присоединен к клемме «В» или «+». Параллельно с этой клеммы идет подключение к одноименной клемме регулятора напряжения. На клемму «+» или «В» внутри генератора выводится вырабатываемое напряжение с обмоток статора через диодный выпрямитель. Параллельно с этой клеммой, через реле, подключена контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
При исправной работе генератора контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при запущенном двигателе. Дополнительно в некоторых моделях тракторов МТЗ устанавливается амперметр, который показывает силу тока в Амперах, или вольтметр, который показывает напряжение в Вольтах. Эти устройства позволяют механизатору оперативно получать информацию о работе генератора и состоянии бортовой сети во время работы трактора.
Клемма «Ш» соединена с аналогичной клеммой реле-регулятора. Через неё подается напряжение на катушки возбуждения.
Клемма «М» (масса) присоединяется к корпусу (минус) трактора, и параллельно — к клемме «М» реле-регулятора. Клемма «М» регулятора также подключена к корпусу трактора. В цепь между клеммой «Ш» и «М» регулятора напряжения может быть включен вольтметр, установленный на щитке приборов трактора для контроля за напряжением в бортовой сети.
В некоторых моделях дополнительно имеется клемма «Д», к которой подключается реле стартера, для блокировки включения стартера при работающем двигателе.
На неработающем двигателе ток от АКБ подается на клемму «Ш» которая присоединена к обмотке возбуждения, создающей начальное электромагнитное поле. При запуске двигателя трактора, вращение от коленчатого вала передается через клиновой ремень на шкив генератора, жестко закрепленный на валу ротора. При вращении ротор вращает электромагнитное поле шунтируемых обмоток возбуждения, которое, взаимодействуя с обмотками статора, создает на них переменный электрический ток. Ток имеет пиковые значения в момент прохождения выступающих частей ротора мимо обмоток статора. Чтобы выровнять импульсы, вырабатываемый ток со статора проходит через выпрямитель, преобразуясь в постоянный. Выходы диодов выпрямителя присоединены к клемме «+» или «В» генератора, с которой снимается выходное напряжение для зарядки АКБ и питания электроприборов трактора.
Одновременно реле-регулятором ток удерживается в пределах 14 – 15 вольт, для корректной работы приборов и исключения перезаряда аккумуляторной батареи.
При достижении двигателем высоких оборотов, генератор вырабатывает ток, превышающий номинальное значение. Проходя через обмотку реле регулятора (в старом исполнении), или через транзисторы (в современном исполнении), ток, при превышении значений, попадает на блок сопротивлений, которые снижают силу электромагнитного поля возбуждения, вследствие чего снижается ток.
Схема подключения генератора
Схема подключения генератора к бортовой сети трактора не зависит от модели оборудования.
В конструкции предусмотрены 3 или 4 выхода:
Описание процесса
Генератор крепится на двигателе, затем производится регулировка натяжения ремня, после чего затягивается верхний болт фиксации. Проводка подсоединяется к выводам, расположенным на задней части агрегата, в соответствии с электрической схемой трактора. При ошибочной коммутации генератор не заработает, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампа отсутствия зарядки. После пуска мотора индикатор автоматически отключается, указывая на корректную работу системы зарядки батареи.
Проверка обмотки
Тест обмотки производится при выключенном моторе и отсоединенных от генератора кабелях. Для тестирования необходимы контрольная лампочка и заряженный аккумулятор на 12 В. Для проверки катушек возбуждения следует подать отрицательное питание на колодку М, а положительный штекер батареи замкнуть через лампу с разъемом Ш. При исправной катушке происходит падение силы тока в цепи, лампа горит тускло.
Полный накал указывает на пробой между обмотками и кожухом генератора, а отсутствие свечения сигнализирует об обрыве катушки.
Дополнительные тесты, позволяющие проверить обмотку статора и выпрямитель:
Схема подключения и профилактика неисправностей
Главные правила осмотра генератора МТЗ-80. Схема подключения генератора.
Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания — аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.
Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей — преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.
Характеристики генератора
Основные технические параметры генераторов приведены в таблице.
ТО устройства на МТЗ
В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.
При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).
Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.
Техническое обслуживание устройства
Благодаря удачной конструкции подобных элементов они могут длительное время работать без необходимости осуществления ремонтных работ даже в сложных условиях, например, при наличии большого количества пыли, жары. Генератор демонстрирует стабильную работу даже на высоких оборотах, что свидетельствует о его надежности.
Но даже самое прочное устройство требует ухода и обслуживания, что позволит продлить срок его службы и избежать необходимости выполнять ремонт генератора МТЗ 80 своими руками. Следует проверять крепления элемента, а также степень натяжки его ремня. Прогиб не должен быть больше 3 см, при превышении подобных показателей ремень настоятельно рекомендуется подтянуть.
Необходимо регулярно проводить дефектовку изделия, что позволит своевременно выявить наличие трещин, а также других повреждений, способных нарушить корректную работу узла. Электрические соединения генератора следует регулярно очищать при окислении, предварительно отсоединив их от аккумуляторной батареи.
Обязательно почитайте: Советские трактора
Частые неполадки и их диагностика
Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).
Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.
Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.
В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.
МТЗ – самые распространенные тракторы в России. Их используют в строительстве, обустройстве города и сельхоз работ. Периодически им необходимо обслуживание, и особенно в переборке нуждается тракторный генератор. Ниже вы узнаете основные этапы подключения, разборки и диагностики поломок.
Для начала нужно разобраться в том, где расположен генератор МТЗ. Он находится на боковинке картера и крепится на поворотном основании. В верхней точке происходит фиксация ремня генератора, который и передает крутящий момента.
Ремешок также необходим, чтобы вращать емкость с охлаждайкой. Если же он обрывается, работа всех систем автоматически прекращается.
С торцов крышки генератора находятся отверстия для наддува воздуха.
Схема из сервисного мануала выглядит так:
Сердцем агрегата выступает статор. Внутри него установлен сердечник из штампованных пластин с обмоткой.
Обмотка образует фазы, соединенные последовательно по схеме треугольник. В статоре заключен подшипник с зафиксированным валом. Он запрессован в пакет из штампованных пластин. В съемные крышки вмонтированы опоры. Мысок вала оборудован крыльчаткой-вентилятором для активного охлаждения.
В агрегате предусмотрены катушки возбуждения. На них подается ток от аккумулятора, что и вводит систему в работу.
Если аккумулятор в технике отсутствует, то можно перевести генератор в режим параллельного возбуждения. В этом случае он будет работать независимо.
Кстати, по этой причине генератор называют самовозбуждающимся.
Итак, принцип работы выглядит следующим образом:
https://youtube.com/watch?v=6TWl4VyHR-o%3Ffeature%3Doembed
Итак, схема подключения автомобильного генератора необходима каждому трактористу, чтобы ввести его в эксплуатацию прямо «в поле».
Подключение генератора МТЗ 80 – процедура несложная. Делается она в несколько этапов:
А как проверить генератор на МТЗ? Нужно повернуть ключ зажигания. Если загорелась красная лампа – значит была допущена ошибка. Она говорит о недостаточном заряде. Нужно еще раз проверить схему подключения.
Генератор на МТЗ 82 все еще не запускается, возможно, проблема не в подключении, а в самой обмотке. Тогда понадобится диагностика системы.
Для этого нужно отключить генератор от мотора и полностью зарядить аккумулятор. Итак, минус нужно бросить на контакт М, а плюс на Ш.
Если катушка исправна, лампочка будет очень тускло гореть. Яркий свет говорит о серьезных проблемах.
Также могут понадобиться дополнительные тесты:
Также не будет лишним убедится в работоспособности самой лампочки. Иногда она не горит, потому что сломана.
Чтобы органы управления и сам генератор не выходили из строя, лучше регулярно проводить обслуживание.
В первую очередь, необходимо регулярно удалять масло и пыль, которые оседают под крышкой. Пыль лучше продувать компрессором, но подойдет и обычная ветошь. Если грязь забила щели, понадобится разборка и протирка. Делать ее нужно той же ветошью, смоченной в бензине. Вату или синтетику для уборк использовать не стоит.
Регулярно нужно осматривать клеммы на предмет окислов. Как только они появляются, их нужно удалить механически наждачной бумагой или напильником. Действовать стоит аккуратно, только чтобы снялась оксидная пленка. Также можно смазать контакты медной или силиконовой смазкой.
Периодически осматривайте крыльчатку и шкивы. Любые трещины или сколы говорят о скором капитальном ремонте. Лучше их сразу заменить, чтобы не было аварийных ситуаций. Аналогично рекомендуется проверять натяжку ремня.
После того, как подключить генератор получилось и был запущен двигатель, смотрите на контрольную лампочку. Он должна сразу же гаснуть. На некоторых тракторах МТЗ мигание вхолостую – норма, если вращение не достигло 1,4 тысячи оборотов.
https://youtube.com/watch?v=kYG1dXvQ4M0%3Ffeature%3Doembed
1 Итак, контрольная лампочка не гаснет, что же делать? Не паниковать и сразу проверить натяжение ремня. Если оно в порядке – тогда необходимо проверить контакты на окислы. Если после чистки работоспособность не восстановилась, нужно проверить напряжение на выходе. Оно не должно быть ниже 12,5 вольт.
2 Если слышен посторонний шум и стук во время работы – проблема в ослаблении гайки фиксации шкива. Однако возможно и разрушение подшипника. Диагностируется обычной разборкой. Подшипник будет заметно хрустеть при износе и его понадобится заменить. Гайку можно смазать уплотнителем резьбы и покрепче затянуть.
Главное, чтобы не была нарушена посадка на шкиве. Заметить разбитое посадочное место можно по свободному движению гайки. В этом случае его нужно заменить.
3 Подшипник ни в коем случае нельзя выбивать. Можно повредит вал, а это уже капитальный ремонт. Необходим специальный съемник.
В остальном, на тракторах МТЗ редко случаются другие поломки генератора.
https://youtube.com/watch?v=gMgt9horI2s%3Ffeature%3Doembed
Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Почему нет зарядки на акб на мтз 80? Гена рабочий, разрядку показывает, массу выключаешь, лампочка работает что гена рабочий и ток идёт на лампочку. Что на малых или на больших оборотах нету, амперметр показывает меньше 0, уже всё перепробывали всяко разно, всеравно нету. Подскажите что ещё делать как и куда.
Посоветуйте поршневую на ямз 236м.
Всем привет. Посоветуйте поршневую на ямз 236м. Все спасибки
Поставили на мтз 80 двигатель д 243 вместо д 240 руль тяжело крутит, что может быть?
Подскажите пожалуйста поставили на мтз 80 двигатель д 243 вместо д 240 руль тяжело крутит
МТЗ 80 КУН поднимает держит, но вилы сами по себе опрокидываются
Привет трактористы такая беда мтз 80 с куном вчера поехали за сеном грузить кун поднимает держит но вилы сами по себе опракидываються ну или вилы выворачивает а вот 2 дня назад сено копнили на поле всё ок, цилиндры не держут поменяли распред новый р80-3/4-222 такая же хрень а вот кун идеально держит может месяцами держать но вилы всё равно выворачивает цилиндры перебратые месяца 2 назад перебрали поставили другие уже не падает но бля когда стягиваешь вилы он закусить как то и не может их вывернуть опракинуть рычаг автоматом на нейтраль выбивает Нш 32 новый .Заранье спасибо понимаб может ситуация не донеслась к вам но надесь поймёте
На МТЗ 80 не могу поймать дорогу. Стоит самовар. Как его отрегулировать?
Привет всем. У меня вот такая проблема. На МТЗ 80 не могу поймать дорогу. Стоит самовар. Как его отрегулировать?
Есть ли разница сухого отсека МТЗ 50, 52 между МТЗ 80 или 82?
Подскажите есть ли разница сухого отсека мтз 50,52 между мтз 80,82? Заранее всем спасибо!
Мтз-80 ломает лапку сцепления
Такая проблема мтз-80 ломает лапку сцепления перебрал 3 недели снова сломало в чем причина не пойму может кто сталкивался с этой причиной
Как повернуть сидение на мтз 80?
Доброй ночи.у меня мтз 80 экскаватор.с новой кабиной.Я не могу понять как мне перевернуть сиденье чтоб Ковшом капать?оно у меня на половину только поворачивается и все.И ещё вопрос как опускаются где ковш две лапы находиться для более устойчивости?Сильно не смейтесь трактор по наследству перешёл инфы про мои 2 вопроса нет не где.
Где находятся полукольца коленвала?
Подскажите полукольца коленвала спереди или сзади на мтз 80?
Подскажите, как быть?
Мужики, здорово. Я к Вам за советом. На МТЗ 80 замучился ремонтировать форсунки. Неделя-две и опять дым в трубу не влазит, когда на холостом постоит, и соляря в поддон. Фильтра меняю, головка новая, поршневая тоже, насос тоже с ремонта. Всю голову уже сломал. Может кто сталкивался, подскажите, пожалуйста.
Обслуживание электросхемы
Техническое обслуживание схемы трактора можно проводить своими руками или же с помощью электрика. Главное, чтобы это происходило регулярно, проверялись все клеммы и крепления. При необходимости надо провести очистку нужных деталей от грязи и пыли.
Стартер требует чистки каждые 3000 часов использования. Для этого нужно выполнить следующие действия:
Потом стартер надо снова собрать и проверить изоляцию на проводах, соединения на штепселях, целостность проводов.
Проверяем обмотку ротора
Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др. Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается. До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.
После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами. В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.