Какую выбрать картофелекопалку для мотоблока: выкапываем картофель быстро и легко |

Какую выбрать картофелекопалку для мотоблока: выкапываем картофель быстро и легко | Мотоблоки

Основные сведения

В большинстве случаев мотоблоки и мотокультиваторы не применяют на больших территориях, они не смогут справиться с большим объемом работ на тяжелых почвах. Такая техника рассчитана на мелкие и средние хозяйства для работы на легких и средних грунтах.

Мотоблок «Нева» считается самым популярным у владельцев сельхозугодий агрегатом, характеризуется высокими техническими показателями, долгим сроком эксплуатации.

Мотоблоки «Нева» сами по себе мало эффективны, но с применением дополнительного оборудования способны выполнять любую сельскохозяйственную работу:

  • мотокультиваторы подходят дачникам и фермерам для обработки почвы;
  • сажалки в агрегации с мотоблоком — для высадки овощных растений на земельных участках;
  • косилки — для скашивания травяной массы;
  • окучивание картофеля выполняют окучниками;
  • для механизированного сбора корнеплодов применяют картофелекопалку.

В последнее время фермеры используют современную агротехнику для выращивания овощных культур.

Посадка картофеля мотоблоком «Нева» значительно экономит время, позволяет обрабатывать обширные площади, способствует улучшению урожая благодаря рыхлению почвы. При этом процесс осуществляется 2 способами:

  • окучниками с регуляторами;
  • навесными сажалками.

Картофелесажалка для мотоблока «Нева» используется владельцами больших земельных участков. Она более эффективна: за 1 проход делает борозды в грунте, высыпает клубни из специального бункера и засыпает их землей.

Процесс уборки урожая осуществляется мотоблоком «Нева» с картофелекопалкой. Зубцы механизма зарываются в землю, выталкивают корнеплоды и укладывают их на поверхность для дальнейшего сбора вручную.

Существует несколько моделей копалок, агрегатируемых с мотоблоком «Нева»:

  1. Веерная.
  2. Вибрационная. Включает такие известные среди аграриев модели, как:
    • ККМ-1;
    • модель «Картофелекопатель вибрационный»;
    • КВМ-3;
    • «Полтавчанка».
  3. Транспортерная или ленточная.

Эти модели считаются самыми востребованными и распространенными.

Агрегатирование картофелекопателя

Навеску картофелекопателя производить в следующей последовательности:

  1. Установить картофелекопатель на площадку и опустить упор. Отклонение замка рамы картофелекопателя от вертикального положения не должны превышать:
    • наклон вперед — 5 o
    • наклон назад — 3 o
    • перекос машины относительно трактора в горизонтальной плоскости — 6 o
    • поперечный наклон — 10 o
    • осевое смещение — 60 мм
  2. Отрегулировать при необходимости, положение планки регулировочной 6, обеспечив минимальный зазор между планкой и зубом собачки 3 (рис. 10). Регулировку производить поворотом эксцентрических шайб.
  3. Опустить гидравликой автосцепку 2 вниз, сдать трактор назад и ввести сцепку в полость замка 1. Затем поднять навеской сцепку до заскакивания зуба собачки 3 за планку регулировочную 6.
  4. Выехать на горизонтальную площадку и отрегулировать, при необходимости, верхнюю тягу навески трактора 5.
  5. Вручную присоединить передний конец карданной передачи к ВОМ трактора.
  6. Установить и закрепить на передний брус трактора грузы.
  7. Поднять и закрепить упор картофелекопателя.
Рис. 10. Механизм навески.
1-замок автосцепки; 2-автосцепка; 3-собачка; 4-трос; 5-верхняя тяга трактора; 6-планка регулировочная.

Для отсоединения картофелекопателя необходимо: отсоединить карданную передачу от трактора, с помощью протянутого в кабину тракториста тросика вывести собачку из зацепления с упором и плавно опустить сцепку механизмом задней навески, высвободить сцепку из замка.

Отсоединение сцепки производить при принудительном опускании механизма задней навески трактора. При этом во избежание деформации карданной передачи, не доводить рамку автосцепки до соприкосновения с карданной передачей.

Грохотная картофелекопалка

Этот агрегат для копки картофеля также называют вибрационной картофелекопалкой, копалкой-трясучкой. Грохотная картофелекопалка состоит из трех частей — ножа, движущейся решетки с механизмами, обеспечивающими ее вибрацию, и металлического каркаса (рамы).

Картофелекопалка изготавливается в течение нескольких часов, работа требует опыта и навыка работы с сельхозтехникой. Для изготовления агрегата понадобятся:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • дрель, сверла по металлу;
  • металлический профиль со стороной квадрата 2,5 см;
  • стальной лист толщиной 3-5 мм;
  • проволока стальная диаметром 8 мм (или арматура не рифленая того же диаметра);
  • колеса;
  • болты, шарниры, рычаги, эксцентрик, мерная лента, расходные материалы.

Также понадобится линейка и карандаш для разметки. Порядок работы при изготовлении грохотной картофелекопалки:

  • отмеряют и нарезают металлический профиль для рамы (каркаса);
  • сваривают каркас;
  • в нижней части каркаса приваривают стойки для колес;
  • внутри каркаса приваривают держатели для шарниров, на которые будет подвешиваться грохот;
  • приваривают к каркасу кронштейны для установки редуктора и механизмов, которые будут создавать в агрегате возвратно-поступательные движения (вибрацию);
  • из металлических прутьев сваривают короб-просеиватель (грохот);
  • грохот на шарнирах подвешивают внутри каркаса;
  • на кронштейны крепят редуктор, другое оборудование для создания вибрации, соединяют их с грохотом. При работе вращение вала мотоблока передается через механизмы (рычаг и шатун) на грохот, колебания создают вращение эксцентрика;
  • из стального листа вырезается и изгибается до нужной формы нож картофелекопалки;
  • нож-лемех на шарнирах крепится к нижней части рамы и грохоту;
  • на агрегат надевают и закрепляют колеса.

Лемех-нож для гравитационной картофелекопалки делают разной формы. Он может быть согнутым и заостренным, выпуклым и вогнутым. Копка картофеля происходит следующим образом:

  • Лемех заглубляется в грунт и срезает его вместе с клубнями.
  • Нож постоянно колеблется в соответствии с колебаниями грохота, срезает грунт с картофелем и немного подкидывает клубни вверх, в грохот. Грохот совершает вибрационные, возвратно-поступательные движения в раме.
  • Очищенные клубни скатываются с решетки и падают на пашню за картофелекопалкой (или сбоку от полосы, в зависимости от конструкции агрегата).

Вибрационная картофелекопалка используется для уборки картофеля на больших площадях. Этот агрегат имеет ряд достоинств:

  • Захват полосы составляет 38-40 см.
  • Глубина проникновения ножа в почву — 20-25 см.
  • Потеря урожая составляет, в зависимости от сорта картофеля и сыпучести грунта, от 2 до 10%.
  • Вибрационная картофелекопалка имеет и ряд недостатков. Они обусловлены особенностями конструкции.
  • Вибрации грохота-просеивателя передаются на рычаги управления мотоблоком, что делает длительную работу утомительной.

При копке участок нужно полностью очищать от сорняков и картофельной ботвы. В противном случае трава и ботва будут набиваться под решетку грохота и в крепления колес.

В улучшенных картофелекопалках грохотного типа вибрацию гасят, устанавливая два эксцентрика вместо одного.

Делаем веерную картофелекопалку своими руками

Для работы понадобится болгарка, сварочный аппарат, дрель и сверла по металлу, болты. Также понадобятся материалы:

  • листовая сталь толщиной 3-4 мм для изготовления ножа (лемеха);
  • болты диаметром 10-12 или более мм;
  • стальной профиль прямоугольного сечения или толстый стальной лист для изготовления стойки-держателя и кронштейна.
  • круглый стальной прут или арматура (не рифленая) диаметром 8-10 мм.

Кроме этого, понадобится мерная лента, карандаш для черчения по металлу. Порядок работы по изготовлению веерной картофелекопалки:

  • В средней части лемеха сверлят два отверстия для крепления к стойке.
  • К расширенной части ножа (слева и справа от выпуклой части) приваривают куски стальных прутов (так, чтобы они расходились вверх и в стороны «веером»). Длина прутов — 47-50 см. Иногда прутья гнут в виде маршевой ступеньки.
  • К лемеху болтами крепят стойку-держатель. Высота стойки зависит от конструкции мотоблока. Стойку-держатель можно приварить непосредственно к плугу, не используя болты.
  • К верхней части стойки приваривают кронштейн с заранее просверленными отверстиями (для соединения картофелекопалки с мотоблоком).
  • Для прочности конструкции нижнюю часть лемеха, направленную к земле, усиливают приваренной полоской металла.

Преимуществом веерной картофелекопалки перед другими агрегатами является ее надежность. Этот агрегат может использоваться не один год. В нем нет вращающихся частей, которые при больших нагрузках приходят в негодность. Подкапывание картофеля осуществляется быстро и качественно.

К недостаткам агрегата относят небольшую ширину вскопанной полосы (20-25 см), из-за чего потери урожая достигают 20 %. Нож веерной картофелекопалки повреждает часть клубней, из-за чего они становятся непригодными для длительного хранения и продажи.

Изготовление и сборка картофелекопалки

В конструкцию вибрационного картофелекопателя для мотоблока входят:

  • рама-основа;
  • лемех для вскапывания;
  • подвесная система;
  • тяга регулировки;
  • грунтозацепы или колеса.

Сборку мотоблочного агрегата начнем с изготовления отдельных составляющих.

  1. Рама сваривается из железного швеллера №8 и уголка 63×40 мм. Длина рамы должна быть приблизительно 120 см.
  1. Один швеллер привариваем на расстоянии одной трети от начала рамы, а второй – приблизительно на расстоянии 1/6 от переднего края. Швеллеры послужат основанием для крепления регулятивной части копалки.
  1. К боковым краям рамы с обеих сторон вертикально к земле привариваем на расстоянии друг от друга 10 см металлические стойки разной длины, начиная от 50 см (далее – 40, 30 и т.д.). К этим стойкам будет приварено основание для прутьев решетки.
  1. К коротким стойкам с обеих сторон рамы наварите остатки швеллера. В итоге вы должны получить два жестких треугольника, на которые будет крепиться лемех.
  1. Вырезаем из листового металла пластину нужной длины шириной приблизительно 30 мм и привариваем один ее конец к любому из полученных треугольников. Даем остыть, затем изгибаем ее при помощи кувалды и прикручиваем ко второму треугольнику на болтах.
  1. Для изготовления лемеха подойдут металлические пластины, старый плуг или разрезанный вдоль кусок трубы диаметром 200 мм. Изгибаем по типу плуга и делаем округлую заточку детали, чтоб при работе не резать клубни картофеля. Крепим лемех к кожуху элеватора на четырех болтах, надежно затянув гайки.
  1. Нарезаем арматуру на прутья необходимой длины так, чтобы один конец можно было приварить к металлической пластине, а другой свободно выступал за пределы рамы мотоблочной копалки. Привариваем прутья к металлической пластине, оставляя второй конец свободным, на расстоянии 4-5 см друг от друга. На боковые стороны элеватора поверх прутьев можно наварить полосы из листового металла, чтобы клубни не вываливались по бокам.
  2. Свободные концы арматуры навариваются на металлическую скобу, изготовленную из полосы металла или трубы небольшого сечения. Скоба для подвижности укрепляется на конце рамы с помощью шарниров.
  1. При желании элеватор можно заменить очистительным барабаном. Он изготавливается в форме полуцилиндра из металлических полос и арматуры.
  1. Устанавливаем редукционный узел, который позволит изменять наклон элеватора и угол наклона лемеха. Редукционный блок крепится к стержню ползунка на подшипниках.
  1. Крепим с помощью звездочек стержень соединяющего моста. Навариваем на него с обоих концов металлические диски и крепим колеса.
  2. Крепят картофелекопалку к мотоблокам разных типов аналогично креплению другой техники.

Какой бы тип копалки вы ни выбрали, в любом случае самодельные картофелекопалки для мотоблока существенно облегчают земледельческий труд и при этом помогают значительно сэкономить на приобретении копалки промышленного производства.

Как настроить картофелекопалку на мотоблок нева

Веерная копалка картофеля не требует сложной настройки, она крепится к мотоблоку при помощи одинарной универсальной сцепки и передвигается за мотоблоком, углубляясь на определенную глубину.

Чтобы настроить картофелевыкапыватель грохотного типа, требуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации для правильной сборки устройства. Чтобы подключить оборудование к мотоблоку Нева, необходимо использовать сцепное устройство.

  1. Соединить копалку с мотоблоком, затянуть крепежные болты.
  2. Убедиться, что гайки и стопорные болты деталей устройства как следует затянуты.
  3. Надеть ремень на шкивы машины и навесного устройства.
  4. Проверить исправность натяжителя и шарнирные соединения на наличие смазки.

Регулировка проводится следующим образом:

  1. В первую очередь необходимо выставить параллельно шкивы мотоблока и картофелекопалки. Этого можно добиться, вращая гайки упорных болтов.
  2. Далее проводится настройка глубины подкапывания – лемехи должны входить в грунт ниже расположения корнеплодов. Обычно устанавливается глубина в диапазоне от 12 до 15 см. Регулировка осуществляется при помощи кронштейна сцепки и опорных колёс. Если глубина будет выставлена слишком большой, производительность машины снизится из-за повышенного сопротивления, расход топлива при этом увеличится. Если же глубина будет меньше 12 см, повышается риск повреждения клубней.

Регулировку транспортерной копалки можно проводить после пробного прохода с подключенным навесным оборудованием. Для этого необходимо вращать регулировочный винт, выбирая нужный угол атаки. А также на прицепном узле и раме устройства выбираются отверстия, позволяющие добиться наиболее подходящего положения.

Как отрегулировать глубину картофелекопалки

Картофелекопатель КТН-2В навесной двухрядный предназначен для выкапывания картофеля, частичного отделения клубней от почвы и укладывания их на поверхность поля для дальнейшей подборки (рис. 1).

Рис.1. Картофелекопатель КТН-2В
1-рама; 2-лемехи; 3-основной элеватор; 4-каскадный элеватор; 5-колесо опорное; 6-передача карданная; 7-редуктор; 8-отражатель.

Картофелекопатель предназначен для работы на легких и средних почвах при влажности не более 27%, засоренных камнями до 8-9 т/га, при твердости почвы до 20 кг/см 2 .

Наименование, единица измеренияЗначение
МаркаКТН-2В
Типнавесной
Производительность за час чистой работы, га/ч0,25. 0,47
Рабочая скорость движения агрегата, км/ч1,8. 3,4
Ширина захвата, м1,4
Глубина подкапывания, см22
Транспортная скорость, км/ч16
Масса машины
    с запчастями и инструментом, кг
835 3%
    без запчастей и инструмента, кг
730 3%
Габаритные размеры, мм
1725
3220
1250
Дорожный просвет, мм250
Радиус поворота агрегата по крайней наружной точке, м6,2
Характеристика рабочих органов
пассивные
прутковый, двухсекционный.
11
41,3
      Линейная скорость полотна, м/с
2,02
прутковый
11
41,3
      Линейная скорость полотна, м/с
2,02
пневматические
2
140×510
      Давление воздуха в шинах, МПа (атм.)
0,25. 0,30 (2,5. 3)
Агрегатируется с тракторамиМТЗ-50(52), МТЗ-80(82), ЮМЗ-6
Приводот ВОМ трактора
Мощность, отбираемая от ВОМ трактора, Вт (л.с.)до 1410 (20)
Кол-во обслуживающего персонала1 тракторист
Время, затрачиваемое на сборку машины в хозяйстве
(с применением рекомендуемых технических средств), чел.ч
1,1

Картофелекопатель КТН-2В — элеваторный, навесной. Основными узлами и механизмами картофелекопателя являются: рама 1, лемехи 2, основной элеватор 3, каскадный элеватор 4, карданная передача 6, редуктор 7, опорные колеса 5, отражатели 8 (рис. 1)

Подрезанный лемехами пласт грядки поступает на основной элеватор машины. Во время перехода на элеватор пласт подвергается крошению за счет разности поступательной скорости трактора и скорости полотна элеватора (рис. 2)

Рис. 2. Схема технологическая.
1-лемех; 2-элеватор основной; 3-элеватор каскадный.

На основном элеваторе часть поступившей почвы просеивается через просветы между прутками. Для ускорения процесса просеивания почвы рабочая ветвь основного элеватора имеет вертикальное встряхивание, осуществляемое встряхивателями эллиптической формы.

Непросеявшаяся масса почвы с клубнями картофеля и ботвой с основного элеватора поступает с перепадом на каскадный элеватор, который, работая аналогично основному, дополнительно просеивает почву. Непросеявшиеся комки почвы, клубни картофеля и ботва выбрасываются на поверхность поля по следу машины.

Рама предназначена для крепления всех узлов копателя. Она представляет собой пространственную сварную конструкцию из штампованных боковин и прокатных профилей.

Рис. 4. Лемехи.
1-кронштейн лемехов; 2-лемех средний; 3-лемех правый; 4-лемех левый; 5-болт М12х40; 6-шайба; 7-гайка М12; 8-клапан.

Лемехи предназначены для подрезания картофельных грядок и подачи массы (почва, клубни, ботва) на основной элеватор (рис. 4).Картофелекопатель имеет 3 лемеха: два крайних 3 и 4 и один средний 2. Крайние лемехи снабжены откидными клапанами 8, служащими массе переходным мостиком с лемехов на основной элеватор и устраняющими возможность поломок элеватора в случае попадания камня между полотном элеватора и направляющими катками. Левый и правый лемехи закреплены на кронштейнах (рис. 4), средний на средней стенке.

Основной элеватор предназначен для просеивания большей части поступившей на нее почвы. Встряхиватели эллиптической формы ускоряют процесс сепарации почвы.

Рис. 5. Полотно основного элеватора.
1-шайба; 2-звено; 3-ролик; 4-пруток; 5-пруток; 6-заклепка.

Основной элеватор состоит из двух полотен (рис. 5), разделенных между собой средней стенкой.

Рис. 6. Вал основного элеватора.
1-звездочка зуб. =22 шаг =25.4 ; 2-шайба регулировочная; 3-втулка распорная; 4-кольцо; 5-крышка; 6-подшипник; 7-корпус подшипника; 8-звездочка зуб.=11 шаг =41.3; 9-болт; 10-гайка М20; 11-шайба; 12-звездочка зуб.=15 шаг =25.4; 13-вал; 14-шпонка; 15-шпонка 10х8х50.

Полотно элеватора прутковое, односекционное. Прутки соединены между собой дорожками из стальных штампованных звеньев с шагом 41,3 мм. Диаметр прутков 11 мм. Полотно элеватора приводится в движение от звездочек ведущего вала (рис. 6).

Рис. 7. Полотно каскадного элеватора.
1-шайба; 2-звено; 3-скоба; 4-ролик; 5-пруток; 6-пруток; 7-заклепка 4х16.

Каскадный элеватор смонтирован в задней части картофелекопателя и состоит из полотна (рис. 7), ведущего вала (рис. 8) со звездочками, направляющих катков и встряхивателей. Каскадный элеватор осуществляет последующую сепарацию почвы.

Рис. 8. Вал каскадного элеватора.
1-кольцо; 2-крышка; 3-кольцо; 4-подшипник; 5-корпус подшипника; 6-звездочка зуб.=11 шаг =41.3; 7-каток; 8- болт; 9-гайка М20; 10-шайба; 11-звездочка зуб.=15 шаг =25.4; 12-втулка распорная; 13-шпонка; 14-вал; 15-шпонка.

Привод рабочих органов копателя осуществляется от вала отбора мощности трактора посредством вала телескопического и редуктора (рис. 9).

Рис. 9. Редуктор.
1-крышка; 3-прокладка регулировочная; 6-винт М 5х10; 7-шайба 565Г; 8-крышка; 9-прокладка; 10-пробка; 11-штифт; 12-подшипник; 13-маслоотражатель; 14-шпонка; 15-вал; 16-шпонка; 17-колесо; 18-кольцо У-140хС-2; 19-шайба 865Г; 20-болт М8х25; 21-полузвездочка зуб.=13 шаг =25.4; 22-шарнир кардана; 23-болт М8х25; 24-пластина; 25-болт М6х20; 26-шайба 10 65Г; 27-крышка; 28- прокладка; 29-манжета 2-32х52-4; 30- гайка; 31-шайба; 32-подшипник; 33-болт М10х30; 34-шайба 10 65Г; 35-стакан; 36-кольцо У-110х105-2; 37-прокладка регулировочная; 40-маслоотражатель; 41-шпонка; 42-вал-шестерня; 43-сапун; 44-прокладка; 45-масленка.

Редуктор представляет собой зубчатую передачу. Крутящий момент от ВОМ трактора через телескопический вал передается на вал-шестерню 42 (20 зуб.), далее вращение передается на коническое колесо 17 (25 зуб.) и ведомый вал 15 с полумуфтой 21.

Для предотвращения случайных поломок рабочих органов и механизмов передач копателя на поперечном валу смонтирована предохранительная муфта (рис. 3) автоматически разъединяющая передачу на рабочие органы при перегрузках.

Рис. 3. Вал с муфтой.
1-шплинт 4х36; 2-гайка М20; 3-шайба; 4-полузвездочка с шипами; 5-втулка; 6-втулка шлицевая; 7-шайба стопорная; 8-втулка пазовая; 9-шайба; 10-пружина; 11-кольцо; 12-шайба; 13-гайка; 14-гайка М20; 15-шайба; 16-звездочка зуб. 13 шаг = 25.4; 17-шайба регулировочная; 18-втулка; 19-подшипник; 20-корпус; 21-втулка; 22-кольцо; 23-подшипник; 24-крышка; 25-шпонка 10х8х50; 26-вал.

В случае заклинивания элеваторов посторонними предметами или при перегрузках их слышен характерный треск стопорных шайб 7. По этому сигналу нужно немедленно остановить агрегат и устранять причину, вызвавшую заклинивание.

Для сужения укладываемого вслед за копателем картофеля, позади каскадного элеватора, по бокам установлены отражатели 8 (рис. 1), представляющие собой гребенки, состоящие из обрезиненных прутков.

С помощью опорных колес 5 (рис. 1) картофелекопатель перемещается и копирует рельеф поля во время работы.

Как сделать грохотную картофелекопалку самостоятельно

Когда в хозяйстве имеется минитрактор или мотоблок, например, таких марок, как Нева, МТЗ, Салют, производства Москва, то такое навесное оборудование, как картофелекопалка, можно сделать самостоятельно. Выполнение агрегатов зависит от навыков использования инструментов, сварки, их наличия и понимания действия механизмов.

Стоит отметить! Вибрационный картофелекопатель нельзя назвать простым для самостоятельной сборки устройством.

Инструменты, которые потребуются:

  • болгарка;
  • дрель;
  • сварочный аппарат;
  • уровень,
  • рулетка.

Используемые материалы и элементы:

  • металлический профиль;
  • листовой металл;
  • металлические уголки;
  • металлические прутья;
  • тяги;
  • рулевые наконечники;
  • стойки стабилизатора;
  • шкивы картофелекопалки и мотоблока разного размера;
  • приводной ремень;
  • болты;
  • колеса;
  • валы;
  • материалы для шарниров.

Чертеж копалки

Для начала работы необходимо составить чертеж, учитывая нужный размер копалки. Может использоваться готовая схема или просмотр устройств уже существующих заводских конструкций. Вибрационная копалка состоит из: рамы-основания, лемеха-ножа, сцепного, редукционного узла, поликлинового ремня, валов, опорных колес.

Порядок работы для сбора конструкции самодельной картофелекопалки:

  1. Делают сварную раму: профильную трубу 40*40 мм или 50*50 мм, а возможно любую, которая есть, но не тонкую, нарезают в нужный размер: две короткие, две длинные. Соединяют элементы сваркой, создавая прямоугольную раму. Края шлифуются;
  2. К задней части рамы приваривают направляющие для стоек с колесами, которые буду держать конструкцию сзади. В держателе просверливают отверстие для крепления стоек колес с помощью болтов. Изготавливают стойки, к ним крепятся опорные колеса, просверливают отверстия для регулировки под нужную глубину выкапывания. Колеса могут быть металлические, резиновые или грунтозацепные, которые будут лучше идти по типу почвы на участке;
  3. Для передней части сооружают сцепное устройство, соединяющее копалку для картофеля с мотоблоком, его можно сделать с регулировкой сцепки, по образцу для требуемой модели или купить готовое;
  4. Внутрь рамы приваривают держатели для шарниров, в форме треугольника на которых будет подвешен грохот;
  5. К раме приваривают кронштейн, для установки редуктора и механизма для создания в устройстве вибрации;
  6. Из металлического листа изготавливают лемех-нож, надрезаются углы и загибаются. На лемех дается высокая нагрузка, поэтому изготовлять его рекомендуется из прочных материалов, для жесткости сгибы провариваются изнутри, поверху накладывается дополнительная пластина. Основная функция лемеха – разрезать землю, поэтому та его часть, которая будет направлена в почву, затачивается. Лемех крепится к передней части устройства на резинометаллических шарнирах;
  7. К лемеху картофельной копалки, к противоположной части от той, которая будет погружаться в землю, привариваются пруты из проволоки или арматуры, сечением 10 мм, которые будут выполнять функцию грохота или просеивателя;
  8. Соединяют движущие части: редуктор, рычаг, шатун, тяги, эксцентрик, приводной ремень. Редукционный блок крепится на подшипниках. Крутящий момент с вала мотоблока передается через редуктор на рычаг и шатун, создавая вибрацию лемеха-грохота;
  9. Для уменьшения вибрации устанавливают пару эксцентриков, в этом случае копалка работает более плавно и мягко. К тому же дополнительный эксцентрик, снимая вибрацию с мотоблока, дает более комфортное управление;
  10. Агрегат красят краской для защиты металла.

Корпус мотоблока

При начале эксплуатации грохотной картофелекопалкри ее конструкция может потребовать доработки. Может быть усовершенствован грохот или крутящийся механизм мастером, который понимает, как сделать картофелекопалки своими руками. Решетка очистителя сооружается различных типов, в виде вибростола, барабана или короба.

Рама может быть квадратной формы. А нож иногда крепят неподвижно. Части устройства могут соединяться не сваркой, а болтами, что при высокой вибрации устройства может оказаться более надежным креплением. Для натяжения ремня устанавливается пружинное натяжное устройство. Для увеличения сцепного веса можно утяжелить корпус мотоблока, подвесив груз от 50 кг.

Те, кто любит совершенствовать продуктивность работ на приусадебном участке, механизировать различные этапы выращивания овощей, пользуются различной современной техникой. Картофелекопалку для мотоблока своими руками доступно соорудить в разных вариантах, учитывая имеющиеся навыки и материалы.

Картофелекопалка универсальная

Универсальная картофелекопалка, которую еще называют стрельчатая, веерная, дельфин, лапа, напоминает лопату с приваренными прутьями. Картофелекопалка подрывает острым концом грунт посредине рядка, и клубни картофеля попадают на зубцы. После этого лишняя почва стряхивается, а клубни остаются на поверхности. Вот почему расстояние между зубцами не должно превышать размеры маленького клубня картошки.

Читайте также:  Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Копалки быстро и легко обрабатывают картофельные, луковые, чесночные, свекольные и морковные посевы. В ходе уборки корнеплоды не повреждаются и сохраняют товарный вид. Угол наклона копателя и глубина погружения регулируются тракторной сцепкой.

Для таких аппаратов подходят легкие и средние почвы Универсальная картофелекопалка — одна из самых простых, из-за чего имеет ряд плюсов и минусов.

Начнем с плюсов:

  • Данный вид картофелекопалки легко крепить к мотоблоку.
  • Она может быть использована даже с мотоблоками малой мощности.
  • Универсальная копалка разработана в разных видах.
  • Копать можно на большей скорости (2-й и 3-й передаче).·
  • Цена универсальной копалки довольно низкая.

О минусах:

  • Глубина копки 15 см и ширина захвата до 20 см, это меньше, чем у вибрационной и транспортерной.
  • Во время копки картофеля в земле может оставаться 10—15% всего урожая.
  • Собирая урожай вручную, приходится разгребать землю, что замедляет уборку картофеля.
  • Одним из неудобств может стать то, что копать нужно через рядок или предварительно собрав урожай с предыдущего рядка.
  • На больших площадях, более 50 соток, расход топлива и физических сил будет гораздо больше, поэтому выгоднее выбрать другую модель копалки.
  • Для таких аппаратов подходят только легкие и средние почвы.

Нельзя не отметить еще одно – техника долговечная и отличается высокой степенью надежности.

Общая информация о механизме

Картофелекопалка представляет собой специальное прицепное устройство для мотоблока или мини-трактора, которое позволяет отделить клубни от грунта и произвести их отвал на поверхность. После остаётся лишь собрать клубни в подходящую тару. Картофельный бизнес будет успешно развиваться с таким устройством благодаря механизации.

Механизм заводского изготовления стоит крайне дорого. На рынке есть дешёвые китайские изделия, но их качество отличается в худшую сторону. Имеет смысл заняться изготовлением приспособления самостоятельно. Для этого следует отличать типы картофелекопалок, выделяющиеся в зависимости от принципа работы приспособлений.

Типы устройства:

  • стрельчатый;
  • грохотный или вибрационный;
  • транспортёрный.

Стрельчатая картофелекопалка отличается простой конструкцией и легко подходит для любого мини-трактора. Движимые части в устройстве отсутствуют, что упрощает изготовление. Копалка подрезает грунт ножом. Далее земля попадает на стальные прутья, откуда ссыпается виз.

Плоды картофеля задерживаются прутьями и падают поверх грунта в чистом виде.Подобное устройство эффективно только на мягкой и сухой почве. Влажный грунт будет подрезаться комками, что не позволит отделить от него картофель. Для этого потребуются дополнительные усилия.

Механизм вибрационного типа (его ещё называют грохотным) состоит из лемеха, ствола и привода. Это производительное устройство, но сложное в изготовлении. Движущиеся детали добавляют проблем при сборке. Принцип действия:

  1. Лемех подрывает землю вместе с плодами.
  2. Материал попадает на стол из прутьев, где земля разрыхляется и просыпается вниз сквозь сито.
  3. С противоположной стороны поверх земли ссыпаются клубни.

Вибрационный стол усложняет конструкцию, но позволяет работать на твёрдом и влажном грунте. Благодаря вибрации комки земли разбиваются, а плоды становятся относительно чистыми.Установка с транспортёром позволяет работать на любом типе мотоблока или мини-трактора.

Конструкция похожа на грохотную копалку, но сразу за лемехом стоит транспортёр. Его назначение — поддержать клубни на платформе для их лучшей очистки от налипшей земли. Устройство практичнее вибрационной копалки и подходит для любых типов земли. На мягкой сыпучей почве применять копалку с транспортёром нецелесообразно.

Выбор конструкции необходимо делать в зависимости от типа почвы, на которой предстоит работать. Правило простое: чем легче почва, тем проще нужен картофелекопатель. Можно изготовить и транспортёр, но он не пригодится на сухом песке. Это будут лишние затраты.

Перечень работ по каждому виду то.

  1. Техническое обслуживание в процессе эксплуатационной обкатки.
Содержание работ и методика их проведения.Технические требования
Перед обкаткой очистить машину от пыли, грязи, консервационной смазки.
Произвести тщательный осмотр и проверку, состояния основных рабочих органов и их крепления: лемехов, ведущих валов элеваторов, редуктора, вала с муфтой.
Лемехи: осмотреть, проверить правильность установки, подтянуть крепления, удалить зазубрины.Правильным положением лемехов считаются такое, когда лемехи находятся на одном уровне, допускаемое отклонение не более 6 мм.
Элеваторы: осмотреть ведущие валы, направляющие и поддерживающие звездочки, встряхиватели, полотна, подтянуть крепления.
Колеса опорные: проверить затяжку болтов, ослабевшие гайки затянуть до отказа
Проверить давление в шинах.Давление в колесах 0,25. 0,30 МПа.
Не допускается эксплуатация машины при недостаточном давлении в ходовых колесах.
Привод: проверить наличие масла в редукторе.Смотри пункты табл. смазки и схему смазки.
После обкатки: слить масло из редуктора, промыть и залить свежим маслом.
Проверить правильность агрегатирования картофелекопателя с трактором.
  1. Техническое обслуживание в процессе использования машины.

Ежесменное (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1)-после 60 часов работы.

Ежесменное техническое обслуживание.

Содержание работ и методика их проведения.Технические требования.
Очистить машину от грязи и растительных остатков.
Произвести тщательный осмотр состояния основных рабочих органов (лемехов, элеваторов) и при необходимости устранить замеченные дефекты.
После окончания работы (смены) проверить степень нагрева редуктора и подшипниковых узлов.Не более 50 o С сверх температуры окружающей среды.

Первое техническое обслуживание.

TD>Подтянуть крепления всех узлов.
Содержание работ и методика их проведения.Технические требования.
Тщательно очистить картофелекопатель от почвы и растительных остатков, прокрутить машину, чтобы удалить остатки почвы после очистки.
Внимательно осмотреть и устранить отмеченные недостатки.
Проверить и при необходимости отрегулировать:
Натяжение считается нормальным, когда ведущая ветвь цепи прогибается на 10-15 мм от усилия 147 Н (усилия руки).
  • Давление в шинах опорных колес
Давление в колесах 29,4х10 4 Па
Проверить наличие смазки в редукторе и при необходимости долить.
Смазать солидолом: подшипники редуктора.
Полузвездочку муфты
Шлицевое соединение телескопического вала карданной передачи.
Шлицевое соединение муфты.
Смазать маслом трансмиссионным тракторным подшипники шарниров карданной передачи.
  1. ТО картофелекопателя после окончания работ, при длительном хранении.
Содержание работ и методика их проведения.Технические требования.
После окончания уборочных работ очистить картофелекопатель от почвы, растительных остатков.
Определить возможность дальнейшей эксплуатации картофелекопателя без ремонта. Устранить все неисправности, обнаруженные при проверке технического состояния машины.Визуально.
Подготовить картофелекопатель к длительному хранению.
При подготовке картофелекопателя к хранению:
    Вымыть машину, просушить, восстановить поврежденную окраску. Снять все втулочно-роликовые цепи, промыть в промывочной жидкости, проварить в ванне с маслом трансмиссионным в течение 20 мин. при температуре 80-90 o С, после остывания поставить на место без натяжения. Если машина хранится на открытых площадках, сдать втулочно-роликовые цепи на склад.
    Прошприцевать все подшипниковые узлы с масленками до выделения старой смазки.
    Лемехи, зубья звездочек, носки боковин, шлицевые соединения телескопического вала и муфты смазать солидолом, а при хранении на открытых площадках покрывать консервационной смазкой.
    Покрыть поверхность опорных колес защитным восковым составом, или сдать их на склад.
    Пружины, муфты предохранительной и натяжных звездочек разгрузить и смазать солидолом.
    Смазать маслом трансмиссионным цепные дорожки элеваторов.
При снятии картофелекопателя с хранения (перед началом уборочных работ):
    Удалить защитную смазку и вымыть машину.
    Смазать солидолом: шлицевое соединение муфты; шлицевое соединение телескопического вала карданной передачи; полузвездочку муфты.
    Смазать маслом трансмиссионным тракторным подшипники шарниров карданной передачи.
    Слить из редуктора масло, промыть, залить свежее.
    Проверить и при необходимости отрегулировать:
    • натяжение цепных передач;
    • предохранительной муфты.
    Установить на машину снятые узлы и детали.
    Установить нормальное давление в шинах опорных колес.
Давление в колесах 0.25-0.30 МПа

Порядок работы

Машина рассчитана на уборку картофеля при ширине междурядий 70 см.

Для работы машины экономичнее выделить участки с наиболее длинными гонами. При сильно развитой ботве желательно ее удалить с поля за один — два дня до копки картофеля.

Уборку картофеля целесообразнее проводить с пропуском через каждые 2 ряда, так как при сплошной уборке часть клубней может попасть под колеса трактора и копателя.

Только на легких супесчаных почвах можно производить копку подряд, при этом нужно обязательно поставить задние клубнеотводящие щитки. Так как ширина стыковых междурядий колеблется в значительных пределах, то трактор с картофелекопателем надо направить по следу двух рядов сажалки, а по стыковому междурядью — одно из передних колес трактора.

Выкапывать картофель можно и загонным способом с шириной загона в 12-14 рядков, при этом площадка для поворота агрегата требуется меньше — около 5-6 метров.

При производительности агрегата до 4,5 га за 10 часов работы при урожае 120-150 ц/га необходимо выделить для подборки картофеля за машиной около 40 человек.

После прохода машины в земле остается некоторое количество клубней, при низком урожае и мелких клубнях потери в земле увеличиваются, поэтому после машинной уборки картофеля поле необходимо перебороновать в два следа или перепахать его и подобрать картофель.

При поворотах и переездах на другие участки ВОМ трактора обязательно отключить, и картофелекопатель поднять в транспортное положение.

Приведение картофелекопателя в рабочее положение осуществляется опусканием задней навесной системы трактора.

Контроль качества выполняемой работы. При первом заезде регулируется глубина хода лемехов и скорость агрегата. В дальнейшем, тракторист должен периодически следить за массой, которая сходит с каскадного элеватора.

Если глубина хода лемехов нормальная, а в валке много засыпанного картофеля, необходимо уменьшить скорость агрегата.

В процессе эксплуатации машины могут возникнуть неполадки, вызванные нарушением правил эксплуатации и регулировок, несвоевременным и недостаточным обслуживанием, износом деталей и другими причинами.

Неисправность, внешне проявление и причина.Метод устранения. Необходимые регулировки и испытания
1. Поломка прутков, звеньев элеваторов.Заменить поломанные прутки или звенья.
2. Мал транспортный просвет. Не отрегулированы наружные рычаги гидроцилиндра.Для обеспечения необходимого транспортного просвета необходимо гидравликой перевести наружные рычаги гидроцилиндра в крайнее верхнее положение. При этом необходимо, чтобы между впадиной вилки наружного рычага и подвеской был зазор в пределах 5-10 мм., что достигается перестановкой рычагов на шлицевом валике. Рычаги после перестановки их на шлицевом валике должны быть относительно друг друга в одной плоскости (без перекоса).
3. Затупились лемехиЗаточить.
4. Износились носки.Носки перевернуть.
5. Прощелкивание предохранительной муфты.
  1. Освободить рабочий орган от заклинившего его постороннего предмета.
  2. Подтянуть гайку при слабой затяжке пружины.
  3. Заменить изношенные стопорные шайбы новыми из ЗИП.

Процесс изготовления

Чертеж:

  1. Для изготовления рамы нужно взять металлическую трубу, имеющую квадратное сечение. Ее размеры равны: длинна – 4 м; сечение – 40 х 40 мм.
  2. Данный отрез трубы распилить болгаркой на 4 части: две длиной по 120 см, и две по 80 см.
  3. Следующим этапом будет процесс сваривания этих отрезков таким образом, чтобы получился прямоугольник со сторонами 120 х 80 см.
  4. Далее к раме нужно приварить поперечные детали, на которых будут устанавливаться вертикальные тяги для управления механизмом.
  5. На четверть длины основания рамы должны быть прикреплены перемычки, направленные вниз.
  6. На середину рамы приваривается горизонтальный участок трубы, к которому в последствии будет крепиться вибрационный стол.
  7. Крепление вала колес происходит с противоположной стороны, вертикально устанавливаются отрезки квадратной трубы сечением 40 х 40 мм.
  8. Теперь можно установить колеса. Для этого должна быть ось, которая имеет вертикальные стойки квадратного сечения, которые к ней приварены. Их следует установить на правильную высоту, что позволит регулировать глубину погружения лемеха.
  9. Лемех изготавливают из широкой металлической полосы, предварительно согнутой в виде буквы «П».
  10. По краям пластины просверливают отверстия, такие же нужно сделать в планках.
  11. Согнутую пластину прикрепляют к планке с помощью винтов и наглухо закручивают.
  12. Для того что бы конструкция была более прочная, можно использовать не одну вертикальную планку, а две, сделанные треугольником.
  13. Прутья крепятся к основе и к краю лемеха.
  14. Вибрация происходит за счет работы мотора мотоблока. Данный механизм соединен шкивом с колесом на картофелекопалке, находящимся наверху. Вибрацией можно управлять, регулируя скорость мотора.
  15. Для соединения картофелекопалки к мотоблоку спереди приваривают адаптер.
  16. В последнюю очередь крепятся колеса и регулировочные тяги. Колеса у картофелекопалки могут быть нескольких видов:
      Металлические. За счет их тяжести конструкция будет утяжеляться, следовательно, будет улучшаться качество работы.
  17. Обычные резиновые. Такие колеса устанавливают довольно редко, так как они подходят не для всех видов почв. Такие колеса бесполезны на сырой и влажной почве.
  18. Для влажной почвы часто используют резиновые колеса с тракторным протектором. Они с легкостью выбираются из налипшей грязи и не буксуют. Недостатком таких колес является большой размер и внушительный вес.

Картофелекопалка готова. Благодаря данному устройству тяжелый труд по выкапыванию картофеля будет казаться максимально легким.

Регулировка предохранительной муфты.

Предохранительная муфта отрегулирована заводом на передачу крутящего момента соответствующего мощности 7355. 8826 вт (13,5. 16 кгсм), при 448 об/мин., что соответствует длине пружины 88±5 мм;

При работе необходимо проверить правильность регулировки муфты, применительно к конкретным условиям (влажность, состав почвы и др.). В случае перегрузок (большая глубина подкапывания, сгруживания массы на основном элеваторе, попадания посторонних предметов в полотна элеваторов) муфта прощелкивает и разъединяет механизм передачи элеваторов.

Ни в коем случае нельзя при этом затягивать пружину муфты до устранения прощелкивания, следует устранить причину срабатывания муфты, затем проверить регулировку. Если срабатывание муфты происходит при нормальной нагрузке машины, то муфту следует отрегулировать путем подвертывания гайки 13, сжимающей пружину 10 (рис. 3). Затягивать пружину до соприкосновения витков не допускается.

Правильно отрегулированная муфта предохранит рабочие органы машины от поломок при перегрузках.

Категорически запрещается регулировать муфту, когда на элеваторе находится сгруженный пласт или когда элеватор заклинился. В этом случае необходимо выключить ВОМ трактора, подать агрегат назад, поднять машину в транспортное положение, очистить и только после этого осторожно прокрутить машину с помощью трактора.

Часто при работе на участках, сильно засоренных камнями, последние попадают между элеватором и лемехом, что вызывает срабатывание муфты. В случае если камень выбить затруднительно, рекомендуется с помощью гаечного ключа провернуть карданную передачу в обратную сторону и извлечь камень.

При работе элеваторов полотна прирабатываются и удлиняются, в результате чего ветви полотен провисают и могут задевать за брус лемехов. Натяжение производить путем удаления одного или нескольких прутков полотен элеваторов. При сильно натянутых полотнах элеваторов возможен обрыв их и преждевременный износ звездочек.

Длина полотна должна быть такой, чтобы обеспечилась нормальная работа встряхивателей.

Наименование, единица измеренияЗначение
1. Обкатка на холостом ходу (на малых оборотах), мин.5. 10
2. Обкатка на холостом ходу, мин.25. 30
3. Регулировка глубины хода лемехов, ммдо 220
4. Нормальное натяжение приводных цепей (отклонение при нажатии руки), ммдо 15
5. Провисание элеваторных полотен (размер камня, который может пройти между роликом направляющим и полотном элеватора), ммдо 50

Картофелекопатель отправляется потребителям железнодорожным транспортом в собранном виде. С машины для удобства транспортировки сняты отражатели, вал телескопический, лемехи.

Транспортёр для лучшей очистки

https://www.youtube.com/watch?v=vUkw1HdZpS8

Копалка вибрационная упрощает подрезку слоя почвы с картофелем. Однако очистка клубней от остатков земли не всегда проходит успешно, поскольку срезанный пласт передвигается по прутьям под напором. Дополнительного воздействия нет, а прутья часто забиваются, что создаёт неудобства в процессе копки — приходится делать остановки для очистки.

Транспортёр — это движущаяся часть в картофелекопалке, куда поступает грунт с клубнями. Этот механизм позволяет сепарировать срезанный слой. В результате клубни получаются чистыми, практически без налипшего грунта. Транспортёр можно направить в приёмный бункер, что избавит от ручного труда на поле.

В целом конструкция аналогична вибрационной копалке, только вместо прутьев стоит транспортёр. Его выполняют из металлических прутьев или трубок, которые расположены параллельно друг другу. Они устанавливаются в подвижный обод или цепь. Можно изготовить транспортёр из стальной сетки или резиновой ткани.

Механизм приводится в действие от вала сельхозтехники через редуктор. Далее крутящий момент передаётся через цепь или зубчатую передачу. Перед изготовлением подобного устройства лучше изучить заводские схемы. Народными умельцами представлено множество конструкций, и каждый стремится предложить что-то оригинальное, что усовершенствует механизм.

Шаги по созданию транспортёрной копалки:

  1. Изготовление рамы. Для этого используют стальной профиль с прямоугольным сечением.
  2. Нож-лемех делают из листовой стали.
  3. К каркасу крепят валики для ленты транспортёра.
  4. Собирают ленту транспортёра и устанавливают.
  5. Устанавливают кронштейны для редуктора и цепной или зубчатой передачи, после чего крепят сами устройства.
  6. Ставят колёса.

Основная задача — выполнить сборку транспортёра с высокой точностью. Устройство имеет движущиеся делали и будет работать в условиях экстремальной запылённости. От надёжности узла зависит скорость уборки урожая.

Самодельная копалка для мини-трактора при установке приёмного бункера позволит механизировать весь процесс сборки урожая. Главное, что для создания подобного устройства не нужно тратить много денег. Необходимый материал найдётся дома или на свалке. В крайнем случае можно воспользоваться старыми механизмами.

Устройство картофелекопалки кст-1-4

Приведем полную схему картофелекопалки КСТ-1-4 и дадим её описание

а — схема технологического процесса; б — активные лемеха; в — элеватор; 1 — опорное колесо; 2 — винтовой механизм; 3 — плоский лемех; 4 — скоростной элеватор; 5 — эллиптические звездочки; 6 — основной элеватор; 7 — ходовое колесо; 8 — каскадный элеватор; 9 — щиток;

Картофелекопатель состоит из рамы, имеющей два пневматических ходовых колеса 7 (а) сзади и одно металлическое опорное 1 спереди, активных лемехов 3, скоростного 4, основного 6 и каскадного 8 элеваторов.

Лемеха 3 (б) колеблются в горизонтальной плоскости под действием эксцентриков 10 и шатунов 13. Частоту 500, 560, 630 колебаний в минуту изменяют звездочками на валу редуктора привода.

Колеблющиеся лемеха лучше крошат пласт, меньше залипаются почвой, не сгружают почву и растительную массу перед элеватором и имеют меньшее тяговое сопротивление. На лемехах установлены откидные пальцы 12, предупреждающие заклинивание камней между лемехами и элеватором. Камень 19 (в), подхваченный прутками 17 элеватора, поступает на его верхнюю рабочую ветвь, поднимая пальцы 12, и сбрасывается вместе с клубнями на поле.

Привод рабочих органов — от ВОМ трактора МТЗ-82 через карданную передачу, конический редуктор и цепные передачи.

При движении агрегата лемеха 3 подкапывают пласт почвы и передают его вместе с клубнями и ботвой на скоростной элеватор 4, полотно которого движется со скоростью больше поступательной скорости пласта. Вследствие этого пласт растаскивается и интенсивно измельчается, что облегчает выделение из него клубней.

Переходя со скоростного 4 на основной 6, а затем на каскадный 8 элеваторы, установленные один за другим с перепадом высот, пласт падает, встряхивается и дополнительно размельчается. Мелкие комки почвы просеиваются между прутками, а клубни, ботва и неразрушенные комки сходят с каскадного элеватора 8 в валок. Для уменьшения повреждения клубней прутки каскадного элеватора покрыты резиной.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector