- Агротехнические требования к посадке картофеля под мотоблок
- Виды колес для мотоблока
- Для чего нужны грунтозацепы для мотоблока?
- Изготовление колес с грунтозацепами
- Изготовления самодельных грунтозацепов
- Как сделать спаренные колеса для мотоблока?
- Как сделать спаренные колеса самостоятельно?
- Каталог самоделок
- Колеса для окучивания на мотоблок
- Окучник
- Подробности и нюансы
- Рекомендации
- Структура
- Трансмиссия
- Тяговые колеса
- Удлинители колес для мотоблока
Агротехнические требования к посадке картофеля под мотоблок
Агротехника посадки картофеля не зависит от того, производятся ли соответствующие работы вручную или автоматизированным способом. Суть процесса в любом случае состоит в том, чтобы выкопать в земле определённого размера углубление (в виде сплошной борозды либо отдельных лунок), уложить в него корнеплоды, соблюдая по возможности равное расстояние между ними, после чего снова засыпать углубление землёй.
Кроме того, одновременно с посадкой клубней в землю можно вносить необходимую подкормку в виде органики или минеральных удобрений. В этом случае питательная смесь укладывается на дно лунок, присыпается сверху небольшим слоем почвы и уже поверх неё укладывается посадочный картофель.
Устройство дискового мотоблока
В частности, от мотоблока требуется, чтобы с его помощью можно было:
- гарантированно не повредить клубень при закладке его в почву независимо от величины картофеля (для посадки могут использоваться корнеплоды массой от 30 до 90 г, что по размерам сопоставимо, соответственно, с грецким орехом или куриным яйцом), от того, высаживается клубень целиком или порезанным на фрагменты, а также от наличия на нём ростков (так называемый яровизированный, или пророщенный картофель);
- регулировать ширину междурядий в соответствии с запланированной схемой посадки, причём желательно, чтобы погрешность при этом составляла не более 2 см (ширина стыкового междурядья, то есть расстояния между двумя крайними бороздами, сделанными картофелесажалкой, окучивателем, плугом или другой насадкой мотоблока, может отклоняться от заданной не более чем на 10 см);
- выкапывать борозду определённой глубины и засыпать её гребнем необходимой высоты, причём и в одном, и в другом случае погрешность не должна превышать 2 см;
- закладывать клубни на равном расстоянии друг от друга с возможности регулировать это расстояние с шагом не менее 5 см (например, 20, 25, 30, 35 см и т. д.) и погрешностью не более ¼ от заданного параметра;
- не допускать пропусков при закладке корнеплодов, что особенно критично, когда речь идёт о посадке клубней больших размеров;
- строго соблюдать прямую линию при прокладке борозды, независимо от того, с какой скоростью движется мотоблок;
- обеспечивать локальное внесение органических и минеральных удобрений одновременно с посадкой картофеля — как путём прямой закладки в лунку, так и пунктирно с двух сторон от клубня (актуально для минеральных подкормок), при этом технические возможности мотоблока должны гарантировать возможность строгого соблюдения места закладки (2–3 см от корнеплода в глубину и 5–7 см в стороны) с погрешностью не более 1/10.
Виды колес для мотоблока
Каждый мотоблок – это многозадачный сельскохозяйственный агрегат. Его конструкция должна быть максимально сбалансированной, в противном случае машина не сможет справиться с теми работами, для которых она предназначена. Особую роль в устройстве мотоблока играют колеса, которыми он оборудуется.
В зависимости от своих особенностей, колеса на мотоблок могут быть таких типов:
- Тяговыми;
- Цельнолитыми резиновыми;
- Металлическими, оборудованными грунтозацепами;
- Опорными;
- Спаренными.
Каждый вид колес для мотоблоков подходит для решения различных задач. Используя те или иные элементы передвижения сельскохозяйственного агрегата, его владелец получает возможность увеличить производительность машины и сделать ее более устойчивой.
Для чего нужны грунтозацепы для мотоблока?
Грунтозацепы мотоблока – это специальные устройства, внешне напоминающие обычные металлические колеса, дополненные шипованными накладками. Само название указывает на их главное функциональное предназначение – гарантировать идеальное сцепление между культиватором и подстилающей поверхностью – почвой.
Помимо этого, грунтозацепы к мотоблоку выполняют и другие функции:
- способствуют более качественной обработке почвы;
- упрощают транспортировку как самого мотоблока, так и соединенного с ним груженного прицепа по бездорожью или на рыхлых грунтах;
- увеличивая массу агрегата, обеспечивают ему хорошую балансировку и устойчивость в пространстве;
- позволяют использовать другие навесные адаптеры, например, для предпосевной обработки угодий.
Изготовление колес с грунтозацепами
Элементы, оборудованные грунтозацепами, лучше всего устанавливать на мотоблок, мощностью не менее 6 л. с. Мотор с таким показателем не будет поддаваться чрезмерным нагрузкам, и перегреваться.
Для работы над такими колесами потребуется подготовить определенные материалы:
- Автомобильные колеса с предварительной снятой резиной;
- Квадраты из толстой стали;
- Стальные уголки;
- Болты.
Имея под рукой все необходимое, можно приступать к работе. В первую очередь приварите к колесам стальные пластины. Края последних должны быть надежно зафиксированы на ободе. Нарежьте уголок на куски в форме зубьев и приварите их к ободу. При этом расстояние между пластинами и зубьями должно составлять не менее 15 см. В конце понадобиться установить на обода резиновые шины и закрепить колеса на оси мотоблока.
Элементы передвижения, оборудованные грунтозацепами, не только позволяют мотоблоку передвигаться, но и очищают грунт на земельном участке от сорняков. При этом не забывайте время от времени очищать элементы передвижения от растительности, иначе мотоблок будет пробуксовывать в грунте.
Изготовления самодельных грунтозацепов
Иногда пневмоколеса могут проскальзывать (мягкая земля, жижа после дождя, наледь) и ваша работа может пойти насмарку. Для лучшего сцепления с почвой необходимы надежные устройства. Это обычные грунтозацепы.
Рисунок 1. Колеса от «жигулей» на культиваторе.
Можно, конечно купить их в магазине, но не всем хочется тратить деньги на то, что легко сделать самому, причем, из «бросовых» материалов. Тем более, что требований к ним всего два, и оба необходимы для обеспечения надежного сцепления:
- Масса 20-30 кг.
- Вгрызание в грунт.
Есть много вариантов колес с грунтозацепами, выполненных своими руками. Мы остановимся на двух из них. Для их изготовления основными инструментами выступают:
- болгарка;
- сварочный аппарат.
Для выполнения первого варианта вам понадобятся полосы металла (толщина около 5 мм) и диски от автомашины. Их диаметр зависит от размера ножей культиватора. Многие берут в качестве оптимального варианта диски от «жигулей». Рисунок 1.
Рисунок 2. Самодельные грунтозацепы к культиватору.
Метод изготовления зацепов грунта очень простой:
- нарезают болгаркой полосы, чтобы их длина была примерно в полтора раза больше ширины дисков;
- их изгибают в тисках под углом так, чтобы они вставлялись между двумя бортами диска;
- распределяют полосы равномерно и приваривают на места;
- укрепляют получившиеся грунтозацепы на оси.
Второй вариант сложнее. Для него берут лист толстого металла, размечают и вырезают что-то наподобие большой звездочки велосипеда или храповика от часов. Далее части получившихся лучей отгибают и к ним приваривают пластины металла. Рисунок 2.
Как сделать спаренные колеса для мотоблока?
Если эксплуатация мотоблока чаще всего осуществляется в очень тяжелых условиях, то в такой ситуации не обойтись без сдвоенных колес. Они показывает самую высокую проходимость, обладают отличной устойчивостью на почве в гористой местности, и не пробуксовывают даже в самом вязком грунте. Изготовление сдвоенных элементов выполняется в таком порядке:
- В первую очередь найдите подходящие колеса и шины;
- Аккуратно вырежьте на них небольшие протекторы;
- Возьмите кусочки стали, сварите из них квадраты, размерами 25×25 см, и установите их в центральную часть обода;
- После сварки нужно установить второй обод, и получить изделие, чем-то похожее на вазы;
- В конце на соединенные между собой обода нужно установить шины.
Изготовить спаренные детали достаточно просто. Главное, заранее подыскать одинаковые по размерам обода, чтобы оба готовых колеса были абсолютно одинаковыми.
Как сделать спаренные колеса самостоятельно?
Особый интерес у фермеров снискал простой и даже немного грубоватый, но действенный способ:
- Для начала следует подыскать подходящие колеса с шинами;
- Затем желательно вырезать на них небольшие протекторы;
- Следующий шаг состоит в том, что люди покупают полосу стали 5х50мм, сваривают квадратики со стороной 250мм и вставляют их в обод;
- После приваривания наставляют второй обод колеса и получают объекты, смахивающие на вазы;
0Приход средств малой механизации в сельское хозяйство был ознаменован существенным упрощением процесса работ, характерных для данной местности.
Если раньше боронить и пахать
приходилось практически вручную, с использованием минимального количества вспомогательных инструментов, то теперь это можно было делатьс помощью специальной техники. В данном случае, речь идет о мотоблоках — агрегатах, являющихся полноценными помощниками в условиях сада и огорода.
Неудивительно, что рост подобного интереса к данной технике был сопряжен с использованием различного дополнительного оборудования прицепного и навесного типа, которые значительным образом расширяют функциональность мотоблока.
Однако, стоимость всех этих оборудований достаточно высока, учитывая еще и стоимость самого мотоблока, поэтому многие умельцы приспособились изготавливать самодельные варианты того или иного технического средства. Более того, стали появляться и самодельные мотоблоки, сделанные на основе самой различной техники.
Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока
как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:
- Основная движущая сила, т.е. двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Основные элементы управления.
Каталог самоделок
Начать разбор самоделок хотелось бы с непосредственного изготовления мотоблоков своими руками.
Здесь не идет речь, что агрегат мы будет делать с нуля, ведь это технически невозможно для домашних условий.
Основные рабочие узлы будут взяты от другой техники, нам остается лишь подготовить определенную базу, на которой можно было успешно соединить все органы мотоблока.
Хотелось бы рассказать про мотоблоки дизельные на 4 колесах, самоделка которых будет рассмотрена позже. По своей сути, эти агрегаты похожи внешне и по своим техническим данным на полноценные минитрактора.
В помощь фермерам компании выпускают разнообразную специальную технику, чтобы облегчить работу и обслуживание хозяйства. все об устройстве и характеристиках зернодробилки Хрюша.
Миллионы людей на нашей земле занимаются огородничеством и земледелием. — сэкономят ваши время, здоровье и силы.
Тем, кто обладает собственным домашним хозяйством стоит узнать, что собой представляет процесс доения при помощи доильного аппарата. Перейдя по ознакомитесь с доильным аппаратом АИД 2.
Единственным различием является отсутствие у мотоблоков блокировки дифференциала, а в остальном они очень похожи — и присутствие водительского сиденья, и рулевое управление, и наличие двух пар колес.
Понятно, что переделка будет основываться на добавлении
к имеющемуся мотоблокунескольких дополнительных узлов— дополнительной рамы ко второй паре колес, установке руля и кресла, под которым должно находиться управление скоростями и т.д.
Готовый вариант стоит порядка 120 тысяч рублей, поэтому далеко не у каждого есть средства для его приобретения. Здесь становится целесообразным самодельное изготовление, которое набирает популярность с каждым годом.
Чтобы сделать полноценный 4-колесный мотоблок, нам понадобится довольно мощный базовый агрегат (Зубр, Нева и т.д.). В данном случае, рассмотрим переделку из мотоблока Нева, потому что он достаточно распространен в нашей стране.
Для большего удобства можно приобрести готовый комплект для переделки, который стоит порядка 30 тысяч рублей.
Условно разделим процесс сборки на несколько этапов:
- В первую очередь, нам надо позаботится об изготовлении рамы
. Речь идет о дополнительной конструкции несущего типа, под которой будет располагаться вторая пара колес. Для изготовления рамы нам понадобятся куски трубы и металлические уголки. - Особых требований к параметрам трубы нет, но нужно учитывать, что нагрузка на данные элементы будет достаточной.
- Элементы трубы нужно разрезать болгаркой, после чего скрепить их между собой при помощи болтов. Для лучшей устойчивости конструкции, можно приварить поперечную стальную балку.
- Также нужно приварить к раме устройство для крепления навесного и прицепного оборудования
. Крепить можно как спереди, так и сзади агрегата. - Для крепления передней пары колес нам понадобится металлическая труба, диаметр которой должен совпадать с шириной передней оси. К трубе необходимо прикрепить колесные ступицы.
- По центру нужно просверлить отверстие сквозного типа, через которое крепим конструкцию к передней раме. Далее устанавливается редуктор и рулевые тяги. Затем устанавливаем руль.
- В качестве колес можно использовать старые от советских автомобилей.
- Имеющийся двигатель устанавливаем на переднюю часть конструкции. Делается это для того, чтобы мотоблок был более устойчив на поверхности, ведь сзади него будет располагаться навесное или прицепное оборудование.
Кстати, дополнительное оборудование будет соединяться
с мотоблокомпри помощи фаркопа(для прицепа) и специального кронштейна (для навесного оборудования).
Подобные самоделки для мотоблока своими руками достаточно надежны и практичны в эксплуатации, ведь вся конструкция получается более монолитной, представляющей полноценное устройство с сиденьем и рулем. По своей функциональности, они даже сопоставимы с минитракторами, которые стоят не в пример дороже.
Рассмотрим дополнительно самоделки для мотоблока Нева своими руками, раз уж он пользуется такой популярностью. В частности, можно изготовить несколько вариантов дополнительного оборудования:
- Отвал для мотоблока.
- Окучник дискового типа и т.д.
Колеса для окучивания на мотоблок
При постановке для мотоблока такой задачи, как окучивание, потребуется специальный вид колес. Колеса для окучивания, в народе известные также как окучники, используются как для посадки, так и для окучивания различных сельскохозяйственных культур, таких, например, как картофель, морковь, свекла, брюква, редька, репа. Чаще всего используются четыре вида моделей колес для окучивания:
- листерные – их легко можно изготовить собственными руками. Они имеют ряд разновидностей, среди них нерегулируемый тип, состоящий из двух пластин, расположенных зеркально и расходящихся под углом с общим ребром жесткости. А также регулируемый тип, с помощью которого возможно менять как ширину, так и глубину обработки почвы;
- дисковые – принцип их работы построен на том, что диски захватывают почву и затем засыпают ею же места роста растений;
- пропеллерные – представляют собой тип пропеллера. Ценны тем, что из-за зубчатой формы лопастей агрессивны к сорнякам и отлично вычесывают их из почвы, благодаря чему являются идеальными для прополки. Данный тип окучника также возможно изготовить своими руками, индивидуально для строго поставленных для него задач;
Вам это будет интересно О размере колес на Хонда СРВ
Пропеллерный тип окучника
- с переменной шириной захвата – его использование позволяет идеально регулировать ширину междурядий, что делает данный тип окучника просто незаменимым при обработке грядок.
Мотоблок в работе
Как видно, вариантов для мотоблока существует достаточное количество, предназначенных при этом под самые различные задачи, виды работ и типы почв. Часть из них можно купить, часть установить от другой авто и мототехники, а что-то можно сделать и своими руками. Всем, кто выбирает и подбирает нужные ему колеса для мотоблока, – удачного выбора, легкой работы и высокого урожая!
Окучник
Для его изготовления нам понадобится пара обычных металлических крышек от кастрюль
(эмалированные, в данном случае, не подойдут). Диаметр их должен составлять порядка 500 мм. Далее затачиваем края крышек на шлифовальном станке, чтобы они лучше входили в почву.
Дисковые окучники нужно прикрепить к самодельной тележке с колесами. Изготавливаются они из обычных втулок и труб, сваренных между собой.
Приставки
к мотоблокам и мотокультиваторам, самоделки которых можно вполне изготовить самостоятельно,бывают самых различных видов:
- Оборудования для прополки.
- Картофелекопалки и картофелесажалки.
- Снегоуборщики и т.д.
Прицепы для мотоблока и их самоделки представляют собой довольно простую конструкцию, состоящую из обычного ящика с бортами, расположенного на колесной базе.
Для самостоятельного изготовления прицепа
нам понадобится:
- Профтруба 40×25 мм и 25×25 мм.
Она нужна для изготовления самой сцепки тележки с мотоблоком, а также для изготовления бортов — внутри и под прицепом. - Для кузова нам нужно изготовить рамную конструкцию из профтрубы 40×25 см и 25×25 см. Дно кузова можно сделать из обычного куска листового металла. К дну кузова нужно приварить куски профтрубы таким образом, чтобы получилась решетка. Сверху на эти грани приваривается полноценный кусок профтрубы по всему периметру.
- На готовую раму нужно установить профлист
, который будет выполнять функцию бортов. Высота каждого борта составляет примерно 30 см. - Задний борт нужно сделать откидным. В качестве защелок используем обычные шпингалеты, которые нужно прикрепить с двух сторон борта. К дну кузова данный борт крепится при помощи обычных петлей от дверей. На этом же борту можно установить катафоты, выполняющие роль светоотражателей.
- Колеса
можно взять от автомобилей Ока или Жигули — их диаметр будет оптимальным. - Мост также можно взять от старых Жигулей. Колеса к нему крепятся при помощи пары подшипников. Закрепить мост к раме можно при помощи кусков трубы, до две с каждой стороны. Одни концы трубы привариваются к мосту, а вторые — к кузову.
Целесообразность изготовления самодельного прицепа довольно понятна, ведь стоимость всех затрат
на самоделкусоставляет порядка 4 тысяч рублей, что в несколько раз ниже, чем цена готового прицепа в магазине.
Подробности и нюансы
Важно понимать, что сошник, устанавливаемый на мотоблоки и мотокультиваторы, не способен выполнять ту же работу, что и аналогичные устройства на «больших» тракторах. Бессмысленно ждать от них:
- подрезки;
- рыхления земли;
- формирования канавок.
Есть только две доступные функции: регулировка глубины и темпа обработки земли, а также дополнительная опорная точка при хранении. Оттого могут встречаться различные наименования этой детали:
- упор-ограничитель;
- регулятор вспашки по глубине;
- шпора (в линейках ряда европейских фирм).
Сошники, ставящиеся на отдельные модели мотоблоков (культиваторов), могут иметь всего 2 регулировочных положения. Есть даже такие, у которых заглубление острого конца не регулируется. Пример — фирменный сошник Caiman Eco Max 50S C2. Зато возможно изменение скорости перемещения культиватора путем манипуляций с ручками. К сведению: на мощных культиваторах и мотоблоках сошник обязательно должен свободно перемещаться вправо и влево.
https://www.youtube.com/watch?v=J2oasuNqFwU
Правильная организация работы при использовании сошника такова:
- нажатие рукояток;
- остановка культиватора;
- ожидание, пока будет разрыхлена земля вокруг фрез;
- повторение на следующем участке.
Когда планируется распашка целины, обычно заглубление фрез делают сравнительно небольшим, чтобы оценить результат. Лишь после обработки пробной доли участка можно сказать, нужно ли менять глубину или нет. Если мотор при сокращении глубины обработки начинает разгоняться, приходится заглублять сошник чуть больше.
О том, что такое сошники для мотоблока и как правильно их установить, смотрите в видео ниже.
Рекомендации
Рекомендуется прежде всего обращать внимание на следующие параметры при выборе резины на мотоблок:
- размер, т. е. это та цифра, которая стоит после названия колеса. Размер резины принято обозначать в дюймах. Например, шина 6.00-12, где 6.00 – это ширина диагонали шины, а 12 – это ее посадочный диаметр;
Резина на мотоблок на 12
- назначение – ряд шин предназначен только для мотоблоков, ряд только для транспорта, а также и для других целей. Это необходимо учитывать при выборе резины, согласуя с назначением культиватора;
- качество или же соответствие стандартам, качеству материалов. Рекомендуется приобретать шины известных производителей, которые гарантированно отличаются долговечностью, прочностью и устойчивостью к условиям среды.
Структура
Базовые узлы, применяемые для создания вездехода 4х4, помимо самого мотоблока, представлены такими компонентами:
- рама, которая будет основой агрегата;
- задний мост, для установки второй пары колес;
- кресло для водителя;
- осветительные приборы, дающие возможность безопасного передвижения в темное время суток.
Подобные агрегаты являют собой средства передвижения, предназначенные для одного человека. Средняя несущая способность мототехники равняется ориентировочно 200 килограммам. Ширина шасси определяется требуемой устойчивостью перед переворачиванием, но желательно делать ее не меньше 1,1 метра.
Среди мотоблоков с двигателем желательно использовать агрегаты , «Нева», может быть, другие, располагающие мощностью 10 лошадиных сил и более. Подобных характеристик мощности хватает, чтобы совершать перемещение быстрее 10 км/ч. Она в ходе перемещения по распутице на вязком либо скользком грунте падает до 2-3 км/ч.
Трансмиссия
Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе,
а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).
Трансмиссия может быть нескольких типов:
- Шестеренчатая.
- Ременная.
- Цепная.
- Комбинированная.
В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках
, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.
Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ — вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.
Что касается сцепления, то оно может быть различным:
- В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
- Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
- Коническая муфта.
В большинстве качественных мотоблоков , используется второй тип сцепления
, который отличается наибольшей надежностью.
Тяговые колеса
Пневматические колеса этого типа отличаются своей универсальностью и своеобразным рисунком протектора, из-за чего и получили второе свое название – «елочка». Такие элементы передвижения достаточно широкие, они одинаково успешно применяются для езды, как по ровной дороге, так и для передвижения мотоблока по вязкой мокрой почве.
Как правило, ширина таких колес превышает 20 см, а их диаметр достигает 40 см. Крупные размеры позволяют активно использовать такие колеса для пахоты больших по площади территорий.
Удлинители колес для мотоблока
Удлинители осей для мотоблоков позволяет расширить колёсную базу. С помощью такой детали агрегат становится устойчивее вне зависимости от ширины колеи.
Удлинители могут понадобиться для реализации таких задач:
- выполнения тяжёлых видов работ и работ на сложных грунтах;
- использования техники на неровных участках;
- предотвращения заваливания и пробуксировки мотоблока при использовании сложного навесного оборудования;
- обеспечивается лучшая проходимость и манёвренность техники;
- установки железных и пневматических колес, грунтозацепов.
Данную деталь подбирают под конкретный мотоблок. Среди важных характеристик удлинителей:
- длина деталей в пределах 200-375 мм;
- внутренний диаметр посадочного отверстия – важно, чтобы он совпадал с характеристиками агрегата;
- внешний диаметр посадочного отверстия – отвечает за надёжность крепления навесного оборудования.