Мотоблок мтз 05 — Тракторист

Мотоблок мтз 05 - Тракторист Мотоблоки

Основные правила эксплуатации

  • Если Вы приобрели новый мотоблок МТЗ-05, который до этого не был в эксплуатации, то обязательно проведите его обкатку. Она подразумевает работу Беларуса в щадящем режиме, для того, чтобы детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
  • Необходимо регулярно следить за состоянием деталей мотоблока: трансмиссии, ходовых соединений, руля. После проведения работ следует удалить оставшийся грунт и другие посторонние предметы. Оберегайте МТЗ-05 от попадания атмосферных осадков.
  • Необходимо периодически смазывать маслом все системы мотоблока: картер, воздушные фильтры, шейку коленчатого вала, ось рычажка прерывателя магнето. В зимний период года рекомендуется использовать масло М-8Г2 или М-8В2, а летом М-10Г2 или М-10В2. Оси рычагов управления следует смазывать обычными смазками Литолом-24 или Солидолом. Все масла должны изготавливаться согласно требований соответствующих ГОСТов, поскольку в советское время ко всем были единые требования.
  • После того, как Вы включили Беларуса, необходимо плавно поднять пусковую педаль, не допускается работа двигателя с педалью в нижнем положении.
  • Переключаться на задний ход и обратно следует только после того, как Беларус-05 был полностью остановлен. В противном случае произойдет разрыв шестерней.
  • При езде задним ходом следует крепко держать штангу управления в руках, и проводить повороты плавно.
  • Если Вы не используете вал отбора мощности, то его следует выключить.
  • При агрегации навесного оборудования шкворень должен быть надежно установлен до чеки в сцепку. Категорически запрещено работать с незакрепленным шкворнем.

Введение

Инструкция по эксплуатации содержит краткое описание конструкции мото¬блоков, технических данных, а также изложение правил эксплуатации и технического обслуживания.

Мотоблок предназначен для выполнения пахоты легких почв, боронования, культивации, междурядной обработки картофеля и свеклы, кошения трав в садах и огородах, на пришкольных и приусадебных участках, а также для транспортирования грузов, стационарных работ с приводом от вала отбора мощности.

Длительная и надежная работа мотоблока обеспечивается при соблюдении правил эксплуатации и своевременном полном техническом обслуживании (ТО).

Эксплуатацию и техническое обслуживание двигателя проводите согласно ре-комендациям, указанным в инструкции по эксплуатации двигателя.

§

Беларус-05

— первый мотоблок, выпускавшийся с 1978 года на Минском тракторном заводе. Мотоблок Беларус-05 предназначен для выполнения пахоты легких почв, боронования, культивации, междурядной обработки картофеля и свеклы, кошения трав в садах и огородах, на пришкольных и приусадебных участках, а также для транспортирования грузов, стационарных работ с приводом от ВОМ.

С 1978 года Минский тракторный завод приступил к созданию мини-техники. Были разработаны и поставлены на производство мотоблоки МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12 с соответственной мощностью 5, 6, 8, 12 л.с.

Двигатель

        На мотоблоках МТЗ-05 устанавливались только одноцилиндровые четырёхтактные бензиновые двигатели УД-15 с воздушным охлаждением. Рабочий объём двигателя — 245 см3. Номинальная мощность 3,7 кВт (5 л.с.):

смотреть подробнее
Трансмиссия

        МТЗ-05 комплектовались механической, ступенчатой коробкой передач. Муфта сцепления — фрикционная, многодисковая, работающая в масле. Мотоблок оборудован межколёсной блокировкой дифференциала.

Вал отбора мощности

       Мотоблок имеет зависимый ВОМ для работы с активными орудиями. Номинальная частота вращения маховика 1000 об/мин.

Видео

МТЗ Беларус 05 позволяет выполнять большой спектр работ:

  • вспашка легкой почвы;
  • окучивание свеклы и картофеля;
  • перевозка грузов;
  • боронование;
  • кошение травы.

Модель используется для работы на небольших участках: сады, огороды, приусадебные и пришкольные территории.

Техника способна буксировать полуприцеп значительной массы (до 500 кг). При этом мотоблок подойдет и для выполнения стационарных работ. В этом случае привод осуществляется от вала отбора мощности.

Благодаря изменяемой колее (425, 600 и 700 мм) Беларус 05 может обрабатывать различные культуры. Модель имеет весьма оригинальную конструкцию. У мотоблока нет рамы, а остов выполнен из нескольких корпусов трансмиссии.

Беларус 05 работает с большим количеством навесного оборудования, поскольку отдельные категории почвы требуют конкретного орудия. Техника агрегатируется с культиватором КР-70, плугом ПЛ-1, полуприцепом ПХ-0,5, косилкой КН-1, окучником КО-2 и бороной БН-50. Для их сочленения с устройством присутствует узел навески.

Техника имеет дифференциал с межколесной блокировкой.

МТЗ Беларус 05 долгое время оставался лидером своего сегмента и получил огромное распространение на отечественном рынке. В настоящее время он встречается все реже. На смену ему пришел более продвинутый мотоблок Беларус 09Н. Однако своих потребительских свойств техника не потеряла и сейчас.

Двигатель

В мотоблоке Беларусь МТЗ-05 могут устанавливаться малолитражные двигателя УД-15, УД-25 и их модификации. Моторы подобного типа спроектированы на основе модели МЕМЗ-966 «Запорожца». УД-15 является одноцилиндровым мотором, а УД-25 выпускается с двумя цилиндрами. В зависимости от выпускаемой комплектации двигателя могут иметь различные названия УД-15Г, УД-25Г, УД-25С.

Мотоблок мтз 05Мотоблок мтз 05Мотоблок мтз 05 - Тракторист

На мотоблок можно устанавливать японские двигатели Хонда и Лифан, а также китайские Lianlong, которые отлично подходят по техническим характеристикам. Разница характеризуется качеством сборки и количеством моточасов, которые заложены для работы каждого мотора. Особенно выделяют показатели от производителя Хонда.

Мотоблок мтз 05Мотоблок мтз 05Мотоблок мтз 05 - Тракторист

В качестве топлива подходит бензин с любым октановым числом, главное, чтобы он был чистым и без примесей. В качестве смазывающего вещества подойдет сезонное масло SAE 30. В качестве альтернативы можно приобрести 5w30 или 10w30. В зимнее время желательно использовать специальное синтетическое масло марки 0w40.

Двигатель мотоблока «мтз-05»

Мотоблок «МТЗ-05» оснащался одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем «УД-15» рабочим объёмом в 245 кубических сантиметров и мощностью в 5 лошадиных сил (3,7 кВт). «УД» расшифровывается как «Ульяновский двигатель». «УД-15» – карбюраторный мотор воздушного охлаждения, с верхним расположением клапанов. Частота вращения – 3000 оборотов в минуту.

Он в советские времена выпускался ульяновским моторным заводом, начиная  с 1967 года. Данный силовой агрегат имеет простую конструкцию; его отличительные черты – неприхотливость и хорошая ремонтопригодность. «УД-15» полностью адаптирован для долговременной непрерывной работы без потери мощности в тяжёлых условиях (экстремально низкие или высокие температуры, длительная работа под нагрузкой и т.п.)

По показателям мощности «УД-15» практически аналогичен современным импортным моторам в 9 л.с. (дело в том, что за рубежом в ТТХ двигателя указывают его максимальную мощность, которую он способен показывать непродолжительное время, а в СССР – его стабильную среднюю мощность работы).

Другие особенности модели

Благодаря оригинальной конструкции, при которой у МТЗ-05 отсутствует рама, а сам остов собирается из нескольких корпусов трансмиссии, на «Беларусе-05» есть возможность менять ширину колеи (425, 600 и 700 мм). Это позволило создателям значительно расширить количество культур, которые можно обрабатывать с помощью этого мотоблока.

Стоит также сказать о множестве навесного и прицепного оборудования, с которым отлично работает эта модель мотоблока.

В частности, с МТЗ-05 агрегируются:

  • однокорпусный плуг ПЛ-1;
  • окучник КО-2;
  • косилка навесная КН-1;
  • культиватор лапчатый КР-70;
  • полуприцеп ПХ-0.5;
  • борона БН-50.

Все они сочленяются посредством узла навески и помогают значительно расширить возможности МТЗ-05.

В течение длительного времени «Беларус-05» занимал лидирующие позиции на отечественном рынке мотоблоков, однако сегодня он встречается все реже, поскольку уже существует более продвинутая модель 09Н.

Клапаны

При длительных или больших нагрузках на мотоблоке МТЗ-05 происходит сдвиг клапанов. Вследствие этого происходит изменение количества поступаемого топлива, и Беларус-05 начинает работать неправильно.

В нормальном состоянии зазор на клапанах должен составлять от 0,1 до 0,15 мм.

Если зазор увеличен, то появляется специфический шум от двигателя, и в него не поступает необходимое количество горючего.

Мотоблок мтз 05

Если появились сомнения по этому поводу, то следует сразу же их проверить. При помощи тонкого лезвия, толщиной от 0,1 до 0,15 мм, можно отрегулировать положение клапанов:

  1. Приоткуритите немного гайку;
  2. Подложите под нее лезвие и гайку верните в исходное положение;
  3. Несколько раз прокрутите маховик;
  4. Клапан должен свободно работать, но при этом не допускается появление зазора;
  5. Если появляется зазор или маховик не вращается, произведите настройку повторно.

Конструкция и эксплуатация мотоблока мтз-05

 Основная информация об
устройстве мотоблока МТЗ-05

Мотоблок МТЗ-05 (рис.1 — 3) — одноосное двухколесное шасси,
состоящее из четырехтактного одноцилиндрового двигателя, силовой
передачи и реверсивной рулевой штанги. Двигатель крепится к корпусу
муфты сцепления.

Непосредственно за двигателем расположен механизм силовой передачи,
включающий муфту сцепления. Коробку передач, главную передачу,
шестеренчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные
передачи и вал отбора мощности.

Колеса установлены на фланцах конечных передач и снабжены
пневматическими шинами. Колея мотоблока переменная, изменяется
перестановкой колес.

Для навешивания сельскохозяйственных орудий и приспособлений
предусмотрена специальная сцепка. На верхней крышке корпуса
трансмиссии крепится рулевая штанга, на которой расположены органы
управления мотоблоком. Топливный бак установлен на двигателе.

Рис.1. Мотоблок МТЗ-05 (вид
слева)

1 — двигатель; 2 — силовая передача; 3 — топливный бак; 4 — рулевая
штанга; 5 — колесо; 6 — груз; 7 -подножка.

Технические параметры и характеристики мотоблока МТЗ-05

Силовая передача:

— муфта сцепления — многодисковая, работающая в масле, с ручным
управлением;

— коробка перемены передач — ступенчатая,
механическая с постоянным зацеплением шестерен;

— главная передача — конические шестерни со
спиральным зубом;

— дифференциал — шестеренчатый конический с
принудительной блокировкой;

— конечные передачи — одноступенчатые с
цилиндрическими шестернями.

Ходовая система:

— колесная формула 2×2;

— колеса мотоблока с пневматическими шинами
5,90-13С или 6L-12;

— давление воздуха в шинах в зависимости от
нагрузки 0,08 — 0,12 МПа.

Управление мотоблоком МТЗ-05:

— управление подачей топлива — рычагом с тросовым приводом;

— управление коробкой перемены передач —
рычагами через систему тяг;

— управление валом отбора мощности — рычагом
на корпусе трансмиссии;

— управление блокировкой дифференциала —
рычагом через систему тяг;

— рулевое управление — штанговое,
регулируемое по высоте и в горизонтальной плоскости с возможностью
переналадки на реверсивное, положение влево или вправо на угол 15°;

— тормозная система — агрегат из мотоблока и
прицепа (тормоза установлены на прицепе) оборудован тормозами с
возможностью торможения агрегата в движении и на стоянке.

Вал отбора мощности:

— частота вращения (при номинальной частоте вращения коленчатого
вала) — 1200 об/мин;- направление вращения — по ГОСТ 3480;

Прицепное устройство — скоба со шкворнем, сцепка трубчатой формы;
Высота присоединительного места — 369,5 мм.

Механизмы управления мотоблоком МТЗ-05

Расположение механизмов управления мотоблоком показано на рисунках
2, 3.

Рис.2. Мотоблок (вид справа)

1 — рычаг переключения передач; 2 — тяга механизма переключения
передач;

Рычаг управления сцеплением 12 (рис.3) расположен на левом рычаге
рулевой штанги и служит для выключения и включения сцепления. При
нажатии на рычаг муфта сцепления выключается, а при отпускании
рычага — включается.

Рычаг реверса 7 (рис.3) установлен на пульте рулевой штанги с левой
стороны. Он имеет два положения: переднее по ходу мотоблока,
соответствующее получению 4 передач переднего хода, и заднее,
соответствующее получению 2 передач заднего хода. Рычаг переключения
передач 8 (рис.3) установлен на пульте рулевой штанги с правой
стороны.

Для включения передач переднего хода переместите рычаг реверса
вперед до упора, а перемещением рычага 8 (рис.3) назад или вперед по
ходу мотоблока включите нужную передачу.

Для включения передач заднего хода переместите рычаг реверса назад
до упора, а перемещением рычага 8 вперед по ходу мотоблока включите
I или II передачу заднего хода.

Рис.3. Мотоблок МТЗ-05 (вид
сзади)

1 — гайка крепления рулевой штанги; 2 — рычаг включения блокировки;
3 — тяга механизма включения блокировки дифференциала; 4 — тяга
реверса; 5 — рычаг включения ВОМ; 6 — штанга рулевая; 7 — рычаг
реверса; 8 — рычаг переключения передач;

9 — рычаг управления
подачей топлива; 10 — рукоятка блокировки дифференциала; 11 — трос
механизма управления сцеплением; 12 — рычаг управления сцеплением;
13 — кнопка аварийной остановки двигателя; 14 — скоба прицепная; 15
— сцепка ВОМ; 16 — шкворень; 17 — чека; 18 — болт натяжения оболочки
троса; 19 — рычаг реверса

Рычаг включения ВОМ 5 (рис.3) установлен на корпусе трансмиссии. Он
имеет два положения: переднее — «ВОМ включен», заднее — «ВОМ
выключен».Рычаг дистанционного управления подачей топлива (газом) 9
(рис.3) закреплен на правом рычаге рулевой штанги. Правое по ходу
мотоблока положение рычага соответствует максимальным, а левое —
минимальным оборотам двигателя.

Рукоятка управления блокировкой дифференциала 10 (рис.3) установлена
на пульте рулевой штанги. Переднее положение рукоятки соответствует
включенной блокировке, а заднее положение — выключенной блокировке
дифференциала.

Примечание — При работе на реверсе (например, с косилкой) функции
рычага переключения передач и реверса меняются и их положения при
включении передач переднего или заднего хода не будет
соответствовать стандартным положениям.

Виды работ с использованием мотоблока МТЗ-05

Операции для мотоблока МТЗ-05 по окучиванию картофеля:

— Подсоедините к мотоблоку окучник.

— Установите колеса мотоблока на колею, равную междурядьям
картофеля.

— Установите колеса мотоблока на колодки высотой 8-12 см.
Отрегулируйте положение окучника, чтобы двигатель мотоблока был
приподнят вверх на 10
см, а носки окучника стояли на площадке (стойка окучника должна быть
в вертикальном положении).

— Передвиньте окучники по трубе так, чтобы они находились за
колесами мотоблока, а расстояние между ними было равно ширине
междурядий, при этом
каждый окучник должен быть на равном расстоянии от стойки.

— Подпятники отпустите на площадку и закрепите винтами на такой
высоте, чтобы носки окучников были над землей на высоте 2 см.
Надежно закрепите их
в этом положении.

— Если при работе мотоблок МТЗ-05 уводит вправо, проверьте крепление
подпятников. Если они на месте, то болтом сектора приподнимите на
1-2 см
правый окучник, зажмите болт и проверьте в работе. Если мотоблок
уводит влево, то таким же способом приподнимите левый окучник. Уводы
мотоблока
влево могут быть при разном разведении крыльев правого и левого
окучников.

— При выполнении второго и третьего окучивания возможно захватывание
листьев вентилятором охлаждения и попадание их на свечу зажигания
двигателя.
Вследствие этого может произойти самопроизвольная остановка
двигателя. В этом случае необходимо закрепить на передней дуге
кронштейна подножки
щиток из картона или жести для отвода стеблей картофеля.

Посадка картофеля:

Вспашите участок на глубину 18-20 см и прокультивируйте его на
глубину 8-12 см.

Вывезите органические удобрения и разбросайте их равномерно по
участку (при отсутствии органических удобрений внесите минеральные).

Посадку картофеля можно производить на ширину междурядий до 700 мм.
Оптимальная ширина — 550-600 мм, так как можно один рядок картофеля
высаживать после каждых двух проходов плуга.

Перед посадкой установите вешки и образуйте свальный гребень, с
обеих сторон которого произведите посадку картофеля через 15-20 см,
укладывая его
на отваленный пласт ближе к дну борозды и оставляя при этом участок
для прохождения колеса мотоблока МТЗ-05. После двух проходов плугом
опять
произведите посадку картофеля.

Проверьте ширину захвата плуга:

— забейте колышек на удалении 150 см от края борозды на невспаханной
почве, замерьте расстояние до него от края борозды;

— замерьте расстояние до края борозды после двух проходов (например,
получилось 92 см);

— вычтите из первого замера второй (например, 150 — 92 = 58 см),
т.е. получена удовлетворительная ширина между рядками для
последующей обработки
картофеля (окучивания, выкапывания), так как колея 600 мм будет
соответствовать ширине междурядий.

Если вы получите значение междурядий меньше 55 см, то увеличьте
ширину захвата плуга, если больше 60 см — уменьшите.

Если вы производили вспашку осенью, то весной можно ограничиться
перед посадкой картофеля культивацией почвы на глубину 8-12 см.

Культивация (глубокое рыхление) почвы

Перед проведением культивации выполните следующие операции:

— Присоедините к мотоблоку МТЗ-05 культиватор.

— Установите колеса мотоблока на колодку высотой 10 см, мотоблок
установите горизонтально, положив под подставку колодку той же
высоты.

— Закрепите рабочие органы культиватора так, чтобы они касались
земли и расстояния между ними были равными. Отрегулируйте рукоятки
мотоблока так,
чтобы руки в локтях были согнуты.

— Качество рыхления отрегулируйте вращением рукоятки. При уменьшении
ширины захвата обеспечивается рыхление на более мелкие фракции, при
увеличении — на более крупные. Изменение глубины обработки можно
производить вращением рукоятки сцепки и принудительным заглублением
(выглублением) культиватора за рукоятки рулевой штанги.

Боронование и работа с косилкой:

Рукояткой сцепки отрегулируйте положение бороны так, чтобы ее зубья
в рабочем положении были равномерно загублены. Ширину захвата бороны
устанавливайте рукояткой.

При работе с косилкой для облегчения управления мотоблоком МТЗ-05
снимите груз с колес. Один из снятых грузов навесьте на косилку для
уравновешивания агрегата, как сказано в инструкции по эксплуатации
косилки.

В работу косилку включайте при минимальных оборотах двигателя и
выключенной муфте сцепления. При кошении поворот осуществляйте
плавно, в зоне
захвата ножей не должны находиться люди. Следите, чтобы под нож
косилки не попадали посторонние предметы.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Минусы «беларуса-05»

Конечно, не обошлось и без «ложки дегтя». Дело в том, что МТЗ-05 при практически одинаковой стоимости с итальянскими и японскими мотоблоками, обладает рядом недочетов.

В частности, регулятор газа располагается довольно неудачно (на правой ручке), да и держать агрегат в руках без дополнительного баланса очень тяжело.

Оснащение прицепом делает поведение техники более уверенным и позволяет ей перемещать даже габаритные грузы.

К мотору особых нареканий нет. А вот, что касается дополнительного оборудования, то здесь не все так радужно. Зачастую его приходится самостоятельно настраивать и доводить до ума.

Также к существенным минусам устройства можно отнести его высокую стоимость и далеко не самый лучший сервис. На российском рынке МТЗ-05 последних модификаций стоит порядка 10000-20000 рублей.

Мотоблок мтз-05: технические характеристики

Первым мотоблоком, сошедшим с конвейера Минского тракторного завода в 1978-м году, стала модель МТЗ-05, производство которой продолжалось вплоть до 1992-го года.

Разработка данного агрегата была связана с тем, что веяния рынка требовали появления в продаже разнообразной мини-техники, которая на тот момент стремительно набирала популярность и «Беларус 05» стал отличной заменой классическим мини-тракторам.

Устройство представляет собой одноцилиндровый двигатель с силовой передачей, установленный на двухколесное шасси. Управление происходит при помощи реверсивной рулевой штанги. Мотоблок относится к 0,1-классу тяги и позиционируется в качестве универсальной сельскохозяйственной машины, способной выполнять ряд разнообразных задач, в частности:

  • пахотные работы;
  • окучивание картофеля и свеклы;
  • покос травы;
  • боронование.

В некоторых случаях модель комплектовалась тележкой, что превращало мотоблок в полноценное транспортное средство и расширяло и без того немалый функционал возможностью перевозки грузов до 500 кг.

Наиболее эффективно МТЗ-05 показывает себя на небольших участках: приусадебных и пришкольных территориях, садах и огородах, в теплицах и т.п.

Технические характеристики
Габариты (мм)1800х850х1070
Вес (кг)135
Дорожный просвет (мм)300
Радиус поворота (м)1

Небольшие размеры техники позволяют выполнять обработку различных растений без ущерба для них. Кроме того мотоблок при необходимости может с легкостью преодолеть брод глубиной до 300 мм.

Надежная трансмиссия, устанавливаемая на МТЗ-05, имеет 4 передних и 2 задних передачи, что позволяет «Беларусу-05» достигать скорости в 9,6 км/ч. В свою очередь рабочая скорость мотоблока составляет 2,15 км/ч.

Следует упомянуть и об оригинальной и очень удобной рулевой колонке устройства, имеющей разворот в 160° и отклонение в одну из сторон на 15°. Такое решение дает возможность оператору мотоблока двигаться сбоку, а не идти за рабочим органом.

Мотор и расход бензина

В отличие от будущих продуктов завода на МТЗ-05 устанавливался карбюраторный четырехтактный одноцилиндровый мотор отечественного производства «УД-15», обладающий воздушным охлаждением и с довольно простой конструкцией.

Основным преимуществом этого бензинового двигателя была распространенность необходимых запасных деталей, которые легко можно было достать в случае каких-либо неисправностей.

После чего поломка устранялась заменой вышедших из строя элементов движка и можно было продолжать работу.

Запускался двигатель посредством педали кик-стартера, который на карете располагается справа. В нижней части силовой установки располагается откидная стояночная опора, а справа – выхлопная труба.

В основе агрегата лежит мотор «МЕМ3-966», устанавливаемый на запорожцы, существенный недостаток которого заключался в плохом запуске.

Назначение

МТЗ-05 предназначен для сельскохозяйственных работ на небольших участках и вполне способен заменить небольшой трактор. Помимо полей с помощью этой техники можно обрабатывать приусадебные участки, облагораживать сады, парки и пришкольную территорию.

Благодаря маневренности и малым габаритам устройство отлично подходит для работ в теплицах. Специальные крепления, которые расположены на мотоблоке, позволяют работать с целым рядом навесного оборудование, что превращает его в многофункциональную машину.

С помощью МТЗ 5 л.с. можно:

  1. рыхлить и культивировать почву;
  2. обрабатывать междурядье;
  3. вспахивать легкий грунт;
  4. производить посев;
  5. выкапывать корнеплоды;

Кроме этого «Беларус 5» дает возможность скашивать высокие травы и мелкую поросль.

Благодаря прочности конструкции и большим зубчатым колесам МТЗ 05 без проблем перемещает прицепы весом до 0,6 т.

При оснащении местом для оператора мотоблок становится полноценным транспортным средством, развивающим неплохую скорость на ровной местности. Беларусь МТЗ 05 также может использоваться как стационарный двигатель. В таком случае используется вал отбора мощности.

Об истории мотоблока «мтз-05»

В 1978 году на минском тракторном заводе были запущены в серию пять новинок из разряда малой сельхозтехники: четырёхколёсный 12-сильный мини-трактор «МТЗ-082» и двухколёсные мотоблоки мощностью в 5, 6, 8 и 12 л.с. Самым массовым из них стал «МТЗ-05».

Наряду с Минском, мотоблоки данной марки в конце 80-х —начале 90-х годов выпускались также и на Сморгонском агрегатном заводе (г.Сморгонь Гродненской области). За годы производства было сделано десятки тысяч мотоблоков «МТЗ-05», которые нашли своих покупателей не только в Советском Союзе, но и многих других странах (в основном, бывшего социалистического лагеря).

Обзор мотоблока мтз беларус 05

Мотоблок МТЗ-05 относится к классу малой сельскохозяйственной техники и был первым устройством такого класса, выпущенным с Минского Тракторного Завода. Он является достаточно многофункциональным. С его помощью могут проводиться:

  • Вспашка легких грунтов;
  • Боронование почвы;
  • Сезонное окучивание овощных культур (корнеплодов);
  • Кошение травы.

Эти операции доступны при использовании специального навесного оборудования, в частности:

  • Плуга ПЛ-1;
  • Культиватора КР-70;
  • Бороны БН-50;
  • Окучника КО-2;
  • Косилки КН-1.

Кроме применения специального навесного оборудования к нему можно подключать также полуприцеп, преобразующий его в средство для перевозки. При этом его масса не должна превышать 500 кг. По своим параметрам подходит, к примеру, ПХ-0,5.

Особенности

Благодаря высокому дорожному просвету (около 300 мм) белорусский мотоблок МТЗ 05 уверенно себя ведет на пашне, и легко справляется с неровностями. Небольшие габариты и оригинальная конструкция позволяют развернуть машину на «пятачке» в 1 м.

Из особенностей МТЗ5 можно выделить:

  • оригинальную рулевую колонку. Она может поворачиваться по горизонтали относительно продольной оси устройства на 160°. Этот фактор дает возможность оператору во время работы или заднего хода находиться сбоку от мотоблока. Для удобства управления рулевая колонка может перемещаться вверх-вниз на угол до 15°.
  • изменяемую колею. Ширина колеи может меняться с помощью перестановки колес, при этом она варьируется в пределах 425, 600 или 700 мм.

К особенностям мотоблока МТЗ 05 можно отнести фрикционный дифференциал. Узел позволяет осуществлять межосевую блокировку колес. При этом обеспечивается оптимальное распределение мощности, снимаемой с главного вала, между каждым колесом в зависимости от испытываемого давления.

Во время поворота МТЗ-5 дифференциал останавливает одно из колес и ускоряет вращение другого. Благодаря этому сравнительно тяжелая техника обретает высокую маневренность и легко управляется.

Беларусь МТЗ 05 оснащен пятилитровым топливным баком, который обеспечивает длительную работу без дозаправки. Средний расход горючего – около 2-х литров. При повышенных нагрузках или транспортировке груза с большой массой этот показатель доходит до 3 л.

Регулировка карбюратора

Если мотоблок не поддерживает набранные обороты, то это свидетельствует о необходимости произведения манипуляций по регулированию. Обычно, регулировку проводят перед работами в начале сезона.

После длительного простоя техника нуждается в тщательном обслуживании, а также после того, как агрегат использовался на максимальной мощности продолжительное время.

Предварительно прогрейте мотор и приступайте к регулировке карбюратора:

  • Полностью вкрутить винты малого и максимального газа, а потом ослабить на полтора оборота.
  • Запустить двигатель и оставить на 10 минут.
  • Установить рычаг контроля силовой установки на минимальное деление. Следить, чтобы мотор не заглох.
  • На холостом ходу отрегулировать работу с помощью винта дроссельной заслонки.
  • Проконтролировать затягивание винта, где при чрезмерном усилии смесь обогащается, а при ослаблении увеличивается количество воздуха.

Винт малого газа позволяет отрегулировать максимальные обороты на холостом ходу. Точно также регулируйте и на малых оборотах. Применение различных вариантов, позволяет определить угол при котором заслонка закрыта.

Рычаг перевести в положение «газ». Проследить за работой двигателя, если также нестабильна, то регулировать винт до идеального состояния. Но важно знать, что больше количество оборотов не должно превышать 2,5.

Технические характеристики мотоблока мтз беларус 08н / 09н

Марка двигателяGX270 GX270 (Хонда, Япония), Мицубиси (Япония), Кипор (Китай)
Масса мотоблока в состоянии отгрузки с завода (заправлен маслом, укомплектован основным рабочим оборудованием, без ЗИП), кг176
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс)1,0 (100)
Число передач, переднего хода/заднего хода4/2
Скорости движения, км/ч, переднего хода/заднего хода2,6-11,4/3,0-5,35
Дорожный просвет, мм295±5
Колея мотоблока, мм450±30, 600±30,700±30
Габаритные размеры, мм1780 х 846 х 1070
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг650
Радиус поворота при колее 450 мм,м, не более1
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа,кг50
Номинальная мощность, кВт (л.с.)6,6 (9)-для 09Н
Частота вращения коленчатого вала об/мин3600
Удельный расход топлива, г/квт.ч319
Заправочные емкости, л:
масленный картер
бак топливный
маслянная ванна трансмиссии
1.1
6
3.5
ТопливоА-92 ТУ 38.001.165
Пределы температур, при которых может эксплуатироваться мотоблок,°Сот минус 20 до плюс 30

Сочетание профессиональной трансмиссии и профессионального двигателя honda выглядит сбалансировано по сравнению с той же Невой.

Технические характеристики мотоблока мтз-05

Мотоблок МТЗ-05 ценят за его высокую ремонтопригодность, но и его характеристики тоже весьма неплохи. Его габариты составляют 1800х850х1070 мм. При этом его ширина может настраиваться, в результате чего колея будет составлять 425, 600, 700 мм. Это позволяет его подстраивать под работу с разными культурами.

Дорожный просвет составляет 300 мм, а радиус поворота составляет 1 метр. Это обеспечивает технике достаточную эффективность при преодолении небольших препятствий, а также приемлемую маневренность. Помогает в этом рулевая колонка с разворотом на 160 градусов. Ее также можно отклонить в любую сторону на 15 градусов и управлять МТЗ Беларус 05 находясь сбоку от него.

Скорость работы регулируется трансмиссией с 4 основными передачами и 2 реверсивными. Максимальная достижимая скорость составляет 9,6 км/ч, при этом для работы оптимальной будет скорость 2,15 км/ч.

Вес мотоблока МТЗ-05 составляет 135 кг, что намного больше, чем у современных аналогов.

Устройство

Беларус 05 отличается оригинальностью конструкции. Он полностью лишен рамы, что позволило существенно снизить массу устройства. Сама техника представлена как одноосное, двухколесное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Из основных узлов следует выделить двигатель, трансмиссию и ходовую часть.

Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками, имеющими спиральные зубья. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него крутящий момент передается на колеса при помощи одноступенчатых редукторов.

Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом.

Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса.

Отзывы о мотоблоке беларус 05

Несмотря на то, что производство мотоблока Беларус 05 завершилось давно, отзывы о технике преимущественно положительные. Собственники машины довольны выбранной моделью, которая справляется практически со всеми задачами. Минский тракторный завод продолжает совершенствовать конструкцию мотоблока, но многие сторонники данного бренда остаются верны старым моделям.

Беларус 05 практически не создает проблем и отличается надежностью. Собственники модели и сейчас используют ее с минимум остановок на ремонт и обслуживание.

При этом и отрицательных качеств у техники немало.

С японскими и итальянскими продуктами модели МТЗ Беларус 05 конкурировать довольно тяжело. При практически одинаковой стоимости белорусская техника уступает аналогам по ряду показателей. Мотоблок имеет крайне неудачное расположение регулятора газа (на правой ручке), что создает дополнительные неудобства при работе. С этой проблемой китайские производители справились довольно давно.

Держать в руках технику без дополнительного баланса довольно тяжело. С прицепом Беларус 05 чувствует себя довольно уверенно и легко перемещает даже внушительные грузы.

Двигатель отличается повышенной прочностью и теплый заводится с полуоборота. Владельцы мотоблока не испытывают проблем и с запуском холодного мотора. Иногда возникают трудности с регулировкой зажигания.

Собственникам приходится настраивать и дополнительное оборудование. Так, плуг периодически зарывается в землю или выскальзывает на поверхность при неверных параметрах. При культивации, бороновании и пахоте владельцы рекомендуют крепить к дискам колес балластные грузы, чтобы исключить пробуксовку.

Еще одним минусом модели является высокая стоимость и низкий уровень сервиса. Даже устаревшая модификация МТЗ Беларус 05 на российском рынке стоит совсем недешево и по данному показателю превосходит некоторые новые китайские мотоблоки.

Мотоблок «мтз-05»: отзывы владельцев

Мотоблок «МТЗ-05» – это, в прямом смысле слова, «классика жанра», модель, которая на протяжении десятилетий занимала лидирующие позиции на отечественном рынке мини-сельхозтехники. Разумеется, в XXI веке он встречается на полях и приусадебных участках гораздо реже.

Тем не менее, во многих сельскохозяйственных регионах Росии и бывших республик Союза мотоблоки «МТЗ-05» продолжают исправно трудиться. Ведь с ликвидацией колхозов и совхозов значение мини-сельхозтехники на селе и её применение значительно выросло.

Владельцы мотоблоков «МТЗ-05», в абсолютном большинстве своём отзываются о данной сельхозмашине только положительно. По их словам, мотоблок на все сто процентов справляется со всеми задачами; работает стабильно и безотказно, как автомат Калашникова. Хлопот своему хозяину практически не доставляет: техническое обслуживание минимальное («раз в год выкрутил свечу, очистил её от нагара», и т.п.), конструкция простая, ремонтопригодность отличная.

Многие сельские умельцы «приноровились» до такой степени, что усовершенствовали конструкцию мотоблока по-своему: прицепив к нему сиденье от трактора на мотоциклетных колёсах. И превратив тем самым «пешеходный» трактор в «комфортно-сидячий». (Как вариант: автомобильное кресло на автоколёсах).

Из недостатков в эксплуатации отмечается недостаточная чёткость переключения передач («поставил мотоблок на «нейтралку», заглушил двигатель, а когда завёл, мотоблок вдруг «ожил» и поехал»). Ещё: для отключения блокировки дифференциала требуется приложить очень серьёзные физические усилия, а эту операцию надо совершать при каждом повороте.

Отзывы владельцев

altТемра:

«На своем МТЗ-05 я перевез огромное количество всего. Начиная от мусора и заканчивая бревнами по 3,5 метра на строительство бани. Грузил чуть больше 0,5 куба сырого леса. Насчет проходимости он как вездеход, учитывая его вес, но правда зимой дело обстоит похуже.

Двигатель УД-15 легче, так что придется больше грузить на перед, чтобы хоть как-то прижать сам мотоблок к земле. Скорость у него небольшая. У моего 6-7 км/ч за счет больших колес. Сейчас активно работаю со следующими навесками: плуг, борона, окучник и фреза, ну и само собой разумеется — телега.»

altНиколай:

«Ну вот, наконец-то состоялось мое знакомство с данной техникой. Вывез из огорода всю траву, хорошо дни теплые и сухие стоят. Впечатления в принципе положительные. Заезжал на нем в огород, идет, не проваливается. Очень спасает блокировка колес.

Прицеп сильно не перегружал, чтобы вылезти из огорода. Возил часа три, огород-то 30 соток, лето дождливое, травы много. Бензина ушло литра 2,5. Заливал 5л, почти половина бака осталось. Не обошлось и без первых поломок — заменил свечу, поставил А11, стояла А20, порвался тросик сцепления, закрепил болтом с гайкой.

Насчет скорости, на 4 передаче своих 10 км/час мотоблок берет. Скорости включаются нормально, только привыкнуть надо. Вот уже одна проблема решена. Исходя из первых впечатлений, думаю мотоблок своих денег стоит, даже если ему и 20 лет. У нас в деревне самоделки бегают, так у них редуктора есть 60-х годов, им сноса нет»

Мотоблоки мтз 05 беларус: характеристики, отзывы, цены, инструкция, фото-видео

Мотоблок мтз 05

В 1978 году с конвейера Минского тракторного завода сошел один из первых на то время отечественных мотоблоков Беларусь МТЗ 05. Этот агрегат стал альтернативой мини-трактора и предназначался для работ на сельскохозяйственных участках с небольшой площадью.

Мотоблок отличался надежностью, простотой конструкции, дешевизной обслуживания. Параллельно с белорусским заводом МТЗ Беларус 05 производился на Сморгонском агрегатном (г. Гродно). Модель оказалась настолько удачной и востребованной, что выпуск этой техники не прекращался до 1992 года, пока ее не заменил более экономичный и совершенный Беларус МТЗ-09Н.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector