Мотоблок с валом отбора мощности (ВОМ) или с ремнем? Какой выбрать? Все плюсы и минусы!

Мотоблок с валом отбора мощности (ВОМ) или с ремнем? Какой выбрать? Все плюсы и минусы! Мотоблоки

Что такое вом на мотоблоке

Для начала нужно понять, что такое вал отбора мощности на мотоблоке. Прежде всего, это устройство, предназначенное для приведения в движение рабочих частей навесного или прицепного оборудования, используемого вместе с мотоблоком. ВОМ позволяет передавать обороты вала коробки передач на приводной механизм агрегата и расширять функционал основного механизма.

В простом агрегате крутящий момент на активные навесные приспособления передается с помощью ременной передачи. В мотоблоке с ВОМ движущий механизм навесного оборудования соединен с коробкой передач с помощью шлицевого вала. Это повышает надежность работы и долговечность в эксплуатации как основного агрегата, так и приспособлений к нему.

Вал отбора мощности — это… что такое вал отбора мощности?

  • вал отбора мощности — механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или стационарных орудий. * * * ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ, механизм, передающий часть …   Энциклопедический словарь
  • Вал отбора мощности — …   Википедия
  • вал отбора мощности — (ВОМ), механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных прицепных, навесных или стационарных машин. Крутящий момент валу отбора мощности передаёт… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
  • ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ — (ВОМ) , механизм, передающий часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля для приведения в действие рабочих органов с. х. прицепных, навесных или стационарных машин. Крутящий момент валу отбора мощности передаёт первичный или… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
  • Вал отбора мощности — (ВОМ)         механизм силовой передачи, при помощи которого часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси, автомобиля специального назначения и др. используется для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или… …   Большая советская энциклопедия
  • ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ — механизм силовой передачи, при помощи к рого часть мощности двигателя трактора, самоходного шасси и др. машин передаётся для приведения в действие рабочих органов прицепных, навесных или стационарных орудий …   Большой энциклопедический политехнический словарь
  • потребление энергии через вал отбора мощности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power takeoff consumption …   Справочник технического переводчика
  • расход энергии через вал отбора мощности — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN power takeoff consumption …   Справочник технического переводчика
  • Коленчатый вал — Кривошип (красный), поршни (серые) в цилиндрах (синие) и маховик (чёрный) Коленчатый вал  деталь (или узел деталей в случае составного вала) сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их… …   Википедия
  • ВОМ — вал отбора мощности Всесоюзное общество мотоциклистов …   Словарь сокращений русского языка
Про мотоблоки:  Мотоблоки с (ВОМ) валом отбора мощности и дифференциалом

Forte 105

Позиционируется как многофункциональный агрегат для исполнения агротехнических операций на участках общей площадью до 1,5 гектара. Используется для культивации, уборки корнеплодов, посева семян и многих других задач. Мотоблок способен выдерживать высокие нагрузки на протяжении длительного времени.

Подходит практически для любого грунта, будь то чернозём или целина.

Некоторые технические данные:

  • средний вес агрегата – 105 кг;
  • мощность – 7 л. с.;
  • обрабатываемая ширина – 105 см;
  • глубина обработки – 35 см;
  • развиваемая скорость – 8 км/ч;
  • погрузочный вес – 350 кг.

Profi 1900

Мотоблоки были специально разработаны германскими производителями для проведения операций сельскохозяйственного назначения на участках с тяжёлым грунтом и плохой проходимостью. Благодаря своей мощности в 14 лошадиных сил эта машина способна обеспечить лёгкие условия труда там, где с обычным мотоблоком надо прикладывать значительные усилия. Для работы в вечернее время эти модели оснащаются передней фарой.

Прилагаемые характеристики:

  • масса мотоблока – 178 кг;
  • мощность – 14 л. с. (в некоторых моделях до 18 л. с.);
  • захватываемая ширина обработки – 80-100 см;
  • глубина вспашки – 15-30 см.

Кроме того, мотоблок оснащён механизмом холодного запуска и системой гашения вибрации.

Китайские сельхозмашины в основном отличаются от других марок низкой ценой. Хорошо, если снижение стоимости достигается путём увеличения количества продукции. Но иногда производители из этой страны удешевляют товар путём установки некачественных узлов.

При выборе мотоблока из Китая следует тщательно ознакомиться с отзывами как о фирме, так и о самом устройстве.

https://www.youtube.com/watch?v=rYL3dg-8Vks

Так или иначе, стоит рассмотреть самые популярные модели.

Weima wm1100be

Мотоблок, исполненный по западным образцам, относится к агрегатам тяжёлого класса. Мощный двигатель способен сполна обеспечить качественную функциональность и выполнение всех поставленных задач. Наличие вала отбора мощности позволяет функционировать агрегату с орудиями различного предназначения на протяжении всего года. На этой модификации установлен электростартер, что позволяет облегчить запуск в сильные холода.

Характеристики:

  • мощность агрегата – 9 л. с.;
  • масса – 140 кг;
  • обрабатываемая глубина – 30 см;
  • ширина захвата – 80-130 см;
  • грузоподъёмность – 300 кг;
  • развиваемая скорость – 11 км/час.

Благодаря тому, что все перечисленные машины оснащены валом отбора мощности, перечень их функций довольно обширен. Поэтому такие агрегаты считаются незаменимыми помощниками на даче или приусадебном участке.

О том, как сделать вал отбора мощности, узнаете в следующем видео.

Агат хмд-6,5

Модель оборудована дизельным 6,5-сильным мотором японского производства и прекрасно адаптирована под суровые условия эксплуатации. Она экономно расходует топливо (до 1,2 л/час) и демонстрирует высокую производительность. Данный мотоблок оснащён глушителем улучшенной конструкции, обеспечивающим низкий уровень вибрации и шума, большими пневматическими колёсами, позволяющие ему легко продвигаться по полю. Его ширина обработки достигает 90 см, а глубина вспашки равна 25 см. Вес агрегата 85 кг, стоимость 25600-29300 рублей.

Беларус 09н-01

Является многофункциональным агрегатом, предназначенным для работы на разных типах почв площадью до 5 га. Мотоблок может осуществлять множество работ: это и вспашка, и боронование, и культивация почвы, и междурядная обработка посадок корнеплодов. Отличается высокой надежностью и неприхотливостью к условиям эксплуатации.

Характеристики:

  • мотоблок тяжелого класса;
  • двигатель бензиновый 4-тактный Honda GX270, 270 см³, 9,38 л.с.;
  • ширина обработки — 45-70 см;
  • число скоростей — 4/2;
  • вес — 176 кг;
  • реверс;
  • пневматические колеса;
  • макс. скорость — 11 км/ч вперед, 5 км/ч назад;
  • дисковое сцепление;
  • шестеренчатый привод (редуктор).

Боковой вом

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Валы отбора мощности

Схема буксирного устройства съемного типа (ТСУ-3) представлена на рис. 14.28.

Тяговый крюк 8, зев которого запирается обычно автоматически после попадания в него сцепного кольца, имеет на своем стержне предварительно сжатую пружину (или резиновую втулку) 6, установленную между двумя свободно сидящими опорными шайбами 4, опирающимися периферийной частью о торцовые поверхности направляющего стакана 5 и соединенного с ним кронштейна 2. Одновременно шайбы 4 центральной частью опираются об опоры 7, закрепленные на стержне крюка 8.

Амортизация ударов в буксирном устройстве обеспечивается за счет сжатия пружины 6 как при резком трогании, так и при интенсивном торможении трактора.

С целью упрощения процесса сцепления буксирное устройство обычно оснащают направляющим ловителем сцепной петли.

По высоте от опорного основания положение буксирного устройства должно позволять осуществлять привод через ВОМ трактора рабочих органов подсоединенных машин (активной ходовой системы прицепов, транспортеров и барабанов разбрасывателей навоза и удобрений и т.д.). С этой целью предусматривается возможность перестановки буксирного устройства из нижнего положения, показанного на рисунке, в верхнее путем его переворота относительно горизонтальной оси на 180о с соответствующим поворотом вокруг своей оси крюка.

Кронштейн 2 крепится к остову 1 трактора через отверстия с фиксирующими пальцами 3.

Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором.

ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.

) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.

  • В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего (обычно у самоходных шасси) и бокового расположений.
  • Заднее расположение ВОМ строго регламентировано в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также по расстоянию от оси подвеса механизма навески.
  • К механизмам отбора мощности и, в том числе, к ВОМ предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать:
  • — число ВОМ, их расположение, режимы вращения и количество скоростей должны полностью обеспечивать требования всего комплекса агрегатируемых с трактором приводных (получающих мощность через ВОМ) машин;

Валы отбора мощности, приводной шкив и прицепное устройство

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения ВОМ может быть задний, боковой и передний. Наиболее распространены задние ВОМ — их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М.

Универсальные тракторы (МТЗ-80, Т-40М и др.), кроме заднего, оборудованы боковым ВОМ. Все агрегатируемые с самоходным шасси Т-16М машины размещают на специальной раме впереди двигателя, поэтому здесь применяют передний ВОМ.

Рисунок. Валы отбора мощности: а — положение на тракторе; б — вид сзади; 1 — боковой ВОМ; 2 — задний ВОМ.

По характеру привода различают зависимый, независимый и синхронный ВОМ. Если ВОМ приводится во вращение от одного из валов трансмиссии, то его работа зависит от включения и выключения муфты сцепления трактора: при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращается вращение ВОМ.

Привод ВОМ такого типа называется зависимым. Независимый ВОМ получает вращение от специального вала, соединенного с двигателем через отдельную муфту сцепления или двухпоточную муфту, а иногда через планетарный механизм, что позволяет выключать ВОМ независимо от выключения главного сцепления трактора.

Синхронный ВОМ приводится во вращение от вала, соединенного постоянной передачей с вторичным валом коробки передач. Поэтому частота его вращения изменяется с переменой передачи, но остается постоянной на 1 м пути (3,5 мин-1). Такой ВОМ необходим при посеве, работе с разбрасывателями удобрений и т. д.

По скоростному режиму различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ с постоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

У синхронных ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и 1000 мин-1.

Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотой вращения 540 мин-1, а тракторы К-700 и К-701 — с частотой вращения 1000 мин-1.

Приводной шкив предназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарных работах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различные машины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.).

У одних тракторов шкивы расположены сзади, у других — сбоку, но в любом случае шкив размещен в трансмиссии после сцепления.

Шкив трактора МТЗ-80 приводится в действие от заднего ВОМ. Приводной шкив трактора ЛТЗ-55А может быть установлен как на корпусе приставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовике бокового ВОМ.

Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и тележек (прицепов).

Оно состоит из скобы (поперечины), закрепленной в кронштейнах остова трактора, и серьги, присоединенной к скобе пальцами. Устройство размещают сзади трактора.

Оно позволяет регулировать точку присоединения машин и тележек к трактору в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте.

У трактора МТЗ-80 и его модификаций поперечина 1, к которой двумя пальцами присоединена серьга 4, укреплена на концах нижних тяг навесного устройства.

К серьге с помощью шкворня присоединяют прицепные машины, работающие в полевых условиях на скорости до 15 км/ч.

Для изменения положения серьги в горизонтальной плоскости на поперечине справа и слева от продольной оси трактора выполнены отверстия.

Рисунок. Прицепное устройство тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82: 1 — поперечина; 2 — палец; 3 — шкворень; 4 — серьга; 5 — нижняя тяга; 6 — чека; 7 — палец

Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навесной системы.

Кроме того, тракторы могут быть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы с самосвальными полуприцепами или прицепными поездами.

Видео в работе

О мотоблоках с валом отбора мощности написано много статей, созданы видео материалы, а на тематических форумах есть отзывы от реальных пользователей. Эта информация будет несомненно полезной всем, кто хочет больше узнать о конкретном мотоблоке. К тому же она облегчит выбор и поможет сориентировать на правильную покупку.

Как работает устройство с ВОМом можно посмотреть здесь:

1) с косилкой;

2) с почвофрезой;

3) со снегоуборщиком;

Виды и отличия валов отбора мощности


Сегодня производители сельскохозяйственной техники оборудуют мотоблоки ВОМ четырех основных типов. К ним относятся:

    • зависимые ВОМ – механизмы этого типа осуществляют вращение одновременно с муфтой сцепления. При отключении муфты происходит одновременная остановка вала отбора мощности. Для управления механизмами такого типа на мотоблоках используются рычаги, которые монтируется возле рулевого колеса машины. Как только рычаг опускается оператором, происходит включения вала, а при поднятии рычага вал отключается. При попадании внутрь ВОМ мусора или земли, мотоблок обязательно следует остановить, не отключая предустановленный привод отбора. Подождав несколько минут для достижения мотоблоком нормального уровня нагрузки, можно продолжить эксплуатацию техники;
  • независимые ВОМ – для использования механизмов этого типа не нужно подключать их к муфте мотоблоков. Благодаря этому при работе происходит равномерная нагрузка на привод, и оператор может пользоваться всеми дополнительными механизмами мотоблока, не запуская для этого его двигатель;
  • синхронные ВОМ – эти механизмы начинают вращаться вместе с имеющимися ведущими колесами используемого мотоблока. В связи с этой особенностью такие валы отбора мощности исправно функционируют только при постоянно поддерживаемой скорости вращения колес;
  • асинхронные ВОМ – скорость механизмов этого типа не зависит от скорости вращения имеющихся в мотоблоке колес. Валы отбора мощности этого типа нашли применение при подключении и использовании оборудования, осуществляющего перекачку воды, уборку сена, опрыскивание огорода от вредителей.

В связи с индивидуальными особенностями, каждый из перечисленных видов валов отбора мощности нашел свое применения в тех, или иных целях. Они используется для подключения и стабильной эксплуатации борон, косилок, сеялок и других, полезных в хозяйстве приспособлений.

Виды мотоблоков с вом и их особенности

Относительно используемого топлива, существуют дизельные и бензиновые мотоблоки с ВОМ:

Дизельные:

  • отличаются высокой степенью проходимости;
  • имеют большую мощность;
  • долгосрочны в эксплуатации;
  • отменно справятся с трудоемкими и сложными работами.

Наиболее распространенными моделями данного вида есть китайский мотоблок с валом отбора мощности ZUBR и итальянский Grillo.

Бензиновые:

  • эффективны при использовании на небольших участках;
  • экономно используют топливо;
  • имеют воздушное охлаждение;
  • уступают в цене дизельным моделям.

Среди бензиновых моделей наибольшей популярностью пользуются российские мотоблоки с валом отбора мощности УГРА и Мобил К.

Разные модели мотоблоков могут отличаться такими особенностями, как:

  • наличие или отсутствие дифференциала;
  • шириной и глубиной культивации;
  • массой;
  • количеством скоростей;
  • комплектацией;
  • количеством ВОМ.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности.

В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Возможные неисправности

Возможные поломки, ремонт и неисправности:

  1. Заклинивание рукоятки вала на машинах: включение требует от водителя больших усилий. В этом случае рекомендуется осмотреть стакан пружины или муфту кулачкового типа на наличие повреждений и износ деталей.
  2. Нарастающий посторонний шум во время увеличения показателей крутящего момента. Такая неисправность может быть связана с износом шлицов ВОМа и элементов редукторного механизма планетарного типа. Также стоит осмотреть манжеты на эластичность и наличие повреждений.
  3. Вал работает нестабильно, рывками. Поломка может быть связана со шлицевыми соединениями механизма. Либо шестерня перемещается слишком свободно по основанию, т.к. у нее источились зубья. Необходимо отсоединить задний мост от кулачковой муфты. Сделать осмотр на ширину зазоров. Если зазор слишком большой, то рекомендуется заменить вал.
  4. Двигатель работает не на полную мощность. Следует заменить и отрегулировать ленточные тормоза.
  5. Хвостовая часть вала перемещается слишком свободно. В этом случае рекомендуется затянуть ослабленные гайки. Может потребоваться замена резьбы.

Следы смазки на крышке вала могут быть признаком износившихся манжет или прокладок механизма. Нужно снять ВОМ и заменить поврежденные элементы системы.

Дополнительные функции

Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:

  1. Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
  2. Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.

При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.

Задний вом

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Зачем необходим дифференциал

Большинство дачников предпочитает приобретать дачную технику с дифференциалом, а новички не совсем понимают, чем такой мотоблок отличается от обычного. Если говорить более простым и непрофессиональным языком, то дифференциалом принято называть блокирующий поворотный удлинитель.

Основная функция, которую выполняет описываемый компонент конструкции мотоблока – снижение радиуса при развороте техники. Соответственно появляется возможность сделать больше колесную базу, увеличить ширину вспашки. Техника не опрокидывается на поворотах, при этом она демонстрирует удивительную маневренность.

В момент использования дифференциала блокируется одно колесо, то есть колеса начинают действовать независимо друг от друга, в результате чего разворот получается более простым (разворот на месте).

Такая техника отлично подходит тем, кто не хочет или не может прикладывать дополнительные усилия для смены направления движения мотоблока. Навесное оборудование, как и его отсутствие в конструкции, никак не влияет на описываемую способность.

Есть и другое преимущество у дифференциала, если использовать фиксирующий болт и переставить его из отверстия во втулке в цилиндрическое углубление. В этом случае элемент может играть роль удлинителя, который позволяет увеличить колесную базу у техники.

Установка дифференциала производится на входной вал, который должен быть круглым с диаметром в 30 миллиметров.

Как выбрать мотоблок?

Перед приобретением агрегата необходимо ориентироваться на тот комплекс операций, который должен будет выполнять мотоблок. Не стоит покупать самые дорогие модификации агрегатов, имеющие в своём арсенале полный набор функций. Не всякая модель сможет справиться с поставленной задачей.

К примеру, на больших участках, имеющих плотный состав почвы, оптимальным вариантом станет покупка тяжёлого агрегата, тогда как на небольшой даче достаточно будет мотоблока лёгкого класса.

А также при выборе необходимо определиться и с видом горючего, на котором будет работать сельхозмашина. Агрегаты с бензиновым двигателем работают тише, имеют малый вес, удобны в обслуживании. Дизельные мотоблоки более шумные, но берут вверх своей высокой мощностью. Минусом дизеля считается его высокая цена.

Необходимо учитывать, что дополнительное навесное оборудование часто может быть представлено другим производителем. В этом случае для подключения орудия к приобретенному мотоблоку потребуется переходник. Это может привести к неисправности агрегата или проблем в выполнении работы.

На рынке сегодня ассортимент мотоблоков довольно разнообразен. Большим спросом пользуются модели таких компаний, как Husqvarna, Profi, Hyundai. В нашей стране и ближнем зарубежье представлены такие машины, как «Беларус», «Нева», «Салют-100». Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и китайские фирмы Forte, Wiema, ведь их продукция тоже довольно востребована.

Если сравнить зарубежные модели с отечественными аналогами, то можно увидеть, что не всегда их стоимость оправдана надёжностью и удобством в эксплуатации. К тому же для импортных моделей потребуются дорогостоящие расходные материалы и наличие опытных специалистов для проведения техобслуживания. И то и другое бывает найти очень затруднительно.

Отечественные фирмы ориентированы на простоту в использовании, невысокую стоимость. Решающим фактором является возможность ремонта мотоблока собственными силами.

Нева мб-2б-6.5 pro

Данный мотоблок отличает массивная рама, являющаяся особенностью профессиональной техники, и многофункциональность. Для него имеется множество приводимых в движение через вал отбора мощности активных навесных и простых прицепных агрегатов. С его помощью можно косить траву, заготавливать сено, сажать и выкапывать картофель, производить обработку почвы фрезами или плугом. Зимой мотоблок можно использовать в качестве снегоуборщика, снабженного отвалом или роторным снегоочистителем.

Характеристики:

  • мотоблок среднего класса;
  • двигатель бензиновый 4-тактный Briggs and Stratton, рабочий объем — 205 см³, мощность — 6,53 л.с.;
  • ширина обработки — 86-127 см;
  • коробка передач механическая, 4 скорости вперед, 2 назад;
  • вес — 98 кг;
  • реверс;
  • пневматические колеса.

Нева мб-компакт с-6,0

Мотоблок этой модели считается настоящей находкой для приверженцев профессиональной техники. Агрегат обладает большой функциональностью, несмотря на свои компактные размеры. К ВОМ можно подключить практически весь ассортимент навесных орудий начиная от плуга и заканчивая снегоуборочным ротором.

Благодаря конструкции редуктора, показывающего мощные тяговые характеристики, мотоблок способен, используя пониженную передачу, производить вспашку очень жёсткой почвы. Помимо этого, мотоблок можно использовать для перевозки грузов массой до 500 кг.

Технические характеристики производитель указывает следующие:

  • масса – 70 кг;
  • мощность – 6 л. с.;
  • низкий уровень шума;
  • быстрый запуск и безупречная работа в холодную погоду;
  • глубина культивации до 20 см;
  • высокий ресурс двигателя;
  • ширина захвата – 86 см.

Кроме того, некоторые модификации «Невы» могут быть оснащены электростартером.

Неисправности и регулировки вом

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Обзор мотоблоков с валом отбора мощности

В связи со своей универсальностью, мотоблоки с валом отбора мощности пользуются больше популярностью, чем сельскохозяйственные машины, которые не оборудованы этим полезным механизмом. Давайте перечислим лучшие мотоблоки с валом отбора мощности и рассмотрим их основные конструктивные особенности. В числе этих моделей выделяются:

    • Нева МБ-2Б-6,5 Pro – эти довольно мощные мотоблоки оснащены качественным 4-тактным мотором, работающим на бензине. В конструкцию каждой модели также входит механизм, который блокирует дифференциал, тем самым существенно увеличивая маневренность машины в труднодоступных местах. Наличие ВОМ позволяет успешно использовать эти российские мотоблоки в целях глубокой вспашки, боронования, окучивания почвы, а также для посадки и сбора урожая клубневых культур;
    • Беларус 09Н-01 – эти средние по классу мотоблоки комплектуются надежным сцеплением дискового типа, которое, в паре с надежным ВОМ, позволяет активно использовать для регулярной работы с агрегатами широкий спектр имеющегося навесного оборудования. Среди других конструктивных особенностей этих моделей следует выделить мощный мотор и правильно предустановленный центр тяжести;
    • Салют 100-6,5 – профессиональные мотоблоки в этой популярной комплектации обладают низко предустановленным центром тяжести и сравнительно небольшим радиусом поворота. Настройка механизмов и переключение скоростей осуществляется при помощи отдельных рычагов на рукоятках мотоблоков. Основные преимущества мотоблоков в этой весьма популярной модификации заключаются в небольших габаритах, мощном и надежном редукторе, а также многофункциональности;
  • Huter GMC-9,0 – эти мотоблоки с ВОМ и дифференциалом комплектуются реверсивным механизмом, который позволяет им показывать высочайшую маневренность в самых труднодоступных местах. Китайские мотоблоки в этой весьма популярной модификации оборудуются надежными моторами, а вместительные топливные баки на 6 л позволяют эксплуатировать машины без лишних остановок на дозаправку.

Все эти модели зарекомендовали себя в качестве надежных помощников в хозяйстве. Благодаря наличию ВОМ, их можно успешно применять не только на огороде, но и на придомовом участке.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита.

С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности.

Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Ремонт

Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:

  • Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
  • Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
  • Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
  • После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.

Российские

Сравнивая продукцию, импортируемую из развитых индустриальных стран, с аналогичными мотоблоками российского производства, можно заметить, что их стоимость в большинстве случаев не оправдывает повышенную надежность и удобство в использовании. Кроме того, для этих моделей требуется квалифицированное техническое обслуживание и фирменные расходные материалы, что не всегда можно обеспечить.

Российские производители ориентированы на покупателя, который желает получить простоту использования, возможности ремонта и усовершенствования изделия своими руками, приемлемую цену.

Для того чтобы иметь представление об отечественных мотоблоках, стоит рассмотреть характеристики и возможности применения некоторых моделей среднего класса. В обзор включены и белорусские модели.

Салют 100 х-м2

Надежный мотоблок Салют 100 X-M2 с бензиновым двигателем Хонда может быть использован для интенсивной работы на больших дачных участках или в малом фермерском хозяйстве. Возможности этого агрегата заменяют небольшой парк сельскохозяйственной техники.

Большой вес и прочная конструкция хорошо подходят для работы на тяжелых почвах. Мотоблок Салют 100 X-M2 комплектуется долговечным и надежным двигателем японского производителя. Силовая установка Honda имеет моторесурс в 1000 часов, приемлемый уровень вибрации и шума, а также умеренный расход топлива.

Экологические показатели выхлопа соответствуют европейским стандартам. Ременное сцепление отличается плавной работой, трансмиссия приспособлена к длительным нагрузкам и имеет большой КПД. Мотоблок отлично управляется, а пневматические колеса большого диаметра хороши для работы на неровной почве.

Характеристики:

  • мотоблок среднего класса;
  • двигатель бензиновый 4-тактный Honda GC-190, 205 см³, мощность — 6,53 л.с.;
  • ширина обработки — 30-90 см;
  • число скоростей — 4/2;
  • вес — 78 кг;
  • реверс;
  • пневматические колеса.

Салют 100-х-м1

Данное устройство оснащёно 6,5-сильным бензиновым мотором Honda, топливным баком на 3,6 л, шестеренчатой трансмиссией, валом отбора мощности для возможности использования широкого спектра навесного оборудования. Все важные узлы, включая шкив, помещены в пластиковый кожух, который надёжно защищает их от пыли и инородных предметов.

На рукоятке установлен переключатель скоростных режимов (2 вперёд, 1 назад), что создаёт удобство оператору при управлении мотоблоком. Ширина обработки у него регулируемая и может устанавливаться на уровне 30/60/90 см. Вес изделия 78 кг, стоимость около 48000 рублей.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.
Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий