Самодельные тракторы на основе мотоблока
Полноприводные транспортные средства так же, как и тракторы заволжского типа, нужно обязательно узаконивать, т.е. регистрировать в Гостехнадзоре. Для этой цели собственники техники (которая переделана из мотоблока) выдают в инспекцию:
- заявление на регистрацию трактора, который переделан или произведён самостоятельно;
- удостоверение личности с пометкой места проживания;
- оригиналы (можно допустить и копии) чеков на приобретённые узлы и агрегаты, которые использованы для создания трактора.
Мнение эксперта
Зуевский Евгений
Руководитель Школы судовождения ГИМС
Задать вопрос
На базе выданных документов, служба Гостехнадзора осуществляет полный техосмотр трактора и проводит экспертизу на соответствие стандартам государством. После этого оформляется акт, в котором содержится информация о том, отвечает ли переделанная или собранная самостоятельно конструкция нормам, отвечает ли транспорт требованиям экологическим и безопасности: оборудован ли он подходящими приборами сигнала и освещения, достаточно ли устойчивости от опрокидывания, хватает ли тормозных свойств и прочего.
Если все в норме и доказано, что мини-трактор пригоден к использованию, его владельцу будет выдан технический паспорт и знак номера, а после сдачи экзаменов, — удостоверение тракториста с обозначенной категорией.
При наличии на руках разрешающей бумаги, собственник самодельной машины может законно выехать на общую дорогу, в т.ч. и с прицепом, с учетом того, что самоходное транспортное средство не усложнит обстановку на проезжей части и не воспрепятствует машинам.
Двигатель и прицеп
Про такие узлы, как двигатель и прицеп, стоит сказать отдельно. Моторы для мотоблоков существенно различаются. И стоит знать об этих отличиях, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Прицепы же могут устанавливаться даже на мотоблоки средней мощности. Выбирать их следует, ориентируясь на возможности двигателя. Слишком большой прицеп слабый мотор просто не потянет.
Двигатели бывают:
- бытовыми;
- полупрофессиональными;
- профессиональными.
Отличаются узлы по мощности и моторесурсу (предельному сроку службы, который указывается в часах работы). Самые слабые агрегаты оснащаются 2-тактными бензиновыми двигателями. Лучшим вариантом считаются 4-тактные моторы. Существуют дизельные и бензиновые варианты исполнения силового агрегата.
Прицеп к мотоблоку лучше покупать того же производителя. Разумеется, такая возможность имеется далеко не всегда. В этом случае стоит заранее продумать, какие аналоги можно будет использовать вместе с конкретной моделью.
Как выбрать мотоблок
Чтобы не сталкиваться с проблемами на дороге, лучше купить полностью готовый мотоблок. Имея права хотя бы с одной открытой категорией, владелец такой техники может спокойно перемещаться по общим дорогам. Естественно, про ПДД забывать нельзя.
Для не слишком масштабных полевых работ вполне сгодится мотоблок 9 л. с. или чуть более мощный агрегат. Во многих случаях оказывается достаточно и аппарата с двигателем 7 л. с.
При выборе мотоблока в первую очередь следует обращать внимание на:
- редуктор;
- двигатель;
- вал отбора мощностей;
- прицеп.
Особенности конструкции редуктора во многом определяют надежность всего оборудования. От качества этого узла напрямую зависит срок эксплуатации техники. Лучше воздержаться от покупки модели с неразборным редуктором. Хоть такой вариант и обойдется дешевле, но в дальнейшем это может привести к серьезным проблемам.
https://www.youtube.com/watch?v=3mQ2_XnW6VM
Вал отбора мощности расширяет диапазон возможностей агрегата. Так, он позволяет установить на мотоблок активный картофелевыкапыватель, подметатель, измельчитель, сеялку и другое навесное оборудование. Множество моделей не оснащено валом. Это делает технику более дешевой, но менее практичной.
Нужно ли получать водительское удостоверение
Такого требования в КоАПе нет. Но, как это ни парадоксально, удостоверение может потребоваться для того, чтобы засвидетельствовать, что владелец знает ПДД. На слово инспектор может и не поверить. Езда на мотоблоке по дорогам общего пользования формально не запрещена, но и не разрешена.
- Желательно получить водительское удостоверение хотя бы на управление мотоциклом — это автоматически снимет подозрения у инспектора.
- Всегда иметь удостоверение под рукой, передвигаясь по дороге общего пользования.
- Всегда использовать осветительные приборы (либо установить самостоятельно, т.к. согласно все тому же КоАП каждое средство передвижения должно быть оборудовано ходовыми огнями, включенными вне зависимости от времени суток).
- Ездить по дороге на мотоблоке только со светоотражателями, установленными позади прицепа.
- Управлять мотоблоком в специальном светоотражающем жилете. Формально, требования такого нет, но передвигающийся в соответствующем жилете водитель будет более заметен проезжающим мимо автомобилям.
- Ездить на мотоблоке по обочине, чтобы не препятствовать движению транспортных средств.
Выполняя эти несложные рекомендации, можно максимально обезопасить себя от штрафов и неприятного общения с представителями ГИБДД, став полноценным участником дорожного движения.
Отвечая на поставленный вопрос, следует заметить: права получать не обязательно, но лучше это сделать. Их наличие значительно облегчит передвижение на данном виде с/х техники.
Нужны ли права на минитрактор
Тут ситуация аналогична с управлением мотоблоком. Вряд ли на поле среди стеблей кукурузы вы станете участником движения, и строгий инспектор ГИБДД оштрафует за не пристегнутый ремень или отсутствие аптечки. Поэтому, если минитрактор эксплуатируется исключительно в пределах участка, права можно и не получать.
Но даже минутный выезд на трассу на минитракторе в корне меняет ваши права и обязанности. Для законного управления минитрактором в отделении МРЭО нужно получить права тракториста-машиниста. В удостоверении указано 6 категорий прав, категория А — для управления мотосанями и снегоходами, права категории F – для больших тракторов.
Отличие прав на мини-тракторы и мотоблоки
Фермеры, у которых в распоряжении мини-трактор, немного отличающийся в законодательной базе от мотоблоков, задаются вопросом: «Требуются ли документы на мини-трактор, которые разрешают использовать его на дорогах?».
Но, в отличие от небольшой сельхозтехники, права на трактор требуются обязательно. По правилам, водить небольшой трактор на дорогах можно только, пройдя курсы и успешно сдав экзамены.
Человек, который проживает в Российской Федерации и решил купить минитрактор, должен следовать таким правилам:
- заводские агрегаты требуется зарегистрировать;
- обязательно получить удостоверения о праве вождения трактора;
- если трактор самодельный, то перемещаться нельзя по общим дорогам, тем более в зимний период.
Владельцу нужно зарегистрировать ТС в Гостехнадзоре России. Он занимается оформлением такого типа техники.
Важно! После выполнения данной процедуры, выдается разрешение на использование мототрактора, и его ставят на учет. Главное условие постановки – проведение техосмотра.
Правовой статус двигателей
Если ездить на мотоблоке, то могут оштрафовать – так говорят специалисты. Владельцы задаются вопросом, почему, если он не является автомобилем?
Со стороны ГАИ и юристов, — МБ (с прицепом или без прицепа) является сельскохозяйственным транспортным средством, предназначенным для того, чтобы на практике осуществлять обработку почвы. Это означает, что ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования не предусмотрено из-за несоответствия нормам в плане конструкции.
Даже если будут добавлены такие элементы, как фара, номерной знак в устройство МБ, то оно не будет пригодным для езды, т.к. запрещается создавать на территории России самодельные транспортные средства без учета и регистрации в ГИБДД. Поэтому права на блок не требуются, и владелец не может ездить на нем в потоке машин.
Со скольких лет можно ездить на мотоблоке?
Ни в одном руководстве по эксплуатации к мотоблоку не указан минимальный возраст, по которому разрешается вождение сельскохозяйственной машины по дорогам общественного пользования. Если дело касается применения агрегата на придомовой территории или огороде, то тогда вполне достаточно наличия у владельца физических усилий для управления техникой.
В тех случаях, когда на мотоблоке предстоит пересечь определенный участок дороги общественного пользования, то, как уже было сказано ранее, потребуется иметь права с категорией «А» или «А1». Их, в свою очередь, сможет получить только лицо, достигшее совершеннолетнего возраста.
Подведя итоги можно утверждать, что для эксплуатации мотоблока исключительно в пределах своего придомового участка, получать какое-либо права с открытой категорией, необходимости нет. Однако если мотоблок используется не только для обработки огорода, но и для передвижения по дорогам регулярного общественного пользования, то получить права необходимо, в противном случае существует большой риск получения штрафа от сотрудника ГИБДД.