ВОМ МТЗ — это узел транспортного средства, который передает вращательный импульс от силового агрегата к дополнительному оборудованию и другим системам. Вал отбора мощности МТЗ-82 расположен на задней части корпуса техники.

Регулировка ВОМ МТЗ 80 – это обязательная и регулярная процедура. Схема ВОМ обеспечивает навесное оборудование необходимым усилием, которое передаётся непосредственно от силовой установки. По сути, это комбинированное устройство, которое нуждается в регулярном обслуживании. В противном случае трактор теряет свою функциональность и отправляется в ремонт.
В этой статье, мы рассмотрим, какой ВОМ устанавливается на трактор МТЗ-80, принцип его работы, регулировку, ремонт и возможные проблемы. К слову, трактор МТЗ-82, оснащается точно таким же устройством. Поэтому схема обслуживания и ремонта ВОМ у этих двух машин идентична.
Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?
Для качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 одного наличия этих «навесов» мало, а точнее, просто недостаточно. Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.
Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым — синхронным с движением самого трактора, так и независимым — повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.
- Что такое ВОМ?
- Основная регулировка (при ремонте вала)
- Дополнительные установки
- Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
- Регулировка механизма управления задним ВОМ МТЗ-82
- Управление реверс-редуктором МТЗ-82
- Неисправности вала отбора мощности МТЗ-82
- Дополнительная информация
- Задний ВОМ
- Боковой ВОМ
- Состав ВОМ
- Планетарный редуктор
- Эксплуатация
- Вероятные поломки
- При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины.
- Проблемы с кулачковой муфтой
- Посторонние шумы, которые издаёт задний мост
- Хвостовик ВОМ свободно перемещается
- При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.
- Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием
- При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум
- Возможные неполадки
- Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
- Заключение
- Регулировка вала отбора мощности
- Нюансы регулировки
- Передний вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
- Устройство и работа переднего вала отбора мощности МТЗ-1221
- Управление передним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ 1221
- Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
- Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
- Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
- Цены на запчасти и ремонт
- Неисправности и регулировки ВОМ
- Принцип действия ВОМ двух вариантов
- Регулировка при ремонте вала
- Подготовительная (внешняя) регулировка
- Возможные неисправности
- Схема вала отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82
- Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
- Демонтаж ВОМ
- Как включить ВОМ
- Регулировка ВОМ
- Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
- Внешние регулировки
- Возможные неполадки
- Внешняя регулировка
Что такое ВОМ?
Аббревиатура ВОМ расшифровывается как вал отбора мощности, который устанавливается на трактор МТЗ-80 или аналогичный ему МТЗ-82, для обеспечения привода навесных систем и агрегатов.

По способу установки, ВОМ может быть бокового или заднего типа. Самыми оптимальными являются валы отбора мощности с задним расположением. Именно они устанавливаются на большинство колёсных машин и на трактор МТЗ-80 в частности. По принципу действия ВОМ трактора МТЗ-82 может быть трёх видов:
- Синхронный. По-другому, такой вал называется зависимым. Обороты агрегата напрямую зависят от режима движения техники. Привод на вал отбора мощности идёт напрямую от редуктора КПП. Средняя частота вращения составляет 3,5 оборота/1 метр пути.
- Независимый. Такой механизм соединён непосредственно с двигателем МТЗ-82. Частота его вращения зависит от маховика двигателя, которым оснащён трактор. Кроме того, играет роль включённое или выключенное сцепление. Для МТЗ-80 частота вращения вала составляет 540 или 1000 об/мин.
- Комбинированный. Такой ВОМ, может работать в двух перечисленных выше режимах.
Основная регулировка (при ремонте вала)
При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:
- Установив эксцентриковую ось в крайнее правое положение, зафиксируйте её болтом и пластиной.
- Обязательно повторите действие пункта 1. из подготовительной регулировки.
- Закрутив винты регулировки до 10 Н*м, отпустите их после закручивания на 2 — 2,5 оборота.
- Вкручивая в рычаг болт регулировки до 32 — 35 мм, зафиксируйте его положение контргайкой.
- Из заднего моста и рычага вытащите вспомогательный стержень.
Дополнительные установки
На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:
- Из КПП сливается масло.
- Сборный механизм муфты сцепления отсоединяется.
- С коробки передач снимается левая крышка.
- При необходимости создаётся прорезь для установки ходоуменьшителя.
- С шестерёнки первой передачи и реверса из канавки в шпицевом валу выводится стопорное кольцо, освобождая пространство для перемещения шестерёнки в направлении оси.
- На левый люк КПП ставится ходоуменьшитель и затягивается семью крепёжными болтами. Под шляпки болтов устанавливаются шайбы (лучше медные).
- Производится точная обратная сборка и заливается масло в КПП.
Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.
Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.
Задний вал отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-1221 имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Рис. 1. Планетарный редуктор заднего ВОМ
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности, внутренний вал КПП (18), муфту переключения привода (27) (рис. 1) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора. Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-1221 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24). Солнечная шестерня (24) посредством шлицов связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения.
Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики вала отбора мощности (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21 шлиц (1000 об/мин). На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена. В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20) ВОМ. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик (10).
Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
На тракторе установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 2), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 1) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 2).
Рис. 2. Управление задним ВОМ МТЗ-1221
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
Напорный маслопровод (З) связывает кран (2) с краном управления ПВМ (передний ведущий мост). Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7). «ВОМ включен» — крайнее верхнее положение; «ВОМ выключен» — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном вале отбора мощности расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно: 64 ±2 мм (включен); 41 + 2 мм (выключен).
Регулировка механизма управления задним ВОМ МТЗ-82
Рис. 1 — Управление задним ВОМ МТЗ-82
1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3, 8 — контргайки; 4 — тяга; 6 — пружины; 7 — наружный стакан; 9 — упорный болт; 10 — установочный болт (только для регулировки); 11 — рычаг валика управления; 12 — валик управления; 13 — регулировочные винты; 14 — внутренний стакан; 15 — тяга.
Вариант «I» — для тракторов с унифицированной кабиной.
При сборке на заводе или после ремонта (например, после замены тормозных лент) регулировку механизма управления производите в следующем порядке:
— Установите эксцентриковую ось 15 (рис. 2) в исходное положение, чтобы лыска «В» находилась справа вертикально и зафиксируйте стопорной пластиной 17 и болтом 16;
— Отсоедините тягу 4 (рис. 1);
— Выверните болт 9, чтобы освободить пружину 6; Для безопасности разборки узла следите, чтобы при выворачивании болта 9 верхний стакан 7 был в постоянном контакте с ним вплоть до полного разжатия пружины.
— Снимите крышку люка заднего моста для доступа к винтам 13;
— Зафиксируйте рычаг 11 в нейтрали, введя болт М10X60 или стержень 10 диаметром 8 мм в отверстие на рычаге и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;
— Снимите стопорную пластину 26 (рис. 2), заверните винты 21 до отказа усилием 10 кгс на ключе или плоскогубцах длиной 100 мм (моментом 1 кгсм), а затем отверните каждый винт на 2-2,5 оборота;
— Удалите болт (стержень) 10 (рис. 1), удерживающий рычаг 11 в исходном для регулировки положении;
— Переведите рычаг 11 назад в положение «ВКЛ»;
— Установите тягу 4, регулировкой тяг 4 и 15 установите зону качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
Рис. 2 — Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-82
1 — муфта переключения привода; 2 — вал коронной шестерни; 3 — гайка; 4 — водило; 5 — солнечная шестерня; 6 — сателлит; 7 — коронная шестерня; 8 — ось сателлита; 9 — тормозной барабан; 10 — вал ВОМ; 11,13 — тормозная лента; 12 — барабан включения; 14 — крышка задняя; 15 — эксцентриковая
ось; 16 — болт фиксации пластины стопорной; 17 — пластина стопорная; 18 — съемный хвостовик; 19 — стопорная пластина съемного хвостовика; 20 — болт фиксации хвостовика; 21 — регулировочные винты; 22, 24 — рычаг; 23 — пружинный механизм; 25 — валик управления; 26 — стопорная пластина регулировочных винтов.
После окончания регулировки установите на место стопорную пластину 26, крышку люка заднего моста, законтрите тяги 4 и 15 (рис. 1) , а также болт 9.
В эксплуатации, если: ВОМ пробуксовывает; при переключении рычаг управления 1 упирается в переднюю или заднюю часть прорези пульта управления; усилие включения на рычаге 1 более 12-15 кгс (120-150 Нм); нечеткая фиксация рычага 1 в крайних положениях или неодинаковый его ход при включении и выключении, отрегулируйте ленточные тормоза механизмом внешней регулировки.
— Установите рычаг 11 (рис. 1) в нейтрали, зафиксируйте в этом положении, введя стержень 10 диаметром 8 мм или болт М10Х60 в отверстие на рычаге 11 и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;
— Выверните болт 16 (рис. 2), снимите пластину 17 со шлицевого хвостовика на оси 15;
— Ключом S=13 мм поверните эксцентриковую ось 15 по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном ВОМ (это можно определить по невозможности повернуть хвостовик ВОМ от руки);
— Установите пластину 17 на место и заверните болт 16;
— Выньте из рычага 11 (рис. 1) стопорящий болт или стержень.
После нескольких наружных регулировок эксцентриковая ось 15 (рис. 2) может занять крайнее левое положение (лыска «В» станет вертикально слева), что указывает на израсходование запаса внешней регулировки.
В этом случае эксцентриковую ось поворотом против часовой стрелки установите в исходное положение (лыска справа вертикально), после чего выполните регулировочные операции, как описано выше (при сборке на заводе или после ремонта ВОМ).
При правильно выполненной регулировке рычаг 1 (рис. 1) в положении «включено» или «выключено» должен не доходить не менее, чем 30 мм до края прорези пульта управления и четко переходить через нейтральное положение.
На некоторых партиях тракторов возможно отсутствие механизма внешней регулировки управления валом отбора мощности (поз. 15, 16, 17 рис. 2). В этом случае регулировку производите, как указано выше для регулировки управления ВОМ после ремонта или при сборке на заводе.
На тракторах с малогабаритной кабиной размер «Б» составляет 50-60 мм. Эффективность тормозов вала отбора мощности, отсутствие буксования зависит только от пружинного механизма, в первую очередь от наличия свободных зон для работы его и связанных с ним рычагов.
Буксование ВОМ означает, что пружинный механизм или рычаги встречают дополнительное сопротивление при их перемещении вследствие отсутствия смазки в шарнирах, повышенного загрязнения, упирания (касания) в соседние детали трактора и пр.
Управление реверс-редуктором МТЗ-82
Рычаг переключения реверс-редуктора МТЗ-82, имеет следующие положения:
«Реверс» (реверс включен) — крайнее заднее;
«Передний ход» (реверс выключен) — крайнее переднее.
Для изменения направления движения трактора:
— Выжмите педаль сцепления;
— Не выключая передачу и реверс-редуктор, остановите трактор, применив в случае необходимости тормоза;
— Не отпуская педали сцепления, переведите рычаг реверс-редуктора из положения «передний ход» на «реверс» или наоборот;
— Плавно отпустите педаль сцепления.
— Переключение рычага реверс-редуктора производите только при выжатой педали сцепления и остановленном тракторе.
— Никогда не оставляйте рычаг реверс-редуктора в положении между «передний ход» и «реверс».
Неисправности вала отбора мощности МТЗ-82
Задний ВОМ не передает полного момента (буксует)
Нарушена регулировка механизма управления в связи со значительным износом фрикционных накладок тормозных лент — Отрегулируйте механизм управления валом отбора мощности.
Нечеткое переключение рычага управления ВОМ (наличие в соединениях механизма заеданий, упираний, загрязнений и пр.) — Устраните причины, препятствующие свободному перемещению деталей механизма управления. Рычаг управления должен четко фиксироваться в положениях «включен» — «выключен».
Дополнительная информация
Задний ВОМ
Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:
- Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
- Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.
Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.
Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.
Состав ВОМ
Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.
Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.
Планетарный редуктор
Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.
Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.
Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.
Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг.
Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.
Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.
Эксплуатация
Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:
- при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
- зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после устройства скорости, при плавном включении сцепления;
- независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.
Вероятные поломки
ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:
При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины.
Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:
- совмещают отверстия переключающего валика и заднего моста. Сделать это можно при помощи рычага управления. Когда отверстия совпадают, в них заворачивается установочный болт;
- ослабляется контргайка регулировочного болта, который, в свою очередь, до упора вкручивается в рычаг переключающего валика;
- стопорный болт закручивается в стакан. Затем осторожно вынимается болт регулировки;
- таким образом, стакан с пружинами снимается целиком. Затем его разбирают и заменяют изношенные или повреждённые детали.
Проблемы с кулачковой муфтой
В этом случае демонтируется кабина трактора МТЗ-82 и от заднего моста отсоединяется коробка передач. После этого происходит замена муфты. Ремонт этой детали нецелесообразен.
Посторонние шумы, которые издаёт задний мост
Вал отбора мощности, установленный на трактор МТЗ-80, работает рывками. Скорее всего, пришли в негодность шлицевые соединения или сточились зубья центральной шестерни. Схема проведения работ выглядит так:
Для начала необходимо демонтировать ВОМ. Вал выпрессовывают и оценивают состояние шестерни. Для этого отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. Если визуально наблюдаются большие зазоры или шестерня свободно перемещается, вал отбора мощности необходимо отправить в ремонт. После замены вал устанавливается на место и проводится регулировка.
Хвостовик ВОМ свободно перемещается
Это означает, что ослабла фиксирующая гайка. Как и в предыдущем случае, агрегат полностью демонтируется с трактора МТЗ-82. Если есть возможность, резьба восстанавливается, а гайку затягивают до упора. Если нет, придётся разбирать всю конструкцию и проводить более трудоёмкий ремонт.

При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.
Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.
Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием
Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.
При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум
Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.
Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.
При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.
https://youtube.com/watch?v=nxO8IKAFo8U%3Ffeature%3Doembed
Возможные неполадки
Среди основных поломок, которым данный агрегат подвержен более всего, стоит выделить следующие:
- Пробуксовывание вала;
- Рычаг, управляющий валом, упирается в заднюю или переднюю часть управляющего пульта;
- Давления на управляющей рукоятке превышает усилие в 150 Н.
При наличии одной или нескольких из вышеперечисленных неисправностей, необходимо провести регулирование агрегата, а при невозможности выполнения или же его неэффективности, выполнить ремонт устройства и заменить неисправные детали на новые.
Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.
Довольно часто (практически всегда) после замены своими лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:
Управление задним валом отбора мощности.
Планетарный редуктор ВОМа.
Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.
Теперь можно смело приступать:
1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);
2. Отсоединяем тягу(4);
3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);
Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.
4. Снимаем лючную руку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);
5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;
6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;
7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;
8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;
9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;
10. Ставим тягу (4);
11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.
По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и МТЗ-80 болты (9).
Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80
Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:
- Происходит пробуксовка ВОМ;
- В момент переключения рычага управления (1), он упирается в любую часть прорези;
- Для его включения необходимо усилие более 15 кгс;
- Идет «нечеткая» регулировка в самых крайних положениях или его ход неравномерный при вкл/выкл.
То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:
- Ставим рычаг (11) в нейтрально положение, при этом фиксируем его положения, как в предыдущем пункте 5;
- Выворачиваем боль (2-16) и снимаем пластину (17) с шлица хвостовика оси (15);
- Рожковым ключом на 13 поворачиваем ось (15) по ходу часовой стрелки до момента выбора зазора между лентой и барабаном ВОМа;
- Ставим пластину (17) на «своем» место и заворачиваем болты (16);
- Вынимаем из рычага (11) стопорящий болт.
Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим вом как по инструкции выше.
Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.
Заключение
ВОМ – необычайно полезное приспособление, которое, как и иные агрегаты трактора, требует к себе постоянного внимания. Профилактика и регулярные осмотры не только позволяют продлить срок его безопасного использования, но и обеспечивают трактору максимальную эффективность и продуктивность.
Регулировка вала отбора мощности
Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):
- Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
- Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
- Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. отметка «И» будет находиться справа.
- Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
- Отсоединить тягу.
- Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
- Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
- Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
- Завернуть упорный болт в наружный стакан до отметки «А» (27-31 мм в глубину).
- Переставить рукоятку в положение «Включено».
- Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
- Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.
После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.
Нюансы регулировки
Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:
- вал начинает буксировать;
- рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
- для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
- наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
- ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).
Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:
- Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
- Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
- При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
- Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
- Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
- Выполнить регулировку.
- Провернуть ось против часовой стрелки.
- Провести сборку механизма в обратном порядке.
Если после выполнения работ по регулировке тормозного механизма ось сместилась к левой части корпуса транспортного средства, то это значит, что у силового агрегата израсходовался корректирующий запас.
В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.
Передний вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
Передний ВОМ трактора МТЗ-1221 предназначен для привода с/х машин, расположенных на переднем навесном устройстве, имеет независимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин при частоте вращения двигателя 1845 об/мин с реализацией мощности 44 кВт (60 л.с.), не более.
Привод переднего ВОМ осуществляется от шкива (1) коленчатого вала двигателя к редуктору (4) через проставку (2), постоянно установленную в шкиве (1) и карданный вал (3).
Рис.3.Передний вал отбора мощности (ВОМ)
1 — шкив; 2 — проставка; 3 — карданный вал; 4 — редуктор; «А» — величина выдвижения штока
Устройство и работа переднего вала отбора мощности МТЗ-1221
В редукторе переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 передача мощности осуществляется от вала (12) к хвостовику (1) через расположенные на валу (12) переключаемую муфту (11), шестерню (10), промежуточную шестерню (24), шестерню (17), установленную на валу (16), который связан с коронной шестерней (9) планетарного редуктора.
Планетарный редуктор унифицирован с планетарным редуктором ВОМ тракторов МТЗ-80. Он управляется гидроцилиндром (15), связанным с поворотным валиком (18), воздействующим на рычаги (19) ленточных тормозов.
На минимально устойчивых оборотах двигателя включите привод переднего ВОМ, для чего поверните рычаг (22), расположенный сверху корпуса редуктора, против часовой стрелки, предварительно отпустив болт (23).
Выключение привода осуществляйте поворотом рычага (22) по часовой стрелке. После завершения переключений затяните болт (23).
Включение и отключение вала отбора мощности производите следующим образом:
- для включения нажмите нижнюю (ближнюю к оператору) половину клавиши (1) до упора, затем нажмите кнопку (3) и отпустите ее, после чего загорится сигнальная лампа (2) (желтого цвета), что информирует о включении;
- для выключения нажмите верхнюю (дальнюю от оператора) половину клавиши (1), сигнальная лампа (2) погаснет, что сигнализирует о выключении.
Включение переднего ВОМ МТЗ-1221 производите на холостых оборотах двигателя и только после разгона с/х машины увеличьте частоту вращения двигателя до требуемой.
Для замены хвостовика (1) выключите ВОМ, остановите двигатель, отверните шесть болтов (3), снимите пластину (2), выньте хвостовик (1) и установите требуемый, предварительно смазав тонким слоем консистентной смазки центрирующую поверхность. Операцию сборки повторите в обратной последовательности.
При замене масла в редукторе новое масло должно быть заправлено до уровня контрольной пробки (13). Периодически проверяйте выход штока цилиндра управления (размер «А»). Если выход штока при положении «выключен» менее 45 мм или при положении «включен» более 90 мм, замените накладки ленточных тормозов.
Управление передним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ 1221
Управление передним ВОМ МТЗ-1221 осуществляется электрогидравлической системой.
Рис. 4. Управление передним валом отбора мощности МТЗ-1221
1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель
Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ 1221 входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним валом отбора мощности и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине (жгута объединенной системы управления БД ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии, подсоединенным к электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.
Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя. Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора.
Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:
- включение привода переднего ВОМ (нажать на гладкую часть переключателя);
- передний ВОМ отключен (нажать па рифленую часть переключателя).
Для включения привода переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала отбора мощности и отпустить его.
При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом. Включение привода передним валом отбора мощности МТЗ-1221 сигнализируется контрольной лампой (5).
Для отключения необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).
При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод выключается, контрольная лампа (5) гаснет.
При останове двигателя (глушении) передний ВОМ автоматически отключается. Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода необходимо нажать на кнопочный выключатель (4).
Рекомендуем: МТЗ-82 объем масла в двигателе
Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.
К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.
Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.
Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.
Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.
Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.
данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.
По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.
Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.
Как видите схема довольно проста к восприятию.
Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.
В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.
Цены на запчасти и ремонт
ВОМ на МТЗ-82 можно купить в сборе или отдельными запчастями: их можно найти в специальных каталогах на сайтах, их удобство заключается в том, что все детали тщательно подобраны, а значит минимизирован риск того, что деталь «не подошла».
Сколько стоит? Б/у ВОМ можно приобрести по цене от 8 тыс. рублей (в зависимости от состояния).
Стоимость запчастей очень разнится: вал можно купить от 2.500 до 4.000 рублей; хвостовики и шестерни – около 1.500 рублей.
Замена ВОМ обойдется в 6.000 рублей, а ремонт (зависит от сложности) – около 7.000. Регулировка стоит 1.200 – 2.000. Ремонт привода ВОМ – до 15.000 рублей.
Делали ли Вы ремонт или регулировку ВОМ самостоятельно?
Неисправности и регулировки ВОМ
Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:
- рычаг включения-выключения упирается в пол;
- ход рычага излишне большой;
- включение и выключение ВОМ требует больших усилий;
необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.
Принцип действия ВОМ двух вариантов
Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.
Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.
Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ — 80, 82
Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-82:
1 — пружина; 2 — стакан; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — упорный болт; 6 — рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 — гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 — регулировочные винты; 12 и 14 — тормозные ленты; 13 — барабан включения; 15 — вал; 16 — ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 — сателлит; 19 — солнечная шестерня; 20 — водило в сборе с тормозным барабаном; 21 — вал коронной шестерни; 22 — муфта переключения привода; 23 — ролик; 24 — стопорное кольцо; 25 — сменный хвостовик.
Регулировка при ремонте вала
Проводится послеремонтная регулировка следующим образом:
- Ось эксцентрикового типа переводится в крайнюю правую позицию и стопорится болтом и пластиной;
- Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
- Винты регулировочные затягиваются с моментом в 10Н*м, после чего слегка отпускаются (примерно на 2-2,5 оборота);
- Посредством регулировки длины тяг, рычаг переводится в среднюю позицию паза на пульте;
- Болт регулировочный ввинчивается в рычаг до размера А — 32…35мм. после чего фиксируется контргайкой;
- Из рычага и корпуса заднего моста извлекается вспомогательный болт или стержень.
Подготовительная (внешняя) регулировка
Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.
- Установив рычаг в нейтральное положение, нужно зафиксировать его 8 мм стрежнем.
- Снять с вала плиту и ограждение.
- Открутив крепёжный болт, снять с торца эксцентриковой оси стопорную пластину, провернув саму ось по ходу часовой стрелки до совпадения зазора между барабаном и тормозной лентой. Для проворачивания оси потребуется ключ на 13.
Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.
- При помощи стопорного болта поставьте пластину.
- Удалите стопорный стержень из рычага.
При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.
Возможные неисправности
Возможные поломки, ремонт и неисправности:
- Заклинивание рукоятки вала на машинах: включение требует от водителя больших усилий. В этом случае рекомендуется осмотреть стакан пружины или муфту кулачкового типа на наличие повреждений и износ деталей.
- Нарастающий посторонний шум во время увеличения показателей крутящего момента. Такая неисправность может быть связана с износом шлицов ВОМа и элементов редукторного механизма планетарного типа. Также стоит осмотреть манжеты на эластичность и наличие повреждений.
- Вал работает нестабильно, рывками. Поломка может быть связана со шлицевыми соединениями механизма. Либо шестерня перемещается слишком свободно по основанию, т.к. у нее источились зубья. Необходимо отсоединить задний мост от кулачковой муфты. Сделать осмотр на ширину зазоров. Если зазор слишком большой, то рекомендуется заменить вал.
- Двигатель работает не на полную мощность. Следует заменить и отрегулировать ленточные тормоза.
- Хвостовая часть вала перемещается слишком свободно. В этом случае рекомендуется затянуть ослабленные гайки. Может потребоваться замена резьбы.
Следы смазки на крышке вала могут быть признаком износившихся манжет или прокладок механизма. Нужно снять ВОМ и заменить поврежденные элементы системы.
Схема вала отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82
Схема данной системы тракторного устройства включает в себя:
- опорный диск сцепного механизма;
- шестеренчатые детали ведущего типа;
- боковой полунезависимый вал отбора и двухскоростной независимый вал;
- шестеренчатые элементы и вал ведомого типа;
- зубчатую муфту сцепления;
- вал промежуточного и вторичного типа;
- шестеренчатые детали привода и стопорный болт;
- водило;
- остановочный тормозной механизм.
ВОМ МТЗ-82 — схему и чертеж можно найти в руководстве пользователя.
Главный механизм — это редуктор заднего типа с 2 ступенями и механизм переключения зависимой и независимой формы.
Частота вращения осуществляется при помощи муфты, которая находится на шлице на машине. Устройство, ответственное за механическое управление ВОМ, — шестигранный элемент, расположенный на задней крышке корпуса сцепления.
Переключение кулачкового механизма задает привод: рычаг переводится вперед, и начинается работа всей системы, при переводе рукоятки в положение «Выключено» работа системы прекращается.
Рычаг может находиться в 3 положениях: если повернуть его по часовой стрелке, то установится зависимый тип; если повернуть рукоятку против часовой стрелки, то устройство перейдет в независимый тип; средняя позиция — это синхронный режим работы (перед установкой этого положения нужно отключить двигатель).
Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
Одной из МТЗ-80 проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.
В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.
Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.
Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.
Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.
Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.
Статья по теме: ремонт рулевой колонки МТЗ-82
Демонтаж ВОМ
При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.
- Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
- Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
- С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
- Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.
Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях вом необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.
Как включить ВОМ
МТЗ-80, 82 и 82.1 чаще всего оборудованы задним ВОМ. Его управление осуществляется рукояткой, расположенной у основания водительского кресла:
Рычаг переключения ВОМ имеет 3 положения:
- Независимый режим
- Синхронный привод
- Нейтральное положение
Причина того, что ВОМ не работает, может заключаться в установленном нейтральном положении рычага, а также в неправильных способах переключения из одного режима в другой.
Включение ВОМ должно осуществляться при работающем на минимальных оборотах двигателе.
Крайне правое положение рычага – независимый привод, крайне левое – синхронный, по центру – нейтральное положение.
При запуске ВОМ необходимо нажать педаль сцепления и включить первую передачу, после чего начать отпускать педаль и вместе с тем перемещать рукоятку включения вала отбора мощности в одно из рабочих положений (крайне правое/левое).
Скорость вращения ВОМ регулируется в режиме независимого привода. Переключение скоростей осуществляется поводком, имеющим 2 положения.
Чтобы установить необходимую частоту вращения, необходимо ослабить фиксирующий болт, и повернуть до упора по часовой стрелке (540 об/мин) или против часовой стрелки (1000 об/мин), вернуть болт в исходное положение.
Некоторые владельцы делятся видео в интернете, в которых подробнее показывают, как правильно переключать.
Принцип работы и включения бокового ВОМ несколько отличается. Управление осуществляется рычагом, находящимся с левой стороны от водительского кресла. Рычаг имеет 2 положения: вверх – включено, вниз – выключено. Сцепление должно быть выключено.
Частота вращения регулируется понижающим редуктором:
- Пониженная ступень – 571 об/мин
- Повышенная – 755 об/мин
Регулировка ВОМ
Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:
https://youtube.com/watch?v=gWWQ2wzCwMs%3Ffeature%3Doembed
- Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.
- Отсоединяется тяга.
- Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.
- Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.
- Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.
- Упорный болт заворачивается в наружный стакан.
- Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.
- Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.
- По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.
Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
Основу данного механизма составляют следующие компоненты:
- Независимый редуктор двухскоростного типа;
- Переключатель, отвечающий за смену привода;
- Редуктор планетарного типа, установленный в кожухе на заднем мосту.
Исходя из расположения ВОМа, различают его заднюю или боковую вариацию, при этом заднее выполнение имеет гораздо большую распространённость. Валы, отвечающие за отбор мощности в тракторах МТЗ, могут быть оснащены как независимым, так и синхронным (зависимым) приводом.
В первом случае агрегат связан непосредственно с двигательным маховиком, что позволяет скорости вращения ВОМа не зависеть от скорости движения трактора и работы сцепления. Подобный привод имеет две скорости вращения — 540 и 1000 об/мин, а скорость вращения дизеля при этом составляет 2100 об/мин.
Во втором случае ВОМ МТЗ-80 подключается непосредственно к шестерне ведущего типа, которая установлена на одной из ступеней редуктора коробки передач. Это обеспечивает взаимосвязь скорости вращения ВОМа со скоростью перемещения трактора в пропорции 3,5 об/1 метр пройденного пути.
Внешние регулировки
- Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
- С вала снимается плита и ограждение.
- Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
- Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
- После этого рычаг можно разблокировать.
Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.
Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.
После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
- Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
- Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
- Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
- Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
- Вынимается фиксирующий стержень.
Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:
- Снимается крышка люка.
- До упора заворачиваются регулировочные болты.
- Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
- Снимается полностью механизм сервоусиления.
- От рычага управления отсоединяется тяга.
- Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
- Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
- Тяга присоединяется к рычагу.
- Механизм сервоусиления устанавливается на место.
Возможные неполадки
Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации. Основными типами поломок бывают:
- Пробуксовка вала.
- Управляющий валом рычаг упирается в переднюю или заднюю часть пульта управления.
- Отсутствие щелчка при переходе с нейтрального положения, и появление при этом значительного усилия.
- Превышение усилия в 150 Н на рукояти управления.
В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.
Внешняя регулировка
Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:
- Рычаг переводится в нейтральную позицию и фиксируется посредством особого стержня;
- С ВОМа, снимается плита вместе с ограждением;
- Снимается пластина стопорного типа, установленная на эксцентриковой оси. Ось, с расположенной на ней тормозной лентой, слегка проворачивается по направлению движения часовой стрелки, вплоть до совпадения зазоров на ленте и барабане;
- Устанавливается пластина и фиксируется посредством болта;
- Из рычага извлекается стопорный болт или стержень.
При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.