Плуг для мотоблока — установка, регулировка и как сделать своими руками

Плуг для мотоблока — установка, регулировка и как сделать своими руками Мотоблоки
Содержание
  1. Что нужно знать о совместимости оборудования?
  2. Адаптер
  3. Борона
  4. Виды плугов для мотоблоков
  5. Глубина вспашки и как ее настроить
  6. Двухсторонний плуг для мотоблока
  7. Дисковый плуг своими руками
  8. Как правильно отрегулировать?
  9. Как установить и отрегулировать?
  10. Картофелекопалка
  11. Колесные удлинители
  12. Комплектующие для настройки
  13. Косилка
  14. Оборотный плуг для мотоблока: делаем в домашних условиях
  15. Однокорпусные и двухкорпусные
  16. Отвал
  17. Отвальные и безотвальные
  18. Плуг для мотоблоков «мтз»
  19. Плуг к мотоблоку своими руками из конного – как сделать своими руками?
  20. Плуг к мотоблоку своими руками из конного почвообработщика
  21. Плуг на мотоблок: разновидности и их конструктивные особенности
  22. Подготовка к использованию мотоблока
  23. Популярные модели
  24. Приготовление к пахоте
  25. Разновидности
  26. Рекомендации
  27. Роторные
  28. Роторный плуг на мотоблок – особенности изготовления
  29. Советы по эксплуатации
  30. Схема сборки
  31. Тонкости выбора
  32. Установка
  33. Установка плуга на мотоблок: пошаговые действия
  34. Характеристики

Что нужно знать о совместимости оборудования?

Идеальный вариант решения проблемы – приобретение дополнительных навесок в комплекте с культиватором. Но лишние детали приводят к значительному удорожанию агрегата, поэтому многие дачники предпочитают обзаводиться дополнительными аксессуарами постепенно.

Каждая модель мотокультиватора имеет перечень дополнительного оборудования, разработанного производителем конкретно для нее. Но не всегда удается купить именно такие навески, поэтому можно выяснить о совместимости приспособлений от других моделей и приобрести подходящие по характеристикам и параметрам.

Чтобы после покупки навесок не пришлось тратить время на их замену, стоит учесть следующие рекомендации опытных дачников и специалистов:

  • Приобретая культиватор, сразу выясняйте, какое дополнительное оборудование к ней предлагают производители. Технически даже маломощный агрегат можно оснастить плугом или легкой картофелекопалкой. Но для присоединения прицепа, картофелесажалки, фрез, окучников, грунтозацепов у мотора может не хватить сил. Он будет перегреваться и культиватор быстро выйдет из строя.
  • Не всегда стоит сразу покупать фирменное навесное оборудование. Зачастую оригинальные навесы стоят дорого и их вполне можно заменить другими совместимыми моделями.
  • Не покупайте сразу все возможные навески. Попробуйте поработать с культиватором, оценить его возможности и определиться, что конкретно вам будет необходимо. Учтите взаимозаменяемость деталей. К примеру, сажать картошку можно с помощью плуга. Поэтому не обязательно покупать картофелесажалку, если все получается и без нее.

Использование навесного оборудования значительно расширяет возможности использования мотокультиваторов на дачных участках. Полностью укомплектованный агрегат становится надежным помощником огородника и позволяет значительно сократить трудозатраты при получении урожая. При подборе навесов обязательно нужно учитывать характеристики обрабатываемого грунта и мощность мотора культиватора.

Адаптер

Плуг для мотоблока — установка, регулировка и как сделать своими руками
Сиденье на колесах, которое присоединяется к культиватору.

Его используют для удобства оператора при перемещении техники на большие расстояния.

Борона

Перевернутый плугом грунт – это полуфабрикат, который перед посадкой требуется «дорабатывать». Для разбивания крупных комков и выравнивания вспаханного участка применяют бороны.

Существует 3 вида этого оборудования для культиваторов:

  1. Зубовая – миниатюрная копия бороны для тракторов. На клиновидной или прямоугольной раме закреплены металлические зубцы. Почва рыхлится на глубину 10 – 14 см.
  2. Дисковая – представляет собой раму с закрепленными на ней вертикально, под углом дисками. При движении они срезают верхний слой грунта, измельчая его и разрушая корневую систему сорняков.
  3. Роторная – модель из класса активного навесного оборудования для мотокультиваторов. В отличие от прицепных, эта борона устанавливается на агрегат вместо колес. На рабочей части бороны установлены диски с заостренными зубьями. Именно они выполняют функцию разбивки почвы. Глубина рыхления роторными боронами – около 7 см, ширина захвата полосы – 100 – 140 см.

Главный критерий выбора типа бороны – тип почвы на участке. Для обработки мягких грунтов оптимально использование роторных моделей. Такие бороны также рекомендуется использовать для подготовки к зиме участков под картофель. Для обработки земель с большим количеством сорной травы лучше приобретать дисковые бороны. Регулярно обрабатываемую, хорошо вспаханную почву достаточно выровнять простой зубчатой моделью.

Виды плугов для мотоблоков

Используемые для вспашки плуги делятся на несколько видов. К ним относятся:

    • однокорпусные конструкции – эти изделия наиболее просты в применении. Они обладают минимальным весом и состоят из небольшого количества деталей;
    • оборотные или поворотные плуги – верхняя часть таких конструкций оборудована загнутым пером, предназначенным для переворачивания почвы непосредственно в процессе ее вспашки. Реверсивный плуг наиболее эффективен при обработке тяжелого грунта;
  • роторные плуги – навесное оборудование этого типа обладает самой сложной конструкцией. В продаже можно встретить двухкорпусный плуг, состоящий из двух, и трехкорпусной, состоящий из трех лемехов;
  • дисковые плуги – конструкции этого типа используются преимущественно для вспашки мокрой почвы. Глубина обработки грунта такими плугами немного меньше, чем в навесном оборудовании предыдущих видов.

Каждый из перечисленных типов плугов нашел применение при вспашке того или иного вида почвы. Тем не менее, самым универсальным принято считать двухсторонний плуг оборотного типа – он показывает высокую эффективность при обработке грунта любого типа.

Глубина вспашки и как ее настроить

Глубина вспашки должна достигать не менее 20 см. Настроить ее несложно. Для этого агрегат выкатывается на место предстоящих работ, где и производится контрольный проход. Вдоль ориентировочной первой борозды натягивается шнур. Ручку устройства желательно сразу вывернуть влево, чтобы передвигаться по еще не вспаханной поверхности.

Правый грунтозацеп следует поместить в свежую борозду и медленно двигаться вперед. После первого прохода устройство разворачивается на 180° и движется в обратном направлении. При этом оценивается глубина проделанной борозды. В случае ее неудовлетворительности производится регулировка инвентаря с помощью болтов фиксирующего кронштейна.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Двухсторонняя модель, называемая окучником, используется для уничтожения сорняков, нарезания аккуратных борозд, высаживания и засыпки культурных растений, в частности, картофеля. Подобное приспособление от однокорпусной модификации отличается только шириной захвата, которая регулируется подвижными стальными крыльями. Эта конструкция включает в себя 12-миллиметровые стоечные опоры, предохраняющие мотокультиватор от перегрузки.

Такие навесные приспособления рассчитаны на работу с двигателями, имеющими показатель мощности не менее 4 л.с. Они оснащаются специальным подплужником малого размера, который следует перед ведущей рабочей частью и слегка подрезает почву. Это облегчает дальнейший процесс вспахивания.

Дисковый плуг своими руками

Дисковый плуг на мотоблок или плуг-окучник – специальное устройство, используемое для обработки почвы перед посадкой клубневых культур. Закладывает борозды для посадки картофеля, свеклы, сельдерея, и окучивает их.

Ниже представлена схема и чертеж окучника
Дисковый плуг для мотоблока: чертежиВ его строении выделяют:

  • 2 – диски;
  • 3 – кулак;
  • 4 – кронштейн;
  • 5 – ось;
  • 6 – скребок;
  • 7 – ведущая балка;
  • 8 – стяжка;
  • 9 – ручка.

Под цифрой 1 обозначена рабочая область.

Диски можно взять от старой сеялки. Их инсталляция производится под углом, чтобы улучшить производительность пахотных работ. Навешивание окучника на мотоблок через кронштейн сцепки. Т-образный поводок плуга привинчивается к нему болтами и стопором. На большой скорости окучник может начать пробуксовывать. Поэтому работать с ним нужно лишь на малых оборотах или со спаренными колесами.

Согласно другой инструкции, дисковый плуг на мотоблок начинают собирать с вырезания равностороннего уголка. К нему приваривается носок, а  затем через упорную планку и пятка. Диски крепятся на специальных петлях, которые привариваются так, чтобы обеспечить их симметричное положение к общей оси.

Как правильно отрегулировать?

Глубина пахоты – это дистанция, на которую плуг погружается в почву в процессе работы. Настроить ее необходимо настолько, насколько берет штык лопаты. В ином случае могут возникнуть следующие проблемы.

  • При недостаточной глубине немалая доля корешков сорных растений останется под грунтом, что потребует новых сил для их устранения.
  • Если глубина окажется больше, чем требуется, плодородный пласт грунта смешается с тем, что располагается под ним, и растительность не будет иметь полноценного питания. В связи с этим нужно держаться золотой середины.

Необходимая глубина регулируется посредством болтов, которые сопрягают друг с другом замок и несущую часть плуга. Следовательно, при перемещении плуга вверх-вниз, происходит эта отладка. Осмотрите конструкцию своего плуга: если в ней присутствует лишь одна болтовая связка и, следовательно, единственное отверстие, регулирование на этой модификации неосуществимо.

Как установить и отрегулировать?

Неважно, какой плуг используется с техникой — это навесное оборудование необходимо прицепить посредством специального крепления.

Оно может быть двух типов:

  • стационарное;
  • универсальное.

Первый вариант лучше рассмотреть более подробно, поскольку он позволяет настраивать устройство так, как нужно.

Производят сцепку с соблюдением следующей последовательности.

  • Сначала потребуется поставить агрегат на возвышенность — это могут быть просто кирпичи или брёвна.
  • К фаркопу прикладывают сцепку таким образом, чтобы отверстия совпадали полностью.
  • Используя болт, фиксируется сцепление, но слишком сильно не требуется затягивать резьбу, поскольку повышенная жёсткость станет причиной некачественно выполненной работы. Если во время эксплуатации навесного оборудования создаётся лишнее сопротивление, плуг начинает кидать из стороны в сторону. Вот почему требуется небольшой зазор.

Можно присоединить на задний адаптер, если такая возможность есть.

Закрепить плуг не составит труда даже новичку.

Процесс регулировки также можно разделить на несколько этапов:

  • определение необходимой глубины, на которую плуг будет погружаться в землю;
  • регулировка угла наклона полевой доски;
  • настройка угла отвала.

Не каждый оператор знает, на сколько плуг лучше всего погружать в грунт. На самом деле эта величина должна быть равна высоте металлической части штык-лопаты. Если она будет слишком маленькой, тогда все корни и сорняки останутся в земле; будет чересчур большой — неплодородный слой земли смешается с плодородным.

Настраивают, используя три болта, которые расположены на месте стыка стойки плуга и замка. Поднимать навесное оборудование или опускать — решает оператор.

Для настройки уровня наклона доски используют винтовую рукоятку. Техника снова поднимается на кирпичи или брёвна, рукоятки потребуется так сильно вывернуть, чтобы полевая доска оказалась на земле. Ручку поворачивают в обратную сторону, пока доска не встанет над грунтом на расстоянии трёх сантиметров.

Если не сделать как надо и установить параметр на минимум, то техника не сможет обработать необходимый слой.

При выполнении работы по настройке угла отвала, техника ставится на край участка, который требуется обработать. Делается первая стартовая борозда, чтобы понять, какая глубина присутствует и подходит ли она. Оператор должен идти прямо; если нет опыта, тогда в помощь натянутая верёвка.

Картофелекопалка

Производители предлагают 3 вида таких изделий для культиваторов:

  1. Веерная – состоит из небольшого плужка и расположенных над ней прутьев. Картофель поднимается из почвы, попадает на веер прутьев и остается на поверхности. Преимущество этой насадки в ее низкой стоимости, но для больших хозяйств приобретать ее не стоит. 10% урожая закапывается почвой и для его сбора приходится использовать другие инструменты.
  2. Грохотная – более сложная конструкция с колесами и расположенной под наклоном решеткой. Картофель извлекается из почвы, попадает н решетку, через которую осыпается почва. Практически все корнеплоды остаются на поверхности грядок.
  3. Барабанная – самая сложная конструкция, полностью исключающая ручной сбор. Поднятый плужком картофель попадает во вращающийся барабан сетку, перемещается по ней и ссыпается в ящик, расположенный за насадкой.

Колесные удлинители

Плуг для мотоблока — установка, регулировка и как сделать своими руками
Предназначены для увеличения ширины обрабатываемой культиватором колеи.

Крепятся одним концом к колесам, а другим – к валу редуктора. Расширение колеи позволяет уберечь растения во время обработки.

Если на участке плотный, тяжелый грунт, в дополнение к стандартным саблевидным фрезам, которыми чаще всего комплектуются культиваторы, стоит приобрести «гусиные лапки». Такая навеска более качественно рыхлит грунт.

Комплектующие для настройки

Схему сборки функционально-конструктивных элементов и подробно разработанный чертеж плуга можно создать самому. Предельная точность даст возможность исключить осложнения при сборке и отрицательное воздействие ошибок на рабочие свойства агрегата. Надо учитывать габаритные характеристики элементов. Даже ничтожный просчет может значительно сказаться на функциональных свойствах оснащения. В чертежи с габаритами навесного оборудования для агрегата подключаются 3 конструкционные плоскости:

  • поверхность полозка боковая;
  • горизонтальная нижняя;
  • отвальная передняя.

Схема самого простого кустарного плуга состоит из следующих элементов:

  • 2 рукоятки, сделанные из металлической трубы;
  • каркас;
  • стопор стойки с винтом типового размера М10 либо М8;
  • удерживающая вилка для шарнирного соединения каркаса;
  • сцепное приспособление;
  • подшипник;
  • балки между ручками;
  • крестовина;
  • контрящая гайка;
  • регулирующая шайба;
  • ручка для сцепного приспособления;
  • Т-образный соединитель.

В зависимости от разновидности и назначения инструментария, в данный перечень могут включаться и иные комплектующие.

Косилка

Плуг для мотоблока — установка, регулировка и как сделать своими руками
Используется для заготовки сена, удаления сорняков и картофельной ботвы.

Существует несколько типов этих приспособлений:

  1. Роторные – состоят из опорной рамы и закрепленных на ней 2 – 3 дисков. Таким типом косилок можно оснащать культиваторы средней мощности.
  2. Сегментные – в качестве режущего элемента на них устанавливается ряд ножей. Этот вид навесов можно устанавливать только на культиваторы с мощными моторами.

Оборотный плуг для мотоблока: делаем в домашних условиях

Оборотный (реверсивный) плуг к мотоблоку внешне отличается изогнутой формой, которая способствует переворачиванию на 1800 верхнего пласта почвы. Получил огромную популярность на твердых почвах, обычное рыхление на которых не приносит ожидаемого результата. Его устройство является наиболее сложным среди других разновидностей.

Универсальный вариант реверсивного (оборотного) плуга представлен на рисунке.
Реверсивный плуг к мотоблоку
Оборотный плуг к мотоблоку: чертежи

Для его изобретения понадобится сделать (обозначения согласно чертежа):

  • лемехи (а) в стальном исполнении. Желательно, чтобы они были съемным для возможной заточки или модернизации. Режущая часть проходит обработку на наковальне и затачивается. Нижний из них предназначен для врезания в почву, верхний – переворачивает срезанный слой. Усилить прочность последнего можно уголком, приваренным к нему;
  • сформировать отвал, способов чего существует несколько. Согласно одному из них, берется стальная труба диаметром не более 6 см, к которой прикладывается картонная заготовка. Между образующей трубы и трафарета должно быть около 20 0;
  • боковую часть стойки (б);
  • пластину для распорки (в);
  • основание изделия (г);
  • уголок (д);
  • стойку (е).

На схеме представлена последовательность сборки поворотного плуга, где 1 – лемех, 2 – боковая часть стойки и 3 – вспомогательный лист.
Последовательность сборки поворотного плуга для мотоблока

Разновидностью стандартного реверсивного плуга является поворотный плуг Зыкова, отличительной особенностью которого является усиление лемехов стальными заготовками на болтовых стяжках и большой угол атаки. Дополнительным колесом можно добиться устойчивости конструктива.

Поворотный плуг Зыкова

На предложенном чертеже он выделен желтым цветом.

Однокорпусные и двухкорпусные

Однокорпусные идеально подходят только для мягкого грунта, в их конструкции не предусмотрено более одного лемеха. Преимущество подобного оборудования в том, что его легко собрать, оно обладает небольшой массой.

Двухкорпусный плуг подходит для работы на любой почве, главное, чтобы не было камней. С помощью подобного навесного оборудования можно создавать борозды, окучивать растения, производить уборку территории от сорняков.

Желательно, чтобы мотоблок, на который планируется устанавливать оборудование, демонстрировал силу до 3–5 лошадок.

Ширина захвата может быть на таком оборудовании регулируемой или фиксированной.

Отвал

Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.

  1. Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.
  1. Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
  2. При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.

Вам может понадобиться информация про окучник для картофеля к мотоблоку или самодельная картофелекопалка.

Отвальные и безотвальные

Среди разновидностей плугов есть безотвальные и отвальные. Вторые пользуются большей популярностью в качестве средства обработки небольшого участка земли.

У них существует своя классификация:

  • бороздной;
  • без борозд;
  • пашущий гладко.

Те изделия, что борозд не оставляют, применяются в ситуациях, когда землю требуется обработать в свал; для обратного эффекта применяют плуг, после которого остаются борозды.

На отвальной конструкции лемех находится под особым углом наклона, поэтому земляной пласт не просто переворачивается — земля становится рыхлой.

Такое приспособление лучше всего использовать в тех местностях, где не бывает большого количества осадков, зато на почве имеется эрозия.

Плуг для мотоблоков «мтз»


С мотокультиватором МТЗ-09Н и другими модификациями производителя могут работать плуги:

  • универсальный оборотный ПУ-00.000-01, изготовленный из стали и имеющий специфическую форму гребня;
  • П1-20/3, меньше размерами предыдущего;
  • оборотный двухсторонний с перовидным лемехом. Вместе с таким плугом мотоблок может эксплуатироваться со скоростью 2-5 км/ч.

Большую известность получил универсальный плуг серии ПУ. Его особенностями является:

  • маловесность;
  • простота транспортировки;
  • крепление обычной сцепкой;
  • ширина колеи 30 см;
  • регулируемость глубины вспашки, которая макс. может составлять 25 см.

Кроме обозначенных выше, огромную популярность у потребителей получили плуги для мотоблока с опорным колесом, регулировка которых производится винтовым механизмом.

Плуг к мотоблоку своими руками из конного – как сделать своими руками?

В отличие от других типов навесного оборудования, конский плуг можно сделать практически полностью из дерева. Единственная металлическая деталь – это лемех, так как деревянный элемент из-за регулярной обработки грунта довольно быстро придет в негодность. Алгоритм изготовления плуга выглядит следующим образом:

  1. Вначале возьмите 2 деревянные брусья, толщиной около 10 см – они послужат для изготовления рукояток. На верхнюю часть рукояток необходимо надеть резиновые накладки;
  2. Рукоятки соедините между собой под прямым углом так, чтобы при вспашке вы смогли крепко ухватить их обеими руками;
  3. Нижние части деталей соедините посредством саморезов;
  4. Возьмите еще один брус, толщиной 20 см. Он должен быть изогнутым так, чтобы верхний и нижний его конец располагались параллельно друг к другу;
  5. К нижнему концу закрепите лемех;
  6. В верхнем конце установите сцепку, которую также можно сделать из небольших деревянных брусков;
  7. Посередине закрепите сдвоенную часть рукояток.


Несмотря на простоту конструкции, конский плуг показывает достаточно высокую эффективность. Правда, использовать его для вспашки влажного грунта довольно опасно, так как деревянные элементы могут попросту сломаться от тяжести почвы.

Независимо от выбранного вами способа для изготовления плуга, каждую из самодельных конструкций можно использовать для работы с мотоблоками Крот, МТЗ, Салют, а также Нева МБ-1 и МБ-2.

Плуг к мотоблоку своими руками из конного почвообработщика

Не менее жизнеспособной идеей является переработка старого конного плуга под мотоблок. Полное описание процесса приводится в видео.


Особенностью всех без исключения конских плугов считается их тяжеловесность, создаваемая громоздким отвалом. Если такой плуг без переделки установить на мотоблок, земля не будет откидываться.

В этом заключается большой плюс, поскольку лемех конского плуга не претерпит никаких изменений.

Чтобы из конского сделать плуг на мотоблок понадобится:

  1. самостоятельно изготовить отвал, который вырезается по заранее составленному чертежу из стальной заготовки (3 см толщина). Для точности желательно сделать картонный шаблон;
  2. после вырезания нержавеющему отвалу предается специальная форма;
  3. снять конский отвал и установить вместо него самодельный;
  4. снять ручки, которые были на вертикальной оси;
  5. вместо них приварить металлические крепления, через которые плуг будет навешиваться к мотоблоку.
  6. если в ходе полевых испытаний окажется, что переделанный конский плуг плохо отбрасывает, следует слегка загнуть лемех, чтобы мог сильнее врезаться в почву.

Плуг на мотоблок: разновидности и их конструктивные особенности

Плуг – это специальное устройство для вспашки почвы, оснащенное металлическим лемехом. Предназначено для рыхления и переворачивания верхних пластов земли, что является важной частью предпосевной и зяблевой обработки. Изначально плуги тянул за собой человек, несколько позже – сельскохозяйственные животные.

В зависимости от формы главных рабочих элементов плуги на мотоблок бывают:

  • лемешными;
  • безотвальными;
  • дисковыми;
  • роторными;
  • комбинированными.

По виду лемеха:

  • винтовые;
  • цилиндрические;
  • полуцилиндрические.

Исходя из числа рабочих деталей:

  • однокорпусный плуг на мотоблок;
  • двухкорпусный;
  • многокорпусные модели, рассчитанные на сверхсложные задачи.

Кроме того, плуги на мотоблок по специфике крепежа делятся на обычные и оборотные.

Подготовка к использованию мотоблока

Распахивание грунта начинается с подготовки мотоблока. Давайте выясним, каким образом это осуществить.

  • Перед вспахиванием мототехнику надо раскомплектовать. К рабочему месту мотоблок необходимо переправить без тележек и другого навесного снаряжения. Как правило, транспортировка агрегата к пункту назначения производится посредством автотранспорта. Если же земельные угодья, которые вы намереваетесь обработать, расположены вблизи вашего дома, монтирование мотоблока необходимо выполнить на ровной плоскости в любом подходящем месте.
  • Съем транспортных колес. После того как мотоблок был доставлен на участок, который необходимо вспахать, требуется демонтировать транспортные колеса, чтобы поменять их на специализированные грунтозацепы (железные колеса). Для облегчения данной работы, под расположенную на задней части агрегата сцепку можно поставить козелки. Грунтозацепы необходимы для более основательного сцепления с почвой. Они являются незаменимым снаряжением для пахоты, высадки свеклы, морковки, картошки.
  • Ротация ступиц. На следующей стадии подготовки агрегата перед вспахиванием необходимо поменять ступицы, на которых стояли транспортные колеса, на более длинные. Это необходимо для увеличения дистанции между грунтозацепами. Подобное решение существенно улучшит устойчивость агрегата в процессе эксплуатации.
  • Монтаж грунтозацепов. Переходим к монтированию железных колес. Принципиально, чтобы данные элементы были верно смонтированы. Правильность установки определяется по направленности рисунка протектора. Суживание рисунка показывает направление движения вперед.

Популярные модели

Когда пользователь выбирает тип плуга, который собирается использовать, ему стоит принимать во внимание не только тип почвы, но и учитывать особенности задачи, что предстоит решить. Мощность мотоблока и его габариты также имеют значение. Модель, получившая название в честь подземного животного, «Крот», относится к плугам однокорпусного варианта. Общий вес конструкции составляет 8,5 кг, глубина обработки грунта составляет 200 миллиметров.

Такое навесное оборудование можно использовать с мотоблоками следующих типов:

  • «Нева»;
  • «Агат»;
  • «Каскад»;
  • «Пахарь»;
  • «МБ-2»;
  • «Ока» и так далее.

В среднем стоимость такого изделия составляет тысячу рублей. Однокорпусный «П1–20/2» может погружаться в грунт на ту же глубину. Вес конструкции такой же, но стоимость на триста рублей больше. Подходит для большинства тех мотоблоков, которые указаны в списке выше.

«П1–20/3» достигает в цене 1500 рублей. Его вес больше, чем у предыдущих моделей и составляет 13 кг, максимальная глубина погружения в почву – 250 мм.

Лучше всего использовать с мотоблоками «Беларусь», «Агрос».

Однокорпусный плуг «Салют» имеет очень маленький вес, для подобного изделия и он составляет 8 кг, может проникать в грунт на 200 мм, но несмотря на это его стоимость в среднем 1,5 тыс. руб.

Немного больше, в целом на килограмм, весит плуг Зыкова, у него показатель погружения в землю до 25 см. Стоимость этого изделия выше и составляет до 1800 рублей. Используется на технике «Салют», «Ока» и подобной им.

Вес оборотного плуга для мотоблоков GS 81, 101 равен 12–18 килограммов, при этом максимум, на который он может проникать в грунт – 25 см, его цена начинается с отметки в 3500 рублей. Дороже потребителю обойдётся двухоборотный: он оценивается производителями от 4 тыс. руб., при весе 15 килограммов и глубине пахоты 20 см.

Самый тяжёлый и дорогой — роторный плуг. Его довольно сложно поднять и установить одному человеку, поскольку его вес – 40 кг, но эти неудобства окупаются увеличенной глубиной погружения, которая составляет 300 мм. Стоимость такого изделия — от 70 тыс. руб.

Все описываемые плуги изготавливаются из металла, конский может быть частично деревянным, в нём только лемех металлический. Его используют не менее часто, иногда навешивают на мотоблок перекидной или с предплужником.

Приготовление к пахоте

Перед вспахиванием нужно выполнить пробное распахивание и узнать качество настройки плуга.

Для этого необходимо:

  • узнать особенности отвала и глубину борозды;
  • проконтролировать движение плуга в борозде;
  • проследить размеренность движения агрегата и нагрузку на руки пахаря;
  • установить нагруженность агрегата.

Если все перечисленные выше пункты вас устраивают, можете приступать к пахоте участка. Если же нет, необходимо снова произвести настройки плуга.

Тестовое распахивание участка выполняется следующим образом.

  • Ставим агрегат на кромке обрабатываемого участка земли.
  • Устанавливаем первую скорость и осторожно давим на ручку сцепления. Крайне важно, чтобы руль агрегата находился параллельно плоскости земли, чтобы агрегат не закапывался в землю, но и не поднимался над разделываемой пашней. Работнику при распахивании не надо жать на руль и чересчур старательно толкать мототехнику, поскольку данная сельскохозяйственная машина и сама превосходно управится с собственными обязанностями без вспомогательных усилий.
  • После получения пробной борозды, требуется непременно измерить глубину пахоты. Для этого надо использовать рулетку либо обыкновенную линейку. Если размеры сойдутся с изначально установленными, то можно приступать к основной работе.

Разновидности

Для того чтобы правильно подобрать плуг для мототехники подходящей конструкции, необходимо узнать, какие виды подобных устройств, вообще, существуют. В зависимости от направления сельскохозяйственных работ практикуются:

  • однокорпусные,
  • 2-х корпусные;
  • поворотные;
  • роторные;
  • отвальные;
  • безотвальные приспособления.

Можно своими силами сделать многофункциональный плуг к мотоблоку, который подойдет для многих видов грунтов. Самым удачным решением для распахивания дачного участка и для применения людьми, не владеющими надлежащими навыками, является облегченное однокорпусное устройство.

Рекомендации

  • Первое и весьма важное правило – выполнение техники безопасности.
  • Грамотно подбирайте типоразмер колес с грунтозацепами. Гнаться за диаметром не нужно, в противном случае линейная скорость будет чрезмерно высокой. Идеальный диаметр – 460-500 миллиметров.
  • Габариты плуга зависят от массы трактора, данный показатель также надо принимать во внимание. На мототехнику массой примерно 100 килограммов устанавливают самые крупные плуги, с захватом 23 сантиметра. Для агрегатов массой до 75 килограммов лучше всего подойдут плуги с захватом 18 сантиметров. К более легким агрегатам подойдет плуг с захватом 13 сантиметров.

Здесь также временами совершают ошибку – приобретают сравнительно нетяжелый агрегат и устанавливают на него крупный плуг. Если такой «дуэт» еще и стараться использовать на грубом грунте, эффект будет совершенно прогнозируемым – «не распахивает». А дело-то не в качественных характеристиках плуга, а в его неверном подборе и/либо регулировке.

В общем, конструкция агрегата проста и понятна. Но при любых условиях, как и за всякой иной техникой, за ним требуется уход, своевременное техобслуживание и смена расходных материалов. Применяйте исключительно высококачественные запасные части, рекомендованные изготовителями.

О том, как правильно регулировать плуг на мотоблоке, смотрите в следующем видео.

Роторные

На ротационном или роторном плуге установлены лопасти и если сравнивать такой агрегат с остальными, то, с конструктивной точки зрения, он очень сильно отличается. Иногда его сравнивают с культиваторами.

В конструкции стоит несколько лемехов, которым специально придают загнутую форму. Крепятся они на общей оси, она приводится в движение при включении техники, затем переворачивает грунт. Именно эта особенность и отличает роторный плуг от культиватора.

Глубина обработки поля — до 300 миллиметров.

Даже начинающему оператору просто работать с подобным навесным оборудованием. Мотоблок легко движется по заданной траектории, это может быть необязательно прямая, как в остальных случаях. Дачники чаще всего используют роторный вид при обработке сада и территории от травы.

Роторный плуг на мотоблок – особенности изготовления

Роторный плуг для мотоблока с опорным колесом – это наиболее сложный тип навесного оборудования, используемого сегодня используется для вспашки. При работе над ним нужно быть крайне внимательным, так как малейшая ошибка приведет к плохому качеству обработки грунта. Порядок действий при изготовлении выглядит следующим образом:

  • В качестве рабочего органа выступает фреза, которую можно изготовить из стальной трубы и металлических пластин. Пластины нужно приварить к трубе таким образом, что при вращении они перемалывали грунт и отбрасывали его в сторону;
  • Далее изготовьте раму для редуктора плуга. Она может иметь любую форму, главное – чтобы внутрь редуктора не попадала влага и мусор;
  • Редуктор сделать не удастся – его нужно приобрести. После этого механизм нужно подключить к коробке передач мотоблока;
  • Так как роторный плуг – конструкция достаточно габаритная, то для его использования потребуются отдельные колеса. Их можно взять от старого мопеда или мотоцикла.

Готовый плуг на мотоблок будет исправно служить не один год. Главное – вовремя менять масло для смазки редуктора.

Советы по эксплуатации

Бывает так, что мотоблок с плугом буксует или просто не хочет работать — в этом случае стоит более подробно познакомиться с правилами эксплуатации. Выбирать изделие стоит, опираясь на тип грунта и размер участка, который планируется обрабатывать. Если это небольшая дача, тогда не найти лучшего приспособления, чем простая фреза.

Когда работы ведутся по твёрдой, тяжёлой почве, тогда настройка положения плуга имеет особое значение. В этом случае советуют использовать «гусиные лапки», которые производятся из стали особой прочности.

Если говорить об особенностях этого навесного оборудования, то оно оснащается режущей поверхностью в форме треугольника. Твёрдые фракции в грунте легко и быстро перемалываются, улучшается состояние почвы. Сорняки наматываются вкруг, территория становится чистой, причём удаляются не только вершки, но и корни. Если требуется настроить глубину, на которую плуг будет погружаться, то сначала делают первую контрольную борозду.

Потом процесс выглядит поэтапно следующим образом:

  • грунтозацеп помещается в борозду, включается мотоблок и начинается медленное движение вперёд;
  • мотоблок поворачивают на 180 градусов и направляют технику в обратную сторону;
  • меняется положение болтов кронштейна, но делают это так, чтобы грунтозацеп оставался внутри борозды.

Схема сборки

Если плуг изготавливается самостоятельно, то после того, как все элементы будут в наличии, их необходимо правильно собрать в единую конструкцию. Лемех потребуется поставить на дополнительный лист, используя клинья с углом 25 и 42 градуса. Элемент необходимо приварить, но делают это точечно и обязательно с обеих сторон.

Боковой щиток присоединяют к лемеху, чтобы он располагался в вертикальной плоскости, но выступал на 7 миллиметров. В свою очередь, щиток должен стоять выше лезвия лемеха на 8 миллиметров — если это требование соблюдено не будет, тогда плуг не сможет выполнить поставленную перед ним задачу. Щиток также приваривают. Отвал присоединяется к лемеху, причём сделать это нужно таким образом, чтобы не было даже минимального зазора.

Если обнаружится, что нет соответствия требуемым параметрам, тогда довести отвал до необходимого положения следует молотком.

Только после этого снова работают сваркой и прикрепляют щиток сбоку к распорной планке и пластине у основания. При помощи зубила дополнительный лист отделяют, швы качественно отшлифовывают.

Тонкости выбора

Когда необходимо выбрать плуг для мотоблока, будь то «Ока», «Нева» или любая другая техника, необходимо учитывать много факторов.

  • Учитывать предел мощности мотоблока и вес навесного оборудования, поскольку слишком лёгкий будет некачественно вспахивать землю, а тяжёлый — приводить технику в негодность.
  • Учитывать длину плуга, от которой зависит время, затрачиваемое на выполнение поставленной задачи, поскольку с небольшим разворачиваться проще и быстрее.
  • Принимать во внимание качество металла и тип почвы, на которой будет использоваться оборудование.
  • Для территории неровной и со сложной геометрией лучше выбирать самые дорогие дисковые плуги.
  • При использовании изделия на влажном грунте весной, при восхождении мотоблока в горку, ширину захвата уменьшают, чтобы техника не испытывала проблем, а при скатывании увеличивают, что позволяет не снижать производительность.
  • У каждой модели плуга есть свои технические характеристики, их требуется принимать во внимание.
  • Конный тип лучше всего использовать на небольшом по площади участке. При этом техника, на которую устанавливается такой плуг, должна иметь достаточную тягу.
  • На некоторые изделия имеется возможность поставить дополнительное оборудование.
  • Навесные плуги всегда имеют небольшую массу и размеры.
  • Прицепные изделия можно применять в болотистой или горной местности.
  • У полунавесных моделей небольшое удельное сопротивление.
  • Изделие обязательно должно поставляться в продажу с сертификатом качества, который указывает на то, что оно прошло испытания и соответствует нормативам.

Полезная информация о плугах для мотоблоков — в следующем видео.

Установка

Теперь козелки можно удалить и приступить к агрегатированию плуга. Оно состоит в монтаже на плуг сцепного механизма, который называется сцепкой. Сцепной механизм – это то, посредством чего плуг фиксируется к тягово-сцепному устройству (ТСУ, фаркопу) агрегата.

Чтобы монтаж орудия для вспашки земли был комфортнее, установите мототехнику на подпорки, функцию которых могут исполнять камни, кирпичи либо доски. Фиксация плуга очень проста – сцепка для агрегата имеет собственное место на тягово-сцепном устройстве и закрепляется единственным шкворнем.

Многие люди считают, что, накрепко зафиксировав плуг на агрегат, дело пойдет проще и скорее. На практике все как раз совершенно противоположно. Потому что в процессе распахивания, на орудие воздействуют силы, сконцентрированные вертикально полотну отвала, идет противодействие, которое так и старается утащить весь мотоблок вбок.

При «мертвой» фиксации работнику необходимо прилагать силы, в прямом смысле слова задавливая агрегат в почву, – это одна из самых распространенных ошибок. Следовательно, требуется оставить зазор в горизонтальной плоскости приблизительно на 5 градусов.

Установка плуга на мотоблок: пошаговые действия

До того, как прицепить плуг к мотоблоку и начать настраивать его, сам тягловый агрегат должен пройти ряд подготовительных процедур. Они сводятся к:

  • транспортировке мотоблока туда, где он будет использоваться;
  • демонтажу колесного хода, который заменяется грунтозацепами. В противном случае техника начнет пробуксовывать и может застрять.

После осуществления этих требований можно начинать установку плуга.

Она подразумевает:

  1. крепление плуга на сцепке мотоблока гайками, что позволит в будущем самостоятельно задавать его рабочие параметры;
  2. подготовить два крепящих штыря, которыми присоединить сцепки и плуг к серьге.

На этом задача по установке плуга заканчивается и можно приступать к следующей.

Характеристики

Плуг для мотоблока — незаменимое устройство, в конструкции у которого предусмотрено три плоскости. Одна отвальная и расположена спереди, вторая горизонтальная и третья — вертикальная. Если его снять и поставить на стол, прислонив одной частью к стене, то горизонтальная будет совпадать с поверхностью стола, а вертикальная — стены.

Очень важно учитывать размеры нижнего режущего края, который находится от плоскости, расположенной горизонтально, на 10–20 миллиметров. У хорошего изделия режущий край слева располагается на одной линии с тем же краем отвала.

Расстояние выступа обоих составляет 1 сантиметр от конца вертикальной поверхности. Не должно быть зазора между лемехом и отвалом, а сами они должны сверкать от полировки.


Когда работа по использованию плуга завершается, его обязательно чистят. Снимают грунт и смазывают маслом. Только так металлическую поверхность удаётся защищать от коррозии. На высоту стойки плуга и, вообще, размеры стоит обращать особое внимание, поскольку от них зависит качество проделанной работы.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector