- Дизели Д-245. 7Е3, Д-245. 9Е3, Д-245. 30Е3, Д-245. 35Е3. Руководство по эксплуатации. Приложение. Размерные группы, номинальные размеры деталей, регулировочные параметры
- Страхование груза
- С Новым 2023 годом!
- Аренда микроавтобуса на 7мест
- Приложение А. Химмотологическая карта
- Приложение Б. Ведомость ЗИП (ЗИ) дизеля Д-260 и его модификаций
- Приложение В. Регулировочные параметры дизеля
- Приложение Г. Идентификация неисправностей дизеля и турбокомпрессора
- Установка гильз цилиндров
- Укладка коленчатого вала
- Установка шатунно-поршневой группы
- Установка механизма газораспределения
- Установка головки цилиндров и клапанного механизма
- Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления
- Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя
- Установка маслоприемника
- Установка масляного картера
- Установка заднего листа, корпуса манжеты и маховика коленчатого вала
- Установка опоры дизеля и шкива коленчатого вала
- Установка центробежного масляного фильтра (центрифуги)
- Установка жидкостного насоса в сборе и термостата
- Установка генератора, вентилятора и ремня привода жидкостного насоса
- Установка стартера
- Установка компрессора
- 5 ХРАНЕНИЕ
- Примечание для двигателей, находившихся в эксплуатации
- Внимание! Запрещается хранить в одном помещении с двигателями и запасными частями аккумуляторы, кислоты, соли, щелочи и другие вещества, способные вызвать коррозию металлов.
- Рекомендации по хранению ремня
- Оглавление
- Дизели Д-245. 7Е3, Д-245. 9Е3, Д-245. 30Е3, Д-245. 35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Головка блока цилиндров, клапана, стартер, компрессор, генератор, турбокомпрессор
Дизели Д-245. 7Е3, Д-245. 9Е3, Д-245. 30Е3, Д-245. 35Е3. Руководство по эксплуатации. Приложение. Размерные группы, номинальные размеры деталей, регулировочные параметры
РАЗМЕРНЫЕ ГРУППЫ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ И ПОРШНЕЙ
В комплект на один дизель подбирают поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г.
НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРЕННЫХ И ШАТУННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготавливаются двух номинальных размеров.
Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:
РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДИЗЕЛЯ

Страхование груза

С Новым 2023 годом!

Аренда микроавтобуса на 7мест
При утилизации дизеля после окончания срока службы (эксплуата-
-слить масло из системы смазки и отправить его в установленном порядке на повторную переработку;
При проведении технического обслуживания и текущего ремонта дизеля подлежащие замене (при необходимости) детали и сборочные единицы отправить на повторную переработку, разобрав при этом сборочные единицы на детали и рассортировав их по материалам.
Приложение А. Химмотологическая карта
Номер позицииНаименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения)Количество сборочных единиц в изделии, шт.Наименование и обозначение марок ГСММасса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие при смене (пополнении), кг (дм3)Периодичность смены (пополнения) ГСМПримечание
1Бак топливный1Топливо дизельное, технические условия которого соответствуют требованиям СТБ 1658-2015, экологического класса К4 и выше, сорта (для умеренного климата) или класса (для арктического и холодного зимнего климата) в соответствии с температурой окружающей среды на месте эксплуатации дизеляТопливо дизельное, технические условия которого соответствуют требованиямГОСТ 32511-2013, эколо-гического класса К3 и выше, сорта (для умеренного климата) или класса (для арктического и холодного зимнего климата) в соответствии с температурой окружающей среды на месте эксплуатации дизеляНе имеетсяТопливо дизельное, технические условия которого соответствуют требованиям ЕN 590:2013, с содержанием серы не более 50 мг/кг (0,005 %)Топливо дизельное, вид I, вид II, вид III ГОСТ Р 52368-2005, сорта (для умеренного климата) или класса (для арктического и холодного климата) в соответствии с температурой окружающей среды на месте эксплуатации дизеля
Продолжение таблицы 1А
Номер позицииНаименование, индекс сборочной единицы (функционально законченное устройство, механизм, узел трения)Количество сборочных единиц в изделии, шт.Наименование и обозначение марок ГСММасса (объем) ГСМ, заправляемых в изделие при смене (пополнении),кг (дм3)Периодичность смены (пополнения) ГСМПримечание
2Картер масляный*1Л е т о м ( у с т о й ч и в а я т е м п е р а т у р а о к р у ж а ю щ е г о в о з д у х а в ы ш е п л ю с 5 ˚ С )16 (18)250 чДля Д-260.1, Д-260.1С,Д-260.1S2, Д-260.2, Д-260.2С,Д-260.2S2, Д-260.4, Д-260.4С,Д-260.4S2, Д-260.7, Д-260.7С,Д-260.7S2, Д-260.9, Д-260.9С, Д-260.9S2
Масла моторные«НАФТАН ДЗ» SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 ТУ BY300042199.010-2009,«Лукойл Авангард» SAE 10W-40,SAE 15W-40,«Лукойл Авангард Экстра»SAE 10W-40, SAE 15W-40Не имеетсяНе имеетсяHessol Turbo DieselSAE 15W-40,ALPINE TurboSAE 15W-40, ALPINE RST Super SAE 15W-40, ALPINETurbo Super SAE 10W-40, ORLEN OIL Platinum Ultor ProgressSAE 10W-40, ORLEN OILPlatinum Ultor Futuro SAE 15W-40
19 (21)Для Д-260.14, Д-260.14С, Д-260.14S2
29 (32)Для Д-260.7S2 (при комплектации картером 2522-1009011)
Зимой ( устойчивая температура окружающего воздуха ниже плюс 5˚С )Применение моторных масел в зависимости от условий эксплуатации:а) лето (плюс 5 ˚С и выше) – SAE 30; SAE 10W-40 (30); SAE 15W40 (30); SAE 20W-40 (30);б) зима (минус 10 ˚С и выше) – SAE 20; SAE 10W-40 (30);в) зима (минус 20 ˚С и выше) – SAE 10W-20 (30, 40);SAE 5W-30 (40);г) зима (ниже минус 20 ˚С) – SAE 5W-30 (40); SAE 0W-30 (40)
Масла моторные«НАФТАН ДЗ» SAE 10W-40 ТУ BY 300042199.010-2009,«Лукойл Авангард Ультра»SAE 5W-40Не имеетсяНе имеется
3Насос системы охлаждения (подшипниковая полость)1Смазка Литол-24-МЛи 4/12-3ГОСТ 21150-87Не имеетсяShell Retinax EP,Shell Retinax HD0,045 (0,05)ОдноразоваяЗакладывается изготовителем. В процессе эксплуатации пополнения смазки не требуется
4Объем системы охлаждения(без радиатора и соединительных патрубков)1Жидкости охлаждающие низкозамерзающие«Тосол (-35) FELIX»(до минус 35 ºС),«Тосол (-45) FELIX»(до минус 45 ºС),«Тосол (-65) FELIX»(до минус 65 ºС)ТУ 2422-006-36732629-99производстваООО «Тосол-Синтез»,г. Дзержинск, РФЖидкость охлаждающая низкозамерзающая «Тасол-АМП40»(до минус 40 °С),ТУ BY 101083712.009-2005производстваОАО «Гомельхимторг»,г. Гомель, РБЖидкость охлаждающая низкозамерзающая «CoolStream Standard 40» (до минус 40 °С)ТУ 2422-002-13331543-2004производстваОАО «Техноформ»,г. Климовск, РФОхлаждающая жидкостьОЖ-40(до минус 40 ºС), ОЖ-65(до минус65 ºС)ГОСТ 28084-89Не имеетсяMIL-F-5559(BS 150) (США),FL-3 Sort S735(Англия)13,4 (12,5)Один раз в два годаОбязательна проверка потребителем охлаждающих жидкостей по входному контролю
Окончание Таблицы А1
Автожидкость охлаждающая (антифриз) «ТосолА40МН» (до минус 40 ºС),«Тосол –А65МН» (до минус 65 ºС),ТУ РБ 500036524.104-2003производстваУП «АзотХимФортис»,г. Гродно, РБЖидкости охлаждающие(антифриз)«NIAGARA GREEN-40»(до минус 40 ºС)«NIAGARA GREEN-65»(до минус 65 ºС)ТУ 2422-002-63263522-2015производстваООО ПКФ «Ниагара»г. Н.Новгород, РФ
* Допускается применение иных моторных масел, соответствующих классам CF-4 и выше по классификации API и Е3 и выше по классификации АСЕА, с вязкостью, соответствующей температуре окружающего воздуха на месте эксплуатации дизеля.
Приложение Б. Ведомость ЗИП (ЗИ) дизеля Д-260 и его модификаций
Таблица Б.1 – Запасные части
Обозначение запасной частиКод продукцииНаименование запасной частиМесто укладкиПрименяемостьКоличество в изделии, шт.Количество в комплекте, шт.Примечание
260-1003031-А147 5352 7610Кольцо260-100307566
50 0000 0257Кольцо 100-4,0-4,0-1бТУ РБ 700069297.015-202260-1017030124 шт. для дизеля Д-260.7
25 6411 1212Ремень зубчатый 1кл.11-16х11-1220 ГОСТ5813-93 илиремень зубчатый 2кл.11-16х11-1220 ГОСТ5813-93260-130710011для дизелей Д-260.1 (кроме Д260.1-31, Д260.1-34, Д260.1-39), Д260.2, Д-260.4
25 6411 1147Ремень 1кл. 1-11х10-1150 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 111х10-1150 ГОСТ5813-93 или ремень AVX13-1150 ТУ 2564081-00149647-99260-3701050-А11для дизелей Д-260.1 (кроме Д260.1-31, Д260.1-34, Д260.1-39), Д260.2, Д-260.4, Д-260.7
25 6411 1151Ремень 1кл. 1-11х10-1250 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 111х10-1250 ГОСТ5813-93 или ремень AVX13-1250 ТУ 2564081-00149647-99260-3701050-А11для дизеля Д-260.14
25 6411 1152Ремень 1кл. 1-11х10-1280 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 111х10-1280 ГОСТ5813-93 или ремень AVX13-1280 ТУ 2564081-00149647-99260.14-130710022для дизеля Д-260.14
50 0000 0310Ремень 1кл. 11-11х10-1500 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 11-11х10-1500 ГОСТ5813-93 или ремень AVX13-1500 ТУ 2564081-00149647-99260.7-350901022для дизелей Д-260.1-31,Д-260.1-34,Д-260.1-39, Д-260.7
Продолжение таблицы Б.1
50 0000 0310Ремень 1кл. 11-11х10-1500 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 1111х10-1500 ГОСТ5813-93 или ремень AVX13-1500 ТУ 2564081-00149647-99260.9-130710011для дизеля Д-260.9
Ремень 1кл. 1-14х13-1000 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 114х13-1000 ГОСТ5813-93 или ремень 14х13-1000 ТУ 2564-08100149647-99260.7-340701022для дизелей Д-260.7, Д260.9
50 0000 031Ремень 1кл. 11-16х11-1450 ГОСТ5813-93 или ремень 2кл. 1116х11-1450 ГОСТ5813-93 или ремень 16х11-1450 ТУ 2564-08100149647-99260-3509100-Т11для дизелей Д-260.1-31,Д-260.1-34, Д-260.1-39
260-101703647 5352 6261Прокладка260-101703012
50-1404059-Б147 5341 8601Прокладка колпака260-102801011
260-101706047 5352 6170Элемент фильтрующий260-101703012
240-111703047 7121 9141Элемент фильтрующий240-1117010-А11Допускается замена на другие равнозначные элементы
2105-1012009-ММЗ50 2000 0332Клапан антидренажный260-101703012
47 9913 1506Шайба 5.01.08кп019 ГОСТ11371-78260-101703033
Таблица Б.2 –Инструмент и принадлежности
Обозначение инструмента, принадлежностиКод продукцииНаименование инструмента, принадлежностиКоличество в комплектеПримечание
50-390103447 5341 2815Пластина 0,25х1001Для замера зазора между бойком коромысла и торцем клапана
60‐390103447 5341 3054Пластина 0,45х1001
Приложение В. Регулировочные параметры дизеля
Давление масла в системе смазки прогретого дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого валаМПа0,28-0,45
Температура охлаждающей жидкости в системе охлажденияоС80-95
Прогиб ремня привода водяного насоса-См. п 3.2.3
Прогиб ремня на ветви шкив коленчатого вала -шкив генератора-См. п 3.2.3
Зазор между бойком коромысла и торцом стержнямм0,25 0,050,10
клапана на непрогретом дизеле для клапанов:
Установочный угол опережения впрыска топливаград20±1
дизелей Д-260.1, Д-260.2, Д-260.4,
Д-260.7 и Д-260.9
Давление начала подъема иглы распылителя форсунки:МПа21,6+0,8
Момент затяжки основных резьбовых соединений:Н.м190-210
болтов крепления головки цилиндров
болтов коренных подшипников220-240
гаек болтов шатунных подшипников100-120
болтов крепления маховика160-180
болтов крепления противовеса120-140
болтов крепления форсунок20-25*
болта шкива коленчатого вала160-200
гайки колпака центробежного масляного фильтра35-50
гайки –барашки воздухоочистителя8-10
болтов крепления демпфера80-100
*С последующей дозатяжкой моментом 30-35 Нм
ХХХХХНедостаток воздухаЧистоту воздушного фильтра. Заужен шланг подачи воздуха, неплотные (ос-лабленные) соединения.ХХ
ХХХПадение давления наддуваЗауженное (поврежденное, неплотное, ослабленное) соединение между турбокомпрессором и дизелемХ
ХХХПадение давления в выхлопеВыпускной трубопровод (уплотнение) – ослаблено, повреждено, неплотное
ХХХХВысокое давление в выпускном трубопроводеПрепятствия в выпускном трубопроводе, поврежден выпускной трубопровод
ХХВысокое давление картерных газовЧистоту сапунов дизеляХХХ
ХХНедостаточная смазкаЧистоту подводящего трубопровода тур
ХХХЧрезмерная смазкаВыводящий трубопровод масла из турбокомпрессора суженХХ
ХХНизкая компрессияСостояние клапанов, поршней и поршневых колец
ХХХМасло в камере сгоранияСостояние клапанов и направляющих, износ поршневых колецХ
ХХПлохой впрыскТопливный насос и распылители форсунок
ХХХСодержание инородных частицВоздухоочиститель (комплектность, чистоту)Х
ХХХИнородные частицы в выхлопеПоврежден корпус турбины, недостающая часть колеса турбиныХ
ХВибрацияУстановку турбокомпрессора на дизельХХ
ХХХХХХТурбокомпрессор неисправенСнимите турбокомпрессор и отдайте его в ремонтХХХХХ
Падение мощностиЧерный дымСиний дымЧрезмерный расход маслаМасло в выпускном трубопроводеШумный турбокомпрессорМасло в корпусе турбиныМасло в корпусе компрессораКолесо компрессора поврежденоРабочее колесо турбины поврежденоКорпус подшипников загрязнен углеродом
Приложение Г. Идентификация неисправностей дизеля и турбокомпрессора
1 – рым-болт; 2 – трос (цепь); 3 – балка; 4 -захват Рисунок 29 – Схема строповки дизеля
Установка гильз цилиндров
Гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы следует протереть салфеткой и продуть сжатым воздухом
Установить гильзы цилиндров в блок дизеля
Выступание буртов гильз цилиндров над плоскостью блока при прижатии гильзы усилием 9±0,1 кН должно быть 0,05-0,11 мм.
Подробно по установке гильз смотрим в статье » Замена гильз цилиндров дизеля Д-245″
Укладка коленчатого вала
Перед сборкой каждый коленчатый вал должен быть проверен на магнитном или ультразвуковом дефектоскопе на отсутствие микро и макротрещин, а также на соответствие подобранного комплекта вкладышей коренных подшипников размеру коренных шеек.
Подробно смотрим статью «Укладка коленчатого вала дизеля Д-245».
Установка шатунно-поршневой группы
Проверить соответствие размерной группы комплекта поршней и размерной группы гильз цилиндров.
Поршни одного комплекта на дизеле должны быть одной размерной группы, соответствующей размерной группе гильз цилиндров.
Подробно смотрим статью «Установка поршней и колец дизеля Д-245».
Установка механизма газораспределения
Прокладка щита распределения не должна иметь видимых повреждений.
Забоины и другие механические повреждения обработанных поверхностей щита распределения не допускаются.
Подробно смотрим статью «Установка механизма газораспределения Д-245».
Установка головки цилиндров и клапанного механизма
Установку головки цилиндров смотрим в статье «Установка ГБЦ и клапанного механизма Д-245»
Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления
Привалочная плита ТНВД должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются. Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.
При установке топливного насоса надо совместить метки зубчатого колеса привода топливного насоса и шлицевого фланца.
Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика топливного насоса.
Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18-25 Нм.
На дизель должны устанавливаться форсунки одной группы. Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом.
Болты крепления форсунок нужно затянуть моментом 20-25 Нм. Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10-15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.
Трубки низкого давления топлива перед установкой на дизель следует продуть сжатым воздухом.
Подробно можно посмотреть статью «Установка ТНВД дизеля Д-245»
Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя
Перед установкой масляного насоса надо проверить легкость вращения шестерен.
Направляющие штифты масляного насоса должны плотно входить в отверстия крышки первого коренного подшипника.
Под болты крепления масляного насоса надо поставить стопорные шайбы. Боковой зазор между зубьями шестерен привода масляного насоса должен быть в пределах 0,1-0,65 мм.
Болты крепления отводящего патрубка к масляному насосу и блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 15-25Нм.
Корпус насоса рулевого усилителя перед установкой нужно промыть и продуть сжатым воздухом.
Боковой зазор между зубьями зубчатых колес привода гидронасосов должен быть в пределах 0,08-0,2мм.
Корпус привода, гидронасоса после установки на дизель должен быть закрыт крышкой с прокладкой.
Масляный насос, поступивший на сборку дизеля, должен быть обкатан и испытан.
Подробно смотрим статью «Требования к маслонасосу дизеля Д-245»
Установка маслоприемника
Перед установкой маслоприемник должен выдержать гидравлическое испытание дизельным топливом или испытание воздухом под давлением 0,1±0,02 МПа.
Течь, подтекание или просачивание воздуха по месту соединения патрубка и фланца не допускаются.
Наплывы и неровности после сварки должны быть зачищены.
Установка масляного картера
В канавки опоры масляного картера перед сборкой должны быть установлены уплотнители.
Перед установкой масляного картера следует подрезать выступающие концы прокладки между крышкой распределения и плоскостью блока.
Плоскость прилегания масляного картера к блоку перед установкой прокладки необходимо смазать в трех местах пастой УЗОМ ГОСТ 13489-79.
Забоины и вмятины шириной более 0,1 мм на обработанных поверхностях масляного картера не допускаются.
Установка заднего листа, корпуса манжеты и маховика коленчатого вала
Задний лист должен плотно сидеть на штифтах, запрессованных в блок цилиндров.
Задний лист и плоскость сопряжения с картером, а также поверхность маховика и фланца коленчатого вала надо протереть чистой салфеткой.
Паронитовые прокладки заднего листа и корпуса манжеты перед установкой на штифты нужно смазать пастой УЗОМ с обеих сторон.
Сопрягаемые поверхности маховика и фланца коленчатого вала не должны иметь забоин, заусенцев и других повреждений.
Болты крепления маховика следует затягивать равномерно в несколько приемов.
Окончательная затяжка болтов крепления маховика должна быть проведена моментом 180-200 Нм.
Установка опоры дизеля и шкива коленчатого вала
Шкив коленчатого вала надо протереть чистой салфеткой.
На посадочных и рабочих поверхностях опоры и шкива коленчатого вала не должно быть забоин и заусенцев.
Болт крепления шкива коленчатого вала должен быть затянут крутящим моментом 240-280 Нм.
Установка центробежного масляного фильтра (центрифуги)
Сопрягаемые поверхности блока и центрифуги не должны иметь забоин и других повреждений.
Сопрягаемые поверхности перед установкой центрифуги надо протереть чистой салфеткой.
На прокладке центрифуги не должно быть надрывов и неровностей.
Болты крепления центрифуги нужно затянуть до отказа, предварительно поставив уплотнительные прокладки.
Установка жидкостного насоса в сборе и термостата
Валик жидкостного насоса должен плавно вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки.
Прокладка жидкостного насоса не должна иметь надрывов и расслоений.
Перед установкой на жидкостной насос прокладка должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.
На плоскости сопряжения корпуса термостата с головкой цилиндров не должно быть механических повреждений.
Перед установкой корпуса термостата поверхность сопряжения с головкой цилиндров нужно протереть чистой салфеткой.
Прокладка корпуса термостата перед установкой должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.
Установка генератора, вентилятора и ремня привода жидкостного насоса
Ручьи шкивов генератора и жидкостного насоса должны располагаться в плоскости ручьев шкива коленчатого вала с допустимым отклонением ±1,5мм.
На сопрягаемых поверхностях шкива жидкостного насоса и крестовины вентилятора забоины и заусенцы не допускаются.
Порядок установки генератора и натяжки ременного привода см. статью «Электрооборудование».
Установка стартера
Сопрягаемые поверхности стартера и заднего листа не должны иметь забоин и заусенцев.
Сопрягаемые поверхности стартера и заднего листа протереть чистой салфеткой.
Зазор между поверхностью стартера и задним листом не допускается.
Установка компрессора
Установочные штифты, запрессованные в крышку распределения, должны иметь плотную посадку.
Прокладка компрессора должна быть ровной, без разрывов и расслоений.
Предварительную затяжку болта штуцера маслопровода и крепления компрессора следует производить не более чем на 3 нитки.
5 ХРАНЕНИЕ
Двигатели, поступающие на конвейер серийного производства, консервируются на срок 6 месяцев. В течение этого периода рекомендуется установка двигателя на транспортное средство и ввод его в эксплуатацию.
В случае, если в данный период эксплуатация двигателя не была начата, в целях обеспечения работоспособности двигателя, экономии материальных средств на ремонт и подготовку к работе, двигатель должен быть поставлен на хранение.
Хранение двигателей независимо от времени года должно производиться в соответствии с ГОСТ 7751-2009, при котором трактор, комбайн, машину с установленным на нем двигателем необходимо поставить в закрытое помещение или под навес. Допускается хранить тракторы, комбайны, машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по герметизации (см. ниже).
Подготовка двигателя к хранению должна быть закончена не позднее
10 дней с момента завершения эксплуатации.
При подготовке двигателя к хранению необходимо выполнить следующие работы:
залить масло в двигатель в соответствии с Химмотологической кар-
залить охлаждающую жидкость в соответствии с Химмотологической картой.
в составе транспортного средства также залить дизельное топливо соответствующее техническим требованиям СТБ-1658-2012 класса К5 зимнего сорта (при необходимости прокачайте систему).
Примечание для двигателей, находившихся в эксплуатации
Запустите двигатель и дайте ему поработать 15 минут. Заглушите двигатель, технические жидкости не сливайте.
После проведенных процедур двигатели допускается хранить до 3-х лет, при этом необходимо каждые 12 месяцев проводить физикохимический анализ залитого в двигатель масла по основным показателям: щелочное число, вязкость, содержание воды.
При соответствии основных показателей нормам, необходимо запустить двигатель и дать ему поработать 15 минут.
При несоответствии основных показателей нормам необходимо заменить масло в соответствии с Химмотологической картой, после чего запустить двигатель и дать ему поработать 15 минут.
При хранении трактора, с/х машины под навесом или на открытой площадке снимите с двигателя и сдайте на склад генератор и стартер. Место установки стартера закройте герметично. При отсутствии возможности снятия генератор и стартер необходимо закрыть мешками из пленки полиэтиленовой и оклеить лентой полиэтиленовой с липким слоем ГОСТ2047786 или завязать шпагатом ШЛ 4,0 (0,25) Н1 «б» ГОСТ 17308-88.
По истечении 3-х лет хранения необходимо заменить масло. Охлаждающую жидкость не менять (срок смены охлаждающей жидкости 5 лет).
Для двигателей, хранящихся неустановленными на трактор, машину выполнить дополнительно:
Внимание! Запрещается хранить в одном помещении с двигателями и запасными частями аккумуляторы, кислоты, соли, щелочи и другие вещества, способные вызвать коррозию металлов.
Перед пуском трактора, комбайна, машины в работу выполните все подготовительные работы в соответствии с указаниями соответствующих пунктов руководства по эксплуатации.
Рекомендации по хранению ремня
При хранении двигателя необходимо ослабить натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов либо снять ремень. Храните ремень в прохладном сухом помещении без доступа прямого солнечного света. Чтобы избежать деформации ремней, хранить допускается на стеллажах небольшими штабелями либо в небольших контейнерах.
Перед запуском двигателя проверьте состояние ремня на наличие дефектов, при обнаружении дефектов замените ремень.
Если ремень хранится в ослабленном состоянии на двигателе, то по истечению 2-х лет ремень необходимо заменить. При хранении ремня снятым с двигателя замену производить также через 2 года.

Оглавление
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для операторов, водителей и мотористов машин и агрегатов, на которых устанавливается дизель Д-260.1 и его модификации: Д-260.2, Д-260.4, Д-260.7, Д-260.9 и Д-260.14.
Настоящее руководство по эксплуатации содержит краткое техническое описание, правила эксплуатации и технического обслуживания дизеля Д-260.1 и его модификаций.
К эксплуатации и обслуживанию дизелей допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с настоящим руководством по эксплуатации.
Операции по текущему ремонту дизелей и их узлов могут выполнять слесари, знающие устройство, принцип действия дизелей, имеющие общетехническую подготовку по программе обучения слесарей 3-4-го разрядов.
Конструкция дизелей рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания, изложенных в настоящем руководстве.
Несанкционированное вмешательство в конструкцию двигателей, нарушение заводских регулировок и периодичности технического обслуживания КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.
В связи с постоянным совершенствованием двигателей в конструкции отдельных сборочных единиц и деталей, а также химмотологическую карту могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве по эксплуатации.
ГАРАНТИИ НА ДВИГАТЕЛЬ НЕ СОХРАНЯЮТСЯ:
Дизели Д-245. 7Е3, Д-245. 9Е3, Д-245. 30Е3, Д-245. 35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Головка блока цилиндров, клапана, стартер, компрессор, генератор, турбокомпрессор
ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров производите по окончании обкатки и через каждые 40 тыс. км пробега на прогретом дизеле в следующем порядке:
Момент затяжки — 220±10 Н.м.
После проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между клапанами и коромыслами.

Рисунок 22 — Схема последовательности затяжки болтов крепления головки цилиндров
ПРОВЕРКА ЗАЗОРА МЕЖДУ КЛАПАНАМИ И КОРОМЫСЛАМИ
Проверка зазора между клапанами и коромыслами.
Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необходимости, регулируйте через каждые 20 тыс. км пробега, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом дизеле ( температура воды и масла не более 60°С) должен быть:
При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на непрогретом дизеле устанавливайте:
Регулировку производите в следующей последовательности:
Для регулировки зазора отпустите контргайку винта на коромысле регулируемого клапана в соответствии с рисунком 23 и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана.
После установки зазора затяните контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак крышки головки цилиндров.

1 — винт регулировочный; 2 — щуп; 3 — контргайка.
Рисунок 23 — Регулировка зазора в клапанах.
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ СТАРТЕРА ДИЗЕЛЯ
Через каждые 120 тыс. км пробега:
Проверьте затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их.
Зачистите наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и подтяните их крепления.
Снимите крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щёточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного подгара, протрите его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При невозможности устранения грязи или подгара протиркой, зачистите коллектор мелкой шлифовальной шкуркой. При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточите коллектор на станке.
Щётки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. При предельном износе щёток, а также при наличии значительных сколов замените их новыми.
Продуйте щёточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом.
Проверьте состояние контактной системы реле стартера. При значительном подгаре зачистите контактные болты и пластину контактную шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов. При значительном износе пластины и болтов, переверните контактную пластину, а контактные болты разверните на 180°.
Проверьте легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.
Удалите с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика. На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-201).
Состояние шестерни привода и упорных шайб проверьте визуально. Зазор между торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть 2 — 4 мм.
В процессе эксплуатации специального обслуживания турбокомпрессора не требуется, разборка и ремонт не допускаются. Частичная или полная разборка, а также ремонт возможны после съёма турбокомпрессора с дизеля и только в условиях специализированного предприятия.
Надежная и долговечная работа турбокомпрессора зависит от соблюдения правил и периодичности технического обслуживания систем смазки и воздухоочистки дизеля, использовании типа масла, рекомендуемого заводом-изготовителем, контроля давления масла в системе смазки, замены и очистки масляных и воздушных фильтров.
Поврежденные трубопроводы подачи и слива масла, а также воздухопроводы подсоединения к турбокомпрессору должны немедленно заменяться. При замене турбокомпрессора залейте в маслоподводящее отверстие чистое моторное масло по уровень фланца, а при установке прокладок под фланцы трубопроводов не применять герметики.
При возникновении неисправности компрессор следует направить в мастерскую, где квалифицированные специалисты определят причину неисправности и устранят её.
В процессе эксплуатации обслуживания компрессора не требуется.
При возникновении неисправности компрессор следует направить в мастерскую, где квалифицированные специалисты определят причину неисправности и устранят её.








