- Чем комплектуются мотоблоки
- Грунтозацепы своими руками
- Плуг и фреза своими руками
- Картофелесажалка для мотоблока своими руками
- Плоскорез для мотоблока своими руками
- Окучник для мотоблока своими руками
- Прицеп для мотоблока своими руками
- Снегоуборщик своими руками
- Делаем оборотный плуг для мотоблока своими руками
- Схемы и чертежи навесного оборудования
- Как сделать навесное оборудование к мотоблокам своими руками
- Самодельный окучник к мотоблоку
- Самодельная картофелесажалка
- Как сделать грунтозацепы к мотоблокам своими руками
- Второй способ изготовления самодельных грунтозацепов
- Самодельный прицеп к мотоблоку
- Навесное самодельное оборудование — фрезы и плуг
- Виды навесного оборудования
- Плуги
- Бороны
- Окучники
- Картофелесажалка и картофелекопалка
- Косилки
- Адаптер
- Выбираем прототип
- В чем преимущества детали?
- Учимся создавать плоскорез для мотоблока своими руками
- Мотоблоки и навесное оборудование к ним
- Двухрядный окучник мотоблока
- Однорядный окучник мотоблока
- Делаем навесное оборудование к мотоблокам своими руками, фото и чертежи
- Прополочный и как сделать своими руками по чертежам?
- Как сделать своими руками?
- Дисковый
- Где надо доработать
Чем комплектуются мотоблоки
Сам по себе мотоблок представляет только силовой агрегат с колесами. Чтобы он мог выполнять полезную работу, его нужно превратить в сельскохозяйственную машину, дополнив навесным оборудованием. Только тогда начинают проявляться положительные стороны этого энергонасыщенного устройства.
Небольшой список основного навесного оборудования и насадок:
Это далеко не полный список навесного оборудования для мотоблока.
Не обязательно приобретать весь комплект навесного оборудования для мотоблока сразу. По мере необходимости приобретается или изготавливается дополнительные инструменты.
Грунтозацепы своими руками
Крутящий момент двигателя через трансмиссию передается на колеса. Чтобы двигаться по пашне, нужно создать достаточное усилие. Увеличить тягу можно, повысив коэффициент сцепления колеса с грунтом. Поэтому грунтозацеп увеличивает этот коэффициент в несколько раз, позволяя не увеличивать массу силового агрегата.
Чтобы изготовить это навесное оборудование, нужно приобрести:
Этот набор заготовок достаточен для начала работ. Остается выбрать конструкцию или разработать собственную.
Грунтозацеп может быть ведущим и накладным. Ведущие грунтозацепы устанавливают на место базовых колес мотоблока. Накладные надеваются поверх базового колеса. Чаще делают ведущие самодельные грунтозацепы.
Плуг и фреза своими руками
Плуг при всей своей внешней простоте довольно сложен в изготовлении. Обычно изготовление начинают со сцепки – специальное навесное оборудование. На сцепке закрепляют корпус – это и есть основной рабочий орган. Мотоблочный плуг производит подрезание почвенного слоя. Далее формируется пласт, а затем происходит его оборот.
Конструкция корпуса плуга включает несколько составляющих:
Для мотоблока интересна конструкция поворотного плуга, одним перемещением фиксатора плуг легко изменяется с правого на левый и наоборот. Это очень удобно для обработки земли на небольших по протяженности участках.
Если плуг можно условно признать пассивной рабочей навеской, то почвенная фреза является активной. При обработке почвы снимают колеса, перемещение агрегата происходит за счет вращения фрез. Рабочие лопатки совершают вращательное движение и разрыхляют землю.
Для изготовления фрез используют полосовой прокат толщиной от 5 мм и больше. Для снижения сопротивления в процессе работы лопатки затачивают.
Картофелесажалка для мотоблока своими руками
Картофелесажалка механизирует труд по посеву картофеля. Это навесное оборудование состоит из:
Существует много разных конструкций картофелесажалок. Мастера используют имеющиеся у них емкости для бункера, подбирают варианты изготовления дозатора с применением фанеры. В отдельных сажалках потоком воздуха ускоряют перемещение посадочных клубней в почву. Есть совсем простые конструкции, в них фанерные диски заменяют сразу несколько исполнительных механизмов по дозированию и укладке картофелин в борозду. Многие самодельные авторы изобрели оригинальные навесные агрегаты.
Для изготовления картофелесажалки для мотоблока понадобится:
Плоскорез для мотоблока своими руками
Срезать корневища сорняков, рыхлить почву на небольшую глубину без оборота пласта могут такие насадки, как плоскорезы. Плоскорез для мотоблока достаточно прост в изготовлении. Для него понадобятся:
Порядок изготовления этого самодельного навесного оборудования:
Навесное оборудование испытывается в полевых условиях. При необходимости вносятся коррективы для улучшения показателей.
Окучник для мотоблока своими руками
Окучник создает почвенную гряду. Почва подгребается к корням, и площадь питания увеличивается в несколько раз при повышении уровня земли вокруг стебля культурного растения. Различают окучники на мотоблоки:
Листерные окучники часто оснащают регулируемыми отвалами. Это позволяет изменять ширину захвата рабочего органа. Пропеллерные навески многие используют для окучивания картофеля, но подрезая корневища многолетних сорняков, они способствуют засорению поля.
Наиболее распространены дисковые окучники, ими несложно манипулировать в процессе работы. Их также несложно изготовить своими руками.
Прицеп для мотоблока своими руками
Прицеп расширяет возможности мотоблока. С ним он превращается в транспортное средство, способное доставлять разные грузы. Параметры этого самодельного навесного оборудования для мотоблока зависят от имеющейся мощности. Чем она выше, тем более сложным может стать тележка.
Для энергонасыщенных мотоблоков с двигателями более 10 л.с. возможны двухосные прицепы, которые могут перевозить до 1000 кг груза. Обычно строят небольшие одноосные прицепы, грузоподъемность которых составляет 300-500 кг.
Есть важное требование. Надежность и управляемость прицепного устройства должна соответствовать характеристикам, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на дорогах общего пользования. Поэтому чаще всего используют оси или мосты от другой колесной техники. Многие ориентируются на применение готовых мостов от легковых автомобилей и грузовых мотороллеров.
Колеса от мотороллеров рассчитаны на нагрузку более 150 кг на каждое. Поэтому их и берут за основу при проектировании. Некоторые самодельщики комплектуют прицеп запасным колесом, чтобы на дороге выполнить быструю замену.
Главное создать прочную раму, так как она будет воспринимать нагрузку от перевозимых материалов. В то же время от прочного каркаса зависит и безопасность всех участников движения при эксплуатации мотоблока с прицепом на дорогах, где имеются и другие транспортные средства.
Снегоуборщик своими руками
Приобретая мотоблок, большинство пользователей рассчитывает эксплуатировать его только в весенне-летний период. На самом деле при использовании энергонасыщенного агрегата зимой в качестве снегоуборщика можно значительно увеличить эффективность его применения в личном хозяйстве. Бывают периоды, когда снег приходится убирать с дорожек и территории почти каждый день.
Для уборки снежного покрова применяют несколько типов мотоблочных снегоуборщиков:
Для большинства пользователей достаточно иметь отвал-лопату, этот снегоуборщик изготовить значительно проще.
Пользователь в зависимости от своих условий определяется с типом снегоуборщика, нужного ему. Многие берутся за изготовление сложного шнека, полагая, что именно это устройство будет помогать в зимний период. На самом деле большинство убеждается, что проще просто сдвинуть снег, освободив проезжую часть и территорию.
Рубрика: Навесное оборудование
Делаем оборотный плуг для мотоблока своими руками
Ранее мы рассмотрели возможность использования плуга (самодельного) вместо фрезы как навесное оборудование для мотоблока. И фреза и плуг выполняют похожие функции, но по качеству обработки отличаются. Так же само отличается и оборотный плуг от стандартного.
Такой плуг имеет усложненную конструкцию, в которой корпус сверху оборудован загнутым пером. Благодаря такому строению оборотный плуг не только вспахивает землю, но и переворачивает пласт земли, которую вспахал. Это бывает полезно при работе с тяжелой почвой. Устройство оборотного плуга намного сложнее, чем у обычного, и самостоятельно сделать оборотный плуг может только профессионал. Очень сложно бывает правильно подобрать качественные заготовки и в процессе нигде не ошибиться.
Для того, чтобы собрать такой плуг самому, нужно знать из чего собирать, то есть, какие его детали нужно сначала изготовить.
Чтобы сделать плуг Зыкова своими руками, вам нужно сделать стойку, которой будете цеплять плуг к мотоблоку, корпус плуга с лемехом, полевую доску (благодаря ей плуг становится более устойчивым) и перо, которым переворачивается земля. Отвал этого плуга делаем из трубы с полметра в диаметре с толщиной стенок в 5 мм. Включаем сварочный аппарат, чтобы вырезать отвал, который мы потом шлифуем болгаркой. Для корпуса берез стальную пластину толщиной в 2-3 мм.
Схемы и чертежи навесного оборудования
Сцепка мотоблочного самодельного прицепаДизельный двигатель мотоблока: топливная системаАдаптер для окучников своими рукамиСамодельный роторный снегоуборщикКак сделать рулевое на мотоблок с адаптеромЧертеж устройства шнека снегоуборщика к мотоблокуКак сделать бандаж с грунтозацепамиМотоблок с передним расположением двигателяГусеницы для мотоблока своими рукамиДиаметр грунтозацепов для мотоблокаСамодельный мотоблок из бензопилы ДружбаЛекало для изготовления плугаМотоблок из коробки передач (КП) ЗАЗИзготовление отвала самодельного плуга из трубыЧертеж понижающего редуктора для мотоблокаКак сделать роторную фрезу своими рукамиЧертеж рамы мотоблока: как сделатьПреимущества двухэтажной сцепки для мотоблока
Как сделать бандаж с грунтозацепамиАвтомобильные колеса и задний мост на мотоблокСхема устройства мотоблочной сцепкиГусеницы для мотоблока своими рукамиСамодельный мотоблок из бензопилы ДружбаИзготовление отвала самодельного плуга из трубыКак сделать рулевое на мотоблок с адаптеромИз чего состоит угловой редуктор мотоблокаКинематическая схема роторной косилки к мотоблокуЭксцентриковый привод сегментной косилки мотоблокаРегулировка и настройка окучника на мотоблокеПривод транспортерной картофелекопалкиКак сделать роторную фрезу своими рукамиСамодельный роторный снегоуборщикЧертеж картофелекопалки окучника с размерамиДиаметр грунтозацепов для мотоблокаТяжелый мотоблок из мотоцикла ИЖ своими рукамиКак облегчить разворот мотоблока
Как сделать навесное оборудование к мотоблокам своими руками
В принципе, большинство оборудования очень простое в конструкции и его легко сделать из того, что под рукой. Правда, сцепку для навесов вам все же придется купить. А другие устройства как картофелесажалка, картофелекапалка, грунтозацепы, сеялку, окучники вы можете сделать и сами.
Самодельный окучник к мотоблоку
Чтобы сделать самодельный окучники к мотоблоку, нужно взять два металлических диска толщиной в 2 мм и расположить их друг напротив друга так, чтобы они раскрывались наружу.
Когда мы подобрали правильный угол дисков, нам нужно закрепить окучник болтами или просто приварить.
Теперь нам нужно закрепить его на купленной нами сцепке к мотоблоку и вперед!
Самодельная картофелесажалка
Устройство самодельной картофелесажалки чем-то напоминает окучник. Здесь тоже есть два диска внизу, но сверху есть специальная чаша, в которую засыпают клубни картошки. Из отверстия в чаше клубни попадают в землю, а диски картофелесажалки устроены, чтобы закапывать их при каждом шаге.
Для того, чтобы сделать самодельную картофелесажалку, нам нужно собрать раму, колеса и колесную ось, стальные штифты, бункер для клубней, зацепные звездочки и регулировочный механизм. При изготовлении навеса внимательно отнеситесь к раме, потому что это главный орган картофелесажалки.
https://youtube.com/watch?v=DuDqShn0hYQ%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
К нему крепятся все остальные органы. Колеса спереди закройте металлической пластиной, без неё картошка будет выпадать из бункера тогда, когда нам этого не нужно.
Правильно подберите и настройте регулировочный аппарат картофелесажалки. Это нужно для того, что правильно распределить посадочный материал в почве. Бункер снизу затяните резиной, чтобы картошка не выпадала зря. Картофелесажалка может работать на самых разных колесах.
Как сделать грунтозацепы к мотоблокам своими руками
Для того, чтобы сделать их самостоятельно, вам нужно иметь несколько заготовок, болгарку и сварочный аппарат.
https://youtube.com/watch?v=XPSiBf9ilZk%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
Для того, чтобы сделать грунтозацепы, вы можете использовать старые колесные диски от автомобиля. Достаньте стальной уголок, он потом будет нашими зубьями на грунтозацепах. Возьмите полуось и закрепите на неё подшипник.
В центр колесного диска приварите квадратную пластину так, чтобы она своими углами касалась краев диска. Для верности проделываем дыры в пластине и дополнительно прикручиваем её болтами к диску. Полуось с внутренней стороны диска прикрепляем к нашей пластине.
Когда наше колесо готово, займемся зацепами для него. Ранее мы говорили, что вам нужно купить стальной уголок для того, чтобы потом переделать его вручную. Итак, разрезаем уголок болгаркой на части, складываем каждые два отрезка в угол и скрепляем их сварочным аппаратом.
Зацепы, которые у нас получились, необходимо разместить на ободе диска на дистанции друг от друга 15-20 см.
Второй способ изготовления самодельных грунтозацепов
Есть другой способ сделать колеса с грунтозацепами. Он пригодится вам, если у вас имеется старый ненужный газовый баллон, и нет грунтозацепов. Обрезаем круг (обод) из баллона шириной от пяти до семи сантиметров, окружность обода должна быть 30 см.
После этого из металлической пластины в 40 мм делаем зацепы и так же как в предыдущем варианте крепим их на расстоянии 15 см друг от друга. Кроме того, к каждому зацепу в его центр привариваем дополнительную пластину, которая создает дополнительный «зуб» грунтозацепа.
К краю каждого зацепа добавляем еще 60 см — это для большего вхождения в почву. К ободу одного из металлических дисков привариваем квадратную пластину, на которой будет ось грунтозацепа.
Самодельный прицеп к мотоблоку
Теперь рассмотрим конструкцию и возможности самодельного прицепа к мотоблоку. Иногда производители сами их не делают к продаваемому мотоблоку, или делают но некачественные, часто они гнутся при перевозке груза, там где прицеп соединяется с колесами. Самым лучшим это самодельный прицеп к мотоблоку, получиться дешевле в 2-3 раза и соответственно надежнее.
Для начала изготавливаем кузов будущего прицепа. Для этого берем стальные трубы с прямоугольным сечением или можем использовать уголки как в случае с грунтозацепами. Нам нужно болгаркой разрезать трубы под прямым углом и потом можно обшивать кузов деревом или металлом. Приделываем спереди сиденье для водителя. Так вы сможете управлять мотоблоком с тележкой, сидя и держа его за ручки управления мотоблоком.
Когда наш кузов готов, пора подумать как будет ездить наша тележка. Нам нужно сделать колесную ось взяв задний мост с легкового автомобиля, сняв с него редуктор. Также можно использовать как ось металлический стержень обточенный по краям так, чтобы можно одеть колеса для тележки.
Когда прицеп готов, еще нужно прикрепить её к мотоблоку. Сцепляться с мотоблоком прицеп при помощи поворотного узла. Для его изготовления берем трубу с прямоугольным сечением и привариваем её к нижнему ребру тележки так, чтобы образовался правильный треугольник, и край кузова был основанием этого треугольника.
Мы также упоминали о изготовление поворотного узла. Он представляет из себя цилиндр с консолью на двух подшипниках. Такая конструкция устройства позволяет колесам тележки и мотоблока двигаться независимо друг от друга.
Внизу вы можете видеть чертежи стандартной тележки для мотоблока
Навесное самодельное оборудование — фрезы и плуг
Одними из главных навесных орудий для мотоблока являются фрезы и плуг. Только фрезами пользуются только на мягкой и постоянно обрабатываемой почве, а плуг используется на целине. Также плуг дороже и его может позволить себе не каждый дачник. Но, в принципе, сама эта статья создана для тех, кто хочет весь комплект навесного оборудования и не хочет (или не может) за него платить.
Для самодельного плуга берете металлическую пластину толщиной от 3 до 5 мм и трубу, стенки которой должны быть 5 мм в толщине. Также нам надо будет изготовить корпус плуга.
В начале берем металлическую пластину и затачиваем её как затачивали бы косу. Сделаем из пластины отвал. Для этого его нужно вырезать болгаркой. Лемех выглядит в форме трапеции, его образец вы можете посмотреть ниже. Теперь крепим трубу. И еще нам нужен самодельный лемех. Покупной заменим диском циркулярной пилы. Все изготовленные нами детали теперь крепим к корпусу плуга и присоединяем к мотоблоку через сцепку.
Виды навесного оборудования
Основная мотивация при покупке любого мотоблока — обработка земли. Этой задаче конструкторы уделили максимум внимания.
Перечень предлагаемых к продаже навесных приспособлений включает:
Плуги
Эволюция распашных приспособлений воплотилась в следующих видах устройств:
Способ крепления стандартного плуга к мотоблоку иллюстрирует рисунок №1. Основные части этого устройства: лемех, отвал, стойка, каблук, полевая доска видны на рисунке №2.
В двухоборотном исполнении и в полной комплектации – грядиль, колесо и кронштейн-сцепка (цена в РФ на 2018 год 17-18 тыс. руб.)
Разработанный и производимый в Украине, плуг Зыкова в России пока еще встречается редко. Лишь отдельные энтузиасты самодельщики пытаются воспроизвести его в домашних мастерских.
Бороны
Земля, перевернутая плугом – «полуфабрикат», требующий доводки. Для этой работы используют борону, которая разбивает большие комья и выравнивает почву.
Существует две разновидности борон:
Дисковая борона (цена около 11 000 руб.)
Следует отметить, что дисковые конструкции выполняют боронование качественнее и чище зубчатых.
Окучники
Этот вид навесного оборудования для мотоблоков предназначен для рыхления почвы и создания борозд при посеве, высадки рассады и прополки.
По конструкции окучники бывают:
Однорядные окучники с фиксированной шириной (25-30 см) предназначены для работы с легкими мотоблоками (до 4 л.с.). Переменная ширина захвата и двухрядная установка позволяет использовать эти устройства на более мощных механизмах и обрабатывать ими грядки разной ширины.
Двухрядный окучник на усиленной раме (средняя стоимость 2.5-3 тыс. руб.)
Дисковый окучник (средняя стоимость 3-4 тыс. руб.)
Роторные (пропеллерные) окучники не нуждаются в использовании сцепки, поскольку их ставят вместо колес мотоблока. Зубчатые диски особой конфигурации хорошо рыхлят грунт и вырывают сорняки в междурядьях.
Окучник роторный ОР-380 Цена 2600-3000 руб.
Могут выполнять несколько операций:
В комплекте с мотоблоком обычно идут универсальные фрезы, снабженные саблевидными ножами. Ими удобно работать на мягкой почве. Для плотной и заросшей сорняками почвы предназначены механизмы, получившие название «гусиные лапки».
Фреза «гусиные лапки»
Высокая механическая прочность и особая форма фрез позволяет рыхлить ими запущенные участки, с корнями вырывая сорняки. Осенью с их помощью уничтожают насекомых вредителей, залегших в землю на зимовку.
Картофелесажалка и картофелекопалка
Главная культура наших полей и дачных участков – картошка требует значительных затрат труда при посадке и сборе урожая. Для механизирования этих операций применяют два навесных агрегата: картофелесажалку и картофелекопалку.
Первый снабжается небольшим плугом, делающим бороздку. Сразу за ним на раме установлен бункер, из которого картофель через равные промежутки времени падает в землю. Два наклонных диска-окучника, прикрепленных к задней части рамы, засыпают грядку. Так за один проход выполняется сразу три операции.
Прицепная картофелесажалка КСМ-1А сама делает бороздку и закладывает в нее картофель
Тот, кто хотя бы один раз копал картошку лопатой, наверняка оценит полезность этого простого приспособления. Картофелекопатель, закрепленный на сцепке мотоблока, состоит из плуга с приваренными к нему стальными прутьями. Поднимая землю под кустами, он аккуратно извлекает на поверхность клубни. Собрать их в мешок или ящик после такой обработки – дело не сложное.
Помимо веерных существуют более эффективные вибрационные копалки грохотного типа. Они предназначены для обработки больших участков. Подключение такого оборудования производится через вал отбора мощности, который передает крутящий момент на шкив картофелевыкапывателя, заставляя вибрировать рабочие элементы механизма.
Вибрационная картофелекопалка (цены на устройства стартуют в среднем с 12 тыс. руб.)
Косилки
Покос травы – еще одна важная рабочая операция, выполняемая навесными агрегатами.
Для мотоблоков производят косилки двух типов:
Роторная конструкция проще в обслуживании. Сегментная напоминает парикмахерскую машинку. Она сложнее по конструкции, но срезает траву чище роторной. Такую навеску используют для стрижки больших газонов.
Роторная косилка, средняя цена в зависимости от модели 14-20 тыс. руб.
Кроме чисто земледельческих орудий, мотоблоки агрегатируются с другими устройствами:
Работа на земельном участке и на территории усадьбы связана с транспортировкой удобрений и кормов, урожая и дров. Решить эти задачи можно с помощью тележки-прицепа. Она превращает мотоблок в транспортное средство «малого радиуса действия».
Полезная опция, которой оснащают некоторые виды мотоблочных прицепов, – самосвальный кузов, облегчающий разгрузку.
Адаптер
Полезное дополнение к мотоблоку, наделяющее его функциями мини-трактора. Хороший адаптер избавляет владельца от утомительного хождения по участку.
По конструкции адаптеры бывают безрулевыми (только сиденье, рычаг подъема навески и тормоз) и оснащенные рулем.
Такой незамысловатый механизм облегчает обработку земли и продается по цене в среднем от 10 000 рублей
Адаптер с рулем в несколько раз дороже. Несмотря на это он полностью оправдывает свою стоимость, если принять во внимание его рабочие возможности.
Грейдер, мини-трактор, самосвал и пахотный агрегат. Функции четырех механизмов совмещает в себе рулевой адаптер в полной комплектации (цена около 32 000 руб.)
Многие владельцы не ставят зимой свой мотоблок на прикол. С его помощью можно освободить от снежного покрова обширные участки усадьбы. Снегоуборочные приспособления, агрегатируемые с ним, можно поделить на несколько групп:
Самое простое и доступное по цене – устройство отвального типа. Ширина лопаты, фиксируемой к передку мотоблока, может составлять от 0,8 до 1,5 метра. Выбор ее размера зависит от мощности мотора. Конструкцией отвала предусмотрена регулировка наклона и угла поворота.
Там, где лопата беспомощна, а это часто происходит при высоких снеговых наметах, роторный снегоуборщик справится с работой. Он подключается к валу отбора мощности мотоблока. Шнекороторная конструкция обладает высокой производительностью и уверенно очищает участок от снежного покрова высотой до 50 см.
Щеточная навеска применяется для очистки территорий с дорогим декоративным покрытием, требующим максимально аккуратной работы.
Для полива делянок, расположенных далеко от электролиний и близко к водоемам созданы мотопомпы. Этот вид навесного оборудования для мотоблоков подключается к валу отбора мощности. Средняя производительность мотопомп составляет 20-40 м3 жидкости в час. Создаваемый напор достигает 4-5 метров при глубине всасывания до 10 метров.
Выбираем прототип
В большой агротехнике часто работают активными окучниками, рабочие органы которых приводятся во вращение от вала отбора мощности тягового агрегата. Мотоблоки и минитрактора для ЛПХ и малых ферм есть в продаже, но на практике оказывается, что производительность и качество работы активный окучник для них увеличивает незначительно, но существенно возрастают его стоимость и расход топлива, а ресурс мотора вырабатывается быстрее.
Причина – двигатель. Мини-картошки или помидоров нет и не будет – нам нужны съедобные. Переворачивать земли на метр рядка мини-окучник должен столько же, сколько и большой; столько же для этого нужно и энергии. Отобрать 10 кВт на 5-корпусный окучник от дизеля в 100 кВт не проблема, но отдать 2 кВт на однокорпусный движку в 6-10 кВт будет уже на пределе возможностей.
Есть еще одно существенное обстоятельство. Тракторные дизели особой конструкции, хотя на глаз это заметно только специалисту-моторостроителю. Их литровая мощность невелика, но сами движки очень приемистые, с мягкой внешней характеристикой, поэтому отбор мощности на навесной агрегат мало влияет на удельный расход топлива в г/кВт*час. Поставить такой же мотор на мотоблок сложно уже потому, что нужные рабочие характеристики получаются только при достаточно большом литраже двигателя. Но даже если эту препону удастся преодолеть, мотор все равно получится слишком дорогим, тяжелым и громоздким.
Большие агрохозяйства потребляют топливо тоннами; ЛПХ и малые фермы – литрами. Но движок мотоблока и здесь должен держать равномерное тяговое усилие, сам приноравливаясь к неоднородностям почвы, т.к. огрехи обработки недопустимы в любом случае. Поэтому на мини – сельхозтехнику ставят моторы, карбюраторные или с впрыском топлива, заведомо прожорливые и рассчитанные на скорость передвижения агрегата, прим. равную скорости пешего хождения. Таким образом удается минимизировать расходы на механизацию в целом, но вот нужной для «безболезненного» отбора мощности внешней характеристики двигателя уже не получается: движок надрывается, сжигая непомерно много топлива и себя самого. Поэтому далее мы ограничимся рассмотрением только пассивных окучников (без передачи мощности непосредственно на рабочий орган), как можно меньше нагружающих источник тягового усилия.
Сегодня рынок техники для агрономов пополнился множеством новых очень удобных приспособлений. Не секрет, что «пальма первенства» в соревновании лучших из лучших принадлежит мотоблокам, которые являются «универсальными солдатами» и отлично подойдут для выполнения практически любых задач.
Естественно, такая многогранность указанных агрегатов открывается благодаря множеству единиц навесного оборудования, позволяющих как убрать снег, так и вспахать землю. Плоскорез с рыхлителем для мотоблока является одним из наиболее известных и распространенных приспособлений, поэтому именно ему мы уделим сегодня максимум внимания.
В чем преимущества детали?
Плоскорез нередко рассматривается в качестве полезного объекта, ведь является симбиозом бороны и ножа. Лезвия расположены параллельно поверхности грунта или под небольшим углом, позволяющим срезать сорняки, находящиеся под верхним слоем земли.
Вместе с тем приспособление не осуществляет переворачивание грунта, способствуя максимальному сохранению влаги и полезных веществ. Стоит отметить, что агрегат известен не только благодаря качественному выполнению указанной функции. Плоскорез:
Многие собственники рассматривают в качестве единственного минуса плоскорезов необходимости приобретения или создания моделей разнообразных размеров, ведь разные культуры имеют отличающуюся ширину междурядий.
Несмотря на то, что сегодня приобрести фабричный плоскорез рыхлитель для мотоблока не так и сложно, многие все же пытаются создать такое приспособление своими руками, причем получается это у них довольно неплохо. Познакомимся с одним из уроков более детально.
Учимся создавать плоскорез для мотоблока своими руками
В качестве наиболее доступного и простого метода можно рассмотреть следующий маневр: нужно отмерить определенную длину стальной длинной пластины и заточить ее, создав тем самым лезвия ножа. Инструменты для ручного пользования зачастую затачивают с двух сторон, но плоскорезы на мотоблок не нуждаются в этом. В данном случае достаточной будет только односторонняя обработка.
https://youtube.com/watch?v=W2DR4kc2B44%3Ffeature%3Doembed
Заточенную пластину необходимо прикрепить к приделанным к сцепке мотоблока кронштейнам (несущим). Дабы полученная пластина не погружалась в почву на слишком большую глубину, используют специальные ограничители.
Для этой задачи подойдут обычные колеса от игрушечных машинок, главное подобрать правильный размер. Причем для того, чтобы эти колесики не сломались во время первой эксплуатации, необходимо наполнить их металлическими втулками, дабы повысить уровень стойкости. Разместить полученные детальки нужно снизу, чтобы полотно инструмента погружалось в грунт не глубже чем на 5 см.
Важный момент: если металлической пластины под руками не оказалось, можно воспользоваться полотном сегментной косилки, предварительно разделив его на 2 части. Но без закрепления полученных сегментов нельзя приступать, иначе изделие будет «бегать» из стороны в сторону и создавать оператору дискомфорт.
Чтобы процесс погружения происходил без особых усилий, желательно приварить сверху тяжелую деталь. После выполнения всех операций нужно позаботиться о сцепке, которая станет соединительным звеном с корпусом. Для этого необходимо на внутреннюю сторону оси прикрепить подшипник, на которой разместится пластина, являющаяся «базой» для дальнейшего прикручивания самодельного плоскореза.
С целью более детального знакомства со спецификой объекта, представляем вашему вниманию специальные чертежи:
Если человек хочет получить разъяснения всех спорных моментов, он может просмотреть видео самого процесса и демонстрацию готовых изделий:
Как видите, самостоятельно создать качественный плоскорез для культиватора не так и сложно, главное иметь необходимые детали и желание. Немало радует и то, что созданная навеска подойдет для таких мотоблоков, как Нева, Салют, Ока, Зоря, Кентавр и т. п. Поэтому можно смело пользоваться указанным уроком и на собственном опыте убедиться в том, что при серьезном подходе даже в домашних условиях можно получить очень достойную и полезную деталь для мотоблока.
Мотоблоки и навесное оборудование к ним
А теперь для более ясного представления себе каким может быть навесное оборудование, представляем вам видео с возможным навесом для мотоблока.
https://youtube.com/watch?v=ST0qdI-36C4%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
https://youtube.com/watch?v=FECv55yNDU8%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
https://youtube.com/watch?v=lPP9N2E-dy4%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
https://youtube.com/watch?v=of4xqnENNnc%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26
Двухрядный окучник мотоблока
Данный вид окучника отличается наполнением (комплектацией), видом, мощностью, а также функциями. Двухрядная насадка для мотокультиватора лучше тем, что при ее помощи можно окучивать большие участки почвы быстрее и менее затратно, а также с ним можно работать в любую погоду и даже с тяжелой почвой.
Он помогает с очисткой территории от сорняков, подровнять почву или сам куст культурного растения, наполняет чернозем достаточным количеством влаги и кислорода, не дает солнечным лучам повредить данное растение.
Однорядный окучник мотоблока
Данная насадка наиболее удобная и востребованная среди покупателей. С помощью простой, но надежной конструкции можно окучивать разные культурные растения, регулировать самостоятельно размеры грядки. Также однорядным плоскорезом для мотоблока можно обрабатывать относительно небольшие участки земли со средней почвой без особых трудностей, а еще для борьбы с сорняками, наполнения земли необходимым количеством кислорода, созданием ровных грядок, с нужными параметрами.
Важно! Это оборудование имеет термо усиленную кромку основного элемента, именно это делает его более устойчивым к природным условиям и продлевает жизнь данному окучнику.
Делаем навесное оборудование к мотоблокам своими руками, фото и чертежи
С приобретением мотоблока у пользователя появляется желание использовать его во всех домашних работах для дачи, огорода и пр. Некоторые стремятся сразу приобрести максимально возможный набор навесного оборудования для мотоблока, другие покупают только минимальный ряд, докупая постепенно остальное. Третья категория владельцев берется за самостоятельное изготовление своими руками приспособлений и дополнительных устройств. Порой они по многим параметрам превосходят то, что может предложить промышленность.
Прополочный и как сделать своими руками по чертежам?
5296 28.07.2019 5 мин.
Культиватор необходим вам, если вы хотите избавиться от тяжелой механической работы на своем земельном участке. Простота использования, универсальность, компактность и невысокая цена – благодаря этим преимуществам культиватор стал незаменим в небольшом частном хозяйстве или на даче.
С помощью культиватора вы можете легко и быстро обработать небольшой участок земли, провести обработку труднодоступных мест (альпийских горок, землю около забора и прочих). Культиваторы широко представлены в магазинах садовой техники.
Культиватор можно изготовить самостоятельно из простых материалов.
Стоимость самодельного культиватора будет в несколько раз ниже, чем магазинного.
Рассмотрим виды культиваторов. Главные параметры, на которые надо обратить внимание – это вес механизма и его мощность.
Тяжелые механизмы весят до 60 кг, и мощность достигает 6 л.с. Такие культиваторы оснащены собственным двигателем, или же прикрепляются к мотоблоку.
Средние механизмы – наиболее распространенный в частном хозяйстве тип. Их вес составляет 45-60 кг, мощность от 4 до 6 л.с. Почва обрабатывается на глубину 25-28 см.
Легкие механизмы – отличаются сниженным весом (до 40 кг). Они обрабатывают землю на меньшую глубину – до 18 см.
Средние и легкие механизмы можно собрать своими руками, используя минимальные технические знания.
Выбираем мощность культиватора. Мощность – это, пожалуй, самый важный параметр. Чем она больше, чем выше скорость работы и больше глубина вспахивания. Но вместе с мощностью растет и вес агрегата, и его цена.
https://youtube.com/watch?v=JLQJDhyPHJE%3Ffeature%3Doembed
Очень многое зависит от материала для ножей. Чем лучше материал, тем выше срок службы, тем лучше качество работы.
В подсобном хозяйстве используются ручные культиваторы, их проще всего изготовить, а также починить или заменить. Для их изготовления часто используются детали и материалы от других, вышедших из строя механизмов, что позволяет сэкономить на материалах.
Культиватор может использоваться не только сам по себе, но и в комплекте с мотоблоком – тогда культиватор используется как сменная насадка.
Как сделать своими руками?
Перед изготовлением культиватора обработайте металлические части от коррозии. Если не провести такую обработку, металлические детали быстро заржавеют от частого соприкосновения с почвой. Если провести обработку специальным антикоррозионным составом, тогда устройство прослужит вам гораздо дольше.
Для изготовления рабочей части берутся квадратные стальные пластины. Размер может быть разным, для мотоблока это 150*150 мм. Для фрез берутся пластины 25*4 см.
Сверлим отверстие в каждой пластине. Соединить обе пластины (квадратную и прямоугольную) вместе попарно, чтобы они выглядели как фреза.Для крепления используются болты.
Если использовать сварку, изделие будет не таким надежным.
После того, как вы соединили пластины, сделайте еще одно отверстие и закрепите их на стальной трубе. Нам понадобится две трубы, скрепленные между собой фрезами. После этого трубу можно прикрепить к валу мотоблока.
В данном случае можно использовать такие мотоблоки как: Кайман Варио, Кайман 320, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер и другие модели.
Простые модели культиваторов можно изготовить без чертежа, особенно при наличии инженерно-технического опыта. Более же сложные модели культиваторов для мотоблока своими руками желательно собирать по чертежам с указанием всех необходимых размеров.
Прополочный культиватор для мотоблока своими руками используется не только для рыхления, но и для прополки. Конструкция прополочного культиватора отличается некоторыми особенностями.
В качестве основы используется навесная рама. С одной стороны рама крепится к мотоблоку, а с другой стороны опирается на одно или несколько колес. На раме устанавливаются специальные лапы, которые срезают сорняки под корень, а также могут рыхлить почву на небольшую глубину.
Рассмотрим несколько видов простых культиваторов, которые можно сделать самостоятельно.
Это один их самых простых способов. Культиватор состоит из горизонтальной ручки, стержня и устройства для вспахивания. В качестве основы используются обычные вилы. Зубья отгибаются по типу штопора, затем вилы насаживаются на ручку. Чтобы отогнуть зубья, достаточно обычного молота.
В качестве ручки можно взять черенок от лопаты или любой другой аналог. Для крепления ручки к насадке можно использовать изоленту.
Это более сложный тип. Зато с его помощью можно выполнять больше сельскохозяйственных работ.
Берем велосипедную раму с одним колесом. Для управления прибором берется руль, или ручка из пластика. Между двумя частями велосипедной рамы устанавливается поперечная часть (стальной стержень, прикрепленный сваркой или болтами).
Лучше всего брать колесо среднего диаметра, так будет удобнее управлять устройством.
Затем мы прикрепляем к поперечной части головку, и культиватор готов.
о том, как сделать культиватор из велосипеда.
Для работы используются несколько дисков, которые вращаются по оси. Можно взять 3-5 дисков.
Например – мы берем 5 дисков из стали (диаметр 16-30 см.), прут (диаметр 10мм), ось (длины 32см, диаметр 15 мм) и держатель (деревянный или пластиковый).
Так как диски трудно снять с какого-нибудь сломанного механизма, их придется изготавливать.
Для изготовления дисков необходим самый простой токарный станок, а если нет станка, диски придется заказывать.
https://youtube.com/watch?v=y2QkNRi3lEU%3Ffeature%3Doembed
В дисках просверливаются отверстия для зубьев (но не во всех дисках, а в 3 из 5 или в 2 из 3). В каждое отверстие крепятся зубья. Затем диски насаживаются на ось по принципу – один диск с зубьями, один диск без зубьев. По краям оси устанавливаются цапфы и подшипники.
Обладатели мотоблоков часто идут на всевозможные самодельные изготовления различных комплектующих к своему агрегату. Гусеницы для мотоблока своими руками существенно увеличат показатели проходимости.
Зернодробилка стала незаменимой вещью для дачников и владельцев земельных участков. Зернодробилка бытовая идеальна по соотношению цены и качества.
Сельскохозяйственнная техника стала настоящим облегчением для фермеров. Здесь вы узнаете как сделать плуг для мотоблока своими руками.
В качестве ручки подойдет черенок от лопаты или пластик – на выбор. При использовании такого культиватора земля хорошо насыщается кислородом, а сорняки вырываются с корнями.
Этот культиватор может не только рыхлить землю, но и выровнять поверхность, а также избавит почву от крупных частиц грунта.
В качестве рабочей поверхности используются диски. Диски привариваются к поверхности втулок, которые, в свою очередь, надеты на ось. Чтобы закрепить ось, используют скобы. В самой большой из скоб надо предусмотреть выступ, через который будет проходить труба.
К поверхности трубы необходимо прикрепить ручку, которая будет использоваться для управления культиватором. Главное, что надо учесть при изготовлении – проблема деформации дисков. Чтобы избежать этой проблема, используйте специальные гайки, которые позволят регулировать диски в процессе работы.
Необходимо помнить, что диски не должны быть плоскими, их форма должны быть выпуклой. Форму заготовки можно изменить с помощью молота.
Как видим, изготовить такую необходимую в хозяйстве вещь, как культиватор, не очень сложно. Иногда культиватор можно изготовить только из подручных материалов. Но даже есть придется что-то покупать, затраты будут не очень велики.
Дисковый
Устройство дискового окучника для картофеля показано на рис. ниже; его рабочие органы на ходу вращаются под действием трения о грунт. Однако при самостоятельном изготовлении для небольшого частного хозяйства этот агрегат можно существенно упростить, задав вертикальный угол наклона (по-автомобилистски – развал дисков) фиксированным в 30 градусов при угле атаки (отрицательном схождении) 0 градусов, либо же оставив диски вертикальными. В первом случае при настройке окучника на нужный угол атаки будет несколько меняться и наклон дисков, но при проходе пешей скоростью это несущественно и даже удобно: настройка орудия осуществляется одним поворотом дисков.
Дело здесь в скорости обработки. Максимально возможная, не убивающая постепенно плодородие почвы, теоретически составляет 20-26 км/ч. Ускорение перемещения орудия дает двойную экономию топлива: за счет оптимизации режима работы ДВС тягового агрегата и уменьшения времени обработки поля данной площади. Учитывая, что нефти, пригодной на дизтопливо, на Земле осталось, по самых оптимистическим прогнозам, лет на 50-60, а сельхозтехника потребляет до 20% производимых в мире тяжелых моторных топлив, это вопрос жизненной важности, над которым бьются коллективы специалистов высочайшей квалификации.
Примечание: светлая малосернистая сланцевая нефть пригодна на бензин для легковушек (которые уже начинают заменяться электромобилями), но дизтоплива, авиакеросина и мазута для судовых силовых установок из нее не получишь. Практически все известные запасы тяжелых нефтей сосредоточены (в порядке убывания) в Саудовской Аравии, России и Иране; в США и Венесуэле месторождения темной нефти практически выработаны. Причем их величина в РФ точно не известна – российские специалисты на прямые вопросы отделываются общими замечаниями что, мол, много потенциально нефтеносных площадей еще толком не разведано. Почему отмалчиваются, вполне понятно, это же сведения величайшей стратегической важности, большей, чем ядерно-лазерно-стелс-гиперзвуковые секреты все вместе.
«Настоящий» дисковый культиватор, показанный на рис. выше, настраивается на максимально возможную на данной почве скорость перемещения. Но в ЛПХ или на малой ферме в общем все равно, уйдет на окучивание, скажем, 2 или 2,5 л малооктанового бензина и затянется обработка на 1 час 30 или 40 мин, зато сделать окучник будет гораздо проще.
Чертежи дискового окучника для картофеля, предназначенного под механическую и ручную тягу, даны на рис.:
Чертежи дискового окучника для картофеля под мотоблок и ручную тягу
Это старая, хорошо проверенная еще советская любительская конструкция, фрагменты которой, разбросанные по просторам рунета, здесь сведены воедино. Ее отличительная особенность – наличие скребков, счищающих с дисков налипшую землю. При ручной обработке это намного уменьшает тяговое усилие, а при механизированной расход топлива. раскладка по поз. на рис. такова:
На поз. 2а показана настройка дисков для окучивания в один полный ряд (см. внизу слева на рис. выше.) с тягой преим. от мотоблока или лебедки. На поз. 2б – настройка дисков преим. на ручное окучивание в 2 полуряда за проход, вверху справа на рис. в начале. Подробнее о настройке дискового окучника см. видеоЖ
Где надо доработать
Слабыми местами описанной конструкции на сегодняшний день являются:
Авторы оригинальной конструкции рекомендовали диски и скребки взять от сельхозтехники. Им-то легко было так советовать – тогда то и другое валялось под ногами на любом колхозном/совхозном хоздворе. Увы, теперь не те времена. Хотя, конечно, не увы – к чему привело тогдашнее, все мы испытали на своей шкуре. Сейчас, конечно, купить диски для окучника не проблема. Проблемы появляются потом – с качеством материала и ступицей, см. далее. С ценой тоже – заведомо качественный диск для окучника к мотоблоку стоит с пол всего нового навесного агрегата, а то и более. Так что надо изыскивать способы сделать хороший стойкий диск для окучника своими руками.
Профиль диска прост: это сферический сегмент. Стрела его прогиба (расстояние от основания до полюса) для работы с пешей скоростью должна быть ок. 6% от диаметра. Можно вдвое больше, тогда на легких сыпучих почвах призма отвала сформируется лучше, но тяговое усилие возрастет.
Профиль самодельного диска для окучника и его размеры показаны на рис.:
Размеры и профиль диска для окучника
Материал – вязкая углеродистая сталь не хуже Ст44. Толщина диска (не путайте со стрелой прогиба) 2-4 мм; чем лучше сталь, тем тоньше может быть диск и тем легче будет тянуть окучник (или меньше бензина сожрет движок мотоблока). С той же целью режущий клин заострен изнутри на 3-5 градусов; это можно сделать цилиндрической абразивной шарошкой, заправленной в электродрель.
А где ее взять?
Да сталь эту не хуже Ст44. Днища бытовых газовых баллонов и верхушки бойлеров не годятся. Они-то вязкие, но низкоуглеродистые, чтобы держали давление (имели достаточно высокий предел текучести) без опасности внезапного разрушения. К истирающим, знакопеременным и ударным нагрузкам их материал, к сожалению, не приспособлен: диски будут быстро тупиться, а скоро и вовсе помнутся.
а самый окучник с такими дисками:
Недостаток лемехов окучника из автодисков – не вполне сферический профиль. Это еще несколько увеличивает тяговое усилие. Если у вас найдется подходящий листовой материал, то как из него сделать сферические диски для окучника, см. ролик:
Скребки
Старый автохлам выручит и со скребками: их можно сделать из кусков рессор; это опять то, что надо, с большим запасом. Поскольку изогнуть рессорную сталь в домашней мастерской, не лишив ее стойкости, вязкости и упругости, невозможно, скребки просто вырезают болгаркой. Диски делают согласно радиусу кривизны рессоры, т.к. таковой самого диска не критичен, см. выше. Нужно только учесть, что зазор между скребком и диском нужен в пределах 2-5 мм в зависимости от липкости (адгезионной способности) почвы.
Ступица
Конструкция ступицы дискового лемеха окучника для картофеля
Вот как раз из-за ступицы покупать диски для окучника (тем более в интернете) настоятельно не рекомендуется: большинство их с одним подшипником скольжения и в работе разбалтывается буквально на первой грядке. Ступица дискового лемеха для окучника должна сидеть на паре капроновых подшипников скольжения (см. рис. справа). «Шарики», бронза и даже фторопласт не годятся, оно же все в земле и пыли. Поэтому втулка ступицы плотно закрывается с торцов резьбовыми крышками, а ее внутренняя проточка регулярно набивается шахтолом и т.п. консистентной смазкой для механизмов, работающих в тяжелых условиях. На валу втулка шплинтуется. Что, конечно, затрудняет съем/установку диска, но любое другое крепление условий его работы не выдержит.