Самодельные косилки для мотоблока своими руками — примеры постройки роторного и сегментного типа – АГРАРИЙ

Самодельные косилки для мотоблока своими руками — примеры постройки роторного и сегментного типа – АГРАРИЙ Мотоблоки

Виды косилок

Чтобы изготовить нормально функционирующую самодельную косилку домашние мастера, как правило, используют все доступные подручные средства. Изготовленное своими руками оборудование для мотоблока позволяет значительно сэкономить и при этом получить моральное удовлетворение от сделанного.

Как правило, косилка на мотоблок, созданная своими руками, это оборудование фронтального типа, и которое имеет следующие виды конструкции:

  • роторная;
  • сегментная;
  • косилка-платформа.

Чаще всего самодельные сенокосилки создаются на базе готовых моделей навесного оборудования заводского изготовления. Чертежи таких конструкций можно легко найти в интернете, а также просмотреть на многочисленных видеороликах.

Основанием для оборудования является шасси из стального уголка 40х40 мм или любого имеющегося в распоряжении. На шасси устанавливаются подшипники для колесной оси, и уже после монтируется непосредственно основной узел оборудования.

Дополнительные рекомендации

Существуют общепризнанные рекомендации по технике безопасности, пренебрегать которыми не советуют даже специалистам:

  1. Работая с сенокосилкой (самодельной или заводской), требуется регулярно делать перерывы для технического обследования механизма. Особого внимания требуют крепежи и натяжной ремень.
  2. Если возникла необходимость замены детали или полностью конструкции, весь механизм следует обесточить.
  3. При работе надевать специальную одежду и защитные очки.
  4. Если фронтальная или боковая косилка работает, ее обходят только сзади.
  5. Не стоит увеличивать скорость, это отразится на качестве.
  6. К режущим элементам не притрагиваются даже в выключенном состоянии, только к обесточенному механизму.

Последним этапом станет проверка косилки на небольшой территории и самых малых оборотах, включив муфту сцепления. Перед работой снимают все грузы, так увеличивается производительность двигателя, он не перегревается.

При самостоятельной сборке конструкции главное — соблюдение мер безопасности. Все детали надежно закрепляют, т. к. косилка – средство повышенной опасности. Поэтому если навыков управления с механизмами недостаточно, надежнее приобрести уже готовое навесное оборудование.

Изготовление прибора своими руками

Соорудить и роторную, и сегментную косилки своими руками несложно даже новичку. Специалисты не советуют собирать громоздкую фронтальную конструкцию – она требует обширных знаний в механике и наличие большого количества шарнирных деталей и механизмов.

Гораздо легче соорудить небольшие приспособления простой конфигурации, но по роторному или сегментному принципу. Для создания таких конструкций не потребуется специальное оборудование и механизмы.

Изготовление сегментной косилки

Сегментная навесная конструкция изготавливается и собирается самостоятельно достаточно просто. Для нее берут следующие детали и инструменты:

  • электрическая дрель;
  • брусья металлические – длина 1 м 20 см;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • болты/гайки.

Пошаговое руководство по сборке:

  1. В металлических брусьях сверлят отверстия (12 шт.), размер для болтов М 8.
  2. На направляющую ось (89 см) крепят брусья с зубьями и ножами.
  3. Полозки и прижимы устанавливают с обоих концов оси.
  4. Снизу закрепляют колесо (подойдет от коляски).
  5. Механизм подключают к мотоблоку.

Важный момент – полученную конструкцию обязательно проверяют и при необходимости выверяют центр тяжести. Если он смещен, то на другой конец закрепляют утяжелители.

И роторные, и сегментные механизмы, собранные и подсоединенные самостоятельно, хорошо подходят для следующих моделей мотоблоков, оснащенных валом отбора мощности: Крот, Каскад, МТЗ, Заря, Нева, Салют, Кентавр, МБ – 1 и 2, Зубр, Урал и прочие.

Инструкция по установке выполненного механизма на мотоблок

Недостаточно просто соорудить устройство. Важно его правильно присоединить и подключить к мотоблоку. Выполняют эти действия в следующем порядке:

  1. Мотоблок переключают в реверсный режим, косилку запаковывают в кожух для безопасности. Шкворень, призванный застопорить узел для соединения, обязательно должен быть оснащен пружиной.
  2. Закрепляют натяжное устройство (ремень) из выполненной конструкции.
  3. Шкив, находящийся на косилке, надевают на верхний фрикцион. Важно проследить, чтобы ступица передней частью была направлена на фланец натяжного устройства.
  4. Винтом скрепляют все имеющиеся части.
  5. Закрепляют косилку, надевая натяжной ремень. Фиксируют ее штырями.
  6. Закрепляют на мотоблок фартук. Он не даст траве попасть на владельца.

Важно точно отрегулировать натяжное устройство. Делают это, поворачивая рукоять по направлению движения мотоблока.

Инструмент и материалы

  1. сварочный аппарат;
  2. крепеж;
  3. металлический уголок;
  4. дно старой металлической бочки;
  5. восемь режущих пластин;
  6. колесная ось;
  7. два колеса.

Косилка-платформа

Чертеж косилки-повозки
Чертеж косилки-повозки

На данном чертеже представлен вариант косилки-платформы, эффективно используемой в летнее время для кошения травы и сорняков, а в зимнее – в качестве снегоочистителя. Для уборки снежных масс на оборудование монтируют специальные насадки в форме звездочек, а летом – ножи.

Конструкция данного оборудования, созданного своими руками, представляет собой два цилиндра соединенных зацепами с рамой и транспортерной лентой. Шасси создают из уголка или любого другого металла, который найдется в мастерской. На шасси устанавливают колеса, которые можно взять от ненужной коляски, и толстый фанерный лист, хотя в идеале лучше использовать металл. Габариты рамы могут быть разными, но оптимально будет 800х400 мм.

Главный узел состоит из двух цилиндров (5), ремня (3), рамы (10, 16, 17, 18,20), кронштейнов (19), уголков зацепов (4).

Рабочие цилиндры можно сделать из больших консервных банок, у которых необходимо вырезать дно и крышку, а на их место установить два кругляша из дерева. Вместо банок можно воспользоваться тонким металлическим листом и сделать из него 4 диска с внешним диаметром 200 мм и 4 с внутренним диаметром – 170 мм. При помощи болтов соединить попарно маленькие диски с большими. К этим конструкциям из дисков прикрепить по четыре ножа.

Поскольку ножи должны легко вращаться, то при их установке необходимо соблюсти между ними и дисками зазор в 1 мм. Тем не менее, необходимо чтобы все крепления были надежными, чтобы при вращении или столкновении со случайными камнями ножи не вырвало. Барабаны монтируются на раме, предварительно в них нужно установить втулки.

Рама собираемого своими руками. Оборудование состоит из верхней поперечины (10) и металлической полосы с уголками и подпяточными втулками (16). Для перекладины можно взять металлический уголок 35х35 мм. Цилиндры соединяются между собой ремнем, для установки которого в уголках высверливают пазы шириной 13 мм.

Для этого же нижняя втулка ведущего барабана подвижно крепится на планке (15), а на верхние оси цилиндров устанавливаются натяжные уголки (20). К торцам поперечной балки натягивание уголков (20) осуществляется при помощи винтов М5х65 мм. Ремень для барабанов проще сделать из резиновой полосы, концы которой соединяются при помощи дюралевой пластины толщиной 2 мм.

Далее связать косилку с валом отбора мощности мотоблока.

Необходимые инструменты и материалы

Учитывая, что схемы изготовления косилок, которые будут приведены в нашей статье ниже, придуманы с учетом использования подручных материалов, любой из названных компонентов может быть заменен. Если у вас нет возможности достать любой из указанных материалов, но есть идея, чем его заменить, вы можете свободно вносить изменения в наше предложение.

Мы же предлагаем только ориентировочный список того, что может пригодиться:

  • сварка;
  • крепежные элементы;
  • металлические уголки;
  • донная часть ненужной железной бочки или любой другой кусок металла подобной формы;
  • несколько режущих пластин;
  • ось для колес;
  • колеса.

Разновидности косилок

Для того чтобы правильно подобрать оборудование, необходимо определить его необходимость и фронт работ. Исходя из этого, по техническим характеристикам определить нужную разновидность косилок. Для самостоятельного изготовления подходит фронтальный тип, у которого стригущая часть расположена спереди.

Существует две основные разновидности косилок. Они отличны не только по внешнему виду, но и по особенностям в работе и предназначению.

Роторная

Косилки этого типа используются преимущественно для ухода за лужайками и заготовления сена. Агрегат рассчитан на использование на участках со сравнительно невысокой растительностью и небольшим количеством мелких кустов. Производительность конструкции оценивается весьма высоко, однако, она прихотлива к наличию склонов – 10-20 градусов для нее уже являются пределом, а боковой крен допускается и вовсе не более 8 градусов.

Ножи предлагаем сделать из обычной цепи для бензопилы, нарезав ее на равные по длине куски.

Такие импровизированные ножи крепятся обычно по 4 штуки на каждый из вращающихся кругов – чаще всего их делают 2, используя диски от зерновой сеялки. Фрагменты цепи крепятся к дискам через равные промежутки, при этом их фиксируют не идеально плотно, а с небольшим зазором буквально в пару миллиметров.

Последнее нужно для того, чтобы ножи максимально подвергались воздействию центробежной силы, которая позволит им всегда находиться в горизонтальном положении. Крепить их более устойчиво не стоит и просто потому, что при стыке с чем-то твердым они должны иметь возможность просто отскочить назад, иначе поломки агрегата не избежать.

Все крепления вращающихся частей нужно сделать из высокопрочной стали с высоким содержанием углерода, толщина штырей во избежание поломки прибора и получения травмы не должна быть меньшей 8 или даже 10 миллиметров. После этого остается только собрать каркас.

Раму обычно изготавливают из заранее заготовленной оси и двух колес, на которую наваривают металлические уголки. Корпус ротора можно изготовить с применением все того же дна от металлической бочки, именно к нему тогда и будут приварены оси для вращения дисков.

При монтаже каркаса нужно предусмотреть возможность соединения дисков с приводом ВОМ мотоблока – для этой цели могут быть использованы шестерни с КПП от старого советского автомобиля вроде ВАЗ.

Передачу крутящего момента нужно организовать таким образом, чтобы диски вращались в противоположном направлении по отношению друг к другу – именно такое решение позволяет складывать выкашиваемую траву аккуратными рядами. Последний шаг – установить некий защитный кожух на каркас, чтобы гарантировать, что случайно оторвавшийся кусок ножа точно не полетит в сторону оператора.

Сегментная

Сегментная косилка для подсоединения к мотоблоку представляет собой раму с брусками, на которые закрепляют ножи. В процессе совершаемых обратнопоступательных движений они скашивают траву. Стригущие элементы подвижны, они повторяют неровности грунта независимо от сложности, поэтому растительность срезается «под корень». Преимущества сегментной косилки перед роторной:

  1. Работает и с сорняками, и с высокой растительностью с толстыми стеблями.
  2. Используется как сенокосилка.
  3. Легкость при эксплуатации, ремонт требуется крайне редко.
  4. Возможность установки косилки сбоку или сзади к мотоблоку – при работе не затрагивается уже скошенная трава.
  5. Ножи устанавливаются максимально сбалансировано, поэтому сооружение практически не вибрирует, его легко держать в руках и управлять.

Режущая часть косилки установлена под углом 20°, так обрабатываются самые сложные неровные поверхности. Включение/выключение механизма автономно, независимо от мотоблока, что позволяет отключить агрегат в аварийных ситуациях.

Недостатками являются большие размеры и вес. Ею сложно управлять, а для маленьких участков сегментная косилка совсем не подходит.

Сегментная косилка

Для того, чтобы своими руками сделать вполне функциональную и рабочую сегментную косилку, следует взять металлическую трубу с прямоугольным сечением 1200х50х15 мм или отрезок полотна обычной косы, и высверлить на равном расстоянии двенадцать 10-миллиметровых гнезд под установку крепежных болтов М8.

Ножи имеют спинки с сегментами и обоймами приводного рычага. На трубе с обеих сторон так же устанавливают прижимы и полозки. На шасси косилки монтируется опорное колесо. Рабочая часть сегментной косилки приводится в движение валом отбора мощности используемого силового агрегата.

Чертеж сегментной косилки
Чертеж сегментной косилки

Благодаря использованию сегментной косилки можно проводить качественный скос свежей растительности без ее измельчения. На видео можно посмотреть работу оборудования.

Создание роторного агрегата

Изготовление любого механизма начинается с чертежа. Если нет специализированных знаний, начертить самостоятельно не получится, придется изучать готовые.

Чертежи должны содержать не только внешний вид деталей, но и их размеры, способы крепления друг к другу.

Пошаговая инструкция сооружения роторной косилки:

  1. Подбирают детали механизма. Потребуются диски (2 шт.) – берутся от любого другого неисправного или устаревшего механизма; цепь редукторная – снять с бензопилы; редуктор; ножи (на 1 диск 4 шт. х 65 гр.) – закаленная сталь.
  2. Ось берут из углеродистой стали (размер 1 см в диаметре).
  3. На дисках дрелью просверливают отверстия (4 шт.), в них с помощью шинки и сошника закрепляют ножи. Между лезвием и шинкой оставляют пространство на 2 мм больше толщины лезвия. Ножи имеют угол вращения 360°.
  4. Раму сваривают самостоятельно согласно чертежу.
  5. На раму закрепляют диски с ножами и соединяют с приводом мотоблока. Для этого используют шестерни с КПП от ВАЗа.
  6. На электрический привод устанавливают защитный элемент.
  7. Проводят проверку – диски с ножами должны вращаться друг к другу, так растения будут укладываться в ровные ряды.

Собранное по данной инструкции сооружение редко нуждается в ремонте или каком-либо дополнительном обслуживании.

Установка

Один из главных подводных камней в изготовлении косилки своими руками заключается даже не в том, что в результате упорных трудов механизм может так и не заработать, а в потенциальной опасности агрегата, сделанного с очевидными ошибками.

Травмоопасность подобных конструкций часто оказывается довольно высокой из-за неправильно подобранных материалов или ненадежно выполненных сварочных работ, потому во многих случаях целесообразнее все-таки приобрести уже готовое оборудование или хотя бы заказать сварку профессионалу своего дела.

Если же вы все-таки загорелись идеей самостоятельного изготовления газонокосилки для мотоблока, обратите внимание на то, что даже правильно собранный прибор не будет работать, если его неправильно присоединить к мотоблоку. Чтобы избежать распространенных ошибок, дадим несколько очевидных советов.

  • Все манипуляции по присоединению выполняются при включенном реверсивном режиме, а при подключении к ВОМ, установив узел соединения в гнездо сцепки.
  • Прицепной механизм практически всегда должен быть оснащен дополнительным шкворнем с пружиной. Практика показывает, что такая простая деталь обычно существенно продлевает срок службы крепления.
  • Ножи во время соединения узлов будущей газонокосилки с мотоблоком обязательно должны быть защищены кожухом. К сожалению, случаи непреднамеренного запуска оборудования во время монтажа – не такая уж редкость, и если незадачливый мастер, не прислушавшись к этому совету, в тот самый момент будет находиться слишком близко к ним, для него это может закончиться весьма печально.
  • Помните, что выкашивание травы обычно производится на небольших оборотах двигателя, потому что иначе агрегат превратит зеленую массу в пыль, и собирать ее станет значительно сложнее. Муфта сцепления должна быть включена еще до старта процесса
  • Каким бы надежным ни казалось соединение между прицепной газонокосилкой и мотоблоком, обычно оно не такое уж и прочное, и ярче всего это наблюдается в момент резкого поворота. По этой причине люди, имеющие большой опыт работы с мотоблоками и самодельными косилками, советуют избегать не только слишком острых углов, но и высокой скорости при повороте и даже просто резких движений в момент выполнения разворота. Отсоединившаяся конструкция даже в лучшем случае на некоторое время задержит выполнение покоса до тех пор, пока неисправность не будет устранена, в некоторых же ситуациях прицеп, отцепившись, может продолжить движение по непредсказуемой траектории. Последний вариант особенно опасен для всех, кто находится поблизости ввиду вероятного получения серьезных травм от контакта со все еще вращающимися ножами.

Подробнее смотрите в следующем видео.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector