Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками Мотоблоки
Содержание
  1. Что такое культиватор?
  2. «нева», «кентавр», «зубр», «агро»
  3. «ока», «салют», «каскад»
  4. Виды двигателей мотоблоков
  5. Грохотная картофелекопалка
  6. Изготовление картофелекопалки
  7. Изготовление навесного оборудования
  8. Какой двигатель выбрать для мотоблока
  9. Картофелесажалка
  10. Конструктивные особенности агрегата
  11. Необходимые параметры
  12. Плоскорез для мотоблока своими руками
  13. Подготовка к созданию самоделки
  14. Популярные модели двигателей для мотоблока
  15. Пошаговая технология сборки устройства
  16. Прицеп для мотоблока своими руками
  17. Прицепы и газоноступы
  18. Простое решение
  19. Разборка двигателя
  20. Распространенные неисправности
  21. Самодельные грабли для мотоблока
  22. Самодельный квадроцикл из мотоблока
  23. Сборка двигателя
  24. Советы по изготовлению оборудования
  25. Трансмиссия
  26. Универсальный мотоблок – настоящая находка для творческого человека
  27. Ходовая часть
  28. Ходоуменьшитель
  29. Чем хороша именно эта конструкция?
  30. Электрический

Что такое культиватор?

Машина используется как рыхлитель земли, помощник в борьбе с сорняками и для различных обработок почвы, с ней можно сажать и собирать урожай. Их делят на две большие группы — паровые и пропашные (первые обрабатывают почву сплошняком, а вторые созданы только для посевов).

Помимо предназначения, подразделяются все культиваторы по типу движимости ножей, так в одних они пассивные (неподвижны), а у других активные (приводные ножи). По типу привода выделяют простые культиваторы, мотокультиваторы и культиваторы, соединённые с трактором.

https://www.youtube.com/watch?v=Wd5paUEWStE

Прополочный культиватор на переднюю подвеску

Отличительные особенности мотокультиватора — это то, что обработка почвы происходит за счёт фрез. У него обязательно есть двигатель (бензиновый двух- или четырёхтактный, электрический, дизельный). В зависимости от величины обрабатываемого участка выпускают лёгкие, средние и тяжёлые мотокультиваторы.

Сейчас для большинства хозяев удобнее не приобретать садоводческий инструмент на рынке, а сделать культиватор для мотоблока своими руками. Основное, что для этого нужно — мотор: электрический или двигатель внутреннего сгорания. ДВС — лучшее решение при создании культиватора.

Обратите внимание! Многие не различают мотокультиватор и мотоблок. Действительно они похожи, но мотокультиватор намного меньше и без вала отбора мощности. Кроме того, на мотоблоке с прицепом можно перевозить грузы и людей, а на мотокультиваторе нет.

Электрический культиватор своими руками тоже создаётся, но использовать его хорошо только на небольших участках, где не будет проблем с тем, как протянуть кабель. Электродвигатель устанавливают, если есть трёхфазная сеть, и мощность мотора не должна быть меньше 2 кВт.

По сути, конструкция и функционал устройства, которое собирается самостоятельно, не столь существенны, как тип мотора, ведь сначала выбирать нужно именно его. Подсказать идею или решение о том, из чего и как собрать культиватор, поможет следующая информация.

«нева», «кентавр», «зубр», «агро»

Мотоблоки «Нева» оснащаются двигателями Subaru. Машины обладают большой мощностью и довольно тяжёлые, поэтому переделка их в минитрактор упрощает управление. С конструкцией данной марки поставляется сцепной механизм. Он предназначается для различного навесного оборудования, таким образом, решается проблема его соединения с машиной.

Мотоблоки «Кентавр» оснащаются дизельным мотором. Он монтируется в передней части рамы, что традиционно для такой техники. Тем временем крутящий момент коммуницируется на заднюю пару колёс посредством использования ременной или шестерёнчатой передачи.

Под торговой маркой «Зубр» выпускаются мотоблоки разной мощности. Для их реконструкции в минитрактор рекомендуется использовать тяжёлые модели. Они оснащаются системой жидкостного охлаждения, что даёт возможность работать при неблагоприятной погоде. Для построения системы управления можно использовать «вазовский» редуктор, а для системы остановки берутся механические тормоза ленточного типа.

При производстве минитрактора из мотоблоков «Агро» помните об одной важной особенности. Их штатная ось характеризуется малой прочностью на излом, тем самым повышается риск разрушения во время работы. Чтобы избежать подобного, надо её укрепить. Для этого используют модернизированные колёсные редукторы, предназначенные для внедорожников «ВАЗ» или «ЛуАЗ».

«ока», «салют», «каскад»

Минитракторы, сделанные из мотоблока «Ока», оснащены КПП реверсивного типа, включающими две скорости. При переделке оборудуются рамой и полным приводом, делающим ведущими все колёса. Мотор устанавливают спереди, для его защиты предусмотрен заводской капот. В задней части расположена раздаточная коробка. Там же находится и привод обоих мостов с цепными редукторами.

В мотоблоки «Салют» устанавливаются двигатели передовых торговых марок. Их мощность обычно варьируется в пределах 6–7,5 л/с. КПП оснащена двумя основными и дополнительной понижающей передачей. Кинематическая схема предусматривает использование двух клиновых ремней, благодаря чему:

  • повышается качество передачи крутящего момента;
  • снижается риск опасного проскальзывания, которое может возникнуть при активном действии нагрузок;
  • увеличивается срок полезной эксплуатации машины.

Если изготавливать минитрактор из мотоблока «Салют», целесообразно увеличить колёсную колею задней и передней оси до 1200 мм. Эта манипуляция повысит устойчивость транспортного средства. Для ведущих колёс, а их может быть как два, так и все 4, берутся только штатные покрышки.

При самостоятельном изготовлении минитрактора из мотоблоков «Каскад» в конструкции его заднего моста можно использовать «чулки» от старых заднеприводных «Москвичей» или «Жигулей». Во время работы «чулки» укорачиваются, что оптимизирует параметры колёсной колеи.

Виды двигателей мотоблоков

Для установки на садово-огородную технику и тяжелое сельскохозяйственное оборудование используются бензиновые и дизельные моторы. Первые отличаются высокой производительностью и способностью работать в сложных эксплуатационных условиях, вторые — универсальны и экономичны.

Такие агрегаты обладают хорошим моторесурсом и высокой устойчивостью к негативным погодно-климатическим факторам. Самые востребованные — двухцилиндровые модели. Они стоят относительно недорого и хорошо переносят повышенные температуры. При использовании такого мотора в летний зной хватит простейшей системы воздушного охлаждения.

Четырехтактный мотор такого типа обладает высокой производительностью и способностью работать на тяжелых почвах. Агрегат, оборудованный вертикальным валом, экономит время, поскольку может стабильно функционировать на больших скоростях. Силовые агрегаты, совместимые с мотоблоками, подразделяются по способу запуска:

  • на электрические;
  • на ручные;
  • на комбинированные.

Ручной привод встречается в самых бюджетных и устаревших моделях. Более распространены агрегаты с электрозапуском, обеспечивающим легкий и быстрый старт техники. Они экономичны, просты в эксплуатации и надежны. Использование электродвигателя для мотоблока уместно на даче или в собственном саду.

https://www.youtube.com/watch?v=vrCR9tPTjEU

Они существенно облегчают задачу оператора, т. к. позволяют выбрать удобный для себя тип запуска. И бензиновые, и дизельные модели оснащаются автоматическим регулятором скорости вращения. Еще один классификационный признак — показатель мощности. На легкие мотоблоки (меньше 70 кг) устанавливают движки до 4 л. с.

В легких и средних мотоблоках используются двухтактные бензиновые либо дизельные моторы с системой воздушного охлаждения. Они хорошо подходят для хозяйственных работ в частном доме. Среди фермеров наибольшее распространение получили тяжелые мотоблоки, оснащенные 4-тактным мотором с механизмом принудительного жидкостного охлаждения.

Грохотная картофелекопалка

Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный здесь эскиз (так же можно воспользоваться видео).
Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками
Рис.4. Грохотная картофелекопалка

На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики удлинители, слегка загнутые к низу. Описание деталей подробно показано на схеме. Такая конструкция отлично подходит для огорода.

Изготовление картофелекопалки

Данный агрегат способен значительно облегчить работу по уборке всех клубневых сельскохозяйственных культур, не только картофеля. Среди основных элементов конструкции агрегата необходимо выделить:

  • Сварную раму.
  • Лемех.
  • Барабан-очиститель.
  • Редакционный узел.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими рукамино при этом притупить все кромки, чтобы не повредить клубни. Изготовление рамы также не должно вызвать серьезных затруднений. Для решения поставленной задачи потребуются уголок, швеллер № 8 и профильная труба. Размеры рамы подбираются в индивидуальном порядке, а необходимое количество материалов определяется на месте.

Основной элемент всей конструкции агрегата — редакционный узел. Чтобы его изготовить, потребуется два металлических цилиндра, в которые затем устанавливаются соединительные втулки. После этого предстоит сделать ступицы из металлической трубы, диаметр которой равен 25 мм. Они используются для крепления звездочек, предварительно закрепленные на втулках посредством шпонок.

Наиболее сложным в изготовлении является барабан-очиститель, состоящий из двух роликовых цепей по 94 звена в каждой. Цепи, в свою очередь, устанавливаются на специальные стержни, а затем готовый элемент крепится на двух осях. В результате достигается максимальная подвижность.

Крутящий момент с двигателя мотоблока передается на лемех, соединенный с кожухом. Во время движения изменяется угол наклона, и совершаются копательные движения. Для регулирования угла наклона рабочего элемента конструкции, а, следовательно, и глубины копа, можно сделать ползун. Отличным материалом для изготовления этой детали станет фторопласт.

Изготовление навесного оборудования

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Конечно же, очень много информации на сайте будет посвящено самодельному навесному и дополнительному оборудованию для мотоблоков и мотокультиваторов: фото, картинки и рисунки с описаниями как сделать своими руками, статьи, советы и рекомендации. Очень надеемся, что все кто искал в интернете оригинальные и необычные идеи и решения по изготовлению снегоуборщика, культиватора, лопаты, плуга, бороны, полольников, сцепки, щетки для подметания мусора во дворе, описание устройства и принципа работы самодельной картофелесажалки, роторной или сегментной косилки, особенности конструкции и процесса изготовления фрез, граблей, отвала, утяжелителей колес и другие вопросы по сборке и монтажу инвентаря и аграрных приспособлений своими руками смогут найти для себя что-то полезное и интересное.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Какой двигатель выбрать для мотоблока

При выборе мотора к мотоблоку необходимо учитывать:

  • предполагаемые условия эксплуатации;
  • монтажную универсальность;
  • конструктивную совместимость с имеющейся моделью сельхозтехники;
  • задекларированный производителем ресурс двигателя.

Этот важный узел должен соответствовать ходовой части и трансмиссии оборудования, хорошо соотноситься с габаритами. Следует обратить внимание на наличие катушки освещения, что позволит подключать фары для использования агрегата в темное время.

Перед покупкой рекомендуется внимательно изучить отзывы и мнения специалистов.

Технические характеристики и функциональные параметры, которые следует принимать в расчет:

  1. Вылет вала. Оптимальная и самая распространенная модификация — под 19- или 20-миллиметровую шпонку. Немного уступают в востребованности агрегаты с выходом шлицевого типа. Реже встречаются модели конической конструкции.
  2. Наличие датчика контроля уровня масла, которым оснащаются все моторы, кроме ультрабюджетных. Такой индикатор — гарантия долговечности мотора.
  3. Универсальное крепление, призванное обеспечить удобство установки двигателя.
  4. Воздушный фильтр двойной очистки или с масляной ванной. Второй вариант проще обслуживать. Он совместим с мотоблоками, имеющими низкий клиренс. Хорошо защищает механизм от проникновения почвенной пыли и твердых частиц.
  5. Моторесурс. Желательно выбирать двигатель с показателем не менее 3000 м/ч.

Многие модели имеют встроенный регулятор оборотов. При изменении нагрузки механизм самостоятельно определяет вращательный момент, что увеличивает производственную эффективность и позволяет экономить топливо. Желательно выбирать бензодвигатель или дизельный агрегат, оснащенный таким устройством.

Такое оборудование рекомендуется выбирать для работы на больших площадях земли, тяжелых почвах и в сложных условиях эксплуатации. Для обработки частных сельскохозяйственных угодий, собственного сада и придомовой территории подойдет двигатель из Китая, например, производства компании Лифан.

Подобный двигатель оснащается двухклапанным приводом. В моторах Лифан используется исключительно воздушное охлаждение, что обусловлено сферой применения агрегатов. Хорошим отечественным аналогом для применения в домашнем хозяйстве или на небольшой ферме являются мотоблоки Ока, производимые на заводе Калужский двигатель.

Мотоблоки Ока оснащаются регулируемой рулевой колонкой, отличаются узким корпусом, приемлемой ценой и тросовым управлением. Если необходима утяжеленная модель для пахотных работ, можно выбрать недорогое, но качественное белорусское оборудование, например МДЗ-12.

Картофелесажалка

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Очень востребованным и незаменимым оборудованием на огороде является самодельная картофелесажалка. Она имеет расширитель для клубней с отверстием внизу и дисками для закапывания их в землю. Заднее колесо с внутренней стороны надо закрыть пластиной, чтобы посадочный материал не попадал под колесо мотоблока. Вся конструкция крепится на стальной раме. Глубина его закрепления регулируется.

Бункер можно сделать из фанеры или оцинкованного тонкого листа. Деревянный ящик можно покрасить водостойкой краской. Чтобы клубни не повреждались, внутри бункер выстилают резиной.

Посадочное устройство состоит из металлической трубки диаметром 10 см, к которой крепится сошник для прорезывания борозды. Высота его, а значит и глубина борозды, регулируется вертикальным перемещением конструкции.

Борозды заделываются дисками, направленными навстречу друг другу под углом. Они двигаются за счет подшипников. Ширина ряда изменяется ослаблением болтов стремянок и сдвиганием дисков. Чтобы на земле не оставалось следов от колес сажалки, землю можно рыхлить культивационными лапками, приваренными к раме.

Сидение сеятеля-самоделки для мотоблока крепится к металлической раме основания.

Конструктивные особенности агрегата

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Свежие записи

7 цветов, которые сажают в сентябре, чтобы ранней весной любоваться первоцветами Начинаем готовить комнатные растения к зиме: план работ на сентябрь 4 простых способов определить качество почвы без покупных тестов

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Необходимые параметры

Изготавливая самоделки для мотоблока, важно учитывать факторы, которые позволят оборудованию работать правильно. Нельзя собрать агрегат как у соседа, работающего на тракторе, и подсоединить его к мотоблоку. Параметры техники и навесного оборудования должны быть соответствующими. Поэтому необходимо уделить внимание следующим моментам:

  • Мощность мотоблока. Так, для техники мощностью 4,5 л. с. будет достаточно нагрузки 250 кг с учетом водителя. Исходя из этого значения, можно рассчитать массу перевозимого груза в прицепе, количество допустимых плугов и так далее.
  • Размер. Участок возле дома, даже самый большой, — это все-таки не поле. Поэтому наверняка найдутся участки, где большая техника не поместится. К тому же большая (или, наоборот, узкая) техника не всегда удобна в работе. Она может не пройти между деревьями или, наоборот, быть слишком узкой для грядки. Необходимо учитывать подобные размеры заранее.
  • Предусмотреть узел для крепления оборудования к мотоблоку. Оно может быть шарнирным, на втулках, подшипниковым. Подбирать его необходимо именно для своей техники.
  • Способ крепления отдельных частей оборудования между собой. Цельные узлы могут соединяться между собой сваркой, заклепками, болтами. Выбор в данном случае зависит от наличия инструмента, времени и способностей.

Это основные вопросы, которые необходимо продумать. Но не единственные. В процессе изготовления самоделки для мотоблока будет много вопросов и нюансов, которые нужно будет тщательно обдумывать для принятия правильного решения.

Плоскорез для мотоблока своими руками

Срезать корневища сорняков, рыхлить почву на небольшую глубину без оборота пласта могут такие насадки, как плоскорезы. Плоскорез для мотоблока достаточно прост в изготовлении. Для него понадобятся:

  • лист толщиной 5 или 6 мм;
  • лист толщиной 2 мм;
  • профильная труба 40х40 со стенкой 3 мм.

Порядок изготовления этого самодельного навесного оборудования:

  1. Из толстого листа по шаблону вырезают стойку. На стойке сверлят крепежные отверстия.
  2. Из тонкого листа вырезается лапа плоскореза. По шаблону на наковальне производится сгибание лапы согласно чертежу. Элемент плоскореза собирается с помощью заклепок или сваривается в единый узел.
  3. Из профильной трубы вырезаются заготовки рамы для фиксации рабочего органа. Прорабатывается схема подъема и опускания рамы. Далее сваривается сцепка, на которой в дальнейшем будут установлены элементы плоскорезов.
  4. Делается схема привязки навесного оборудования к мотоблоку. Полученные данные переносятся на раму. Изготавливаются пластины для фиксации сцепки. Проверяется работоспособность на подъем и опускание. Все изделия окрашиваются с помощью грунт-эмали 2 в 1 для защиты от коррозии.

Навесное оборудование испытывается в полевых условиях. При необходимости вносятся коррективы для улучшения показателей.

Подготовка к созданию самоделки

Чтобы сделать самодельную сельхозмашину — умельцы используют подручные материалы и отслужившие свой срок узлы мини техники. Так, основой мотоблока нередко служит бензопила, мотороллер или мопед, а когда нужно получить мощный и более функциональный агрегат — устаревшая модель мотоцикла («Восход», «Ява», «Минск»).

Прежде чем приступить к сборке мотоблока либо мотокультиватора просматривают тематическое видео в сети интернет, подыскивают нужную информацию в журналах, прочих изданиях. Затем подготавливают инструмент и материал, разрабатывают эскизы и чертеж, где наглядно изображают все функционирующие органы самоделки, включая силовую и ходовую части, системы управления и агрегатирования. Ниже на чертеже показано, как выглядит одноколёсный мотокультиватор.

Рис.1. Устройство самодельного мотокультиватора

1– силовой агрегат культиватора; 2– металлический защитный кожух; 3– топливный бак; 4– бобина зажигания; 5– коммутатор; 6– шпилька, фиксирующая наклон навески; 7– болт М-16; 8– ось для монтажа навески; 9– плуг навесной; 10– кронштейн; 11– станина; 12– рукояти; колесо с грунтозахватами.

Нелишним будет сделать кинематическую схему самоделки, отразив в ней порядок взаимодействия рабочих механизмов и показав, как организована трансмиссия.

Чтобы сделать лёгкий мотокультиватор или более тяжёлый мотоблок — применяют следующий инструмент:

  • электродрель с набором свёрл;
  • болгарку и диски по металлу;
  • ключи (рожковые, накидные);
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Материалом для самоделки служат высокопрочные швеллеры, стальные пластины и трубы.

Популярные модели двигателей для мотоблока

В рыночном ассортименте имеется большое количество двигателей китайских, японских, американских и европейских производителей. Это и компактные устройства, предназначенные для использования в дачном хозяйстве, и габаритные тяжелые агрегаты, ориентированные на полевые работы. Самые распространенные среди отечественных потребителей модели выпускают:

Высоко ценится и американский Гринфилд, обладающий оптимальным соотношением цены и качества. Хорошие моторы изготавливают отечественные производители. Такие агрегаты надежны, сравнительно дешевы, функциональны и универсальны. Например, малолитражный двигатель УД-2 подходит для садовых минитракторов и автономных электрогенераторов.

Еще один пример отечественных машиностроительных технологий — двигатель Садко. Нестандартное конструктивное решение при его изготовлении — использование в качестве материала корпуса легкого алюминиевого сплава. Такие моторы считаются оптимальным вариантом для садово-огородной техники. Устройство не создает большой нагрузки на руки оператора и обладает компактными размерами.

Ребра жесткости, расположенные по периметру корпуса, способствуют устойчивости мотоблока и обеспечивают хорошую сопротивляемость внутреннему давлению, которое возникает при сгорании топливной смеси. Несмотря на свой малый вес, моторы Садк» выдерживают большие нагрузки и могут работать при неблагоприятных погодных условиях. Многие отечественные потребители отдают предпочтение японским двигателям. Преимущества таких механизмов:

  1. Соответствие мировым стандартам.
  2. Продуманная конструкция.
  3. Высокая производительность.
  4. Использование передовых технологий и материалов исключительного качества.
  5. Совместимость с большим количеством навесного оборудования.

Типичный показатель мощности японских моторов — 7 л. с. Они подходят для установки как на мотоблоки, так и на помпы, генераторы, газонокосилки, другую садово-огородную технику. Бензиновые двигатели торговой марки Магнум — оптимальный выбор для обработки больших участков земли.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

А еще, можно соорудить адаптер для мотоблока, об этом читайте:

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Прицеп для мотоблока своими руками

Прицеп расширяет возможности мотоблока. С ним он превращается в транспортное средство, способное доставлять разные грузы. Параметры этого самодельного навесного оборудования для мотоблока зависят от имеющейся мощности. Чем она выше, тем более сложным может стать тележка.

Для энергонасыщенных мотоблоков с двигателями более 10 л.с. возможны двухосные прицепы, которые могут перевозить до 1000 кг груза. Обычно строят небольшие одноосные прицепы, грузоподъемность которых составляет 300-500 кг.

Есть важное требование. Надежность и управляемость прицепного устройства должна соответствовать характеристикам, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на дорогах общего пользования. Поэтому чаще всего используют оси или мосты от другой колесной техники. Многие ориентируются на применение готовых мостов от легковых автомобилей и грузовых мотороллеров.

Колеса от мотороллеров рассчитаны на нагрузку более 150 кг на каждое. Поэтому их и берут за основу при проектировании. Некоторые самодельщики комплектуют прицеп запасным колесом, чтобы на дороге выполнить быструю замену.

Главное создать прочную раму, так как она будет воспринимать нагрузку от перевозимых материалов. В то же время от прочного каркаса зависит и безопасность всех участников движения при эксплуатации мотоблока с прицепом на дорогах, где имеются и другие транспортные средства.

Прицепы и газоноступы

Чтобы сделать бороздонарезатель, используется заводский плуг-прицеп. К конструкции прикручивается уголок на 70 мм и 2 стойки от культиватора. Последние элементы должны находиться напротив колес мотоблока. Ножи культиватора обрезаются болгаркой. Для фиксации пластины используют болты.

Чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, используется дрель и болгарка. Телега фиксируется с помощью жигулевского кардана. Основа конструкции — задний москвичевский мост. Предварительно из устройства демонтируется редуктор. Для фиксации полуосей используется труба.

Для изготовления такого навесного оборудования для мотоблока своими руками, как аэратор, используют газоноступы. Аппарат можно сделать с помощью обуви. К подошве крепят гвозди. Затем подготавливают деревянные доски (с учетом размера обуви). Для этого используют электрический лобзик.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Чтобы зафиксировать доску к обуви, применяется ремень. Изготовленный аэратор-навеска на мотоблок своими руками можно использовать для обработки маленького земельного участка. Если площадь земли большая, тогда делают аппарат из трубы (длина 50 см), железа, гвоздей.

Специалисты советуют изготавливать подобный аппарат из стали и трубы. Через цилиндр проходит вал и подшипники. Трубу заполняют песком либо гравием. С внешней стороны к трубе приваривают гвозди (острием наружу). Гвозди располагают в шахматном порядке.

Простое решение

Культиваторы, имеющиеся в продаже, разделяются по принципу действия. Самая простая конструкция у модели «Торнадо». Стоят они недорого, но можно избежать даже таких минимальных трат.

Чтобы воспроизвести такую модель в домашних условиях, потребуются старые вилы и черенок от лопаты.

  1. Вилы нужно насадить на черенок и конструкция почти готова, теперь нужно превратить её в культиватор.
  2. Чтобы упростить рабочий процесс, потребуется поперечная рукоять. Дело в том, что культивация почвы довольно трудоёмкий процесс, который требует значительных физических усилий.
  3. Поперечная рукоять поможет снизить физические нагрузки. Для этого потребуется кусок пластиковой трубы, длиной около 50 сантиметров. Деталь разрезается вдоль, и одевается сверху на черенок. Чтобы рукоять сидела прочно, имеет смысл дополнительная фиксация.
  4. Теперь нужно придать зубьям вил нужную форму. На оригинальной модели, этот элемент имеет форму спирали или штопора. Это обеспечивает оптимальное разрыхление почвы. Придать нужную форму можно при помощи молотка.

Не стоит слишком усердствовать, вилы обычно делают из закалённой стали, поэтому от сильного удара зубья могут лопнуть.

Закончив процесс изготовления, вы получите удобный культиватор, который подойдёт для работы в теплице или на небольшом приусадебном участке. Если вы являетесь счастливым обладателем большого приусадебного участка, такой вариант вам не подойдёт, поэтому переходим к следующей модели.

Разборка двигателя

Моем двигатель, устанавливаем на рабочее место и сливаем масло из картера.

Производители рекомендуют сливать масло с прогретого двигателя. Для полного слива необходимо снять заглушку с заливного отверстия картера двигателя.

Займемся топливным баком: снимаем экран цилиндра , отсоединяем бензошланг и воздушный фильтр с топливного бака. Снимаем топливный бак

Снимаем шкив с коленчатого вала, вынимаем шпонку шкива

Снимаем головку цилиндра с прокладкой, кронштейн крепления бака

Отсоединяем корпус вентилятора и отражатель

Отвинчиваем винты крепления защитного кожуха маховика и снимаем его

Снимаем крышку и храповик. Чтобы не потерять шарики, находящиеся в корпусе муфты, перед снятием крышки подставьте под разбираемый узел банку

Вынимаем кольцо и отвинчиваем против часовой стрелки корпус муфты.

Снимаем шайбу и спрессуем маховик с помощью съемника . Производитель допускает использовать деревянный брусок и молоток.

Отвернем болты крепления крышки блока цилиндра и снимаем крышку с прокладкой.

Вынимаем из блока цилиндра распределительный вал и толкатели

Повернем коленчатый вал так, чтобы был доступ к болтам крепления крышки шатуна и отвернем болты крепления шатуна. Снимаем контровочную шайбу, маслоразбрызгиватель и крышку.

Шатун в сборе с поршнем подаем вверх до выхода из блока цилиндра . Вынимаем коленчатый вал.

Распространенные неисправности

Все неполадки двигателя для сельскохозяйственного оборудования подразделяются на две обширные категории:

  1. Проблемы запуска.
  2. Функциональные сбои.

Распространены и неполадки вариатора — механизма, передающего крутящий момент и способного плавно менять передаточное отношение в диапазоне предусмотренного регулирования. Ремонт обязательно должен предваряться тщательной диагностикой. Мелкие неисправности могут быть выявлены при плановом техническом обслуживании.

Регулировка клапанов — важная и необходимая процедура, призванная обеспечить надежную работу механизма и увеличить его эксплуатационный ресурс. Поэтому она должна проводиться с установленной производителем периодичностью. Необходимы следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • крестообразная и плоская отвертки;
  • тонкий щуп.

Некоторые модели могут потребовать и других ручных приспособлений. Смысл процесса регулировки заключается в том, чтобы установить зазоры клапанов двигателя мотоблока на нужную величину, которая указывается в руководстве пользователя. Пренебрежение этой операцией — частая причина преждевременного выхода мотора из строя.

Распространенные неисправности — проблемы с подачей топливной смеси. Если двигатель дымит или не запускается, необходимо проверить свечи зажигания. Неполадки в системе подачи топлива могут являться ответом на вопрос о том, почему стреляет мотор или не развивает обороты.

  1. Заправить бак свежим бензином или дизелем.
  2. Отвинтить топливный кран.
  3. Вычистить дренажное отверстие в пробке резервуара.
  4. Отсоединить топливопроводный шланг от входного штуцера в месте крепления к карбюратору.
  5. Продуть жиклеры.

Если же топливо поступает в карбюратор, но не доходит до цилиндров, при попытке запуска мотора будет ощущаться повышенная вибрация. Проблема решается разборкой и чисткой узла. Необходимо продуть карбюратор насосом. Бывает, что двигатель не заводится от переизбытка топлива.

Если на свече обнаружен налет, необходимо очистить ее и проверить зазор между электродами. Он должен составлять 0,8 мм. Нужно проверить и наличие искры. Ее отсутствие говорит о возможной неисправности в электрической цепи. Распространенная неполадка — большой зазор между обмоткой катушки и магнитопроводом. Если двигатель приводится в действие электростартером, причиной отсутствия запуска могут являться:

  • разрядка аккумулятора;
  • неисправный стартер;
  • перегорание предохранителя.

Если двигатель заводится, но не развивает обороты, глохнет или работает с перебоями, причинами могут быть следующие неполадки:

  1. Засор воздушного фильтра.
  2. Отложение в глушители продуктов сгорания топливной смеси.
  3. Неправильная настройка карбюратора.
  4. Износ деталей цилиндропоршневой группы.

Компрессия должна составлять 8 атм. Проверяется этот показатель путем подсоединения к свечному отверстию специального измерительного инструмента — компрессометра. Процедура диагностики заключается в проворачивании вала стартером. Если мотор не глушится, следует проверить работоспособность выключателя. В случае потребности зачищаются контакты или меняется сбойный элемент.

Самодельные грабли для мотоблока

При желании вы сможете легко изготовить самодельные грабли для мотоблока. Для граблей с широким захватом для сена можно использовать обычные водопроводные трубы, отличающиеся своими диаметрами. Вам необходимо будет надеть специальную втулку на круглый стержень, после чего простучать его поверхность, слегка проворачивая.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

При изготовлении лучше всего подойдет круглый прут. Большинство деталей граблей скрепляется электросваркой, поскольку данный способ прост, и при этом получается надежная конструкция.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Большей простоты конструкции можно достичь, если поворотные части на осях будут закреплены без подшипников качения.

Грабли для сена к мотоблоку лучше сделать складными, так как это упростит их транспортировку.

Самодельный квадроцикл из мотоблока

Помимо караката из мотоблока можно соорудить и самодельный квадроцикл из мотоблока, представляющий собой четырехколесный безопасный и маневренный мотоцикл.

Главное — он должен быть оснащен качественным мотором.

Но стоит помнить, что самодельный квадроцикл будет достаточно маневренным и выносливым, как и его оригинал, но по скорости он будет ему намного уступать.

Самым простым двигателем для квадроцикла является мотоблок. Процесс трансформации мотоблока в квадроцикл осуществляется в 3 последовательных этапа:

  1. Увеличение колесной базы, необходимость которой возникает из-за расположения колес на мотоблоке под двигателем. Этот процесс можно осуществить, выточив на станке вставки или купив в магазине готовые варианты.
  2. Создание рамы, за основу которой можно взять велосипед или мотоцикл. При их отсутствии можно использовать обычные стальные трубы, которые необходимо сварить между собой. Крепление рамы к мотоблоку осуществляется за поворотный шарнир 2 штифтами.
  3. Подбор и монтаж колес — следует использовать низкопрофильную резину. Без дисков здесь не обойтись. Можно использовать камеры от грузовых автомобилей, что позволит избежать установки дополнительных амортизаторов. Для того чтобы резина прослужила на квадроцикле подольше, необходимо взять обычный брезентовый поливочный шланг и обмотать колеса сделанного агрегата в несколько слоев. Чтобы он не размотался, его концы фиксируются клеем.

Для создания хорошего квадроцикла нужно составить его предварительный чертеж. Особое внимание нужно уделить полному приводу 4х4. Примеры чертежей представлены ниже.

Сборка двигателя

Перед сборкой промоем и очистим все детали и узлы, подлежащие сборке. Смажем моторным маслом цилиндр двигателя, толкатели, поршень с шатуном , шейки коленчатого вала.

Установим блок цилиндра на рабочее место. Вставим коленчатый вал в опорный подшипник блока цилиндра.

Введем поршень с шатуном в цилиндр с помощью ленты из жести и пассатиж.

Заведем нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала, наденем крышку шатуна, маслоразбрызгиватель , шайбу контровочную и затянем. Загнем столярные усы контровочной шайбы .

Установим в блок цилиндра толкатели .

Установим распределительный вал так, чтобы метка на зубе шестерни коленчатого вала находилась против метки впадины шестерни распределительного вала.

Провернем коленчатый вал, при этом проверим, чтобы маслоразбрызгиватель не задевал за стенку корпуса блока цилиндра .

Проверим легкость вращения шестерни центробежного регулятора с грузинами на оси крышки блока цилиндра .

Установим прокладку и крышку блока цилиндра , при этом слегка провернем коленчатый вал, чтобы шестерня с грузинами вошла в зацепление с шестеренкой распределительного вала.

Выполняем затяжку болтов крышки блока цилиндра

Установим на конус коленчатого вала шпонку и наденем маховик с шайбой

Смажем внутреннюю полость корпуса храповоймуфты тонким слоем ЛИТОЛ-24, наденьте и затянем ее.

На концевую часть коленчатого вала оденем кольцо и храповик .

Смажем шарики муфты моторным маслом, установим их в корпус муфты, оденем крышку и защитный кожух.

Установим на блок цилиндра головку с прокладкой , экран и кронштейн крепления топливного бака.

Произведем затяжку болтов крепления головки .

Провернем и отрегулируем зазор между статором и магнитным башмаком.

Установим корпус вентилятора , отражатель и защитный кожух.

Установим шпонку и шкив на коленчатый вал.

Оденем на патрубок карбюратора воздушный фильтр , установим топливный бак и бензошланг .

Источник

Советы по изготовлению оборудования

Для того, чтобы изготовление самодельного культиватора для минитрактора прошло быстрее, необходимо придерживаться ряда важных рекомендаций по его сборке и эксплуатации.

В их число входит:

  • все используемые для изготовления оборудования материалы следует предварительно обработать антикоррозийным средством. Если не сделать этого, то содержащаяся в почве влага начнет воздействовать на металл, и он станет ржаветь;
  • сменные плоскорежущие лапы имеют ширину захвата, составляющую от 22 до 38,5 см. Стрельчатые универсальные насадки обладают той же шириной. Вместе с тем, между ними есть одно отличие, которое заключается в угле измельчения грунта. В универсальных приспособлений этот параметр составляет 25–30, а в плоскорежущих – 12–18 градусов;
  • выровнять борозды, которые остались после применения лапы ножа, поможет прополочная или разрыхляющая лапа.

    Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Сделать и использовать культиватор для минитрактора не так уж сложно. В числе преимуществ самодельного оборудования выделяется его низкая стоимость, приспособленность под конкретные потребности фермера и универсальность. Такой культиватор можно устанавливать на минитрактор Донг фенг, МТЗ и сельскохозяйственные машины других брендов. В процессе работы он будет показывать высокую эффективность и производительность практически при любых погодных условиях.

Трансмиссия

Для самодельного дизельного мотоблока, впрочем, как и мотокультиватора, потребуются цепи, звёздочки, переходной вал. Их в основном заимствуют у списанной мото-, авто-, агротехники. Ступицы звёздочек не сложно сделать самому, используя куски железа и токарный станок, благо по этой теме легко найти в интернете подробный чертёж или видео.

Кинематическую схему самоделки создают максимально простой, чтобы обеспечить большую надёжность функционирования её механизмов. Передачу крутящего момента от двигателя на промежуточный вал организуют посредством стандартной роликовой цепи с ведущей и ведомой звёздочками. При этом увеличивают передаточное число промежуточного и снижают частоту вращения выходного валов.

Иногда в состав трансмиссии мотоблока или мотокультиватора включают так называемый ходоуменьшитель. Это понижающий редуктор, который необходим для получения медленных рабочих скоростей (На видео показана пошаговая инструкция, как собрать ходоуменьшитель).

Установка данного приспособления позволяет улучшить управление самоделкой и сделать её эксплуатацию безопасной для человека. Ходоуменьшитель покупают или собирают своими силами. Как самому сделать ходо уменьшитель и что для этого понадобится, можно посмотреть как на видео, так и поинтересоваться на тематических форумах, организованных технарями-умельцами.

Универсальный мотоблок – настоящая находка для творческого человека

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками

Если хозяин умеет держать в руках слесарный инструмент, он обязательно сможет придумать то, как можно использовать мотоблок не только по своему прямому назначению – для вспашки земли, но и для других целей. Дело в том, что удобная и крепкая конструкция агрегата, разработанная грамотными инженерами различных отечественных и зарубежных компаний и заводов, действительно позволяет иногда значительно усовершенствовать механизм, путем навешивания на него различного навесного оборудования.

При этом дополнительные устройства можно как купить в готовом виде, так и сконструировать самостоятельно.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими рукамиСамодельные гусеничные вездеходы: описание, план изготовления, инструменты и видео.

Ходовая часть

К дизельному мотоблоку с ходоуменьшителем, произведённому собственноручно лучше всего подходят пневмоколеса диаметром до 10 дюймов, взятые от списанных сельхозмашин, мотоколясок. Иногда берут от легковых авто, если нужно повысить проходимость самодельной техники.

При создании самодельного мотокультиватора вместо колёс устанавливают почвофрезу для возможности вскапывания и рыхления грунта. Благодаря использованию такого почвоулучшителя, не происходит утрамбовка грунта, по которому недавно прошёл мотокультиватор.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками
Рис.3. Ходовая часть культиватора

1 и 2- колёса; 3 – шестерня; 4 – вал ведущий; 5 – редуктор; 6 – шестерня ведущая; 7 – втулка; 8 – винт стопорный; 9 – корпус ведущего вала; 10 – фланец букса; 11 – гайка и болт М-8; 12 – втулка шлицевая; 13 – вал; 14 – гайки М-14; 15 – шайба; 16 – сальник; 17 и 18 — ступичные подшипники; 19 – мотор.

В изготовлении оси культиватора самоделки рекомендуют пользоваться монолитным куском стали. Сварная труба не сгодится, так как она может не выдержать нагрузки.

Ходоуменьшитель

Полезным аксессуаром для культивирующего устройства является уменьшитель хода. Он предназначается для понижения скоростей передвижения культиватора, что необходимо для перенаправления мощности не на скоростные свойства, а на крутящий момент или тяговое усилие.

Подобное изделие легко сделать самостоятельно, используя следующие комплектующие:

  • Корпус генератора.
  • Роторный вал.
  • Фланцевый подшипник.
  • Детали из стали.
  • Винты.
  • Шкив.
  • Шестерня.

Перед началом работ нужно провести несколько расчетов. Роль генератора может исполнять деталь от отечественного мотоцикла Урал. Главное, чтобы она была мощной и демонстрировала стабильный крутящий момент.

Следующий этап подразумевает обустройство приводного вала на основе оболочек двух подшипников, которые будут запускать шестерню. Фланцевые подшипники размещают на противоположной стороне редуктора, а внутри оставляют металлическую шайбу.

Смотрите » ТОП-3 культиватора Pubert с бензиновым двигателем

На ведомом валу фиксируют шестерню, а в завершении работ закрепляют шкив с ведомым валом. Для этого используют пружинную гайку и шайбы.

После выполнения монтажных работ ходоуменьшитель нужно проверить, подключив к сцепке агрегата с колесами. Если сделать все правильно, после запуска устройства колеса будут крутиться медленнее, а сам агрегат прижмется к земле.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Электрический

Рейтинг самых надежных и популярных электрокультиваторов очень обширный. Так например электрокультиваторы Мантис, Патриот, Лоплош используются для обработки участков земли и рыхления разных видов почвы. Вы можете использовать такой вид культиватора в теплицах, оранжереях, парниках. Поскольку электрокультиватор не вырабатывает выхлопные газы, его можно назвать экологически чистым оборудованием.

Из-за того, что ножи фрез острые, обработка разных типов почв будет на высоком уровне. Культиваторы для огорода электрические очень легко разбираются, и для вас это не составит проблем. И если у вас возникнет необходимости перевезти свой культиватор, в этом нет ничего сложного, вам просто придётся отвинтить четыре гайки.

Самодельный мотоблок: описание устройства и порядок изготовления агрегата своими руками
Электрический

Однако несмотря на все плюсы, также есть и минусы. Такой вид культиватора ограничен кабелем, поэтому вам может быть неудобно с ним работать. Также, по неосторожности, можно нечаянно, во время обрабатывания земли, повредить шнур.

Исходя из отзывов людей, мы можем сказать, что электрокультиваторы прекрасно подойдут для тех людей, у которых небольшой дачный участок, и благодаря этому агрегату вы аккуратно и легко сделаете свою работу, не повредив ничего лишнего.

Также культиваторы подразделяются на лёгкие (максимальный вес 15 килограммов), средние (максимальный вес 15-35 килограммов), тяжёлые (максимальный вес от 35-60 килограммов).

Легкими культиваторами обрабатывают лёгкий грунт и клумбы. В этих агрегатах нет большой функциональности, но для мелких работ они сгодятся.

Средние культиваторы под силу уже только мужчинам. Такие агрегаты смогут обработать почву в тридцать гектаров.

Тяжелые культиваторы могут обрабатывать любой вид почвы: как каменистую, так и сухую. Им под силу до 50 гектаров земли.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector