Предшественником МТЗ 80 (тип — универсально-пропашной, тяговый класс — 1,4) является трактор МТЗ 50.
МТЗ-80 «Белару́с» (МТЗ-82 «Беларус») — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время.
Трактор МТЗ 80 обладает большой многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам (приведены характеристики выпускаемого в настоящее время варианта МТЗ 80):
К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, следует отнести:
В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ. Конструкция данной модели оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.
Тракторы МТЗ-80 считаются наиболее распространенными и узнаваемыми моделями среди прочих видов спецтехники. Выпускались они Минским заводом, самая первая модель сошла с контейнера в 1974 г.
Данная модель является одной из самых практичных в линейке производителя. Спрос на МТЗ-80 и в наше время тоже есть. Именно интерес среди потребителей не дает закрыть производство и послужил толчком к модернизации спецтехники.
Важно: конструировался МТЗ-80 на базовых характеристиках предшественника МТЗ-50. Эти две модели являются практически полностью взаимозаменяемыми по запчастям и комплектующим.
Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью.
Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей.
Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.
«Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.
Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.
Количество отзывов Оставить отзыв
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
В модель устанавливали четырёхцилиндровые четырёхтактные двигатели Д-240 и Д-243, потребляющие дизельное топливо. Они относились к семейству 4Ч11/12,5. Выпускал моторы для МТЗ-80 Минский моторный завод.
Рабочий объем двигателя составлял 4,75 литра. Он развивал мощность в 80 (82) «лошади» при частоте вращения в 2200 оборотов в минуту. Масса двигателя равнялась 430 килограммам. Данные варианты агрегатов имели полуразделенную камеру сгорания, сделанную в поршне, и жидкостное охлаждение. В некоторые варианты устанавливали предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.
Пуск двигателя трактора осуществляется посредством элекстростартера для версий Д-240/243 или через пусковой карбюраторный 10-сильный двигатель ПД-10 для вариантов -240Л/243Л. Пусковой и основной моторы включались в работу прямо из кабины оператора оператора. При включенной передаче была предусмотрена блокировка пуска двигателя. Электрофакельный подогреватель облегчал пуск при низких температурах.
Иностранные аналоги данной модели выпускают компании «Катерпиллар» или «Джон Дир». Однако они отличаются куда большей стоимостью. опять же известны довольно много модификаций МТЗ-80. Среди них модели:
Данные модели можно назвать аналогами начальной модификации МТЗ-80.
Этот колёсный трактор, начали изготавливать в прошлом веке, на тракторном Минском заводе. Его изготовление продолжается и поныне. Модель стала модификацией, заменившей «МТЗ-50». Практически 70% всех основных деталей, были подвергнуты унификации. Сам трактор сделан в ставшей традиционной, компоновке.
Двигатель закреплен в переднем отсеке. Задние колеса отличаются увеличенным диаметром, превосходящим диаметр передних колес. Трактор оборудован задним приводом. Сегодня, «МТЗ 80» имеет разные модификации, которые отличаются несколькими параметрами:
Конструкция «МТЗ-80» не изменила классическому стилю. Иначе говоря, габарит задних колес, превышает размер передних. Основной остов держит полурамная конструкция.
Работу трактор обеспечивает дизельный мотор «Д-240», запуск которого происходит при помощи электрического стартера. Модифицированный «Д-240Л» запускается карбюраторным устройством. Мотор оборудован прямолинейным впрыском топлива, который позволяет достигнуть мощности, равной 80 л. сил.
Сцепление имеет резиновые демпферные элементы. Они гасят силы возникающих колебаний дизеля. Вал сцепления оборудован специальным тормозом, останавливающим вращение после выключения сцепления. В результате, происходит легкое переключение скоростей и продляется долговечность функционирования коробки передач.
Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства.
Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию.
Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой.
Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения.
Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.
МТЗ-80 оборудовался исключительно механической трансмиссией с однодисковой, сухой, постоянно замкнутой муфтой сцепления. Трактор имел 9-ступенчатую 2-диапазонную КПП с понижающим редуктором (4 задних и 18 передних передач). На некоторых моделях устанавливался ходоуменьшитель и гидроуправляемая коробка передач. Последняя позволяла выбрать одну из 4-х передач без выключения муфты сцепления. Управления блокировкой дифференциала осуществлялось посредством педали на полу кабины оператора оператора. На поздних версиях появилось гидравлическое управление блокировкой.
Трактор имел жесткую подвеску задних колес и полужесткую подвеску передних колес, дополненную балансирным мостом. Задние колеса крепились на осях при помощи клеммовых соединений, что обеспечивало смену ширины колеи в диапазоне 1400-2100 мм. У МТЗ-80 были дисковые тормозные механизмы, управление поворотом осуществлялось посредством передних колес. Дополнительно модель оснащалась гидроусилителем руля. В МТЗ-80 встраивалась раздельно-агрегатная гидравлическая система с шестеренчатым насосом НШ-32, гидроцилиндром управления навесным плугом и трехсекционным золотниково-клапанным гидрораспределителем.
МТЗ-80 имеет ряд плюсов и минусов. Они сказываются на его стоимости. Если сравнивать цены на данную модель и продукты производителей «Катерпиллар» или «Джон Дир», разница получится ощутимой. Трактор благодаря проверенной конструкции отличается повышенной надежной и ремонтопригодностью, запчасти на него легко купить. Комфортность работы и контроль ситуации с учетом отсутствия в штатной комплектации специализированного оснащения не являются сильными качествами МТЗ-80. Мощности трактора точно не хватит на большие площади. Тем не менее, популярность модели остается крайне значительной даже сейчас. МТЗ-80 является неким аналогом автомата Калашникова в мире тракторов.
Стоимость нового трактора составляет 600-900 тысяч рублей в зависимости от кабины оператора оператора (значительная, низкая) и дополнительного оснащения. Поддержанный МТЗ-80 в работоспособном состоянии можно приобрести за 150-300 тысяч рублей.
- Краткое описание модели
- Основные характеристики гидросистемы
- Особенности комплектации навесными орудиями
- Строение кабины и особенности управления
- Расход горючего
- Нюансы эксплуатации
- Отличия техники от модели-предшественника
- Особенности КПП
- Гидравлика и навесное оборудование
- Модификации и назначение спецтехники
- Аналоги
- В игровой и сувенирной индустрии
- Главные технические особенности
- Другие статьи
- Коммунальные и строительные машины
- Обслуживание
- Распространенные неисправности
- Технические особенности и обзор двигателя
- Коробка переключения передач
- Габариты
- Двигатель
- Технические характеристики МТЗ 80
- Видео
- Управление и обустройство кабины МТЗ-80
- Ходовая часть
- Обзор МТЗ-80
- Гидронавесная система трактора МТЗ 82
- Коробка передач и раздаточная коробка
- Передний ведущий мост (МТЗ-82)
- Ходовая часть и рулевое управление
Краткое описание модели
Колёсный универсальный трактор с задним ведущим мостом тягового класса 14 кН (1,4 тс) МТЗ-80 — базовая модель семейства тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Одновременно с началом выпуска МТЗ-80, запущено производство и его модификации с двумя ведущими мостами — трактора МТЗ-82.
Трактор построен по традиционной для МТЗ компоновке: полурамная конструкция — остов с узлами силовой передачи, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние управляемые колёса меньшего диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.
Тракторы выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, «привязочными местами» для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета и мощностью двигателя.
Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Широкий ассортимент навесного оборудования и агрегатов представлен на рынке огромным количеством производителей.
Основное назначение тракторов МТЗ-80 (82) — комплексная механизация возделывания и уборки так называемых пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.).
Другая область применения — работы общего назначения. Тракторы МТЗ-80 (82), обладая довольно высокими для тракторов скоростными данными, оснащенные пневмосистемой и светосигнальной аппаратурой, могут выполнять значительные по объёму транспортные работы, успешно конкурируя в тяжелых дорожных условиях с грузовыми автомобилями.
В 1970-х — 1990-х годах на тракторы устанавливались дизельные двигатели Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от бензинового двухтактного карбюраторного пускового двигателя (пускача). Тракторы с двигателями Д-240Л обозначались как МТЗ-80Л и МТЗ-82Л.
Наряду с ДТ-75 и Т-40 является одним из самых распространённых тракторов на территории бывшего СССР.
МТЗ-80 «Беларус» относится к многофункционально-пропашным колесным тракторам. Он выпускался на Минском тракторном заводе. Первый экземпляр данной модели сошел с конвейера в 1974-ом году. Производство МТЗ-80 «Беларус» не прекращается и в настоящее время (в 2000-х годах трактор переименовали в «Беларус-80»). Сама модель представляет собой глубокую модернизацию МТЗ-50, выпускавшегося ранее. Уровень унификации сборочных единиц, элементов и отдельных деталей у данных тракторов составляет 70%. МТЗ-80 разработан в компоновке, традиционной для данного семейства: переднее расположение мотора, большие задние колеса, являющиеся ведущими, малые направляющие передние колеса и полурамная конструкция. Модель выпускается исключительно в заднеприводном варианте.
Трактор имеет несколько многообразных модификаций, различающихся передаточными числами трансмиссии, внешним оформлением, размером агротехнического просвета, привязочными местами для оснащения, вариантом пуска двигателя, системами обеспечения функциональности на крутых склонах и типом применяемой резины.
Вместе с Т-40 и ДТ-75 модель МТЗ-80 можно смело отнести к наиболее массовой среди тракторов на всем советском пространстве. Осенью 2012-го года данной спецтехника участвовала в митинге балтийских фермеров, прошедшем в Брюсселе.
История МТЗ-80 «Беларус» очень интересна. Создание модели началось с приказа Совета Министров, касающегося разработки многофункционально-пропашной техники с 75-80-сильным двигателем, относящейся к 1,4-му классу тяги. Для минимизации расходов на переоснащение заводов для производства МТЗ-80 и ускорения его создания было решено модернизировать модель МТЗ-50. Конструкция машины получила множество существенных изменений: переработанный двигатель большей мощности, новую кабину оператора и обшивку. Испытания модернизированного трактора успешно завершились в 1972-ом году. Спустя два года появился первый МТЗ-80, еще через год был создан его гусеничный вариант – Т-70.
Данные тракторы предназначены для дорожно-строительных, погрузочно- разгрузочных и прочих специализированных работ. многофункциональность использования модели сильно увеличилась из-за повышения его проходимости, тягово-сцепных качеств и агротехнических показателей.
Высокие технико-экономические параметры МТЗ-80 сделали его популярным не только в СССР (России), но и за границей. Данная модель экспортируется в 70 государств мира.
Основные характеристики гидросистемы
Емкость ее равна 25 л, показатель максимального давления достигает 20 МПа, грузоподъемности — 3,2 т.
Особенности комплектации навесными орудиями
МТЗ-80 укомплектованы двумя валами независимой конфигурации. Такое оснащение позволяет агрегатировать технику с разными видами навесного оборудования:
За счет широких возможностей комплектации МТЗ-80 хорошо справляется с самыми разными задачами в с/х, коммунальной и грузотранспортной отраслях.
Строение кабины и особенности управления
МТЗ-80 сразу создавались для эксплуатации в условиях климата Центральной Европы, для которого характерны холодные зимы. Создатели позаботились о комфорте водителя, сделав кабину закрытого типа. Зимой в ней сохраняется тепло, а летом — прохладный воздух. На крыше предусмотрен люк для обеспечения дополнительной вентиляции.
Крепится кабина на амортизаторах, ввиду чего снижается восприимчивость к тряске при езде по ухабам. По периметру установлены широкие стекла, поэтому открывается широкий кругозор.
Оборудование для контроля и управления располагается в кабине компактно, чтобы водитель мог без усилий к нему дотянуться. Переключатели и датчики установлены на панели приборов.
Расход горючего
Тракторы МТЗ-80 характеризуются экономичностью потребления топлива. В среднем они расходуют до 9 л дизельного топлива за час работы. К примеру, МТЗ-82 требуется для тех же операций до 12 л.
Важно: расход дизеля напрямую зависит от показателя мощности двигателя.
Чтобы не допускать перерасхода топлива, требуется своевременно выполнять техосмотры, устранять неполадки и менять изношенные запчасти. Помогает контролировать потребление горючего и бережная эксплуатация двигателя. На высоких оборотах он расходует больше топлива.
Нюансы эксплуатации
Несмотря на надежность и безотказность МТЗ-80, многие механизаторы сталкиваются с проблемой запуска в холодную пору. Причиной такого поведения может стать замерзшая в радиаторе жидкость. Предотвратить подобные проблемы можно, проведя сезонное ТО. Перед наступлением зимы место воды в радиатор следует залить антифриз. Специальная жидкость более устойчива к низким температурам воздуха.
Избежать частых поломок и проблем с включением двигателя в холодную пору помогут и некоторые рекомендации:
Также важно выполнить обкатку спецтехники. Эта процедура длится примерно 60 часов. Смысл обкатки заключается в проработке всех узлов и механизмов спецтехники. Однако нужно выполнить ее правильно.
Важно: первые 25 часов работы трактора следует эксплуатировать его на нетяжелых операциях, без навесных агрегатов. Остальные 35 часов обкатки уже можно провести в полевых условиях, но не нагружать машину и не использовать гидросистему.
После завершения проработки узлов и механизмов нужно выполнить несколько последовательных действий:
Не стоит забывать о подготовке к простою после окончания сезонных работ. Спецтехнику нужно законсервировать. Эта мера включает очистку от грязи, слив ГСМ, отсоединение проводов свечей зажигания, смазку запчастей во избежание поражения коррозией. В период активной эксплуатации не стоит забывать выполнять замену моторного масла каждые 100 моточасов. Соблюдение этих рекомендаций позволит избежать быстрого износа комплектующих и серьезных нарушений в работе техники.
Отличия техники от модели-предшественника
Серийная сборка МТЗ-80 началась в 1974 г, чему предшествовали испытания (закончились в 1972). Целью производителей было создание более совершенной и производительной машины при простой конструкционной базе. За основу был взят трактор, выпущенные ранее — МТЗ-50. Новая модификация была очень сильно на него похожа, но оснащалась более мощными движками.
При разработке машины ориентировались на стандартную для спецтехники такого класса компоновку. Создавались МТЗ-80 на основе конструкции полурамного типа, в оснащении предусмотрены несущие картеры трансмиссионных узлов. Мотор расположили на передней части, ведущими определили задние колеса. Передние стали направляющими. Данная модель относится к заднеприводным тракторам.
Наряду с этим конструкция претерпела и некоторые изменения. Производители при создании МТЗ-80 модернизировали следующие узлы:
Важно: отличие МТЗ-80 заключается и в возможности более быстрого передвижения. Максимальная скорость машины составила 35 км/ч. В этой модели навесная система дополнена разным оборудованием: гидроувеличителем и специальными регуляторами (1 — позиционный и 2 — силовой). Также с модернизацией увеличился список навесных агрегатов, которыми можно укомплектовать технику.
Особенности КПП
МТЗ-80 комплектуются только механическими коробками переключения передач. Предусмотрены 18 передних и 8 задних скоростей, есть понижающий редуктор. За счет него удается обеспечивать плавность хода даже при комплектации навесными агрегатами.
Интересно: с 1985 г отдельные модели трактора дополнены КПП с гидроуправлением и возможностью переключать скорости под воздействием нагрузки. Эта техническая особенность позволила перестраивать передачи, не выключая муфту сцепления.
Современные машины Минского тракторного завода сразу оснащаются механизмом блокировки дифференциала. Чтобы его выключить, требуется переключить настройки режима под приборной панелью. На ранних версиях техники блокировкой управляли посредством педали.
Гидравлика и навесное оборудование
МТЗ-80 – это трактор с раздельной агрегатной гидросистемой. Она работает с помощью шестеренчатого насоса. Емкость всей гидросистемы (гидроцилиндра с гидрораспределителем) составляет 25 литров. При этом обеспечивается грузоподъемность оси до 3,2 тонн. Этого вполне достаточно для установки разнообразного навесного оборудования, в том числе плуга.
При необходимости дополнительно установить оборудование в качестве прицепа или же навеса основой становится задний ВОМ. На МТЗ-80 можно установить множество разнообразных приспособлений, валы позволяют их комбинировать. Перечислим:
Это несколько вариантов дополнительного навесного оборудования, которое позволяет использовать трактор МТЗ-80 в разнообразных сферах.
Модификации и назначение спецтехники
Трактор хорошо зарекомендовал себя буквально в первые годы эксплуатации. Однако разные регионы Советского Союза отличались по климатическим и почвенным условиям, промышленным отраслям, что привело к разработке модификаций популярного трактора. Машины основных версий обозначили следующими индексами:
Кроме того, данные версии спецтехники дополнительно различались по дизайну, особенностям пуска мотора.
Важно: сегодня современные машины Минского завода индексируются как BELARUS-80.1. Уже на их конструкционной базе выпускаются примерно два десятка версий с/х техники с показателями мощности в диапазоне 81–95 лошадиных сил.
Аналоги
Исходя из основных технических характеристик к числу аналогов можно отнести следующие модели: МТЗ 50, МТЗ 912, МТЗ 911, МТЗ 80.1, МТЗ 82, ЮМЗ 6АКМ40.2, АГРОМАШ 85ТК, ЮМЗ 6, АГРОМАШ 60ТК Метан, ЮМЗ 8040.2.
В игровой и сувенирной индустрии
Модели трактора МТЗ-82 1:43
Масштабная модель МТЗ-82.1 в масштабе 1:43 выпускалась на саратовском заводе «Моссар», бывший «Агат» и «Тантал». Также в рамках журнальной серии «Тракторы история люди машины» от издательства «Hachette» вышли: под № 6 модель МТЗ-80 красного цвета; под № 29 модель МТЗ-82 зелёного цвета; под № 49 модель МТЗ-82Р голубого цвета.
Главные технические особенности
МТЗ-80 считается универсально-пропашным видом техники, которая широко используется в разных отраслях хозяйства: дорожной, с/х, коммунальной, строительстве. Тяговый класс равен 1,4. При должном оснащении прицепным оборудованием эти машины могут также выполнять работы по погрузке и загрузке. За счет улучшенной проходимости и высоких тяговых и сцепных свойств данная техника является универсальной в использовании.
Выпускаются тракторы МТЗ-80 только с задним приводом. Ни в одной модификации этого вида спецтехники не предусмотрены изменения по этой части. Мотор в МТЗ-80 расположен спереди, колеса задней оси крупнее передних, при этом являются ведущими.
Сегодня выпущено несколько версий этой техники, главное отличие между которыми заключается в комплектности оборудования, количестве скоростных передач, клиренсе, внешнем дизайне.
Характерной особенностью машин МТЗ-80 является доступность в техобслуживании. Комплектующие для этой техники выпускаются как самим заводом, так и представлены на рынке взаимозаменяемыми аналогами. Фирменные запчасти на МТЗ-80 прямо сейчас можно заказать на сайте «Белагро». Вся продукция сертифицирована, что повышает ее надежность в эксплуатации.
Другие статьи
Возврат к списку
Коммунальные и строительные машины
В процессе эксплуатации трактористы отмечают ряд особенностей. Здесь присутствуют хорошая тяга, проходимость, а также показатели производительности. В результате МТЗ-80 является универсальной спецтехникой. Дополнительно трактор дорабатывается в связи с потребностями навесным оборудованием и приспособлениями для комфорта и улучшения работоспособности.
На их базе в дальнейшем разрабатывается спецтехника, в частности, сельскохозяйственные машины и строительная техника. Перед покупкой стоит проанализировать каждую модификацию, подобрав наиболее подходящий вариант для определенного вида работ.
Обслуживание
Профессиональная спецтехника требует не только грамотного подхода к покупке, но и внимания при дальнейшей эксплуатации. Полагаться стоит исключительно на рекомендации производителя. Для заправки подходит дизельное топливо, при этом горючее расходуется экономно, около 5-7 литров в час.
Регулярного обслуживания требует система охлаждения, в которую требуется заливать Тосол или охлаждающую жидкость, также в трансмиссии регулярно меняется масло. Стабильная работа спецтехники возможна лишь при плановом осмотре каждую смену, а также дополнительно ТО рекомендуется каждые 125 часов работы, более серьезное обслуживание требуется через 500 и тысячу рабочих часов.
Распространенные неисправности
Трактор МТЗ-80, как и любая другая спецтехника, может иметь типовые поломки, неисправности и нуждаться в ремонте. Популярность подобной сельскохозяйственной техники во многом обусловлена ее стабильностью и надежностью в работе. Производитель гарантирует, что 5 тысяч часов трактор будет работать без поломок.
Конструкция трактора довольна простая, поэтому во многих случаях автовладельцам не требуется обращение в специализированный сервис. С рядом проблем оператор справится самостоятельно. Это важно при работе в поле, вдали от цивилизации, или же когда спецтехника требуется труднодоступным районам.
Популярной причиной неисправностей становятся нарушения, которые сознательно или же случайно совершаются операторами при управлении этой моделью. Производитель четко указывает условия эксплуатации, а также главные критерии надежной работы. В случае нарушений может пострадать сам двигатель. Силовой агрегат либо не включается, либо же функционирует с проблемами.
Часто ситуация связана с силовой передачей, которая сопровождается сильным шумом, скрежетом или иными трудностями. Автоматика также может выйти из строя, отказавшись блокировать систему.
Практически все проблемы устраняются оператором, если он не нарушает инструкцию и в точности следует рекомендациям производителя.
После определенного опыта эксплуатации трактора МТЗ 80 в различных регионах СССР было разработано несколько модификаций. Основные версии получили индексы «Р» (трактор предназначался для механизированного возделывания рисовых посевов и отличалася увеличенным до 700 мм дорожным просветом), «Н» (предназначение — горное земледелие, особенность конструкции — низкий клиренс) и «К» (разработан для с/х операций на крутых склонах). В конструкцию последней модификации были добавлены такие решения для повышения устойчивости, как бортовые качающиеся редукторы и механизм стабилизации и выравнивания положения остова.
В целом спецверсии трактора отличались дизайном, способом пуска двигателя, передаточными числами трансмиссии, величиной агротехнического просвета и др.
В настоящее время современная базовая модель в линейке Минского тракторного завода имеет индекс BELARUS-80.1. На ее основе выпускается около 20 версий сельскохозяйственной техники мощностью от 81 до 95 л.с.
Технические особенности и обзор двигателя
МТЗ-80 оснащаются фирменными моторами, которые выпускаются на том же Минском заводе. На них установлены дизельные движки Д-240 и 243 (4-цилиндровые и 4-тактные).
Мощность заложена в названии и равна 80 лошадям. Показатель частоты вращения составляет 2200 об./мин. Система охлаждения предусмотрена жидкостная. За счет этой особенности трактор сохраняет функциональность в жару и зной. Масса силового агрегата — 430 кг.
Для запуска предусмотрен электростартер, им комплектуются моторы Д 240 и 243. На силовых агрегатах 240Л и 243Л используется карбюраторный движок ПД-10. Включение выполняется из кабины, среди дополнительных функций — блокировка силового агрегата на включенной передаче. Для облегчения запуска на морозе предусмотрен электрофакельный подогреватель.
Коробка переключения передач
МТЗ-80 оснащен механической коробкой передач. В системе 18 передних скоростей и 8 задних. При этом дополнительно присутствует редуктор для понижения, с его помощью даже при большом количестве навесного оборудования можно трогаться плавно.
Помимо этого существует версия с гидроуправляемой коробкой передач, которая помогает переключать узел под нагрузкой, не выключая при этом сцепление. Нередко в процессе работы с такой спецтехникой это необходимо для упрощения действий водителя.
На данный момент в современных моделях блокировка дифференциала происходит за счет переключения режима в системе управления под приборной панелью. Ранее это осуществлялось с помощью педали, но подход помогает трактористу проще и быстрее справляться с автомобилем.
Габариты
Одними из главных характеристик являются габариты для сельскохозяйственной техники. Для МТЗ-80 это 412 на 197 см при высоте 278 см. С точки зрения конструкционной массы в руководстве спецтехники указано 3,77 тонн, для загруженной техники вес составляет 6,3 тонны. База колес занимает 245 см, а также повышенный радиус поворота в 3,8 метра, позволяющих трактору быть маневренным.
Двигатель
Для трактора агрегат изготавливается на Минском тракторном заводе, есть версии Д-240 и Д-243, они имеют следующие характеристики:
Процесс запуска двигателя осуществляет электростартер, управление осуществляется из кабины. Мотор блокируется, если включена передача. Во время эксплуатации при пониженных температурах, если не срабатывает стартер, используют электрофакельный подогреватель, облегчающий пуск.
По сравнению с моделью, выпускавшейся до этого, на новой разработке советских конструкторов был установлен двигатель увеличенной мощности, который был способен вырабатывать до 80 л.с. Доработкой силового агрегата занимались специалисты Минского моторного завода, которые предусмотрели в конструкции электрострартерный запуск и пусковой двигатель. Также в результате модернизации частота вращения коленчатого вала возросла до 2200 об/мин.
Технические характеристики МТЗ 80
Испытания трактора официально завершились в 1972 году — через 6 лет после утверждения проекта. Серийную сборку на предприятии запустили в 1974 году.
В основе трактора лежала традиционная для техники данного класса компоновка: полурамная конструкция, предусматривавшая несущие картеры узлов трансмиссии; двигатель располагался в передней части корпуса; задние колеса являлись ведущими, передние — направляющими. Модель МТЗ 80 имела привод только на задние колеса.
При этом в конструкцию трактора был внесен и ряд значительных изменений. На момент окончания испытаний трактора МТЗ 80 были улучшены следующие компоненты:
МТЗ 80 был способен передвигаться с более значительной скоростью (она увеличилась до 35 км/ч), расширился список навесных орудий, которые можно было навешивать на базовую машину. Также была доработана гидронавесная система, которую оборудовали гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором.
Видео
Видео с канала «Сергей Moto»
С момента выпуска модель МТЗ-80 много раз модифицировалась, производители адаптировали трактор для разнообразных работ. При этом в каждом варианте появлялись свои незаменимые преимущества, полезные для конкретной сферы:
Это несколько из существующих модификаций. МТЗ-80 имеет базу, на которой было создано большое разнообразие другой спецтехники, это универсальный вариант.
Управление и обустройство кабины МТЗ-80
МТЗ-80 имеет гидрообъемное управление, это дает управлять средством с минимальными усилиями. При этом приборная панель адаптирована для удобства управления, на ней размещены все необходимые для этого системы, а также датчики для контроля работы техники, каждого параметра в отдельности.
При этом ранее блокировка дифференциала осуществлялась с помощью педали на полу, сейчас управление перенесено на руки тракториста. Это позволяет уменьшить усилия для работы на МТЗ-80, а также увеличить скорость выполняемых задач.
Большое внимание производители уделили обустройству пространства кабины. В частности, для МТЗ-80 создана эргономика, некоторые несовершенства присутствуют с точки зрения водительского сиденья. Специалисты отмечают, что с течением времени оно становится неустойчивым, а также необходимо достаточно часто менять уплотнители дверей.
Оператор в МТЗ-80 размещается внутри кабины, она рассчитана лишь на одного человека. С момента запуска первой техники улучшили обзор, обновили дизайн, а также добавили отопление для комфортной работы при морозных температурах. Есть варианты оснащения как с большой, так и с малой кабиной в зависимости от модификации. Просторная полезна для длительных работ на больших площадях, она обеспечивает комфорт. Малая позволяет работать в небольшом пространстве.
Ходовая часть
Для переднего моста организована подвеска на полужесткой основе. Передние (колеса с меньшим диаметров) являются направляющими. В некоторых модификациях дополнительно предусмотрена блокировка с помощью механического или гидравлического управления. Для эксплуатации трактора рассчитывают на колею до 210 см.
Для сельского хозяйства важно, что установлен просвет в 64,5 см. Это означает, что на многих работах можно использовать МТЗ-80 без проблем.
К созданию и массовому производству семейства тракторов МТЗ-80 (82) Минскому тракторному заводу им. В. И. Ленина удалось приступить после выхода в 1966 году Постановления Совета Министров СССР № 606, в котором говорилось «о необходимости производства универсально-пропашных тракторов, мощностью не менее 75-80 л. с. и тягового класса не менее 1.4». Были выделены колоссальные по тем временам деньги и ресурсы. Для ускорения создания и уменьшения затрат на переоборудование основного завода и смежных предприятий было принято решение о глубокой модернизации семейства тракторов МТЗ-50 (52).
В конструкцию новой машины было внесено большое количество изменений. Основными из которых являлись новая обшивка, кабина, и двигатель повышенной мощности Д-240 Минского моторного завода.
Уже в 1972 году испытания нового трактора были успешно завершены. Во время испытаний были определены агрегатируемые машины и орудия, количество которых составило около 230. Увеличение конструктивной скорости до 33 км/ч. позволило более рационально использовать трактор на общетранспортных работах.
Обзор МТЗ-80
МТЗ-80 среди сельскохозяйственной техники остается одним из чаще всего узнаваемых тракторов уже на протяжении многих десятилетий. Производство началось с 1974-го года на Минском тракторном заводе. С тех времен модель претерпела множество изменений и модернизаций, но некоторые из технических характеристик и конструктивных особенностей сохранились прежними.
Традиционным осталось местоположение двигателя в передней части корпуса, колеса с большим диаметром на задней оси, а также реализован только задний привод. Сейчас можно найти несколько модификаций с разной комплектацией, экстерьером и несколькими новшествами.
Спрос на МТЗ-80 обусловлен универсальностью. Проходимость помогает использовать технику в труднодоступных местах.
Гидронавесная система трактора МТЗ 82
Свяжитесь с нами
Вы хотите больше узнать о технических характеристиках моделей или получить подробную информацию об условиях поставки? Тогда Вы можете заполнить данную форму, и в ближайшее время сотрудник нашей компании свяжется с Вами. Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.
На тракторах МТЗ-80 (82) и их модификациях устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели Минского моторного завода семейства Д-240, Д-243 (атмосферными), Д-245 (турбонаддувным) жидкостного охлаждения.
Запуск двигателя осуществляется электростартером, либо пусковым карбюраторным бензиновым устройством ПД-10 номинальной мощностью 10 л. с. В настоящее время на двигатели устанавливается только электростартер.
Силовая передача служит для передачи вращения от вала двигателя к ведущим колёсам трактора, к валу отбора мощности, а также для изменения величины и направления передаваемого крутящего момента.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 использована ступенчатая (механическая) передача, состоящая из различных типов зубчатых колёс. Регулирование крутящего момента осуществляется за счёт изменения передаточных чисел шестерней.
Силовая передача тракторов МТЗ-80 (82) состоит из следующих узлов и механизмов:
На тракторе установлена фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно замкнутая муфта сцепления, управляемая педалью из кабины. Передача крутящего момента в такой муфте осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.
Коробка передач и раздаточная коробка
Коробка передач на тракторе механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего. Переключение передачи осуществляется одним рычагом, установленным на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун. Ходоуменьшителем пользуются для понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. При использовании понижающего редуктра число передач удваивается.
Предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий при движении трактора передним и задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод заднего и бокового валов отбора мощности, ходоуменьшителя, раздаточной коробки переднего ведущего моста для тракторов МТЗ-82. Отбор мощности на передний ведущий мост осуществляется от ведомой шестерни первой ступени через промежуточную шестерню, которая устанавливается с правой стороны в стакане корпуса коробки передач.
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С её помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста (МТЗ-82).
Задний мост служит для передачи крутящего момента от продольно расположенного вторичного вала коробки передач через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.
Передний ведущий мост (МТЗ-82)
Передний ведущий мост передает крутящий момент от привода силовой передачи к передним управляемым ведущим колёсам, служит передней опорой остова трактора. Конструкция моста портально-универсальная. При таком решении на тракторе с 4 ведущими колесами полностью сохраняются все параметры универсальности базовой модели: дорожный просвет, пределы регулировки колеи, радиуса поворота и др. Передний мост состоит из главной передачи, дифференциала и колёсных редукторов
Передний мост тракторов МТЗ-82 оснащён самоблокирующиймся дифференциалом повышенного трения, состоит из двух корпусов, в которых размещено четыре сателлита на двух осях, две полуосевые шестерни и две нажимные чашки с пакетами фрикционных дисков. Когда дифференциал заблокирован, крутящий момент передается на полуосевые шестерни не только за счет сил трения фрикционных дисков, но и через зубья сателлитов.
Ходовая часть и рулевое управление
Ходовая часть служит опорой трактора и образует тележку, при помощи которой осуществляется передвижение трактора. Ходовая часть состоит из полурамного остова, переднего моста, задних и передних колес.
Подвеска задних колёс — жёсткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 мм для основных модификаций, 650 мм, для модификаций, оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм, для модификации МТЗ-82Н. Тормозные механизмы дисковые.