- Основными узлами мотоблока являются:
- Грохотная картофелекопалка
- Двигатель
- Как сделать своими руками?
- Конструктивные особенности агрегата
- Механизм газораспределения
- Назначение и особенности
- Необходимые инструменты и материалы
- Особенности применяемых двигателей
- Подготовка к созданию самоделки
- Пошаговая технология сборки устройства
- Пошаговое руководство
- Пусковое устройство
- Рекомендации по моторным маслам и топливу
- Самодельный квадроцикл из мотоблока
- Система зажигания
- Система питания топливом
- Советы по самостоятельным действиям
- Составные части и устройство двигателя
- Сцепка к мотоблоку своими руками
- Трансмиссия
- Требуемые инструменты, материалы и приспособления
- Универсальный сцепной механизм — последовательность сборки
- Устройство управления
- Ходовая часть
- Чем хороша именно эта конструкция?
Основными узлами мотоблока являются:
Двигатель 11 (рис. 1) со стартером 13, топливным баком 12 и воздушным фильтром 10;
— клиноременная передача (рис. 2), выполняющая функции трансмиссии сцепления, состоящая из шкива 2, сидящего на коленчатом валу, и клинового ремня3; натяжение ремня обеспечивается с помощью шкива 1 при нажатии рычага 6 (рис. 1) сцепления;
— шестеренчато-цепной редуктор 9 с рычагом 8 переключения передач;
— несущая рама, состоящая из двух угольников 1 и имеющая спереди штырь 14, а сзади кронштейн 2 для крепления навесных и прицепных орудий и агрегатов%
— рулевое управление 7 с размещенными на руле рычагами 5 и 6 и элементами управления режимом работы двигателя мотоблока.
Рис. 2. Мотоблок МБ-2 «Нева» (вид слева со снятым защитным щитком):
1 – шкив натяжного устройства; 2 – шкив вала двигателя; 3 – ремень клиноременной передачи; 4 – кожух; 5 – шкив редуктора
Мотоблоки типа МБ-1 отличаются от мотоблоков МБ-2 использованием цепного редуктора, обеспечивающего включение только двух передач переднего хода, в связи с имеют иную конструкцию трансмиссии (рис. 3). Мотоблоки МБ-1 и МБ-1Д отличаются также конструкцией рулевого управления.
Рис. 3. Мотоблок МБ-1 (вид слева со снятым защитным кожухом):
1 – редуктор; 2 – дуга; 3 – ведущий шкив; 4 – шкив заднего хода; 5 – рычаг; 6 – шкив переднего хода; 7 – ремень переднего хода; 8 – ремень заднего хода; 9 – планка регулировки высоты руля; 10 – рычаг переднего хода; 11 – рычаг заднего хода; 12 – шкив редуктора
Грохотная картофелекопалка
Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный здесь эскиз (так же можно воспользоваться видео).
Рис.4. Грохотная картофелекопалка
На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики удлинители, слегка загнутые к низу. Описание деталей подробно показано на схеме. Такая конструкция отлично подходит для огорода.
Двигатель
При конструировании самодельного мотокультиватора некоторые обходятся приводом от мотороллера или мопеда. Но чтобы собрать более производительный мотоблок, силы двигателя мопеда будет недостаточно. Для него потребуется мощный 16-18-сильный дизельный мотор от мотоцикла. Его «подгоняют» под нужные параметры, но иногда его нужно модернизировать. Бензобак устанавливают также от мотороллера.
Сначала перестраивают систему охлаждения в активную воздушную, чтобы усовершенствовать технические показатели мототехники. Это легко сделать при помощи 12-ти вольтового электрического движка с небольшой железной крыльчаткой. Попутно производят замену клапана на лепестковый, что помогает облегчить пуск, увеличить тягу и снизить потребление топлива.
Подготовленный двигатель монтируют в жёсткие хомуты. Их предварительно приваривают к передней части рамы самоделки, затем надёжно стягивают болтами (весь процесс хорошо показан на видео).
Обязательно следят за тем, чтобы зажимы охватывали шейку выходного вала дизельного мотора мотоблока и прочно его удерживали.
К КП самодельного приспособления прикрепляют рычаг, который легко сделать из железного прутка, приварив шарик на конце. Длину ручки оставляют таковой, чтобы, находясь за рукоятями управления мотоблока или мотокультиватора, можно было без труда до неё дотянуться.
Далее для самоделки собирают фильтр очистки воздуха, применяя доступные материалы, например, консервную банку, металлическую трубку. Затем подготавливают топливный бак самодельного мотоагрегата. Его можно самому сделать из любой герметичной ёмкости или взять от вышедшей из строя мотоколяски.
Как сделать своими руками?
При выполнении своих функций сцепка для мотоблока будет переносить большие нагрузки, значит, необходимо соблюдать рекомендуемые прочностные и размерные параметры всех компонентов сборки.
Тогда будут обеспечены следующие свойства сцепного устройства:
- гарантия прочного сопряжения с мотоблоком;
- крепление к навесной оснастке;
- гарантия заявленных эксплуатационных свойств продукции;
- приемлемая цена;
- качество, продолжительный срок эксплуатации.
Подбирая модификацию, необходимо проверить габариты, тягово-прицепного устройства (фаркоп) мотоблока и навесного оснащения (борона, прицеп, плуг и другое).
Задача специалиста – обеспечить абсолютную сочетаемость компонентов, легкость в использовании и возможность быстро настраивать оснащение под определенную задачу.
Основной компонент многофункциональной сцепки являет собой держатель П-образной конфигурации. Сквозь отверстия с одной стороны он посредством штифтов фиксируется к мототехнике, со второй стороны на обшивку устройства закрепляется стойка требуемого навесного снаряжения.
Конструктивные особенности агрегата
Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.
Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках
Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства
Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.
На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.
Свежие записи
7 цветов, которые сажают в сентябре, чтобы ранней весной любоваться первоцветами Начинаем готовить комнатные растения к зиме: план работ на сентябрь 4 простых способов определить качество почвы без покупных тестов
Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.
Механизм газораспределения
Механизм газораспределения (рис. 10) обеспечивает своевременное поступление в цилиндр двигателя топливно-воздушной смеси и выпуск отработавших газов.
Распредвал 8 с кулачками 10 и 11 приводится во вращение через постоянно сцепленную зубчатую передачу от коленвала.
Необходимая фаза газораспределения (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) обеспечивается при совмещении установочных меток (рис. 9) на шестернях распределительного и коленчатого валов, выполняемом при сборке двигателя.
Рис. 10. Механизм газораспределения:
1 — клапан; 2 — шайба; 3 — пружина клапана; 4 — тарелка впускного клапана; 5 — тарелка выпускного клапана; 6 — сухарь; 7 — толкатель; 8 — вал распределительный с декомпрессором; 9 — установочная метка шестерни распредвала; 10 — кулачок выпускного клапана; 11 — кулачок впускного клапана.
Для уменьшения степени сжатия в цилиндре и усиления поворота коленчатого вала при запуске двигателя распределительный вал снабжен декомпрессором (рис. 11) — одной из важнейших запчастей для мотоблоков.
Рис. 11. Устройство декомпрессора
1 — груз; 2 — ось; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — палец; 6 — вал распределительный
Декомпрессор включает в себя подпружиненный груз 1, закрепленный на оси 2 и ограничивающий ход толкателя 3 при низком числе оборотов распределительного вала 6. При этом хвостовая часть толкателя 3 выступает над рабочей поверхностью кулачка выпускного клапана, не позволяя клапану плотно садиться на седло блока цилиндра.
После запуска двигателя и повышения числа оборотов распределительного вала груз 1 под воздействием центробежных сил поворачивается, открывая канал в теле шестерня для смещения толкателя, хвостовая часть которого утапливается.
Для выпуска отработавших газов двигатель снабжен глушителем (рис. 12), вворачиваемым в блок и контрящемся гайкой 2.
Рис. 12. Глушитель (1) с контрагайкой (2)
Назначение и особенности
Сцепка к мотоблоку предназначена для навешивания (подсоединения) к мотоблочному устройству дополнительных инструментов и механизмов – окучников, фрез, прицепа, телеги и так далее. Сцепка должна обеспечивать надежность соединения и не ограничивать маневренность агрегата. Можно выделить несколько видов сцепных механизмов.
- Сцепка для адаптера АПМ. Назначение – присоединение к корпусу мотоблока плугов, окучников и картофелекопалок. Крепление осуществляется всего тремя крепежными винтами. В основном используется на мотоблоках Нева.
- Универсальная. Предусмотрена возможность регулирования угла наклона навесных элементов посредством специального механизма на болтах. Также конструкция позволяет присоединять две и более сцепок – для фиксации нескольких рабочих механизмов.
- Универсальная Н. Усовершенствованный вариант предыдущей сцепки. Добавлена возможность регулирования угла наклона не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскостях, а также глубины погружения рабочих элементов в землю.
- Сцепка МК – произведена специально для их окучника «ОН-2» и плуга «Крот».
Следует учитывать, что размеры сцепок во многом зависят от моделей мотоблока, для которых они предназначены. Универсальные соединительные узлы прекрасно подходят для мотоблоков «Нева», «МТЗ», «Салют», «Фермер», «Чемпион» и др. Например, универсальное сцепное устройство «Россия» имеет габариты 320х120 мм, вес 4,17 кг, подходит для мотоблочных агрегатов «Салют», «Агат», «Целина МБ-501», «Угра».
Для мотоблочных устройств китайского и европейского производства надо тщательно подбирать сцепные устройства либо изготавливать своими руками, так как размерные стандарты у них слегка отличаются от российских и белорусских агрегатов. Правда, если вы покупаете мотоблок у официального дилера, сцепки часто идут в комплектации мотоблочного агрегата.
Необходимые инструменты и материалы
Человек, занимающийся хозяйственной деятельностью на земле, обычно имеет достаточный набор оборудования для изготовления сцепки. Для работы понадобятся следующие инструменты:
- Болгарка.
- Дрель, сверлильный станок.
- Измерительный инструмент: линейка, рулетка, угольник.
- Сварочный аппарат.
- Набор ключей.
Прочитайте про другие самодельные приспособления к мотоблоку.
Про навеску для мотоблока Нева можете найти в статье.
Важно точно подобрать сверла по диаметру шпилек и болтов. Отсутствие люфта продлит срок службы навесного оборудования. Корпус можно вырезать из металлического листа или использовать подходящий по размерам швеллер.
Предпочтение следует отдать сцепке с механизмом регулировки. В этом случае использовать можно навесное оборудование разного класса, от разных производителей, достигая максимальной эффективности в работе.
На фото ниже универсальная сцепка с резьбовым механизмом регулировки. Простое, но эффективное приспособление, которое нетрудно сделать своими руками:
Работа дрелью по металлу будет легче и производительнее, если при сверлении сделать предварительное отверстие меньшего диаметра. Например, сначала используется сверло 5 мм, а затем 12-16 мм под размер болта.
Особенности применяемых двигателей
Двигатель ДМ-1-01, устанавливаемый на мотоблоках МБ-1Д, отличается тем, что в нем использован карбюратор модели ДМ1.08.100 мембранного типа. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100 приведен на рис. 22.
Рис. 22. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100
1 — винт полного газа; 2 — винт малого газа; 3 — рычаг воздушной заслонки; 4 — винт минимальных оборотов; 5 — фланец; 6 — дозирующее устройство; 7 — патрубок; 8 — прилив; 9 — шпилька; 10 — гайка; 11 — входной штуцер; 12 — кнопка
Двигатели ДМ-1, устанавливаемые на мотоблоках “Каскад”, в зависимости от вариант их исполнения имеют конструктивные особенности. Одно из принципиальный отличий — использование принудительной смазки большой головки шатуна для повышения ресурса работы двигателя мотоблока.
Работа устройства принудительной смазки соединения шатунной шейки коленчатого вала с большой головкой шатуна иллюстрируется рис. 23.
Рис. 23. Устройство принудительной смазки:
1 — вал коленчатый; 2 — шатун; 3 — ниппель; 4 — канал подвода масла; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — щиток; 7 — заглушка
Масло попадает в зону щитка 6, посаженного на коленчатый вал. За счет центробежных сил примеси, имеющиеся в масле, оседают на внутренней цилиндрической поверхности щитка, а очищенное масло под давлением через канал 4 подвода масла, выходной конец которого заглушен заглушкой 7, и ниппель 3 поступает в соединение шатуна с коленчатым валом.
Мотоблоки модели МБ 69412 имеют систему освещения для расширения зоны видимости ри работе в условиях недостаточной освещенности.
Двигатели этих мотоблоков оснащены магнето, имеющим в статоре катушки освещения, электрическое напряжение от которых с помощью тумблера может быть подано на фару.
Система зажигания таких двигателей содержит датчик импульсов, электронный коммутатор, высоковольтный трансформатор, напряжение от которого через высоковольтный провод подается на свечу.
Двигатели ДМ 1-01 и ДМ-1 могут иметь другие отличия от ДМ-1Д, несущественные для понимания их работы, диагностики неисправностей и ремонта. Так, например, у двигателей ДМ 1-01 и ДМ-1Д увеличена емкость топливного бака, изменены элементы его крепления, конструкция воздушного фильтра и глушителя.
Подготовка к созданию самоделки
Чтобы сделать самодельную сельхозмашину — умельцы используют подручные материалы и отслужившие свой срок узлы мини техники. Так, основой мотоблока нередко служит бензопила, мотороллер или мопед, а когда нужно получить мощный и более функциональный агрегат — устаревшая модель мотоцикла («Восход», «Ява», «Минск»).
Прежде чем приступить к сборке мотоблока либо мотокультиватора просматривают тематическое видео в сети интернет, подыскивают нужную информацию в журналах, прочих изданиях. Затем подготавливают инструмент и материал, разрабатывают эскизы и чертеж, где наглядно изображают все функционирующие органы самоделки, включая силовую и ходовую части, системы управления и агрегатирования. Ниже на чертеже показано, как выглядит одноколёсный мотокультиватор.
Рис.1. Устройство самодельного мотокультиватора
1– силовой агрегат культиватора; 2– металлический защитный кожух; 3– топливный бак; 4– бобина зажигания; 5– коммутатор; 6– шпилька, фиксирующая наклон навески; 7– болт М-16; 8– ось для монтажа навески; 9– плуг навесной; 10– кронштейн; 11– станина; 12– рукояти; колесо с грунтозахватами.
Нелишним будет сделать кинематическую схему самоделки, отразив в ней порядок взаимодействия рабочих механизмов и показав, как организована трансмиссия.
Чтобы сделать лёгкий мотокультиватор или более тяжёлый мотоблок — применяют следующий инструмент:
- электродрель с набором свёрл;
- болгарку и диски по металлу;
- ключи (рожковые, накидные);
- сварочный аппарат;
- тиски.
Материалом для самоделки служат высокопрочные швеллеры, стальные пластины и трубы.
Пошаговая технология сборки устройства
Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.
Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки
Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.
Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют
Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.
А еще, можно соорудить адаптер для мотоблока, об этом читайте:
Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.
Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки
Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга
Пошаговое руководство
Чтобы сделать многофункциональное соединение, необходима предельно ровная плоскость – специальный рабочий стол. План изготовления сцепного устройства для мотоблока таков.
- Произведите разметку согласно чертежу: наметьте на заготовке очертания элементов.
- Посредством электродрели либо сверлильного станка проделайте отверстия по меткам. Убедитесь в их правильности, применяя штангенциркуль и шпильку (болт), при помощи которого будет производиться фиксирование. Добейтесь подходящего диаметра отверстия, при котором люфт отсутствует, а крепежные элементы не клинят.
- Сварите соединения. Предпочтительнее использовать электродуговую сварку, при которой прогревание совершается исключительно в зонах соединений без какого-либо вреда для рабочих свойств стали.
- Выполните сборку детали. Свяжите держатель и швеллер посредством болтов. Если в конструкции имеется инструмент настройки, закрепите и его.
Крепежные детали, посредством которых сцепное устройство крепится на мотоблок сквозь отверстия в узлах, должны иметь то же качество и прочность, что и само устройство.
Вторично напомним, что деталь выполняется для того, чтобы универсальность мотоблока была предельной. При наличии идеально подходящего сцепного устройства возможна комфортное агрегирование и долговременное результативное эксплуатирование каждого подвесного либо прицепного оснащения, в том числе: адаптера, окучника, бороны, плуга, прицепа, всевозможных косилок, картофелесажалки и любых иных приспособлений.
Пусковое устройство
Пусковое устройство служит для запуска двигателя мотоблока. Основные входящие в него узлы и запчасти мотоблока приведены на рис. 19 и 20.
Рис. 19. Храповой механизм пускового устройства:
1 — маховик; 2 — шайба; 3 — корпус муфты; 4 — кольцо; 5 — шарик 10-100; 6 — храповик; 7 — крышка; 8 — кожух защитный; 9 — шайба; 10 — шайба пружинная; 11 — винт М4*14
Рис. 20. Стартер:
1 — скоба; 2 — ручка; 3 — шнур; 4 — барабан стартера; 5 — пружина стартера; 6 — втулка опорная; 7 — пружина; 8 — корпус вентилятора; 9 — винт М6*12; 10 — шайба пружинная; 11 — шайба; 12 — шайба пружинная; 13 — болт М6*16
Храповой механизм (рис. 19) обеспечивает направленную передачу вращательного момента только от барабана ручного стартера к коленчатому валу двигателя при его заводе.
ВНИМАНИЕ! Корпус 3 муфты храповика навинчен на коленчатый вал, резьба — правая.
Барабан стартера 4 (рис. 20) и пружина 5 устанавливаются в корпусе вентилятора 8 и удерживаются в нем с помощью отгибаемых лапок.
Рекомендации по моторным маслам и топливу
Применение рекомендованного изготовителями моторного масла способствует сведению к минимуму возникновения неполадок в процессе эксплуатации двигателя мотоблока. Каждый пользователь мотоблока должен помнить, что масло обеспечивает защиту двигателя во время работы четырьмя способами:
- Смазка — смазывание работающих при минимальных зазорах подвижных деталей с целью уменьшения трения между ними и износа;
- Охлаждение — выполнение роли охлаждающей жидкости с целью обеспечения работы поршней, шатунов и подшипников в условиях безопасных рабочих температур;
- Уплотнение — обеспечение уплотнения между стенками цилиндра и поршнем для достижения номинальной компрессии и предотвращения прорыва отработавших газов в картер двигателя.
- Очистка — выполнение роли очищающего агента путем удержания во взвешенном состоянии побочных продуктов сгорания таких, как сажа и жидкие осадки, образующиеся в результате окисления масла и топлива. При сливе масла они удаляются из двигателя.
Высокая температура, при которой работают двигатели мотоблоков с воздушным охлаждением, вызывает окисление масла. пригорание смазки, оставшейся на горячей поверхности цилиндра, что сопровождается повышением дымности выхлопа и образованием нагара.
В результате окисления масла в двигателе образуются смолистые отложения, которые являются основной причиной закоксовывания поршневых колец и неплотного прилегания впускных клапанов. Это ведет также к образованию шлама, затрудняющего нормальную смазку двигателя.
Поэтому целесообразно использовать масла вместе с моющими и противоокислительными присадками, которые способстуют очищению двигателя от загрязнений и предотвращают образование смол и лакоподобных отложений. При использовании высококачественных импортных моторных масел (классифицируемых как “Моторные масла SF, SG”), специальных присадок вводить не требуется: они уже содержат необходимые присадки.
Важен также правильный выбор сорта масла по классификации SAE в зависимости от температуры окружающей среды. Не рекомендуется использование в двигателях всесезонных масел типа 10W30 в летнее время при температуре окружающего воздуха выше 5С, так как это может привести к повышенному расходу масла и повреждениям двигателя.
При использовании таких масел необходимо чаще проверять их уровень в двигателе. С другой стороны, использование летних масел (SAE30) при температуре воздуха ниже 5С приведет к затруднению запуска двигателя и может вызвать повреждение зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.
Бензин, как и масло, в процессе хранения подвержен окислению, которое сопровождается отложением бензиновых смол в карбюраторе. Это может привести к неполадкам в работе двигателя, среди которых наиболее частыми являются засорение каналов подачи топлива и неплотное прилегание впускного канала.
ниже приводятся правила, которые рекомендуется соблюдать в отношении топлива во избежание появления неполадок в работе двигателя.
- Не использовать топливо, оставшееся от прошлого сезона. Хранить запас бензина не более 30 дней.
- Запас бензина хранить в прохладном, хорошо проветриваемом месте, чтобы свести к минимуму окисление бензина.
- Бензобак неработающего мотоблока следует держать либо совершенно пустым (что наиболее предпочтительно), либо полным, так как в заполненном до нормы бензобаке присутствует лишь минимальное количество воздуха.
- После слива топлива из бензобака завести двигатель и дать ему поработать, пока он не остановится в результате выработки остатков топлива в карбюраторе.
- Не используйте топливо с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации мотоблока. Не выполнение этого правила приведет к прогоранию прокладки головки цилиндра.
- Использование неэтилированного бензина позволяет снизить образование нагара в камере сгорания и продлить срок службы клапанов двигателя.
часть вторая здесь — диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ
Самодельный квадроцикл из мотоблока
Помимо караката из мотоблока можно соорудить и самодельный квадроцикл из мотоблока, представляющий собой четырехколесный безопасный и маневренный мотоцикл.
Главное — он должен быть оснащен качественным мотором.
Но стоит помнить, что самодельный квадроцикл будет достаточно маневренным и выносливым, как и его оригинал, но по скорости он будет ему намного уступать.
Самым простым двигателем для квадроцикла является мотоблок. Процесс трансформации мотоблока в квадроцикл осуществляется в 3 последовательных этапа:
- Увеличение колесной базы, необходимость которой возникает из-за расположения колес на мотоблоке под двигателем. Этот процесс можно осуществить, выточив на станке вставки или купив в магазине готовые варианты.
- Создание рамы, за основу которой можно взять велосипед или мотоцикл. При их отсутствии можно использовать обычные стальные трубы, которые необходимо сварить между собой. Крепление рамы к мотоблоку осуществляется за поворотный шарнир 2 штифтами.
- Подбор и монтаж колес — следует использовать низкопрофильную резину. Без дисков здесь не обойтись. Можно использовать камеры от грузовых автомобилей, что позволит избежать установки дополнительных амортизаторов. Для того чтобы резина прослужила на квадроцикле подольше, необходимо взять обычный брезентовый поливочный шланг и обмотать колеса сделанного агрегата в несколько слоев. Чтобы он не размотался, его концы фиксируются клеем.
Для создания хорошего квадроцикла нужно составить его предварительный чертеж. Особое внимание нужно уделить полному приводу 4х4. Примеры чертежей представлены ниже.
Система зажигания
Система зажигания обеспечивает своевременное искрообразование для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя.
В мотоблоках МБ-1 и в мотоблоках МБ-2 выпусков 01-04-96 г. установлена система зажигания с электронным магдино ЭМ-1, устройство и электрическая схема которого представлены на рис. 17, а и 17, б.
Рис. 17. Система зажигания с электронным магдино ЭМ-1
а- устройство; б — схема
1 — преобразователь ПМК-1; 2 — экран зажигания; 3 — статор СМК-1; 4 — сопротивление подавительное; 5 — свеча зажигания; 6 — шайба; 7 — болт; 8 — шайба пружинная; 9 — втулка; 10 — кнопка СТОП; 11 — магнитный башмак маховика
При вращении коленвала с закрепленным на нем маховиком магнитный башмак 11 маховика периодически проходит под магнитным сердечником статора 2, создавая в нем магнитное поле, наводящее ЭДС в обмотке статора 3. Напряжение от статора через высоковольтный провод и помехоподавительное сопротивление 4 подводится к свече 5, между электродами которой возникает электрическая искра.
С 1-04-96 г. в мотоблоках МБ-2 “Нева” устанавливается схема зажигания двигателя с электронным магдино ЭМ-2, схема которого приведена на рис .18. Отличительной особенностью этой схемы по сравнению с предыдущей является то, что статор и преобразователь конструктивно объединены в один узел с потенциально более высокой надежностью за счет исключения внешних соединительных проводов между статором и преобразователем.
Рис. 18. Схема системы зажигания с электронным магдино ЭМ-2 (позиционные обозначения — см. рис. 17, а)
Система питания топливом
Система питания топливом предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси, регулирования качества ее состава и подаваемого количества. Основные запчасти мотоблока, входящие в эту систему и их устройство показаны на рис. 13.
Рис. 13. Узлы системы питания топливом:
1 — карбюратор (КМБ-5); 2 — прокладка; 3 — патрубок; 4 — шайба; 5 — винт 6; 6 — винт 6; 7 — прокладка; 8 — шланг; 9 — кран топливный; 10 — гайка 6; 11 — хомут бака; 12 — винт 6; 13 — бак топливный; 14 — шуруп 1-4*13; 15 — пробка;
16 — кронштейн крепления бака; 17 — коробка клапанная; 18 — прокладка; 19 — трубка; 20 — крышка воздушного фильтра; 21 — элемент фильтрующий; 22 — кольцо; 23 — патрубок; 24 — кольцо уплотнительное; 25 — кронштейн; 26 — кольцо; 27 — винт 6; 28 — гайка МБ; 29 — прокладка.
В системах питания топливом с 1997г. на часть мотоблоков МБ-2 “Нева” устанавливаются карбюраторы типа К-45, что позволяет увеличить мощность двигателя ДМ-1Д (новое наименование модели — ДМ-1К) до 6,2л.с.
Внешний вид карбюратора К-45 показан на рис. 14.
Рис. 14. Карбюратор К-45:
1 — воздушный патрубок; 2 — корпус; 3 — утолитель; 4 — жиклер холостого хода; 5 — винт упора дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки; 7 — фланец крепления карбюратора; 8 — винт корректировки состава топливной смеси холостого хода; 9 — топливоприемный штуцер с фильтром;
количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, регулируется дроссельной заслонкой, в нижней части оси которой крепится рычаг 11 к которому присоединяется тяга регулятора. К верхней части оси приварен рычаг с винтом 5 упора дроссельной заслонки.
Управление воздушной заслонкой производится рычагом 14 в закрытом положении воздушная заслонка удерживается усилием пружины и при запуске двигателя приоткроется на определенный угол под действием перепада давления до и после заслонки.
Усилие пружины и угол приоткрытия заслонки подобраны с таким расчетом, чтобы избежать чрезмерного обогащения топливной смеси при запуске холодного двигателя.
Система питания топливом снабжена центробежным регулятором (рис. 15) для автоматического поддержания постоянства числа оборотов коленчатого вала при изменениях нагрузки.
Рис. 15. Элементы центробежного регулятора (а) и шестерня регулятора в разрезе (б):
1 — шестерня с грузиками; 2 — рычаг тяги регулятора; 3 — замок; 4 — гайка; 5 — болт М5; 6 — рычаг регулятора; 7 — тяга; 8 — пружина; 9 — плата карбюратора; 10 — шайба; 11 — шайба пружинная; 12 — винт М6*12; 13 — шайба; 14 — грузики шестерни; 15 — толкатель; 16 — ось
Шестерня 1 с грузиками находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Грузики 14, имеющие Г-образную форму, закреплены на шестерне с помощью осей 16 так, что одним плечом упираются в толкатель 15, сопряженный с рычагом 2 тяги регулятора.
Кинематическая схема управления двигателем, иллюстрирующая работу центробежного регулятора, приведена на рис. 16.
При увеличении нагрузки на двигатель и уменьшении числа его оборотов уменьшаются центробежные силы, действующие на грузики 2 и сила воздействия грузиков 2 на толкатель 3. А это через систему рычагов 4 и 5 приведет к уменьшению растягивающего усилия пружины 8.
Рис. 16. Кинематическая схема управления двигателем:
1 — зубчатое колесо центробежного регулятора; 2 — грузик; 3 — толкатель; 4 — рычаг тяги регулятора; 5 — рычаг регулятора; 6 — тяга; 7 — дроссельная заслонка карбюратора; 8 — пружина; 9 — рычаг управления двигателем; 10 — трос газа.
При использовании в системах питания в мотоблоках МБ-2 карбюраторов К45 отдельные детали, входящие в систему запчастей для мотоблока, а именно: трубка 19 (рис. 13) клапанной коробки, рычаг 6 (рис. 15) регулятора, тяга 7, пружина 8, топливный бак 13 и элементы его крепления, конструктивно изменены. Кроме того доработана плата 9 карбюратор и вместо патрубка 3 (рис. 13) устанавливается переходной фланец.
Клапанная коробка 17 (рис. 13) обеспечивает снятие избыточного давления в картере при обратном ходе поршня, при этом сбрасываемый из картера воздух по трубке 19 подается в воздушный фильтр.
Советы по самостоятельным действиям
Нужно выполнять операции, ориентируясь на чертеж сцепки для мотоблока. Но настройка оборудования происходит индивидуально, учитывая мощность мотоблока и особенности почвы. Используя универсальную сцепку, можно выполнять настройку в довольно широких масштабах.
Сцепка для мотоблока Нева, МТЗ, Фермер, Салют требует тестирования. Нужно пройти три-пять метров, тщательно следя за работой всего оборудования, включая мотоблок.
Для управления глубиной обработки почвы движение мотоблока нужно остановить. Используя рукоятку винта, можно выполнить регулировку оборудования. Только после этого можно возобновить движение, но все также проводить оценку функциональной готовности всего устройства. Чтобы выполнить настройку поперечного угла захвата, следует слегка открутить гайку, которая была установлены с болтом диаметром двенадцать. Далее изменяется угол, как требуется, после чего гайка с болтом затягивается.
Нужно следить за затянутостью резьбовых соединений до старта работ. А после их окончания резьбу необходимо чистить и смазывать каждый раз после использования.
Составные части и устройство двигателя
Объемное изображение запасных частей мотоблока с двигателем ДМ-1Д представлено на рис. 4. Двигатель включает в себя следующие основные узлы и системы:
Рис. 4а. Составные части двигателя, вид слева.
Рис. 4б. составные части двигателя, вид справа.
Двигатель в сборе с изображением поперечного и продольного разрезов показан на рис. 5, 6 и 7.
Рис. 5. Двигатель ДМ-1Д (поперечный разрез):
1 — пробка; 2 — крышка блока цилиндра; 3 — пробка-щуп; 4 — штифт; 5 — фильтр-отстойник; 6 — соединительный шланг; 7 — топливный кран; 8 — гайка; 9 — болт; 10 — хомут крепления бака; 11 — кронштейн;12 — топливный бак; 13 — пробка; 14 — отверстие; 15 — высоковольтный провод;
16 — угольник свечи; 17 — свеча; 18 — резьбовая втулка; 19 — клапан; 20 — седло; 21 — глушитель; 22 — воздушный фильтр; 23 — патрубок; 24 — пружина клапана; 25 — клапанная коробка; 26 — прокладка; 27 — карбюратор; 28 — винт топливный; 29 — рычаг воздушный; 30 — болт; 31 — плата карбюратора.
Рис. 6. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси коленчатого вала):
1 — кольцо компрессионное; 2 — кольцо маслосъемное; 3 — поршневой палец; 4 — стопорное кольцо; 5 — шатун; 6 — статор; 7 — болт крепления шатуна; 8 — подшипник; 9 — корпус муфты; 10 — болт; 11 — барабан стартера; 12 — пружина стартера; 13 — шайба;
14 — пружина храповика; 15 — втулка опорная; 16 — храповик; 17 — кольцо; 18 — шарик; 19 — крышка; 20 — шпонка; 21 — манжета; 22 — пусковой шнур; 23 — кожух; 24 — маховик; 25 — магнитный башмак; 26 — корпус вентилятора; 27 — болт крепления головки; 28 — головка;
29 — прокладка; 30 — поршень; 31 — гильза цилиндра; 32 — блок цилиндра; 33 — кожух блока; 34 — вал коленчатый; 35 — шестерня распределительного вала; 36 — подшипник; 37 — манжета; 38 — маслоразбрызгиватель; 39 — ось; 40 — центробежный регулятор; 41 — прокладка; 42 — крышка блока цилиндра; 43 – рычаг
Рис. 7. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси распределительного вала)
1 — клапан выпускной; 2 — седло; 3 — втулка; 4 — пружина; 5 — тарелка; 6 — толкатель; 7 — втулка; 8 — болт; 9 — груз декомпрессора; 10 — кулачок; 11 — втулка; 12 — распределительный вал с декомпрессором; 13 — крышка блока цилиндра; 14 — центробежный регулятор; 15 — экран зажигания; 16 — клапан впускной; 17 — втулка; 18 — толкатель декомпрессора
Сцепка к мотоблоку своими руками
П-образное крепление лежит в основе сцепки для мотоблока, поэтому, чтобы ее изготовить прекрасно подойдет швеллер подходящей толщины и размера. Это крепление располагается под рулем мотоблока.
При изготовлении крепления сцепки своими руками, нужно просверлить несколько отверстий, чтобы закрепить в них кронштейн и крепежный штырь. Поэтому отверстия должны быть нужного диаметра. Штырь также нужно изготовить из высокопрочной стали.
Чтобы присоединить дополнительные приспособления к мотоблоку нужен будет кронштейн. Длинный конец кронштейна должен быть расположен либо вниз, либо вверх, чтобы не было помех у подсоединенного оборудования. При этом конец кронштейна не должен касаться поверхности почвы, которую обрабатываем.
При изготовлении самодельного узла сцепки, мы использовали стандартный образец. Зачастую к мотоблоку применяют дополнительные приспособления, с нестандартными видами сцепки. Чтобы подсоединить их к мотоблоку, нужно, либо приобрести специальный переходник, либо изготовить переходник своими руками. Как правило это П-образные кронштейны.
Трансмиссия
Для самодельного дизельного мотоблока, впрочем, как и мотокультиватора, потребуются цепи, звёздочки, переходной вал. Их в основном заимствуют у списанной мото-, авто-, агротехники. Ступицы звёздочек не сложно сделать самому, используя куски железа и токарный станок, благо по этой теме легко найти в интернете подробный чертёж или видео.
Кинематическую схему самоделки создают максимально простой, чтобы обеспечить большую надёжность функционирования её механизмов. Передачу крутящего момента от двигателя на промежуточный вал организуют посредством стандартной роликовой цепи с ведущей и ведомой звёздочками. При этом увеличивают передаточное число промежуточного и снижают частоту вращения выходного валов.
Иногда в состав трансмиссии мотоблока или мотокультиватора включают так называемый ходоуменьшитель. Это понижающий редуктор, который необходим для получения медленных рабочих скоростей (На видео показана пошаговая инструкция, как собрать ходоуменьшитель).
Установка данного приспособления позволяет улучшить управление самоделкой и сделать её эксплуатацию безопасной для человека. Ходоуменьшитель покупают или собирают своими силами. Как самому сделать ходо уменьшитель и что для этого понадобится, можно посмотреть как на видео, так и поинтересоваться на тематических форумах, организованных технарями-умельцами.
Требуемые инструменты, материалы и приспособления
Имеется определенный комплект инструментов, которые нужны для создания сцепного устройства. В основном все, что необходимо для сборки таких элементов, имеется в хозяйстве каждого, кто возделывает собственный участок земли.
Понадобятся такие инструменты:
- углошлифовальная машина;
- электродрель либо сверлильный станок;
- измерительный инструментарий: угольник, рулетка, линейка;
- аппарат для сварки;
- комплект гаечных ключей;
- крепежные элементы (шпильки, болты).
Необходимо отметить, что в данной ситуации крайне важно, чтобы отверстия, которые будут сверлиться в детали, в аккурат совпадали со шпильками и болтами. Зазор в диаметре не нужен, потому как уменьшит период работы применяемых прицепов и навесов.
В то же время в ходе работы имеет значение прежде выполнять в элементе отверстия наименьшего диаметра (от 5 миллиметров), а затем рассверливать более большими сверлами (до 12-16 миллиметров, в соответствии в диаметрами болтов). Подобный способ форсирует и упростит данную часть работы, в то же время позволяя вымерить отверстия предельно верно.
Весьма практична модификация настраиваемой сцепки – подобная конструкция даст возможность связывать навесные приспособления различных поколений, классов и торговых марок. Несмотря на то что на текущий период такая конструкция не востребована, не нужно забывать, что в хозяйстве будут постепенно появляться различные приспособления, а возможность удобного агрегирования каждого из них серьезно увеличит выбор, давая возможность исходить лишь из нужных функциональных особенностей оснащения.
Универсальный сцепной механизм — последовательность сборки
После подготовки необходимого оборудования следует приступить к изучения схем. Чертежи должны указывать на точные размеры деталей и их место в общей конструкции сцепки.
- Для начала нужно взять две одинаковые П-образные скобы, и аккуратно проделать в них дрелью небольшие отверстия. В первой скобе должно быть проделано 6, а во второй — 8 отверстий под болты типа М12;
- Корпус — это одна из наиболее сложных деталей сцепки. Чтобы он получился как можно более надежным, его следует сварить из нескольких деталей. Очень важно правильно проделать отверстия в имеющемся корпусе. В нем также должны быть проделаны 2 резьбы — одна М16 и одна М12;
- Внутри корпуса потребуется поместить механизм, предназначенный для настройки положения сцепки. Для изготовления механизма следует использовать винт, соединенный с кронштейном и рукояткой;
- Наиболее сложным элементом конструкции выступает рукоятка, состоящая из нескольких мелких деталей.
Большинство деталей сцепки для используемого мотоблока достаточно просто выточить на токарном станке. Если опыта в выполнении подобной работы нет, то их изготовление можно заказать у токарной мастерской, или приобрести уже готовые детали на рынке.
Устройство управления
Работой самодельного мотоблока или мотокультиватора, как и любой машиной, нужно управлять. Устройствами управления таких самоделок обычно служат рукоятки — они крепятся непосредственно к каркасу рамы. Их делают из двух толстостенных труб, которые изгибают для придания удобной формы (видео это хорошо демонстрирует). На их концах устанавливают ручки газа и муфты сцепления, снятые, например, со старого мопеда.
С коробкой передач на самоделке нет никаких проблем. Лучшие рычаги КП и кикстартера мотокультиватора изготавливают из металлического прутка диаметром 10мм. Кикстартер на самоделке выводят назад, ближе к оператору, тем самым облегчая запуск дизеля. Так же в удобном месте закрепляют рычаги тормоза и переключения скоростей. Передачи зависят от конструкции КПП.
В самоходном мотоблоке можно вместо рукоятей сделать удобный рулевой адаптер. Для этого идеально подходит автомобильная рулевая колонка с сошкой или снятая с трактора. В таком механизме сошка выполняет роль сцепки, совмещая тележку с самоделкой. В сборке рулевого адаптера применяют шаровую опору — она позволяет сделать сцепку независимой. Весь процесс подготовки самодельной сцепки лучше рассмотреть на видео.
Ходовая часть
К дизельному мотоблоку с ходоуменьшителем, произведённому собственноручно лучше всего подходят пневмоколеса диаметром до 10 дюймов, взятые от списанных сельхозмашин, мотоколясок. Иногда берут от легковых авто, если нужно повысить проходимость самодельной техники.
При создании самодельного мотокультиватора вместо колёс устанавливают почвофрезу для возможности вскапывания и рыхления грунта. Благодаря использованию такого почвоулучшителя, не происходит утрамбовка грунта, по которому недавно прошёл мотокультиватор.

Рис.3. Ходовая часть культиватора
1 и 2- колёса; 3 – шестерня; 4 – вал ведущий; 5 – редуктор; 6 – шестерня ведущая; 7 – втулка; 8 – винт стопорный; 9 – корпус ведущего вала; 10 – фланец букса; 11 – гайка и болт М-8; 12 – втулка шлицевая; 13 – вал; 14 – гайки М-14; 15 – шайба; 16 – сальник; 17 и 18 — ступичные подшипники; 19 – мотор.
В изготовлении оси культиватора самоделки рекомендуют пользоваться монолитным куском стали. Сварная труба не сгодится, так как она может не выдержать нагрузки.
Чем хороша именно эта конструкция?
Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.
- Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
- Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
- Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.







