Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80 Мотоблоки

Проверить и отрегулировать давление воздуха в шинах, зазоров в сопряжениях поворотных цапф и подшипников ступиц передних колес, сходимость колес, износ шин; изучить правила технического обслуживания и устранения неисправностей рулевого управления. Проверить и отрегулировать свободный ход и усилие поворота рулевого колеса. Проверить техническое состояние гидро системы рулевого управления.
Оборудование рабочею места следующее:
— трактор МТЗ-80;
— шинный манометр;
— домкрат;
— линейка КИ-650 для проверки сходимости колес;
— приспособление К-402 для проверки свободного хода и усилия поворота рулевого колеса;
— прибор КИ-5473 для проверки гидро системы рулевого управления;
— штанген глубиномер;
— приспособление для проверки зазоров КИ-4850.
Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы:
— для вывешивания трактора использовать надежные подкладки и подставки;
— подсоединять прибор к нагнетательной магистрали гидросистемы следует при остановленном неработающем дизеле;
— перед пуском двигателя проверять надежность крепления шлангов прибора КИ-5473 и устанавливать его рукоятку в положение «Открыто»;
— масляную магистраль прибора перекрывать плавно;
— диагностические средства и слесарные инструменты должны быть исправными и обеспечивать безопасность работы.
Общие сведения. Ходовая часть трактора МТЗ-80 состоит из остова, переднего моста, задних и передних колес. Техническое обслуживание колес заключается в периодической проверке крепежных соединений и устранении выявленных неисправностей. Затяжку конусных гаек дисков колес обязательно проверяют после окончания обкатки трактора и после первых 240 моточасов. При слабой затяжке образуются трещины в отверстиях, сминается резьба болтов, это выводит диск и болты из строя. Особенно внимательно следует относиться к эксплуатации и техническому обслуживанию шин. От их состояния зависят тягово-сцепные качества и проходимость трактора, его производительность и расход топлива. Особенно важно для сохранения шин поддерживать в них нужное давление воздуха. Пониженное давление вызывает сильную деформацию шин в местах с опорной поверхностью. Опасно также и повышенное давление воздуха, так как это влечет за собой перенапряжение всех частей покрышки и облегчает разрыв каркаса при незначительных механических повреждениях. К числу операций технического обслуживания шин относятся: наружный осмотр шин, поддержание нужного внутреннего давления воздуха, контроль высоты почвозацепов. Существенное влияние на износ шин оказывает сходимость колес, износ втулок, шкворней и подшипников ступиц передних колес. Проверка и регулировка давления воздуха в шинах ; Для проверки давления воздуха в шине очищают вентиль, отвинчивают и снимают колпачок. Прижимают к вентилю наконечник манометра и по его пока занию определяют давление в шине. Если давление не соответствует норме, доводят его до нужного. Для различных видов работ давление воздуха в шинах неодинаково

Содержание
  1. Ходовая часть
  2. Главное в ходовой части
  3. Прочие особенности ходовой
  4. Устройство трактора МТЗ | Двигатель
  5. Коробка передач трактора МТЗ 80
  6. Ходовая часть трактора МТЗ-80
  7. Тормозная система сельскохозяйственной машины
  8. Кабина и интерьер агрегата
  9. Трактор МТЗ-80 – технические характеристики и области применения
  10. Подготовка трактора МТЗ-80 к работе – на заметку новичкам
  11. Подготовка трактора к работе.
Про мотоблоки:  Китайские мотоблоки купить в интернет-магазине - Цена на Китайские мотоблоки в Москве от 26000 рублей

Ходовая часть

По своей конструкции ходовая часть всех модификаций этого трактора сильно напоминает обычную, знакомую каждому человеку телегу.

Основные детали ходовой МТЗ — 80, 82:

Состоящий из множества деталей, остов трактора является основанием для крепления сцепления, мостов (переднего и заднего), коробки передач, соединённых штифтами и болтами. Всё это металлическое богатство предназначено для переноса веса трактора на землю и придания ему же поступательного движения.

Трактор МТЗ — 80 снабжается полурамой с очень хорошими скручивающими свойствами, достаточным запасом жёсткости, сказывающимся на всей работе этого аппарата в целом. В переднем проёме полурамы трактора Беларусь установлен не ведущий мост, снабжённый рукавами, которые посредством редуктора телескопически могут уменьшать или увеличивать колею передних колёс, что благотворно сказывается на разнообразных условиях работы МТЗ — 80.

Главное в ходовой части

Одной из важнейших частей всей ходовой системы, безусловно, можно назвать коробку передач, дающую возможность МТЗ — 80 маневренного соотношения мощности и скорости передвижения, заканчивая максимальной — в 35 км/ч. При этом скромном скоростном режиме машина оснащена коробкой на 22 передачи, из которых 18 передних и 4 задних, что обеспечивает ему высокую плавность хода и тяговитость.

Не ведущий передний мост снабжён амортизаторными подвесками, ибо задний (ведущий) по сути является частью полурамы. При помощи амортизаторов передний мост способен гасить большинство неровностей под колёсами, а также принимать на себя (гасить) удары и тем самым смягчать работу во время движения.

При помощи соединений на клеммах на тракторе установлены задние колёса. Изменяемая колея им тоже доступна. Например, колея передних колёс может регулироваться в пределах ширины от 1200 до 1800 мм, а задних от 1400 до 2100 мм, с той лишь разницей, что передние колёса могут изменять колею поэтапно, с одним шагом в 100 мм.

Про мотоблоки:  Электрокультиваторы и электромотоблоки купить недорого в ОБИ, цены на электрические культиваторы

Прочие особенности ходовой

Для эффективности и повышения тяговитости на агрегатах марки МТЗ — 80 могут быть установлены так называемые сдвоенные колёса, повышающие сцепление с рабочей поверхностью, увеличивающие его возможности в эксплуатации на разных рельефных поверхностях грунта.

Полурама изготавливается из прочной стали и выглядит, как цельный литой брус, с присоединёнными к нему штампованными лонжеронами. К продольным балкам сверху могут крепиться (и крепится) различное оборудование, начиная от радиаторов (масляных и водяных) и заканчивая ГУР рулевого управления.

Основная масса трактора МТЗ — 80 приходится на передние колёса, для чего их амортизаторы снабжаются специальными упорными подшипниками.

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Давление в шинах МТЗ-82 для разных видов работ

Шины для тракторов подбираются исходя из условий эксплуатации. Тракторы Минского тракторного завода (МТЗ) универсальны и применяются очень широко: при уборке снега на улицах, вспашке полей и

30 сентября 2019

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Органы управления трактором

Расположение органов управления трактора МТЗ-82 показано на рис: 1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и

12 августа 2019

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Схождение колес трактора МТЗ-82

Для легкого управления трактором, устойчивого его движения, нормального износа шин необходимо, чтобы шкворни, вокруг которых поворачиваются управляемые колеса, а также сами колеса имели

08 августа 2019

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

МТЗ-1221 Не Включается Передний Мост

Передний ведущий мост (ПВМ) МТЗ-1221 Беларус предназначен для передачи крутящего момента к управляемым передним колесам трактора. ПВМ состоит из главной передачи, дифференциала и колесных

04 августа 2019

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Передний ведущий мост представляет собой объединенные в один общий узел механизмы, при помощи которых передается крутящий момент от карданной передачи к передним колесам, обеспечиваются поворот и

02 августа 2019

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Полурама трактора МТЗ-82,80

Что из себя представляет полурама для трактора? Сфера использования полурамы. Её основные функции.

25 мая 2015

Если при передвижении трактора по прямой возникает биение колеса, появляется зазор в шаровом шарнире рулевой тяги, то следует
проверить техническое состояние рабочих поверхностей шарнира. Скорее всего они изношены.

Как снять поворотный рычаг с конической поверхностью? Его спрессовывают специальным устройством (см. рис. 2.4.1). Палец нужно менять, если износ
шаровой поверхности составляет менее 31,8 мм, а вкладыши меняют при выработке поверхности отверстия более чем 32,4 мм.

При возникновении ощутимых и резких толчков и ударов, которые отдаются на полураму при перемещении по неровной поверхности,
следует осмотреть пружины подвески. Они могут потерять упругость либо вообще поломаться.

Как заменить пружину передней подвески МТЗ? Для этого переднюю ось вывешивают (ставят на специальную подставку) (см. рис. 2.4.2),
вдавливают поворотный рычаг, вытаскивают цапфу и выкручивают болты крепления нижней втулки поворотной цапфы (рис. 2.4.3).

На какую причину неисправности указывают скрипы, биение колеса? Вероятно произошел процесс разрушения подшипников ступицы.
Возможно ослабла затяжка гайки конических подшипников. Не всегда внешним осмотром можно увидеть причину неисправности.
В таком случае не избежать осевого промера в подшипниках ступицы (рис. 2.4.4).

Если осевой зазор составит более 0,5 мм его предстоит отрегулировать. С этой целью расшплинтовывают корончатую гайку, вначале
затягивают ее до упора, а затем отворачивают на 20—30°. Результатом должно являться свободное проворачивание от усилия руки колеса, без заеданий.
Если это не так, ступицу разбирают.

Рис. 2.4.1. Как выдавить шаровой палец рулевой тяги из поворотного рычага трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — шаровой палец;
2 — поворотный рычаг;
3 — специальный съемникРис. 2.4.2. Вывешивание передней оси трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — передняя ось;
2 — подставка

Рис. 2.4.3. Как снять нижнюю втулку поворотной цапфы трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — нижняя втулка;
2 — поворотная цапфаРис. 2.4.4. Как измерить осевой зазор в подшипниках ступицы переднего колеса трактора МТЗ-80, МТЗ-82

В процессе регулировки зазора в подшипниках может оказаться, что немного разболталась затяжка корончатой гайки.
Раз такое дело, осматриваем состояние конических подшипников. Откручиваем гайку, снимаем шайбу (см. рис. 2.4.5) и специнструментом спрессовываем
ступицу (процесс показан на рис. 2.4.6).

Когда осматривают ступицу, обоймы подшипников перемещают в осевом направлении и при этом стараются провернуть их в посадочных местах.
Если нашли сколы и поломки — все понятно, подшипники подлежат замене. Их же меняют и при осевом перемещения или проворачивания обойм в посадочных местах.
Как взаимно расположены детали передней оси и направляющего колеса смотрите на рисунках ниже.

Что делать, если трактор начал «рыскать» по езде на прямом участке, слышны стуки в поворотных кулаках? В таком случае определенно износились втулки цапфы.
Их нужно менять при износе внутренней поверхности до размера более 50,5 мм (нижняя) и 38,6 мм (верхняя) (рис. 2.4.14).

Рис. 2.4.5. Как снять шайбу крепления ступицы переднего колеса трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — ступица;
2 — цапфа;
3 — шайбаРис. 2.4.6. Процесс опрессовки ступицы переднего колеса трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1— ступица;
2 — цапфа;
3 — двухлапчатый съемник

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Рис. 2.4.7. Взаимное расположение деталей передней оси трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — ось качания;
2 — передняя ось;
3 — кронштейн;
4 — наконечник в сборе с шаровым пальцем;
5 — труба;
6 — поворотный рычаг;
7 — втулка;
8 — цапфа;
9 — пружина;
10 — фиксатор

Рис. 2.4.8. Взаимное расположение деталей переднего направляющего колеса трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — манжета;
2 — обойма;
3 — подшипники;
4 — ступица;
5 — гайка;
6 — прокладка;
7 — крышка;
8 — колесоРис. 2.4.9. Выпрессовка манжеты ступицы трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — манжета;
2 — ступица;
3 — съемник

Рис. 2.4.10. Выпрессовка обоймы ступицы трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — обойма;
2 — ступица;
3 — инерционный съемникРис. 2.4.11. Запрессовка наружной обоймы подшипника ступицы трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.4.12. Запрессовка манжеты ступицы трактора МТЗ-80, МТЗ-82Рис. 2.4.13. Установка пыльника трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.4.14. Выпрессовка верхней втулки поворотной цапфы трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — верхняя втулка;
2 — кронштейн;
3 — наставка

Представьте себе следующую ситуацию. Вы едете по ровной дороге, а трактор уводит в сторону. А еще, возможно, обратили внимание на
повышенный износ шин передних колес. При таких ситуациях проверяют сходимость передних колес. Как проверить сходимость передних колес МТЗ?
Для проведения этой операции поворачивают рулевое колесо до упора вправо или влево, а затем в другую сторону также до упора, не забывая
подсчитывать количество оборотов руля. На следующем этапе руль выворачивают в среднее положение, отсчитав половину получившихся оборотов.
Линейку КИ — 650 размещают сзади колеса наконечниками в покрышку рядом с ободом на уровне оси, стрелку линейки переводят на деление шкалы «0».
Вращая оба колеса при поднятой домкратами передней оси, передвигают линейку в переднее положение также на уровне оси. Смотрят показания линейки по шкале.
Если в итоге показания получаются за 6—12 мм, сходимость настраивают увеличением или сокращением длины поперечных тяг.

При обнаруженных в ходе осмотра трещинах в корпус передней оси или сильном износе оси качания, переднюю ось целиком демонтируют и
меняют на новую в сборе (рис. 2.4.15, 2.4.16). Для проведения процедур снятия и установки оси качания и ее втулок применяют специальные устройства (рис. 2.4.17—2.4.19).
Ось качания меняют при посадочном размере менее 49,9 мм.

Рис. 2.4.15. Установка подставки под переднюю ось трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — передняя ось;
2 — подставкаРис. 2.4.16. Выпрессовка фиксатора оси качания трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — передняя ось;
2 — наставка

Рис. 2.4.17. Выпрессовка оси качания и ее втулки трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — съемник;
2 — передняя ось;
3 — ось качания:
4 — втулка оси качанияРис. 2.4.18. Совмещение отверстий оси качания и передней оси трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — ось качания;
2 — передняя ось

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Рис. 2.4.19. Отсоединение (установка) передней оси трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Далее разборка и ремонт ведущего моста МТЗ.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Ходовая система оказывает 
существенное влияние на эксплуатационные
показатели трактора. Например, чем 
ниже несущая способность почвы,
тем меньше должно быть давление в 
шинах. Колесные тракторы используют для 
обработки пропашных культур 
с различной шириной междурядья.
Безопасность движения трактора определяется
зазором в подшипниках передних
колес, сходимостью колес, величиной 
свободного хода рулевого колеса, техническим 
состоянием гидроусилителя руля и исправностью
тормозов. В связи с этим механизатор 
периодически контролирует техническое 
состояние ходовой системы, рулевого
управления и проводит ее обслуживание.

Цель работы: научиться 
выполнять операции технического обслуживания
ходовой системы трактора МТЗ-80.

Для проведения работы необходимы:
методические указания, трактор МТЗ-80,
комплект инструментов.

От состояния 
ходовой части и рулевого управления
зависит не только работоспособность 
трактора, но и безопасность работы
на нем. Поэтому необходимо своевременно
проводить техническое обслуживание
ходовой части и рулевого управления.
Тракторист обязан выполнять следующие 
операции:

ежесменно проверять
состояние шин и давление воздуха в них;

через каждые 60 ч 
работы проверять и подтягивать 
резьбовые соединения, обращая внимание
на крепление дисков к ступицам колес,
смазывать солидолом шарниры 
рулевых тяг, подшипники поворотных
цапф и верхнюю опору рулевого
вала;

дополнительно через
240 ч работы проверять и при 
необходимости регулировать рулевое 
управление, проверять управление,
проверять уровень масла в 
корпусах гидроусилителя и рулевого
механизма и при необходимости 
доливать его; смазывать солидолом 
подшипники направляющих колес;

дополнительно через
960 ч работы проверять и при 
необходимости регулировать осевой
зазор в подшипниках направляющих
колес и сходимость направляющих
колес; менять масло в корпусе 
гидроусилителя руля, промывая корпус
и сетчатый фильтр дизельным топливом,
менять масло в корпусе рулевого
механизма.

Регулировка конических
роликовых подшипников направляющих
колес. Нормальный осевой зазор в 
подшипниках направляющих колес 
устанавливается около 0,2 мм. Проверяют 
зазор при приподнятом колесе.
Если зазор увеличивается и становится
больше

0,5 мм, надо провести 
регулировку в следующем порядке:

отвернуть болты 
и снять колпак ступицы колеса,
предварительно очистив ее от пыли
и  грязи;

расшплинтовать гайку
14 ( 97, г) и затянуть ее до отказа, а затем
отвернуть на ‘Да—1/б оборота до совпадения
прорези гайки с отверстием под шплинт
в оси;

зашплинтовать гайку 
и установить на место  колпак.

На тракторе МТЗ-50
рекомендуется регулировать подшипники
направляющего колеса следующим 
образом. Корончатую гайку завертывают 
до появления повышенного сопротивления 
вращению колеса, а затем отвертывают 
до совпадения ближайшей прорези 
под шплинт.

При отрегулированных
подшипниках колесо легко вращается 
и не имеет заметного осевого  
люфта.

Сходимость направляющих
колес регулируют изменением длины 
поперечных рулевых тяг 17 ( 95), чтобы
обеспечить устойчивость движения трактора
и равномерность износа покрышек. При
прямолинейном движении расстояние между
направляющими колесами впереди (на уровне
оси) должно быть на 4—8 мм меньше, чем сзади
на тракторе МТЗ-50 и на 8—12 мм — на тракторе
ЮМЗ-6Л/М.

Регулировка шарнирных 
соединений рулевых тяг. При износе
шарнира нужно снять стопорное 
кольцо с пробки 18, завернуть ее до
отказа и отвернуть на 1/4 оборота,
после чего поставить на место 
стопорное кольцо. У трактора ЮМЗ-6Л/М 
пробку в продольной тяге   отвертывают  
на   1/в   оборота.

Регулировка зазоров 
в соединениях рулевого механизма 
трактора МТЗ-50. Осевое перемещение 
вертикального поворотного вала
10 ограничивают регулировочным болтом,
ввернутым в крышку корпуса гидроусилителя.
При регулировке болт завертывают 
в крышку до упора в торец поворотного 
вала, а затем отвертывают на ‘/»
оборота и фиксируют контргайкой.

При износе зубьев
рейки 16 ( 99) и сектора 15 увеличивается
зазор в зацеплении сектор — рейка. Минимальный
зазор в этом зацеплении устанавливают
уменьшением толщины набора регулировочных
прокладок 17 под фланцем упора (до получения
зазора между   упором   и   рейкой   0,1—0,3   мм).

Регулировка свободного
хода рулевого колеса на тракторе МТЗ-50.
Нормальный свободный ход рулевого
колеса не должен превышать 25º . При 
этом направляющие колеса должны стоять
на твердом грунте и занимать положение,
соответствующее прямолинейному движению.

Если нарушенный
свободный ход не восстанавливается 
регулировкой шарнирных соединений
рулевых тяг, то изменяют зазор между 
червяком 13 и сектором 15. Червяк рулевого
механизма установлен в шариковых 
подшипниках, запрессованных в чугунной
эксцентриковой втулке 14. Центры внутренней
и наружной поверхности втулки не
совпадают, поэтому, поворачивая втулку
за фланец, изменяют положение червяка 
относительно сектора. Чтобы выполнять 
такую регулировку, надо снять облицовку 
радиатора, отсоединить рулевые 
тяги от центрального рулевого рычага
и ослабить два болта крепления  
регулировочной   втулки.

Ключом, установленным 
в паз фланца втулки, поворачивают
ее по часовой стрелке (по ходу трактора)
до получения беззазорного зацепления
в среднем положении сошки. Затем повертывают
регулировочную втулку против часовой
стрелки на 4—6 мм по наружному диаметру  
фланца   втулки.

Установив минимальный 
зазор между червяком и сектором,
затягивают болты крепления   регулировочной  
втулки.

В заключение заводят 
двигатель и поворачивая рулевое колесо
от упора до упора убеждаются в отсутствии
заедания рулевого механизма.

Регулировка рулевого
управления трактора ЮМЗ-6Л/М. Нормальный
свободный ход рулевого колеса при 
прямолинейном движении трактора не
должен превышать 15″. Если свободный 
ход рулевого колеса выше 30 , необходимо
отрегулировать рулевое  управление.

Вначале регулируют
шарнирные соединения рулевых тяг 
и зазоры в конических подшипниках 
направляющих колес. Если свободный 
ход рулевого колеса после этого 
остается увеличенным, проверяют осевой
зазор в конических подшипниках 
червяка рулевого механизма ( 98). Для
этого отъединяют продольную тягу 7 от
сошки 8 и выводят червяк 4 из зацепления
с роликом, вращая рулевое колесо в любую
сторону. Затем покачивают вал рулевого
колеса в осевом направлении. Если перемещение
вала ощутимо, уменьшают зазор в конических
подшипниках червяка, убирая часть регулировочных
прокладок 5 из-под нижней крышки рулевого
механизма. При правильной регулировке
подшипников червяка рулевое колесо должно
вращаться   от   усилия   3—8  Н   (0,3—0,8   кгс).

Затем устанавливают 
ролик против середины червяка и,
покачивая сошку, проверяют зазор 
между роликом и червяком. Нормальный
зазор должен быть таким, чтобы нижний
конец сошки перемещался при 
покачивании не более чем на 0,15
мм. Если зазор больше, то необходимо
его отрегулировать

Регулируют зацепление
червяка    с    роликом    следующим   образом.

Снимают рулевой 
механизм трактора, отвертывают гайку
/5 регулировочного винта и снимают 
стопорную шайбу 17.

Завинчивают регулировочный
винт 16 до тех пор, чтобы при положении 
ролика против середины червяка зазор 
в зацеплении отсутствовал, а рулевое 
колесо поворачивалось от усилия 15—22Н
(1,5—2,2 кгс).

В заключение устанавливают 
стопорную шайбу на место, закрепляют
ее гайкой и ставят рулевой механизм
на трактор.

10. В каких пределах 
можно изменять  ширину колеи трактора?

Рис. 1. Наконечник с манометром для 
воздухораздаточного шланга:

1 – сетчатый фильтр; 2
– обратный клапан; 3 – верхний 
клапан; 4 – скоба; 5 – кнопка; 6 – 
манометр; 7 – раздаточный рукав;
8 – наконечник; 9 – ниж-ний клапан;
10 – предохранительный клапан; 11 – корпус

Таблица 1. Зависимость давления
воздуха в шинах от нагрузки

Размер, шин,Нагрузка на одну шину (кгс) и соответствующее 
ей давление

/пСодержание работ и методика
ихТехническиеинструмент,

1Затормозите
заднее колесо и застопорите

колесо настолько, чтобы оно 
не касалосьвращаться свободно

грунта. Проверьте рукой колесо, без заеданий

3Закрепите индикатор на цапфе пе-ПредельныйИндикатор с

реднего колеса так, чтобы ножка егозазор в подшипникахустройством

соприкасалась с поверхностью сту-для крепления

пицы колеса. Нуль шкалы индикато-при проверкена цапфе

ра
установите против его дальней0,2 ммколеса

стрелки. Перемещая руками колесо

вдоль цапфы, определите зазор в

подшипниках. При отсутствии ука-

занного приспособления допускает-

ся
проверять осевой зазор в под-

шипниках колес, покачивая его ру-

ками в направлении, перпендику-

лярном плоскости вращения колеса.

При наличии зазора отрегулируйте

4Снимите колпак ступицы с проклад-Ключ 12 мм

кой. Проверьте, свободно ли враща-

ется колесо. При заедании колеса

найдите и устраните причину, вы-

5Расшплинтуйте корончатую гайку и,Усилие проворачиванияМолоток,

го
размещения роликов в обоймах, приложенноеплоскогубцы,

подшипников), завинтите гайку на-к поверхностиключ 41 мм

столько, чтобы колесо начало вра-беговой дорожки,

щаться от усилия руки, приложенногоне более

к беговой дорожке покрышки4,5 кгс

Рессоры. Наиболее распространённые дефекты рессор – трещины, коррозия, поломки листов, износ листов по толщине, износ втулок пальцев, серёг, срезание центрального болта, изменение кривизны.

Цилиндрические винтовые пружины подвески (например, у легковых автомобилей) практически не восстанавливают.

Рессору следует разбирать с помощью специального приспособления либо закрепив её в обычных слесарных тисках. Сломанные листы и листы с местным износом по толщине подлежат выбраковке. Изношенные втулки и пальцы должны быть заменены на новые. Стрелу прогиба листа определяют по шаблону. В том случае, если изменение прогиба листа небольшое, то лист следует править в холодном состоянии на специальном стенде либо вручную ударами молотка по вогнутой поверхности. Лист нужно уложить на подставку с выемкой соответствующего радиуса. Рессорные листы, которые утратили форму в значительной мере, следует нагреть до температуры 700-800 градусов Цельсия, затем править их по шаблону. После окончания правки лист нужно закалить в масле с нагревом до 900-920 градусов Цельсия и подвергнуть отпуску при температуре 450-500 градусов Цельсия.

Листы, подготовленные к сборке, надо очистить, затем смазать графитной смазкой и сжать винтовым либо гидравлическим приспособлением, предварительно пропустив через листы стержень-оправку. После сжатия листов оправку следует вынуть, поставить центровой болт и затянуть гайку. В проушины хомутов вставить распорные втулки и навернуть гайки на болты.

Если сборка рессоры произведена правильно, то концы листов соприкасаются без зазора. При приёмке рессоры нужно измерить характеристику и соответствие чертежу. Перед снятием характеристики рессора нагружается номинальной нагрузкой. У автомобильных рессор контролируется стрела прогиба в свободном состоянии. Например, для автомобиля ЗИЛ-130 стрела прогиба передней рессоры должна быть 101 мм, стрела прогиба задней рессоры  — 122 мм. У трактора Т-4 стрела прогиба балансирной рессоры после трёхкратного обжатия с усилием 90 кН должна быть равна 29 мм.

Амортизаторы. Основные дефекты амортизаторов – усадка пружин клапанов, износ и задиры поверхности штока, износ втулок осей рычажных амортизаторов, утечка жидкости через сальники.

После разборки детали амортизатора тщательно промываются в дизельном топливе либо в керосине. Изношенные цилиндр и поршень заменяются либо восстанавливаются: цилиндр обрабатывается хонингованием, поршень наращивается гальванопокрытиями с последующей обработкой под размер цилиндра. Изношенные оси рычажных амортизаторов шлифуются до выведения следов износа, а втулки ремонтного размера развёртывают под размер оси. Все резинотехнические изделия (сальники, манжеты) подлежат замене.

После проведения сборки амортизаторы испытываются на динамометрическом стенде, при заданной частоте (60 двойных ходов в минуту) определяется усилие, которое необходимо для преодоления поворота рычага (у рычажных амортизаторов) либо для перемещения поршня (у телескопических амортизаторов).

Рулевой механизм. Неисправности и дефекты рулевого механизма проявляются в виде трещин, изломов картера и крышки, износа рабочих поверхностей рулевого колеса и вала сошки, износа червяка и ролика.

Слить масло, провести наружную очистку рулевого механизма, затем закрепить его перед разборкой  на стенде либо в слесарных тисках. Снятые детали тщательно промыть, провести дефектацию. Картеры и крышки, имеющие трещины и сколы, подлежат выбраковке. Шейки вала сошки (ЗИЛ-130, ГАЗ-53) шлифуются до выведения следов износа, а соединяемые с ним втулки развёртывают под размер вала. Посадочные места под подшипники качения восстанавливаются гальваническим способом. Изношенные торцы ролика шлифуются до выведения следов износа, а с целью компенсации потери размера ставят утолщённые упорные шайбы. Если износ рабочих поверхностей значительный (выкрашивание, отслоение металла, риски), то ролик и червяк подлежат замене.

При сборке рулевого механизма следует контролировать момент трения вала червяка либо усилие на ободе рулевого колеса, момент затяжки гайки крепления рулевой сошки. Правильность сборки рулевого механизма с усилителем (ГУР) проверяется замером крутящего момента при вращении винта с гайкой-рейкой в среднем положении.

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Рис. 141. Схема установки приспособления для проверки балки передней оси автомобиля.

1) – Разжимная цанга;

2) – Фиксатор;

3) – Призма;

4) – Шкалы для измерений;

5) – Опора.

Приспособление устанавливается опорами (5) на площадки балки передней оси и фиксируется в отверстиях под шипы опор. Призму (3) прижать к фиксатору (2) , установленному в отверстиях под шкворень и закреплённому с помощью разжимной цанги. Изгиб, скручивание, наклон оси отверстия под шкворень определяются по шкалам (4). Измеренные значения нужно сопоставить с техническими требованиями. Например, нормальный продольный наклон шкворня автомобиля ГАЗ-53А должен составлять 2 град. 40 мин., поперечный наклон – 8 градусов. Изгиб балки в горизонтальной плоскости не должен превышать ±1,5 град., в вертикальной плоскости  ± 30 мин., скручивание ± 1,5 град. деформированные балки необходимо править под прессом вхолодную.

Допустимо восстановление отверстий в балке развёртыванием под ремонтный размер (+ 0,5 мм) шкворня с последующим дорнованием одновременно двух отверстий.

Передний мост трактора. Сборка начинается с установки выдвижных кулаков в сборе в трубу передней оси. Кулак должен свободно перемещаться в трубе. Установить необходимую ширину колеи, затем положение кулака зафиксировать пальцем и затянуть два болта клеммового соединения, выдерживая момент 150-200 Н.м. Поворотную цапфу в сборе со ступицей поместить в выдвижной кулак, предварительно смазав рабочую поверхность в соединении со втулками солидолом. Конические роликовые подшипники ступиц колёс передней оси регулируются в указанной последовательности:

1) регулировочную гайку затянуть до появления сопротивления вращению ступицы;

2) затем гайку отпустить до совпадения ближайшей её прорези с отверстием под шплинт в оси цапфы;

3) проверить лёгкость вращения ступицы, зазор в подшипниках ступицы (например, для тракторов типа МТЗ зазор должен быть 0,8-0,20 мм).

Сходимость колёс регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги. Угол определяется специальным приспособлением.

Наибольший угол поворота передних колёс устанавливается болтами, ввёрнутыми в рулевые рычаги либо фланцы поворотных цапф. Например, максимальный угол поворота правого колеса автомобиля ЗИЛ-130 составляет 34 град., угол поворота левого колеса равен 36 град. А максимальный угол поворота правого колеса автомобиля ГАЗ-53 составляет 28 град., угол поворота левого колеса равен 34 град.

Колёса. Различают следующие неисправности колёс: трещины, разрывы, погнутость, износ и отслаивание протектора, сквозные проколы каркаса, износ отверстий крепления обода со ступицей, коррозионное повреждение, проколы и вырыв вентиля камеры. Все эти неисправности устраняются при ремонте.  Покрышки и бескамерные шины с разрушенным металлическим сердечником борта, подвергавшиеся длительному воздействию нефтепродуктов, с явными признаками сильного старения резины ремонту не подлежат. Для снятия шин используются стенды 1102 ГАРО, 2467 ГАРО, ОР-88982 ГосНИТИ.

Ремонт обода и дисков. Погнутые кромки обода правят, зачищают от заусенцев и краски. Трещины в дисках колёс завариваются электродами УОНИ-13/55-4,0-3. Раковины и непровары в сварных швах не допускаются. Швы нужно зачистить и окрасить. Изношенные отверстия под шпильки заваривают на медной подкладке, затем рассверливают и зенкуют.

Ремонт камер. Подлежат ремонту камеры, имеющие проколы, разрывы, порезы до размеров, допускаемых техническими требованиями.

Камеры, имеющие явные признаки старения резины (затвердевшая резина, трескающаяся при изгибе), а также камеры, пропитанные нефтепродуктами, подлежат выбраковке.

Для выявления скрытых повреждений, незаметных для глаза (проколы), камеры нужно проверять в ванне с водой. Для этого наполненную воздухом камеру погружают в воду. Место прокола определяется по пузырькам выходящего воздуха.

Разрывы и проколы камер следует заклеить. Для предотвращения распространения разрыва на его концах делаются при помощи просечки круглые отверстия. Камеру нужно согнуть вдоль разрыва и на его концах по изгибу на половину диаметра просечки прорезать отверстие. На расстоянии 20-35 мм от границ разрыва поверхность камеры подвергнуть шероховке проволочным диском. Шероховка служит для повышения сцепления поверхности с ремонтным материалом. Самым лучшим сцеплением обладает бархатная поверхность, полученная при помощи острого шероховального инструмента (шероховальные шары, конусы, проволочный диск, игольчатый диск). Контур заплаты должен перекрывать границы разрыва на 25 мм (вписывается полностью в контур подготовленной шероховатой поверхности). Приклеенная поверхность заплаты подвергается шероховке, а по краю оборотной стороны абразивным кругом делают фаску шириной 6-10 мм.

Технология ремонта ходовой части трактора мтз 80

Рис. 142. Электровулканизатор М6134.

1) – Корпус;

2) – Плита;

3) – Кронштейн;

4) – Пиноль с нажимным винтом.

Камеру нужно уложить на плиту и через деревянную накладку прижать её к плите пинолью (4). Края камеры не должны быть прижаты к плите. Время вулканизации 15-20 минут, температура143-145 градусов Цельсия. При обрыве вентиля либо других дефектах, требующих его замены, надо отрезать ножницами пятку вентиля по её диаметру и на это место наложить заплату. На неповреждённом участке камеры просечь отверстие и приклеить резиновую пятку с вентилем. Вместо резинового клея для заклеивания камер может быть использована сырая резина.

Ремонт покрышек. В условиях специализированных ремонтных предприятий в покрышках заменяется изношенный протектор. Старый протектор срезают и на специальном станке приклеивают к покрышке и прикатывают прослоечную, а затем протекторную резину. После этого покрышка вулканизируется в паровом кольцевом вулканизаторе – в пресс-форме, которая восстанавливает рисунок протектора.

Устройство трактора МТЗ-80 продумано буквально до мелочей. Основой его конструкции служит мотор, расположенный в передней части агрегата. Высокая мощность двигателя позволяет отнести трактор к тяговому классу 1,4. Мотор агрегата состоит из 4 цилиндров, такого же количества контактов и полураздельной камеры сгорания. Работу двигателя под высокими нагрузками контролирует эффективная жидкостная система охлаждения. Некоторые более современные модели тракторов МТЗ также дополнительно комплектовались надежным предпусковым обогревателем, наличие которого позволяло плавно завести двигатель в сильные морозы.

Первые модели МТЗ-80 обладали сравнительно невысокой мощностью, однако позже в комплектацию агрегатов начали поступать более мощные моторы, объемом 4,75 л. За запуск двигателя, в зависимости от модификации трактора, отвечает работающий от аккумулятора стартер, или отдельный пусковой мотор.

Устройство трактора МТЗ | Двигатель

Устройство двигателя трактора МТЗ представляет собой четырехцилиндровый четырехтактный дизельный безнаддувный двигатель Д-240 / Д-243 мощностью 80 л.с. с непосредственным впрыском и электростартерным пуском, способный разгоняться до 40 км/ч.

Коробка передач трактора МТЗ 80

Для переключения скоростного режима в комплектации моделей Беларусь МТЗ-80 предусмотрена 9-ступенчатая 2-диапазонная коробка переключения передач, оборудованная высококачественным понижающим редуктором. Наличие такой КПП позволяет трактору передвигаться на любой из 18 передних и 4 задних скоростей.

При необходимости агрегат можно оборудовать ходоуменьшителем. Задний мост управляется, в зависимости от модификации трактора, механическим или гидравлическим приводом. Модели тракторов, сошедшие с конвейера в последние годы выпуска, комплектуются гидравлической коробкой переключения передач.

Ходовая часть трактора МТЗ-80

Агрегат МТЗ-80 может быть колесным или гусеничным. Колесный трактор МТЗ-80 оборудован задними ведущими колесами, получаемыми создаваемой мотором усилие посредством трансмиссии. В конструкцию модификации МТЗ-82 ведущим выступает передний мост, который приводится в движение от трансмиссии и раздаточной коробки.

Трактора МТЗ-80, в чью комплектацию входят гусеницы, обладают лучшей устойчивость при передвижении на рыхлом грунте, и могут легко преодолевать препятствия в виде оврагов, заболоченных участков или скользкого ледяного покрытия.

Тормозная система сельскохозяйственной машины

В качестве основного тормозного механизма в конструкции агрегата МТЗ-80 выступает дисковая тормозная система. Сухие тормоза предусмотрены в шестернях валов в правой и левой части переднего и заднего мостов.

Дополнительно для остановки трактора в его комплектацию входит стояночный тормоз. Он предназначен для удержания техники на участках, расположенных под наклоном. Также для длительной остановки на склонах и подъемах в конструкцию трактора входит вспомогательный тормозной механизм.

Кабина и интерьер агрегата

Трактор Беларусь МТЗ-80 оборудован просторной кабиной. Она крепится к силовой раме посредством резиновых амортизаторов, которые эффективно подавляют шум от работающей трансмиссии и мотора трактора. Удобное водительское сиденье можно регулировать по высоте.

Внутренние поверхности кабины агрегата МТЗ-80 отделаны термо- и шумопоглощающим материалом. На полу находятся резиновые коврики, предотвращающие соскальзывание ног водителя с педалей. Интерьер кабины трактора наглядно продемонстрируют фото.

Трактор МТЗ-80 – технические характеристики и области применения

Грамотно продуманная конструкция и хорошая сбалансированность агрегата Беларусь МТЗ-80 позволила агрегату обрести отличные технические характеристики. В их число входит:

Габариты трактора МТЗ-80 достаточно скромные. Длина агрегата составляет 3,93, ширина – 1,07 и высота – 2,74 м.

Высокая мощность сельскохозяйственного агрегата позволяет использовать его для выполнения следующих задач:

Очень часто на фабриках и складах в паре с этим популярным агрегатом используется кун, что позволяет эксплуатировать трактор в качестве универсального погрузчика.

Подготовка трактора МТЗ-80 к работе – на заметку новичкам

С завода каждая модель тракторов МТЗ-80 выходит полностью укомплектованным для дальнейшей работы. К каждому агрегату прилагается полный набор запчастей, инструменты тракториста, подробная инструкция по эксплуатации и дополнительные принадлежности. Однако фермеру перед запуском трактора все же предстоит выполнить ряд процедур, направленных на облегчение запуска двигателя и других механизмов сельскохозяйственной машины. В их перечень входит:

Выполнение всех перечисленных процедур перед каждым холодным запуском мотора продлит сроки эксплуатации трактора МТЗ-80 и исключит его поломки. Благодаря этому ремонт агрегата потребуется выполнять гораздо реже.

Подготовка трактора к работе.

При подготовке трактора к работе:

1.подготовку трактора к работе производите при неработающем двигателе (кроме специальных операций проверки), включенном стояночном тормозе; навешенные сельскохозяйственные орудия должны быть опущены;

2.проверьте состояние трактора наружным осмотром, обратив внимание на отсутствие течей топлива, масла, охлаждающей жидкости, электролита, и при необходимости устраните течи;

3.проверьте уровень и при необходимости долейте масло в систему смазки двигателя и гидросистему, охлаждающую жидкость в резервный (расширительный) бак до уровня 100-120 мм от верхней плоскости;

4.проверьте состояние двигателя наружным осмотром;

5.перед включением выключателя «массы» после длительной стоянки трактора (более суток), особенно в летнее время, откройте крышку контейнера аккумуляторных батарей на время не менее 5 мин для удаления взрывоопасной водородно-воздушной смеси; аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и закрыты крышкой;

6. заправьте трактор отстоенным топливом. Перед заправкой топливо должно быть подвергнуто отстою в течение 10 суток (не менее). Горловины цистерн и других емкостей должны быть герметично закрыты, а вентиляционные отверстия защищены от попадания в них пыли. Заборный рукав должен находиться на высоте, исключающей засасывание механических примесей и воды. Марки применяемого топлива приведены в приложении 6 «Заправочные ѐмкости». Перед каждой заправкой слейте отстой топлива из топливного бака. Механизированную заправку производите с предварительным снятием фильтра заливной горловины, ручную — с использованием фильтра;

7.проверьте работу двигателя на слух и по показаниям контрольных приборов; прогретый двигатель должен работать устойчиво, равномерно, бездымно, без посторонних стуков и шумов;

8.проверьте работу механизмов управления трактором, работу тормозной системы, освещения и сигнализации, гидравлической системы управления поворотом и навесного устройства. Для этого:

-педали, рукоятки и рычаги должны работать без заеданий, педали должны свободно возвращаться в исходное положение под воздействием пружин, рычаги – надежно фиксировать от самопроизвольного включения и выключения;

-убедитесь в надежном и одновременном действии тормозов при движении трактора. Рабочие тормоза должны обеспечивать полную остановку трактора на сухом твердом покрытии, обеспечивающем хорошее сцепление колес с дорогой;

-на бетонной или асфальтированной площадке произведите 2 – 3 полных поворота трактора на месте. Поворот должен происходить плавно, без рывков, вибраций, колебаний;

-произведите 12 подъема и опускания навесного устройства, при этом рукоятка гидрораспределителя должна фиксироваться в позиции «Подъем» и автоматически возвращаться в позицию «Нейтральная», а из позиции «Плавающая» возвращаться в позицию «Нейтральная» после снятия с фиксации вручную. Проверку производите при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя;

-включите кнопку выключателя «массы» на щитке приборов, при включении должна загореться контрольная лампа.

9.Включите соответствующие выключатели освещения щитка прибора, внутреннее освещение кабины, наружный свет. При включении должны гореть лампы соответствующих приборов. Нажмите кнопку звукового сигнала – должно быть звучание сигнала. Проверьте исправность ламп в контрольном блоке на панели приборов включением кнопок 28 и 32. Включение рукоятки сигнала поворота «правый» – «левый», при этом лампы фонарей должны мигать. Нажмите на педаль тормоза, при этом лампы задних фонарей должны загораться ярким красным светом. Проверяйте при давлении воздуха в пневмосистеме не ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2 ). Включите стояночный тормоз, при этом сигнальная лампа на панели приборов должна мигать. Проверьте наличие напряжения в цепи аккумуляторных батарей, при включенных потребителях и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, вольтметр должен показывать напряжение — стрелка прибора 16 (рис. 1 (2)) должна находиться в зелѐной зоне;

10.отрегулируйте в зависимости от массы и роста сиденье водителя;

11.установите требуемое давление воздуха в шинах.

Список используемой литературы:

1. Невзоров Л.А. «Устройство и эксплуатация дорожных машин» учебник; издательство «Феникс» 2010 г.

2. Максименко А.Н. «Эксплуатация дорожных машин» учебник; издательство «Феникс» 2010 г.

3. Полосин М.Д. «Машинист дорожных и строительных машин» учебник; издательство «Академия» 2011 г.

4. Полосин М.Д. «Слесарь по ремонту дорожных машин» учебник; издательство «Академия» 2011 г.

5. Ранеев А.В. «Устройство и эксплуатация дорожных и строительных машин» учебник; издательство «Феникс» 2010 г.

Оцените статью
Про мотоблоки