То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80 Мотоблоки

Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?

В белорусских тракторах марки МТЗ используется вариант система сцепления хорошо известного постоянно-замкнутого образца, прекрасно зарекомендовавшего себя на тракторной и мото-технике. Одной из важнейших деталей всей системы остаётся муфта сцепления, передающая крутящий момент к трансмиссии от дизельного мотора, отключения его же от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 с одним диском и сухая, что позволяет догадаться, об основных частях этой детали.

Верно. Это нажимной диск и маховик, установленные в пазах опорного диска на трёх выступах. Крепление нажимного диска с маховиком осуществляется дистанционными втулками, пальцами и гайками. В специальных стаканах, между нажимным диском и опорным, расположены двенадцать нажимных пружин, приводящих муфту в движение. При помощи осей на выступах нажимного диска устанавливают отжимные рычаги, при воздействии на которые и осуществляется включение всего механизма.

В распространенных тракторах Беларус МТЗ применяется вариант системы сцепления популярного постоянно-замкнутого образца. Этот способ себя прекрасно зарекомендовал на тракторной и мото-тракторной технике. Тем временем важной деталью всей системы является муфта сцепления.

Ее предназначение заключается в передаче крутящего момента к трансмиссии от дизельного мотора, отключая его от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на МТЗ-80 и МТЗ-82 с одним диском и сухая. В итоге механизм сцепления дает возможность технике плавно трогаться с места, а когда включается режим торможения, то происходит плавное разъединение коленвала двигателя с трансмиссией до полной остановки.

К основным деталям конструкции механизма относятся плотно прижатые друг к другу фрикционные диски, которые собраны во фрикционе тормоза или муфты. Размеренность выключения и включения передачи происходит благодаря проскальзыванию вращающегося ведущего диска, относительно ведомого диска, что соединен шлицевым соединением с коробкой передач. При отпускании педали, то есть включении сцепления, ведущий и ведомый диск плотно сжимаются, а при нажимании педали, то есть выключении, наблюдается разведение дисков, из-за чего образовывается свободное пространство между ними.

Про мотоблоки:  Борона для мотоблока своими руками

То муфты сцепления трактора мтз 80

Механизм сцепления МТЗ-82 является однодисковым, однопоточным, сухим. Основными комплектующими выступают маховик двигателя, нажимной и опорный диски. Между дисками сцепления находятся 12 нажимных пружин. С одной стороны пружины упираются в стаканы опорного диска, а с другой – во влитые пазы нажимного.

Ведомый диск в свою очередь состоит из ступицы, соединительного диска и фрикционных накладок.

Из-за нежесткого сцепления ведомого диска со ступицей, которое обеспечивается восьмью резиновыми демпферами, включение сцепления МТЗ-82 является мягким, динамические нагрузки в трансмиссии незначительные.

Регулировка муфты сцепления происходит благодаря следующим действиям:

— благодаря регулировки свободного хода педали управления муфты сцепления. Длина тяги (4-5 см) регулирует ход. Данный размер обеспечивает зазоры между отжимным подшипником и отжимным рычагом. Если зависает педаль трактора при положении «свободный ход», то нужно сжать пружину упорным болтом;

— регулировка длины блокировочной тяги тормозка. Чтобы ее отрегулировать, нужно ее отсоединить от рычага отводки, далее тяга крепится с рычагом и увеличивается ее длина. В таком случае тягу нужно укоротить на 7 мм и закрепить ее контргайкой;

— регулировка отжимных рычагов сцепления. Ее нужно выполнять после установки муфты сцепления на маховик при помощи специальной оправки с торцевой поверхностью. Между пятками на отжимных рычагах и торцом ступицы опорного диска.

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

Во время эксплуатации муфты сцепления следует придерживаться следующих рекомендаций и советов. Смазывать конструкцию нужно каждые 60 моточасов работы, а проверку свободного хода педали нужно делать каждые 240 часов. Для смазки применяйте солидол, который стоит подбирать по параметрам смазочной таблицы. Со временем свободный ход уменьшается из-за износа деталей. Его максимальное значение может достигать 30 мм.

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

1. Не следует держать ногу на педали во время работы. Из-за этого увеличивается скорость износа.

2. Муфту сцепления приходит в работу плавно. Не следует ее оставлять в промежуточном состоянии.

3. Также муфта сцепления не должна быть выключенной на протяжении долгого времени.

Если вы все же увидели, что определенные запчасти муфты сцепления подлежат замене, нужно купить качественные комплектующие.

То муфты сцепления трактора мтз 80

Как осуществляется регулировка лапок сцепления МТЗ-82. На МТЗ типа 80, 82, 82-1, 320 и 1221 установлена однодисковая муфта. Функция такого элемента в системе заключается в том, чтобы передавать крутящий момент к трансмиссии от двигателя. В это время отключается двигатель от мягкого соединения и КПП.

Устройство сцепления МТЗ 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

Деталями сцепления

• Ведомый диск;
• Нажимной диск в сборе;
• Нажимной подшипник с отводкой.

Проверку и полную регулировку муфты сцепления трактора МТЗ-80 проводят при техническом обслуживании № 2. Техническое обслуживание сцепления состоит в периодической смазке выжимного подшипника, подтяжке резьбовых соединений и проведении необходимых регулировок. Подшипник необходимо смазывать после каждых 125 часов работы (при ТО-1). Для смазки применяйте солидол, который стоит подбирать по параметрам смазочной таблицы. Со временем свободный ход уменьшается из-за износа деталей. Его максимальное значение может достигать 30 мм.

Регулировка зазоров лапок сцепления МТЗ 80, 82

То муфты сцепления трактора мтз 80

То муфты сцепления трактора мтз 80

1. Не следует держать ногу на педали во время работы. Из-за этого увеличивается скорость износа.
2. Муфту сцепления приходит в работу плавно. Не следует ее оставлять в промежуточном состоянии.
3. Также муфта сцепления не должна быть выключенной на протяжении долгого времени.
Если вы все же увидели, что определенные запчасти муфты сцепления подлежат замене, нужно купить качественные комплектующие.

В принципе в регулировке сцепления, нет ни чего сложного, если у вас нет времени заниматься вашим МТЗ, то для регулировки сцепления вы можете обратиться в компанию «Трактор Сервис», опытные автомеханики без проблем, сделают это за вас.

Пробуксовка оцепления или неполное
выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей
сцепления, деталей коробки передач,
заднего моста и переднего ведущею моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82.
Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков,

характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение
передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового
усилия, не
устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или
разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают
на разрушение упорного подшипника выключения. При неправильной
регулировке привода сцепления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, что
характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и
нажимными
рычагами, подшипник постоянно вращается.

Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном
счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание
неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных
рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного
диска могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового
усилия
трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 ведомые диски
сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят
значительные кольцевые риски на поверхности нажимного диска.
Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности
нажимного диска
могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на
поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала
дизеля или
валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных
рычагов сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (когда концы рычагов
располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом
случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления:
края
ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В
результате сцепление «ведет».

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо
фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное
включение
передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала
сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной
неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены
их
новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта в маховик
заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая
предварительное
сжатие нажимных пружин (рис.1), и отворачивают болты крепления
опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят мешки,
стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение
деталей
и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление
разбирают, используя специальное приспособление.

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 для ремонта

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления
опорного диска

Допустимые значения контролируемых параметров сцепления МТЗ-80,
МТЗ-82, мм

Толщина ведомого диска — 8,0

Коробление ведомого диска — 0,6

Толщина нажимного диска — 21,0

Толщина шлицев вала — 3,5

Высота кулачка отжимного рычага — 10,9

После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно
быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску;
допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины
накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие
под
заклепку.

Если толщина ведомого диска сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 не
меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже
плоскости
накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют.

Осматривают состояние нажимного диска. На его опорной плоскости не
допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и
сетки
растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность
нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до
выведения
следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой.

После ремонта сцепление МТЗ-80, МТЗ-82 собирают с помощью
приспособления. Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают
технологические болты для фиксации этого положения.

Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают
технологический вал, необходимый для правильной взаимной установки
шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с
маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают
технологический шлицевый вал.

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80, МТЗ-82

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 —
кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 —
тяга; 10 —
болт крепления кронштейна

Свободный ход педали (положение отводки) сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
(рис. 2) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3
педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается,
постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой
регулировки
недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают
кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке).

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и
соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и
упорным
подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм.

Регулировку отводки тормозка сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82
проводят в два этапа (см. рис. 2). Первый этап: отсоединяют тягу 5
от
кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой
стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до
свободного
соединения вилки 6 и кронштейна 4.

Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5
не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с
кронштейном.
После регулировки вилку закрепляют контргайкой.

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего
редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связано с возникновением следующих
основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим
переключением передач, появлением шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев
шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на
валиках
механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов,
износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых
пазов
скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят
(наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки
тормозка, неправильной работе механизма блокировки.

Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа
подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения
соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки,
трещин и изломов деталей.

Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного
износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения
технических
условий при ремонте сцепления МТЗ-80, МТЗ-82.

Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может
вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер
коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через
неплотности. Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения
появляются
из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения
передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления.

Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при
неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении,
неточной
регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд
неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе.

Если при работе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 слышен скрежет шестерен,
возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о
неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе
его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе
поверхностей
в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 3).

Рис.3. Сцепление и понижающий редуктор трактора МТЗ-80, МТЗ-82

То муфты сцепления трактора мтз 80

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей;
1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск;
5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 —
кронштейн
отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета;
11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 —
подшипники; 13 —
упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 —
фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23,
24 —
крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн
отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 —
диск
тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 —
шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок
сцепления;
43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления;
47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней
ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода
ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 —
распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка
подшипника

В ходе эксплуатации трактора МТЗ-80, МТЗ-82 могут возникнуть другие
отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их
устранения
снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности,
показанной на рис. 4-8.

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего
редуктора указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой
муфты.

Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой
муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку
заменяют.
Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют
корпус сцепления от коробки передач.

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 4. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка
МТЗ-80, МТЗ-82

1 — технологический болт; 2 — вал сцепления

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 5. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала
вилок сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

1 — отводка;2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис.6. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней
привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

1 — крышка; 2 — болт

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 7. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80, МТЗ-82

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 8. Снятие стопорного кольца шестерен I и II ступеней привода
BOM МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шестерня II ступени; 2 — шестерия I ступени; 3 — стопорное
кольцо

Ремонт сцепления и понижающего редуктора МТЗ

Сцепление трактора МТЗ-80

Пробуксовка оцепления или неполное выключение передач ведут к усиленному износу и поломкам деталей сцепления, коробки передач, заднего моста и переднего моста трактора МТЗ-80.

Техническое состояние сцепления можно определить по ряду признаков, характеризующих ту или иную неисправность.

Появление ненормального шума и стука, затрудненное включение передач, пробуксовка сцепления, особенно при увеличении тягового усилия, не устраняемые регулировкой привода сцепления, указывают на износ или разрушение деталей сцепления.

Повышенный шум или свист при нажатии на педаль сцепления указывают на разрушение упорного подшипника выключения.

При неправильной регулировке привода сцепления МТЗ-80, что характеризуется отсутствием зазора между упорным подшипником и нажимными рычагами, подшипник постоянно вращается. Это приводит к перегреву подшипника, вытеканию смазки и, в конечном счете, к разрушению подшипника. В большинстве случаев заклинивание неисправного подшипника сопровождается обгоранием концов нажимных рычагов.

Неправильная регулировка привода, ослабление усилия пружин нажимного диска (корзины) могут привести к пробуксовке сцепления, снижению тягового усилия трактора, уменьшению частоты вращения вала отбора мощности.

В процессе эксплуатации трактора, ведомые диски сцепления коробятся, накладки изнашиваются, головки заклепок наносят значительные кольцевые риски на поверхности корзины. Вследствие повышенного местного нагрева на рабочей поверхности нажимного диска могут появиться цвета побежалости и трещины.

Пробуксовка сцепления может быть следствием попадания масла на поверхности дисков из-за утечек через уплотнения коленчатого вала дизеля или валов коробки передач.

При короблении ведомых дисков или неправильной регулировке отжимных рычагов (когда концы рычагов располагаются на разной высоте) трудно включаются передачи. В этом случае происходит перекос нажимного диска при выключении сцепления: края ведомого диска защемляются между нажимным диском и маховиком. В результате сцепление «ведет».

При толщине ведомого диска менее допустимого размера заменяют либо фрикционные накладки новыми, либо диск в сборе. Затрудненное включение передач может вызываться заеданием шлицев ступицы на шлицах вала сцепления вследствие их ступенчатого износа.

При разборке сцепления одновременно с устранением выявленной неисправности проводят техническую экспертизу деталей с целью замены их новыми или отремонтированными.

Перед снятием сцепления, в маховик заворачивают специальные технологические болты, обеспечивая предварительное сжатие нажимных пружин (рис. 2.5.1), и отворачивают болты крепления опорного диска, а затем технологические болты.

Перед разборкой сцепления на кожух и нажимные диски наносят метки, стремясь обеспечить при сборке правильное взаимное расположение деталей и сохранить первоначальную балансировку сцепления. Сцепление разбирают, используя специальное приспособление (рис. 2.5.2).

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.1. Снятие муфты сцепления МТЗ-80

1 — муфта сцепления; 2 — технологический болт; 3 — болт крепления опорного диска

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.2. Разборка опорного диска и корзины сцепления

1 — двухлапчатый съемник; 2 — опорный диск; 3 — технологический болт

Допустимые значения контролируемых данных сцепления МТЗ-80 дизеля Д-240, мм

Толщина ведомого диска — 8,0 Коробление ведомого диска — 0,6 Толщина нажимного диска — 21,0 Толщина шлицев вала — 3,5 Высота кулачка отжимного рычага — 10,9

После замены фрикционных накладок утопание головок заклепок должно быть не менее 2,0 мм. Накладки должны плотно прилегать к диску; допускаются неплотности до 0,1 мм, а также радиальные трещины накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие под заклепку.

Если толщина ведомого диска не меньше допустимого значения, но головки заклепок утопают ниже плоскости накладки на 0,1 мм и менее, то обе фрикционные накладки заменяют.

Осматривают состояние корзины МТЗ-80. На его опорной плоскости не допускаются кольцевые риски глубиной более 0,2 мм, следы прожогов и сетки растрескивания более 40% всей поверхности. Рабочую поверхность нажимного диска исправляют шлифованием или протачиванием до выведения следов износа и тщательно зачищают мелкой наждачной бумагой.

Сцепление собирают с помощью приспособления (см. рис. 2.5.2). Сжимают пружины нажимного диска и вворачивают технологические болты для фиксации этого положения.

Во внутреннюю обойму подшипника маховика устанавливают технологический вал (рис. 2.5.3), необходимый для правильной взаимной установки шлицевых ступиц ведомых дисков и обеспечения их соосности с маховиком. Выворачивают технологические болты из кожуха и вынимают технологический шлицевый вал.

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.4. Регулировка сцепления и тормозка МТЗ-80

1 — упорный подшипник; 2 — отжимной рычаг; 3 — рычаг педали; 4, 8 — кронштейны; 5 — тяга тормозка; 6 — вилка; 7 — упорный болт; 9 — тяга; 10 — болт крепления кронштейна

Рис. 2.5.3. Центрирование ведомого диска

1 — технологический вал; 2 — опорный диск

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.5. Регулировка отжимных рычагов сцепления

1 — отжимной рычаг; 2 — технологический вал

Свободный ход педали (положение отводки) сцепления (рис. 2.5.4) регулируют вращением тяги 9. В отпущенном состоянии рычаг 3 педали должен упираться в пол кабины. Если он не упирается, постепенно выворачивают из кронштейна 8 упорный болт 7. Когда такой регулировки недостаточно, ослабляют болт 10 крепления кронштейна и поворачивают кронштейн в сторону пружины (по часовой стрелке).

При правильной регулировке механизма выключения сцепления и соблюдении размера 12± 0,5 мм зазор между выступами рычагов 2 и упорным подшипником 1 должен быть 3±0,5 мм (регулировка отжимных рычагов сцепления показана на рис. 2.5.5).

Регулировку отводки тормозка МТЗ-80 проводят в два этапа (см. рис. 2.5.4). Первый этап: отсоединяют тягу 5 от кронштейна 4, поворачивают кронштейн 4 вправо (против часовой стрелки) до упора; вращая вилку 6, увеличивают длину тяги 5 до свободного соединения вилки 6 и кронштейна 4.

Второй этап: вращают вилку 6 до тех пор, пока суммарная длина тяги 5 не уменьшится на 7 мм; в таком положении соединяют вилку с кронштейном. После регулировки вилку закрепляют контргайкой.

В ходе эксплуатации трактора могут возникнуть другие отказы и неисправности механизмов переключения передач. Для их устранения снимают корпус сцепления и разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.5.11—2.5.28.

Рис. 2.5.11. Снятие стопорного кольца подшипника вала сцепления

1 — стопорное кольцо; 2 — вал сцепления; 3 — опорная крышка

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.13. Снятие промежуточной шестерни привода гидронасоса

1 — промежуточная шестерня; 2 — стопорный винт

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.14. Выпрессовка подшипника из промежуточной шестерни привода гидронасоса

1 — подшипник; 2 — наставка; 3 — шестерня

Рис. 2.5.15. Спрессовка кронштейна отводки тормозка

1 — кронштейн отводки тормозка; 2 — технологический болт; 3 — болт

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.16. Выпрессовка подшипника из кронштейна отводки тормозка

1 — подшипник; 2 — кронштейн; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Рис. 2.5.18. Выпрессовка подшипника ведущего вала привода ВОМ из кронштейна отводки

1 — подшипник; 2 — кронштейн отводки; 3 — съемник

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.19. Снятие нижней крышки в сборе с вилкой переключения ступеней привода ВОМ

Рис. 2.5.20. Снятие крышки ведомого вала привода ВОМ МТЗ-80

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.22. Выпрессовка ведомого вала привада ВОМ, снятие шестерен I и II ступеней, снятие соединительной муфты

1 — наставка; 2 — корпус сцепления

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.23. Выпрессовка подшипника из корпуса сцепления

1 — подшипник;2 — корпус сцепления; 3 — инерционный съемник

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.27. Выпрессовка игольчатого подшипника ведомого вала привода ВОМ

1 — игольчатый подшипник; 2 — корпус сцепления; 3 — инерционный съемник

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.28. Выпрессовка подшипника из ведомой шестерни II ступени привода ВОМ

1 — подшипник; 2 — шестерня II ступени; 3 — цанга; 4 — инерционный съемник

Понижающий редуктор МТЗ-80

Большинство неисправностей механизмов переключения понижающего редуктора МТЗ-80 связано с возникновением следующих основных дефектов: самопроизвольным выключением и тугим переключением передач, появлением шумов и стуков.

Самопроизвольно передачи выключаются при износе и сколе зубьев шестерен и зубчатых муфт, износе фиксаторов и углублений под них на валиках механизма переключения передач, потере упругости пружин фиксаторов, износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, кольцевых пазов скользящих шестерен и зубчатых муфт.

Тугое переключение передач и их включение со скрежетом происходят (наряду с неполным выключением сцепления) при нарушении регулировки тормозка, неправильной работе механизма блокировки.

Повышенные шумы и стуки в коробке передач появляются из-за износа подшипников валов, посадочных мест подшипников в корпусе, нарушения соосности валов, недостаточного количества масла в картере коробки, трещин и изломов деталей.

Отмеченные неисправности возникают не только из-за усталостного износа механизмов, но и неправильной эксплуатации, несоблюдения технических условий при ремонте.

Так, повышенный износ подшипников и зубьев шестерен по толщине может вызываться наличием абразивных частиц в масле, заливаемом в картер коробки передач, или попаданием таких частиц в смазку через неплотности.

Сколы и разрушения зубьев шестерен со стороны включения появляются из-за неточной регулировки сцепления, неправильного переключения передач, нарушения регулировки тормозка вала сцепления.

Усталостное выкрашивание зубьев шестерен значительно убыстряется при неправильном зацеплении пар шестерен, неполном их включении, неточной регулировке зацепления конических пар. В процессе эксплуатации ряд неисправностей можно устранить непосредственно на тракторе.

Если при работе трактора слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует о неправильной регулировке механизма управления сцеплением и износе его дисков, об износе фрикционных дисков и тормозка, об износе поверхностей в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка (рис. 2.5.6).

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.6. Сцепление и понижающий редуктор МТЗ-80

а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — демпфер; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — опорный диск; 5 — отжимной рычаг; 6 — упорный подшипник; 7 — отводка; 8 — кронштейн отводки; 9, 15, 16, 26, 39, 40, 54, 58, 62 — кольца; 10 — манжета; 11 — маслоотражательная шайба; 12, 14, 18, 27, 29, 38, 56, 61 — подшипники; 13 — упорная втулка; 17 — промежуточная шестерня; 19 — ось шестерни; 20 — фиксирующий винт; 21 — корпус сцепления; 22, 50, 63 — прокладки; 23, 24 — крышки; 25 — вал привода ВОМ; 28 — упорная шайба; 30 — кронштейн отводки тормозка; 31 — вилка включения; 32 — отводка тормозка; 33 — диск тормозка с накладкой; 34 — муфта зубчатая; 35 — вал сцепления; 36 — шестерня; 37 — опорная крышка; 41, 44 — рычаги; 42 — вал вилок сцепления; 43 — тяга тормозка; 45 — вал вилок включения; 46 — крышка сцепления; 47 — вилка переключения ступеней ВОМ; 48 — вал переключения ступеней ВОМ; 49 — нижняя крышка; 51 — игольчатый подшипник; 52 — вал привода ВОМ; 53 — муфта; 55 — шестерня привода ВОМ (II ступень); 57, 60 — распорные шайбы; 59 — шестерня привода ВОМ (I ступень); 64 — крышка подшипника

То муфты сцепления трактора мтз 80

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора МТЗ-80 указывает на износ вилки переключения и паза зубчатой муфты.

Для проверки износа отсоединяют вилку, вставляют в паз зубчатой муфты и измеряют зазор. Если зазор превышает 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления от коробки передач.

Рис. 2.5.7. Снятие механизма управления понижающим редуктором и зубчатой муфтой МТЗ-80

1 — механизм управления; 2 — вал сцепления

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.8. Выпрессовка вала сцепления и снятие ведущего диска тормозка

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.9. Снятие упорного подшипника, отводки, вилок включения и вала вилок сцепления

1 — отводка; 2 — вилка; 3 — вал вилок сцепления

То муфты сцепления трактора мтз 80

Рис. 2.5.10. Снятие отводки тормозка

1 — отводка тормозка; 2 — вилка включения; 3 — вал вилок включения

Источник

Корпус сцепления. Диски. Отводка. Трактор МТЗ 80

Корпус сцепления. Привод ВОМ. Трактор МТЗ 80

Корпус сцепления. Понижающий редуктор. Трактор МТЗ 80

Корзина сцепления: замена, регулировка, особенности ремонта

Метки: диск сцепления, Корпус сцепления, мтз, отводка в сборе, ремонт, сцепление

Диагностика деталей механизма

Для проведения диагностики состояния муфты нужно получить доступ к узлу. Для этого отсоединяют двигатель от трансмиссии и производят раскатку трактора. Затем производят первичный осмотр узла. После отворачивают шесть гаек крепления корзины к маховику и демонтируют узел в сборе для полного осмотра.

Состояние выжимного подшипника

Подшипник меняют: большая выработка контактной поверхности, шумит при вращении и имеет люфт в обоймах, подшипник заклинен.

Практики рекомендуют, кроме оригинального подшипника трактора МТЗ 80, можно устанавливать выжимной Камаза 5320, который хорошо себя зарекомендовал в работе механизма сцепления трактора.

При выработке на контактных местах привода подшипника и вилки, детали можно реставрировать методом наварки метала, с последующей обработкой до соответствующего размера.

Состояние и степень выработки рабочих поверхностей лапок и их целостность

При выработке рабочих поверхностей лапок больше 2,5 мм производят замену или осуществляют наварку с последующей обработкой.

При установке новых лапок нужно обратить внимание на контактную плоскость рычагов с выжимным подшипником. Часто отливки рычагов имеют неидентичные контуры и контактная поверхность, при прикладывании к подшипнику выступает за рабочую поверхность, захватывая обойму детали

В таком случае выступающую часть стачивают. Также нужно обращать внимание при замене лапок на степень твёрдости метала. Одной из причин быстрого стирания лапок после ремонта есть несоответствие материала изготовления или отсутствие закалки рабочих поверхностей детали.

Состояние фрикционного диска

При выявлении трещин, неравномерного износа, задирав накладок, износе шлицов ступицы и люфте, выпадении демпферных пружин, а также достаточном износе накладок — во всех случаях производят замену диска.

Состояние рабочей плоскости нажимного диска корзины и отверстий крепления лапок

При неравномерном износе нажимного диска допускается выравнивание путём фрезерования и шлифовки, учитывая допуск толщины диска не меньше 21 мм. Если отверстия крепления выжимных рычагов разбиты под эллипс, а также при выявлении трещин – диск заменяют на новый.

Состояние контактной плоскости маховика

При выявлении допустимой эллипсности поверхности маховика производят выравнивание фрезерованием и шлифовкой. При большом износе поверхности производят замену.

После проведённой дефектации деталей исходя из состояния принимают решение: проделать текущий ремонт узла с заменой изношенных деталей либо заменить узел в сборе.

Непосредственная регулировка муфты сцепления

Муфта сцепления в белорусских тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 регулируется свободным ходом педали и длиной блокировочной тяги тормозка, а при полной взаимосвязи этих элементов регулировку необходимо осуществлять параллельно и одновременно, в такой последовательности:

То муфты сцепления трактора мтз 80

Схема управления муфтой:

1 — стержень подушки; 2 — болт; 3 — педаль сцепления; 4 — ось; 5 — пружина; 6 — болт упорный; 7 — кронштейн; 9 — тяга; 10 — вилка; 11 — рычаг; 12 — вилка; 13 — тяга; 14 — пружина; 15 — контргайка; 16 — рычаг; 17 — болт.

Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации

Смазывать узел необходимо каждые 60 моточасов работы, а проверять свободный ход педали не реже каждых 240 моточасов. Для смазки используется солидол, применяемый согласно смазочной таблице. Свободный ход может со временем уменьшаться из-за естественного износа деталей, причём максимальное уменьшение хода при износе не должно превышать 30 мм.

Ну и главное:

Муфта сцепления — принцип действия

Регулировка муфты сцепления осуществляется за счёт освобождения её хода. Делается это регулировочными винтами, изменяющими положение отжимных рычагов. Сами винты упираются в опорные штифты и ввёрнуты в рычаги, которые в свою очередь прижимаются к штифтам пружинами.

Так называемый, гаситель крутящего колебания (демпферное приспособление крутящего вала) соединяется с ведомым диском, состоящим из ступицы со шлицами для подвижности соединения и закреплённого тремя накладками. Одна из накладок латунными заклёпками закреплена прямо на диске, другая стальными заклёпками через пружинные пластинки крепится к нажимному диску.

Эта хитрая конструкция ведомого диска способна достаточно плавно и аккуратно включать сцепление за счёт осевой податливости при вращении. К ступице от ведомого диска крутящий момент дизельного мотора передаётся через пружины, а включение или выключение сцепления производится отводкой с выжимным подшипником. Отводка двигается по собственному кронштейну, соединённому рычагом, тягой и двумя вилками, закреплёнными на валу с помощью шпонок и клемм.

То муфты сцепления трактора мтз 80

1 — маховик; 2 — ведомый диск в сборе; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины сцепления; 5 – пружина нажимная сцепления; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 5 — демпфер; 9 — диск поддерживающий; 10 — пластина пружинная; 11 — накладка фрикционная; 12 — диск ограничительный; 13 — рычаг отжимной; 14 — штифт опорный; 15 — ось; 16 — палец; 17 — втулка; 18 — гайка корончатая; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — винт регулировочный; 22 — подшипник; 23 — отводка муфты сцепления; 24 — кронштейн отводки; 25 — шестерня промежуточная; 26 — вал ведущий привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28 — кронштейн отводки тормозка; 29 — вал вилок включения; 30 — вилка включения; 31 — отводка тормозка; 32 — диск ведущий тормозка с накладкой; 33 — пружина фиксатора; 34 — шарик; 35 — рычаг переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка редуктора; 37 — рычаг вилки; 38 — шестерня ведущая понижающего редуктора; 39 — подшипник игольчатый; 40 — муфта зубчатая; 41 — подшипник игольчатый; 42 — вал ведомый привода ВОМ; 43 — муфта соединительная; 44 переключения привода ВОМ; 45 — втулка бронзовая; 46 — шестерня ведомая привод ВОМ II ступени; 47 — шестерня ведомая привода ВОМ I ступени; 48 — вилка; 49 — рычаг сцепления; 50 вал выключения сцепления; 51 — масленка; 52 — пробка; 53 — корпус сцепления.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий