Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики Мотоблоки

Продукция, выпускаемая Минским Тракторным Заводом, на территории бывшего Советского Союза, уже не одно десятилетие является лидирующей на рынке различной сельскохозяйственной техники. Но неоспоримым флагманом и локомотивом на протяжении многих лет, остается универсально пропашной, легендарный трактор МТЗ-80 и его многочисленные модификации.

Чем же эта машина заслужила такую популярность? Ответ прост — это универсальность, невысокая стоимость, простота в обслуживании и ремонтопригодность. Именно совокупность этих факторов делает этот трактор столь привлекательным как для крупных, так и небольших фермерских хозяйств.

Содержание
  1. История создания МТЗ-80
  2. Технические характеристики трактора МТЗ-80
  3. 2 Коробка передач трактора МТЗ-80
  4. 3 Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию трактора МТЗ-80
  5. Кабина трактора МТЗ-80
  6. Система навесного оборудования
  7. Модификации трактора МТЗ-80
  8. Опыт эксплуатации трактора МТЗ-80 «Беларус»
  9. Рассмотрим плюсы и минусы тракторов МТЗ-80.
  10. Краткое описание модели
  11. Силовая передача
  12. Муфта сцепления
  13. Коробка передач и раздаточная коробка
  14. Задний мост
  15. Передний ведущий мост (МТЗ-82)
  16. Ходовая часть и рулевое управление
  17. Гидравлическая навесная система
  18. Трактор МТЗ-80
  19. Описание модели Беларус
  20. Достоинства и недостатки
  21. Обзор универсального трактора МТЗ-80
  22. Модификация спецтехники МТЗ-80
  23. Трансмиссия
  24. Тормозная система трактора МТЗ-80
  25. Передний мост
  26. Тормоза
  27. Устройство
  28. Силовая установка
  29. Узлы трансмиссии
  30. Узел сцепления
  31. Гидравлика
  32. Габаритные размеры
  33. Гидравлическая система
  34. Навесное оборудование
  35. Кабина и управление
  36. Габариты и расход топлива
  37. Тюнинг
  38. Агрегатирование трактора
  39. Особенности и преимущества
  40. Цена трактора МТЗ-80
  41. Ремонтопригодность
  42. Применение
  43. Особенности эксплуатации тракторов Беларус
  44. Обслуживание
  45. Основные неисправности, ремонт
  46. Отзывы о машине
  47. Аналоги
  48. Обзор МТЗ-80

История создания МТЗ-80

Постановление о строительстве Минского тракторного завода подписал лично И.В. Сталин в 1946 году. На начальном этапе это должно было быть предприятие способное выпускать 50 машин на гусеничном ходу в сутки с дизелями мощностью 37 л.с. Начать производство планировалось в 1948 г.

Про мотоблоки:  ✅ Стартер для мотоблока - устройство ручного и электрического -

Гусеничный КД-35 на МТЗ выпускался всего 9 месяцев, так как в том же 1948 г. минские конструкторы работали уже над своим первым универсально – пропашным колесным трактором. И вот 18 июля 1949 года, в торжественной обстановке из ворот цеха вышел первый, опытный колесный трактор, полностью заводской конструкции. В этом же году было выпущено еще несколько образцов, которые были подвергнуты длительным испытаниям.

Но решающей для завода стала дата 14 октября 1953 года, после испытаний и доработок с главного конвейера сошли первые МТЗ-1 и МТЗ-2 «Беларус». Это событие определило дальнейшую судьбу и основную специализацию завода.
Шли годы, завод совершенствовал существующие и разрабатывал новые модели. В 50-х годах выполнял правительственное задание по разработке и производству гусеничных трелевочных машин. Но работа над колесными тракторами не прекращалась.

МТЗ шел в ногу со временем и когда появлялась нужда в новой: более мощной, маневренной, более приспособленной под те или иные условия модели, завод тут же реагировал. Так, на свет появилась обширная линейка универсальных пропашных тракторов:

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

В 60-х модернизация производственных мощностей и выпуск МТЗ-50, МТЗ-52.

А в 1972 году завершились испытания МТЗ-80, этот трактор был разработан путем глубокой модернизации «пятидесятки» и стал по сути абсолютно новой машиной. Трактор получил новый дизель 80 л. с., а также массу других конструктивных изменений и доработок. Количество прицепного и навесного оборудования к трактору выросло до 230-и наименований, а транспортная скорость возросла до 35 км/ч.
В своей современной версии трактор МТЗ-80.1 выпускается и по сей день, спустя четыре десятка лет, на том же самом Минском тракторном заводе!

Технические характеристики трактора МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Дизель Д-240, четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, производства Минского тракторного завода. Рабочий объем цилиндров составил 4,75 л. При номинальной частоте вращения 2200 об. мин. этот двигатель развивает мощность в 80 л.с. Камера сгорания полураздельного типа.

Масса дизеля составляет 430 кг. Некоторые модификации предусматривают установку предпускового подогревателя ПЖБ-200Б.

Существует два варианта пуска двигателя: электростартерный, или с помощью пускового карбюраторного двигателя. Имеется блокировка пуска, на случай если трактор стоит на скорости.

Для того чтобы этот надежный двигатель вас не подводил и работал как часы, необходимо проводить технический осмотр и обслуживание каждые: 60, 240 и 960 моточасов. Полный перечень работ каждого ТО описан в инструкции по эксплуатации.

2 Коробка передач трактора МТЗ-80

Коробка передач на «Беларус» устанавливается механическая, девятиступенчатая с понижающим редуктором, это дает нам вместе с пониженными скоростями 18 передач вперед и 4 назад. Опционально устанавливается ходоуменьшитель, если того требуют условия выполняемых работ.

Если при работе коробки слышны стуки, которые исчезают на других передачах, это прямое свидетельство выкрашивания зубьев или усталостного разрушения отдельных шестерен.

Часть тракторов, старше 1985 года выпуска оснащались гидроупровляемой КПП с возможностью переключения скоростей под нагрузкой. На тракторах с такой коробкой можно включать любую из четырех передач, в пределах одного из 4-х диапазонов, не выключая при этом муфту сцепления. Задний мост снабжен функцией блокировки дифференциала. На тракторах старых моделей управление дифференциалом механическое, при помощи педали. На более свежих модификациях гидравлическое, с переключателем режимов на приборной панели.

Посторонние шумы в КПП и нагрев корпуса в отдельных участках, говорит о неисправности подшипников валов.

3 Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию трактора МТЗ-80

Передний мост балансирный, имеет полужесткую подвеску, благодаря балансиру способен повторять неровности поверхности независимо от положения заднего моста и остова трактора. Задняя подвеска жесткая, колеса крепятся клеммовыми соединениями на ведущих осях, это позволяет менять ширину колеи бесступенчато, в диапазоне 1400–2100 мм. Передняя колея регулируется ступенчато, шаг составляет 100 мм. Тормоза дисковые.

«Беларус», в помощь водителю, оснащен гидравлическим усилителем руля. Принцип его работы примерно одинаков с работой ГУР любого автомобиля. Масляный насос создает в системе давление, а гидрораспределитель, получая сигнал от рулевого колеса при помощи карданных валов, направляет масло в одну из полостей гидроцилиндра

Кабина трактора МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Кабина на МТЗ-80 сварная, из тонколистовой стали. Внутренняя обшивка специальными материалами утепляет и шумоизалирует рабочее место тракториста. К остову трактора кабина крепится на четыре резиновых амортизатора, существенно смягчающих тряску и вибрацию.

Обзорность обеспечена хорошая, для очистки переднего и заднего окон в непогоду установлены стеклоочистители. Для естественного притока воздуха, крыша и заднее окно могут открываться и фиксироваться в открытом положении.

Для удобства, с обеих сторон кабины есть поручень и две ступеньки. Рулевая колонка имеет возможность регулирования в двух плоскостях. Наличие отопления делает кабину пригодной для круглогодичной работы. В современных моделях, опционально может быть установлен кондиционер.

Перед сиденьем находятся приборная панель и органы управления. Расположение органов управления принципиально не отличается от других тракторов. Классическое расположение педалей с раздельным тормозом, рычаги управления гидравликой справа от рулевой колонки, справа от сиденья рычаг включения ВОМ.

Для тракториста предусмотрено комфортное мягкое сиденье, с гидравлическим амортизатором либо торсионной подвеской. Регулируется сиденье в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также можно менять наклон спинки и жесткость амортизатора.

В настоящее время в трактора данной модели устанавливаются более комфортные сиденья на пневмоподвеске, с современным дизайном.

Система навесного оборудования

«Беларус» оснащен трехточечной системой задней навески, классической компоновки, с двумя продольными и одной центральной тягами, раскосами и силовым цилиндром для подъема и опускания навески с оборудованием.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Для управления навеской, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования трактор оснащен раздельно–агрегатной системой гидравлики, состоящей из шестеренчатого масляного насоса НШ-32 с приводом от двигателя, трехсекционного гидрораспределителя, одного или нескольких гидроцилиндров.

Существует огромное количество различного оборудования для тракторов этой модели, их перечисление займет уйму времени, так как еще в 70–80 годах количество наименований перевалило далеко за 200.

Модификации трактора МТЗ-80

За долгие годы модернизаций, «Беларус» научили работать в самых разных сферах, с самыми разными, как навесными, так и прицепными агрегатами и оборудованием. Он стал в доску своим для фермеров, строителей, дорожников и коммунальщиков.

Рассмотрим некоторые модификации:

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Трактор МТЗ 80.1

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Опыт эксплуатации трактора МТЗ-80 «Беларус»

По эксплуатации трактора «Беларус» накоплен колоссальный опыт практически все знаменитые модели тракторов советского периода, как, например Т-40 давно прекратил свое существование хоть и встречается повсеместно, по сути доживает свой век. А на Минском заводе сумели не только сохранить, но и продолжить развитие этого замечательного трактора, благодаря чему он и сегодня живее всех живых.

Рассмотрим плюсы и минусы тракторов МТЗ-80.

К явным достоинствам можно отнести:

Но у каждого свой взгляд на вещи, разные приоритеты и требования, лучше почитаем что говорят об этом тракторе сами трактористы:

«Довелось отработать сезон в совхозе на этом тракторе, необходимых прав в наличии не было, собственно их никто и не спрашивал. Агрегат зверь, не едет – прет! Трогается в легкую с любой передачи. Запросто справляется с погрузчиком.

Трактор был стареньким, так что о комфорте не было и речи, на сиденье старого образца иной раз подкидывало так, что чуть не вылетал в окна которые полностью отсутствовали. Если говорить о «ломучести», машина переживет любой мерседес, а ремонтируется на раз-два на коленке, с помощью молотка и такой-то матери. В общем настоящий советский трактор!

Сколько работал горя не знал, в управлении легок, маневренный. На нем хоть в поле, хоть по лесу, ведет себя достойно. В обслуживании экономичный и донельзя простой. Довести бы до ума кабину и кондиционер поставить цены бы ему не было, а так в кабине пекло в жаркую погоду. Кто работал знает.»

«Свой трактор собрали с отцом буквально из металлолома! На все про все ушло чуть больше месяца. Трактор очень универсален, хорошо себя показал на самых разных работах. По мелочи ломается часто, что греха таить, но запчасти доступные и недорогие. На свой трактор поставили пневматическое сиденье, стартер на 24 в. чтобы зимой бодрее крутил. Установили магнитолу. В общем, машина огонь!»

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

МТЗ-80 и его модификации стал самым массовым трактором в СССР, а позже на территории России и стран СНГ. В России доля рынка МТЗ в 2010–2013 предкризисных годах превышал 90% рынка! Хочется еще раз сказать спасибо Белоруссии и конкретно заводу МТЗ, за то, что в тяжелые времена сумели сохранить эту замечательную машину!

Купить «Беларус» как б/у, так и новый не составит труда, благо предложений хватает и цены вполне доступные.

Трактор 1985–1995 года выпуска в зависимости от состояния обойдется примерно 200–500 т.р.

Свежие 2014–2015 года МТЗ-82 в рублях будут стоить приблизительно 900 000–1 200 000.

МТЗ-80 «Беларус» (МТЗ-82 «Беларус») — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время.

Основные размеры
Длина, мм    3810
Ширина, мм    1970
Высота, мм    2470
Дорожный (агротехнический) просвет, мм    465

Двигатель
Обозначение по ГОСТ    4Ч11/12,5
Марка двигателя    Д-240
Мощность, л.с. (кВт)    80 (58,8)

Трансмиссия
Тип трансмиссии    механическая
Число передач вперед/назад    18/4

Подвеска и управление
Тип подвески    спереди-балансирная
сзади-жёсткая
Способ управления поворотом    передними колесами
Тормоза    раздельно управляемые дисковые тормоза задних колёс

Оборудование
Гидрооборудование    раздельно-агрегатная система: гидронасос, золотниково-клапанный трехсекционный распределитель, силовой и позиционный регулятор, задний гидроцилиндр, гидроувеличитель сцепного веса
Пневмооборудование    компрессор и клапан-распределитель для обеспечения работы тормозов прицепа (на части тракторов)

Электрооборудование    Для пуска двигателя, освещения, сигнализации, вентиляции кабины

Модельный ряд
Базовая модель    МТЗ-50
Последующая модель    МТЗ-90

Краткое описание модели

Колёсный универсальный трактор с задним ведущим мостом тягового класса 14 кН (1,4 тс) МТЗ-80 — базовая модель семейства тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Одновременно с началом выпуска МТЗ-80, запущено производство и его модификации с двумя ведущими мостами — трактора МТЗ-82.

Трактор построен по традиционной для МТЗ компоновке: полурамная конструкция — остов с узлами силовой передачи, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние управляемые колёса меньшего диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колёса, а трактор МТЗ-82 — полный привод.

Тракторы выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, «привязочными местами» для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета и мощностью двигателя.

Сфера применения тракторов МТЗ-80 (82) достаточно обширна. Они могут использоваться на различных работах и агрегатируются с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами. Большое количество машин и механизмов предназначенных для работы с трактором имеются у фермерских хозяйств и различных предприятий. Широкий ассортимент навесного оборудования и агрегатов представлен на рынке огромным количеством производителей.

Основное назначение тракторов МТЗ-80 (82) — комплексная механизация возделывания и уборки так называемых пропашных сельскохозяйственных культур (кукуруза, сахарная свёкла, картофель, подсолнечник, овощебахчевые и др.).

Другая область применения — работы общего назначения. Тракторы МТЗ-80 (82), обладая довольно высокими для тракторов скоростными данными, оснащенные пневмосистемой и светосигнальной аппаратурой, могут выполнять значительные по объёму транспортные работы, успешно конкурируя в тяжелых дорожных условиях с грузовыми автомобилями.

В 1970-х — 1990-х годах на тракторы устанавливались дизельные двигатели Д-240 с запуском от электростартера или Д-240Л с запуском от бензинового двухтактного карбюраторного пускового двигателя (пускача). Тракторы с двигателями Д-240Л обозначались как МТЗ-80Л и МТЗ-82Л.

Наряду с ДТ-75 и Т-40 является одним из самых распространённых тракторов на территории бывшего СССР.

Минским тракторным заводом успешно продаются во всём мире, разработанные на базе МТЗ-80 тракторы, приспособленные для работы в различных климатических зонах и сконструированные под решение различных задач в сельском и коммунальном хозяйствах, строительстве и транспортном кластере.

На тракторах МТЗ-80 (82) и их модификациях устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели Минского моторного завода семейства Д-240, Д-243, Д-245 жидкостного охлаждения.

Рабочий объём (не менее) — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л. с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л. с.).

Запуск двигателя осуществляется электростартером, либо пусковым карбюраторным бензиновым устройством ПД-10 номинальной мощностью 10 л. с. На части моделей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи вращения от вала двигателя к ведущим колёсам трактора, к валу отбора мощности, а также для изменения величины и направления передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 использована ступенчатая (механическая) передача, состоящая из различных типов зубчатых колёс. Регулирование крутящего момента осуществляется за счёт изменения передаточных чисел шестерней.

Силовая передача тракторов МТЗ-80 (82) состоит из следующих узлов и механизмов:

Муфта сцепления

На тракторе установлена фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно замкнутая муфта сцепления, управляемая педалью из кабины. Передача крутящего момента в такой муфте осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Муфта снабжена тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления остановку как вала муфты, так и связанного с ним первичного вала коробки передач. Наличие тормозка способствует также облегчению переключения передач, повышению срока службы шестерён.

Коробка передач и раздаточная коробка

Коробка передач на тракторе механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего. Переключение передачи осуществляется одним рычагом, установленным на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун. Ходоуменьшителем пользуются для понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. При использовании понижающего редуктора число передач удваивается.

Предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий при движении трактора передним и задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод заднего и бокового валов отбора мощности, ходоуменьшителя, раздаточной коробки переднего ведущего моста для тракторов МТЗ-82. Отбор мощности на передний ведущий мост осуществляется от ведомой шестерни первой ступени через промежуточную шестерню, которая устанавливается с правой стороны в стакане корпуса коробки передач.

В корпусе коробки установлены первичный и вторичный валы, параллельно расположенные промежуточный вал, вал пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С её помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста (МТЗ-82).

Раздаточная коробка на тракторах семейства МТЗ-80 выполнена как одноступенчатый шестерёнчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который отключает, включает и блокирует муфту свободного хода. Раздаточная коробка устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Задний мост

Задний мост служит для передачи крутящего момента от продольно расположенного вторичного вала коробки передач через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.

Все узлы и механизмы моста размещены в чугунном корпусе, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощ ности и кронштейн механизма навески. На боковых стенках корпуса закреплены стаканы шестерён конечных передач, кожухи тормозов и рукава задних полуосей. Сверху корпус закрыт стальной крышкой.

Задние мосты в сборе тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) взаимозаменяемы.

Задний мост оборудован дифференциалом с функцией автоматической блокировки (АБД). Механизм блокировки состоит из фрикционной муфты с гидравлическим приводом, расположенной на валу левой ведущей шестерни конечной передачи. Гидропривод муфты реализован от гидроусилителя рулевого управления где установлен датчик блокировки дифференциала. При работе трактора диски муфты под давлением гидравлической жидкости сжимаются и блокировочный вал, жёстко соединённый с нажимными дисками муфты, замыкает левую полуосевую шестерню дифференциала и крестовину,- в результате чего задние колёса и дифференциал блокируются. На приборной панели установлен переключатель режимов работы.

На тракторах, оборудованных ГОРУ (гидрообъемное рулевое управление) с краном блокировки дифференциала и насосом-дозатором, блокировка дифференциала заднего моста осуществляется при помощи педали с гидравлическим приводом которая установлена на полу кабины.

Конечные передачи — последний элемент трансмиссии, передающей вращение и крутящий момент от главной передачи и дифференциала к ведущим колесам трактора. Каждая конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерён. Конечные передачи, полуоси и рукава полуосей тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) унифицированы, за исключением левой ведущей шестерни.

Передний ведущий мост (МТЗ-82)

Передний ведущий мост передает крутящий момент от привода силовой передачи к передним управляемым ведущим колёсам, служит передней опорой остова трактора. Конструкция моста портально-универсальная. При таком решении на тракторе с 4 ведущими колесами полностью сохраняются все параметры универсальности базовой модели: дорожный просвет, пределы регулировки колеи, радиуса поворота и др. Передний мост состоит из главной передачи, дифференциала и колёсных редукторов

Ведущий мост устанавливается в проем переднего бруса полурамы. Корпус переднего моста соединён с брусом шарнирно, что позволяет мосту качаться относительно полурамы в поперечной плоскости трактора на угол 8—9°, ограниченный упором выступов на корпусе и крышке моста. Передние ведущие мосты тракторов МТЗ-82 и МТЗ-52 взаимозаменяемы.

Передний мост тракторов МТЗ-82 оснащён самоблокирующиймся дифференциалом повышенного трения, состоит из двух корпусов, в которых размещено четыре сателлита на двух осях, две полуосевые шестерни и две нажимные чашки с пакетами фрикционных дисков. Когда дифференциал заблокирован, крутящий момент передается на полуосевые шестерни не только за счет сил трения фрикционных дисков, но и через зубья сателлитов.

Следует отметить, что при этом, моменты, передаваемые зубьям сателлитов на левую и правую стороны одинаковы по величине, но при этом, моменты, передаваемые за счёт сил трения на полуосевые шестерни, могут отличаться в зависимости от значений сцепления колес с покрытием по которому следует трактор.

Ходовая часть и рулевое управление

Ходовая часть служит опорой трактора и образует тележку, при помощи которой осуществляется передвижение трактора. Ходовая часть состоит из полурамного остова, переднего моста, задних и передних колес.

Рулевое управление предназначено для поддержания направленного движения трактора и включает в себя рулевой привод, рулевой механизм и рулевую трапецию. Рулевое управление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 снабжено гидравлическим усилителем (ГУР), либо гидрообъемным рулевым управление (ГОРУ), позволяющим значительно снизить усилие, прикладываемое к рулевому колесу при повороте передних колёс трактора.

Подвеска задних колёс — жёсткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 мм для основных модификаций, 650 мм, для модификаций, оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм, для модификации МТЗ-82Н. Тормозные механизмы дисковые.

Гидравлическая навесная система

Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой с позиционно-силовым регулятором и гидроувеличителем сцепного веса. Состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32, главного и двух выносных гидроцилиндров, гидроувеличителя сцепной силы тяжести, пружинного гидроаккумулятора, позиционно-силового регулятора, бака для рабочей жидкости (гидравлические масла ГОСТ 17479.3-85), трубоппроводов, запорных муфт и механизма для навешивания машин.

Гидравлическая навесная система предназначена для агрегатирования и работы трактора с сельхозмашинами, орудиями обработки почвы и служит для управления навесными, полунавесными и гидрофицированными прицепными механизмами. Также система используется для создания и регулирования при помощью гидромеханизма дополнительной нагрузки на задние ведущие колёса за счёт силы тяжести навесной машины, с целью увеличения силы тяги трактора и уменьшения его боксования. Возможно использовать гидросистему для решения ряда вспомогательных операций (подъем трактора и пр.).

Трактор МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства.

Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой.

Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения.

Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.

Описание модели Беларус

Простота  надежность – основные качества, необходимые для техники любого назначения, как нельзя лучше воплощены в тракторе Беларус МТЗ-80. Машина разработана в характерной системе полурамной конструкции –переднее расположение мотора, ведущие задние колеса большего диаметра, чем передние.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Достоинства и недостатки

Колесные тракторы 80 имеют отличительные от других моделей достоинства:

Среди недостатков владельцы техники выделяют следующие:

Обзор универсального трактора МТЗ-80

В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ.

Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства относят:

В соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, было налажено производство большого количества специализированной техники.

К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, относят:

Модификация спецтехники МТЗ-80

За годы выпуска спецтехники Минским производителем, с конвейера сошло огромное количество моделей МТЗ-80, которые имели следующую разрядную модификацию:

Тракторы МТЗ-80 доступны в нескольких модификациях, различных по характеристикам устойчивости на крутых склонах, типом пневматических шин, передаточными числами коробки переключения передач и другими деталями. По данным статистики, МТЗ-80 являются, наряду с тракторами Т-40 и бульдозером ДТ-75, самыми массовыми машинами на постсоветском пространстве.

В новой разработке Минского тракторного завода подошли к вопросу замены двигателя серьезно. МТЗ-80 получил принципиально отличный от предшественников силовой агрегат заводского производства Д-240. Это четырехтактный четырехцилиндровый дизельный мотор типа 4Ч11/12,5. К особенностям агрегата относится полуразделенная камера сгорания в поршне.

Д-240 охлаждается жидкостной системой и в некоторых моделях тракторов дополняется предпусковым подогревателем марки ПЖБ-200Б. В первоначальном варианте исполнения мотор выдавал 75 л.с./55,16 кВт мощности. В доработанной версии двигатель получил 80 л.с./59,25 кВт. Рабочий объем четырех цилиндров равняется 4,75 литрам.

Силовой агрегат запускается электростартером или пусковым двигателем марки ПД-10 с рабочей мощностью 10 л.с. Запуск осуществляется при заблокированном пуске или включенной передаче. Система питания трактора МТЗ-80 представлена комплексом из топливного бака, топливных фильтров тонкой и грубой очистки, топливоподающих насосов высокого и низкого давления. Система дополняется топливными проводами низкого и высокого давления, а также форсунками системы подачи и очищения воздуха.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Номинальная частота вращения коленвала двигателя достигает 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра Д-240 равен 110 мм, ход поршня 125 мм. При максимальной мощности силовой агрегат расходует 242 г/кВт*ч топлива. Снабжение мотора обеспечено 130-литровым топливным баком. Для обеспечения работоспособности трактора производитель предусмотрел запас крутящего момента в 15 %.

Трансмиссия

Коробка передач трактора МТЗ-80 доступна только в механическом исполнении. КПП девятиступенчатая, двухдиапазонная, оснащается понижающим редуктором. В результате трактор может двигаться на 18 скоростях вперед и на четырех назад. Сцепление трактора МТЗ-80 работает на однодисковой сухой муфте постоянно замкнутого типа.

Допускается установка ходоуменьшителя опционально. Часть машин, сошедших с конвейера после 1985 года, оснащается гидроуправляемой коробкой передач с функцией переключения под нагрузкой. Особенностью такой коробки является возможность выбора любой из четырех передач в каждом из четырех диапазонов без активного использования муфты сцепления.

МТЗ-80 — заднеприводная модификация. Зданий мост оснащается антиблокировочным дифференциалом с функцией отключения. Тракторы старого образца управляются с помощью механической ножной педали. Более поздние версии получили гидравлическое управление блокировкой. Переключатель режимов располагается на приборной панели. Диапазон скоростей движения МТЗ-80 на девятиступенчатой КПП составляет 1,89-33,4 км/ч.

Тормозная система трактора МТЗ-80

Управление тормозами МТЗ-80 представляет собой комплексную систему из:

Рабочая отвечает за замедление и полную остановку машины. Стояночная — гарантирует устойчивость на уклонах. Длительное поддержание скорости на уклоне осуществляется посредством вспомогательной тормозной системы. Запасная предусмотрена для использования при возникновении неисправностей в рабочей тормозной системе. МТЗ-80 комплектуется управлением тормозами с механическим приводом и пневматическим тормозом прицепного устройства.

Передний мост

Передний ведущий мост трактора 80 является опорной частью передней части агрегата и передает крутящий момент.

Мостовая конструкция состоит из таких элементов:

Передний мост изготовлен по портально-универсальному типу, что способствует увеличению таких параметров, как:

Задний мост агрегата 80 предназначен для передачи крутящего момента от продольного вторичного вала КПП через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Механизм соединяет задние колеса между собой. В состав мостовой конструкции входят:

Задний мост служит опорой и устанавливается с помощью подвески к раме или к кузову.

Тормоза

Тормозная система в МТЗ предусмотрена таких видов:

Рабочий тормоз необходим для понижения скоростного режима до полной его остановки.

Стояночный тормоз предназначен для поддержания транспортного средства в неподвижном состоянии; вспомогательный — для постоянства скорости при езде на уклоне; запасной — при неисправностях основных.

Универсальная пневмосистема требует постоянного контроля и периодической регулировки тормозов.

Устройство

Остовом трактора является полурамная конструкция, имеющая несущие картеры элементов трансмиссии. Схема машины – классическая, с разноразмерными пневмоколесами на задней ведущей оси и направляющей передней.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80:а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;

Силовая установка

Четырехцилиндровый рядный дизельный мотор Д-243 с мощностью 81 л. с. и объемом 4,75 л. В номинальном режиме агрегат расходовал 162 г/л. с. час горючего. Крутящий момент 290 Нм обеспечивал достаточное тяговое усилие и хорошую проходимость машины. Запуск производился при помощи пускового карбюраторного мотора или электростартера. В условиях отрицательных температур при пуске использовалась электрофакельная система.

Узлы трансмиссии

Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования.Силовой приводПередача ращения на ВОМ осуществляется:

Узел сцепления

Изделие сухого типа в однодисковом исполнении. Фрикционная муфта постоянно замкнута. Привод муфты механический от педали в кабине.

Гидравлика

Трактор МТЗ-80 оборудуется раздельно-агрегатной гидравлической системой. Основным узлом является шестеренчатый насос НШ-32, работающий от привода двигателя. В комплект гидросистемы входит гидрораспределитель трехсекционного типа с золотниково-клапанным устройством и гидроцилиндр управления навесным оборудованием.

На машине устанавливается задний вал отбора мощности независимого или синхронного типа. Частота вращения ВОМ — 540 об/мин. Синхронного — 1010 об/мин. Насос создает максимальное давление в гидросистеме — 16 МПа, производительность узла составляет 45 МПа.

Трактор МТЗ-80 оснащается приводом на задние колеса. Задний мост устанавливается на жесткой подвеске. Передний мост — на полужесткой с балансирным мостом. Конструкция задних колес предполагает бесступенчатую регулировку колеи. Это удалось реализовать, благодаря клеммовым соединениям. Колея передних колес собрана по-другому и регулируется ступенчато с шагом в 100 мм. Тормозной механизм дискового типа. Передняя ось — рулевая. Для облегчения поворота используется гидропривод рулевого управления.

Габаритные размеры

На трактор МТЗ-80 устанавливается только механическая коробка передач с 18 передними скоростями и 8 задними, а также понижающий редуктор, который дает возможность плавно трогаться с использованием навесного оборудования.

Начиная с 1985 года некоторые модели комплектуются гидроуправляемой КПП с переключением под нагрузкой. Это позволяет переключать скорости без выключения муфты сцепления.

Современные модели оснащаются блокировкой дифференциала, для включения которого достаточно переключить режим под приборной панелью. А в более ранних версиях блокирование осуществлялось с помощью педали.

Гидравлическая система

Емкость системы составляет 25 л., а максимальное давление 20 МПа, при этом грузоподъемность равна 3200 кг.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Оснащение двумя независимыми валами отбора мощности позволяет использовать различное навесное оборудование, такое как:

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Кабина и управление

Преимуществом кабины трактора МТЗ-80 является ее закрытый тип, благодаря чему в зимний период хорошо сохраняется подаваемое тепло, в летний – охлажденный воздух.

Благодаря креплению к трактору, при помощи амортизаторов, уменьшается встряска во время езды по ухабистой дороге.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Для обеспечения оптимального обзора водителю, установлены широкие стекла со всех сторон. Для дополнительного вентилирования пространства внутри кабины в потолке есть люк.

Сидение устанавливается на амортизаторе для обеспечения удобства водителю при езде.

Органы управления расположены компактно и в зоне досягаемости водителем. Все необходимые переключатели располагаются на приборной панели.

На рисунке представлено ориентировочное расположение всех рычагов управления.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Габариты и расход топлива

Средним показателем расхода топлива является 9 литров в час, что значительно меньше по сравнению с модернизированной моделью МТЗ-82, которая потребляет 12 л/ч.

Значительное влияние на этот показатель оказывает мощность мотора.

Тем, кто стремиться не превышать это число, необходимо своевременно проводить технические осмотры и выявлять возможные нарушения в работе всех ведущих систем, использовать только рекомендованную резину и не эксплуатировать двигатель на высоких оборотах.

Колея на передних колесах составляет 135 -185 см., задних 180 – 210 см.

Тюнинг

Одним из главных преимуществ МТЗ-80 перед другими моделями является массовость и унификация устанавливаемых агрегатов, всего на него можно установить более 230 видов навесного оборудования. Используя базовые шасси трактор можно превратить в гидропогрузчик, экскаватор, буровую установку, снегообурочную машину для коммунальных работ, спецтехнику для чистки дорог, пахоты и т. д.

МТЗ-80 – действительно универсален, и может быть оснащен чистящими и моющими агрегатами для использования в городском хозяйстве, измельчителям пиломатериалов, оборудованием для распашки и обработки полей, таким как мотокоса или сеялка. В интернете есть картинки подобных агрегатов. В зависимости от решаемых задач агрегаты можно заменять на другие, что особенно актуально при смене сезонов.

Можно модифицировать и отдельные элементы конструкции, например, снабдить двигатель предпусковым устройством.

Агрегатирование трактора

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Беларусь 80 выполняет следующие востребованные для механизированной техники операции:

Такую многофункциональность и универсальность трактору обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

Одним из востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза.

Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны.

Совместно с МТЗ 80, повышается скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого на обработку единицы площади.

Часто серийно сделанные фрезы не учитывают характер земель, на которых приходится работать, и не справляются с задачами.

Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится руками делать самодельные фрезы для трактора, используя чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов.

По аналогичной причине руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

Фронтальный погрузчик КУН позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивает круглогодичное использование за счет уборки снега, погрузки силоса и сена в зимнее время.

Серийно выпускаемые КУНы дорогие в цене, а период использования ограничен. Поэтому сельские специалисты часто руками, по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80.

Иногда они универсальны, и предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, устанавливается на все трактора агрохозяйства.

Особенности и преимущества

Колесный трактор МТЗ-80 можно использовать в городских условиях, где он не будет вредить асфальтовому покрытию, для транспортировки грузов между селами или по шоссе, для относительно быстрого перемещения на большие расстояния. Он прост в управлении и отличается маневренностью, благодаря чему идеально подходит для выполнения сложных работ в горах, стройках и частных участках.

Цена трактора МТЗ-80

МТЗ-80 имеет ряд плюсов и минусов. Они сказываются на его стоимости. Если сравнивать цены на данную модель и продукты производителей «Катерпиллар» или «Джон Дир», разница получится ощутимой. Трактор благодаря проверенной конструкции отличается повышенной надежной и ремонтопригодностью, запчасти на него легко купить. Комфортность работы и контроль ситуации с учетом отсутствия в штатной комплектации специализированного оснащения не являются сильными качествами МТЗ-80. Мощности трактора точно не хватит на большие площади.Тем не менее, популярность модели остается крайне значительной даже сейчас. МТЗ-80 является неким аналогом автомата Калашникова в мире тракторов.

Стоимость нового трактора составляет 600-900 тысяч рублей в зависимости от кабины оператора оператора (значительная, низкая) и дополнительного оснащения. Поддержанный МТЗ-80 в работоспособном состоянии можно приобрести за 150-300 тысяч рублей.

Ремонтопригодность

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью.

Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей.

Применение

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.

«Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

Особенности эксплуатации тракторов Беларус

Благодаря повышенной проходимости, образцовым тягово-сцепным характеристикам, высоким агротехническим показателям, трактор МТЗ-80 Беларусь признан универсальной машиной широкого профиля.

По индивидуальному заказу клиента машина опционно может комплектоваться дополнительными узлами и приспособлениями в заводских условиях: совмещенным прицепным устройством, кондиционером, ходоуменьшителем, дополнительными утяжелителями, приспособлением для сдваивания колес, регулятором задней навески.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

МТЗ-80 в работе

Для многих последующих разработок иных брендов трактор МТЗ-80 считается некой базовой моделью. Известные сельхозмашины John Deere и Caterpillar представляют собой усовершенствованные аналоги 80-й модификации. Если сравнивать, сколько может стоить Беларус-80 по сравнению с иностранцами, цена отличается на несколько порядков. Стоимость нового трактора МТЗ-80 порядка 1,2-1,7 млн. руб., а бывший в употреблении экземпляр можно купить за 140-300 тыс. руб.

Обслуживание

Потребляет Беларусь-80 дизельное топливо, отличается экономным расходом горючего – ориентировочно 220 г/кВт.ч, что соответствует 5-7 л/ч. Марку дизтоплива необходимо подбирать строго с учетом рекомендаций изготовителя, в зависимости по сезону эксплуатации и с учетом температурных режимов.

При техническом обслуживании системы охлаждения применяют охлаждающие жидкости ОЖ-40, ОЖ-65 или Тосол А40М, Тосол А65М. Для трансмиссии используют масло класса ТАД-17, для картера дизеля – масло типа М-8ДМ и М-10ДМ.

Основные неисправности, ремонт

Завод-изготовитель гарантирует высокий моторесурс трактора – не менее 5000 моточасов, фактически эта величина на 20-30 % больше. Простота конструкции позволяет владельцам производить ремонт трактора МТЗ-80 в полевых условиях без помощи сервиса.

Возможные неисправности и поломки трактора МТЗ-80 зачастую связаны с неграмотным обслуживанием техники, нарушением требований производителя. Вследствие этого могут возникать проблемы с дизельным двигателем: не заводится, неустойчиво работает, дымит, перегревается.

Проблемы с силовой передачей проявляются в основном повышенным шумом в конической паре, включением КПП со скрежетом, неполным выключением сцепления. Может не срабатывать автоматика на блокировке дифференциала. Перечисленные неисправности легко устранить самостоятельно, воспользовавшись практическими рекомендациями в инструкции.

Отзывы о машине

Большинство владельцев «Беларус 80» и механизаторов, его обслуживающих, отмечают:

Среди недостатков эксперты выделяют:

Минские трактора «Беларус 80» с классом тяги 1,4 используются как многофункциональные агрегаты в сфере сельского хозяйства, строительства, промышленности. Простые и надежные машины не требуют высокой квалификации от тракториста и ремонтного персонала. В современных моделях значительно возросла энерговооруженность агрегата, повышен комфорт кабины управления. Цены на изделия разумны, соответствуют характеристикам и качеству тракторов.

Аналоги

Иностранные аналоги данной модели выпускают компании «Катерпиллар» или «Джон Дир». Однако они отличаются куда большей стоимостью.опять же известны довольно много модификаций МТЗ-80. Среди них модели:

Данные модели можно назвать аналогами начальной модификации МТЗ-80.

  • http://spectehnika-info.ru/traktor-mtz-80/
  • https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-belarus-mtz-80
  • https://FermerInform.ru/obzor-traktora-mtz-80/
  • https://TraktorBook.com/traktor-mtz-80/
  • https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/

Обзор МТЗ-80

МТЗ-80 среди сельскохозяйственной техники остается одним из чаще всего узнаваемых тракторов уже на протяжении многих десятилетий. Производство началось с 1974-го года на Минском тракторном заводе. С тех времен модель претерпела множество изменений и модернизаций, но некоторые из технических характеристик и конструктивных особенностей сохранились прежними.

Традиционным осталось местоположение двигателя в передней части корпуса, колеса с большим диаметром на задней оси, а также реализован только задний привод. Сейчас можно найти несколько модификаций с разной комплектацией, экстерьером и несколькими новшествами.

Спрос на МТЗ-80 обусловлен универсальностью. Проходимость помогает использовать технику в труднодоступных местах.

Трактор МТЗ-80 – устройство и технические характеристики

Оцените статью
Про мотоблоки