Гидравлическая система предназначена для обеспечения гидравлического привода навесной системы трактора, а также для обеспечения гидропривода выносных силовых гидравлических органов навесных и прицепных машин, работающих с трактором. Гидронавесная система универсально-пропашных тракторов МТЗ 80(82) дополнительно укомплектована узлами, которые осуществляют автоматическое регулирование глубины обработки почвы и увеличение сцепного веса ведущих колёс трактора при работе почвообрабатывающими устройствами.
Гидроузлы МТЗ 80
- Устройство гидравлики и функции узлов
- Насос гидросистемы
- Гидрораспределитель
- Цилиндр навески
- Гидробак с фильтром
- Арматура гидравлики
- Обслуживание гидравлики
- Основные элементы
- Устройство гидросистемы МТЗ-80: схема насоса
- Устройство гидробака МТЗ-82
- Схема гидравлики МТЗ-82.1
- Мероприятия по уходу за тех. состоянием трактора МТЗ 82(80)
- ЕТО – ежесменное техническое обслуживание
- ТО-1
- ТО-2
- ТО 3
- Сезонное техническое обслуживание
- Переход на зимний период
- Переход на летний период
- Дополнительное обслуживание при работе трактора в особых условиях
- В условиях работы на запылённых песчаных участках в условиях повышенной температуры.
- Эксплуатация в условиях низких температур.
- При работе в условиях высокогорья.
- Мероприятия при обкатке трактора
- Подготовка к запуску перед обкаткой
- Проверка в процессе обкатки
- Мероприятия после 30 часов обкатки
- Возможные неисправности и способы их устранения
- Техническое обслуживание гидросистем
- Замена масла
- Основные элементы
- Схема переключения режимов распределителя
- Техническое обслуживание гидросистем
- Схема гидросистемы
- Замена масла
- Регулировка шестерни привода
- Наиболее частые неисправности и методы их устранения
- Распространенные неисправности распределителя МТЗ.
- Диагностика
- Гидравлическая система
Устройство гидравлики и функции узлов
Раздельно-агрегатная гидравлика МТЗ 80 выполнена в единой схеме, в её состав входит ряд однотипных или одинаковых узлов, поэтому является унифицированной. Рабочее давление системы составляет 16 МПа. Максимальное давление 20 МПа ограничивается предохранительным клапаном, встроенным в распределителе системы. В ранних модификациях рабочее давление системы трактора 12 МПа, предохранительный клапан отрегулирован на показатель 16 МПа.
Насос гидросистемы
Узел создаёт рабочее давление масла, тем самым обеспечивая работу всех узлов системы и силовых гидроузлов машин, работающих с трактором. Насос гидросистемы НШ 32А-3 или НШ 32М-3 шестерёнчатого типа правого вращения, с производительностью 32 куб.см за один оборот шестерён или 45 литров в минуту. Старые модели тракторов оборудовались насосами НШ 32-2 Гост 8753-71 с аналогичной производительностью.
Насос НШ 32
Конструктивно насос размещён на корпусе гидробака ниже распределителя под полом кабины. Привод узла осуществляется от ведущего вала привода ВОМ через промежуточную шестерню 11 и установлен сверху на корпусе промежуточной части трансмиссии трактора рядом с кожухом сцепления. Привод активизируется механизмом включения через рукоятку управления 16 снабжённый фиксатором положений.
Привод насоса гидравлики на МТЗ 80
Гидрораспределитель
Распределитель гидравлики обеспечивает распределение и управление потоками масла под давлением. Узел разделяет общую магистраль высокого давления на три рабочих потока. Каждый поток управляется золотником и работает в четырёх режимах: «нейтральное», «подъём», «опускание», «плавающее». Один золотник подключён к силовому гидроцилиндру навески трактора, два других предназначены для привода выносных силовых органов прицепных и навесных устройств. Также в узел встроен предохранительный клапан, пропускающий масло в сливную магистраль при аварийном увеличении давления в системе. На МТЗ 80(82) ранних модификаций устанавливался узел марки Р75-33Р. На более новых машинах устанавливают узлы марок Р 80-3/4-222/111 с силовым регулятором или Р80-3/1-222 для использования трактора без регулятора.
Цилиндр навески
Гидроцилиндр – гидравлический силовой узел, выполняющий функцию подъёма и опускания задней навески. Узел установлен под кабиной трактора между топливными баками машины. МТЗ 82(80) оснащён цилиндром двухстороннего действия марки Ц100Х200-3.
Работа цилиндра гидравлики
В пропашных тракторах гидроцилиндр взаимодействует с навеской через специальное устройство — «Позиционный регулятор», обеспечивающее автоматическое регулирование глубины хода почвообрабатывающих органов. Для повышения производительности агрегата МТЗ 80 (82) оборудуется гидравлическим догружателем сцепного веса ведущих колёс трактора — «ГСВ».
Гидроцилиндр 100х200-3 навески МТЗ 80(82)
Гидробак с фильтром
Литая чугунная ёмкость размещена между кабиной и моторным отсеком машины, обеспечивает питание системы рабочей жидкостью, а также принимает масло со сливных магистралей узлов, замыкая цикл работы в системе. Дополнительно корпус ёмкости имеет ряд монтажных резьбовых отверстий и является основанием для крепления узлов гидравлики.
Бак оснащён фильтром для защиты от засорения. Очистка масла происходит при поступлении масла от сливной полости распределителя, проходя через фильтрующие элементы 16, стянутые пружиной и заключённые в войлочный кожух. При засорении фильтра и затруднительном проходе жидкости возникает обратное давление, открывающее предохранительный клапан фильтра. В этом случае масло сливается в бак без очистки. Для контроля уровня жидкости в тракторах раннего исполнения ёмкость оборудована щупом 18 с отметками, в поздних модификациях МТЗ 80(82) ёмкость имеет контрольное окно. Сапун 4 регулирует давление воздуха в баке при постоянном движении жидкости и оснащён фильтрующим элементом 5 для очистки входящего воздуха. Заливная горловина размещена в верхней крышке бака и закрывается пробкой 2. Объём заправки гидравлики МТЗ 80(82) 21,5 литра. Для полного слива в нижней крышке бака установлена резьбовая пробка 23. В качестве рабочей жидкости используют моторное масло марок М-10Г2 или М-8Г2.
Бак гидравлики МТЗ 80
Арматура гидравлики
Все узлы соединены в систему гидравлическими трубопроводами. Арматура гидравлики обеспечивает подачу и отвод рабочей жидкости, а также сохранение рабочего давления в системе. Трубопроводы соединяются с узлами резьбовыми штуцерами и уплотняются резиновыми и биметаллическими прокладками. Металлическими трубопроводами с сечением 12 и 20 мм и толщеной стенок 1 и 1,5 мм соответственно соединены узлы гидравлики, жёстко закреплённые на тракторе. Большое сечение трубопроводов установлено на магистралях с постоянной циркуляцией. Трубки с малым сечением установлены на магистралях с периодическим проходом. Для подключения в систему узлов с движущимися частями используют гибкие гидравлические рукава. Гибкие шланги выполнены из маслостойкой многослойной резины и армированы металлической сплетённой нитью.
Соединительная резьбовая муфта с запорным устройством
Для соединения гидравлических магистралей системы трактора с трубопроводами используемых машин выносные соединительные трубопроводы снабжены муфтами с запорными шаровыми клапанами. Муфты имеют конструкцию с резьбовым соединением или с разрывным шаровым замком.
Разрывная муфта с запорным устройством
Обслуживание гидравлики
Обслуживание системы заключается в контроле уровня рабочей жидкости и проверки отсутствия течи во всех соединениях, а также проведения своевременной очистки фильтрующих элементов фильтра гидробака.
Уровень масла должен соответствовать положению между отметками щупа «П» и «О». При агрегатировании трактора с оборудованием или машинами, имеющими в конструкции гидравлические цилиндры одностороннего действия, уровень масла контролируют при опущенных цилиндрах. В противном случае при опускании цилиндров объём масла возрастёт и приведёт разгерметизации или разрыву бака излишним количеством жидкости.
Запрещается включать гидравлический насос при уровне жидкости в системе ниже отметки «П».
Промывку фильтра осуществляется через каждые 500 рабочих часов. При введении нового трактора в эксплуатационный режим очистку фильтра производят после первых 60 часов работы. Демонтаж фильтра осуществляют осторожно, чтобы засорения не попали в гидробак. Фильтрующие элементы промываются бензином или дизельным топливом. Также при обслуживании промывают поролоновый фильтрующий элемент сапуна. В систему заливают чистое отстоявшееся масло без посторонних твёрдых включений, приводящих к засорению и быстрому износу гидроузлов. А также нужно исключить попадание в систему воды. Замерзание воды при низкой температуре забивает льдом фильтр системы, что приводит разрыву крышки распределителя или фильтра.
Основной причиной неполадок в гидравлике трактора является засорение распределителя. Засорение является причиной сбоя работы перепускного клапана и перекрытие рабочих каналов узла. Общее состояние и производительность системы и гидроузлов проверяется диагностическим прибором КИ 5473М. При падении производительности насоса или пропускной способности распределителя больше чем на 5 литров в минуту узлы заменяют или отправляют в ремонт.
Гидравлическая система предназначена для обеспечения гидравлического привода навесной системы трактора, а также для обеспечения гидропривода выносных силовых гидравлических органов навесных и прицепных машин, работающих с трактором. Гидронавесная система универсально-пропашных тракторов МТЗ 80(82) дополнительно укомплектована узлами, которые осуществляют автоматическое регулирование глубины обработки почвы и увеличение сцепного веса ведущих колёс трактора при работе почвообрабатывающими устройствами.
Машина МТЗ-82 оборудована гидросистемой с управлением раздельно-агрегатного типа, подразделяющейся на навесную гидросистему и систему гидроусилителя руля (ГУР). Сборочные узлы работают от одного гидропривода и выполняют разные функции.
Гидронавесная система отвечает за работу вспомогательных орудий, присоединенных к механизму. Система рулевого управления трактора обеспечивает снижение усилий на рулевом колесе, прикладываемых машинистом при поворотах.
В устройство гидравлики входят:
- шестеренчатый насос;
- распределитель;
- основной Ц-100 и 2 выносных Ц-75 цилиндра;
- силовой позиционный регулятор;
- гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ);
- гидроаккумулятор;
- запорные устройства;
- разрывные муфты;
- корпус гидроагрегатов с фильтром;
- присоединительная арматура.
Происходит сборка всех узлов гидравлики и их соединение на Минском тракторном заводе, для подключения клапанно-золотниковой раздельно-агрегатной гидросистемы используют схему.
Насос присоединен всасывающим патрубком к баку, нагнетательными маслопроводами — к распределителю и силовым регуляторам. Распределитель направляет масло по сливной трубке в бак или по промежуточной в ГСВ, от ГСВ — в силовой регулятор, по рукаву высокого давления — в силовой цилиндр или через боковые выводы к приводу машины. Левый боковой и задний выводы дублированы.
На регуляторе и гидроаккумуляторе имеются металлические трубопроводы, прикрепленные с помощью кронштейнов и резиновых прокладок к крышке коробки переключения передач. Трубопроводы задних выводов присоединяются к кронштейнам кабины. Управление силовым регулятором осуществляется рукояткой, расположенной справа от рабочего места оператора.
Для привода гидросистемы применяют насос НШ-32-2 с вращением вправо.
Он включается на малых оборотах двигателя трактора и приводится от промежуточной шестерни привода заднего вала отбора мощности.
Основные задачи гидрораспределителя МТЗ-82:
- направление поступающей рабочей жидкости в полость цилиндра;
- автоматический механизм переключения потока масла в бак на безнапорный режим;
- ограничение давления в системе;
- удержание дополнительного оборудования.
Для защиты гидросистемы от перегрузок предусмотрен предохранительный клапан, который срабатывает при увеличении давления до 135 кгс/см².
В корпусе распределителя сделаны 3 сквозных отверстия для золотников и 1 для перепускного клапана. В каждом золотнике отрегулирована автоматика возврата механизма в нейтральное состояние после рабочей операции.
Работа гидрораспределителя предусмотрена в 4 положениях:
- Нейтральное. Разгрузка системы осуществляется за счет перепускного клапана.
- Подъем. После открытия предохранительного клапана отжимается пружина золотника, масло поступает в нижнюю часть цилиндров. Механизм выдвигается в верхнее положение.
- Позиция «Принудительное опускание». При опускании клапана масло не поступает в цилиндр.
- Плавающее. Орудие опускается под действием собственного веса.
При комплектации привода силовым регулятором применяют только распределители Р75-33Р.
Резервуаром для масла служит корпус гидроагрегатов, который также применяют для монтажа всех узлов гидравлики.
Жидкость поступает от гидрораспределителя в бак. Сливной масляный фильтр пропускает ее, клапан фильтра срабатывает и очищает от механических примесей.
Запорное устройство предотвращает вытекание масла из маслопроводов и рукавов высокого давления. На тракторе предусмотрено 4 запорных механизма для присоединения шлангов правого и левого выносных цилиндров.
ГСВ отвечает за точную регулировку веса, прикладываемого к задним колесам, комплектуется гидроаккумуляторами, накапливающими и поддерживающими давление рабочей жидкости.
Основные элементы
Система состоит из нескольких компонентов, выполняющих свои функции. Все они очень важны:
- насос. Используется для преобразования энергии двигателя через привод в энергию потока жидкости, которая перемещается и создаёт напор. Он устанавливается на корпус гидроагрегата с помощью шпилек, после чего центрируется. Для этого используется специальный стакан. В тракторах «МТЗ» в качестве привода применяют промежуточные шестерни ВОМ;
- распределитель. Управляет потоками в системе при внешнем воздействии. Выполняет несколько функций. Во-первых, передаёт масло к потребляющим устройствам (цилиндр, гидромотор, прицеп). Во-вторых, служит переключателем в холостой режим. Для этого жидкость перенаправляется в бак. Ограничивает давление при появлении перегрузок.
- силовые гидроцилиндры. Поднимают, опускают или удерживают навесное и прицепное оборудование;
- гидроусилители. Регулируют сцепной вес нагнетанием нагрузки на ведущие колёса для уменьшения пробуксовывания;
- масляные баки. Представляют собой ёмкости для хранения масла, на которые крепятся остальные агрегаты;
- позиционно-силовые регуляторы. Используются для управления сельхозмашинами и приспособлениями прямо из кабины. Применяются для уменьшения расхода топлива и увеличения производительности;
- запорные устройства. Предотвращают вытекание смазки из маслопровода;
- разрывные муфты. Используются при превышении усилий, приложенных к разъединительным рукавам для избежания поломок;
- присоединительная арматура. Трубопроводы скрепляют элементы конструкции.
Купить запчасти на трактор МТЗ 82 и другие модели можно в каталоге нашего интернет магазина.
Устройство гидросистемы МТЗ-80: схема насоса
Основным «накачивающим» механизмом гидравлики сельскохозяйственной машины является гидравлический насос. Он обеспечивает работу всех рабочих узлов.
Устройство гидравлического насоса показывает данная схема.
Через шестерню (11) насос приводится в действие от основного вала оборота мощности трактора. Привод устройства расположен в верхней части корпуса промежуточной части трансмиссии МТЗ-80 возле кожуха сцепления. Механизм запускается через управляющую рукоятку (16).
Устройство гидробака МТЗ-82
Гидравлический бак гидравлической системы трактора «Беларус» МТЗ-80(82) снабжает систему рабочей жидкостью и наполняется маслом, идущих со сливных каналов рабочих узлов. Таким образом, гидробак замыкает цикл работы гидравлики трактора.
Корпусом бака выступает металлическая ёмкость из литого чугуна, которая расположена между моторным отсеком и кабиной трактора. У корпуса есть и вторая функция – на него крепятся рабочие узлы системы, для этого бак имеет ряд монтажных резьбовых отверстий. Более подробно устройство гидробака показано на картинке с расшифровкой.
Схема гидравлики МТЗ-82.1
У «Беларус» МТЗ-82.1 гидронавесная система включает в себя:
- Гидробак, оснащенный фильтром.
- Насос гидросистемы – создает нужное давление масла, необходимое для работы системы.
- Золотниковый гидрораспределитель.
- Силовые гидроцилиндры – управляют подъемом и опусканием навесного устройства.
- Позиционно-силовой регулятор – необходим для управления позиции трактора и навесных его частей.
- Дренажный маслопровод.
- Задний навесной агрегат.
Схема гидравлической системы МТЗ-82.1 представлена ниже.
Мероприятия по уходу за тех. состоянием трактора МТЗ 82(80)
Ввиду совершенствования модификаций тракторов марки МТЗ 82(80) сроки проведения современных МТЗ 80.1, 80.2, 82.1, 82.2 отличаются от машин ранее производимых.
Заводом производителем регламентируются следующие мероприятия по обслуживанию трактора Беларусь:
ЕТО – ежесменное техническое обслуживание
Проводится перед каждой рабочей сменой в начале рабочего дня.
ТО-1
Обслуживание проводят при обязательном предварительном проведении операций ежесменного обслуживания.
ТО-2
Перед выполнением операций данного обслуживания выполняют все операции ТО-1 за исключением проверки уровня масла в картере.
ТО 3
Обслуживание проводят одновременно с проведением всех операций ТО-2
Кроме этого, с периодичностью в 2000 моточасов производят: демонтаж ТНВД для полной квалифицированной диагностики и настройки у специалистов-топливщиков на стенде, а так же проверку и настройку давления и качества впрыска форсунок. Через 3000 моточасов работы производят демонтаж стартера для полной диагностики и ремонта.
Сезонное техническое обслуживание
Переход от летнего периода к зимнему определяется установлением среднесуточной температуры ниже +5˚С и наоборот переход от зимнего к летнему периоду при температуре выше +5˚С .
Переход на зимний период
- Замените летние марки масел на зимние: в картере дизеля, в корпусах гидроагрегатов, в гидроусилителе руля, корпусе трансмиссии, в корпусе ПВМ, в корпусах колёсных редукторов ПВМ, в промежуточной опоре, в корпусах бортовых редукторов МТЗ 82Р.
- Вверните винт сезонной регулировки напряжения генератора до упора в положение «З» -Зима.
- Смените смазку ступиц передних колёс тракторов МТЗ 80.1/80.2.
- Отрегулируйте зазор подшипников колёс.
- Промойте систему охлаждения дизеля и заправьте незамерзающей жидкостью.
- Прочистите калиброванное отверстие штуцера электрофакельного предпускового подогревателя.
- Снимите карданные валы привода ПВМ и проверьте осевые люфты: в посадочных фланцах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ведущей шестерни главной передачи ПВМ. Все осевые зазоры устраните подтяжкой.
Переход на летний период
- Замените зимние марки масел на летние в картере дизеля и в выше перечисленных корпусах узлов.
- Установите винт сезонной регулировки на генераторе в положение «Л» -лето.
Дополнительное обслуживание при работе трактора в особых условиях
К эксплуатации в особых условиях относится работа в условия низких температур, в пустыне, условиях болотистой местности, высокогорных и каменистых районах. При этом сохраняется порядок установленных мероприятий по обслуживанию с некоторыми дополнительными операциями либо производятся с более частой периодичностью.
В условиях работы на запылённых песчаных участках в условиях повышенной температуры.
- Заправляйте топливо и масло закрытым способом.
- Производите замену масла в поддоне воздухоочистителя через каждую третью смену.
- При ТО-1 дополнительно проверьте масло дизеля на наличие механических включений. В случае обнаружения загрязнения произведите полную замену масла.
- Контролируйте чистоту центральной трубы воздухоочистителя. Фильтр воздуха промывайте через каждые 20 часов работы.
- Продуйте воздухом или промойте водой теплообменник радиатора.
- При ТО-2 промойте пробку топливного бака.
Эксплуатация в условиях низких температур.
- Производите предпусковой подогрев до 20-30˚С.
- В конце смены оставляйте топливные баки полностью заправленными.
- При — 30˚С заправляйте арктическое дизельное топливо, а в систему охлаждения – антифриз.
- Ежесменно сливайте конденсат с ресивера пневмосистемы.
При работе в условиях высокогорья.
Для нормальной работы двигателя в условиях снижения кислорода в воздухе осуществляют настройку топливного насоса:
- При эксплуатации на высотах от 1500 до 2000 м над уровнем моря снижают производительность насоса на 10%.
- При 2000 -2500 м — снижают на 15%.
- При 2500 – 3000 м –снижают до 20%.
Эксплуатация трактора свыше 3000 м не рекомендуется.
Мероприятия при обкатке трактора
Важным аспектом в процессе успешного запуска в эксплуатацию новой техники, а также тракторов после ремонта или длительного хранения является соблюдение специальных регламентных обслуживающих операций. Проведение всех мероприятий обеспечивает безопасность и сохранение рабочего ресурса всех агрегатов и узлов при введении трактора в рабочий режим.
Подготовка к запуску перед обкаткой
- Очистить трактор от грязи и пыли, удалить консервирующую смазку.
- Проверить уровень масла в двигателе и узлах всех систем трактора.
- При необходимости долить до надлежащего уровня.
- Осуществить смазку выжимного подшипника муфты сцепления, поворотных цапф, шестерню правого раскоса, втулки задней навески, шарниры гидроцилиндра ГОРУ.
- Проверьте аккумуляторную батарею: очистите корпус от окислов, смажьте клеммные соединения техническим вазелином, проверьте степень разряжённости АКБ.
- Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора, давление в шинах, схождение передних управляемых колёс.
- Проконтролируйте затяжку наружных резьбовых соединений.
- Заправьте систему охлаждения двигателя.
- После запуска дизеля проконтролируйте соответствие показателей на датчиках приборной панели.
Проверка в процессе обкатки
- Проверьте уровень масла и охлаждающей жидкости в двигателе,
- Слейте конденсат из ресивера пневмосистемы,
- Проконтролируйте засорённость воздухофильтра по контрольной лампе на панели,
- проверьте работу дизеля в разных режимах, органов управления, системы световой сигнализации и освещения, тормозов и стеклоочистителя.
- Повторно смажьте выжимной подшипник сцепления.
- Промойте сетчатый фильтр гидросистемы трактора (с малогабаритной кабиной) или замените фильтр гидравлики (в тракторе с унифицированной кабиной).
- Промойте фильтр предварительной очистки масла двигателя.
- Проверьте и при необходимости произведите обтяжку всех наружных резьбовых соединений в том числе и болты головки блока цилиндров, болты крепления кронштейна промежуточной опоры и карданного вала к корпусу муфты сцепления в тракторах с ПВМ, болты корпусов силовой передачи, ступиц задних колёс, кронштейн поворотного вала задней навески, гайки передних и задних колёс.
Мероприятия после 30 часов обкатки
- Обмойте и очистите трактор.
- Прослушайте и проконтролируйте работу отдельных узлов.
- Проконтролируйте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремня вентилятора, свободный ход педалей сцепления и тормозов.
- Проверьте состояние АКБ, при необходимости прочистите вентиляционные отверстия и удалите окись с корпуса.
- Замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя, в корпусах трансмиссии трактора, корпусе ПВМ и его колёсных редукторах, в промежуточной опоре.
- Смажьте выжимной подшипник сцепления.
- Промойте центрифугу очистки масла дизеля.
- Промойте сетчатый фильтр гидравлики или замените фильтрующий элемент гидросистемы трактора с унифицированной кабиной.
- Промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля.
- Проверьте и при необходимости подтяните все наружные резьбовые крепления в том числе и гайки крепления ГБЦ, кронштейн крепления промежуточной опоры, карданного вала к корпусу сцепления, ступиц задних колёс, болты крепления корпусов трансмиссии, кронштейна крепления поворотного вала задней навески, гайки передних и задних колёс.
- Отрегулируйте тепловой зазор в клапанах газораспределительного механизма дизеля.
- Проверьте уровень при необходимости добавьте охлаждающую жидкость.
- Слейте: отстой с фильтра грубой очистки топлива и конденсат с ресивера пневмосистемы.
- Проверьте и при необходимости восстановите герметичность впускных трубопроводов дизеля и воздухофильтра.
- Проконтролируйте работу дизеля, световой сигнализации и освещения, стеклоочистителя.
Возможные неисправности и способы их устранения
Что делать, если сломалась гидравлика на тракторе? Самой частой причиной неисправности гидравлической системы МТЗ-80 является засорение гидрораспределителя и, как следствие – сбой работы золотника.
- Разберите золотник и проверьте его на предмет износа или каких-либо повреждений: если они есть, деталь нужно заменить.
- Если нет видимых повреждений, тщательно промойте его в солярке или керосине.
- Проверить клапаны распределителя, под них также могут попасть грязи, кусочки ветоши и других частиц.
- Соберите обратно механизм.
В процессе эксплуатации трактора МТЗ-82 могут быть выявлены неисправности и дефекты в гидравлической системе машины: рычаги и шланги изношены, плохо настроены регулировки, проблемы недостаточно работающей тяги, не работает навесное сельскохозяйственное орудие.
Рассмотрим основные неисправности, причины и методы их устранения:
- С помощью гидравлики не поднимаются и не опускаются навесные механизмы. Причина состоит в недостаточном уровне жидкости в баке. Поэтому ее при необходимости надо долить. Установите рукоятку на фиксатор, если нарушена регулировка хода поршня силового цилиндра.
- Повышенный нагрев масла появляется в результате неправильной регулировки сектора управления регулятором. Отрегулируйте положение сектора. Если рукоятка управления регулятором не установлена на фиксатор, установите ее в положение «Регулятор выключен».
- Медленный подъем навески с сельхозорудием связан с повышенной утечкой масла в насосе. Необходимо заменить насос.
- При включении ГСВ происходит буксование колес. Отрегулируйте длину тяги рычага, управляющего основным цилиндром, т.к. нарушена регулировка тягового усилия.
- Навесное оборудование поднимается медленно. Не работают насосы правого вращения — насос приводится в исправное состояние или меняется на новый.
- Орудие не удерживается в транспортном состоянии. Происходит утечка рабочей жидкости. Необходимо заменить уплотнительные кольца, распределитель или ГСВ.
- Не обеспечивается оптимальная глубина пахоты. Замените или заточите лемеха плуга.
Техническое обслуживание гидросистем
В процессе ТО тракторов «МТЗ» выполняются регламентные профилактические работы и устраняются выявленные неисправности. Обслуживание проводится в следующем порядке:
- проверяется уровень жидкости в баке, осматриваются корпус, уплотнители и места соединений для выявления протечек;
- очищается ротор масляного фильтра;
- заменяется смазка в кожухе гидроаккумулятора;
- промываются сливные фильтры;
- заливается масло.
После устранения неисправностей регулируются шестерня привода и механизмы блокировки рычагов и управления компонентами. Наиболее распространёнными работами по обслуживанию являются замена фильтров и масла, регулировка зацепления шестерни. Периодически настраивают механизмы управления трактором.
Замена масла
Замена масла производится при ежесезонном техническом обслуживании (ТО) или при выработке трактором 2000 моточасов. При использовании некачественной жидкости ее меняют внепланово.
Процесс происходит так:
- включают насос и двигатель;
- прогревают жидкость до 30°;
- отключают мотор;
- сливают масло через сливное отверстие;
- снимают масляный фильтр, погружают его в дизельное топливо и промывают;
- устанавливают фильтр в обратном порядке;
- заливают масло до позиции «П»;
- запускают силовой агрегат;
- прокачивают гидросистему подъемом и опусканием механизма задней подвески.
Гидравлическая система – совокупность конструкционных элементов, с помощью которой воздействуют на текучую среду, чтобы увеличить усилие или крутящий момент без использования шестерёнок или рычагов. Она более устойчива к поломкам, чем аналогичные приспособления, использующие в работе другие физические принципы. В тракторах «МТЗ» она применяется в навесном и полунавесном оборудовании, в прицепных машинах.
Основные элементы
Система состоит из нескольких компонентов, выполняющих свои функции. Все они очень важны:
- насос. Используется для преобразования энергии двигателя через привод в энергию потока жидкости, которая перемещается и создаёт напор. Он устанавливается на корпус гидроагрегата с помощью шпилек, после чего центрируется. Для этого используется специальный стакан. В тракторах «МТЗ» в качестве привода применяют промежуточные шестерни ВОМ;
- распределитель. Управляет потоками в системе при внешнем воздействии. Выполняет несколько функций. Во-первых, передаёт масло к потребляющим устройствам (цилиндр, гидромотор, прицеп). Во-вторых, служит переключателем в холостой режим. Для этого жидкость перенаправляется в бак. Ограничивает давление при появлении перегрузок.
- силовые гидроцилиндры. Поднимают, опускают или удерживают навесное и прицепное оборудование;
- гидроусилители. Регулируют сцепной вес нагнетанием нагрузки на ведущие колёса для уменьшения пробуксовывания;
- масляные баки. Представляют собой ёмкости для хранения масла, на которые крепятся остальные агрегаты;
- позиционно-силовые регуляторы. Используются для управления сельхозмашинами и приспособлениями прямо из кабины. Применяются для уменьшения расхода топлива и увеличения производительности;
- запорные устройства. Предотвращают вытекание смазки из маслопровода;
- разрывные муфты. Используются при превышении усилий, приложенных к разъединительным рукавам для избежания поломок;
- присоединительная арматура. Трубопроводы скрепляют элементы конструкции.
Купить запчасти на трактор МТЗ 82 и другие модели можно в каталоге нашего интернет магазина.
Описание слайда: Гидронавесная система обеспечивает следующие способы регулирования глубины обработки почвы навесными машинами, присоединяемыми к механизму задней навески: высотный — на плавающей позиции распределителя (с машинами, имеющими опорные колеса); высотный с догрузкой задних колес трактора частью вертикальных сил, действующих на навесную машину, -при использовании ГСВ (с машинами, имеющими опорные колеса); силовой, при котором тяговое сопротивление машины поддерживается в определенных пределах и как следствие этого обеспечивается необходимая глубина обработки почвы (с машинами без опорных колес); позиционный, при котором машина удерживается гидронавесной системой в заданном положении относительно остова трактора (с машинами без опорных колес). При агрегатировании трактора с навесными машинами, имеющими опорные колеса, могут применяться также комбинированные способы регулирования: силовой с высотным или позиционный с высотным. При силовом, позиционном и комбинированных способах регулирования механизмом навески с присоединенной машиной управляют посредством регулятора, при высотном с догрузкой задних колес -ГСВ и распределителем, высотном без догрузки — одним распределителем. Каждый из этих способов ниже рассмотрен более подробно. Распределитель и гидроувеличитель сцепного веса через систему тяг и рычагов управляются четырьмя рукоятками — 5, 6, 7 и 8 Крайний левый рычаг 8 управляет золотником правого выносного цилиндра, средний левый рычаг 7-золотником левого цилиндра, крайний правый рычаг 5-золотником основного цилиндра, средняя правая рукоятка 6 управляет ГСВ. Рукоятки управления распределителя могут быть установлены в одно из четырех положений: «нейтральное»-среднее положение, «подъем»- нижнее, «плавающее»-верхнее, «принудительное опускание» -положение рукоятки между «нейтральное» и «плавающее». В первых трех положениях золотники распределителя удерживаются автоматически фиксирующим устройством. Положение золотников «принудительное опускание» не фиксируется, поэтому при использовании этой позиции рукоятку следует удерживать рукой. Распределитель обеспечивает регулировку потока масла, а следовательно, и скорости подъема или опускания сельскохозяйственной машины при удержании рукоятки соответствующего золотника в промежуточных положениях между позициями «нейтральное» и «подъем» или «нейтральное» и «принудительное опускание». Рукоятка 6 ГСВ может быть установлена в одно из трех фиксированных и в четвертое нефиксированное положение: «ГСВ выключен» — среднее верхнее положение; «заперто» — верхнее положение; «ГСВ включен»-среднее нижнее положение; «сброс давления»-нижнее положение, рукоятка в нем не фиксируется, ее следует удерживать рукой. Силовым (позиционным) регулятором управляют через рукоятку 22, расположенную справа от сиденья тракториста. Если регулятор не используется, рукоятку необходимо установить на фиксатор в положение «нейтральное». Давление подпора в цилиндре механизма навески регулируют вращением маховичка 9.
Схема переключения режимов распределителя
В тракторах «МТЗ», как правило, используются распределители Р75-33. Существуют четыре режима их работы. Они регулируются из кабины переключением клапанов по схеме:
- Передача масла от насоса.
- Включение режима подъёма.
- Перевод в положение опускания.
- Открывание отверстия слива жидкости.
- Подключение догружателя.
В распределителях устанавливаются дополнительные защитные клапаны, которые срабатывают автоматически при превышении давления 135 кгс/см2.
Техническое обслуживание гидросистем
В процессе ТО тракторов «МТЗ» выполняются регламентные профилактические работы и устраняются выявленные неисправности. Обслуживание проводится в следующем порядке:
- проверяется уровень жидкости в баке, осматриваются корпус, уплотнители и места соединений для выявления протечек;
- очищается ротор масляного фильтра;
- заменяется смазка в кожухе гидроаккумулятора;
- промываются сливные фильтры;
- заливается масло.
После устранения неисправностей регулируются шестерня привода и механизмы блокировки рычагов и управления компонентами. Наиболее распространёнными работами по обслуживанию являются замена фильтров и масла, регулировка зацепления шестерни. Периодически настраивают механизмы управления трактором.
Схема гидросистемы
Общее устройство системы включает в себя:
Насос соединен с баком, распределителем и силовым регулятором. К баку идет всасывающий патрубок, к распределителю и регулятору – нагнетательные маслопроводы. Поток масла направляется распределителем либо в бак, либо в ГСВ и далее через регулятор и силовой цилиндр подводится к гидроприводу прицепа или навесного оборудования. В результате рабочий орган (отвал, ковш, косилка) перемещается в соответствие с командами оператора.
Замена масла
Полную замену жидкости необходимо осуществлять ежесезонно или после выработки 2 000 часов. Если используется некачественное масло, может возникнуть необходимости во внеплановом выполнении мероприятия. Замену нужно проводить в следующем порядке:
- включается насос и запускается двигатель, чтобы прогреть масло до 20–30 градусов;
- останавливается работа механизмов;
- открывается отверстие для слива;
- пока бак освобождается от масла, нужно снять фильтр, промыть его в солярке и поставить обратно;
- когда масло слито, закрывается сливное отверстие;
- заливается новая жидкость через горловину, пока уровень не сравняется с о в контрольном окошке;
- выполняется проверка работы. Для этого запускают двигатель и некоторое время поднимают и опускают навес, чтобы масло распределилось по всем элементам;
- через контрольное окошко проверяется уровень жидкости. Если он ниже отметки, то нужно долить новую порцию.
Используйте качественные масла, чтобы избежать необходимости в частой замене.
Регулировка шестерни привода
При неполном включении шестерни привода или после работ по её замене необходимо откорректировать положение для полного зацепления. Выполняют следующее:
- рукоятку насоса опускают в нижний паз пластины;
- немного ослабляют болты крепления;
- запускают мотор на минимальную частоту;
- проворачивают рукоятку в пластине, пока она не коснётся шестерни. При этом раздастся характерный звук;
- рукоятку с пластиной опускают.
Важно плотно затянуть болты после окончания регулировки, чтобы избежать разбалансировки шестерни.
Наиболее частые неисправности и методы их устранения
Отказ навесного оборудования подниматься и опускаться может быть вызван тремя причинами:
- уменьшение количества масла в баке. Его нужно просто долить;
- отключение насоса;
- низкая температура масла. Надо несколько раз дать нагрузку на гидроцилиндр.
Проблема с опусканием навесов чаще всего появляется в результате износа уплотнительного кольца на поршне в основном цилиндре. Проблема решается заменой. При выявлении протечки масла вместе с опусканием нужно отрегулировать тягу управления.
Перегрев масла может быть вызван загрязнением фильтра. Метод устранения – промывка. Ещё один вариант – искривление частей маслопровода или их повреждение. В первом случае достаточно распрямить заломленный участок, во втором придётся менять запчасть.
Пена на масле и его перелив через горловину могут быть вызваны попаданием воздуха в магистраль. Необходимо затянуть всасывающий маслопровод и проверить уплотнители патрубка. При высокой степени износа их меняют.
Распространенные неисправности распределителя МТЗ.
Не поднимается навесное оборудование.
Причиной может быть попадание под перепускной клапан мусора попавшего в гидросистему. В этом случае перепускной клапан не закрывается — рабочая жидкость направляется в сливную полость. Распределитель не реагирует на переключения положения золотников. Устраняется: откручивают два болта крышки перепускного клапана, демонтируют пружину с клапаном и удаляют мусор.
В ситуации отсутствия или снижения грузоподъёмности гидравлики трактора сопровождающейся перегревом масла в системе, при возникновении свистящего звука в положении рычага «подъём», свидетельствует о падении уровня масла и подсоса воздуха в систему.
Не фиксируется навесное оборудование в поднятом положении.
Причина — разгерметизация гидрорукавов высокого давления и соединительных гидромуфт, износ компрессионного уплотнения поршня или штока силового гидроцилиндра, износ золотников узла, появление раковин на перепускном клапане, препятствующих плотному закрыванию клапана.
Не опускается, поднимается не навесное оборудование.
Причина — засорение рабочих магистралей распределителя блокирует проход масла. Управление потоками масла невозможно. Устраняют: разбирают и производят промывку, и чистку магистралей, а так же диагностику работы клапанов.
Навесное оборудование резко падает вниз.
Это свидетельствует о внезапном падении давления в системе; при разрыве маслопроводов и падении уровня рабочей жидкости, резкого завоздушивания системы. Устраняют: замена поврежденных трубопроводов, проверяют затяжку сочленений системы, доливают масло до требуемого уровня.
READ Как подключить дополнительные каналы на приставке
Не срабатывает автоматический переход в нейтральное положение при полном поднятии или опускании гидроцилиндра.
Причина-неисправность шарикового клапана «автоматического выключения фиксатора положения золотника». Устраняют; производят разборку, заменяют изношенные детали клапана и фиксатора.
Диагностика
Проверку распределителя производят после проверки производительности шестирёнчатого гидронасоса системы на номинальных оборотах двигателя, установив количество выданной рабочей жидкости литров в минуту работы. Прибор КИ 5473 подключают к рабочим выводам узла вместо гидроцилиндра. Включают рычаг узла в положение «подъем». Если значение падает больше чем на 5 литр./мин распределитель снимают для проведения ремонта.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Гидравлическая система
Рубрика — Гидросистема
В гидравлическую систему входят шестеренчатый насос НШ-32-2, распределитель Р75-33-Р, цилиндры основной Ц100 и два выносных Ц75, силовой (позиционный) регулятор, гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, запорные устройства, разрывные муфты, корпус гидроагрегатов (одновременно масляный резервуар) с фильтром и присоединительная арматура.
Схема гидравлической системы показана на рисунке ниже. Насос 1 соединен всасывающим патрубком 2 с баком 4, нагнетательными маслопроводами 3 — с распределителем 6 и силовым регулятором 13. Распределитель направляет поток масла либо в бак по сливному маслопроводу 9, либо по промежуточному маслопроводу 5 в ГСВ, от ГСВ по маслопроводу 11 в силовой регулятор 13 и по рукаву высокого давления 16 в силовой цилиндр 17 или через боковые выводы непосредственно к гидроприводу сельхозмашины. С левым боковым выводом сдублирован вывод 34 (в задней части трактора). Металлические трубопроводы, идущие к силовому регулятору и гидроаккумулятору, при помощи кронштейнов и резиновых прокладок закреплены к крышке коробки передач; трубопроводы задних выводов закреплены к кронштейнам кабины.
Схема гидросистемы трактора
- «А» — перепускной клапан распределителя
- «Б» — масломер
Основным «накачивающим» механизмом гидравлики сельскохозяйственной машины является гидравлический насос. Он обеспечивает работу всех рабочих узлов.
Устройство гидравлического насоса показывает данная схема.
Через шестерню (11) насос приводится в действие от основного вала оборота мощности трактора. Привод устройства расположен в верхней части корпуса промежуточной части трансмиссии МТЗ-80 возле кожуха сцепления. Механизм запускается через управляющую рукоятку (16).
Какой насос стоит на тракторах модели МТЗ-80 (82)
На тракторы МТЗ нового образца Минский завод устанавливает гидронасосы НШ 32А-3 и НШ 32М-3. Это стандартные шестеренные насосы с правым вращением. Ранее производитель устанавливал на МТЗ-80 гидронасос НШ 32-2 Гост 8753-71. У них одинаковая производительность. Сколько масла узел нагнетает в минуту, зависит от частоты вращения. Данные модели обладают частотой вращения 2200-2400 об/мин и прокачивают 45 литров масла в минуту.
Устройство гидробака МТЗ-82
Гидравлический бак гидравлической системы трактора «Беларус» МТЗ-80(82) снабжает систему рабочей жидкостью и наполняется маслом, идущих со сливных каналов рабочих узлов. Таким образом, гидробак замыкает цикл работы гидравлики трактора.
Корпусом бака выступает металлическая ёмкость из литого чугуна, которая расположена между моторным отсеком и кабиной трактора. У корпуса есть и вторая функция – на него крепятся рабочие узлы системы, для этого бак имеет ряд монтажных резьбовых отверстий. Более подробно устройство гидробака показано на картинке с расшифровкой.