Мост передний МТЗ-82 под ГУР: полный привод и легкое управление
Многих фермеров интересует, что представляет собой передний мост МТЗ-82, устройство составляющих его узлов и деталей. Передний ведущий мост трактора, который выпускает Минский тракторный завод, предназначен для того, чтобы передавать направляющим передним колесам подвесной крутящий момент, полученный от силовой установки.
В данном обзоре постараемся разобраться в модификациях передних ведущих мостов, рассмотрим их конструкцию, применяемость, обговорим слабые и сильные стороны!
На МТЗ устанавливаются 2 типа ПВМ: Портальный и Балочный!
Портальный мост всем хорошо знаком, его главной особенностью является регулируемая ширина колеи от 1430 мм до 1990 мм и большой агротехнический просвет(зависит от размера колес, которые установлены на трактор). У данного моста есть 3 модификации, отличающиеся только ступицей и креплениями под ГУР/ГОРУ: одна модификация с 5ти болтовой ступицей под ГУР (Имеет каталожный номер 72 2300020-А-01), другая с 8мью болтовой под ГУР (Имеет каталожный номер 72 2300020-А), третья с 8мью болтовой ступицей под ГОРУ (Имеет каталожный номер 72 2300020-А-04).
Слабым местом портального моста является место сочленения кожуха(крышки, рукава, чулка) и корпуса полуоси, из-за чрезмерной нагрузки его обламывает.
Балочный мост имеет индекс 822. Мост имеет другое передаточное число. Ступица под этот мост 8ми болтовая. Корпус имеет нераздвижные чулки, карданную передачу крутящего момента на редуктор, а сам редуктор имеет планетарную передачу, что отлично сказывается на нагрузочных характеристиках. Номинальная нагрузка на ПВМ превышает 1 тонну, что позволяет агрегатировать трактор в тяжелых условиях, например в лесном хозяйстве или при очистке снега коммунальными службами, и использовать фронтальные погрузчики с номинальной грузоподъемностью больше тонны.
Портальный мост выигрывает по агротехническому просвету и регулируемой ширине колеи, это делает его идеальным при работах в поле, где требуется соблюдать междурядное расстояние. При эксплуатации данного типа переднего ведущего моста, стоит избегать чрезмерных нагрузок и навесного оборудования, способного повредить телескопическому механизму, следить за состоянием и уровнем смазочного материала моста.
Балочный мост выигрывает в надежности конструкции балки и редукторов, а так же номинальных нагрузках на ось ПВМ и сам мост, что беспрепятственно дает эксплуатировать данный тип моста в условиях повышенных и длительных нагрузок(например в лесном хозяйстве) и использовать широкий спектр навесного оборудования, рассчитанного на номинальные нагрузки больше 1 тонны(например использование фронтального погрузчика и отвала на одном тракторе). Все перечисленное делает из трактора универсальную машину. При эксплуатации следует следить за уровнем масел.
- Особенности работы основных элементов
- Червячный механизм
- Обойма
- Устройство усиленного балочного моста
- Принцип работы моста
- Стандартная комплектация
- Схема и устройство
- Карданная передача
- Дифференциал
- Раздаточная коробка
- Ремонт переднего и заднего мостов
- Хорошей совет при установке балочного моста с мтз 1221на мтз82
- Узел центральной передачи
- Как работает и для чего нужен задний мост
- Другие статьи
- Цены на запчасти и услуги по замене и ремонту
- Установка моста от ГАЗ-66 на МТЗ своими руками
- Типы и применяемость передних ведущих мостов тракторов МТЗ
- Устройство переднего моста МТЗ-82 портального типа
- Устройство и работа переднего ведущего моста балочного типа
- Техническое обслуживание переднего моста
- Что представляет собой передний мост МТЗ-82
- Для чего нужен передний мост и его устройство
- Устройство и работа ГУР на тракторах МТЗ-80/82
- Трансмиссия полноприводных тракторов МТЗ
- Обслуживание переднего ведущего моста МТЗ
- Устройство и работа гидрообъемного рулевого управления МТЗ
Особенности работы основных элементов
Передний мост МТЗ-82 сочетает в себе множество важных узлов и деталей:
Передняя балка играет большую роль во время движения: с ее помощью осуществляются повороты колес.
Дифференциал переднего моста обеспечивает управляемость при движении по ухабистой/неровной местности, а также на поворотах. Благодаря дифференциалу ведущие колеса работают без пробуксовки и проскальзывания.
Принцип работы колесного редуктора заключается в усилении крутящего момента, полученного от главной передачи, а также осуществляет поворот передних ведущих колес. Главными элементами колесного редуктора являются:
Центральная (главная передача) снижает частоту вращения валов, увеличивая крутящий момент и передавая его непосредственно ведущим колесам.
Фланец участвует в передаче крутящего момента от раздаточной коробки на передний мост.
Сапун необходим для выравнивания давления: благодаря этому клапану регулируется внутреннее давление картера, что влияет на работу силового агрегата, КПП.
Червячный механизм
Червячный редуктор является частью рулевого управления МТЗ-82. Этот механизм имеет большой прямой КПД и низкий обратный. С помощью червячного механизма усилие от рулевого колеса передается колесам, делая возможным управление спецтехникой.
На тракторы также устанавливается ГУР, позволяющий снижать усилие, необходимое при повороте. Чтобы избежать поломки гидравлического усилителя, необходимо использовать минеральное масло в качестве рабочей жидкости.
Червячный механизм состоит из ведущего вала с характерной резьбой («червяк»), передающего усилие на ведомую шестеренку.
Обойма
Обойма является одним из элементов механизма передачи крутящего момента от раздаточной коробки к колесам. Частой проблемой бывает утечка масла, которая может происходить в случае износа манжеты колеса. Для того, чтобы установить точную причину поломки, может понадобиться выпрессовка обоймы.
Выпрессовка обоймы сальника производится с помощью монтажных болтов. Спрессовка обоймы подшипника с ведущей шестерней осуществляется специальным съемником. В Интернете можно найти фото с пошаговыми инструкциями по разбору ведущего моста, где будет показано, как спрессовать/ выпрессовать обойму.
Очень часто поступают запросы по поводу того, возможно ли, поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе. Изменяться ли технические характеристики трактора МТЗ-80. Реально ли поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе МТЗ-80? Постараемся более детально разобраться в вопросе и ответить на него.
передних мостов МТЗ-80, МТЗ-82
Следует понимать, что трактор МТЗ-80 имеет привод на задние колеса, а трактор МТЗ-82- полный привод. Отсюда, как Вы понимаете, конструктивно передние мосты МТЗ-80,82 должны различаться. Так ли это? Ведь передний мост МТЗ-82 является ведущим!
Описание переднего моста МТЗ-80
Передний мост МТЗ-80 служит опорой для передней части трактора. Передний мост МТЗ-82 обеспечивает поддержку направления движения при помощи передних колес и рулевого управления в целом. Изготавливают передний мост МТЗ-80 из литой стальной балки, которая телескопически соединяется с выдвижными трубками, поворотными цапфами и рулевой трапецией.
Передний мост МТЗ-80 соединяется с остовом трактора шарнирно, что позволяет балке переднего моста совершать качения относительно вертикальной оси и приспосабливать трактор к неровным поверхностям грунта.
Ширина колеи передних колес регулируется при помощи перемещения выдвижной трубы относительно балки моста. Цапфа состоит из полуоси колеса и вала. Вал запрессован в полуось и приварен к ней снизу.
Чтобы ход трактора был более плавным, балка переднего моста МТЗ-80 оснащена двумя цилиндрическими пружинами. Ступица переднего колеса выполнена в форме чугунной отливки, с парной расточкой под подшипники и фланцем. Для крепления диска колеса во фланец запрессованы болты. Вращение ступиц происходит при помощи двух конических подшипников. С внутренней части ступица закрывается манжетой, а снаружи – специальным колпаком.
Описание переднего ведущего моста МТЗ-82
Передний ведущий мост МТЗ-82 состоит из основной передачи, балки, колесных редукторов и дифференциала. Конструкция переднего ведущего моста МТЗ-82 мало отличается от конструкции неведущего моста МТЗ-80. И высокий дорожный просвет в 650 мм сохраняется!
Полуоси колесных редукторов имеют кожухи. Кожухи телескопически соединяются с рукавами переднего моста. Во время движения трактора они вместе с колесами движутся относительно этих рукавов, когда трактор меняет колею. Углы поворота колес МТЗ-82 не ограничиваются шарнирами угловых скоростей, так как их заменяют шестерни колесных редукторов (конические). Все это позволяет трактору сохранят характеристики базовой модели МТЗ: радиусы поворота и агротехнический просвет.
Особенности переднего ведущего моста МТЗ-82:
1)Передний ведущий мост МТЗ-82 соединяется с брусом полурамы, что позволяет ему качаться в поперечной плоскости. Качение ограничивается упором специальных выступов, имеющихся на крышке и корпусе моста.
2) Крышка и корпус моста соединены болтами. Внутри конструкции находятся дифференциал и главная передача. Главная передача моста МТЗ-82 предназначена для усиления крутящего момента и состоит из пары шестерен конической формы.
Дифференциал состоит из 2-х корпусов, в которых находятся 2 полуосевые шестерни, 2 оси, 4 сателлита, пакеты фрикционных дисков и 2 нажимные чашки.
Таким образом, передние мосты МТЗ-80 и МТЗ-82 различаются между собой тем, что на МТЗ-82 имеются колесные редуктора. Передний ведущий мост МТЗ-82 повышает проходимость трактора, увеличивает скорость передвижения и тяговое усилие.
Как поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе МТЗ-80
По отзывам владельцев сельхозтехники поставить передний ведущий мост МТЗ-82 на трактор МТЗ-80 можно без особых проблем. Нужно купить несколько запчастей и все!
Чтобы на трактор МТЗ-80 «поставить» передний ведущий мост МТЗ-82, купите следующие запчасти: передний ведущий мост МТЗ-82, промежуточную опору, карданные валы, раздаточную коробку в комплекте с шестерней и валом КПП.
Ну и конечно, Вам придется выполнять ряд операций по сборке/разборке узлов и механизмов трактора МТЗ-80!
Планируя узнать, в чем отличие подобной модели от стандартной версии, целесообразно более подробно ознакомиться с характерными особенностями, которыми обладает МТЗ 82 1 с балочным мостом. Стоит отметить, что рассматриваемая модель Беларуса представляется продвинутой версией универсального трактора МТЗ 82, который может использоваться с широким спектром навесного оборудования.
Рассматривая передний балочный мост, следует упомянуть, что его наличие позволяет значительно увеличить устойчивость тракторной техники к интенсивным нагрузкам, одновременно сокращая дорожный просвет. Трактор с этим узлом значительно чаще применяется при выполнении различных коммунальных, строительных работ, где не требуется наличие высокого клиренса.
Для тракторов Беларус 82.1, где реализован мост балочного типа, характерны следующие преимущества:
Если изучить каталог запчастей для этой модификации, можно сделать вывод, что её ремонт и обслуживание не потребуют существенных затрат. Подобные достоинства сделали модель крайне востребованной в различных сферах деятельности, чем обусловлено её повсеместное распространение.
Устройство усиленного балочного моста
Тракторы с передним усиленным мостом отличаются сложной конструкцией, основным элементом которой представляется стальная балка. Она снабжена нераздвижными «чулками», а также прочими элементами. Несмотря на некоторое сходство со стандартными аналогами, подобные агрегаты имеют сразу несколько важных отличий:
Конструктивные особенности позволяют значительно повысить эксплуатационные параметры тракторной техники, а также расширить её функциональные возможности.
Принцип работы моста
Планируя изучить особенности подобного рода узла, следует отметить, что принцип его работы практически не отличается от стандартного аналога, за исключением ряда аспектов. За счет повышения жесткости конструкции и сокращения числа регулируемых элементов удалось повысить его прочность.
При этом становится невозможной регулировка колеи техники, что резко сократило его применение в сельскохозяйственной деятельности, где подобная потребность возникает повсеместно. Увеличение прочности позволило использовать МТЗ в качестве погрузчика даже для большевесных грузов, что можно увидеть на видео.
Трактор может выдержать нагрузку на передний мост свыше 1 тонны, что позволяет использовать его:
Подобный узел значительно реже требует ремонта, нежели его регулируемый аналог, в связи с чем многие потребители отдают предпочтение именно ему. Устройство может использоваться совместно с проставками, предназначенными для сдвоения задних колес, силовыми регуляторами, прицепным оборудованием.
Как показывают отзывы, модели с таким типом узла обладают длительным сроком службы, заметно превышающим аналогичные показатели у прочих разновидностей тракторной техники от МТЗ.
Стандартная комплектация
Почему эту модель выбирают наши покупатели:
Схема и устройство
Главная функция переднего моста – передавать крутящий момент ведущим колесам. Оно передается от двигателя через карданный вал (рисунок 2).
Примечание: Благодаря этому крутящему моменту трактор двигается вперед, а управляемая колесная пара стабилизируется.
Схема переднего моста включает следующие элементы:
Передний мост соединен с опорным брусом полурамы. Благодаря этому достигается определенная подвижность детали. Такой тип соединения называется полужестким.
Рисунок 2. Основные составляющие моста: 1 — механизм регулировки колеи, 2 — крышка моста, 3 — корпус манжеты, 4, 20 и 21 — регулировочные прокладки, 5, 23 и 25 — подшипники, 6 и 28 — гайки, 7 — ведомая шестерня, 8 — ведущий диск, 9 — нажимная чашка, 10 и 11 — корпуса дифференциала, 12 — ведомый диск, 13 — сапун, 14 — корпус моста, 15 — полуосевая шестерня, 16 — заглушка полуосевой шестерни, 17 — болт дифференциала, 18 — ось сателлитов, 19 — сателлит, 22 — стакан ведущей шестерни, 24 — ведущая шестерня, 26 — регулировочные шайбы, 27 — соединительный фланец, 29 — клин, 30 — брус полурамы, 31 — втулка бруса, 32 — стопорная планка, 33 — ось качания
Чтобы мост не раскачивался, в крышке и корпусе есть специальные выступы, которые выполняют роль фиксаторов. Главная передача и дифференциал расположены внутри конструкции.
Дифференциал состоит из двух частей. В них расположены 4 сателлита, парные оси и шестеренки, блоки с фрикционными дисками и две чаши нажимного типа.
Карданная передача
Привод переднего моста МТЗ-82 имеет два равноценных вала и среднюю опору. Каждый вал выполнен как стальная труба с шарнирами на концах, в виде приваренных к ней вилок. Специальными фланцами данные детали крепятся к раздатке, средней опоре и основной передаче. Опора, расположенная между карданами, передает вращательное движение от промежуточного к переднему кардану. Механизм помещен в литой чугунный корпус, крепящийся к коробке сцепления снизу. В корпусе опоры находятся узел с втулкой и валом, к которому с разных сторон присоединены посредством крепежа карданные трубы, и специальная муфта с фрикционами. Регулировка мощности момента вращения, исходящего от муфты, производится стягиванием пружин, сжимающих фрикционы. Делается это гайкой, находящейся на хвостовике вала опоры.
Дифференциал
Он у моста МТЗ-82 переднего самоблокирующийся, помещен в корпус из аналогичных половин. В них находятся две пары сателлитов, расположенных на осях, две полуосевые шестеренки, а также нажимные чашки и блоки фрикционных дисков. Данный узел своим механизмом совмещает обе полуоси ПВМ, предотвращая несинхронное буксование колес и повышая мощность тяги агрегата.
Важно обращать внимание! На корпуса конструкции нанесен один и тот же маркировочный номер. При сборке узла необходимо сочетать эти номера на совмещаемых деталях.
Для поддержки нужного давления в полостях редуктора в корпус переднего моста МТЗ-82 вмонтирован сапун.
Раздаточная коробка
Привод переднего моста МТЗ-82 происходит от КПП через раздатку и карданную передачу. Корпус редуктора раздатки можно увидеть справа от коробки передач, к которой он прикреплен. На валу в редукторе смонтированы основные детали. К концу этого вала через фланец присоединен карданный вал.
Ремонт переднего и заднего мостов
Неисправности могут настигнуть любую технику, даже такую надежную, как трактор Минского завода. В основном они происходят из-за несвоевременного элементарного технического обслуживания, о котором речь пойдет несколько позднее, поэтому, если у вас что-то не включается, попробуйте вспомнить, как давно вы проводили техническое обслуживание, и понять, в чем может быть проблема. Как правило, большое количество проблем возникает из-за того, что трактор теряет часть смазки. Есть несколько способов выявления поломки и устранения подобной неполадки.
Если имело место возникновение следов смазки на конце карданного вала или на корпусе центральной передачи, то в машине необходимо поменять манжету главной шестеренки. Для этого трактористу придется осуществить демонтаж фланца карданного вала, убрав гайки. После этого снимают все крепежи и болты, которые находятся на блоке подшипников центральной передачи, и убирают центральную шестеренку. Только после выполнения всех этих действий можно убрать манжету и поменять ее на другой элемент.
Остатки масла внутри колесного обода свидетельствуют о том, что ось, на которой крепятся колеса трактора, нуждается в ремонте. Разбирать ось необходимо, ориентируясь на определенную схему. Во-первых, нужно демонтировать колесо и редуктор, отвечающий за конечную передачу. Во-вторых, надо открутить все болты, на которых держится радиальный подшипник. После этого убирается шестерня.
На тракторе имеется и задний мост, который играет роль задней полурамы. Именно из-за этого при обслуживании этого элемента конструкции возникают сложности и приходится делать ремонт заднего моста. Для того чтобы сделать ремонт заднего моста МТЗ-80, нужно выполнить ряд действий:
Проделав необходимые манипуляции и собрав трактор, надо сделать стартовую прокатку оборудования. Это необходимо, чтобы понять, устранены ли все тракторные поломки. У вас все должно без проблем включаться. Если МТЗ работает без перебоев, можно считать, что ремонт выполнен успешно. Если же вас что-то не устраивает в работе колесных осей, задумайтесь о том, чтобы отдать машину в руки квалифицированных специалистов.
Хорошей совет при установке балочного моста с мтз 1221на мтз82
«Это моя самая любимая рыбалка на окуня с лодки. И место выбрано подходящее с кувшинками. Единственное, я любил ловить окуней на живца.»
«Каким образом на такой печке греть воду в бане?»
Узел центральной передачи
Главными деталями этого узла являются ведущая и ведомая шестерни. Он выполняет функции приема и подачи момента вращения к дифференциалу. Ведущая шестеренка занимает положение поперек моста, крепится через фланец на карданном валу. Сопряженная с ней ведомая шестеренка ГП находится к ней под прямым углом и жестко прикреплена к валу дифференциала, совместно с которым она и крутится.
Чтобы добиться плавного сцепления и снижения шума при работе узла, шестеренки изготовлены со спиралевидными зубьями. Крепежная гайка на конце кардана используется также для регулировки всего узла.
Как работает и для чего нужен задний мост
Задний мост МТЗ-82.1 несет несколько функций:
Схема расположения различных узлов на заднем мосте довольно проста: на передней части корпуса установлена коробка передач, на задней – редуктор ВОМ, механизм навески. Дифференциал на задние колеса также располагается там.
Главное отличие МТЗ-82.1 от тракторов старого образца (МТЗ-80) в том, что МТЗ-82 имеет две ведущих оси, чем и объясняется наличие дифференциалов и других механизмов и на переднем, и на заднем мосте. Такая особенность повышает проходимость и управляемость спецтехники.
Работали ли Вы на МТЗ-82? Модифицировали как-то эту технику?
Другие статьи
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
Цены на запчасти и услуги по замене и ремонту
Стоимость б/у переднего моста МТЗ-82 в Москве варьируется от 80 до 145 тысяч рублей в зависимости от состояния. Купить новый ведущий мост проблематично, зато можно приобрести все необходимые детали и узлы.
Узнать цены на запчасти можно в Интернете, ознакомившись с каталогами поставщиков. Редуктор переднего моста стоит около 75-80 тыс. руб., карданный вал – 4 тыс. руб.
Ремонт осуществляют специализированные сервисы, с ценами можно ознакомиться на официальных сайтах компаний. Например, замена ПВМ будет стоить от 5 тысяч рублей (без учета стоимости ремонта и запчастей), ремонт редуктора – от 10.000 рублей.
Установка моста от ГАЗ-66 на МТЗ своими руками
Работа по установке переднего моста от ГАЗ 66 на МТЗ довольно сложна, требует специальное оборудование и определенные навыки.
Порядок действий следующий:
Можно найти видео и фото, где подробно показан процесс работы, а также люди делятся важными замечаниями, рассказывают о нюансах.
Типы и применяемость передних ведущих мостов тракторов МТЗ
На сегодняшний день Минский тракторный завод выпускает два типа ПВМ для тракторов МТЗ/«Беларус»:
• Портальный мост;
• Балочный мост.
Портальный мост — это «классическое» решение, данный тип моста наиболее часто используется на тракторах МТЗ-80/82 и более поздних моделей. Портальный мост имеет то преимущество, что его ось поднята выше оси колес, чем достигается большой агротехнический просвет (650 мм), а значит — возможность междурядной обработки различных сельскохозяйственных культур. Также портальный мост предлагает возможность изменять ширину колеи в пределах 1430-1990 мм. Причем портальные мосты бывают как ведущими, так и не ведущими.
Существует три основных типа портальных мостов:
• Мост со ступицей на 5 болтов, под ГУР (тип 72 2300020-А-01);
• Мост со ступицей на 8 болтов, под ГУР (тип 72 2300020-А);
• Мост со ступицей на 8 болтов, под ГОРУ (тип 72 2300020-А-04).
Наиболее распространены сегодня ведущие мосты под ступицу на 8 болтов гидроусилителем, они используются как на новых, так и на старых модификациях тракторов МТЗ-82 и других. Мосты с гидрообъемным рулевым управлением (ГОРУ) — более современное решение, сегодня такие мосты устанавливаются как штатно на заводе, так и силами владельцев тракторов. Причем сейчас МТЗ выпускает комплекты запчастей, с помощью которых старый мост под ГУР можно переоборудовать на ГОРУ.
Балочный мост, в отличие от портального, имеет фиксированную ширину колеи и меньший дорожный просвет. Главная особенность балочного моста — его высокая жесткость и прочность, он устойчив к большим нагрузкам (до 1 тонны и более), чем выигрывает у моста портального типа. Однако фиксированная колея не позволяет проводить многие сельскохозяйственные работы, поэтому «Беларусы» с балочным мостом используются в сфере ЖКХ, в лесном хозяйстве, в строительной отрасли и т.д., то есть — там, где не нужен высокий агротехнический просвет.
Сегодня выпускается одна модификация балочного моста со ступицей на 8 болтов, под ГОРУ. Мосты данного типа имеют индекс ПВМ-822.
Передние ведущие мосты портального типа под ГУР/ГОРУ применяются на очень большом количестве моделей тракторов МТЗ и «Беларус»: МТЗ-82, МТЗ-102, Беларус-82.1/82У/820/92/920, Беларус-512/522/612/812/912 и других.
Передние ведущие мосты балочного типа под ГОРУ устанавливаются на новые модели тракторов «Беларус», в том числе Беларус-622 и «Беларусы» тысячных серий (1021, 1025, 1220, 1221, 1523, 1822, 2022 и другие). Хотя сегодня этими мостами также оснащаются новые модификации тракторов МТЗ-82, в том числе и перечисленные выше.
Устройство переднего моста МТЗ-82 портального типа
Конструкторам Минского тракторного завода удалось создать очень надежную и эффективную конструкцию переднего ведущего моста, который содержит минимум деталей. Простота конструкции достигнута за счет применения ряда нестандартных технических решений.
Основу ПВМ портального типа составляет цилиндрический корпус, внутри которого расположена главная передача и дифференциал. В верхней части корпуса, спереди и сзади, предусмотрено две полые оси, с помощью которых мост крепится к переднему брусу полурамы, и может качаться в поперечной плоскости. Справа и слева на корпусе расположены суженные рукава, в которые телескопически вставлены кожухи полуосей. Корпус вместе с кожухами полуосей составляет балку моста.
По бокам балки моста установлены колесные редукторы, которые обеспечивают повышение крутящего момента от главной передачи, а также они берут на себя функции шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Устроены редукторы крайне просто. Их основу составляет цилиндрический корпус, внутри которого расположен вал с двумя коническими шестернями по краям, а также пружина подвески. Верхняя шестерня входит в зацепление с шестерней на полуоси — с помощью этой пары шестерен производится поворот крутящего момента. Нижняя коническая шестерня входит в зацепление с шестерней большого диаметра, соединенной непосредственно со ступицей колеса. Благодаря такому расположение пар шестерен колесо может поворачиваться на большой угол без разрыва потока крутящего момента.
Передаточное число главной передачи переднего ведущего моста составляет 2,18 (соотношение зубьев шестерен 23:11), общее передаточное число колесных редукторов — 6,15, оно составляется суммой передаточных чисел верхней (1,27, 14:11) и нижней (4,83, 58:14) пар шестерен.
Главная передач моста состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями, ведущая шестерня расположена поперек моста, она через фланец соединена с карданным валом. Ведомая шестерня большого диаметра расположена под углом 90° к ведущей, она соединена с дифференциалом.
Дифференциал моста — самоблокирующийся, он состоит из двух соединенных болтами корпусов, внутри которых расположены оси сателлитов, четыре сателлита и две полуосевых шестерни. Также в дифференциале предусмотрен механизм автоматической блокировки (работает только при включенном переднем мосте, если передача крутящего момента на мост не происходит, дифференциал не блокируется). Механизм блокировки состоит из пакетов фрикционных дисков и нажимных чашек.
Очень просто реализован механизм изменения ширины колеи ведущего моста. На каждом кожухе полуосей, со стороны корпуса моста, предусмотрена резьба (но не по всей окружности, а только в верхней части), а в верхней части корпуса находится червяк с гайкой — червяк и резьба входят в зацепление. При проворачивании червяка с помощью гаечного ключа кожух может выдвигаться из корпуса моста или выдвигаться — так и достигается изменение длины балки моста, а значит, и изменение ширины колеи.
Устройство и работа переднего ведущего моста балочного типа
Балочные мосты имеют более сложное устройство. Их основу составляет балка с нераздвижными чулками, внутри которой располагается главная передача, дифференциал и полуоси. Главная передача и дифференциал не имеют принципиальных отличий от аналогичных узлов портального моста. Такая конструкция балки обеспечивает ее высокую прочность и жесткость, балочные мосты выдерживают нагрузку до 1 тонны и более.
Балочные ПВМ оснащаются двухступенчатыми колесными редукторами планетарного типа (с цилиндрическими шестернями), которые лучше работают под нагрузкой, чем редукторы в мосте портального типа, однако они не могут обеспечить столь высокий агротехнический просвет — ось балочного моста располагается немного выше оси колес.
Также в мосту балочного типа, в отличие от портального моста, имеются шарниры равных угловых скоростей. Они расположены между чулками и корпусами колесных редукторов, по оси поворотных шкворней.
Крепление моста на полубалке — аналогичное креплению моста портального типа.
Техническое обслуживание переднего моста
Для того чтобы включение переднего моста МТЗ-1221 или установленного на МТЗ-82 оборудования происходило без нареканий, необходимо время от времени направлять сельскохозяйственную технику на плановый бортовой технический осмотр.
Как правило, обязательное техническое обслуживание включает слежение за количеством масла в тракторе, его периодическую смену, затягивание креплений или устранение мелких неполадок.
Своевременное техническое обслуживание и ликвидация возникшей небольшой неисправности позволят вам не ставить трактор на капитальный ремонт. Рассмотрим основные детали, на которые обращают внимание при техническом обслуживании трактора, в том числе когда нужно осмотреть передний мост МТЗ-82, устройство которого было обозначено выше.
Дифференциал и центральная передача располагаются в едином корпусе, поэтому рассматриваются в совокупности. При техническом осмотре необходимо проследить за уровнем масла, за тем, в каком состоянии находятся полуоси, отвечающие за фиксацию редукторов. Происходит проверка зазоров между осями. На этом этапе должен быть отрегулирован крепеж конструкции. При необходимости производятся снятие и замена необходимых деталей, которые уже пришли в негодность.
Колесные редукторы, в первую очередь, проверяются на уровень масла. Важно понимать, что эти детали постоянно трутся и могут быстро изнашиваться при недостаточном количестве смазки. Детали невозможно отремонтировать — если дойдет до поломки, придется установить полностью новый элемент.
Обратите внимание, что функционирование редуктора в любом случае будет сопряжено с большими нагрузками. Именно этим и обусловлен регулярный и тщательный осмотр данной составляющей трактора. Шестеренки, выполненные в форме конусов, не нужно регулировать. Такое действие может понадобиться только в том случае, если нужна полная смена всех элементов конструкции или их капитальный ремонт.
Центральная шестерня принимает на себя весь основной рабочий груз, поэтому с течением времени зубцы элемента становятся изношенными и расстояние между ними увеличивается. Если это происходит, велика вероятность, что колесный трактор сломается. Регулировка элемента проводится с помощью затяжки соединительной гайки, которая требуется, если фланец карданного вала можно сдвинуть рукой.
Конические шестеренки и подшипники тоже ремонтируют при помощи закрепления гайки. При этом при затягивании гайки ставим подшипники на нужное место, для этого постепенно поворачиваем их, пока они не встанут, куда нужно. Когда подшипники встанут на свои места, гайку нужно чуть-чуть ослабить. После того как работы будут окончены, устанавливаем крепеж в окончательное положение, используя керн.
В некоторых случаях, когда выбора нет, умельцы пытаются ставить на трактор ведущий мост с других агрегатов. Например, большой популярностью пользуется такой подход, как поставить мост ГАЗ 66 на МТЗ. Такой выбор объясняется, в первую очередь, тем, что такой элемент довольно доступен. Если даже он не завалялся у вас в гараже, найти его не очень сложно. Кроме того, мост ГАЗ 66 на МТЗ подходит если не идеально, то очень хорошо. Ответ на вопрос, как поставить мост от 66 на МТЗ, можно найти у мастеров.
Что представляет собой передний мост МТЗ-82
Схема переднего моста включает такие приборы:
Передний мост обеспечивает сельскохозяйственной технике наличие крупного дорожного просвета, а также возможность изменять величину колеи в зависимости от требований. Это позволяет водителю трактора использовать свою машину в качестве помощника при работе на любых сельскохозяйственных точках. МТЗ-1221 с такими приспособлениями, оснащающийся передним мостом, может взаимодействовать с любыми культурами и с легкостью лавировать между рядами и грядками.
Как и прочие важные элементы конструкции тракторов Беларус, передний мост нуждается в постоянном уходе и обслуживании, замене вышедших из строя деталей. Если своевременно не устраивать профилактику тракторных поломок и не проводить плановые ремонтные работы, придется делать уже капитальный ремонт переднего моста МТЗ, а это недешево. Особенно если учитывать, что стандартное обслуживание и устранение мелкой неисправности тракторист может сделать своими руками: сборка и разборка агрегата, его элементарная регулировка обычно не вызывают затруднений.
Для чего нужен передний мост и его устройство
Устройство переднего моста МТЗ-1221 мало чем отличается от данной конструкции других тракторов белорусского завода. Как говорилось ранее, назначение переднего ведущего моста МТЗ — передача крутящего момента на передние колеса от двигателя. Нужное усилие поступает к колесам, проходя через карданный вал. После этого сельскохозяйственная техника начинает ехать вперед, а колеса работают синхронно.
Если говорить подробнее, то устройство переднего моста можно описать следующим образом:
ПВМ сопряжен с опорным брусом полурамы, благодаря чему ему обеспечена некоторая подвижность. Подобная схема крепления получила условное название «полужесткая». Для того чтобы мост не раскачивался с сильной амплитудой, крышка и корпус оснащаются выступами, которые играют роль фиксаторов. Дифференциал и центральную передачу убирают при конструировании техники внутрь машины.
Устройство дифференциала, в свою очередь, можно разделить на две основные части, в которые входят следующие элементы конструкции:
Центральная передача представляет собой совокупность нескольких шестерен конической формы, которые предназначаются для передачи более активного крутящего момента. Именно благодаря этим составляющим на сельскохозяйственную машину передается нужная для движения мощность, которая нужна, чтобы двигался сам трактор и чтобы он «тащил» на себе навесное (или подвесное) приспособление.
Передний мост соединяется и с колесными редукторами — при помощи специальных рукавов и телескопического соединения. В тот момент, когда происходит включение переднего моста МТЗ-82, редуктора начинают смещаться. При помощи конических шестерен каждого редуктора в значительной степени расширяется угол, на который машина может разворачиваться. Это дает возможность осуществлять самую сложную сельскохозяйственную работу, дает ей больший дорожный просвет и сводит радиус разворота к минимальному значению.
Устройство и работа ГУР на тракторах МТЗ-80/82
Управление трактором МТЗ-80/82 и более поздних моделей «Беларус» требует от механизатора приложения довольно больших физических усилий, поэтому для облегчения труда тракторы оснащаются гидроусилителем руля (ГУР). Механизм ГУР монтируется непосредственно на балке переднего моста, а его насос — на двигателе.
Устроен ГУР тракторов МТЗ/«Беларус» просто. ГУР состоит из трех основных узлов — гидравлического цилиндра, рулевого механизма и распределителя. Рулевой механизм представляет собой пару «червяк-сектор», усилие от руля через карданную передачу передается на червяк, поворот которого заставляет отклоняться сектор. На оси червяка также располагается распределитель, выполненный в виде золотника. В распределителе предусмотрен простой механизм, отслеживающий сопротивление повороту колес, и включающий ГУР только в случае, если сопротивление становится выше порогового.
С обратной стороны сектора расположен второй сектор, который через рейку и шток связан с гидравлическим цилиндром. Оба сектора объединены в единую конструкцию, которая расположена на поворотном валу. В нижней части вала крепится поворотная сошка, которая через рулевые тяги соединена с поворотными рычагами колес.
Работает ГУР следующим образом. В случае если колеса испытывают малое сопротивление повороту, распределитель ГУР не включается, и отклонение колес обеспечивается только за счет передачи усилия от руля через пару «червяк-сектор» на поворотную сошку и поворотные рычаги. При повышении сопротивления повороту распределитель включается, золотник направляет поток масла в гидроцилиндр, и созданное цилиндром усилие через пару «рейка-сектор» передается на поворотный вал и сошки, помогая механизатору поворачивать колеса.
Также в ГУР находится датчик автоматической блокировки дифференциала, который обеспечивает своевременное отключение и включение блокировки дифференциала заднего моста. Почему именно заднего? Дело в том, что при повороте передних колес на большие углы (более 13°) задние колеса двигаются по разному радиусу, и колесо с большим радиусом приобретает и большую скорость. Для самоблокирующегося дифференциала заднего моста данная ситуация равноценна проскальзыванию одного из колес, вследствие чего включается блокировка дифференциала, что затрудняет поворот или делает его вовсе невозможным.
Поэтому в ГУР переднего моста включен датчик автоматической блокировки дифференциала, который при углах поворота передних колес более 13° отключает блокировку дифференциала заднего моста. Также датчик может работать в режимах принудительной блокировки и разблокировки дифференциала заднего моста. Управление режимами блокировки осуществляется из кабины.
Трансмиссия полноприводных тракторов МТЗ
Тракторы МТЗ-80/82 выпускаются уже сорок лет — первая «восьмидесятка» сошла с конвейера в далеком 1974 году. Этот универсально-пропашной трактор оказался по-настоящему универсальным, поэтому быстро занял свою нишу, и до сих пор остается популярным и востребованным. В немалой степени это обусловлено теми мерами, которые предпринимает МТЗ по актуализации модельного ряда тракторов и отдельных моделей.
Как старые МТЗ-80/82, так и созданные на их базе новые «Беларусы» имеют примерно одинаковую компоновку и конструкцию, также они оснащаются и одинаковой трансмиссией. Нас, в первую очередь, интересует трансмиссия полноприводных тракторов МТЗ-82 и его «потомков».
Как известно, тракторы МТЗ не имеют рамы как таковой — их основу составляет остов, который одновременно служит корпусом для узлов трансмиссии. В частности, в передней части остова находится сцепление, в средней — коробка передач, а в задней — задний ведущий мост. У тракторов с полным приводом (в том числе у МТЗ-82, МТЗ-102, Беларус-92 и других) появляется еще три дополнительных компонента трансмиссии — раздаточная коробка (со стороны КПП), карданная передача с промежуточной опорой на полураме, и передний ведущий мост (ПВМ).
Работа трансмиссии полноприводных тракторов МТЗ сводится к следующему. Крутящий момент от двигателя через сцепление подается на коробку передач, где он изменяется и поступает на задний ведущий мост. Одновременно крутящий момент от КПП передается на раздаточную коробку, где он также изменяется и с помощью карданной передачи передается на передний ведущий мост.
Раздаточная коробка может работать в трех режимах:
• Автоматическое включение переднего ведущего моста при пробуксовке задних колес;
• Принудительное включение переднего ведущего моста;
• Принудительное выключение переднего моста.
Передний ведущий мост выполняет также функции управления трактором, что накладывает определенные требования к его конструкции. Однако прежде, чем рассмотреть устройство ПВМ, необходимо сказать о типах мостов, используемых на полноприводных тракторах МТЗ.
Обслуживание переднего ведущего моста МТЗ
Порядок и сроки проведения технического обслуживания передних мостов и рулевого управления полноприводных тракторов МТЗ/«Беларус» регламентированы производителем и прописаны в инструкции по эксплуатации конкретных машин. Здесь же отметим, что техническое обслуживание сводится к поддержке уровня масла в дифференциале и колесных редукторах, периодической замене масла в этих узлах (сроки считаются в моточасах), а также к регулировкам разнообразных зазоров и люфтов. Периодически необходимо проводить регулировки подшипников, зацепления шестерен и т.д.
Своевременное обслуживание, использование качественных расходных материалов и грамотная эксплуатация — залог долгой и надежной работы переднего ведущего моста тракторов МТЗ-82 и его многочисленных «потомков».
Устройство и работа гидрообъемного рулевого управления МТЗ
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) появилось на тракторах МТЗ-100/102, и сегодня оно устанавливается на очень многих моделях тракторов «Беларус». ГОРУ обеспечивает большее усилие поворота, поэтому на тяжелых тракторах работает эффективнее, чем традиционный ГУР.
ГОРУ состоит из нескольких основных компонентов: насоса-дозатора, имеющего привод от рулевого колеса, питающего насоса, обеспечивающего необходимое давление в системе, и гидравлического цилиндра (или двух цилиндров), обеспечивающего поворот колес. Насос-дозатор непосредственно связан с рулем, питающий насос установлен на двигателе, а цилиндры находятся непосредственно на балке моста. Все детали ГОРУ соединены маслопроводами.
В ГОРУ может использоваться как один гидравлический цилиндр, так и два. В первом случае шток цилиндра соединен с поворотным рычагом одного колеса, а поворот второго колеса обеспечивается рулевой тягой. Во втором случае управление каждого колеса производится своим цилиндром.
Работает ГОРУ просто. Питающий насос создает в гидросистеме необходимое давление масла, однако когда руль не повернут, золотник в насосе-дозаторе закрыт, и масло не поступает в цилиндры. При отклонении руля в ту или иную сторону золотник открывается, и масло подается в цилиндр — поршень цилиндра под действием возрастающего давления сдвигается, и через шток, соединенный с поворотным рычагом, отклоняет колеса. Усилие, созданное цилиндром, зависит от угла поворота рулевого колеса, что регулируется насосом-дозатором. При повороте руля в обратную сторону масло поступает с противоположной стороны поршня цилиндра, что обеспечивает возврат колес. Работа ГОРУ с двумя цилиндрами аналогична.
В ГОРУ также предусмотрен датчик автоматической блокировки дифференциала заднего моста, выполняющий те же функции.