Устройство мотоблока — конструкция и основные узлы

Устройство мотоблока - конструкция и основные узлы Мотоблоки

Основными узлами мотоблока являются:

Двигатель 11 (рис. 1) со стартером 13, топливным баком 12 и воздушным фильтром 10;

— клиноременная передача (рис. 2), выполняющая функции трансмиссии сцепления, состоящая из шкива 2, сидящего на коленчатом валу, и клинового ремня3; натяжение ремня обеспечивается с помощью шкива 1 при нажатии рычага 6 (рис. 1) сцепления;

— шестеренчато-цепной редуктор 9 с рычагом 8 переключения передач;

— несущая рама, состоящая из двух угольников 1 и имеющая спереди штырь 14, а сзади кронштейн 2 для крепления навесных и прицепных орудий и агрегатов%

— рулевое управление 7 с размещенными на руле рычагами 5 и 6 и элементами управления режимом работы двигателя мотоблока.

Рис. 2. Мотоблок МБ-2 «Нева» (вид слева со снятым защитным щитком):

1 – шкив натяжного устройства; 2 – шкив вала двигателя; 3 – ремень клиноременной передачи; 4 – кожух;  5 – шкив редуктора

Мотоблоки типа МБ-1 отличаются от мотоблоков МБ-2 использованием цепного редуктора, обеспечивающего включение только двух передач переднего хода, в связи с имеют иную конструкцию трансмиссии (рис. 3). Мотоблоки МБ-1 и МБ-1Д отличаются также конструкцией рулевого управления.

Рис. 3. Мотоблок МБ-1 (вид слева со снятым защитным кожухом):

1 – редуктор; 2 – дуга; 3 – ведущий шкив; 4 – шкив заднего хода; 5 – рычаг; 6 – шкив переднего хода; 7 – ремень переднего хода; 8 – ремень заднего хода; 9 – планка регулировки высоты руля; 10 – рычаг переднего хода; 11 – рычаг заднего хода; 12 – шкив редуктора

Что вообще можно соорудить своими силами?

Рынок мотоблоков заводского производства предлагает покупателям довольно широкий ассортимент продукции на любой вкус. Однако цены на такую сельхозтехнику способны осилить далеко не многие. Поэтому на огородах в сельской местности довольно часто можно встретить самодельный мотоблок, который по эксплуатационным параметрам ни чуть не уступает заводскому аналогу.

Создавая универсальные конструкции, народные умельцы чаще всего используют детали старых мотоциклов и металлолом

Морально устаревшие модели мотоциклов нередко служат основой для изготовления различных самоделок и полезных в хозяйстве средств малой механизации.

Поскольку самодельные мотоблоки нередко создаются из подручных старых материалов, то и в качестве двигателя агрегата довольно часто применяется известный многим мотор пилы «Дружба».

На основе самодельных мотоблоков умельцы создают не менее значимые в сельском хозяйстве инструменты, к примеру: плуги, а также окучники для окучивания кукурузы или картофеля

Один из таких мастеров – изобретатель Валентин Архипов, который является автором изготовления целого ряда полезных устройств и строительства всевозможной приусадебной техники.

Талантливый конструктор создал многофункциональное устройство, с помощью которого можно не только пахать и боронить землю, но и сажать, окучивать клубневые культуры, а также собирать урожай и сгребать ботву

Поэтому продумывая, как сделать мотоблок своими руками, лучше остановить свой выбор на этом проверенном и успешно применяемом варианте. С простым и удобным в работе сельхозагрегатом сможет справиться любой человек.

Возможные проблемы

https://www.youtube.com/watch?v=1KWv0b94BIc

Однако, как и любая другая вещь, мотоблоки могут ломаться. Особенно если они низкого качества. Ниже мы расскажем о ремонте мотоблока.

Итак, все проблемы можно разделить на несколько категорий:

Неправильно подается топливо. Для решения проверьте зажигание и прочистите бензобак, а также всю систему, отвечающую за подачу топлива. Снова попробуйте завести мотоблок. Если это не помогает, то можете промыть топливный кран и бак чистым бензином, а затем продуть соединительный шланг, находящийся около карбюратора.

Поломка карбюратора. Об этом также может сигнализировать проблема с подачей топлива. Для того, чтобы починить деталь, проверьте в каком состоянии находятся кронштейн и поплавок. Отрегулируется конструкцию отверткой в случае, если что-то не так. Также проверьте исправность клапанов.

Проблемы с редуктором. Индикатором могут стать постоянные шумы. Это говорит о слишком низком уровне масла. Если же простой долив масла от шумов вас не избавил, то следует промыть всю систему и изменить марку заливаемого масла.

Кроме этого, проверьте те, на сколько крепко держатся элементы трансмиссии. Если крепление недостаточно плотное, затяните болты. Либо же если обнаружите какие-нибудь дефекты, то обязательно замените поломанные детали.

Еще одним вариантом поломки может быть проблема с двигателем – отказывает педаль зажигания (устраняется удалением нагара), либо же они могут быть вызваны поломками в свечах или электросети. К сожалению, тут починить уже ничего не получится. Придется просто заменить деталь.

Изготовление мотоблока

Приступаем к изготовлению мотоблока:

  1. Собираем раму: используем сварочный аппарат, целесообразно использовать цельный металл. Делаем конструкцию жесткой. Конструкция рамы состоит из двух лонжеронов, задние концы требуется изогнуть кверху, а передние скрепить сваркой. К задней части присоединяем блок управления с рычагами. Между собой лонжероны соединяем поперечными планками. Передняя планка будет играть роль подставки для трансмиссии и аккумуляторной батареи.
  2. Место крепления мотора изготавливается в виде салазок, к боковым сторонам привариваются скобы, а к центру водопроводная труба диаметром 42 мм. К середине образовавшихся салазок крепится поперечная дуга, которая имеет отверстия для крепления двигателя и основания рамы. В передней поперечине рамы делается место для установки цепи натяжения, обеспечивающей работу редуктора.
  3. Установка редуктора – важный элемент изготовления самодельного мотоблока. Редуктор выполняет преобразование энергии крутящего момента в более низкие скорости. Обычно редуктор устанавливается между двигателем и колесами. Существуют варианты самодельных мотоблоков, когда редуктор может быть использован не только для движения мотоблока, но и для работы бура, фрезы, пневмохода-самоделки и т.п.
  4. Оснащаем двигатель воздушным охлаждением, используем электродвигатель, рассчитанный на 12 вольт.
  5. Ставим колеса, не превышающие 10 дюймов. Шлицевые нарезки полуосей передают крутящий момент колесам. Чтобы улучшить сцепление колес с грунтом, можно установить специальный бандаж, изготовленный из проволоки или цепей – т.е. делаем грунтозацепы своими руками.
  6. Устанавливаем выхлопную систему, которая остается без изменений. Несмотря на то, что существует возможность установки снятой с мотоцикла выхлопной, можно сделать выхлопную собственными руками. Потребуется труба, из которой будет сделан патрубок, и банки–глушители. Переходник между патрубком и глушителем должен изготовит токарь, самостоятельно сделать этот узел крепления невозможно.
  7. Подготавливаем место для топливного бака, который можно сделать собственноручно: подойдет любая пластиковая канистра, емкостью не менее 5 литров. В канистре проделывается отверстие и выводится специальный шланг, по которому будет транспортироваться горючее.
  8. Соединяем агрегаты и узлы между собой и запускаем мотоблок.

Пользуясь всеми вышеописанными советами можно самостоятельно собрать мотоблок за довольно короткое время, используя только подручные материалы и затратив незначительное количество денежных средств.

Как он устроен

Чтобы мы понимали друг друга, я считаю необходимым вкратце, в популярной форме рассказать вам об устройстве мотоблока.

Внешне мотоблок похож на культиватор, если у культиватора установлены пневматические колеса.

Издалека сразу и не определишь, что это работает – культиватор или мотоблок. Но при ближайшем рассмотрении можно однозначно определить, какой агрегат перед вами.

Мотоблок в отличие от культиваторов, всегда имеет самоходные пневматические колеса и дополнительный рабочий вал, который называется валом отбора мощности.

Этот вал приводит в движение почти все навесные орудия, которые могут навешиваться на мотоблок.

Далее мы подробнее рассмотрим это навесное оборудование, его функции и назначение.

Это важно, чтобы потенциальный покупатель представлял, какие дополнительные устройства ему необходимы сразу, а какие-то можно приобрести потом, если они понадобятся или не приобретать вовсе.

Основную часть на рынке составляют мотоблоки бензиновые, на дизельные мотоблоки выпадает незначительная доля от всего количества приобретаемых машин этого вида.

Основными частями мотоблока являются двигатель, трансмиссия, сцепление, рукоятка с органами управления, колеса и рама, на которой крепятся все названные узлы.

Назначение двигателя понятно без слов: двигатель в процессе своей работы обеспечивает работу всего агрегата – вращает колеса и вращает вал отбора мощности.

На мотоблоки в основном устанавливаются бензиновые двигатели, двухтактные или четырехтактные. Реже мотоблоки комплектуются дизельными двигателями.

Пуск двигателей чаще ручной с помощью ручного стартера, но некоторые мотоблоки оборудованы электростартером, питающимся от собственного аккумулятора.

Применяется иногда и запуск от электрической сети – мотоблок заводится около дома или гаража и далее следует к месту работы.

Такие мотоблоки имеют также возможность пуска и от ручного стартера.

Назначение трансмиссии заключается в передаче вращающего момента от двигателя на колеса и на вал отбора мощности.

В зависимости от мощности в разных моделях мотоблоков применены различные конструктивные решения.

Трансмиссии могут быть зубчато-червячными, ременно-зубчато-цепными или просто зубчатыми.

Не будем подробно рассматривать устройство и состав таких трансмиссий, чтобы не перегружать читателей излишней технической информацией.

Назначение сцепления в мотоблоках такое же, как и в автомобилях (надеюсь, на автомобиле у нас ездил каждый, если не за рулем, то пассажиром точно).

Сначала заводится двигатель мотоблока, прогревается несколько минут и только потом с помощью сцепления вращение вала двигателя через трансмиссию передается на колеса.

Агрегат, управляемый человеком, начинает движение к краю поля.

Чтобы остановиться — нужно выключить сцепление, для переключения следующей передачи вперед или назад без сцепления также не обойтись.

Без сцепления было бы совсем неудобно управлять мотоблоком – при пуске двигателя мотоблок сразу бы рванул вперед или назад, для остановки или переключения скоростей нужно было бы глушить мотор.

Не просто неудобно, но, вероятно, и невозможно.

Назначение рукояток также понятно из их названия (чтобы держаться за них руками!).

Ну, а если серьезно, то рукоятки предназначены для управления мотоблоком, выполнения различных маневров.

На рукоятках расположены большинство органов управления.

Колеса. Колеса у мотоблока могут быть двух типов пневматические (то есть наполненные воздухом) и металлические, называемые грунтозацепами.

Пневматические колеса наиболее применяемые, они являются штатными — на них мотоблок передвигается к месту работы и обратно, на них же выполняется и большинство операций по обработке почвы.

Грунтозацепы рекомендуется устанавливать при выполнении некоторых видов обработки почвы, например при окучивании, выкапывании картофеля, вспашке плугом на большую глубину.

В этих случаях пневмоколеса могут пробуксовывать, что недопустимо. Кроме того, обычные колеса все-таки уплотняют, утрамбовывают почву, а грунтозацепы рыхлят ее.

Как сделать мотокультиватор своими руками

Мотокультиватор-окучник состоит:

  • колесо с грунтозацепами (1),
  • велосипедная звездочка (2),
  • трехлучевая приварная спица (3),
  • рама мотокультиватора (4),
  • выхлопная труба с глушителем (5),
  • модернизированный двигатель от мопеда (6),
  • топливный бак (7),
  • трубчатая V-образная стойка (8),
  • звездочка промежуточного вала (9),
  • труба, усиливающая раму (11),
  • рукоятки с ручками управления дроссельной заслонкой карбюратора и сцеплением (12),
  • механизм крепления и регулировки рукояток (13),
  • лапа культиватора-окучника (14),
  • узел (16).

https://www.youtube.com/watch?v=m2grJOFwuzo

Для изготовления крыльчатки использовался дюралюминиевый лист, толщина которого 0,5-1,0 мм. Заготовка перед этим была размечена, после чего были просверлены крепежные отверстия.

Затем было надрублено зубилом, прорезано ножницами, а получившиеся лопасти были отогнуты. Такая крыльчатка крепится к коленвалу с помощью фасонной гайки, ступицы-втулки и специального болта М8.

Чтобы это получилось нужно следовать простой методике, и частично перебрать двигатель.

Вначале переставляем головку цилиндра. Ее нужно повернуть так, чтобы перпендикулярно крышке муфты сцепления установились вертикальные ребра охлаждения. Потом от цапфы коленчатого вала отделяем ведущую шестерню, используя штатный съемник. Последнюю надежно закрепляем в тисках, установив перед этим защиту от «сминания», и переходим к вентилятору.

К ступице-втулке накрепко прикручиваем крыльчатку винтами М4. С обратной стороны обязательно расклепываем крепежные элементы. Шлицами к крыльчатке навинчиваем фасонную гайку на резьбу М20, тем самым подготавливаем узел для соединения с ведущей шестерней.

Изготовление мотоблока своими руками: пошаговое руководство по созданию мотокультиватора
Для изготовления нижней крышки кожуха вентилятора используют листовой металл. Далее ее устанавливают на крышку муфты сцепления и соединяют винтом М6. Следят за тем, чтобы максимально совместились обе детали. Центры дополнительных крепежных отверстий устанавливают в крышке муфты, используя для этого отверстия крышки кожуха. После этого обе детали вновь снимают с двигателя, для нарезки резьбы М5 и сверления недостающих отверстий. Когда крышка сцепления установлена на место, к ней привинчивают крышку вентилятора.

Далее работаем с цапфой коленчатого вала. На нее ставят шестерню в сборе с ступицей-втулкой, крыльчаткой и фасонной гайкой. Используя специальный болт М8, все это жестко фиксируется вместе. А используя фасонную гайку, распирают «намертво». Последнюю можно свинтить на резьбовом участке ступицы-втулки.

Для изготовления верхней части кожуха вентилятора, используют лист белой жести или кровельное железо, толщина которого 0,3-0,5 мм. Заготовка сгибается по тонким линиям, а внутрь отгинаются «язычки». После чего необходимо пропаять швы и установит кожух на двигатель. Крепежные отверстия в нижней крышке и отверстия в кожухе для свечи выполняются при монтаже, «по месту».

Ось промежуточного вала вытачивается заново, используя сталь-45. Делается это так, чтобы на него легче насаживались, с одной стороны — сваренные звездочки, а с другой приводной шкиф. Узел промежуточного вала собирается из педального, велосипедного вала.

Для изготовления всех трубчатых элементов силовой конструкции мотокультиватора используются отрезки водогазо-проводных труб. Чтобы избежать трещин и поломок во время изгибания, рекомендуется заполнять песком внутреннюю полость. Для этих целей зимой можно использовать воду, с последующей заморозкой, что гарантирует трубам высокую плавность и качество изгиба.

Бензиновый бак взят от мопеда «Рига», из которого самотеком к двигателю поступает топливо. Бак установлен на двух трубчатых стойках, которые приварены к ступице промежуточного вала.

От мотоцикла взято управление дроссельной заслонкой карбюратора и сцеплением. Тросы взяты от мотороллера. В поручне, за ручкой сцепления, сверлят отверстие в 4 мм. Туда вставляется в отжатом положении скоба фиксации рычага. При изготовлении ручки делаются съемными, благодаря чему мотокультиватор легко размещается в багажнике автомобиля.

Во время испытания, при культивации картофеля, была достигнута производительность обработки — пятнадцать соток за один час.

Каковы минимальная и максимальная скорости мотоблока и как их регулировать?

На сегодняшний день мотоблоки являются, пожалуй, самым распространенным видом мини-техники сельскохозяйственного назначения. Случается так, что пользователей некоторых моделей перестают удовлетворять показатели скорости и производительности агрегата.

Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, заточенный для проведения разнообразных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях почвы.

Его назначение – выполнение пахотных работ на земельных участках малого и среднего размеров, обработка земли с помощью бороны, культиватора, фрезы. Также мотоблочные устройства могут обрабатывать посадки картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы (при использовании прицепа).

Также возможно использование дополнительного навесного оборудования для расширения перечня задач, выполняемых этим мощным, незаменимым во многих случаях агрегатом: прицеп-тележка для перевозки грузов весом до полутонны, фрезы, бороны и т. д.

Существуют бензиновые и дизельные разновидности мотоблочных устройств. В большинстве своем дизельные агрегаты мощнее своих бензиновых собратьев. В ценовой категории побеждают работающие на бензине устройства – они дешевле. Но выбор во многом зависит от величины земельного надела и частоты использования этой техники, ведь дизельное топливо доступней бензинового.

Мотоблочные устройства бывают двух- и четырехколесной конфигурации. Не у всех устройств предусмотрена функция реверса – заднего хода.

Легкие

Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи.

Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг.

Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь.

Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.

Механизм газораспределения

Механизм газораспределения (рис. 10) обеспечивает своевременное поступление в цилиндр двигателя топливно-воздушной смеси и выпуск отработавших газов.

Распредвал 8 с кулачками 10 и 11 приводится во вращение через постоянно сцепленную зубчатую передачу от коленвала.

Необходимая фаза газораспределения (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) обеспечивается при совмещении установочных меток (рис. 9) на шестернях распределительного и коленчатого валов, выполняемом при сборке двигателя.

Рис. 10. Механизм газораспределения:

1 — клапан; 2 — шайба; 3 — пружина клапана; 4 — тарелка впускного клапана; 5 — тарелка выпускного клапана; 6 — сухарь; 7 — толкатель; 8 — вал распределительный с декомпрессором; 9 — установочная метка шестерни распредвала; 10 — кулачок выпускного клапана; 11 — кулачок впускного клапана.

Для уменьшения степени сжатия в цилиндре и усиления поворота коленчатого вала при запуске двигателя распределительный вал снабжен декомпрессором (рис. 11) — одной из важнейших запчастей для мотоблоков.

Рис. 11. Устройство декомпрессора

1 — груз; 2 — ось; 3 — толкатель; 4 — пружина; 5 — палец; 6 — вал распределительный

Декомпрессор включает в себя подпружиненный груз 1, закрепленный на оси 2 и ограничивающий ход толкателя 3 при низком числе оборотов распределительного вала 6. При этом хвостовая часть толкателя 3 выступает над рабочей поверхностью кулачка выпускного клапана, не позволяя клапану плотно садиться на седло блока цилиндра.

После запуска двигателя и повышения числа оборотов распределительного вала груз 1 под воздействием центробежных сил поворачивается, открывая канал в теле шестерня для смещения толкателя, хвостовая часть которого утапливается.

Для выпуска отработавших газов двигатель снабжен глушителем (рис. 12), вворачиваемым в блок и контрящемся гайкой 2.

Рис. 12. Глушитель (1) с контрагайкой (2)

Часть навесного и прицепного оборудования входит в комплект мотоблока, другое оборудование покупатель может приобрести отдельно по мере необходимости.

Дополнительное оборудование может быть универсальным, то есть к вашему мотоблоку может подходить оборудование различных фирм.

Но чаще все-таки каждая фирма выпускает свой ассортимент навесного и прицепного оборудования, которое и рекомендует устанавливать на свои мотоблоки.

Рассмотрим основные виды навесного и прицепного оборудования с их краткой характеристикой.

Эта информация может пригодиться вам при выборе мотоблока и дополнительных видов оборудования.

Вероятно, следует пояснить термины «навесное» и «прицепное» оборудование.

Навесным оборудованием называется такое оборудование, для работы которого необходимо вращательное движение (например, культиваторные фрезы).

Прицепным оборудованием называется такое оборудование, которое не требует подключения к валу отбора мощности (например, отвальный плуг).

Назначение культиваторных фрез – культивирование и рыхление почвы.

Назначение отвального плуга. Основное его назначение – вспашка почвы весной или осенью.

Он отваливает почву только в одну сторону при рабочем ходе мотоблока, чтобы вспахать следующую борозду нужно вернуться в начало участка (холостой ход).

Также этим плугом можно весной закапывать картофель при посадке (картофель предварительно вручную укладывается в заранее подготовленную борозду), а также осенью выкапывать картофель из земли.

Назначение оборотного плуга заключается в исключении холостого хода при вспашке участка.

На самом деле оборотный плуг состоит как бы из двух плугов правого и левого, размещенных на вертикальной оси.

При движении в прямом направлении опущен правый плуг, при развороте мотоблока на 180 градусов, правый плуг поднимается, а левый опускается, и пласт почвы отваливается в ту же сторону, что и при прямом направлении.

Назначение роторного плуга. Этот плуг выполняет примерно ту же функцию, что и плуг отвальный.

Разница заключается в том, что отвальный плуг при движении просто отваливает землю в одну сторону, а роторный плуг, подсоединенный к валу отбора мощности, выполняет вращательное движение, тем самым дополнительно измельчая почву.

Плуг-окучник относится к прицепному оборудованию. Он имеет два лемеха, расположенных под острым углом.

При движении за мотоблоком такой плуг нарезает борозду, отваливая землю сразу в обе стороны.

Такая борозда применяется, например, при посадке картофеля. Свое наименование «окучник» этот плуг получил за свое главное предназначение – окучивание картофеля.

Назначение бороны заключается в дополнительном рыхлении почвы после культивирования или вспашки и для выравнивания поверхности обрабатываемого участка.

Бороны бывает различной конструкции — с рабочими элементами виде зубьев, дисков или сетки.

Боронование применяют также с целью сохранения влаги в почве, разрушения почвенной корки после дождя, при уничтожении сорняков.

Картофелекопалка является навесным оборудованием, подсоединяется к валу отбора мощности. Она помогает добыть картошку из земли, выбрасывая ее на поверхность.

Хозяевам останется только собрать ее в мешки и отправить на хранение в подвал или погреб.

Несколько советов по выбору мотоблока

Если вы твердо решили приобрести мотоблок, перво-наперво нужно определиться какими свойствами или техническими характеристиками должен обладать ваш избранник.

Основные технические характеристики мотоблоков такие:

• Мощность (измеряется в лошадиных силах, сокращенно – л.с.);• Объем топливного бака (измеряется в литрах (л));• Рабочая ширина (измеряется в в сантиметрах (см)) ;• Рабочая глубина (измеряется также в сантиметрах);• Количество скоростей (при движении вперед и при движении назад);• Вес (кг).

Зная эти основные характеристики, вам будет проще при выборе агрегата, называемого мотоблоком.

При выборе конкретной модели мотоблока необходимо учитывать следующие критерии:

  • Общая площадь ваших участков, которые вам нужно будет обрабатывать. В инструкциях по пользованию часто указывается площадь, для которой рекомендуется конкретная модель.
  • Состав почвы – чем тяжелее почвы, тем большая мощность мотоблока потребуется.
  • От рабочей ширины зависит производительность мотоблока, чем больше ширина, тем быстрее можно обработать участок определенной площади.
  • Вес мотоблока — приобретая мощный (и соответственно, тяжелый мотоблок) покупатель должен иметь в виду , что управляться с мотоблоком, вес которого, например 200 кг, не так-то просто, нужно иметь определенную физическую силу.
  • Комплектность поставки. Обязательно уточните у продавца, – какие навесные и прицепные орудия входят в комплект данной модели. Если для выполнения всех планируемых вами работ предлагаемого комплекта орудий недостаточно, вы должны будете докупить их отдельно или попробовать подобрать другую модель мотоблока.
  • Гарантия изготовителя или продавца. При выборе конкретной модели мотоблока обращайте внимание на гарантийный срок – этот срок должен быть не менее двух лет. В течение одного года возможные скрытые дефекты просто могут не проявиться полностью, особенно при сезонном использовании мотоблока.

Теперь, ознакомившись с необходимой информацией, вы с уверенностью можете отправиться в магазин садовой техники.

Удачи вам!

Видео по теме: уборка картофеля мотоблоком.

Особенности конструкции

На фото мотоблока, видно, что конструкция имеет два колеса, движок, раму и цепи. Для создания мотоблока не требуется много материалов. Как правило, все они есть в сараях. Валентин Архипов движок взял с мотороллера ВП-150М, так как он обладал охладительной системой для головки цилиндра с помощью воздуха.

Рама изобретателем была сделана из труб, которые имели п-образную форму. А также на станке для токарных работ была изготовлена ось, на которой в последствии крепились колеса. Архипов сделал к ним четыре тяги — одну основную и три регулирующих, которые соединяют мотоблок с рулевой системой и плугом.

На устройстве шаг цепей является 12,7 мм и 15,9 мм. Количество зубцов на звездочка:

  • вторичная ось – 20, 60;
  • выходная ось – 11;
  • ходовая ось – 40.

Есть множество аналогичных аппаратов, которые созданы на основе чертежей мотоблока Архипова. Так как его агрегат имеет ряд неоспоримых достоинств.

Тягачи и инструменты, которые обрабатывают землю, соединены с помощью шарниров. Это придает мотоблоку больше маневренности. Он может менять направление хода, при этом не требуется из борозды вынимать плуг.

При обработке земли с помощью мотоблока многие сталкиваются с проблемой заноса агрегата в сторону. Архипов решил данную проблему. Он сделал смещение оси плуга немного влево по отношению к направлению движения.

Изобретателю удалось сделать автоматический уровень глубины вспахивания земли. Что весьма практично, так как не нужно каждый раз самостоятельно опускать или приподнимать плуг. Следовательно, обработка земли происходит намного быстрее.

Особенности применяемых двигателей

Двигатель ДМ-1-01, устанавливаемый на мотоблоках МБ-1Д, отличается тем, что в нем использован карбюратор модели ДМ1.08.100 мембранного типа. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100 приведен на рис. 22.

Рис. 22. Внешний вид карбюратора ДМ1.08.100

1 — винт полного газа; 2 — винт малого газа; 3 — рычаг воздушной заслонки; 4 — винт минимальных оборотов; 5 — фланец; 6 — дозирующее устройство; 7 — патрубок; 8 — прилив; 9 — шпилька; 10 — гайка; 11 — входной штуцер; 12 — кнопка

Двигатели ДМ-1, устанавливаемые на мотоблоках “Каскад”, в зависимости от вариант их исполнения имеют конструктивные особенности. Одно из принципиальный отличий — использование принудительной смазки большой головки шатуна для повышения ресурса работы двигателя мотоблока.

Работа устройства принудительной смазки соединения шатунной шейки коленчатого вала с большой головкой шатуна иллюстрируется рис. 23.

Рис. 23. Устройство принудительной смазки:

1 — вал коленчатый; 2 — шатун; 3 — ниппель; 4 — канал подвода масла; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — щиток; 7 — заглушка

Масло попадает в зону щитка 6, посаженного на коленчатый вал. За счет центробежных сил примеси, имеющиеся в масле, оседают на внутренней цилиндрической поверхности щитка, а очищенное масло под давлением через канал 4 подвода масла, выходной конец которого заглушен заглушкой 7, и ниппель 3 поступает в соединение шатуна с коленчатым валом.

Мотоблоки модели МБ 69412 имеют систему освещения для расширения зоны видимости ри работе в условиях недостаточной освещенности.

Двигатели этих мотоблоков оснащены магнето, имеющим в статоре катушки освещения, электрическое напряжение от которых с помощью тумблера может быть подано на фару.

Система зажигания таких двигателей содержит датчик импульсов, электронный коммутатор, высоковольтный трансформатор, напряжение от которого через высоковольтный провод подается на свечу.

Двигатели ДМ 1-01 и ДМ-1 могут иметь другие отличия от ДМ-1Д, несущественные для понимания их работы, диагностики неисправностей и ремонта. Так, например, у двигателей ДМ 1-01 и ДМ-1Д увеличена емкость топливного бака, изменены элементы его крепления, конструкция воздушного фильтра и глушителя.

Рекомендации по моторным маслам и топливу

Применение рекомендованного изготовителями моторного масла способствует сведению к минимуму возникновения неполадок в процессе эксплуатации двигателя мотоблока. Каждый пользователь мотоблока должен помнить, что масло обеспечивает защиту двигателя во время работы четырьмя способами:

  1. Смазка — смазывание работающих при минимальных зазорах подвижных деталей с целью уменьшения трения между ними и износа;
  2. Охлаждение — выполнение роли охлаждающей жидкости с целью обеспечения работы поршней, шатунов и подшипников в условиях безопасных рабочих температур;
  3. Уплотнение — обеспечение уплотнения между стенками цилиндра и поршнем для достижения номинальной компрессии и предотвращения прорыва отработавших газов в картер двигателя.
  4. Очистка — выполнение роли очищающего агента путем удержания во взвешенном состоянии побочных продуктов сгорания таких, как сажа и жидкие осадки, образующиеся в результате окисления масла и топлива. При сливе масла они удаляются из двигателя.

Высокая температура, при которой работают двигатели мотоблоков с воздушным охлаждением, вызывает окисление масла. пригорание смазки, оставшейся на горячей поверхности цилиндра, что сопровождается повышением дымности выхлопа и образованием нагара.

В результате окисления масла в двигателе образуются смолистые отложения, которые являются основной причиной закоксовывания поршневых колец и неплотного прилегания впускных клапанов. Это ведет также к образованию шлама, затрудняющего нормальную смазку двигателя.

Поэтому целесообразно использовать масла вместе с моющими и противоокислительными присадками, которые способстуют очищению двигателя от загрязнений и предотвращают образование смол и лакоподобных отложений. При использовании высококачественных импортных моторных масел (классифицируемых как “Моторные масла SF, SG”), специальных присадок вводить не требуется: они уже содержат необходимые присадки.

Важен также правильный выбор сорта масла по классификации SAE в зависимости от температуры окружающей среды. Не рекомендуется использование в двигателях всесезонных масел типа 10W30 в летнее время при температуре окружающего воздуха выше 5С, так как это может привести к повышенному расходу масла и повреждениям двигателя.

При использовании таких масел необходимо чаще проверять их уровень в двигателе. С другой стороны, использование летних масел (SAE30) при температуре воздуха ниже 5С приведет к затруднению запуска двигателя и может вызвать повреждение зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.

Бензин, как и масло, в процессе хранения подвержен окислению, которое сопровождается отложением бензиновых смол в карбюраторе. Это может привести к неполадкам в работе двигателя, среди которых наиболее частыми являются засорение каналов подачи топлива и неплотное прилегание впускного канала.

ниже приводятся правила, которые рекомендуется соблюдать в отношении топлива во избежание появления неполадок в работе двигателя.

  1. Не использовать топливо, оставшееся от прошлого сезона. Хранить запас бензина не более 30 дней.
  2. Запас бензина хранить в прохладном, хорошо проветриваемом месте, чтобы свести к минимуму окисление бензина.
  3. Бензобак неработающего мотоблока следует держать либо совершенно пустым (что наиболее предпочтительно), либо полным, так как в заполненном до нормы бензобаке присутствует лишь минимальное количество воздуха.
  4. После слива топлива из бензобака завести двигатель и дать ему поработать, пока он не остановится в результате выработки остатков топлива в карбюраторе.
  5. Не используйте топливо с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации мотоблока. Не выполнение этого правила приведет к прогоранию прокладки головки цилиндра.
  6. Использование неэтилированного бензина позволяет снизить образование нагара в камере сгорания и продлить срок службы клапанов двигателя.

часть вторая здесь — диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ

Самодельный прицеп к мотоблоку

Теперь рассмотрим конструкцию и возможности самодельного прицепа к мотоблоку. Иногда производители сами их не делают к продаваемому мотоблоку, или делают но некачественные, часто они гнутся при перевозке груза, там где прицеп соединяется с колесами. Самым лучшим это самодельный прицеп к мотоблоку, получиться дешевле в 2-3 раза и соответственно надежнее.

Для начала изготавливаем кузов будущего прицепа. Для этого берем стальные трубы с прямоугольным сечением или можем использовать уголки как в случае с грунтозацепами. Нам нужно болгаркой разрезать трубы под прямым углом и потом можно обшивать кузов деревом или металлом.

Когда наш кузов готов, пора подумать как будет ездить наша тележка. Нам нужно сделать колесную ось взяв задний мост с легкового автомобиля, сняв с него редуктор. Также можно использовать как ось металлический стержень обточенный по краям так, чтобы можно одеть колеса для тележки.

Когда прицеп готов, еще нужно прикрепить её к мотоблоку. Сцепляться с мотоблоком прицеп при помощи поворотного узла. Для его изготовления берем трубу с прямоугольным сечением и привариваем её к нижнему ребру тележки так, чтобы образовался правильный треугольник, и край кузова был основанием этого треугольника.

Мы также упоминали о изготовление поворотного узла. Он представляет из себя цилиндр с консолью на двух подшипниках. Такая конструкция устройства позволяет колесам тележки и мотоблока двигаться независимо друг от друга.

Внизу вы можете видеть чертежи стандартной тележки для мотоблока

Система зажигания

Система зажигания обеспечивает своевременное искрообразование для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания двигателя.

В мотоблоках МБ-1 и в мотоблоках МБ-2 выпусков 01-04-96 г. установлена система зажигания с электронным магдино ЭМ-1, устройство и электрическая схема которого представлены на рис. 17, а и 17, б.

Рис. 17. Система зажигания с электронным магдино ЭМ-1

а- устройство; б — схема

1 — преобразователь ПМК-1; 2 — экран зажигания; 3 — статор СМК-1; 4 — сопротивление подавительное; 5 — свеча зажигания; 6 — шайба; 7 — болт; 8 — шайба пружинная; 9 — втулка; 10 — кнопка СТОП; 11 — магнитный башмак маховика

При вращении коленвала с закрепленным на нем маховиком магнитный башмак 11 маховика периодически проходит под магнитным сердечником статора 2, создавая в нем магнитное поле, наводящее ЭДС в обмотке статора 3. Напряжение от статора через высоковольтный провод и помехоподавительное сопротивление 4  подводится к свече 5, между электродами которой возникает электрическая искра.

С 1-04-96 г. в мотоблоках МБ-2 “Нева” устанавливается схема зажигания двигателя с электронным магдино ЭМ-2, схема которого приведена на рис .18. Отличительной особенностью этой схемы по сравнению с предыдущей является то, что статор и преобразователь конструктивно объединены в один узел с потенциально более высокой надежностью за счет исключения внешних соединительных проводов между статором и преобразователем.

Рис. 18. Схема системы зажигания с электронным магдино ЭМ-2 (позиционные обозначения — см. рис. 17, а)

Система питания топливом

Система питания топливом предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси, регулирования качества ее состава и подаваемого количества. Основные запчасти мотоблока, входящие в эту систему и их устройство показаны на рис. 13.

Рис. 13. Узлы системы питания топливом:

1 — карбюратор (КМБ-5); 2 — прокладка; 3 — патрубок; 4 — шайба; 5 — винт 6; 6 — винт 6; 7 — прокладка; 8 — шланг; 9 — кран топливный; 10 — гайка 6; 11 — хомут бака; 12 — винт 6; 13 — бак топливный; 14 — шуруп 1-4*13; 15 — пробка;

16 — кронштейн крепления бака; 17 — коробка клапанная; 18 — прокладка; 19 — трубка; 20 — крышка воздушного фильтра; 21 — элемент фильтрующий; 22 — кольцо; 23 — патрубок; 24 — кольцо уплотнительное; 25 — кронштейн; 26 — кольцо; 27 — винт 6; 28 — гайка МБ; 29 — прокладка.

В системах питания топливом с 1997г. на часть мотоблоков МБ-2 “Нева” устанавливаются карбюраторы типа К-45, что позволяет увеличить мощность двигателя ДМ-1Д (новое наименование модели — ДМ-1К) до 6,2л.с.

Внешний вид карбюратора К-45 показан на рис. 14.

Рис. 14. Карбюратор К-45:

1 — воздушный патрубок; 2 — корпус; 3 — утолитель; 4 — жиклер холостого хода; 5 — винт упора дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки; 7 — фланец крепления карбюратора; 8 — винт корректировки состава топливной смеси холостого хода; 9 — топливоприемный штуцер с фильтром;

количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, регулируется дроссельной заслонкой, в нижней части оси которой крепится рычаг 11 к которому присоединяется тяга регулятора. К верхней части оси приварен рычаг с винтом 5 упора дроссельной заслонки.

Управление воздушной заслонкой производится рычагом 14 в закрытом положении воздушная заслонка удерживается усилием пружины и при запуске двигателя приоткроется на определенный угол под действием перепада давления до и после заслонки.

Усилие пружины и угол приоткрытия заслонки подобраны с таким расчетом, чтобы избежать чрезмерного обогащения топливной смеси при запуске холодного двигателя.

Система питания топливом снабжена центробежным регулятором (рис. 15) для автоматического поддержания постоянства числа оборотов коленчатого вала при изменениях нагрузки.

Рис. 15. Элементы центробежного регулятора (а) и шестерня регулятора в разрезе (б):

1 — шестерня с грузиками; 2 — рычаг тяги регулятора; 3 — замок; 4 — гайка; 5 — болт М5; 6 — рычаг регулятора; 7 — тяга; 8 — пружина; 9 — плата карбюратора; 10 — шайба; 11 — шайба пружинная; 12 — винт М6*12; 13 — шайба; 14 — грузики шестерни; 15 — толкатель; 16 — ось

Шестерня 1 с грузиками находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Грузики 14, имеющие Г-образную форму, закреплены на шестерне с помощью осей 16 так, что одним плечом упираются в толкатель 15, сопряженный с рычагом 2 тяги регулятора.

Кинематическая схема управления двигателем, иллюстрирующая работу центробежного регулятора, приведена на рис. 16.

При увеличении нагрузки на двигатель и уменьшении числа его оборотов уменьшаются центробежные силы, действующие на грузики 2 и сила воздействия грузиков 2 на толкатель 3. А это через систему рычагов 4 и 5 приведет к уменьшению растягивающего усилия пружины 8.

Рис. 16. Кинематическая схема управления двигателем:

1 — зубчатое колесо центробежного регулятора; 2 — грузик; 3 — толкатель; 4 — рычаг тяги регулятора; 5 — рычаг регулятора; 6 — тяга; 7 — дроссельная заслонка карбюратора; 8 — пружина; 9 — рычаг управления двигателем; 10 — трос газа.

При использовании в системах питания в мотоблоках МБ-2 карбюраторов К45 отдельные детали, входящие в систему запчастей для мотоблока, а именно: трубка 19 (рис. 13) клапанной коробки, рычаг 6 (рис. 15) регулятора, тяга 7, пружина 8, топливный бак 13 и элементы его крепления, конструктивно изменены. Кроме того доработана плата 9 карбюратор и вместо патрубка 3 (рис. 13) устанавливается переходной фланец.

Клапанная коробка 17 (рис. 13) обеспечивает снятие избыточного давления в картере при обратном ходе поршня, при этом сбрасываемый из картера воздух по трубке 19 подается в воздушный фильтр.

Составные части и устройство двигателя

Объемное изображение запасных частей мотоблока с двигателем ДМ-1Д представлено на рис. 4. Двигатель включает в себя следующие основные узлы и системы:

Рис. 4а. Составные части двигателя, вид слева.

Рис. 4б. составные части двигателя, вид справа.

Двигатель в сборе с изображением поперечного и продольного разрезов показан на рис. 5, 6 и 7.

Рис. 5. Двигатель ДМ-1Д (поперечный разрез):

1 — пробка; 2 — крышка блока цилиндра; 3 — пробка-щуп; 4 — штифт; 5 — фильтр-отстойник; 6 — соединительный шланг; 7 — топливный кран; 8 — гайка; 9 — болт; 10 — хомут крепления бака; 11 — кронштейн;12 — топливный бак; 13 — пробка; 14 — отверстие; 15 — высоковольтный провод;

16 — угольник свечи; 17 — свеча; 18 — резьбовая втулка; 19 — клапан; 20 — седло; 21 — глушитель; 22 — воздушный фильтр; 23 — патрубок; 24 — пружина клапана; 25 — клапанная коробка; 26 — прокладка; 27 — карбюратор; 28 — винт топливный; 29 — рычаг воздушный; 30 — болт; 31 — плата карбюратора.

Рис. 6. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси коленчатого вала):

1 — кольцо компрессионное; 2 — кольцо маслосъемное; 3 — поршневой палец; 4 — стопорное кольцо; 5 — шатун; 6 — статор; 7 — болт крепления шатуна; 8 — подшипник; 9 — корпус муфты; 10 — болт; 11 — барабан стартера; 12 — пружина стартера; 13 — шайба;

14 — пружина храповика; 15 — втулка опорная; 16 — храповик; 17 — кольцо; 18 — шарик; 19 — крышка; 20 — шпонка; 21 — манжета; 22 — пусковой шнур; 23 — кожух; 24 — маховик; 25 — магнитный башмак; 26 — корпус вентилятора; 27 — болт крепления головки; 28 — головка;

29 — прокладка; 30 — поршень; 31 — гильза цилиндра; 32 — блок цилиндра; 33 — кожух блока; 34 — вал коленчатый; 35 — шестерня распределительного вала; 36 — подшипник; 37 — манжета; 38 — маслоразбрызгиватель; 39 — ось; 40 — центробежный регулятор; 41 — прокладка; 42 — крышка блока цилиндра; 43 – рычаг

Рис. 7. Двигатель ДМ-1Д (продольный разрез по оси распределительного вала)

1 — клапан выпускной; 2 — седло; 3 — втулка; 4 — пружина; 5 — тарелка; 6 — толкатель; 7 — втулка; 8 — болт; 9 — груз декомпрессора; 10 — кулачок; 11 — втулка; 12 — распределительный вал с декомпрессором; 13 — крышка блока цилиндра; 14 — центробежный регулятор; 15 — экран зажигания; 16 — клапан впускной; 17 — втулка; 18 — толкатель декомпрессора

Характеристики нева мб1-б-6,0фс:

  • Двигатель: Briggs&Stratton RS950 производства США 4-х тактный
  • Мощность: 6 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3 1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Другой моделью мотоблока Нева является МБ1-Н «МультиАгро».  Данный сельхоз-инструмент  предназначен для работ на небольших и средних участках с суглинистой почвой. 

Мотоблок МБ1-Н «МультиАгро» демонстрирует высокие тяговые возможности при меньших затратах  мощности.

Характеристики МБ1-Н «МультиАгро»:

  • Двигатель: Honda производства Японии
  • Мощность: 5,8 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3 1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • ​Топливо: бензин

мотоблок Ока МБ1Луч МБ1 (Ока МБ1) — мотоблок был разработан еще в 80-ч годах прошлого века. Его отличает простота конструкции, прочность и износостойкость конструкции и высокая ремонтопригодность. 

Несмотря на то, что мотоблок Луч МБ1 не претендует на место идеала сельхозтехники, его конструкцию успешно переняли и успешно выпускают подобную технику под другими марками ряд отечественных и китайских производителей. Причина тому — универсальность мотоблока.

Предназначен Луч МБ-1 предназначен для обработки небольших участков земли в ЛПХ и на даче. Хорошо работает на легких почвах, на глиняных — заметно «устает».

К недостаткам мотоблока Луч можно отнести высокую массу. Справиться с такой тяжелой машиной сможет только физически подготовленный человек. 

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.
Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector