5-я передача в мотоблоках МТЗ — 05,06,08,09,12 — «Мотоблок-мастер» «Мотоблок-мастер»

5-я передача в мотоблоках МТЗ - 05,06,08,09,12 - «Мотоблок-мастер» «Мотоблок-мастер» Мотоблоки

Адаптеры

Адаптер ХорсАМ ИС-2 для мотоблока МТЗ
Адаптер ХорсАМ ИС-2

В стандартной комплектации управление мотоблоком Беларус происходит стоя при помощи руля. При выполнении работ на больших участках это физически изнурительно. Облегчает работу адаптер. Он подсоединяется к мотоблоку МТЗ-05 и предоставляет водителю возможность выполнять управление сидя на сиденье.

Алгоритм замены масла:

  1. Снимается крышка с горловины масляного бака.
  2. Подставляется емкость под сливное отверстие.
  3. Убирается пробка из масляного бака для слива.
  4. Остается в таком положении на 15 минут.
  5. Вставляется на место сливная пробка.
  6. Наливается масло до необходимого уровня и проверяется его уровень щупом.
  7. Закручивается крышка.

Выбор масла для трансмиссии может ввести многих в заблуждение. Логично, что должно заливаться трансмиссионное, но это не так. В данном случае не идет большая нагрузка на трансмиссию, как в автомобилях.

Если заливать более густое трансмиссионное масло типа ТАп-15 или ТАД-17, то работа мотоблока будет затруднена.

Мотоблок с трансмиссионным маслом не может выдать необходимую мощность. Поэтому сюда также заливается моторное масло, изготовленное по советским ГОСТам: М-10В2 или М-10Г2 (летние варианты масла) и М-8Г2 (в зимнее время года).

В таблице представлены изменение скорости на каждой передаче

№ передачиСкорость мотоблока в заводской комплектации (км/ч)Скорость мотоблока, оснащенного скоростными шестернями (км/ч)
12,3,5
23,66,0
35,28,6
49,215,3
Про мотоблоки:  Ремень привода шнека снегоуборщика хутер

Еще одним способом увеличить скорость передвижения Беларуса является установка колес большего диаметра.

Здесь все просто, чем больше диаметр, тем большее расстояние он проедет за одно вращение.

Вибрация мотоблока

МТЗ продуман таким способом, чтобы максимально снизить вибрацию, которая образовывается при его работе. Это достигается за счет современных подшипников, большого веса конструкции, улучшенного поршня и маховика.

Со временем при эксплуатации вибрация может увеличиться. В этом случае необходимо проверить состояние подшипников, при их износе значительно возрастает вибрация, которая идет от шатунного механизма.

За передачу вращения отвечает маховик. Поэтому в двигателе может быть все нормально, а вот при передаче на маховик уже образовываться вибрация. При его повреждении следует заменить на новый.

Грунтозацепы и утяжелители

Актуальным вопросом при эксплуатации мотоблока Беларус является повышение его сцепления с землей. При работе с тяжелыми почвами навеска часто перепрыгивает и оставляет необработанные участки почвы. Для решения этого вопроса используют грунтозацепы или утяжелители.

Грунтозацепы на мотоблок МТЗ
Грунтозацепы

  • Грунтозацеп — это обод, на котором закреплены пластины. Они входят в почву и позволяют сделать ход плуга или фрез более качественным.
  • Утяжелители подвешиваются на сам мотоблок МТЗ-05 или на навесное оборудование. Тем самым увеличивая вес мотоблока и ему тяжелее перепрыгивать. Обработка земли будет проходить тщательней.

Двигатель

В мотоблоке Беларусь МТЗ-05 могут устанавливаться малолитражные двигателя УД-15, УД-25 и их модификации. Моторы подобного типа спроектированы на основе модели МЕМЗ-966 «Запорожца». УД-15 является одноцилиндровым мотором, а УД-25 выпускается с двумя цилиндрами. В зависимости от выпускаемой комплектации двигателя могут иметь различные названия УД-15Г, УД-25Г, УД-25С.

Двигатель УД 15
Двигатель УД 15Двигатель УД 25
Двигатель УД 25

На мотоблок можно устанавливать японские двигатели Хонда и Лифан, а также китайские Lianlong, которые отлично подходят по техническим характеристикам. Разница характеризуется качеством сборки и количеством моточасов, которые заложены для работы каждого мотора. Особенно выделяют показатели от производителя Хонда.

Двигатель Лифан 6,5
Двигатель Лифан 6,5Двигатель Honda GX200
Двигатель Honda GX200

В качестве топлива подходит бензин с любым октановым числом, главное, чтобы он был чистым и без примесей. В качестве смазывающего вещества подойдет сезонное масло SAE 30. В качестве альтернативы можно приобрести 5w30 или 10w30. В зимнее время желательно использовать специальное синтетическое масло марки 0w40.

Замена двигателя

Чаще всего замена двигателя производится на старых Беларусах 05 и 09. На них установлены заводские моторы УД-15 и УД-25. Их ресурс работы с 90-х уже давно исчерпался. И поэтому сейчас более актуальными считаются двигатели Хонда и Лифан.

Новые заводские модели мотоблоков МТЗ-09Н оборудованы именно двигателями Hоnda GX 270. Они считаются самыми надежными для применения в садовом хозяйстве.

Замена двигателя на новый является сложной задачей, поскольку необходимо четко подсоединить все системы по соответствующей схеме.

Производите замену двигателя точно по схеме. Если что-то в замене  пойдет не так, то при получении больших нагрузок Беларус начнет вести себя непредсказуемо.

Как увеличить скорость мотоблока мтз

Многих владельцев МТЗ интересует этот вопрос, поскольку хочется получать максимум от своего мотоблока.

Для этого можно модернизировать шестерни и заменить стандартные на скоростные.

  • В стандартной комплектации ведомая шестерня имеет 61 зуб, а полуось 12 зубьев.
  • Скоростная ведомая шестерня имеет 55 зубьев, полуось 15 зубьев.

При модернизации обороты двигателя остаются неизменными, но значительно увеличивается скорость вращения полуоси, а отсюда и всего мотоблока.

Картофелесажалка

Для выполнения посадки картофеля на мотоблок МТЗ-05 подсоединяют картофелекопалку или картофелесажалку.

Картофелекопалка КМ-1 на мотоблок МТЗ
Картофелекопалка КМ-1Картофелесажалка КМ-2 к мотоблоку МТЗ
Картофелесажалка КМ-2

  • Вибрационная картофелекопалка — это наиболее популярный вариант, которая забирает грунт на глубине 20 см и затем, при помощи вибрации, отсеивает землю, оставляя на поверхности только клубни картофеля.
  • Картофелесажалка работает по следующему принципу: плуг делает лунки для посадки. Затем, специальное устройство через определенный интервал времени кладет картофель, а два диска в конце навески закапывают яму.

Коленчатый вал оборачивается медленно или вовсе стоит на месте

  • надежно ли закреплены провода стартера и аккумулятора;
  • заряд аккумулятора и его исправность;
  • насколько прогрет двигателя;
  • нет ли пробуксовки муфты свободного хода в приводе стартера. Если такая ситуация возникает, то необходимо полностью заменить муфту;
  • состояние смазки шестерней привода и шлицев;
  • чистоту коллектора;
  • состояние щеток;
  • состояние обмоток якоря (в случае нарушения замените полностью все устройство).

Коробка передач

Для того, чтобы избежать поломок КПП, необходимо следить за качеством заливаемого масла и регулярно производить его замену. Это делается для того, чтобы предотвратить заклинивание коробки передач, которое может появиться из-за смазки плохого качества. Лучше всего заливать трансмиссионные смазочные материалы.

Масло меняется каждые 100 часов, но при интенсивной нагрузке через 50 часов.

Перед каждым использованием мотоблока, обязательно следует проверить уровень масла. Как правило, для измерения уровня используется щуп, который сухим опускается в бачок. А после извлечения принимается решение о необходимости доливания.

Минитрактор из мтз

Многие владельцы МТЗ модернизируют мотоблок в минитрактор. Самый простой способ сделать это с помощью адаптера. Он позволяет проводить большинство работ сидя на нем.

Для Беларусов есть специальные адаптеры типа Хорс. При модернизации им мотоблок уже мало чем напоминает себя прежнего. Это получается обычный трактор меньшего размера. Если установить его, то скорость Беларуса немного измениться, поскольку ему придется не только везти вес навески, но еще и сам Хорс.

Можно попробовать собрать и установить минитрактор самостоятельно. Есть большое количество разных схем и чертежей, как это сделать. Однако делать это своими рекомендуется только в том случае, если Вы уверены в своих силах. Иначе шансы на модернизацию крайне малы.

При внимательном отношении к работе и своевременном техническом обслуживании мотоблока МТЗ, он прослужит Вам долгое время.

Предусмотрена возможность присоединения дополнительного оборудования к мотокультиватору, прицепное, навесное оборудование для мотоблока МТЗ-09Н:

  • Картофелесажалка. Используется для выполнения работ, связанных с посадкой картофеля: вспахивания грунта, посадки, окучивания, формирования рядовых борозд.
  • Картофелекопалка. Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.
  • Роторная косилка. Облегчает проведение сельскохозяйственных работ по скашиванию травы и другой нежелательной растительности.
  • Плуг для мотоблока. Используется для обработки верхнего слоя почвы, а также для удобрения земли навозом или любым другим органическим составом.
  • Коммунальная щетка. Используется для уборки территории от мусора.
  • Снегоочиститель. Необходим для очистки дорог от снега в зимний период.
  • Культиватор борона. Применяется при рыхлении грунта, выравниваниях поверхности почвы, заделки семян и удобрений.
  • Универсальный окучник. Используется во время междурядной обработки пропашных культур.
  • Прицеп. Необходим для транспортировки малогабаритных грузов.

Навесное оборудование присоединяется при помощи узла навески.

Настройка

Для правильной эксплуатации необходимо настроить мотоблок до выезда в поле для проведения работ.

Настройка мотоблока особенно актуальна после простоя техники в гараже в зимний период, когда соединения могли расшататься.

В случае если, Вы первый владелец, и только купили Беларус, то он уже должен быть настроен сморгонским заводом. Но все же рекомендуется еще раз проверить все системы работы двигателя.

Обкатка

Если Вы являетесь первым владельцем мотоблока МТЗ, то перед его полноценным использованием необходимо провести обкатку.

Эта процедура необходима для того, чтобы заводские детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.

Поскольку если сразу поставить на него тяжелый плуг и начать пахать, то детали могут неплотно соединяться друг с другом в силу их небольших шероховатостей, и какой-либо элемент шестерни легко может выйти из строя.

Для Беларусов обкатка должна составлять от 10 до 12 моточасов. В это время необходимо просто дать поработать двигателю с небольшими нагрузками. Например, это может быть обычный прицеп, который можно подсоединить к мотоблоку и покататься.

Обслуживание

Мотоблок МТЗ неприхотлив в обслуживании, однако следует следить за его состоянием.

  • После проведения полевых работ следует очистить его от остатков грязи, это предостережет мотоблок от образования коррозии под действием влаги.
  • Если было нарушено лакокрасочное покрытие, то его необходимо поправить при помощи специальной краски, по той же причине.
  • Необходимо проверять уровень масла в специальных баках. И держать его на необходимом уровне. В противном случае трение будет происходить без смазывания, и износ деталей увеличивается в разы. По той же причине необходимо смазывать оси рычагов переключения Литолом или Солидолом.

Окучники

Окучник универсальный для мотоблока МТЗ
Окучник универсальный

За сельскохозяйственными культурами необходимо ухаживать. Многие из них требуют окучивания. С этой задачей прекрасно справляется мотоблок МТЗ-05 с окучником.

Окучник имеет два варианта конструкции: двусторонних плугов или дисков, которые отбрасывают почву из междурядий на кусты с культурами. Во время этого также происходит прополка сорняков, тем самым позволяя не проводить эту процедуру вручную тяпкой.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами данной модели, по мнению пользователей и экспертов, являются:

  •  доступная стоимость мотоблока;
  • большое количество доступных для выполнения операций;
  • возможность установки огромного количества разновидностей навесного оборудования;
  • экономичность двигателя;
  • неприхотливость к качеству используемого горючего;
  • длительный срок эксплуатации;
  • неприхотливость к проведению ремонтных работ.

Недостатков два. Первый из них – отсутствие полного набора новых оригинальных комплектующих для мотоблоков старого образца. Завод-производитель перестал выпускать их. Проблема решается очень просто, так как другие производители предлагают аналогичные запчасти, изготовленные по лицензии Минского завода.

Второй проблемой является моральная устарелость модели на отечественном рынке. Но это касается только первого поколения мотоблоков, выпускаемых еще на территории Советского Союза. С другой стороны, по уровню надежности этот мотоблок способен дать фору многим китайским моделям, выпускаемым в наше время.

Прицепы

Работы в сельском хозяйстве часто связаны с перевозкой груза на расстояние, будь то тяжелые зерновые культуры или объемное сено. Для этого используют прицепы. Они бывают различной конфигурации и грузоподъемности.

косилка роторная КРМ-1
Косилка роторная КРМ-1

Пуск двигателя мтз затруднен

  • Нехватка топлива или его подача затруднена. В этом случае следует проверить наличие топлива в бензобаке. Если бензин есть, то проверьте и прочистите топливные фильтры. Посмотрите, плотно ли соединен карбюратор с головкой. Оцените работоспособность бензонасоса.
  • Проблемы в системе зажигания. Проверьте соединение проводов с магнето и свечами. Убедитесь в работоспособности магнето, дает ли он искру. Возможно, нарушена изоляция электродов в свечах зажигания или зазор между ними. Производите запуск более быстрым давлением на педаль. Проверьте работу ускорителя.

Регулировка карбюратора

Если мотоблок не поддерживает набранные обороты, то это свидетельствует о необходимости произведения манипуляций по регулированию. Обычно, регулировку проводят перед работами в начале сезона. После длительного простоя техника нуждается в тщательном обслуживании, а также после того, как агрегат использовался на максимальной мощности продолжительное время. Предварительно прогрейте мотор и приступайте к регулировке карбюратора:

  • Полностью вкрутить винты малого и максимального газа, а потом ослабить на полтора оборота.
  • Запустить двигатель и оставить на 10 минут.
  • Установить рычаг контроля силовой установки на минимальное деление. Следить, чтобы мотор не заглох.
  • На холостом ходу отрегулировать работу с помощью винта дроссельной заслонки.
  • Проконтролировать затягивание винта, где при чрезмерном усилии смесь обогащается, а при ослаблении увеличивается количество воздуха.

Винт малого газа позволяет отрегулировать максимальные обороты на холостом ходу. Точно также регулируйте и на малых оборотах. Применение различных вариантов, позволяет определить угол при котором заслонка закрыта.

Рычаг перевести в положение «газ». Проследить за работой двигателя, если также нестабильна, то регулировать винт до идеального состояния. Но важно знать, что больше количество оборотов не должно превышать 2,5.

Смазочная система

Для длительной и стабильной работы машины необходимо ее правильно смазывать. Благодаря этому все детали устройства будут работать долго и стабильно.

Картер МТЗ рассчитан на 0,6 дм3 масла. Согласно инструкции по эксплуатации оптимальной считается серия 10W-30. Рекомендуется брать импортное масло, оно дороже, но и работает лучше.

Важно! Если Вы только приобрели мотоблок, то масла в картере нет. Его необходимо залить туда. Не допускается начало обкатки без масла.

Спустя первые 25 моточасов работы необходимо провести первую замену масла. Делать это необходимо регулярно. В инструкции по эксплуатации мотоблока четко прописано через сколько часов работы следует менять масло на мотоблоке МТЗ.

Перед заменой двигатель прогревается. Благодаря этой хитрости масло становится более текучим и легче выходит из мотора.

Снегоуборщики

Уборка снега весьма сложная задача, и выполнять ее лопатой долго и тяжело. Для этих целей можно использовать мотоблок Беларус. Для выполнения снегоуборочных действий существует два вида навески: снегоуборщик и отвал.

  • Снегоуборщик собирает снег специальным ковшом и отбрасывает его на расстояние от 2 до 6 метров, в зависимости от модели и мощности конкретного мотоблока МТЗ.

Отвал для мотоблока МТЗ
Отвал

  • Отвал похож на лопату, он выгнут дугой и расположен под углом. Во время движения отбрасывает снег в одну сторону, таким образом постепенно очищая землю.

Специальные снегоуборщики являются сложной конструкцией и на много дороже, чем отвалы. При этом задачи они выполняют практически одинаково.

Технические характеристики

НаименованиеЗначение
Колея мотоблокаРегулируемая (450,600,700) мм
 Дорожный просвет300 мм
 Наименьший радиус поворота при колее 450мм1 м
Масса мотоблока (конструктивная)135 кг
Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок30 кг
 Наибольшая масса буксируемого полуприцепа с грузом650 кг
Глубина преодолеваемого брода0.3 м
Пределы температур при которых может эксплуатироваться мотоблок-10- 30°С
 Тип двигателяЧетырехтактный, карбюраторный воздушного охлаждения
 МаркаУД-15
 Коробка передачМеханическая, ступенчатая с постоянным зацеплением шестерен
 Число передач:
вперед
назад
4
2
Ходовая системаКолеса на пневматических шинах
Размер шин150х330 мм

Устройство

Беларус 05 отличается оригинальностью конструкции. Он полностью лишен рамы, что позволило существенно снизить массу устройства. Сама техника представлена как одноосное, двухколесное шасси, где все агрегаты скомпонованы в одно целое. Из основных узлов следует выделить двигатель, трансмиссию и ходовую часть.

Двигатель мотоблока МТЗ-05 прикреплен непосредственно к мокрой, многодисковой муфте сцепления. Далее следует узел главной передачи, представленной коническими шестеренками, имеющими спиральные зубья. За главной передачей расположен дифференциал с самоблокировкой. От него крутящий момент передается на колеса при помощи одноступенчатых редукторов.

Поверх корпуса трансмиссии располагается бак для топлива, рассчитанный на 5 л и рулевая колонка, на которой находятся органы управления. Для крепления колес используются фланцы конечных передач. Два колеса с шинами низкого давления, имеющими высокий протектор в виде елочки, обеспечивают надежное сцепление с грунтом.

Выхлопная труба находится в правой части двигателя, а на нижней части установлен стояночный тормоз. МТЗ Беларус 05 имеет механическую коробку передач, расположенную за муфтой сцепления. Четыре основных скорости обеспечивают передвижение техники со скоростью от 2-х до 10-ти км/ч. Для движения мотоблока назад используется режим реверса.

Устройство и компоненты силовой передачи мотоблока мтз-05

 Силовая передача мотоблока МТЗ-05
состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи,
дифференциала и конечных передач. Коробка передач, главная передача
и дифференциал размещены в одном корпусе.

Кроме того, в нем смонтирован также ВОМ и
механизм переключения передач. Кинематическая схема силовой передачи
приведена на рис. 4.

Рис. 4. Кинематическая схема
силовой передачи мотоблока МТЗ-05

Муфта сцепления и управление сцеплением

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от
двигателя к трансмиссии, отсоединения двигателя от силовой передачи,
а также плавного и безударного их соединения. На мотоблоке
установлена многодисковая фрикционная постоянно замкнутая муфта с
ручным управлением, работающая в масле.

Муфта сцепления (рис. 6) состоит из ведущего барабана 1,
установленного на выходном конце коленчатого вала двигателя,
ведомого барабана 5, установленного на первичном валу КПП, нажимного
диска 2, набора ведущих дисков 3 и ведомых дисков 4, упорного диска
7 и нажимных пружин 6.

Нажимные пружины 6 одним концом ввёрнуты в ведомый барабан 5, а
другим концом с отогнутым витком крепятся к нажимному диску 2. При
этом ведомые и ведущие диски муфты за счет усилия пружин сжимаются,
вследствие чего момент от двигателя передается на ведомый барабан и
через шлицы — на первичный вал коробки передач.

Рис. 6. Муфта сцепления мотоблока
МТЗ-05

1 — барабан ведущий; 2 — диск нажимной; 3 — диск ведущий; 4 — диск
ведомый; 5 — барабан ведомый; 6 — пружина; 7 — диск упорный; 8 —
фланец

Управление сцеплением механическое, состоит из рычага управления
сцеплением 12, троса 11 (рис.3), рычага 10, переходника 11, упорного
шарикоподшипника 7 (одна обойма и сепаратор с шариками),
регулировочных шайб 3, устанавливаемых в расточке вала 4, штока 2 и
грибка 1 (рис.7).

Усилие от рычага 12 через трос 11 (рис.3), рычаг 10, винт 9,
переходник 11 и упорный шарикоподшипник 7 передается на вал 4,
который, передвигаясь в осевом направлении, воздействует через шайбы
3 на шток 2 (рис.7). Шток 2, упираясь в грибок 1, давит на нажимной
диск 12.

Рис.7. Механизм управления
сцеплением

1 — грибок; 2 — шток; 3 — шайба регулировочная; 4 — вал привода ВОМ;
5 — рычаг включения ВОМ; 6 — шестерня, ведущая ВОМ; 7 — упорный
шарикоподшипник; 8 — контргайка регулировочного винта; 9 — винт
регулировочный; 10 — рычаг управления сцеплением;11 — переходник; 12
— диск нажимной; 13 — пружина;15 — болт натяжения оболочки троса.

Коробка передач мотоблока МТЗ-05

Коробка передач МТЗ-05 механическая с шестернями постоянного
зацепления, предназначена для изменения скорости движения мотоблока
и обеспечения реверса. В коробке передач (рис.8) находятся
расположенные параллельно в корпусе 11 первичный 1, вторичный 6 и
промежуточный 22 валы.

Первичный вал 1 полый, выполнен заодно с блоком шестерен, установлен
на двух шарикоподшипниках в расточках корпуса и зафиксирован от
осевого перемещения буртиком корпуса и стопорной пластиной 12. На
валу на подшипниках установлен блок шестерен 4 заднего хода.

Зубчатые венцы шестерен первичного вала КПП мотоблока МТЗ-05
находятся в постоянном зацеплении с шестернями 20 и 21
промежуточного вала. Блок шестерен 4 заднего хода находится в
зацеплении с шестерней 18 промежуточного вала и блоком шестерен
реверса 7 вторичного вала при включении заднего хода.

Промежуточный вал 22 установлен на двух шарикоподшипниках и
зафиксирован от осевого перемещения стопорной пластиной 12.
Промежуточный вал полый, с четырьмя рядами радиально расположенных
отверстий (по 3 отверстия в каждом ряду), в которых свободно
установлены заклинивающие шарики 13, вводимые поочередно во впадины
свободно сидящих на валу шестерен 18, 19, 20 и 21 штоком 17
переключения передач.

Вторичный вал 6 выполнен заодно с ведущей шестерней главной передачи
и установлен на двух шарикоподшипниках. От осевого перемещения вал
зафиксирован стопорным кольцом 8 и гайкой 9.

При работе КПП МТЗ-05 вращение от двигателя через муфту сцепления
передается на первичный вал 1, а с него, посредством шестерен 20 и
21, на промежуточный вал 22.

С промежуточного вала шестерни 18 и 19 передают вращение на
скользящий блок шестерен реверса 7, установленный на вторичном валу.
Включение
передач осуществляется перемещением штока 17, который, вытесняя
заклинивающие шарики 13, включает соответствующую передачу.

Механизм управления коробкой передач предназначен для включения
переднего и заднего хода и переключения передач. Механизм управления
реверсом
состоит из валика 2 (рис.8), установленного в корпусе трансмиссии
11, на котором жестко закреплена вилка 3 блока шестерен 7.

От рычага 7 (рис.3) реверса усилие передается через тягу 4 и рычаг
19 на вал с рычагом 2 (рис.10), который посредством штифта,
входящего в паз поводка
1, перемещает валик 2 (рис.8) вместе с вилкой 3 и блоком шестерен
реверса 7.

Рис. 8. Коробка передач мотоблока МТЗ-05

1 — вал первичный; 2 — валик включения реверса; 3 — вилка блока
шестерен; 4 — блок шестерен заднего хода; 5 — поводок; 6 — вал
вторичный; 7 — блок
шестерен реверса; 8 — кольцо стопорное; 9 — гайка; 10 — крыльчатка;
11 — корпус трансмиссии;

12 — пластина стопорная; 13 — шарик
заклинивающий; 14 — валик переключения передач; 15 — фиксатор; 16 — вилка; 17 — шток; 18 —
шестерня III и IV передач; 19 — шестерня I и II передач; 20 —
шестерня II и IV передач; 21 —
шестерня I и III передач; 22 — вал промежуточный; 23 — шайба; 24 —
стакан.

Механизм переключения передач состоит из валика 14 (рис.8а),
перемещающегося в корпусе трансмиссии, вилки 16, жестко закрепленной
на валике и
входящей в зацепление со штоком 17 промежуточного вала. Усилие от
рычага 8 (рис.3) переключения передач передается через тягу и рычаг
на вал с
рычагом 7 (рис.10), который посредством штифта, входящего в паз
вилки 16 (рис.8а), перемещает валик 14 вместе с вилкой и штоком 17.

Валик 14 в нейтральном положении фиксируется фиксатором 15 (рис.8а),
а при включенной передаче — аналогичным фиксатором, расположенным в
горизонтальной плоскости.

Ведущий мост мотоблока МТЗ-05

Служит для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки
передач через главную передачу, дифференциал и конечные передачи к
колесам
мотоблока. Ведущий мост МТЗ-05 (рис.11) состоит из главной передачи,
дифференциала и конечных передач.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента с
изменением направления вращения и состоит из одной пары конических
шестерен
со спиральными зубьями.

Ведущая шестерня главной передачи 15 (рис.11) выполнена заодно со
вторичным валом КПП. Ведомая шестерня 7 крепится к корпусу
дифференциала 13
четырьмя болтами. Болты от самоотворачивания застопорены отгибными
стопорными шайбами.

Обеспечивает вращение ведущих колес с различными угловыми
скоростями, что необходимо при повороте мотоблока и при движении по
неровной дороге.
Дифференциал состоит из корпуса 13 (рис.11), ведомой шестерни 7, оси
8, сателлитов 10, полуосевых шестерен 1 и 12, опорных шайб 9 и 11.

В корпусе дифференциала установлена ось 8, фиксируемая от
проворачивания штифтами 6, со свободно сидящими на ней сателлитами
10.
Сателлиты 10 находятся в постоянном зацеплении с коническими
полуосевыми шестернями 1 и 12.

Рис.10. Механизм управления коробкой передач мотоблока МТЗ-05

1 — поводок; 2 — рычаг реверса; 3 — вертикальный вал механизма
включения блокировки дифференциала; 4 — вертикальный вал включения
реверса; 5 —
вертикальный вал механизма переключения передач; 6 — рычаг включения
блокировки дифференциала; 7 — рычаг переключения передач.

Полуосевые шестерни 1 и 12 соединены посредством шлицев с валами 14
конечных передач. Под торцом полуосевой шестерни 12 установлена
опорная
шайба 11.

Механизм управления блокировкой дифференциала состоит из поводка 3,
трех шариков 2, шпильки 4, по которой перемещается вилка 5.

От рукоятки 10 (рис.3) управления механизмом блокировки
дифференциала усилие передается через тягу 3 и рычаг 2 на вал 3 с
рычагом 6 (рис.10),
который посредством штифта, входящего в отверстие вилки 5,
перемещает ее вместе с поводком 3 (рис.11). Для включения блокировки
дифференциала необходимо рукоятку 10 (рис.3) переместить вперед по ходу мотоблока.

При этом происходит перемещение поводка, под действием которого
шарики попадают в пазы полуосевой шестерни, замыкая ее с корпусом
дифференциала — блокировка включена.

Для выключения блокировки дифференциала рукоятку 10 (рис.3)
необходимо потянуть на себя. При этом поводок освобождает
заклинивающие шарики —
блокировка выключается.

Рис.11. Ведущий мост мотоблока МТЗ-05

1 — шестерня полуосевая; 2 — шарик; 3 — поводок; 4 — шпилька; 5 —
вилка; 6 — штифт; 7 — шестерня, ведомая главной передачи; 8 — ось
сателлитов; 9 — шайба
опорная сателлита; 10 — сателлит; 11 — шайба опорная полуосевой
шестерни; 12 — шестерня полуосевая;

Конечные передачи (рис.12) служат для увеличения крутящего момента и
передачи вращения колесам. Они представляют собой одноступенчатые
редукторы с прямозубыми шестернями.

Каждый редуктор состоит из ведущего вала 11, изготовленного заодно с
шестерней, ведомой шестерни 4, установленной на шлицах фланца 3,
рукава 6 и
крышки 2.

Рукав и крышка, соединенные с помощью болтов 1, образуют корпус
редуктора, в расточках которого установлены подшипники ведущего вала
и фланца
колеса. Для предотвращения вытекания масла из корпуса редуктора в
расточке крышки установлена манжета 12.

Рис.12. Конечная передача

1 — болт крышки; 2 — крышка; 3 — фланец; 4 — шестерня ведомая; 5 —
кольцо стопорное; 6 — рукав; 7 — болт крепления колеса; 8 — колесо;
9 — груз; 10 — болт
крепления диска колеса; 11 — вал ведущий; 12 — манжета.

ВОМ и прицепное устройство мотоблока МТЗ-05

Вал отбора мощности (рис.13) служит для привода сельскохозяйственных
машин, работающих как на стационаре, так и в движении с мотоблоком.
Вал
отбора мощности вращается со скоростью 1200 об/мин.

Он состоит из
вала 6, на шлицах которого свободно установлена ведущая шестерня 2,
входящая в
зацепление с ведомой шестерней 4, которая вращается на двух
шарикоподшипниках 7, установленных в корпусе 8.

Включение ВОМ мотоблока МТЗ-05 производится перемещением рычага 1
вперед, а выключение — перемещением назад по ходу мотоблока.
Хвостовиком
ВОМ служит шлицевая втулка шестерни 4, в которую вставляется
приводной вал машины.

Прицепное устройство служит для соединения мотоблока с полуприцепом
и сельскохозяйственными орудиями. Оно представляет собой литой
кронштейн
со скобой 14 и шкворнем 16 (рис.3).

При соединении дышло прицепа или
передняя часть универсальной сцепки заводится в зев прицепной скобы
и
соединяется с мотоблоком шкворнем 16. Шкворень от выхода из нижней
проушины фиксируется чекой 17.

Рис.13. Вал отбора мощности ВОМ МТЗ-05

1 — рычаг включения ВОМ; 2 — шестерня ведущая; 3 — кольцо стопорное;
4 — шестерня ведомая; 5 — фиксатор рычага включения; 6 — вал; 7 —
шарикоподшипник; 8 — корпус.

Регулировки мотоблока МТЗ-05

Регулировка муфты сцепления:

— Отпустите контргайку 8 регулировочного винта 9 (рис.7).

— Вворачивая или выворачивая регулировочный винт, установите
свободный ход на конце рычага выключения сцеплением 12 (рис.3),
равный 5-10 мм.

— При этом необходимо помнить, что при вворачивании винта свободный
ход уменьшается, при выворачивании — увеличивается.

— Если сцепление «ведет», т.е. при полностью выжатом рычаге мотоблок
стремится двигаться, то регулировочный винт необходимо ввернуть.

— Если сцепление «буксует», т.е. при полностью отпущенном рычаге
мотоблок стоит на месте или обороты двигателя не соответствуют
скорости движения
мотоблока на данной передаче, то регулировочный винт необходимо
вывернуть.

— После регулировки сцепления регулировочный винт следует
законтрить. — Регулировку натяжения оболочки троса производите
регулировочным болтом
14 (рис.7).

Разборку и сборку сцепления мотоблока МТЗ-05 производите в такой
последовательности:

— Слейте масло из корпуса трансмиссии. После этого отсоедините
двигатель вместе с фланцем от корпуса трансмиссии.

— Проволочным крючком отсоедините пружины от нажимного диска и
снимите его.

— Извлеките грибок сцепления и снимите ведущие и ведомые диски.

— Отверткой отогните стопорную шайбу.

— Зафиксируйте барабан сцепления от проворачивания и отверните гайку
ве­домого барабана. При этом следует помнить, что резьба левая.

— Снимите барабан.

— Сборку производите в обратном порядке. При сборке муфты точно
сцентрируйте шлицы ведущих дисков.

Проверка и регулировка зацепления шестерен главной передачи:

В коробке передач мотоблока МТЗ-05 (рис.8) регулируется положение
ведущей шестерни главной передачи, выполненной заодно со вторичным
валом 6.

Положение ведущей шестерни определяется размером 44-0,16 мм от торца
до оси расположения ведомой шестерни и обеспечивается набором
регулировочных прокладок, устанавливаемых под фланец стакана 24.

— В процессе работы происходит постоянный износ зубьев конических
шестерен главной передачи, в связи с чем может возникнуть
необходимость
регулировки бокового зазора между зубьями.

— Регулировку производите в том случае, когда главная передача
начинает работать с повышенным шумом, что указывает на увеличенный
боковой зазор.

— Уменьшение бокового зазора достигается за счет переноса
регулировочных прокладок из-под фланца правого рукава под фланец
левого, и наоборот — в
случае увеличения, без изменения суммарной толщины набора прокладок
под обоими фланцами.

— Нормальный зазор между зубьями шестерен — 0,18-0,4 мм, при этом
зазор в подшипниках должен быть 0,05-0,1 мм.

— Чтобы убедиться в правильности регулировки, проверьте прилегание
зубьев (контакт) на краску. Прилегание должно быть не менее чем 50%
поверхности
зуба. Расположение отпечатка должно находиться в средней его части
или ближе к вершине конуса.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Устройство мотоблока мтз

Мотоблоки МТЗ начали изготавливаться в советское время. Их главным достоинством считается простота и ремонтопригодность. Поэтому разобраться с устройством Беларуса проблем не возникает. Самой популярной моделью является МТЗ-05.

Ниже на схеме подробно продемонстрировано расположение основных рабочих элементов мотоблока.

Перед началом проведения каких-либо ремонтных работ, обязательно изучите эту схему. Она отбросит многие вопросы касательно месторасположения или названия основных деталей устройства.

Фрезы, культиваторы, плуги и бороны

Основная работа мотоблока Беларус связана с вспахиванием и фрезерованием земли. Эти виды навески предназначены для рыхления и перемешивания верхнего ее слоя для увеличения плодородности и однородности.

Фреза почвенная на мотоблок МТЗ
Фреза ФР-00.010культиватор-борона КБ00.000 для мотоблока МТЗ
Культиватор-боронаПлуг ПВ-1 для мотоблока МТЗ
Плуг ПВ-1Борона для мотоблока МТЗ
Борона

  • Фреза используется для обработки мотоблоком МТЗ-05 средних почв на больших участках с твердой поверхностью. Например, при работе с целиной или запущенным участком.
  • Культиватор для Беларуса хорошо проявляет себя в весенне-осенний период, когда почва после зимы или сборки урожая содержит остатки сорняков и прочих культур. В этом случае агрегат их перемалывает и создает однородность.
  • Плуг лучше использовать для глубокой обработки почвы мотоблоком МТЗ-05 . Он глубоко уходит в землю, тем самым перемешивая нижние слои земли на глубину до 20 см.
  • Еще одной навеской для мотоблока МТЗ-05 является борона, которая в основном применяется после обработки земельного участка культиватором или фрезой. Она разбивает большие груды почвы, которые остались после культивации или фрезерования земли.

Эксплуатация

  • После того, как Вы завели двигатель, педаль следует медленно поднять в горизонтальное положение.

Важно! Запрещено работать с полностью опущенной педалью.

  • Мотоблок сам по себе бесполезен, он работает при помощи специального навесного оборудования. Оно должно быть надежно закреплено шкворнем до упора! В противном случае возможен обрыв соединения и оборудование отлетит от мотоблока. Если оно находится сзади, то есть перед оператором, то может быть нанесен серьезный ущерб здоровью последнего.
  • Запрещено включать заднюю передачу во время движения мотоблока вперед.

Электростартер

Многие обладатели МТЗ-05 ставят на него электростартер взамен заводского. Это позволяет сделать процесс приведения двигателя в работу намного проще. Поскольку при минусовых температурах он зачастую отказывается заводиться.

Для того, чтобы заменить электростартер изначально нужно поставить аккумулятор, поскольку без него электростартер не заработает.


https://www.youtube.com/watch?v=gq9Viqs2iC8

Еще одним важным дополнением к МТЗ считается фара. Она позволяет проводить работы и в сумерках. В стандартной комплектации ее нет, но зато с аккумулятором она прекрасно работает.

Этапы настройки работы двигателя:

  1. Отрегулировать топливную смесь, поскольку она контролируется специальными винтами, которые периодически необходимо ставить на место.
  2. Установить нужный зазор между клапанами, это необходимо для того, чтобы поступало необходимое количество топливной смеси в карбюратор.
  3. Настроить работу карбюратора для выдачи необходимых оборотов двигателя на минимальном и максимальном газу.
  4. Проверить давление в шинах, оно должно быть одинаковое, на уровне 2 атмосфер, в противном случае во время работы МТЗ будет вести в одну сторону и управление будет затруднено.
Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий