Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.
- Что из себя представляет мотоблок
- К достоинствам данного оборудования можно отнести
- Что такое мотоблок, его устройство
- Для чего нужен мотоблок, какие функции может выполнять
- Вспашка земли
- Боронование
- Окучивание
- Посадка и сбор урожая
- Перевозка
- Зимняя эксплуатация мотоблока
- Когда мотоблок бесполезен
- Где полезен мотоблок
- Что такое культиватор
- Подробно разбираемся в каждом из параметров
- Мотор – основа культиватора
- Как выбрать культиватор по ширине и глубине копания
- Что делает коробка передач культиватора
- Для чего редуктор в культиваторе
- Как выбрать навесное оборудование для культиватора
- ИсторияПравить
- Устройство мотоблокаПравить
- ДвигательПравить
- ТрансмиссияПравить
- Система агрегатированияПравить
- Система управленияПравить
- Применение мотоблоковПравить
- Тележка для мотоблокаПравить
- ПроизводительностьПравить
- Безопасность мотоблоковПравить
- Распространенность мотоблоков в мире и региональные особенностиПравить
- Китай и страны Юго-Восточной АзииПравить
- Индия и ПакистанПравить
- Северная АмерикаПравить
- Южная Америка и страны Карибского бассейнаПравить
- АвстралияПравить
- АфрикаПравить
- ЕвропаПравить
- РоссияПравить
- Центральная АзияПравить
- Типы культиваторовПравить
- МотокультиваторПравить
- Лесные культиваторыПравить
- ЛитератураПравить
- Что это такое?
- Размеры
Что из себя представляет мотоблок
Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.
К достоинствам данного оборудования можно отнести
Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.
На мотоблок можно поставить
Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.
Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.
Легкие
Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.
Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.
Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.
Средние
Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.
Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.
Тяжелый мотоблок
Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.
Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.
Какой двигатель лучше
Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.
Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.
Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.
Количество передач
Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.
У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.
Вал отбора мощности
Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.
Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.
У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.
Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.
Похожие темы
Мотоблок относится к видам техники, позволяющим эффективно заменить более «примитивные» устройства — лопаты, грабли. Он хорошо справляется с обработкой участка. А некоторые модели способны даже транспортировать груз. Чтобы понять, необходима ли земледельцу подобная техника, следует разобраться в её особенностях.
Что такое мотоблок, его устройство
Мотоблок — агрегат, предназначенный для сельхозработ разного рода и обладающий множеством функций. Имеет широкую сферу применения. Может культивировать, удобрять и вспахивать почву. Некоторые модели способны очищать территорию от снега, перевозить грузы.
Техника отличается мобильностью. Её функциональность можно сравнить с мини-трактором.
На рынке представлен широкий выбор моделей агрегата. Их основное отличие — в габаритах и количестве функций. Устройство тех или иных видов не имеет существенных различий.
Конструкция любого мотоблока включает двигатель, систему управления, ходовую часть и трансмиссию. Каждый элемент имеет свои особенности.
Для такого оборудования используются двигатели — дизельные или бензиновые. Последними часто оснащены лёгкие модели. В тяжёлых мотоблоках используются дизельные двигатели из-за их большей мощности. Запуск мотора может быть ручным или электрическим.
Трансмиссия необходима, чтобы менять скорость техники. Тяжёлые модели оснащены дифференциалом, позволяющим добиться вращения левых и правых колёс с разной интенсивностью. Такая функция необходима для обработки сложных земельных территорий. Трансмиссия имеет коробку переключения скорости. Количество её передних передач может достигать шести.
В состав конструкции агрегата также включены:
Это основной набор элементов, который включён в каждый мотоблок. Сто́ит отметить, что в некоторых моделях можно регулировать руль по высоте, подстраивая его положение под оператора.
Широкий выбор видов мотоблоков на рынке может сбить с толку покупателя. Чтобы подобрать подходящую модель, рекомендуется учитывать следующие параметры:
Сто́ит ориентироваться на расход топлива. Это влияет на экономичность при использовании оборудования.
Для чего нужен мотоблок, какие функции может выполнять
Большинство тех, кто не использовал мотоблок, считают, что его предназначение заключается лишь в обработке почвы. Но диапазон его возможностей гораздо шире. Стоит подробнее с ними ознакомиться.
Вспашка земли
Для выполнения подобной задачи потребуется специальный плуг компактного размера. Это навесное оборудование для техники, позволяющее вспахать землю. Эффективность процесса зависит от мощности.
Мотоблок помогает не только быстро, но и качественно вспахать почву. Не придётся использовать лопату или нанимать специально для этого трактор. После применения мотоблока качество почвы значительно лучше благодаря тому, что он поднимает глубокие слои земли и тщательно перемешивает грунт. Это способствует хорошему насыщению земельного участка кислородом, увеличивая его урожайность.
Боронование
Борона относится к ещё одному типу навесного оборудования. Это специальная насадка, имеющая зубья. При бороновании с помощью мотоблока происходит измельчение верхнего слоя почвы. Он образуется из-за того, что земля пересыхает от регулярного воздействия солнечных лучей.
Боронование — одно из наиболее эффективных способов избавления от сорняков. Это позволяет кислороду намного лучше проникать к корням.
Отказ от боронования может спровоцировать нарушения в насыщении влагой корневой системы растений.
Окучивание
Эта функция необходима тем, кто выращивает картофель, клубнику и прочее. Используя специальное навесное оборудование, мотоблок приподнимает борозды, чтобы обеспечить клубням вентиляцию.
Посадка и сбор урожая
Для этих операций также существует оборудование навесного типа. С ним осуществлять посадку урожая, а затем и его сбор, в несколько раз удобнее. Также можно приобрести специальные сеялки, позволяющие эффективно и удобно сеять семена практически любых растений для огорода.
Перевозка
Достаточно добавить к мотоблоку прицеп и получится что-то вроде мотороллера. Не сто́ит надеяться на большую скорость. Но он сможет перевезти грузы, включая цемент, мешки с удобрением, сам урожай. Это значительно проще и удобнее, чем нести всё руками.
Зимняя эксплуатация мотоблока
В зимний период для техники также найдётся работа. Он не будет пылиться в чулане. Мотоблок способен очистить территорию от снега. Для этих целей существует несколько видов навесного оборудования. Например, снегосбрасыватель, который используется после сильных снегопадов. Он помогает расчистить пешеходные дорожки, даже если снег глубокий. При работе мотоблок выбрасывает всё на обочину.
После лёгкого снегопада подойдут специальные щётки для чистки снега. Их также применяют для уборки пешеходных дорожек. В сложных случаях, когда снег залежался, стал твёрдым, рекомендуется применять специальную лопату. Её особенность — в наличии ножей, которые помогают убрать наледь.
Мотоблок — популярное оборудование, при помощи которого можно решить множество несложных сельскохозяйственных задач. Наличие дополнительных навесных элементов позволяет расширить диапазон функций. Помимо прямых действий по уходу за почвой и её обработки, он позволяет перевозить грузы, очищает территорию от снега и прочее.
Садово-огородные работы даже для так называемых фанатов своего дела требуют времени, терпения и отличаются трудоёмкостью. Разнообразные приспособления и техника делают их проведение намного легче.
Мотоблок можно назвать одним из самых популярных устройств среди дачников. В зависимости от применяемых насадок, эта техника может выполнять различные функции: вспашка, культивация, прополка, окучивание и т. д. Однако, несмотря на, казалось бы, большую пользу мотоблока, некоторые задаются вопросом о целесообразности его приобретения. Стоит ли покупать довольно дорогостоящую для многих технику? Нужна ли она в хозяйстве?
Когда мотоблок бесполезен
На результативность и саму возможность применения мотоблока влияет вид почвы. Если на участке она глинистая или песчаная, то обрабатывать её с помощью подобной техники не получится.
В первом случае колёса устройства вхолостую прокручиваются. И исправить это, даже прилагая усилия, не получается. Не улучшится ситуация и если сменить стандартные колёса на грунтозацепы или варианты большего диаметра.
Заставить технику работать, хотя и не слишком эффективно, может размещение в её передней части груза — до 100 кг. Однако вряд ли такой вариант можно назвать хорошим выходом из ситуации.
Ну а если почва песчаная, то при попытке обработать её с помощью мотоблока происходит всё с точностью до наоборот — колёса зарываются в песок. И даже специальные защитные брызговики не спасают положение — песчинки попадают человеку в глаза. Работать становится попросту невозможно.
Практически бесполезен мотоблок и для эксплуатации в поле на большой скорости. Из-за неоднородности почвы технику (а вместе с ней и её владельца) будет бросать из стороны в сторону.
Ещё один, казалось бы, удобный вариант использования мотоблока — заготовка сена. Для этого техника оснащается навесной сенокосилкой. При идеальной ровности поля можно заготовить корм с довольно большой площади.
Однако редко где на российских просторах встречаются такие поля. Многочисленные даже небольшие ямки и бугорки — в том числе рытвины оставшиеся от проехавшего трактора — довольно быстро приведут сенокосилку в негодность. Получается, что и подобный вариант использования техники не назовёшь оправданным.
Где полезен мотоблок
Работать с техникой можно на мягких почвах, на небольших участках, где высадка различных культур происходила десятилетиями. При использовании фрез его хорошо применять для культивирования мягкого грунта. При выполнении таких манипуляций пару раз в год ресурса двигателя техники (2500 моточасов) хватит на несколько сезонов. А дальше потребует переборка его и трансмиссии.
При наличии прицепа, который, кстати, можно изготовить самостоятельно, мотоблок используют для транспортировки чего-либо. Конечно, ни о каком комфорте поездки, особенно в не очень хорошую погоду, не может идти речи.
Стоимость мотоблока для многих кажется высокой — от 30 тыс. рублей за самые простые модели. Плюс для эффективной и многозадачной работы нужно навесное оборудование. Ну а покупать технику б/у крайне не рекомендуется: в этом случае дачник приобретёт не облегчающее работу устройство, а головную боль.
Исходя из вышеприведённой информации, каждый, кто задумывается о покупке мотоблока, должен сделать для себя вывод о целесообразности этого решения. Для многих оплата труда приглашённого тракториста становится лучшим и менее дорогостоящим вариантом.
Ну а народные умельцы, счастливые владельцы подобных устройств, пытаясь снизить расходы хотя бы на дополнительные приспособления, находят другой выход из ситуации. Они разрабатывают и реализуют идеи для мотоблока своими руками из самых разнообразных подручных материалов.
Ручная обработка дачного участка – вы шутите? Сколько можно стоять на том огороде или в саду? Пора заняться своими делами: отдохнуть, побыть с родными, почитать книгу, в конце концов. Что мешает механизировать работу? Например, прикупить новенький культиватор для грядок.
Как раз в нашей статье мы подробно разберемся, что это – культиватор. Какие его особенности, технические характеристики и разновидности. Окунемся в мир сада и огорода вместе!
Что такое культиватор
Задание сельхоз оборудования в том, чтобы культивировать почву. Культиватор – это средство для обработки земли. Его приобретают небольшие фермеры и дачники, которым надоело пахать с утра до ночи в поле.
Культиваторы для дачи бывают паровые и пропашные. Зачем нужен первый культиватор: чтобы проводить обработку земли для предстоящего посева. Второй вариант существует уже для работы с готовыми посевами.
На культиваторы, зачастую, устанавливается дополнительное оборудование (навесное). Но, для решения базовых задач этого не требуется – только деньги лишние пустите на ветер.
Навесы стоит приобретать только в том случае, если мотоблок (многофункциональная альтернатива культиватору) просто не справляется на участке, ибо слишком громоздкий. Вот почему для небольших клумб, сада или между грядками использую именно культиваторы.
Для чего еще нужен культиватор? Он рыхлит почву, удаляет сорняки. Дополнительно, прибор может контролировать степень насыщения почвы влагой и окучивать грядки.
Подробно разбираемся в каждом из параметров
Чтобы получить действительно технику, достойную своих денег, нужно немного почитать о таком инструменте, как культиватор. Чем больше знаний у вас отложится, тем проще подобрать аппарат именно под свои потребности. А не просто так – чтобы было.
Мотор – основа культиватора
Моторная часть выполняет большее количество работы, нежели остальные детали. Поэтому, она и самая дорогая в культиваторах.
Различаются двигатели по способу питания: на электрические и бензиновые. Если для первых ремонт не такой сложный, да и обслуживание нужно проводить реже обычного, то для второго варианта – может случиться целый геморрой.
Поэтому, при выборе культиватора сразу обращайте внимание на его двигатель. Ниже мы привели несколько примеров моторов, которые показали себя только с лучшей стороны по странам:
Представленные варианты заводятся за несколько секунд. Как летом, так и в холодное время. Поверьте, не каждый мотор может завестись при – 5 по Цельсию, а то и ниже.
Как выбрать культиватор по ширине и глубине копания
Культиваторы могут иметь несколько фрез. Их ширина варьируется: от нескольких десятков сантиметров и аж до метра.
Чем шире нож, тем выше производительность устройства в целом. Широкие фрезы необходимо также устанавливать на мощный двигатель. Если сделали все наоборот (широкое на слабый моторчик) – производительность даже уменьшится от обычного.
Еще один недостаток «широкости» — вы не сможете обрабатывать почву возле стен, ограждений или между препятствиями.
Для разных по формату и размеру участков лучше брать разборные ножи. Они подходят для любого формата культиваторов и имеют разную длину. Хоть 20 см. ставь, хоть все 60 или 100.
За глубину вспахивание отвечает сошник или подъемник (у электрических моделей культиваторов). Для простых работ достаточно глубины около 10 см. Максимальное значение – 25 см. подойдет под сорняки и выравнивание участка.
Что делает коробка передач культиватора
Для бензиновых моделей интересуйтесь и о коробке передач: есть она или нет. Если она присутствует – можно выбрать скорость работы прибора.
Для моторов с 2-3 передачами можно настроиться на твердый и мягкий грунт. Для моделей на 4-6 передач можно уже устанавливать тяжелые навесы.
Некоторые бензиновые культиваторы могут оснащаться реверсным ходом. Задняя передача повышает маневренность на почве, дает шаг для поворота и разворота оборудования. Как правило, электрические аналоги такой функции, к сожалению, не имеют.
Для чего редуктор в культиваторе
Задание редуктора – передача вращения от мотора с приводом на рабочую основу. От его составных частей зависит мощность и продуктивность устройства. Существует три вида редукторов:
Как выбрать навесное оборудование для культиватора
К устройству можно установить несколько дополнительных частей – навесных аксессуаров. Они расширяют способности культиватора. А главное – дают шанс посоревноваться с мотоблоками.
Навесы позволяют пахать, резать бороны, чистить снег, копать картошку и десятки других элементов домашнего хозяйства. Вот вам несколько насадок, которые подойдут любому огороднику и садоводу: аэратор, картофелесеятель и копатель, окучник, плуг, снегоуборщик.
Учитывайте и тот момент, что не все культиваторы могут «принимать» навесное оборудование. У электрического варианта или бензинового небольшой мощности у вас просто не хватит тягловой силы, чтобы продуктивно работать на территории.
Навески не идут в комплекте с культиваторами и мотоблоками, только фрезы. И это проблема. Приходится докупать необходимые насадки: искать их в магазинах, сравнивать модели и производителей, прочее.
Навеска – дополнительная опция. Если вам не нужен плуг или окучиватель – не покупайте его. Вот и все! Не нужно смотреть на соседа, у которого 50 насадок. И всеми он никогда не воспользуется.
Рекомендуем покупать насадки того же производителя, что и ваш культиватор. Обычно, фирмы сразу предусматривают крепления под свои аппараты – они могут быть «особенными». И настолько, что другие модели просто не подойдут.
Грунтозацеп – то, без чего не работает тяжёлый навес. Он увеличивает массу всей конструкции, но и повышает тягловую силу устройства. Иногда этого как раз не хватает средним культиваторам.
А пользуетесь ли вы культиватором? Что лучше: культиватор или мотоблок? Напишите нам в комментариях!
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2022 года; проверки требуют 90 правок.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке лишь в 1980-е годы, во многом благодаря журналу «Моделист-Конструктор». Оно заменило неудобные в употреблении термины, использовавшиеся ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком, шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления (реже сидит на прицепленном орудии).
Оператор, работающий с мотоблоком «Садовод»
Тяжёлый мотоблок с зубчатой трансмиссией и полуприцепом
У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной или гусеничной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но, как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.
Мотоблок с ремённо-зубчато-цепной трансмиссией и отбором мощности на орудие
ИсторияПравить
Первые прототипы лёгкого двухколёсного трактора для ручной вспашки появились ещё в начале XX века. Один из первых патентов был выдан швейцарскому подданному Конраду фон Мейенбургу (Konrad von Meyenburg) в 1912 году, который впоследствии продал права на него германской фирме Siemens-Schuckertwerke, наладившей выпуск мотокультиваторов под маркой Siemens Bodenfräse (дословно — «фреза для почвы»). Среди них были как совсем небольшие, так и весьма крупные модели, по размерам и мощности приближающиеся к настоящим тракторам. С 1934 года подразделение, занимавшееся выпуском культиваторов, было выкуплено фирмой Bungartz, продолжившей производство под своей маркой.
В 1920-х — 30-х годах аналогичные конструкции стали появляться в других развитых странах — швейцарский SIMAR, английский British Anzani Iron Horse, американский Beeman Tractor и другие — однако пик их популярности пришёлся на послевоенные годы.
Устройство мотоблокаПравить
Мотоблок состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, системы агрегатирования и системы управления.
ДвигательПравить
На мотоблоках применяются бензиновые и дизельные двигатели (на старых моделях — двухтактные, на новых — четырёхтактные). Двигатели мотоблоков снабжаются автоматическими регуляторами частоты вращения, упрощающими работу оператора. Диапазон номинальной мощности двигателей у лёгких мотоблоков составляет 1—5 л. с., а у тяжёлых 4—10 л. с. Более мощные двигатели на мотоблоках применяются редко.
ТрансмиссияПравить
Трансмиссии мотоблоков отличаются большим разнообразием технических решений:
Система агрегатированияПравить
Система агрегатирования мотоблока предназначена для его сопряжения с орудиями. У мотокультиваторов орудия устанавливаются на ведущую ось, а у колёсных мотоблоков — закрепляются на специальном кронштейне. Ряд мотоблоков имеют систему отбора мощности для привода активных рабочих органов навесного орудия.
Система управленияПравить
Так как при работе с мотоблоком оператор шагает по земле, все органы управления должны приводиться в действие только руками оператора. Обычно мотоблок имеет рулевые штанги, с помощью которых оператор удерживает и направляет его. На рулевых штангах располагают часто используемые органы управления двигателем и трансмиссией. Редко используемые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах. На левой рулевой штанге обычно располагают органы управления муфтой сцепления, а на правой — органы управления двигателем («ручка газа»). Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы не имеют тормозов, а на тяжелых мотоблоках управление тормозом обычно выведено на правую штангу.
Применение мотоблоковПравить
Мотоблоки применяются для сплошной (вспашка) и междурядной (окучивание) обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы), для скашивания травы, уборки снега, привода стационарных машин, перевозки грузов на небольшие расстояния (с использованием буксируемых полуприцепов).
Лёгкие мотоблоки и культиваторы обычно комплектуются только фрезами и, иногда, окучником.
Мотоблоки среднего класса комплектуются съёмными колёсами и почвообрабатывающими фрезами, плугом, бороной, окучником, косилкой, полуприцепом.
Тяжёлые мотоблоки имеют несменные колёса. Комплектуются плугом, фрезой, приводимой от вала отбора мощности, косилкой, бороной, культиватором, снегоочистителем, бульдозерным отвалом, граблями, полуприцепом, становясь техническим устройством для перевозки людей и/или грузов.
Необходимый набор орудий потребитель приобретает отдельно от мотоблока.
Тележка для мотоблокаПравить
Широко распространенным сменным орудием для мотоблока является грузовая тележка (полуприцеп). Для использования с тележкой пригодны мотоблоки среднего и тяжёлого классов. Необходимо учитывать, что такой агрегат неэффективен, так как ведущие колёса мотоблока практически не нагружаются, в то время как ведомые колёса тележки воспринимают основной вес. Следовательно, тягового усилия мотоблока может не хватить для преодоления подъёма или для движения по тяжёлой грунтовой дороге. Так же некоторые тележки для мотоблоков делаются активными .По этой причине мотоблок с тележкой пригоден лишь для перемещения грузов на небольшие расстояния по твёрдому грунту (внутризаводские перевозки, перевозки на приусадебных участках, перевозки грузов в или из близнаходящихся населённых пунктов).
ПроизводительностьПравить
Размер обрабатываемого участка
Мощность двигателя
Ширина захвата
до 20 соток
3,5 л. с.
60 см
до 60 соток
4,0 л. с.
80 см
до 1 гектара
5,0—6,0 л. с.
90 см
1—4 гектара
9,0—12,0 л. с.
100 см
Безопасность мотоблоковПравить
Работа с мотоблоком сопряжена с опасностью получения оператором травмы. Поэтому современные мотоблоки имеют ряд элементов, обеспечивающих безопасность эксплуатации:
Дополнительную опасность в мотоблоках, имеющих передачу заднего хода представляет наезд машины на оператора при работе задним ходом. Особенно опасно падение оператора при движении мотоблока задним ходом. В целях предотвращения указанной ситуации некоторые производители сознательно ограничивают максимальную скорость заднего хода значениями не более 0,3 м/с.
Распространенность мотоблоков в мире и региональные особенностиПравить
Мотоблоки находят применение в крестьянском и фермерском хозяйстве практически во всем мире. Однако их распространенность и конструктивные особенности определяются региональной спецификой.
Китай и страны Юго-Восточной АзииПравить
Китайский тяжелый мотоблок с грузовой тележкой
Крестьянин с мотоблоком в Таиланде
Китай — мировой лидер по производству и применению мотоблоков. Данный тип техники начал развиваться в стране сразу после Второй мировой войны. В Китае распространены тяжелые дизельные мотоблоки, которые широко применяются в крестьянских и фермерских хозяйствах вместо лёгких тракторов. Это связано с мягким климатом в большей части страны, меньшей стоимостью мотоблока по сравнению с трактором и большей его эффективностью при работе на слабых и увлажненных почвах при возделывании риса, а также высокой маневренностью, необходимой при работе на чайных плантациях и во фруктовых садах. Доля мотоблоков в общем объёме механизации сельского хозяйства в Китае очень велика. Мотоблоки широко применяются и в роли одноосного тягача для буксировки и привода небольших строительных и дорожных машин: кранов, грузоподъёмностью до 2 тонн, миниэкскаваторов, минискреперов. Такая техника весьма эффективна в стеснённых условиях китайских городов. Широко используются мотоблоки и в качестве легкого грузового транспорта в городах и сельской местности.
Аналогичная практика применения мотоблоков местного или китайского производства распространена во всей Юго-Восточной Азии.
Китайские мотоблоки, в основном, имеют литой прочный корпус трансмиссии, колёсный ход, одноцилиндровый дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндра и испарительным или термосифонным водяным охлаждением. Мощность двигателя, обычно от 6 до 22 л. с. Так как мотоблок используется как тяговое средство, его конструкцию не облегчают. Типичная масса китайского мотоблока — от 100 до 600 кг. Трансмиссии механические. Передача от двигателя к сцеплению ременная. К мотоблокам в Китае выпускается большое количество как пассивных, так и активных орудий (с приводом от двигателя).
Индия и ПакистанПравить
В этих странах мотоблоки также широко распространены как и в Китае, налажено их собственное производство. Причем в конце 2010-х годов Индия, ставшая более населенной чем Китай и отстающая от него по степени урбанизации, очевидно перехватила лидерство по числу используемых мотоблоков, но официальных данных на этот счет пока нет.
В Пакистане мотоблоки (как и другую технику) выпускают, преимущественно, небольшие слабооснащенные полукустарные мануфактуры и «домашние фабрики». Качество получаемых агрегатов невысокое. Распространены, в основном, примитивные модели с простейшей двух-трехступенчатой КПП и тихоходным дизелем с испарительным охлаждением.
Мотоблоки, наряду с грузовыми мотоциклами составляют основу парка легких коммерческих транспортных средств в Индии и Пакистане. Причем, в последнем, на мотоблоках выполняется большой объем пассажирских перевозок (импровизированные моторикши).
Северная АмерикаПравить
В Северной Америке мотоблоки распространены мало. Это связано с региональной спецификой сельского хозяйства и уклада жизни. В США и Канаде мотоблоков почти нет: в профессиональном сельском хозяйстве и на фермах для выполнения работ малых объёмов используется малогабаритные тракторы. Личное подсобное хозяйство в этих странах не распространено. В Мексике мотоблоки (в основном китайского производства) применяются фермерами, но объём работ, выполняемый ими, небольшой.
Южная Америка и страны Карибского бассейнаПравить
В этих странах мотоблоки находят весьма широкое применение по тем же причинам, что и в Китае. Встречаются агрегаты собственного производства или китайские. Дизельные мотоблоки обычно заправляют рапсовым маслом или биотопливом.
АвстралияПравить
Информации о применении мотоблоков в Австралии достаточно мало.
АфрикаПравить
В сельском хозяйстве многих стран Африки мотоблок — основной тип механизации по причине их существенно меньшей стоимости по сравнению с тракторами. Распространены, в основном, китайские мотоблоки.
ЕвропаПравить
В профессиональном сельском хозяйстве мотоблоки широко применяются при тепличном возделывании культур. Применяются и коммунальными службами при уходе за клумбами, скверами, парками. В Европе распространены легкие мотокультиваторы с бензиновыми двигателями. Дизельных моделей почти нет. Европейские мотоблоки, как правило, не имеют отбора мощности, а комплектация их сменными орудиями не предусматривается.
РоссияПравить
Совсем иная ситуация в Среднеазиатских странах: Киргизии, Казахстане и Узбекистане. Здесь мотоблоки (чаще всего — тяжелые китайские) полноправные средства механизации сельского хозяйства и строительства.
Центральная АзияПравить
Долгие годы в сельском хозяйстве Центральной Азии мотоблоки встречались редко. Но примерно с 2005 года тяжелые мотоблоки китайского производства стали получать распространение и в этом регионе.
(перенаправлено с «Мотокультиватор»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2022 года; проверки требуют 15 правок.
Культиватор — сельскохозяйственная машина для обработки почвы. Культиваторы делят на па́ровые и пропашные. Паровые культиваторы служат для сплошной обработки почвы до посева, а пропашные — для обработки посевов. С помощью культиваторов осуществляется рыхление, борьба с сорняками, влагосбережение, окучивание. В отличие от плуга культиватор выполняет рыхление без оборота пласта.
Секционный культиватор с шириной захвата 12 метров
Культиваторы могут быть с пассивными ножами, совершающими работу за счет тягового усилия, а также с активными (приводными) ножами. По типу привода различают ручные культиваторы, мотокультиваторы, культиваторы, агрегатируемые с трактором.
Типы культиваторовПравить
Паровые — для сплошной обработки почвы;
Пропашные — для рыхления почвы и уничтожения сорняков в междурядьях культурных растений;
Универсальные — для сплошной и междурядной обработки почвы;
Растениепитатели — для обработки междурядий с одновременным внесением минеральных удобрений (подкормкой).
МотокультиваторПравить
Мотокультиватор — это силовой агрегат, предназначенный для обработки почвы фрезами.
Главными отличительными особенностями мотокультиватора от мотоблока являются меньший вес и отсутствие ВОМ (вала отбора мощности).
Меньший вес культиватора делает его более мобильным, нежели мотоблок, что позволяет обрабатывать почву прилагая меньше усилий, а также делает возможным культивацию почвы на более узких участках.
Современные мотокультиваторы оснащаются различными типами компактных двигателей — бензиновыми двух- и четырёхтактными, дизельными, электрическими с работой от электрической сети или от встроенной аккумуляторной батареи.
Мотокультиваторы используют повсеместно, от небольших и средних приусадебных участков до больших фермерских хозяйств. Исходя из этого, производители выпускают мотокультиваторы лёгкие, средние, профессиональные (тяжёлые).
Лесные культиваторыПравить
Лесные культиваторы предназначены для рекультивации почвы на делянках (лесных участках) отведенных после сплошных рубок пользования. Особенность такой работы заключается в заведомо более сложных условиях: наличие большого количества пней, порубочных остатков. Для скандинавских стран и Северо-Западных регионов России характерны каменистые участки. Все эти условия учтены при создании лесных культиваторов.
Такие культиваторы устанавливаются на лесные машины — Форвардеры и скиддеры всевозможных производителей. Исполнительные органы такого оборудования приводятся в действие от гидросистемы базовой машины. Контроль осущевствляется за счет современной и при этом достаточно простой компьютеризированной системы собственной разработки Bracke Growth Control.
Всего существует два типа культиваторов: дисковые рыхлители и культиваторы дискретного микроповышения. Первый тип относится к боронам с активным приводом на рыхлительный диск. Второй тип культиваторов основан на реализации теории микроповышений — двойного перевернутого слоя гумуса, специально создаваемого посадочного места с оптимальными для быстрого роста саженца условиями.
ЛитератураПравить
Мотоблоком называют универсальное техническое средство, в конструкции которого предусмотрено одноосное шасси. С другой стороны, это одна из разновидностей трактора маленького размера. Используется техника для сельскохозяйственных работ и не только, например, с ее помощью можно качественно и быстро очищать территорию.
Что это такое?
Само название стали употреблять в русском языке в 80-х, ранее такая техника была известна как пешеходный трактор или одноосный. Ее описание с того времени практически не изменилось. Проговаривать было не очень удобно, поэтому решили заменить одним словом. Мотоблок является транспортным средством, а вместе с тем сельскохозяйственным инструментом, используемым для подготовки почвы не только для посадки.
Садовники и дачники используют мотоблок, чтобы косить траву и даже подрезать небольшие кустарники. Современные производители используют бензиновые и дизельные двигатели, а также дополнительное навесное оборудование, которое позволяет значительно расширить сферу эксплуатации такой небольшой техники.
В зависимости от типа почвы и обрабатываемой площади мотоблок подбирают так, чтобы его мощность и другие технические характеристики подошли пользователю.
К технике предлагается дополнительное навесное оборудование, которое позволяет выполнять большой спектр задач. Все мотоблоки отличаются не только конструктивно, но и по весу, габаритам, виду силового агрегата. Ширина захвата и глубина обработки зависят от типа используемого навесного оборудования. Если говорить об устройстве мотоблоков, то различий между ними немного.
В базовой конструкции у всех, независимо от типа, есть:
Моторы устанавливаются в классическом варианте — внутреннего сгорания. Как правило – это 4-тактный силовой агрегат.
Мотоблоки, работающие на дизеле и бензине, различаются не только топливом, но и весом, поскольку первые значительно больше по массе.
Та техника, которая используется на небольших территориях, работает на бензине. Дизельные агрегаты обладают большей мощность, поэтому они лучше всего подходят для участков до 50 соток. Однако у них есть свои недостатки — агрегаты, которые работают на дизеле, нельзя эксплуатировать зимой. Бензиновые могут работать бесперебойно в условиях окружающей среды от -30 до +40°C. Главная задача трансмиссии мотоблока — передача энергии от мотора к колесам. За счет нее же определяется и скорость движения. Рама с колесами, прочно закрепленными на ней, представляет собой ходовую часть.
Органы управления состоят из таких комплектующих, как:
Чтобы пользователь приобрел именно тот мотоблок, который его потом не разочарует, ему следует более подробно изучить виды этой малогабаритной техники.
По весу и мощности все агрегаты можно выделить в несколько групп:
Владельцу небольшого по размерам участка можно приобрести легкий мотоблок, который будет отличаться доступной стоимостью. Как правило, такая техника не превышает мощность в 4 л. с. Это говорит о том, что глубина, на которую фреза будет погружаться в грунт, не превышает отметки в 20 сантиметров. Вес подобной техники составляет до 30 килограммов. Небольшие размеры позволяют говорить, что такая техника довольно маневренная на узких участках, но она слишком легкая, если использовать без утяжелителей.
Полупрофессиональные мотоблоки обладают массой и габаритами немного больше, в среднем они весят 60 кг.
Такая техника уже не столь мобильная, поскольку поднять ее и погрузить в багажник легкового автомобиля непросто. Функционал у таких мотоблоков расширенный, они могут выкапывать картофель. Мощность достигает отметки в 6 л. с., а этого достаточно и для того, чтобы сделать из техники небольшой снегоуборочник.
Профессиональные мотоблоки весят до 100 килограммов. Преимущество подобных агрегатов в том, что они прекрасно выдерживают большую нагрузку. Работать техникой можно на тяжелом грунте, поскольку веса конструкции достаточно, чтобы погрузить фрезу на необходимую глубину. Мощность мотоблоков этого типа достигает 13 л. с. Они эксплуатируются и в качестве небольшого транспортного средства, если использовать пневмоколеса и прицеп.
Всю технику этого типа можно разделить по типу двигателя:
У каждого вида есть свои преимущества. Бензиновые самоходные мотоблоки для дачи обладают небольшим весом, работают не так шумно, как дизельные, не зависят от погодных условий. При их использовании вибрация на руле практически не ощущается пользователем. Владельцы не раз отмечали, что ухаживать за такой техникой гораздо проще.
Несмотря на такое количество преимуществ, дизельные тоже не отстают по популярности, поскольку они более экономичные, есть возможность встроенного охлаждения.
Такие агрегаты демонстрируют прекрасную устойчивость на неровной суглинистой почве за счет большого веса. И те и другие садовые мотоблоки могут поставляться в продажу с фарами, благодаря чему можно использовать технику в ночное время суток. Если ручная техника старого образца использовалась только для создания грядок, то садовое оборудование нового поколения – для распашки земли, уборки, культивации и транспортировки грузов.
Размеры
Такой незаменимый помощник в хозяйстве, как мотоблок, поставляется в продажу различных габаритов. Техника может быть средней по величине, есть маленькие, компактные модели и те, у которых ширина вспахивания довольно большая, поэтому такую технику комплектуют мощным и надежным мотором. Длина мотоблоков может варьироваться от 58 до 140 сантиметров, ширина – от 40 до 62 сантиметров, а высота – 100-130 см.
У более дорогих моделей можно уменьшать или увеличивать длину ручки, эта величина находится в промежутке от 80 до 120 см. Подобная функция позволяет сделать процесс управления проще и удобнее, поскольку любой оператор может подогнать высоту руля под свои индивидуальные параметры роста.
Ширина создаваемой такой техникой колеи варьируется от 35 до 54 сантиметров, при этом ширина культиватора 100-220 см.
Различаются мотоблоки и по диаметру колес. Этот параметр находится в промежутке от 42 до 74 сантиметров, при этом их ширина может быть 10-24 см. В среднем типичный мотоблок имеет длину 174 см, ширину 66 см и высоту 128 см. При этом культиватор шириной 120 см, колея 32 см при таком же диаметре колес. Если говорить о радиусе разворота, то при дорожном просвете 14 см, он должен составлять 110 см. Масса техники при этом будет составлять около 98 килограммов.