- Правила езды на мотоблоке по дорогам общего пользования
- Является ли мотоблок транспортным средством
- Передвижение на мотоблоке
- Нужно ли получать водительское удостоверение
- Допустимый возраст для управления мотоблоком
- Езда на самодельном мотоблоке
- Заключение
- Не автомобиль и не трактор
- Дороги под запретом
- Полезные советы для владельцев мотоблоков
- Мотоблок не является транспортным средством
- Судебная практика
Правила езды на мотоблоке по дорогам общего пользования
Данный вид техники формально является уменьшенной копией обычного трактора. Как известно, трактор является транспортным средством, а для управления транспортным средством необходимо иметь водительское удостоверение и страхование автогражданской ответственности. Но распространяется ли подобное правило на мотоблок? Разумеется, даже если ответить на этот вопрос положительно, мало кому придет в голову получать права для езды по полю и грядкам. Но часто бывают случаи, когда на мотоблоке выезжают в ближайший магазин стройматериалов или просто едут выбросить крупный мусор. Поскольку путь, в основном, будет пролегать по дорогам общего пользования, есть вероятность повстречаться с автоинспектором. В таком случае правовой вопрос будет довольно актуален.
Является ли мотоблок транспортным средством
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует прочитать руководство по эксплуатации прибора. Во всех сопроводительных документах указывается, что данный вид сельскохозяйственной техники не является транспортным средством и не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования. Российское законодательство, а именно КоАП, регламентирующий обязательства гражданина по пользованию транспортом, также не считает мотоблок ТС. С одной стороны, это хорошо, т.к. гражданин не обязан ставить устройство на учет и заботится о техосмотре, соответственно, и права на мотоблок не нужны. С другой, встает вопрос: как добраться до огорода, если расположен на отдалении от жилого дома? Неужели область его применения ограничивается только придомовой территорией и одним участком?
Передвижение на мотоблоке
Вопрос стоит очень остро, если путь на участок пролегает по дороге общего пользования. Именно по пути случается больше всего прецедентов с инспекторами ДПС, выписывание протоколов об административном правонарушении и т.д. Дело в том, что не существует отдельной категории водительского удостоверения для управления мотоблоком. Поэтому можно ездить на мотоблоке и без прав. Другое дело, что выехав на дорогу общего пользования, владелец автоматически приравнивается к полноценному участнику дорожного движения, а это влечет за собой определенные правовые аспекты, обязанности. Так, например, любой участник дорожного движения обязан иметь при себе документ, свидетельствующий о знании ПДД, без которых невозможна организация дорожного движения.
Задача может сильно осложниться, если в прицепе к мотоблоку перевозятся пассажиры. В таком случае инспектор может выписать штраф согласно п.22 КоАП (ПДД), который утверждает, что перевозка людей разрешается только в транспортных средствах, специально оборудованных и предназначенных для этого.
Скорость мотоблока не регламентируется дополнительными пунктами в ПДД. Передвигаясь по дороге общего пользования, водитель должен соблюдать общепринятый скоростной режим. Другое дело, что максимальная скорость мотоблока, которая чаще всего не превышает 15-20 км/ч, вряд ли позволит его нарушить.
Нужно ли получать водительское удостоверение
Такого требования в КоАПе нет. Но, как это ни парадоксально, удостоверение может потребоваться для того, чтобы засвидетельствовать, что владелец знает ПДД. На слово инспектор может и не поверить. Езда на мотоблоке по дорогам общего пользования формально не запрещена, но и не разрешена. Для того чтобы максимально обезопасить себя от всевозможных правовых санкций, необходимо придерживать следующих простых рекомендаций.
Выполняя эти несложные рекомендации, можно максимально обезопасить себя от штрафов и неприятного общения с представителями ГИБДД, став полноценным участником дорожного движения.
Отвечая на поставленный вопрос, следует заметить: права получать не обязательно, но лучше это сделать. Их наличие значительно облегчит передвижение на данном виде с/х техники.
Допустимый возраст для управления мотоблоком
Фактически любой, освоивший управление, способен им управлять, и на своем собственном участке никто не попросит удостоверение. Другое дело, что даже если ребенок в свои 13 лет освоил правила управления мотоблоком, доверять ему управление сложным техническим средством вряд ли стоит. А для передвижения по дороге общего пользования желательно иметь удостоверение, которое можно получить с 18 лет.
Отсюда можно сделать вывод: для работы на своем участке необходимо руководствоваться правилами безопасности, вся ответственность лежит на взрослом, совершеннолетнем человеке, доверяющим управление подростку. При выезде на дорогу водитель автоматически становится участником дорожного движения. Если несовершеннолетний ребенок будет остановлен инспектором ДПС, штраф придется оплачивать его законным представителям: родителям либо опекунам.
Езда на самодельном мотоблоке
Согласно кодексу об административных правонарушениях ни один мотоблок, в т.ч. устройство, обладающее подвеской и силовым агрегатом, собранное собственноручно, не является ТС. Другое дело, что именно производитель определяет категорию своего товара. Он обладает юридическим правом считать произведенную технику мотоблоком, а в случае с кустарным производством при остановке инспектором могут возникнуть вопросы: кто решил, что это мотоблок, и почему? Инспектор может потребовать предъявить документы на устройство или даже выписать предписание о постановке его на учет, а это ведет за собой определенные юридические последствия.
В целом, эксплуатация мотоблока, собранного своими руками, ничем не отличается от купленного в магазине. Вопрос может возникнуть в области его принадлежности к категории ТС, и то, только в том случае, если инспектор посчитает нужным его задать. В остальном на самодельную технику распространяются все те же правила, что и на купленную, никаких дополнительных пунктов для управления ей не прописано.
Формально это сельскохозяйственная техника, такая же, как культиватор или газонокосилка.
Заключение
Использование мотоблока таит в себе некоторую правовую и юридическую недосказанность, многое здесь связано с тем, как будет складываться разговор с представителем правоохранительных органов, возникнут ли у него дополнительные вопросы либо нет. В остальном эксплуатировать мотоблок можно без каких-либо последствий, как на своем участке, так и на дорогах общего пользования. Главное — не забывать про вежливость и взаимоуважение на дорогах.
Мотоблок по закону не является транспортным средством
Не автомобиль и не трактор
По российским законам, для управления мотоблоком не требуются автомобильные права и ОСАГО, поскольку это техническое оборудование для садово-огородных работ имеет малую скорость и применяется главным образом на приусадебных участках.
Мотоблок, согласно КоАП, не считается транспортным средством (ТС). Его не надо ставить на учет в ГИБДД или в Гостехнадзоре.
Напомним, что в ГИБДД необходимо регистрировать только ТС с нижним пределом скорости 50 километров в час. Понятно, что к мотоблокам это не относится: даже самые «скоростные» не разгонятся больше 20 км/ч. Обычно скорость не превышает 10 км/ч. Так что регистрация не нужна.
Также мотоблок, согласно приказу Минсельхоза, не относится и к самоходным машинам. То есть это не трактор, и ставить его на учет в Гостехнадзоре нет никакой необходимости.
Казалось бы, все предельно ясно, вопрос закрыт. Но, точно по пословице, «гладко было на бумаге». В реальности ситуация давно обросла «оврагами», связанными с особенностями российской деревенской жизни, когда мотоблок, не будучи автомобилем, становится средством передвижения.
Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк.
Кредит позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн; вскоре с вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого принятия решения.
Мечтаете о новом автомобиле? Пора действовать! Купите новую или подержанную машину в салоне или напрямую у владельца, а деньги на покупку одолжит Совкомбанк. Кредит со ставкой от 11,3% годовых позволит быстро и легко пересесть за руль того авто, на покупку которого не хватало средств. Удобный калькулятор на сайте поможет рассчитать сроки и сумму платежей. Заполните заявку онлайн, ведь это занимает меньше минуты. С вами свяжется сотрудник банка для уточнения деталей и быстрого принятия решения.
Дороги под запретом
Многие владельцы мотоблока в российской глубинке используют его как маленький «паровозик», разъезжая по дорогам и к тому же нередко пристраивая к нему прицеп. Если такой «паровозик» попадется наряду ДПС, а его «машинист» будет бодр, весел и общителен — то есть, уж извините, нетрезв — последствия окажутся печальными.
Важно: поскольку мотоблок не относится к категории ТС, он не имеет права ездить по дорогам общего пользования. А к ним нередко относятся не только шоссе, но даже и грунтовки, например, между двумя поселками.
Езда на мотоблоке по дорогам общего пользования запрещена
Ехать на мотоблоке можно по обочине, чтобы не создавать препятствий движению автомобилей и не устраивать потенциально опасную ситуацию на дороге. Но даже при езде по обочине мотоблок может заинтересовать полицейских — опять-таки, если возникнет подозрение, что его владелец нетрезв.
Молодой тракторист Николай после пятничных посиделок с друзьями решил съездить в соседнюю деревню. Поехал он на личном мотоблоке мощностью 6 лошадиных сил и предельной скоростью 5 километров в час. На подъезде к сельпо парня остановил наряд ДПС и предложил «подышать в трубочку».
Молодой человек согласился и даже не отрицал, что немного выпил. Но был уверен, что ему ничего не грозит, поскольку права на мотоблок не нужны. Полицейские составили протокол по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ и «обрадовали» парня, что теперь его оштрафуют и, скорее всего, на пару лет лишат прав на управление трактором. Не волнуйтесь: все закончилось хорошо.
Николай обратился к адвокату, который в суде доказал, что мотоблок не является ТС. Следовательно, тот, кто им управляет, не считается водителем, а значит, и наказывать его не за что. Дело было закрыто. Но нервы трактористу потрепали, а услуги юриста обошлись в кругленькую сумму.
Для решения подобных финансовых вопросов можно взять кредит на любые цели в Совкомбанке.
В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели до 5 млн рублей со ставкой от 6,9%. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!
Все вышесказанное относится и к мотоблоку с прицепом или полуприцепом. Получать права на управление мотоблоком с прицепом не нужно. Зарегистрировать прицеп для мотоблока в Гостехнадзоре тоже не получится: он считается навесным оборудованием, не подлежащим учету.
Но все это работает опять-таки при условии, что мотоблок с прицепом не будет выезжать на дороги общего пользования, включая грунтовки; либо будет перемещаться только по обочине.
Если мотоблок с прицепом поймают на шоссе полицейские, владельцу придется побегать по адвокатам, чтобы доказать, что водительские права на эту технику не нужны, и, следовательно, выписанный штраф незаконен.
Используйте мотоблок только по прямому назначению, и проблем не будет
Если мотоблок на дороге станет виновником ДТП, то серьезные проблемы будут как у владельца, так и у остальных участников аварии. Поскольку на мотоблок не оформляется ОСАГО, платить за ремонт поврежденного автомобиля (или автомобилей) виновнику придется из своего кармана. Деньги взыщут через суд после долгих разбирательств и нервотрепки.
Как вернуть деньги за страховку ОСАГО или каско
Полезные советы для владельцев мотоблоков
Права на управление мотоблоком, включая и мотоблок с прицепом или полуприцепом, не нужны. Но, чтобы не оказаться в ситуации, когда «я кругом прав и сижу без прав», следует соблюдать простые правила человеческого общежития и помнить, что мотоблок — не автомобиль, а огородная техника.
Мотоблок не является транспортным средством
Подборка наиболее важных документов по запросу Мотоблок не является транспортным средством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра» КоАП РФ»Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признан быть не может.»
Вопрос: Относятся ли тракторы, мини-тракторы, мотокультиваторы, классифицируемые в товарных позициях 8701, 8709 ТН ВЭД ЕАЭС, к товарам для личного пользования?(«Официальный сайт Евразийской экономической комиссии», 2020)Согласно подпункту 50 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза транспортные средства для личного пользования — категория товаров для личного пользования, включающая в себя водное судно или воздушное судно, а также отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Комиссией. Отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, определены решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования» (далее — решение N 74), в котором поименованы не только автомобильные транспортные средства, но и моторные транспортные средства. Тракторы, мини-тракторы, мотоблоки (мотокультиваторы), включая управляемые рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с двигателем внутреннего сгорания, классифицируемые в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к моторным транспортным средствам и, поскольку отсутствуют в решении N 74, не являются товарами для личного пользования.