- Виды ножей для фрез мотоблока
- Виды фрезы и ее особенности
- Заводская фреза
- Заводские фрезы «гусиные лапки»
- Заводские фрезы с саблевидными ножами
- Изготовление фрезы своими руками
- Как сделать культиватор для мотоблока
- Как сделать самому
- Как сделать фрезы на мотоблок своими руками
- Необходимость и правила заточки во время эксплуатации
- Осевая труба
- Осевая труба с фланцами
- Плоскорез для мотоблока своими руками
- Полезные советы
- Прицеп для мотоблока своими руками
- Собираем фрезы на мотоблок правильно
- Схема сборки фрез мотоблока, состоящих из трех ножей
- Схема сборки фрезы
- Типы фрез
- Чем комплектуются мотоблоки
Виды ножей для фрез мотоблока
Прежде всего, конструктивные особенности ножей определяют глубина и тип обрабатываемой почвы. Для плотной и жесткой земли, а также целены применяют более толстые. Если планируют обрабатывать пахотный слой большой глубины, используют длинные лезвия. Для улучшения захвата режущий инструмент имеет изогнутую форму. Направление загиба бывает в правую или левую сторону.
7 полезных приспособлений для современного дачникаСуществует мнение, что работа на даче – это достаточно утомительное занятие, которое отнимает много сил и времени….
Режущий орган по способу крепления к корпусу фрезы может быть разборным или монолитным. Последний представляет собой цельносварную конструкцию без возможности замены поврежденных деталей. Более практичным является разборной вариант. В такой конструкции есть возможность поменять вышедший из строя компонент.
Виды фрезы и ее особенности
Фреза для трактора Т 25 используется при выполнении широкого спектра операций:
- рыхление и перемешивание почвы без переворота пласта;
- дробление комков земли, что особенно актуально после вспашки;
- уничтожение сорняков;
- измельчение и заделка пожнивных остатков (то есть частей растений, оставшихся после уборки урожая);
- внесение органических и минеральных удобрений;
- выравнивание обрабатываемой поверхности;
- формирование гряд.
Фрезы предназначены для обработки почвы
Таким образом, фреза может использоваться самостоятельно или в сочетании с плугом, для предварительной или окончательной обработки земли, для весенних или осенних сельскохозяйственных работ. В зависимости от текущих задач и типа почвы выбираются разные виды фрез.
По форме режущих элементов различают фрезы:
- серповидные;
- «гусиные лапки»;
- долотообразные;
- роторные.
Чаще всего используются серповидные или сабельные ножи или «гусиные лапки».
По задачам:
- для сплошной обработки почвы (полевые, садовые боковые, болотные, лесные);
- для формирования гряд и обработки междурядьев;
- для чистки каналов и выкапывания траншей;
- комбинированные устройства (фрезерно-посевные, фрезерно-пропашные комплексы).
Трактор Т 25 относится к 0,6 классу мощности и рассчитан на использование полевых фрез или комбинированных устройств. Также можно установить на него оборудование для обработки междурядий.
По направлению вращения рабочих элементов:
- горизонтальные;
- вертикальные;
- наклонные.
По конструкции привода:
- цепные;
- клиноременные;
- шестеренчатые;
- червячные;
- гидравлические;
- электрические.
Самые простые по конструкции — цепные, и именно по этому принципу устроены почти все самодельные агрегаты.
По способу агрегирования:
- прицепные (используются с базовым шасси: трактором, мотоблоком);
- самоходные (представляют собой отдельный вид спецтехники, встречаются редко).
В принципе, фрезу для Т 25 можно использовать с мини-трактором или мощным профессиональным мотоблоком, оснащенным адаптером для сиденья. Но лучше не экспериментировать и не перегружать компактное оборудование.
Фрезы отличаются по способу использования
Конструктивно все виды культивирующего оборудования устроены примерно одинаково, фреза для обработки почвы на трактор Т 25 не исключение. Основные элементы:
- Каркас. Представляет собой металлическую раму с приваренными механизмами крепления к трактору или сцепным устройством.
- Вал, на котором крепятся режущие элементы.
- Привод, передающий крутящий момент от вала отбора мощности трактора.
- Защитное ограждение.
Принцип действия почвенной фрезы прост: принимая крутящий момент от вала отбора мощности, рабочие элементы вращаются в почве, измельчая и перемешивая комья земли, остатки сорняков и пожнивных остатков. К этому виду техники предъявляются достаточно строгие требования: навесные фрезы должны измельчать не менее 85 % обрабатываемой почвы и 95% находящихся в ней сорняков и растительных остатков.
Заводская фреза
Большинство мотоблоков и культиваторов комплектуются такими фрезами при продаже. В зависимости от ситуации, они могут быть собранными или разобранными. Выбрать мотоблок вы можете какой угодно, а вот какой фрезой его укомплектовать изначально, выбрать к сожалению нельзя.
Конструкция представляет собой ось, с приваренными пластинами, к которым непосредственно и крепятся саблевидные ножи. Готовая фреза может состоять из нескольких таких секций, соединенных между собой при помощи болтов. Добавляя или убирая секцию, можно регулировать ширину культивации.
Плюсы и минусы заводской фрезы:
Самый главный плюс– поставляется сразу в комплекте с мотоблоком. Фреза не плохо справляется со своей основной задачей, при условии, что работа ведется на ранее обрабатываемом участке.
Теперь о реалиях. Если речь идет о китайских мотоблоках, ножи на фрезу их слабое место. Плохой метал, даст о себе знать, возможно даже в первом же сезоне, болты и сварочные соединения тоже оставляют желать лучшего. Если обрабатывать целинной земельный участок или там где много травы, процесс будет не из приятных. Будет тяжело удержать мотоблок, да и нагрузка на редуктор будет высокой.
Но не спешите расстраиваться, уже не проблема найти качественные ножи польского или украинского производства, есть из чего выбрать, вопрос с болтами решается еще проще. Да и сделать более качественное сварное соединение, для нашего брата тоже не проблема.
Заводские фрезы «гусиные лапки»
Не так давно для мотоблоков стали использоваться фрезы, которые получили название «гусиные лапки». Они зарекомендовали себя хорошо, применяются чаще всего для обработки твердых и сложных почв.
Именно такие фрезы применяются, когда культивирование нужно провести в сложных условиях, на каменистых почвах. Конструкция «гусиных лапок» делается сплошной, что обеспечивает высочайшие показатели прочности оборудования.
Фрезы выпускаются в стандартных размерах:
Фреза «гусиные лапки».
- ширина ножей равна 41 см;
- длина ножей составляет 38 см;
- высота конструкции — 38 см;
- масса фрезы равна 16 кг;
- допустимая рабочая скорость мотокультиватора с такими ножами равна 2-5 км/ч.
В чем плюсы фрезы «гусиные лапки», можно ли установить ее самостоятельно? Она удобна для обработки почвы, борьбы с сорняками. Остальные модели не смогут справиться с работой лучше.
Для каменистого и твердого грунтов фреза «гусиные лапки» является просто незаменимой. Из преимуществ следует отметить и то, что сталь фрезы в данном случае поддается сварке.
При необходимости можно выполнить ремонт в домашних условиях, а не покупать новые ножи, так как это затратно.
У фрезы этого типа есть и минусы. Главный недостаток состоит в том, что для изготовления используется обычная углеродистая сталь. Прочность самой конструкции находится на высоком уровне, но вот материал немного проигрывает прочим разновидностям.
Подобная фреза должна регулярно осматриваться, когда проводятся работы на глинистых грунтах, при культивации целины. Ножи фрезы могут быть изогнуты либо просто поломаны.
Однако ремонт не слишком сложный, для сломанного ножа обычно используется сварочный аппарат, после чего место излома тщательно полируется.
При сборке схемы следует работать вдвоем, так как вес конструкции значительный. Важно не перепутать направление установки ножей на оси. При сборке заточка должна смотреть в сторону обрабатываемой почвы. Чтобы укрепить фрезу, применяют стопор, он ставится на выходную ось.
Заводские фрезы с саблевидными ножами
Те, кто начинает пользоваться мотоблоками, задают вопрос: какие ножи брать лучше всего? Типы мотокультиваторов условно можно объединить в 2 большие группы:
Саблевидные фрезы максимально подходят для всех типов работ.
- ножи под названием «гусиные лапки»;
- фрезы саблевидного типа.
Саблевидная форма фрез является самой популярной, именно такие схемы называются стандартными. Они эффективны, результативность использования именно такого типа доказывалась в течение десятков лет. Часто мотокультиваторы, с которыми идут фрезы в комплекте, имеют именно саблевидную форму.
Она максимально подходит для любого типа работ. Преимущества, которые имеет саблевидные фрезы, очевидны. Форма ножей оптимальная. Они подходят для выполнения различного типа работ. Для изготовления ножей применяется только углеродистая высококачественная сталь, прочность которой высока.
Саблевидные фрезы обладают разборной конструкцией, что делает их установку и обслуживание простыми и эффективными. Сталь, из которой изготавливаются ножи, совершенно не восприимчива к сварочным работам. Чтобы улучшить механические свойства изделия, во время производства применяют так называемую термозакалку. Сталь для прочности обрабатывается высокочастотными токами.
Изготовление фрезы своими руками
Самый простой вариант — взять за основу задний мост любого старого легкового автомобиля. Если мастер владеет основами авторемонта, у него получится отличная самодельная фреза на Т 25 из заднего моста Москвича, Жигулей или другой старой машины. Необходимо срезать с моста всё лишнее, заварить дифференциал и установить вместо колёс шестерни.
На расстоянии примерно полуметра фиксируется вал, на который устанавливаются ножи или «гусиные лапки» (их можно сделать из рессор, оптимальная длина — до 30 см). Если ненужного заднего моста нет, можно использовать любой подходящий редуктор от старой аграрной техники (например, подбиральщика-копнителя).
В любом случае, сначала рисуется примерная схема с размерами. Можно поискать готовую в интернете, но вообще речь идет именно о схеме, подробные чертежи здесь не нужны. Оптимальная ширина фрезы — до 1,5 м, длина дожей — до 30 см.
Необходимые материалы:
- стальной лист толщиной 10—12 мм и площадью 1 кв. м;
- 1 швеллер стальной 12 У;
- уголок на 63;
- редуктор с передаточным числом 1,3.
Порядок сборки:
- Из швеллера и стальных листов сваривают корпус. Главный узел — редуктор.
- Боковой механизм собирается из шестерен.
- Ножи для фрезы вырезаются по шаблону из листовой стали, затачиваются и шлифуются. Оптимально использовать газосварочный аппарат и точильный станок.
- Ножи крепятся на вал.
- Корпусом соединяется с валом отбора мощности за счет подшипникового механизма и болтов.
Немного цифр:
- глубина обработки — до 22—25 см;
- ширина захвата — до 1,5 м;
- рабочая скорость — до 3—4 км/ч;
- скорость вращения основного вала — до 300 об/мин.
Если установлена такая самодельная почвофреза на Т 25, трактор работает без перегрузки. Фреза хорошо измельчает комья земли при работе мотора трактора на низких оборотах. За день можно обработать до 1 га земли, а на легких почвах и больше.
Как сделать культиватор для мотоблока
Перед изготовлением культиватора к мотоблоку своими руками необходимо все металлические элементы обработать специальным антикоррозионным составом от преждевременного появления ржавчины после частого соприкосновения с землей.
Простые модели можно выполнить без чертежей. Чтобы сделать и правильно собрать более сложные устройства, необходимо спланировать работу, рассчитать размеры модуля и деталей.
Самодельный культиватор из вил — простой способ переробки (переделки) изделий. Для этого зубья механизма молотком отгибаются по типу штопора и насаживаются на рукоятку. В качестве рукоятки применяют черенок от лопаты. Для крепления используют изоленту.
Некоторым мастерам удается сделать культиватор своими руками из велосипедной рамы с колесом. Между 2 блоками базы приваривается или скрепляется болтами стальной стержень. К поперечине монтируется головка. Для такой конструкции рекомендуют брать колесо средних размеров.
Чтобы грамотно собрать дисковый культиватор и правильно работать с фрезами, необходимо спроектировать схемы узлов и отдельных деталей. С учетом деформации дисков применяют специальные регулирующие гайки. Диски привариваются к втулкам, расположенным на вращающейся оси со скобами.
Как сделать самому
Безусловно, покупка готовой фрезы это наиболее простое и понятное действие, которое себя полностью оправдывает. Однако, многие задаются вопросом – как сделать фрезу к минитрактору своими руками? Причиной подобного интереса является, как всегда, цена готового устройства.
Для упрощения процесса посадки картофеля в сфере сельского хозяйства придумали такое удобное устройство, как картофелесажалка. Перейдя по ссылке ознакомитесь с картофелесажалкой для мотоблока.
Мотоблок поможет взрыхлить землю быстрее и эффективнее, чем вручную, а это значит — добиться прекрасного урожая с минимальными усилиями. Мотоблок Викинг — лучший помощник для хозяйственного фермера.
Современные зернодробилки достаточно компактные и энергоёмкие, они легки в применении и радуют своих хозяев. Тут вся полезная информация о бытовой зернодробилке.
Стартовая цена начинается с 12 тысяч рублей за почвенную фрезу, что и наталкивает людей на подобные размышления.
В принципе, данная задумка вполне легко исполнима, ведь устройство фрезы не такое сложное. Для этого нам понадобится довольно стандартный набор инструментария:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- электрическая дрель;
- болты и гайки;
- гаечные ключи.
Удостоверившись, что все необходимое есть у вас в наличии, можно приступать к предварительной подготовке. Фреза для минитрактора своими руками, чертежи которой представлены ниже, представляют собой достаточно типовую конструкцию, поэтому не нужно придумывать велосипед, изобретая что-то новое.
Достаточно лишь следовать тем техническим советам и параметрам, необходимым для сборки качественного устройства.
Итак, рассмотрим подробный алгоритм наших действий:
Начинается всё, естественно, с изготовления опорной рамы устройства. Для этих целей нам понадобится труба из металла диаметром порядка 4 см, либо швеллеры.
- Разрезаем имеющийся материал на четыре части, которые нужно потом приварить друг к другу. Помните, что ширина рамы будет напрямую зависеть от мощности используемого в минитракторе двигателя. Поэтому, если она не достаточно мощная, лучше не делать очень большую конструкцию.
- Нужно предусмотреть заранее установку колес, с помощью которых будет регулироваться глубина погружения ножей вала.
- Далее нужно закрепить к раме основной вал, который будет вращаться. В качестве вала можно использовать обычную металлическую трубу, диаметр которой должен составлять не менее 5 см.
- Соединение вала фрезы осуществляется через редуктор ПК-1,6, который агрегатируется с валом отборной мощности, установленным на минитракторе. Крепление основного вала к раме осуществляется с помощью втулок с подшипниками опорного типа.
- Ножи для фрезы минитрактора изготавливаются из металлических пластин, толщина которых должна составлять порядка 1,2 см. В зависимости от ширины вала, разным будет и количество режущих элементов. К примеру, если ширина вала будет не менее 120 см, то на нем можно установить четыре ножа.
- При этом, каждый нож состоит из трех режущих элементов, концы которых немного загнуты. Крепление данных элементов к валу осуществляется при помощи болтов и прочих крепежных соединений.
- В принципе, ваша самодельная фреза на минитрактор своими руками собрана. В качестве завершающего штриха, нужно смазать солидолом все детали, которые будут подвергаться трению.
Как сделать фрезы на мотоблок своими руками
Для изготовления почвофрезы потребуется небольшой набор инструментов и материалов. В него входят:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- труба из металла диаметром не более 40 см;
- лист или куски металла (предпочтительнее стали) для режущих пластин.
Интересно!В качестве альтернативы металлическим листам используют запчасти (например, рессоры от автомобиля).
Размер ножей выбирают индивидуально в зависимости от условий обработки почвы. Производители агротехники рекомендуют делать фрезы, диаметр которых не превышает 50 см. В этом случае риск поломки самодельной конструкции во время работы будет ниже. Заготовки затачивают, а затем приваривают к металлической трубе. Поэтапная схема изготовления саблевидной фрезы такова:
- Из стального листа вырезают заготовки режущих пластин. Для этого готовый чертеж распечатывают на листах бумаги, вырезают и приклеивают на металлический лист. Первую деталь вырезают по контуру, а потом используют в качестве шаблона для оставшихся ножей.
- Полученные плоские детали затачивают: первую половину – с левой стороны, а вторую – с правой. Следят за тем, чтобы параметры всех режущих элементов совпадали.
- Заготовки сгибают согласно чертежу. Для этого пользуются приспособлением-помощником, состоящим из трубы, параллельного и углового упора.
- Изготавливают кондуктор, а затем сваривают в цельную конструкцию, дополнительно прикрепляя шпильки и фиксируя заготовку прижимной пластиной.
- Фланцы приваривают к валу, создавая правый и левый блоки. Их размещают на расстоянии в 10 см и под углом 45° по отношению друг к другу.
- Последний этап – сборка право- и левосторонних ножей с помощью гаек и болтов.
При изготовлении и эксплуатации фрез обязательно соблюдают технику безопасности и правила, прописанные в инструкции. Перед началом работы режущие пластины располагают над уровнем земли. В процессе работы ножи должны погружаться в грунт медленно и плавно.
Виды навесного оборудования для мотоблоков
Почвофрезы – важная часть любого мотоблока. Их покупают в специализированных магазинах или изготавливают самостоятельно. В любом случае конструкцию приходится собирать самостоятельно. Если не допускать ошибок при сборке, установке и эксплуатации таких комплектующих, они сделают культивацию почвы более простой и быстрой.
Необходимость и правила заточки во время эксплуатации
При работе мотоблока рабочая поверхность ножа неизбежно будет изнашиваться. Для восстановления режущей способности инструмента его необходимо периодически затачивать. Сроки выполнения процедуры сугубо индивидуальны. Скорость износа ножа зависит от таких моментов:
- интенсивности использования мотоблока;
- твердости обрабатываемой почвы;
- наличия в земле корней растений или камней;
- прочности материала ножей.
Производители техники для сельского хозяйства поставляют фрезы уже с острыми лезвиями. Поэтому при покупке мотоблока затачивать ножи не имеет смысла. Однако процедуры не избежать при интенсивной эксплуатации агрегата. Для восстановления остроты ножа потребуются угловая шлифовальная машина (УШМ или «болгарка»), заточной или алмазный круг диаметром 12,5 см.
Затачивать рабочие кромки следует под углом 45°. Снимают слой металла со стороны заводского заострения. При этом не стоит слишком увлекаться: достаточно сточить 1-2 мм. За сезон может понадобиться несколько раз восстановить режущую способность фрезы, а чрезмерное снятие металла снижает прочность ножа.
При использовании фрезы в мокром грунте необходимо тщательно очищать поверхность лезвий. При трении о землю поверхность металла очищается от оксидной пленки и становится химически активной. Этот процесс сопровождается усиленной коррозией, что влечет за собой образование оспин, сколов, микротрещин. Чтобы предотвратить такие явления, лезвия следует обрабатывать специальными ингибиторами или автомобильным маслом.
Осевая труба
Такая деталь на выбор может создаваться в разборном либо нет виде. При необходимости изменять со временем количество блоков ножей, рекомендуется отдавать предпочтение вариантам, которые разбираются.
В процессе создания такой конструкции следует выточить соединительные втулки. В дальнейшем их наполовину насаживают на ось, после чего закрепляют посредством сварки либо специальных заклепок.
Часть элемента, которая будет выступать, позволяет подключить еще один аналогичный элемент.
Каким образом подобная фреза поведет себя в работе, определяется только в процессе полевых испытаний. Далеко не всегда результат может соответствовать желаниям.
После того к созданной осевой трубе приваривается фланец, который будет применяться с целью монтажа стоек для ножей. Сделать данный элемент можно на токарном станке либо сварить из полос металла, имеющих толщину порядка 5 мм. В нем сверлится отверстие для создания будущего соединения со стойками.
Из-за повышенной нагрузки крепление элементов должно осуществляться на заклепках либо посредством болтов. Насколько длинной будет трубка определяется расположением, а также шириной используемых ножей. От их количества также зависит, сколько заготовок требуется сделать.
Осевая труба с фланцами
Этот элемент изготавливается в разборном и неразборном вариантах на выбор. Но есть одна особенность в пользу разборного варианта – возможность установить дополнительный блок ножей или наоборот.
Как поведет себя фреза, окончательно выяснится только после испытаний и, как зачастую бывает с самоделками, результат не всегда соответствует ожиданиям.
Для изготовления применяются стандартные трубы Æ25-32 мм.
При изготовлении разборного варианта необходимо выточить соединительные втулки, которые наполовину вставляются в осевую трубу и закрепляются через отверстия заклепками или электросваркой. Выступающая часть послужит соединением для аналогичного элемента.
На осевую трубу наваривается фланец для крепежа стоек ножей. Он может быть выточен на токарном станке, а может быть изготовлен из полос металла толщиной не менее 5мм.
Во фланце сверлятся отверстия под болтовое или заклепочное соединение со стойками. Соединение данного узла электросваркой нежелательно в связи с повышенными нагрузками.
Длина трубки подбирается в зависимости от расположения и ширины режущих элементов. Количество заготовок должно соответствовать количеству ножевых блоков. Два блока изготавливаются с приводными втулками.
Плоскорез для мотоблока своими руками
Срезать корневища сорняков, рыхлить почву на небольшую глубину без оборота пласта могут такие насадки, как плоскорезы. Плоскорез для мотоблока достаточно прост в изготовлении. Для него понадобятся:
- лист толщиной 5 или 6 мм;
- лист толщиной 2 мм;
- профильная труба 40х40 со стенкой 3 мм.
Порядок изготовления этого самодельного навесного оборудования:
- Из толстого листа по шаблону вырезают стойку. На стойке сверлят крепежные отверстия.
- Из тонкого листа вырезается лапа плоскореза. По шаблону на наковальне производится сгибание лапы согласно чертежу. Элемент плоскореза собирается с помощью заклепок или сваривается в единый узел.
- Из профильной трубы вырезаются заготовки рамы для фиксации рабочего органа. Прорабатывается схема подъема и опускания рамы. Далее сваривается сцепка, на которой в дальнейшем будут установлены элементы плоскорезов.
- Делается схема привязки навесного оборудования к мотоблоку. Полученные данные переносятся на раму. Изготавливаются пластины для фиксации сцепки. Проверяется работоспособность на подъем и опускание. Все изделия окрашиваются с помощью грунт-эмали 2 в 1 для защиты от коррозии.
Навесное оборудование испытывается в полевых условиях. При необходимости вносятся коррективы для улучшения показателей.
Полезные советы
С целью оптимизации нагрузки и повышения продолжительности срока службы культиватора ширину рыхления подбирают изменением количества навесных почворезов.
Регулировать глубину залегания лезвия позволяет настраиваемый сошник. Он выполняет всю работу, никаких усилий на мотоблок прикладывать не нужно. Рукоятку руля слегка прижимают к земле, сошник сильнее входит в почву и тормозит ход техники, тем самым увеличивая глубину культивации.
Для того чтобы редуктор не упирался в необработанную землю, технику немного раскачивают.
При работе с культиватором пользователь должен держать ровно спину, кисти рук — на уровне пояса. Такое положение тела способствует более длительной эксплуатации агрегата и не принесет вреда здоровью.
Если лезвия после долгого применения тупятся, они подлежат заточке с помощью болгарки. Для простоты обслуживания выбирают самозатачивающиеся ножи. Большое влияние на режущие кромки имеет тип почвы. Во влажной или тяжелой земле ножи изнашиваются быстрее.
Для более комфортной работы и качественной культивации грунта частота вращения фрезы для консольного мотоблока должна достигать 275 об/мин, культиватора — 140 об/мин.
Если механизированная техника плохо работает с почворезом, необходимо выяснить причину неисправности и своевременно ликвидировать ее. При невозможности осуществить ремонт обращаются за помощью к специалистам.
Прицеп для мотоблока своими руками
Прицеп расширяет возможности мотоблока. С ним он превращается в транспортное средство, способное доставлять разные грузы. Параметры этого самодельного навесного оборудования для мотоблока зависят от имеющейся мощности. Чем она выше, тем более сложным может стать тележка.
Для энергонасыщенных мотоблоков с двигателями более 10 л.с. возможны двухосные прицепы, которые могут перевозить до 1000 кг груза. Обычно строят небольшие одноосные прицепы, грузоподъемность которых составляет 300-500 кг.
Есть важное требование. Надежность и управляемость прицепного устройства должна соответствовать характеристикам, предъявляемым к транспортным средствам, эксплуатируемым на дорогах общего пользования. Поэтому чаще всего используют оси или мосты от другой колесной техники. Многие ориентируются на применение готовых мостов от легковых автомобилей и грузовых мотороллеров.
Колеса от мотороллеров рассчитаны на нагрузку более 150 кг на каждое. Поэтому их и берут за основу при проектировании. Некоторые самодельщики комплектуют прицеп запасным колесом, чтобы на дороге выполнить быструю замену.
Главное создать прочную раму, так как она будет воспринимать нагрузку от перевозимых материалов. В то же время от прочного каркаса зависит и безопасность всех участников движения при эксплуатации мотоблока с прицепом на дорогах, где имеются и другие транспортные средства.
Собираем фрезы на мотоблок правильно
Большинство комплектующих моделей идет в разобранном виде. Не каждый агроном может собрать их правильно. Приведем инструкцию. Для малогабаритной техники собрать ножи не составит труда. Поставьте и прикрутите болтами лопасти в установочные отверстия. При сборке режущую часть расположите в правильном направлении. Они имеют заводскую маркировку. L – развернута в левую сторону, R – в правую. Следующую деталь скрепите с предыдущей с помощью штифта и шпильки. С помощью болта закрепите отрезной диск. Так как техника отличается по мощности, то количество секций варьируется от 24 до 40. Комплекты, состоящие из четырех лепестков, собираются поэтапно. Для упрощения процесса монтажа распределите их на правые и левые части. Для сборки механизмов, состоящие из трех лопастей, необходимо зафиксировать первую лопасть болтом на оси. Для крепления следующей необходимо будет снять болт. Первую пластину установите на наружной грани, оставшиеся две следует зафиксировать с внутренней. Каждая грань имеет маркировку R и L. От правильности собранных фрезы для мотоблока зависит качество выполняемых работ. Остановится подробнее на сборке трехлопастных механизмов.
Схема сборки фрез мотоблока, состоящих из трех ножей
Соединение фрагментов культиватора с тремя фланцами можно разделить на три этапа:
- монтаж правой части внешней секции;
- сборка среднего куска;
- монтирование внутренней секции.
Начинаем конструировать с правого отделения. Выбираем из комплекта режущие части правой стороны, вал, подготавливаем крепежный инструмент. Вал размещаем на столе таким образом, чтобы внешний край оказался сверху. На вал положите нож так, чтобы одна из его граней совпадала со стороной фланца и прикрывала отверстие, расположенное в центре. Следующий тесак располагаем под углом. Отверстия должны совпасть. Теперь наживляем получившуюся конструкцию болтом, шайбой и гайкой. Сверху двух ножей, под углом от второго крепим третий. Отверстия должны совпадать. Сначала наживляем с помощью крепежных материалов собранную конструкцию, затем стягиваем ее с помощью ключей. Переходим к середине. Резак кладем на фланц таким образом, чтобы он находился посередине двух идентичных элементов первого уровня. Между режущими частями среднего и первого уровня не должно быть параллелей. Остальные ножи крепим идентично собранному фрезу. Сборку внутренней секции начните с расположения первого ножика. Он должен быть параллелен первому ряду и образно разделять пространство между серединными ножами пополам. Установите оставшиеся тесаки и закрепите результат инструментами. Используя инструкции, приведенные выше, вы сможете собрать мотоблочные фрезные ножи за короткий период времени и без чужой помощи.
Схема сборки фрезы
Сборка фрезы для мотоблока.
На фото 1 хорошо просматриваются конструкция, особенности фрезы. Схема несложная, но, перед тем как начать использовать оборудование, следует с ней тщательно ознакомиться.
Конструкция фрезы включает в себя такие элементы, как:
- ось ротора, которая может иметь различную длину (она может быть единой или разделенной на 2 части, т. е. фреза будет собираться из 2-х частей);
- короткая роторная ось;
- так называемый палец, оборудованный фиксатором;
- правый и левый ножи;
- гайки, болты, шайбы, которые необходимы для крепежа всей конструкции.
Направление вращения — против часовой стрелки. Почвенные фрезы любого типа являются самозатачивающимися инструментами, нет необходимости применять дополнительной заточки. Использовать заточку без надобности не следует, она может испортить конструкцию.
Во время установки фрезы могут возникнуть сложности, такую работу проводить в одиночку не рекомендуется.
Для сборки применяются специальные Х-образные козелки из дерева, высота которых составляет около 50 см. Это позволяет быстро и легко поставить колеса на конструкцию.
Перед сборкой мотоблок следует аккуратно опереть на сошник, после чего наклонить его примерно на 45°. Козелки из дерева — это обычно доски, которые сбиваются между собой в серединной части в Х-образном положении, подставляются под имеющуюся рукоятку руля. После этого снимается колесо мотоблока, ставятся фрезы выбранного размера.
Сегодня фрезы для мотоблока можно легко купить в любом специализированном магазине, стоимость их не слишком велика. Своими руками можно собрать ножи для мотоблока, но специалисты не советуют это делать без опыта, так как они могут быть опасны в использовании. Поставить фрезу не сложно, но лучше всего такую работу выполнять вдвоем.
Типы фрез
Активный инструмент может совершать вращательное движение в разных плоскостях:
- Перпендикулярно направлению движения мобильного агрегата, ось параллельна земле. При этом поступательное перемещение происходит за счет захвата нового участка грунта.
- Ось расположена по оси движения. Вращение роторов происходит по часовой или против часовой стрелки. Такие инструменты не получили распространения, так как при их работе формируются свальные или развальные борозды. Необходимо выполнять планировку после измельчения почвенного слоя.
- Ось располагается перпендикулярно к земле. Приходится преодолевать повышенное сопротивление почвы, поэтому подобная обработка применяется при локальных рыхлениях.
Типы фрез для обработки почвы: а – пружинный; б – плоский рыхлитель; в – крючок; г – прямая лапка; д – саблевидный; е – винтовая фреза-окучник
При разработке фрез конструкторы исходили из необходимости не только раздробить грунт, второй задачей ставили прочесывание слоя с целью отделения длинных подпочвенных корней, которые образуются у многолетних сорняков. Предлагаются разные схемы движения режущих и вычесывающих кромок внутри почвы.
Перед проектировщиками возникает вопрос о том, какие фрезы лучше.
До 1990 г. многие производители предлагали использовать пружинный инструмент. Он эффективен на окультуренных участках. Основная задача – это удаление корневищ. При всех плюсах подобных разработок производители не сумели обеспечить высокую производительность. Агрегат перемещался со скоростью менее 0,2…0,3 м/с, что не устраивало большинство пользователей.
Плоский рыхлитель показывает высокую скорость работы, но между пластинами остаются необработанные участки. Приходится проводить несколько повторных рыхлений, что снижает эффективность работы.
Пружинные крючки оказываются полезными при использовании пассивных инструментов. Ими оснащают бороны. Вычесывание возможно на глубине до 15…20 см.
Лапки прямого профиля оказались довольно эффективны, но саблевидный тип оказался технологичнее в изготовлении. Поэтому большинство изготовителей оборудования для мотоблоков ориентируется на выпуск именно этого типа инструмента.
Винтовые фрезы применяют не для глубокой обработки, а для активного окучивания гряд. Некоторые культуры нуждаются в присыпке прикорневой части, поэтому подобные устройства оказываются востребованными только для подобной операции.
Еще одна интересная конструкция – это барабанная фреза. Обычно их устанавливают сразу две. Основной плюс данной установки заключается в простоте устройства. Как отмечают пользователи, ставить подобные рабочие органы можно на мотоблоки «Ока», «Салют», «Патриот», МТЗ или «Хопер».
К сожалению, у подобной разработки имеются определенные недостатки:
- Жесткость образующих барабана невысокая. Необходимо устанавливать промежуточные опоры во внутреннем пространстве.
- Для нормальной работы необходимо догружать мотоблок дополнительным грузом, иначе удерживать его на определенной глубине довольно сложно.
- Увеличение веса затрудняет эксплуатацию агрегата. Оператору приходится затрачивать большие усилия на поворотах.
Чем комплектуются мотоблоки
Сам по себе мотоблок представляет только силовой агрегат с колесами. Чтобы он мог выполнять полезную работу, его нужно превратить в сельскохозяйственную машину, дополнив навесным оборудованием. Только тогда начинают проявляться положительные стороны этого энергонасыщенного устройства.
Небольшой список основного навесного оборудования и насадок:
- Грунтозацепы позволят мотоблоку двигаться по пашне.
- Плуг и фреза. Издавна глубокая обработка земли с оборотом пласта выполнялась плугами. Почвенная фреза представляет устройство, способное разрыхлить плодородный слой.
- Картофелесажалка облегчит труд сельского жителя и дачника при посадке картофеля.
- Плоскорез – это один из древних инструментов, который переживает второе рождение с возникновением идей органического (экологического) земледелия.
- Окучники. Увеличение урожая корнеплодов, а также повышение эффективности корневой системы растений достигается использованием окучников.
- Прицеп превращает мотоблок в транспортное средство, которое может перевозить грузы на участке и дорогах общего пользования.
- Снегоуборщик расширяет период использования мотоблока, зимой он активно используется для расчистки снега.
Это далеко не полный список навесного оборудования для мотоблока.
Не обязательно приобретать весь комплект навесного оборудования для мотоблока сразу. По мере необходимости приобретается или изготавливается дополнительные инструменты.