Вал отбора мощности ВОМ.
Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Приводной шкив включается в трансмиссию после механизма сцепления, что позволяет останавливать шкив выключением механизма сцепления без остановки двигателя трактора. Когда наблюдается хорошая фиксация, нужно снять стакан в сборе.
- Первый этап
- Безредукторные механизмы
- Реверсивные системы
- Настройка ленточных тормозов
- Разновидности
- На что обратить внимание?
- Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
- Ремонт
- Прочие неисправности
- Принцип действия ВОМ двух вариантов
- Возможные неполадки
- Подготовительная (внешняя) регулировка
- Основная регулировка (при ремонте вала)
- Дополнительные установки
- Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
- Внешняя регулировка
- Регулировка при ремонте вала
- Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
- Заключение
- Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
- Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
- Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
- Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
- Регулировка и обслуживание вала отбора мощности МТЗ-80
- Устройство ВОМ МТЗ-80
- Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-80
- Возможные поломки ВОМ на МТЗ-80
- Повреждение проушин управляющего вала
- Поломка кулачковой муфты
- Задний мост издает посторонние шумы
- Другие статьи
- Что такое ВОМ?
- Вероятные поломки
- При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины.
- Проблемы с кулачковой муфтой
- Посторонние шумы, которые издаёт задний мост
- Хвостовик ВОМ свободно перемещается
- При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.
- Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием
- При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум
- Самые популярные темы
- Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
Первый этап
Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).
Безредукторные механизмы
Помимо редукторных КОМ, которые были рассмотрены выше, также существуют безредукторные коробки, предназначенные для отбора мощности. Их отличительной особенностью является простота конструкции. А ещё у них предусмотрено единичное передаточное число.
Для отбора необходимой мощности в этом случае используется первичный вал раздатки, на конце которого предусмотрены специальные шлицы. Эти виды коробок монтируются на торцевую часть картера раздаточной коробки в верхней части конструкции.
Вал КОМ на одном из концов имеет аналогичные шлицы, как и у первичного вала раздатки. На другом конце выполняется установка фланца для крепления вала привода уже дополнительного автомобильного оборудования.
Чтобы включить коробку отбора, требуется воспользоваться блокировкой двух валов с помощью специальной каретки. Последняя осуществляет своё перемещение за счёт вилки включения, расположенной на штоке. У штока предусмотрены два фиксированных стандартных положения. Если это левое положение, тогда коробка отбора находится в активном, то есть рабочем состоянии. Правое положение означает, что КОМ выключена.
Менять направление вращения вала КОМ можно за счёт включения задней передачи на КПП транспортного средства.
Если изучать конструкцию рассматриваемой коробки, то тут можно заметить один важный нюанс. Это использование плунжерного насоса. Он нужен для того, чтобы смазывать компоненты корпуса КОМ и раздаточной коробки в тот момент, когда автомобиль стоит неподвижно, но дополнительное оборудование работает. Это предотвращает возможный износ деталей из-за отсутствия смазки. Насос принудительно подаёт масло на узлы, тем самым смазывает и охлаждает их.
Сам насос плунжерного типа устанавливается в корпусе, расположенном непосредственно в приливе крышки КОМ. В его состав входит сам плунжерный насос, а также обратный, всасывающий и обязательный нагнетательный клапан.
Чтобы управлять такой коробкой отбора, используется рычаг, непосредственно связанный со штоком и размещённый в кабине машины или иного транспортного средства.
С работой коробок отбора мощности, лишённых редуктора, разобрались. Теперь стоит взглянуть ещё на 2 разновидности узлов.
Далее операция проводится следующим образом:
На схеме указаны остальные позиции:
Реверсивные системы
Подобные КОМ имеют редуктор, а расположение валов здесь продольное. Установка подобных узлов осуществляется в нижнюю боковую часть картера коробки передач машины.
Здесь отбор мощности реализуется за счёт шестерни промежуточного вала КПП. Она находится в состоянии постоянного прочного зацепления с шестерней блока, которых в схеме предусмотрено несколько. Ещё одна шестерня будет в зацеплении вместе с промежуточной шестернёй. Сам блок шестерёнок, как и промежуточная шестерня, располагаются на осях. Последние закреплены непосредственно на картере КОМ.
Настройка ленточных тормозов
Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:
Разновидности
Как вы уже поняли, КОМ применяется на машинах для того, чтобы передавать дополнительному оборудованию энергию.
Если отталкиваться от приводимых в действие механизмов и требований к устройству, выделяют различные виды существующих коробок для отбора мощности. Они могут отличаться между собой по нескольким принципам:
При знакомстве с устройством коробок отбора мощности следует обязательно учесть возможные варианты их расположения.
В основном системы могут монтироваться в таких точках:
КОМ требует обязательной смазки, которая зависит от особенностей монтажа и наличия в конструкции своего резервуара с маслом. Чаще всего смазка выполняется за счёт масла и картера основной коробки.
Бывает и так, что КОМ имеет верхнее расположение. В этом случае дополнительно применяется насос. Он позволяет подавать смазочный материал к узлу.
Все коробки, используемые на машинах, можно разделить на несколько подкатегорий. Они бывают:
Каждый вариант требует отдельного рассмотрения для лучшего понимания сути и принципа работы устройства.
На что обратить внимание?
После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.
Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.
На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.
Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:
содержание .. 21 22 28 ..
Демонтаж и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ-82
Заедание рычага управления валом отбора мощности и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения. Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 2.8.20).
Рис. 2.8.20. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе: 1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4— стопорный болт; 5— рычаг валика переключения
При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операции выполняют в определенной последовательности. Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1. Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют. Для сборки также используют пресс или струбцину.
При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.
Продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления ВОМ проводят следующим образом. Снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до отказа регулировочные болты (рис. 2.8.22). Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в сборе. Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). Затем снимают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2.5 мм.
Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ: 1 — люк; 2 — болт
Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 2.8.26).
Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM: 1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ
Водило планетарного редуктора заменяют (рис. 2.8.27, 2.8.28) при износе отверстий под оси сателлитов до размера более 20,2 мм, износе поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.
Замене подлежат: оси сателлитов (рис. 2.8.29) при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и износе посадочного места под наружную обойму подшипника 209 до размера более 85,12 мм; вал планетарного редуктора при износе посадочных мест до размера менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.
При подтекании масла из-под манжет у снятого ВОМ осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. Поврежденные прокладки заменяют.
При подтекании масла из-под хвостовика вала для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и т. д. Наиболее важные моменты разборки, сборки и регулировки заднего моста и ВОМ показаны на рис. 2.8.32—2.8.44.
Ремонт
Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:
Прочие неисправности
В корпусе заднего моста трактора «МТЗ-82» размещается двухступенчатый планетарный редуктор вала отбора мощности. Состоит он из ведущей коронной шестерни, трёх сателлитов и солнечной шестерни. Она посажена на ступицу водила на бронзовой втулке.
Сателлиты закрепляются на осях, которые запрессованы в расточки водила. Шлицевая ступица водила жёстким образом связывается со шлицами вала. А на конце ВОМ также ещё выполнены шлицы для привода агрегатируемого с трактором оборудования и машин. Вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» может быть выполнен в составном виде: когда в его задний край вставляются сменные хвостовики с 8-ю шлицами либо 21-м шлицем. Для машин и устройств, которые используют частоту вращения 540 об/мин, применяется хвостовик первого типа, а для тех машин, где частота вращения составляет 1000 об/мин – хвостовик второго типа.
Различие в типоразмерах шлицев на машинах и агрегатах выполнена специально, для того, чтобы предотвратить возможную путаницу при выборе скоростного режима
Хвостовик зафиксирован на валу специальным стопорным кольцом. Энергия вращения передаётся к хвостовику через четыре ролика.
Различные типоразмеры шлиц на машинах выполняют с целью предотвращения путаницы в выборе скоростного режима и поломки агрегатируемых машин из-за неправильного включения скорости ВОМ.
Вал устанавливается на двух шариковых подшипниках, первый из которых расположен в расточке вала коронной шестерни, 2-й — в крышке, прикреплённой к задней стенке корпуса заднего моста. Все детали, которые установлены на валу, стянуты кернящейся гайкой.
Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?
Для качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 одного наличия этих «навесов» мало, а точнее, просто недостаточно. Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.
Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым — синхронным с движением самого трактора, так и независимым — повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.
Принцип действия ВОМ двух вариантов
Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.
Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.
Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ — 80, 82
Задний вал отбора мощности трактора МТЗ-82:
1 — пружина; 2 — стакан; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — упорный болт; 6 — рычаг валика управления; 7-стопорный болт; 8 — гайка; 9 -валик управления; 10 и 11 — регулировочные винты; 12 и 14 — тормозные ленты; 13 — барабан включения; 15 — вал; 16 — ось сателлита; 17 коронная шестерня; 18 — сателлит; 19 — солнечная шестерня; 20 — водило в сборе с тормозным барабаном; 21 — вал коронной шестерни; 22 — муфта переключения привода; 23 — ролик; 24 — стопорное кольцо; 25 — сменный хвостовик.
Возможные неполадки
Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации. Основными типами поломок бывают:
В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.
Подготовительная (внешняя) регулировка
Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.
Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.
При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.
Основная регулировка (при ремонте вала)
При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:
Дополнительные установки
На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:
Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.
Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
Основу данного механизма составляют следующие компоненты:
Исходя из расположения ВОМа, различают его заднюю или боковую вариацию, при этом заднее выполнение имеет гораздо большую распространённость. Валы, отвечающие за отбор мощности в тракторах МТЗ, могут быть оснащены как независимым, так и синхронным (зависимым) приводом.
В первом случае агрегат связан непосредственно с двигательным маховиком, что позволяет скорости вращения ВОМа не зависеть от скорости движения трактора и работы сцепления. Подобный привод имеет две скорости вращения — 540 и 1000 об/мин, а скорость вращения дизеля при этом составляет 2100 об/мин.
Во втором случае ВОМ МТЗ-80 подключается непосредственно к шестерне ведущего типа, которая установлена на одной из ступеней редуктора коробки передач. Это обеспечивает взаимосвязь скорости вращения ВОМа со скоростью перемещения трактора в пропорции 3,5 об/1 метр пройденного пути.
Среди основных поломок, которым данный агрегат подвержен более всего, стоит выделить следующие:
При наличии одной или нескольких из вышеперечисленных неисправностей, необходимо провести регулирование агрегата, а при невозможности выполнения или же его неэффективности, выполнить ремонт устройства и заменить неисправные детали на новые.
Внешняя регулировка
Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:
При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.
Регулировка при ремонте вала
Проводится послеремонтная регулировка следующим образом:
Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.
Довольно часто (практически всегда) после замены своими лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:
Управление задним валом отбора мощности.
Планетарный редуктор ВОМа.
Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.
Теперь можно смело приступать:
1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);
2. Отсоединяем тягу(4);
3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);
Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.
4. Снимаем лючную руку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);
5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;
6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;
7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;
8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;
9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;
10. Ставим тягу (4);
11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.
По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и МТЗ-80 болты (9).
Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80
Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:
То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:
Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим вом как по инструкции выше.
Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.
Заключение
ВОМ – необычайно полезное приспособление, которое, как и иные агрегаты трактора, требует к себе постоянного внимания. Профилактика и регулярные осмотры не только позволяют продлить срок его безопасного использования, но и обеспечивают трактору максимальную эффективность и продуктивность.
Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.
К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.
Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.
Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.
Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.
Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.
данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.
По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.
Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.
Как видите схема довольно проста к восприятию.
Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.
В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.
Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
Одной из МТЗ-80 проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.
В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.
Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.
Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.
Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.
Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.
Статья по теме: ремонт рулевой колонки МТЗ-82
Регулировка и обслуживание вала отбора мощности МТЗ-80
Трактор МТЗ-80 широко известен на просторах бывшего Советского Союза под названием «Беларус». Это неприхотливая универсальная машина способна выполнять широкий спектр задач. Она применяется в разных сферах:
Изначально при разработке МТЗ-80 инженеры стремились максимально упростить конструкцию этого агрегата и в конечном итоге им это удалось. Трактор чрезвычайно легко обслуживать и ремонтировать.
Одним из важных элементов конструкции МТЗ-80 является вал отбора мощности (ВОМ). Ниже в этой статье мы разберем, что же из себя представляет данный конструктивный элемент, какой выполняет функционал, а также каким образом следует регулировать и обслуживать данный узел.
Устройство ВОМ МТЗ-80
Вал отбора мощности представляет собой узел трансмиссии, который отбирает крутящий момент у силовой установки и перераспределяет на внешние механизмы. Благодаря наличию ВОМ у оператора есть возможность подключать к трактору разнообразное навесное и прицепное оборудование (машины, автономные агрегаты). Именно наличие ВОМ делает «Беларус» многофункциональной, универсальной техникой, которая способна выполнять очень разные виды работ.
Сегодня все тракторы этой серии, выходящие с конвейера Минского тракторного завода, в обязательном порядке оснащаются валом отбора мощности. Все такие узлы делятся на три типа: боковые, задние и передние. Особенно популярна техника с задним расположением ВОМ, так как это позволяет операторам машин применять максимально широкий спектр навесного и прицепного оборудования. Спецтехнику с боковым и передним расположением ВОМ можно встретить гораздо реже.
Схема устройства ВОМ МТЗ-80 включает в себя следующие агрегаты и механизмы:
Таким образом, именно планетарный редуктор является важнейшей деталью вала отбора мощности. Эта информация потребуется в случае необходимости регулировки ВОМ МТЗ-80 своими руками, а также его обслуживании и ремонте.
Как отрегулировать ВОМ на МТЗ-80
Чтобы обеспечить нормальную работу ВОМ, оператор техники должен периодически проводить осмотр узла, а также осуществлять регулировку вала отбора мощности на МТЗ-80. При этом следует знать устройство схемы привода, обладать соответствующими навыками и иметь подходящий инструмент.
Сама процедура регулировки вала требует выполнения следующих действий:
Действуя согласно описанному плану и используя схему ВОМ МТЗ-80, оператор может выполнить регулировку в сжатые сроки.
Возможные поломки ВОМ на МТЗ-80
Как показывает практика, неполадки в работе ВОМ МТЗ-80 могут возникать при разных обстоятельствах, и это нужно учитывать перед тем, как выполнять регулировку.
Повреждение проушин управляющего вала
Если на валике ВОМ из-за интенсивной эксплуатации или неправильно выполненной стыковки с навесным оборудованием появились трещины, а на стакане образовались вмятины. В такой ситуации трактор необходимо ставить на ремонт. Процесс устранения неполадки выглядит следующим образом:
Поломка кулачковой муфты
Такая неполадка требует демонтажа кабины трактора МТЗ-80, после чего от заднего моста нужно отсоединить КПП. Только после этих действий можно осуществить замену муфты (ремонтировать ее нет смысла).
Задний мост издает посторонние шумы
Такая ситуация часто возникает, если ВОМ работает с рывками. Причиной подобной проблемы чаще всего является разрушение шлицевых соединений или слишком большая изношенность зубьев центральной шестерни. Устранение неполадки выглядит следующим образом:
Таким образом, регулировка и обслуживание вала отбора мощности на тракторе МТЗ-80 в большинстве случаев могут быть выполнены не только специалистами, но и самостоятельно.
Другие статьи
Возврат к списку
Вал отбора мощности МТЗ-80 (82)
Регулировка ВОМ МТЗ 80 – это обязательная и регулярная процедура. Схема ВОМ обеспечивает навесное оборудование необходимым усилием, которое передаётся непосредственно от силовой установки. По сути, это комбинированное устройство, которое нуждается в регулярном обслуживании. В противном случае трактор теряет свою функциональность и отправляется в ремонт.
В этой статье, мы рассмотрим, какой ВОМ устанавливается на трактор МТЗ-80, принцип его работы, регулировку, ремонт и возможные проблемы. К слову, трактор МТЗ-82, оснащается точно таким же устройством. Поэтому схема обслуживания и ремонта ВОМ у этих двух машин идентична.
Что такое ВОМ?
Аббревиатура ВОМ расшифровывается как вал отбора мощности, который устанавливается на трактор МТЗ-80 или аналогичный ему МТЗ-82, для обеспечения привода навесных систем и агрегатов.
По способу установки, ВОМ может быть бокового или заднего типа. Самыми оптимальными являются валы отбора мощности с задним расположением. Именно они устанавливаются на большинство колёсных машин и на трактор МТЗ-80 в частности. По принципу действия ВОМ трактора МТЗ-82 может быть трёх видов:
Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:
https://youtube.com/watch?v=gWWQ2wzCwMs%3Ffeature%3Doembed
Вероятные поломки
ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:
При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины.
Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:
Проблемы с кулачковой муфтой
В этом случае демонтируется кабина трактора МТЗ-82 и от заднего моста отсоединяется коробка передач. После этого происходит замена муфты. Ремонт этой детали нецелесообразен.
Посторонние шумы, которые издаёт задний мост
Вал отбора мощности, установленный на трактор МТЗ-80, работает рывками. Скорее всего, пришли в негодность шлицевые соединения или сточились зубья центральной шестерни. Схема проведения работ выглядит так:
Для начала необходимо демонтировать ВОМ. Вал выпрессовывают и оценивают состояние шестерни. Для этого отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. Если визуально наблюдаются большие зазоры или шестерня свободно перемещается, вал отбора мощности необходимо отправить в ремонт. После замены вал устанавливается на место и проводится регулировка.
Хвостовик ВОМ свободно перемещается
Это означает, что ослабла фиксирующая гайка. Как и в предыдущем случае, агрегат полностью демонтируется с трактора МТЗ-82. Если есть возможность, резьба восстанавливается, а гайку затягивают до упора. Если нет, придётся разбирать всю конструкцию и проводить более трудоёмкий ремонт.
При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала.
Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.
Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием
Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.
При максимальной нагрузке на трактор слышится посторонний шум
Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.
Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.
При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.
https://youtube.com/watch?v=nxO8IKAFo8U%3Ffeature%3Doembed
Самые популярные темы
Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.
Задний вал отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-1221 имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.
Рис. 1. Планетарный редуктор заднего ВОМ
1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.
Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности, внутренний вал КПП (18), муфту переключения привода (27) (рис. 1) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора. Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней КПП.
Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-1221 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24). Солнечная шестерня (24) посредством шлицов связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.
Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения.
Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики вала отбора мощности (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21 шлиц (1000 об/мин). На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).
Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена. В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.
Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20) ВОМ. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик (10).
Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221
На тракторе установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 2), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 1) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 2).
Рис. 2. Управление задним ВОМ МТЗ-1221
1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.
Напорный маслопровод (З) связывает кран (2) с краном управления ПВМ (передний ведущий мост). Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7). «ВОМ включен» — крайнее верхнее положение; «ВОМ выключен» — крайнее нижнее положение.
На правильно отрегулированном вале отбора мощности расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно: 64 ±2 мм (включен); 41 + 2 мм (выключен).