- Самодельные тракторы на основе мотоблока
- Что нельзя делать на моторном блоке
- Легализация тракторов на основе мотоблоков
- Что делать владельцам минитракторов?
- Правда ли, что права на мотоблок отменили?
- Что такое мотоблок по пдд?
- 1-й способ: шлифуем головку блока цилиндров
- 2-й способ: настраиваем зажигание
- 3-й способ: при помощи установки дополнительных прокладок (смены прокладки)
- 4-й способ: переводим технику на 92-й бензин путем понижения его октанового числа
- Видео обзор
- Как действовать владельцам мини-тракторов
- Как понять, нужны ли права на мотоблок
- Какие штрафы?
- Можно ли заливать 92 бензин вместо 80 в мотоблок?
- Наказание за езду без прав
- Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
- Необходимы права или нет
- Нужно ли ставить на учёт в гибдд или технадзоре?
- Нужны ли права на минитрактор
- Нужны ли права на мотоблок?
- Обзор
- Отличие прав на мини-тракторы и мотоблоки
- Получение прав на мотоблок с прицепом
- Правовой статус двигателей
- Регистрация, необходимые документы
- С прицепом или без?
- Является ли мотоблок транспортным средством
- Выводы
Самодельные тракторы на основе мотоблока
Полноприводные транспортные средства так же, как и тракторы заволжского типа, нужно обязательно узаконивать, т.е. регистрировать в Гостехнадзоре. Для этой цели собственники техники (которая переделана из мотоблока) выдают в инспекцию:
- заявление на регистрацию трактора, который переделан или произведён самостоятельно;
- удостоверение личности с пометкой места проживания;
- оригиналы (можно допустить и копии) чеков на приобретённые узлы и агрегаты, которые использованы для создания трактора.
Мнение эксперта
Зуевский Евгений
Руководитель Школы судовождения ГИМС
На базе выданных документов, служба Гостехнадзора осуществляет полный техосмотр трактора и проводит экспертизу на соответствие стандартам государством. После этого оформляется акт, в котором содержится информация о том, отвечает ли переделанная или собранная самостоятельно конструкция нормам, отвечает ли транспорт требованиям экологическим и безопасности: оборудован ли он подходящими приборами сигнала и освещения, достаточно ли устойчивости от опрокидывания, хватает ли тормозных свойств и прочего.
Если все в норме и доказано, что мини-трактор пригоден к использованию, его владельцу будет выдан технический паспорт и знак номера, а после сдачи экзаменов, — удостоверение тракториста с обозначенной категорией.
При наличии на руках разрешающей бумаги, собственник самодельной машины может законно выехать на общую дорогу, в т.ч. и с прицепом, с учетом того, что самоходное транспортное средство не усложнит обстановку на проезжей части и не воспрепятствует машинам.
Что нельзя делать на моторном блоке
Чтобы не получить штрафа при езде на мотоблоке, рекомендуется вообще не появляться на общей проезжей части (т.е. на дорогах с асфальтовым или бетонным покрытием) и рядом с ней. Запрещается находиться на мотоблоке на общей дороге — это главное, что должно запомниться владельцу.
Также не положено:
- ездить пьяным, даже по обочине дороги;
- хранить права (если таковые имеются) и свидетельство о регистрации транспортного средства далеко от рабочего места;
- ездить по заводу без спецразрешения вместе с проездным;
- ездить по непонятным дорогам (бетонные плиты без разметки, которые могут иметь статус общеупотребительных);
- создавать опасные для пешеходов ситуации;
- припарковать мотоцикл рядом с автомобилем или остановиться на обочине;
- передвигаться так, когда часть транспортного средства «едет» по дороге.
Мнение эксперта
Зуевский Евгений
Руководитель Школы судовождения ГИМС
Хотя некоторые считают, что штраф за управление блоком можно предотвратить если есть права, но даже удостоверение не отменяет штрафа за нахождение на дороге на техническом транспортном средстве, которое не предназначено для перемещения. Заранее неизвестно, сколько денег придётся заплатить за такое нарушение, но оно определённо будет большим.
Легализация тракторов на основе мотоблоков
Полноприводные переоборудованные мотоблоки и модификации должны быть легализованы, то есть зарегистрированы в Гостехнадзоре. Для этого владельцы ТС (переоборудованного из мотоблока или изготовленного собственными руками) подают документы на проверку.
Документы | Действия для легализации эксплуатации |
• заявление о регистрации переоборудованного или изготовленного собственными руками трактора; • удостоверение личности с отметкой о постоянном или временном проживании; • оригиналы (допускается также изготовление копий) товарных чеков на приобретенные компоненты, детали и узлы, которые использовались для изготовления трактора. | 1. На основании представленных документов, служба государственного технического надзора проводит полный технический осмотр трактора и проверку на соответствие установленным государством стандартам. 2. После этого составляется акт. В нем указывается соответствие перепроектированной или собранной конструкции техническим нормам и требованиям экологии и безопасности. Важно проверить то, оснащен ли трактор необходимыми сигнальными и осветительными устройствами, имеет ли достаточное сопротивление опрокидыванию, обладает ли достаточными тормозными свойствами и т.д. 3. Если всё в порядке и было доказано, что собранный минитрактор можно эксплуатировать, то владельцу минитрактора выдается техническое свидетельство и регистрационный номер, а также водительское удостоверение трактора с обозначенной категорией. |
Владелец трактора может на законных основаниях передвигаться по дороге общего пользования, включая прицеп, при условии, что самоходное транспортное средство не усложнит ситуацию на проезжей части и не будет препятствовать транспортному процессу.
Что делать владельцам минитракторов?
При рассмотрении этого вопроса исходим из того, что минитрактор является самоходным агрегатом, является транспортом. Поэтому ответ на данный вопрос состоит из двух частей: государственная регистрация и получение прав тракториста-машиниста.
Правда ли, что права на мотоблок отменили?
Итак, всё то, о чём мы писали выше в данной статье – что на мотоблок не нужны права, его не нужно регистрировать, и на него вообще не действуют ПДД по части транспортного средства – подтверждает Верховный суд России. В Постановлении ВС №24-АД16-4 от 16.11.2021 года судьи отменили вменяемое управляющему таким механизмом постановление и буквально утвердили следующее:
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.
Далее вывод о том, что едущий верхом на мотоблоке с телегой водителем в контексте ПДД и КоАП не является, и потому штрафы ГИБДД на такого управляющего не действуют.
Однако, обратите внимание, что акты Верховного суда, хотя и являются для исследования нижестоящими судами, но выносить идентичные решения такие суды не обязаны, потому как должны руководствоваться собственным убеждением относительно тех обстоятельств, которые присутствовали в их деле и которые в любом случае отличаются от дела Верховного суда. Поэтому шансы на то, что штраф ГИБДД за езду на мотоблоке будет отменён, не является стопроцентным, хотя и многовероятным.
Теперь давайте взглянем на сами возможные наказания за управление этим устройством – за что их незаконно могут выписать:
- за управление незарегистрированным ТС (статья 12.1, часть 1 КоАП) – особо «по беспределу» могут выписать и такой штраф, если вы будете ехать на мотоблоке с прицепом по дороге общего пользования – 500-800 рублей на первый раз и 5 000 рублей либо лишение прав на 1-3 месяца за повторное нарушение,
- статья 12.3 за отсутствие с собой водительского удостоверения при наличии у вас соответствующей категории прав (тракториста либо автомобильных/мотоциклетных) – 500 рублей,
- 12.7, часть 1 за управление мотоблоком при отсутствии соответствующей категории водительских прав – штраф от 5 до 15 тысяч рублей,
- 12.8, часть 1, если вы будете ехать пьяным – штраф 30 000 рублей плюс лишение на 1,5-2 года,
- 12.15, часть 1 за движение по обочине дороги – 1 500 рублей,
- 12.23, часть 2 за перевозку людей в прицепе мотоблока – 1 000 рублей, либо за перевозку детей – 3 000.
Что такое мотоблок по пдд?
Это самый главный вопрос, ответ на который нам даст пищу для дальнейшего выяснения, нужны ли права на мотоблок, какой категории, можно ли на нём ездить без водительских прав, выезжать на проезжую часть дороги и, главное, будет ли за всё это штраф ГИБДД?
Итак, начнём мы с того, что в ПДД ответа на поставленный здесь вопрос попросту нет! Список всех определений в Правилах исчерпывающе приведён в пункте 1.2, и, исходя из перечня, можно смело сделать нижеследующие выводы.
Почему же столько «бы» в пунктах выше? Всё очень просто. Нас вопрос о том, нужны ли для управления мотоблоком права и можно ли ездить по ПДД по дорогам, интересует вовсе не в контексте этих самых ПДД, а для выяснения, какой штраф или срок лишения прав за те или иные нарушения грозит в случае нарушения.
В Административном же кодексе все наказания предусмотрены за управление транспортным средством, а его определение содержится в Примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Согласно ему, одним из условий считать конкретную машину транспортным средством является конструктивная скорость выше 50 км/ч. Практически ни один ручной трактор в 2021 году не разовьёт такую.
Но есть и ещё один критерий – под ТС в КоАП понимаются также и самоходные машины. И вот это уже могло бы подойти под штрафы. Осталось выяснить, подходит ли мотоблок под такую машину!
https://www.youtube.com/watch?v=3mQ2_XnW6VM
Ответ на данный вопрос содержится в пункте 2 Постановления Правительства №796 о правилах допуска к управлению такими машинами:
2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час…)
Механическое транспортное средство? Верно! Возвращаемся к ПДД и видим, что таковым является любой механизм, приводимый в движение двигателем.
Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что мотоблок является транспортным средством. Конкретно, самоходной машиной. На него могли бы действовать штрафы и другие наказания, предусмотренные при езде на таких ТС в соответствующих статьях КоАП РФ: включая езду без водительских прав и не обязательно включая езду по дорогам общего пользования. Но не всё так просто! Ниже вы узнаете, что КоАП на такие механизмы действовать по закону 2021 года не может.
1-й способ: шлифуем головку блока цилиндров
Головка блока цилиндров (ГБЦ далее) – это важнейшая деталь в конструкции любого бензинового двигателя, контролирующая процесс сгорания топлива и газоотвод. Располагается она сверху над самими цилиндрами. Цель ее фрезерования – сократить величину камеры сгорания, что в свою очередь, усилит сжатие и компрессию, необходимые для работы на высокооктановом бензине.
Ход работы:
- снять ГБЦ после последовательного отсоединения болтов и гаек;
- демонтировать колпачки-маслосъемы;
- удалить вероятный нагар, следы масла и грязи растворителем – подойдет обычный ацетон или солярка;
- имея чистую головку, приступить к фрезерованию. Для этого не обязательно искать специалиста-фрезеровщика. Имея дома наждачный круг, это можно сделать своими руками. Учитывая, что ГБЦ большинства мотоблоков изготовлены из алюминия, а не их чугуна, для создания идеально ровной поверхности установленной толщины ее придется ошлифовывать дополнительно наждачной шкуркой, прикрепленной к ровному бруску дерева или стекла;
- после того, как видимые борозды исчезли, можно приступить к полировке рабочей зоны клапанов.
Очистив от металлической пыли шланги для жидкости охлаждения, можно устанавливать подогнанную под требуемые габариты ГБЦ.
Кроме этого, для обеспечения большей надежности переделки:
- ставят новые колпачки и сами клапаны;
- меняют использованную прокладку ГБЦ;
- берут надежные болтовые стяжки (например, диаметром 1,1 см), которые затягивают динамометрическим ключом так, чтобы нагрузка на соединение была 7,5 кг/с. Для шпилек большего диаметра этот показатель увеличивается до 9,5 кг/с;
- по ходу затяжки следят, чтобы между крайними клапанами сохраняли верные зазоры – 0,3-0,35 мм. Для всех остальных – допустимо до 0,4 мм;
- учитывая, что головка цилиндров сократилась в величине, родные штанги толкателей культиватора уже не подойдут. Вместо них нужно поставить более короткие.
После того, как все нюансы соблюдены, собирают моторную часть. Перед пуском мотоблока на 92-м топливе, проверяют и при необходимости прочищают карбюратор.
2-й способ: настраиваем зажигание
Другим способом, посредством которого можно перевести двигатель мотоблока типа «Агро» или «Каскад» на АИ-92, является повторная регулировка начального момента зажигания.
Процесс выглядит следующим образом:
- опустошаем топливный бачок;
- включаем мотор, давая возможность израсходовать остатки бензина в карбюраторе;
- демонтируем наконечник зажигательной свечи;
- откручиваем болтовые стяжки, которые держат вентиляторную защиту;
- изымаем сам кожух;
- ослабляем стяжку маховика;
- вынимаем храповик и сопутствующие гайки и болты;
- откручиваем центральную шпильку, которая держит маховик, и вытягиваем его из корпуса;
- определяем, где локализована установочная метка для зажигания, нанесенная на заводе;
- берем отвертку и медленно проворачиваем крепеж магнето;
- осторожно отодвигаем последнее на 2 мм в левую сторону (против хода часовой стрелки);
- приступаем к сборке моторного блока, в последовательности обратной разборке.
В процессе сборки нужно учитывать, чтобы:
- на коленвале была установлена шпонка;
- гаечная затяжка маховика была притянута усилием не более 16 кг/с и сверху накрывалась контровочной шайбой;
- вместо прежней свечи была поставлена новая типа А17В.
После этого двигатель может смело работать на топливе марки АИ-92.
3-й способ: при помощи установки дополнительных прокладок (смены прокладки)
Если предыдущие методы перевода мотоблока на 92 бензин кажутся слишком трудоемкими, можно ограничиться более простыми. Первый из них основан на том, что ГБЦ усиливают сразу 3-мя дополнительными прокладками. Средняя из них будет отводить лишнее тепло.
Все они должны быть соизмеримы между собой. При этом важно рассчитать толщину средней прокладки.
Для этого пользуются формулой (все в мм):
Вср = 4мм — (Вв Вн) 0,7мм (коэффициент усадки), где:
Вв –высота верхней прокладки;
Вн – нижней.
Толкатели клапанов, которые стояли на старом мотоблоке МТЗ-05 или МТЗ-12 могут остаться старые. Замене подлежат только их штанги (нужны короче, чем в конструкции для 80-го бензина).
Второй заключается в обычной замене прокладки между цилиндром и ГБЦ. Штатные заменяют на более стойкие, например, из паранита.
Как видим, после незначительных доработок мотоблок может стабильно функционировать на высокооктановом бензине.
4-й способ: переводим технику на 92-й бензин путем понижения его октанового числа
В отличие от других, он очень легкий.
Его можно реализовать несколькими путями:
- активным – когда целенаправленно изменяют свойства 92-го бензина:
- добавлением специальных присадок. В качестве «уменьшителей» часто применяются соединения на основе серы или смолистые фракции;
- разбавлением 92-го бензина соляркой. Оптимальный вариант, когда количество керосина не превышает 10 %. Однако опытным путем его можно откорректировать под конкретную модель мотоблока.
- пассивным – он связан с естественным понижением октанового числа в ходе длительного хранения.
Почему это происходит? Как известно, любой бензин – это смесь нескольких фракций – легких и тяжелых. Первые способствуют пуску мотоблока на холодную, а вторые – стабильному функционированию после прогрева. Учитывая то, что современные технологии производства топлива подразумевают добавку в него высоколетучих присадок – эфиров, спиртов, а в прошлом – тетраэтилсвинца, все они испаряются через определенный промежуток времени.
Что для этого необходимо?
Главное – это не закрывать плотно емкость с залитым 92-м и оставить ее на несколько недель.
Скорость испарения будет зависеть от:
- объема заправленного в резервуар бензина;
- размера горловины;
- условий хранения.
При своих преимуществах данная методика имеет один существенный недостаток – невозможность узнать точное октановое число полученного топлива в домашних условиях. Для этого нужна хорошая лаборатория или, как минимум, дорогостоящий экспресс-прибор.
Рассмотренные выше методы являются универсальными: они отлично работают как для мотоблоков «Крот» или «МТЗ», так и для более поздних разработок – «Агро» и «Нева» МБ-1 или МБ-2. Они – реальная альтернатива продлить жизнь своему устаревшей технике и избежать недешевой замене моторной части или покупке нового культиватора.
Видео обзор
Новый порядок получения водительских прав в 2021 году
Как действовать владельцам мини-тракторов
Для выполнения довольно масштабных работ крупные фермерские хозяйства, помимо мотоблоков, имеют мини-тракторы. Для этого вида ТС права необходимы. Сидеть за рулем мини-трактора при езде по трассе может водитель, закончивший специализированные курсы и получивший права тракториста.
- Каждый мини-трактор, сошедший с заводского конвейера, должен быть зарегистрирован.
- Работнику, эксплуатирующему такую машину, надо получить удостоверение тракториста-машиниста.
- Как и на самодельном мотоблоке, на мини-тракторе, собранном своими руками, запрещено ездить по трассе.
Особенность регистрации мини-трактора в том, что эта процедура происходит в Гостехнадзоре, а не в ГИБДД. В указанном учреждении оформляются все виды спецтехники, производится техосмотр. Здесь же она ставится на учет. Это следует делать по месту регистрации владельца. По результатам процедуры выдаются права на управление трактором.
Уже несколько лет выдается удостоверение тракториста-машиниста нового образца. Документ приведен в соответствие с европейскими стандартами. Он имеет вид пластиковой карты со сглаженными уголками. Такие права удобны для трактористов, они не мнутся, не теряют вид после намокания, легко чистятся.
Лицевая сторона содержит фото водителя, нанесенное с применением цифровой технологии. Справа от фотографии расположена персональная информация о владельце документа. На обороте – указаны категории, стаж вождения, медицинские сведения и ограничения для владельца ВУ, номер и серия документа.
Как понять, нужны ли права на мотоблок
Эта техника не занимает много места на проезжей части, движется медленно и не оборудована дополнительными приспособлениями, в отличие от тракторов, поэтому она не предназначена для езды по дорогам с твердым покрытием и с технической точки зрения нет необходимости получать права.
Юридически эта техника имеет конструктивные особенности, которые тоже могут стать причиной наказания в виде штрафов от инспекторов ГАИ. Поэтому мотоблок — это не транспортное средство (ТС), об этом также заявляет производитель техники. В инструкции по эксплуатации указано, что использование этого средства на дорогах общего пользования запрещено.
Мнение эксперта
Зуевский Евгений
Руководитель Школы судовождения ГИМС
Если посмотреть на законодательство, то там также категорически заявляется, что эта техника не является ТС. В результате, она не нуждается в официальной регистрации и проверке на государственном уровне. Поэтому можно эксплуатировать только на объектах, фермах или виллах.
Какие штрафы?
В КоАП РФ есть целая главая под номером 12, перечисляющая штрафы ГИБДД за все нарушения на дороге. Но применяется она к транспортным средствам и практически каждая статья подразумевает нарушение именно на таком транспорте: управление ТС в состоянии опьянения, вождение без прав, езда без номеров, вне кабины – тоже на транспортном средстве.
Так вот, раз наш мотоблок не является таковым, то на него не может распространяться ни один штраф – причём, не имеет значения, ведёте ли вы его перед собой и сами идёте пешком, либо же передвигаетесь на прицепе мотоблока… Но это не точно, и вот в чём дело!
Есть теория – о ней мы говорили выше. Но есть и практика. И в 2021 году она совершенно разная. И делится по обсуждаемой нами теме на 2 важных этапа:
- вас останавливает на мотоблоке с прицепом или без него сотрудник МВД на дороге и выписывает штраф, считая его законным,
- вы обжалуете данное наказание в суде – в одной из инстанций, в том числе доходя до Верховного суда (ну или послушно оплачиваете штраф, хоть и считая его незаконным, но не желая тратить время на пусть к истине – такую ситуацию мы рассматривать не будем по понятным причинам).
Так вот, при общении с ДПС или представителем другого отделения полиции с вами может произойти что угодно. Важно понимать законность вынесенного постановления. Иначе его нужно обжаловать. И вот успешность подачи жалобы – главный вопрос в нашем случае, и ответ на него хоть и противоречивый, но простой.
Можно ли заливать 92 бензин вместо 80 в мотоблок?
Для того, что правильно ответить на этот вопрос, нужно понимать, что стоит за маркировкой этих типов топлива. Известные марки бензина – АИ-76, АИ-80, АИ-92, которые классифицируются по октановому числу, характеризуют не что иное, как способность топлива к детонации в ходе сжатия, которая выражается в количестве антидетонационных присадок. При этом их калорийность практически одинакова.
На практике, при небольшой силе сжатия 92 будет детонировать быстрее, чем его низкооктановые аналоги. Чем это грозит? Все зависит от типа двигателя, который установлен на мотоблоке.
В частности:
- для 2-тактных моторов – уменьшением силовых показателей, повышенной теплоотдачей, которая может привести к его перегреву и выходу из строя;
- для 4-тактных – кроме выше изложенного, еще и вероятность сгорания выпускного клапана и частых проглохов как на холостом ходу, так и под нагрузкой.
В обоих случаях не исключено другое явление – т.н. «калильное зажигание». Калильное зажигание – процесс, при котором розжиг бензина с воздухом происходит не от образовавшейся искры, а от перегретых внутренних узлов или нагара. Поскольку 92-й бензин требует большей теплоты сгорания и в нем содержится больше циклоалкенов – производных углерода, попадая в мотор, он способствует перегреву механизмов, которые могут воспламенить горючую смесь даже без искроподачи.
Невзирая на беспечность большинства потребителей, которые уверенно заправляют свои культиваторы 92 или даже 95 бензином, этого делать крайне не рекомендуется. Но это не приговор. Для мотоблоков, выпущенных 15-20 лет назад, которые производитель «запрограммировал» на работу именно с 76 или 80-м бензином, есть несколько способов выхода из этой ситуации:
- фрезеровать головку блока цилиндров, влияя тем самым на размер камеры сгорания;
- сместить угол зажигания, чтобы процесс воспламенения горючей смеси не производилось сразу же при открытии выпускного клапана;
- поставить дополнительные прокладки на головку блока цилиндров;
- понизить октановое число 92-го топлива.
Рассмотрим, как это осуществляется на практике.
Наказание за езду без прав
Несмотря на то, что мотокультиваторы не относят к транспортным средствам и о них нет ни слова в правилах, водителю может быть выписан штраф. Сотрудники ГИБДД, встретив агрегат на автомагистрали, часто расценивают его как помеху движению. За управление мотоблоком без прав грозит наказание в виде штрафа размером от 5 до 15 тысяч рублей, согласно Кодексу об административных нарушениях Российской Федерации.
Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
Если следовать правилам, то для работы на мотоблоке ни с прицепом, ни без него водительское удостоверение не нужно. Однако несовершенства законодательства часто не спасают от штрафов, выписанных автоинспектором. Многие водители ссылаются на то, что мотокультиватор не относится к ТС, а значит, удостоверение на него не нужно.
К сожалению, они забывают о важной вещи — мини-техника не предусмотрена для выезда на дороги общего пользования, но как тогда перевозить груз и какие нужны права на мотоблок с прицепом? В таком случае необходимо не только получить удостоверение категории А1, но и оборудовать культиватор светоотражающими элементами.
Необходимы права или нет
В ПДД отсутствует упоминание о мотоблоках. Таким образом, четкого регламента по их вождению нет. Согласно руководству об эксплуатации, мотоблок можно использовать в садах, на полях, фермах, участках дорог, не контролируемых автоинспекцией. В этих случаях можно ездить без прав.
Но при этом не стоит игнорировать запись в паспорте мотоблока о запрете езды по дорогам общего пользования. Однако каждый фермер скажет, что довольно часто возникает необходимость проезда на мотоблоке и по такой дороге. Тогда как быть в такой ситуации и нужны ли права на мотоблок с прицепом в 2021 году для таких поездок, а также в случае отсутствия прицепа?
Нужно ли ставить на учёт в гибдд или технадзоре?
Нет. Если мы вас ещё не запутали обилием законодательных актов в этой статье, то вот вам ещё один!
Согласно Правилам регистрации тракторов, самоходных и других машин, мотоблок не подлежит регистрации в гостехнадзоре. Так, пункт 1.4 указанных Правил прямо говорит о том, что постановке на учёт подлежат тракторы (кроме мотоблоков).
Не нужно регистрировать такую машину и в ГИБДД – это вроде бы и очевидно для многих её владельцев, но всё же приведём правовую основу. Федеральный закон о регистрации указывает, что транспортным средством в угоду данного закона является наземное устройство, развивающее скорость более 50 км/час.
Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что:
- мотоблок не нужно регистрировать в ГИБДД и получать автомобильные водительские права на него,
- равно на него не нужно тракторное удостоверение, и постановка на учёт в Гостехнадзоре не требуется.
Нужны ли права на минитрактор
Тут ситуация аналогична с управлением мотоблоком. Вряд ли на поле среди стеблей кукурузы вы станете участником движения, и строгий инспектор ГИБДД оштрафует за не пристегнутый ремень или отсутствие аптечки. Поэтому, если минитрактор эксплуатируется исключительно в пределах участка, права можно и не получать.
Но даже минутный выезд на трассу на минитракторе в корне меняет ваши права и обязанности. Для законного управления минитрактором в отделении МРЭО нужно получить права тракториста-машиниста. В удостоверении указано 6 категорий прав, категория А — для управления мотосанями и снегоходами, права категории F – для больших тракторов.
В распоряжении коммунальных служб имеются минитрактора. Для выезда на непосредственное место работы, кроме сопроводительных документов службы, оператор обязан иметь удостоверение тракториста-машиниста с открытой соответствующей категорией прав. Если предприятия используют мотоблоки, то на них нужно оформить аналогичные документы.
Нужны ли права на мотоблок?
Нет, не нужны. И вот почему!
- Как мы указали выше, порядок допуска к управлению самоходными машинами устанавливается ППРФ №796 – в частности, данный нормативный акт регулирует обязательность прав для мотоблока. Но прямого указания, что на такое устройство нужно водительское удостоверение, не даёт.
- Однако, во исполнение данного Постановления Правительства был издан Приказ Минсельхозпрода №807, который в пункте 3 прямо указывает, что под самоходными машинами понимаются тракторы, кроме мотоблоков.
Тем не менее, и здесь есть большая тонкость – указанный выше Приказ устанавливает инструкцию по порядку допуска к управлению, но прямо не говорит, что для управления мотоблоком с прицепом или без него не требуются водительские права какой-либо категории.
Но учтите, что все эти документы действуют на мотоблоки, которые развивают менее 50 км/ч конструктивно. Конечно, вы вряд ли найдёте такое устройство, которое будет ехать быстрее (как правило, они едут вообще не более 20 км/час), но мы вас на всякий случай предупредили.
Обзор
Научно-технический прогресс подарил человечеству множество средств малой механизации. Наиболее распространенной категорией являются различные сельскохозяйственные агрегаты – газонокосилки, культиваторы, мотоблоки, триммеры, минитракторы. Юридический статус больших тракторов вполне понятен, а с мотоблоками и минитракторами возникают вопросы.
Если культиватор рыхлит грядки на огороде, это приспособление, а, если на мотоблоке с прицепом нужно выехать на автотрассу, чтобы добраться до участка – это транспорт?
Отличие прав на мини-тракторы и мотоблоки
Фермеры, у которых в распоряжении мини-трактор, немного отличающийся в законодательной базе от мотоблоков, задаются вопросом: «Требуются ли документы на мини-трактор, которые разрешают использовать его на дорогах?».
Но, в отличие от небольшой сельхозтехники, права на трактор требуются обязательно. По правилам, водить небольшой трактор на дорогах можно только, пройдя курсы и успешно сдав экзамены.
Человек, который проживает в Российской Федерации и решил купить минитрактор, должен следовать таким правилам:
- заводские агрегаты требуется зарегистрировать;
- обязательно получить удостоверения о праве вождения трактора;
- если трактор самодельный, то перемещаться нельзя по общим дорогам, тем более в зимний период.
Владельцу нужно зарегистрировать ТС в Гостехнадзоре России. Он занимается оформлением такого типа техники.
Важно! После выполнения данной процедуры, выдается разрешение на использование мототрактора, и его ставят на учет. Главное условие постановки – проведение техосмотра.
Получение прав на мотоблок с прицепом
Мотокультиватор, оборудованный прицепом, не считается транспортным средством, на которое распространяются правила дорожного движения, поэтому получать на мотоблок водительские права не требуются. Но есть много факторов, обязывающих владельца мотоцикла получить водительское удостоверение.
Правила дорожного движения также не классифицируют его в качестве транспортного средства, поэтому в документе нет никаких категорий. Получается, что на полях и участках дорог, где нет ГАИ, можно передвигаться без водительских прав. Но если будут инспекторы ГАИ на общей дороге, то без водительских прав, свидетельствующих об ознакомлении с правилами поведения на дороге, машинист МБ с прицепом будет испытывать трудности при общении с представителями государственных органов.
Для официальной регистрации МБ в качестве транспортного средства существует множество условий, требующих установки зеркал заднего вида, государственного счетчика, фар, габаритных огней и т.д., что решительно отбивает охоту у водителя от действий по закону. Поэтому прав, которые свидетельствуют о том, что водитель знает правила дорожного движения, будет вполне достаточно.
Правовой статус двигателей
Если ездить на мотоблоке, то могут оштрафовать – так говорят специалисты. Владельцы задаются вопросом, почему, если он не является автомобилем?
Со стороны ГАИ и юристов, — МБ (с прицепом или без прицепа) является сельскохозяйственным транспортным средством, предназначенным для того, чтобы на практике осуществлять обработку почвы. Это означает, что ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования не предусмотрено из-за несоответствия нормам в плане конструкции.
Даже если будут добавлены такие элементы, как фара, номерной знак в устройство МБ, то оно не будет пригодным для езды, т.к. запрещается создавать на территории России самодельные транспортные средства без учета и регистрации в ГИБДД. Поэтому права на блок не требуются, и владелец не может ездить на нем в потоке машин.
Регистрация, необходимые документы
Эта процедура предусмотрена законодательством и является обязательной. Для постановки минитрактор на учет, необходимо обратиться в Гостехнадзор по месту прописки, представив документы на технику относительно покупки (договор купли-продажи), паспорт на минитрактор, копию таможенной декларации.
Те владельцы, которые пренебрегают процедурой регистрации, рискуют попасть в сложную ситуацию: проблемы с техосмотром, в случае хищения, поиском незарегистрированной техники заниматься будут, в лучшем случае, долго.
С прицепом или без?
Обратите внимание, нигде в правовых актах не даётся определения управления транспортным средством. С одной стороны, логично, если вы ведёте мотоблок, то вы им, собственно, управляете. То есть все штрафы подпадают и под те ситуации, когда вы используете его без тележки и движетесь пешеходом.
С другой, в ПДД есть определение пешехода, который ведёт разного рода технику, и мотоблока, равно как и «иных самоходных машин» среди такой техники нет.
Следовательно, законодательство 2021 года не разделяет 2 случая: когда вы едете верхом на мотоблоке с прицепом или же ведёте его перед собой – всё это есть управление.
Является ли мотоблок транспортным средством
Для того чтобы выяснить правила передвижения на мини-технике, которая сегодня имеет большой спрос в сельском и других отраслях народного хозяйства, следует внимательно изучить нормативно-правовую базу в этой сфере. Главный вопрос, требующий ответа: является ли мотоблок с прицепом транспортным средством.
Выводы
Таким образом, права для мотоблока не нужны и на этой технике нельзя выезжать на общественную дорогу, а можно ехать только по обочине вдоль неё. Но, чтобы избежать любых проблем и конфликтов с сотрудниками ГИБДД, лучше перемещать технику прицепом. Водителю также нужно быть осторожным с мотоблоками, которые слишком мощные. Если у них модифицированный мотор, не следует оставлять устройство без регистрации, рекомендуется получить лицензию.
При покупке мини-трактора, на основе мощного мотоблока, нужно сначала связаться с соответствующим отделом по поводу получения подходящей категории прав. Важно учитывать, что халатность может привести к денежным потерям, административной ответственности и конфискации оборудования.