Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка

Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка Мотоблоки

Особенности эксплуатации мотоблоков и мотоорудий. запуск и остановка, приемы управления мотоблоками и мотоорудиями

Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка

7.3.1. Для запуска двигателя нужно установить рычаг сцепления в положение «выключено», открыть бензокран и дроссельную заслонку (на V3-1/2 ее полного поворота), нажать на утолитель поплавка карбюратора и подержать 10-30 с (только для;МК-1 и М-3), установить воздушную заслонку в положение «закрыто», натянуть шнур стартера до зацепления собачек (для МБ-1, МК-1 и М-3) и резко вытянуть шнур.

Для рычажного запуска мотоблока МТЗ-05 необходимо 3-4 раза рывком потянуть за рычаг, который после запуска автоматически фиксируется в исходном положении. Прогреть двигатель на минимальной устойчивой частоте вращения и после этого полностью открыть воздушную заслонку. При запуске разогретого двигателя воздушную заслонку прикрывать не требуется.

7.3.2. После окончания работы установить самые малые обороты двигателя, выключить сцепление, проработать 2-3 мин на холостом ходу, затем нажать кнопку «стоп» (для МК-1 и М-3), повернуть рычаг дроссельной заслонки в положение «стоп» (для МБ-1), отпустить рычаг «мотор-стоп» на левой рукоятке штанги управления (для «Кутаиси Супер-600»).

7.3.3. Усилиями самого оператора мотоблок можно перемещать на небольшое расстояние, в основном при выполнении операций агрегатирования с орудиями, когда необходимо осуществить некоторое маневрирование для стыковки навесного или прицепного устройства мотоблока с орудием или перевозки мотоорудия на соседний участок (на транспортировочных: колесах).

Осуществляется это маневрирование при нейтральном положении рычага управления коробкой передач или выключенном сцеплений. Для этого могут потребоваться ощутимые «усилия, так как мотоблок необходимо удерживать’ от опрокидывания вперед и назад. Для облегчения маневрирования необходимо отключить блокировку дифференциала (если она есть).

7.3.4. В качестве элемента, удерживающего мотбблок МТЗ-05 в нормальном (вертикальном) положении при стоянке, следует использовать специальный откидывающийся упор 8, расположенный в передней части мотоблока (см. рис. 1.12). В качестве опорного элемента на 11 мотоблоке МБ-1 «Нева» можно использовать сошник // (см. рис. 1.14), высота которого должна устанавливаться такой, чтобы мотоблок при остановке устойчиво стоял* с некоторым креном назад, опираясь на сошник.

7.3.5. При транспортировании следует, если возможно, объезжать даже незначительные препятствия, крепко удерживая мотоблок за рукоятки штанги управления. Если объехать препятствия нельзя, то преодолевать их требуется очень осторожно, сделав дополнительный уклон агрегата на себя. Это особенно важно, если мотоблок не имеет переднего упора, иначе это может привести к его опрокидыванию вперед.

7.3.6. Легкие мотоблоки и мотоорудия можно переносить с места на место, что выполняется двумя людьми, один человек поднимает мотоблок за рукоятки штанги управления, а другой — за специальную скобу или предохранительный упор, располагающиеся в передней части мотоблока.

7.3.7. Управление агрегатом непосредственно при выполнении тех или иных технологических операций должно быть направлено оператором на получение высокого качества обработки, обеспечение безопасности оператора и находящихся в зоне работы агрегата людей, сохранение работоспособности самого агрегата.

При движении оператор всегда должен смотреть на полосу впереди агрегата, чтобы успеть заметить препятствие (камень, канаву и т. п.) и определить способ (путь) его преодоления. Одновременно оператор должен следить за состоянием рабочих органов, их действием и контролировать их целостность. При обнаружении неисправности агрегат должен быть остановлен, а неисправность ликвидирована.

7.3.8. Перед началом движения следует заранее определить передачу в трансмиссии, на которой будет двигаться мотоблок (вестись обработка), запустить и прогреть двигатель. Оставляя рычаг сцепления в положении «выключено», установить выбранную передачу (в мотоблоке МБ-1 передача в трансмиссии включается до запуска двигателя).

Рычагом дроссельной заслонки уве^-личнть частоту вращения двигателя и, медленно перемещая рычаг сцепления, плавно включить сцепление. Мотоблок в результате трогается с места, его скорость устанавливается оператором, который соответствующим образом перемещает рычаг дроссельной заслонки.

7.3.9. Перед фрезерованием почвы после запуска и прогрева двигателя рычагом дроссельной заслонки следует увеличить частоту его вращения, затем плавно включить сцепление, после чего фрезерный барабан начнет вращаться, заглубляясь в почву и одновременно перемещая агрегат.

Во время фрезерования необходимо следить за тем, чтобы все звездочки фрезерного барабана шли по необработанному участку. Если часть звездочек сместится на уже обработанную почву, то агрегат начнет «уводить» в сторону обработанного участка, В этом случае необходимо, приложив боковые усилия к рукояткам управления, вернуть агрегат на необработанный участок.

7.3.10. Если глубина обработки начинает уменьшаться (фреза стала вылезать из почвы), то следует на давить сверху на рукоятки управления, что приведет к заглублению сошника и увеличению глубины фрезерования почвы. Если же фреза «закапывается» и не двигается, значит сошник слишком глубоко вошел в землю и «держит» агрегат.

В этом случае необходимо, приподняв за рукоятки управления, выглубить сошник. Управлять мотокультиватором или мотоблокам оператор должен, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад, т. е. не толкая агрегат вперед и не удерживая его. Наиболее удобным следует считать положение оператора, показанное на рис. 7.

7.3.11. После прохода первого гона агрегат рекомен дуется остановить, заглушить двигатель и провести контроль обработанной полосы почвы, т. е. замерить глубину обработки. Если глубина недостаточна, то сошник необходимо опустить относительно первоначального положения (обычно среднего по высоте положения).

7.3.12. Обработку рыхлых почв проводят обычным способом с максимальным числом фрезерных звездочек за один проход. Твердые почвы рекомендуется обрабатывать за 2-3 прохода, каждый раз увеличивая глубину обработки с помощью сошника. В этом случае структура обработанной почвы получается более однородной.

7.3.13. При вспашке плугом движение агрегата должно быть прямолинейным, а управлять им следует так, чтобы плуг не зарывался в почву, и не выглублялся. После первой борозды следует провести также контроль борозды и, если необходимо, то выполнить корректировку положения плуга по глубине вспашки и ширине захвата.

При вспашке могут возникнуть трудности в управлении агрегатом в связи с повышенным буксованием одного из колес из-за перераспределения давления на них. Поэтому вспашку следует выполнять с включенной блокировкой дифференциала, а управлять агрегатом можно, следуя за ним или находясь сбоку, предварительно развернув штангу управления. В конце гона блокировку дифференциала следует отключить, а разворот выполнить при пониженной частоте вращения двигателя.

7.3.14. При работе с лапчатым окучником могут возникнуть трудности управления в связи с тем, что устойчивость движения агрегата по прямой окажется недостаточной. Это повлечет за собой затрату дополнительных усилий оператора на непрерывную корректировку движения агрегата по борозде.

7.3.15. При работе мотоблока МТЗ-05 с косилкой привод ВОМ необходимо включать при малой частоте вращения двигателя. Сцепление при этом должно быть выключено. Если работа с сенокосилкой осуществляется на реверсе мотоблока (при развороте штанги управления на 180°), то необходимо помнить, что положение рычагов управления мотоблоком не соответствует первоначальному.

Необходимо следить, чтобы на пути движения косилки не было предметов, способных вывести ее из строя. В случае забивания режущего аппарата необходимо остановить косилку, заглушить двигатель и произвести очистку. Если забивание незначительно, то при выключенном сцеплении и работающей косилке необходимо нада-вить на рукоятки управления — косилка поднимется от земли и произойдет ее самоочистка.

7.3.16. Для транспортных агрегатов после запуска и прогрева двигателя с выключенным сцеплением следует включить соответствующую передачу, на которой предполагается производить движение. Затем оператор должен растормозить колеса агрегата и, увеличивая частоту вращения двигателя, плавно включить сцепление.

7.3.17. Во время движения транспортного агрегата оператор должен менять курсовое напрагление боковым смещением рукояток штанги управления в ту или иную сторону. Крутые повороты и особенно развороты осуществлять с сидения трудно, поэтому оператор обязан остановить агрегат и сойти с тележки.

7.3.18. При движении по дороге в гору, под гору и на крутых поворотах необходимо включать пониженную передачу с тем расчетом, чтобы скорость агрегата не превышала т4 км/ч, а,штангу управления необходимо твердо удерживать в руках. Если необходимо остановиться на склоне, то одновременно с выключением сцепления следует нажать на тормозную педаль или рычаг.

Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка

7.3.19. Нагружать прицепную тележку необходимо по мере возможности равномерно. Если груз тяжелый и небольших размеров, его следует укладывать над осью тележки с небольшим перевесом вперед, чтобы улучшить тягово сцепные качества агрегата. При перевозке крупногабаритных грузов или сена груз желательно перевязать веревкой.

Если размер груза такой, что оператору закрывается обзорность в заднем направлении, то движение, особенно по дороге, следует осуществлять с особыми предосторожностями. Если при этом должен выполняться поворот, то агрегат необходимо остановить на правом краю дороги, осмотреться и только убедившись, что путь в обоих направлениях свободен, выполнять поворот или разворот. Также следует поступать в условиях пониженной видимости.

Прополка

После окучивания кустам картофеля необходима дополнительная обработка. Многие, кто уже использовал мотоблок для прополки картофеля, знают, что для эффективного удаления сорняка необходимо как следует разрыхлить почву, чтобы обнажить корни растения. Для этого используется различная техника.

  1. Ротационная борона или специальное навесное оборудование, которое устанавливается на устройство. В простонародье этот прибор называют «Ёж». Это приспособление представляет собой несколько колец различного диаметра, соединенных между собой. На кольцах находятся шипы и зубья. Вся эта конструкция выглядит конусообразно. «Ёж» всегда устанавливается попарно, соблюдая определенный наклон. В случае с самодельной бороной иногда могут использоваться диски, но такая конструкция имеет целый ряд недостатков: земля часто забивается внутрь, а также листья и стебли сорных растений. Принцип действия довольно прост: будучи погруженными в землю, ежи рыхлят верхнюю часть почвы, зацепляя корень сорного растения, выворачивая его кверху. По схожему принципу работают некоторые рыхлящие фрезы, но они чаще используются для прополки картофеля.
    Ротационная борона
  2. Сетчатая борона. Данное оборудование считается наиболее эффективным, т.к. может применяться практически на любом этапе сельскохозяйственных работ. По сути это борона является обычной «волокушей», рамой, внутри которой располагается сеть с зубьями. Каждая ячейка имеет ширину до 20 см, форма либо квадратная, либо шестиугольная. В другом случае зубья располагаются как на шахматной доске, впрочем, гребенка с шипами может быть и более частой, и более редкой, в зависимости от необходимости. Установка бороны происходит строго под углом 45 градусов. Преимущество сетчатой бороны в ширине обрабатываемой территории. Явный минус состоит в том, что междурядье остается непроработанным. Наиболее актуальна такая прополка после момента вспахивания до начала окучивания либо же для пропола верхней части грядок до появления первых ростков. В любом случае, устройство лучше всего использовать вместе с другими приспособлениями.
    Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка
  3. Лапы. Существуют так же специальные лезвия для подрезания, называемые «лапами». Именно «лапами» лучше всего орудовать в междурядье, наиболее проблемном месте при эксплуатации мотоблока. Устройство «лап» достаточно простое и понятное. Одно лезвие крепится за другим, и стебли сорных растений срезаются по принципу бритвы. Встречаются как спаренные ножи, так и ножи, выполненные в форме V, причем, развилка в данном случае выполняется вперед. Также можно отыскать и одинарную «лапу», которую располагают концом как по направлению к центру междурядья, так и против него, выставив наружу режущую кромку. В таком случае грядка пройдет между ним. Погружение «лапы» осуществляется на глубину до 5 см, попутно осуществляется и срез сорного растения. К сожалению, при данном виде пропалывания корни сорняка остаются в почве.
    Лапы
  4. Пропольщик. Специальная рама, имеющая в основания специальный нож. Позади рамы располагается лежащий на боку барабан. Стены этого барабана представляют собой лопасти-пластины. Перед началом пропалывания пара колес ставится в междурядье (либо в соседствующие, либо один через один). Колеса фиксируются на специальной оси-поперечине, что облегчает их регулировку по ширине грядки. Нож вспарывает почву и подрубает стебель сорной травы, а барабан захватывает своими лопастями оставшиеся сорняки с обнаженными корнями, оставляя их позади. Существует еще одна разновидность пропольщика. Этот вариант не имеет ведущей рамы. Вместо этого у него есть несколько загнутых в форме буквы «Г» ножей, которые крепятся с торцевой стороны цилиндра по всей его сплошной поверхности.
    Как пользоваться мотоблоком: вспашка огорода, окучивание, посадка и копка картофеля, выравнивание участка
Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector