Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока своими руками без совершения ошибок, понадобится пошаговая инструкция и чертежи. Кроме этого, нужно заранее определить размеры будущей техники. Часто владельцы сельскохозяйственных угодий интересуются, как сделать такую технику в домашних условиях. Опытные аграрии рекомендуют придерживаться советов и фото с подробным описанием.
Малые фермерские хозяйства трудно обслуживать без средств механизации. На выручку огородникам приходит мототехника, способная выполнить любую агротехническую задачу. Сделать минитрактор можно своими руками из запчастей от колёсного транспорта. Самостоятельное изготовление поможет облегчить труд в огороде и сэкономить бюджет. Собрать железного «помощника» с двигателем от мотоблока помогут подробные чертежи всех деталей с размерами и пошаговая инструкция с фото.
Виталий, 52 года:
«Недавно собрал себе трактор из б/у запчастей от автомобилей. На сборку потратил чуть больше двух месяцев. В основном долго пришлось сопрягать все детали – они были взяты не с одной машины. После кропотливых и упорных трудов я сделал себе железного «помощника» на садовом участке, который работает уже 3 года без отказов».
Евгений, 64 года:
«В моём возрасте тяжело обслуживать фермерское хозяйство без вспомогательной техники, но цены на фабричные минитракторы слишком высоки. Заказав переделку из старых жигулей у местных мастеров, я не пожалел. Машина оказалась неприхотлива в обслуживании и ремонте, а тяга позволяет мне пахать землю, заготавливать корм для скота, проводить посадку растений и сбор урожая».
У владельцев земельных участков возникает потребность облегчить и оптимизировать труд, тратить меньше сил/времени на обработку почвы, сбор урожая. Помочь в решении этой проблемы может минитрактор, собранный из отслужившего ресурс автомобиля.
При работе с острыми предметами либо горючими материалами следует соблюдать правила безопасности. Кроме того, сварочные работы сопряжены с риском получения электротравм и термических ожогов. При обработке металла используют защитные очки и грубые перчатки – острые кромки способны, как бритва повредить открытые участки тела. Кроме того, подъём, перемещение тяжестей проводят специальной техникой, чтобы исключить случайное падение груза.
Независимо от того, какой механизм был основным при сборке минитрактора, надо учитывать, что он опасен. Инструкций на самодельную технику не существует, и потому первая мера безопасности – это тщательная компоновка конструкции. Все вращающиеся и горячие детали ограждают защитными кожухами, чтобы оператор не мог случайно или нарочно дотронуться к опасным поверхностям. Следует соблюдать правила по обращению с горючими жидкостями: воспламенение топлива возможно из-за применения открытого огня рядом с ними.
Имея необходимый опыт по обслуживанию автомобилей и сельскохозяйственной техники, можно сделать минитрактор самому. Применение узлов от старой техники позволит сэкономить на покупке садового «помощника» в магазине. Однако сборка механизма займёт много времени, соответственно, начинать изготовление лучше поздней осенью или зимой, когда перечень агротехнических работ сведён к минимуму. За основу конструкции можно взять исчерпавшее ресурс колёсное транспортное средство.
Собрать простейший минитрактор можно из отжившего свой век грузового мотороллера «Муравей». Его плюс – тяговитый двигатель мощностью 11 л. с. и 4 скорости. От старой конструкции оставляют только силовой агрегат, коробку передач и цепной привод задних колёс. Полностью новыми делают раму, переднюю ходовую часть, трёхточечную сцепку. Рулевой механизм устанавливают с любого легкового автомобиля, а ступицы задних колёс по возможности делают как можно больше, чтобы к ним подошли детали от сельскохозяйственной техники.
Сложнее сделать привод для вала отбора мощности и маслонасоса гидросистемы. Если они необходимы, можно установить дополнительный двигатель мощностью 5-6 л. с. либо использовать ременную передачу, чтобы передать вращение от коленвала основного двигателя. Раму собирают из стальных профилей сечением 40 х 40 или 40 х80 мм. В местах крепления двигателя, коробки скоростей и заднего моста конструкцию усиливают металлическими накладками толщиной 4-5 мм.
Малолитражный автомобиль российского производителя в аварийном состоянии станет хорошим донором деталей, узлов для сборки собственной конструкции. От старой машины понадобятся двигатель с навесным оборудованием, коробка скоростей, ходовая часть, трансмиссия. Кроме того, понадобится дополнительная понижающая передача – высокая скорость для трактора не так важна, как большой крутящий момент на ведущих колёсах.
Двухцилиндровый мотор Оки мощностью 40 л. с. справится с любой агротехнической задачей. Однако не стоит брать двигатель ранних годов выпуска: он имеет заводской дефект, который трудно исправить.
Для экономии времени и средств можно использовать штатный корпус машины, но лучше изготовить новую несущую раму. Сварная конструкция из металлических профилей выдержит большие нагрузки при обработке почвы. Чтобы гарантировано обеспечить высокую надёжность аппарата, его раму делают из швеллера №12 или 16. К основе последовательно крепят мотор, коробку скоростей, редуктор заднего моста. Понижающий редуктор ставят после двигателя. Узлы соединяют ременной передачей. Вращение от коробки скоростей к заднему мосту передаётся карданной передачей. Для этого можно использовать штатные детали, которые укорачивают, а затем соосно сваривают.
Мини-внедорожник ЛуАЗ уже сам по себе является маленьким трактором. Однако чтобы приспособить его для аграрной работы, нужно кардинально переработать его конструкцию. Прежде всего, переделки касаются рамы, главного привода, ступиц задних колёс, оборудования трёхточечной сцепки. Ход работ:
Если в качестве автомобиля донора использовать «Жигули», то в итоге можно получит динамичную машину с отличными характеристиками. Такой минитрактор станет настоящим помощником в выполнении любых работ на садовом участке и при уходе за растениями. От ВАЗовской классики понадобятся:
Передние колёса можно оставить штатные, а задние лучше установить от МТЗ-82.
Все компоненты крепят на металлической сварной раме. Двигатель устанавливают на штатные виброгасящие подушки. Переднюю подвеску оставляют без изменений, укорачивают только рулевые тяги. Задний мост необходимо укоротить по длине. Для этого его разбирают и с двух сторон вырезают равные участки. На столько же укорачивают полуоси. Мост крепят к траверсе рамы при помощи стяжных хомутов.
Представитель украинского автопрома «запорожец» также можно использовать для сборки садовой самоходки. Однако ставший раритетом ЗАЗ 968 и дефицит запчастей создают некоторые трудности при переделке. От автомобиля берут двигатель, рулевой механизм, коробку скоростей и ступицы передних/задних колёс. Для комфорта оператора можно оставить родное сидение. Кроме перечисленного используют приборную панель со световыми индикаторами и спидометром.
https://youtube.com/watch?v=aQHXfZUE_WA%3Ffeature%3Doembed
Двигатель с воздушным охлаждением устанавливают в задней части за сиденьем оператора. Такая компоновка позволяет получить лучшее сцепление приводных колёс с грунтом. Благодаря этому на заднюю ось можно установить покрышки радиусом 16-18 дюймов. Раму для крепления оборудования делают из облегчённого профиля. Вал отбора мощности и трёхточечную сцепку делают на отдельном каркасе, который устанавливают на место, когда применяют соответствующее оборудование.
Моторы, трансмиссия от мотоциклов также подходят для применения их в самодельных конструкциях минитракторов. Хотя они и не развивают мощность достаточную для тяжёлых агротехнических работ, в совокупности с понижающими передачами самоходные механизмы способны существенно помочь фермеру на садовом участке. Кроме двигателя и коробки передач, следует подготовить задний мост от легкового автомобиля, раму, переднюю подвеску и рулевое управление.
Наиболее трудоёмкий процесс при сборке минитрактора – уменьшение длины задней балки. Чтобы получить необходимую ширину колёсной базы, задний мост укорачивают примерно наполовину. Нюанс процедуры – сварка чугунных и легированных деталей, которые плохо переносят термообработку. При этом необходимо обеспечить точность сборки, иначе во время движения под нагрузкой может произойти разрушение самодельных узлов. Все компоненты закрепляют на раме. Двигатель устанавливают спереди, а вращение на приводные колёса от коробки скоростей передают посредством цепной передачи.
Мотор от мотоцикла не сможет создать необходимый крутящий момент для приведения в движение трактора, дополнительного оборудования. Чтобы использовать навесные инструменты с вращающимися частями, агрегат оснащают вспомогательным двигателем.
Если мастер уверен в успешном завершении такой творческой работы, как изготовление самоходного агрегата, ему стоит заранее позаботиться о поиске всех необходимых узлов. В первую очередь составляют эскиз будущего изделия в произвольном масштабе. На бумаге размещают все компоненты, увязывая их между собой необходимыми связями. На этом этапе формируют общую компоновку, в результате, станут известны габаритные размеры минитрактора и места стыковки основных узлов.
Для сборки самодельного аппарата можно воспользоваться готовыми чертежами и схемами, размещёнными в интернете. Как правило, авторы таких самоделок делятся своими идеями, результатами работы, выкладывая наработки в Сеть. Однако какими бы ни были подробными инструкции, их всё же придётся дорабатывать под существующие реалии. Связано это с тем, что трудно подобрать указанные в схемах узлы. Для изготовления минитрактора необходимо подготовить:
Двигатель внутреннего сгорания – основной компонент самоходного аппарата. От его мощности зависят производительность, выносливость, масса и габариты техники. Целесообразно применить двигатель от мотоблока: он изначально был разработан для применения в садовых инструментах, а в его конструкции предусмотрены все необходимые крепления. Параметры мотора зависят от планируемых работ, которые будет выполнять минитрактор. Для тривиальных агротехнических мероприятий достаточно установить 6-сильный бензиновый двигатель. Если существует потребность в обработке больших территорий за короткий промежуток времени либо будет использоваться сложное навесное оборудование, стоит применить мотор с мощностью 15 л. с. и более.
При выборе мощного двигателя для самодельного трактора, лучше использовать дизельные модели. Они более выносливы и долговечны.
Все узлы минитрактора монтируют на металлической основе. Как правило, раму делают из стальных профилей квадратного, прямоугольного и круглого сечений. Все детали соединяют при помощи сварки. Для этого лучше использовать полуавтоматические аппараты, работающие в среде защитных газов. Такие сварные швы получаются крепче, у них меньше дефектов, а материал в зоне повышенной температуры не перегревается. Если нет возможности выполнить расчёт конструкции, раму делают усиленной – применяют толстостенный прокат и дополнительные элементы. Утяжеление не навредит аппарату, а, напротив, улучшит сцепление колёс с грунтом.
Как правило, опорные шасси тракторов не нуждаются в подвеске. Ступицы колёс жёстко крепят непосредственно к раме. Это позволяет получить прочную опорную конструкцию, способную выдержать высокие статические и динамические нагрузки. Однако такая компоновка не гасит удары, возникающие при езде по ухабам, что негативно сказывается на комфорте оператора. Для минитрактора применяют приводные мосты от легковых автомобилей либо лёгких фургонов. Передние управляемые колёса крепят к поворотным ступицам. Последние также могут передавать вращения, делая аппарат полноприводным.
Неотъемлемый компонент любого трактора – гидравлическая система. С её помощью оператор управляет положением навесного оборудования или приводит в действие механизмы, работающие от гидропривода. Источник высокого давления жидкости в системе – масляный насос. Так как гидравликой пользуются редко, нагнетатель получает вращение от выходного вала мотора через промежуточную раздаточную коробку. Это позволяет задействовать насос только в случае необходимости.
Подачу масла к рабочим узлам выполняет гидравлический распределитель. В зависимости от того, сколько механизмов планируют приводить в действие, устанавливают одно или многоканальный переключатель. В качестве исполнительных механизмов выступают гидроцилиндры. Они под действием давления масла выдвигаются иди задвигаются, перемещая тем самым навесное оборудование. Для самодельного трактора применяют фабричные гидроцилиндры либо, изготовленные из старых автомобильных амортизаторов.
Если установить раздаточную коробку сложно или конструктивно невозможно, можно для маслонасоса сделать отдельный привод из маломощного двигателя. Последний будет включаться только в случае необходимости.
- Вал отбора мощности
- Нюансы гусеничного трактора
- Как быстро получить самодельный трактор из мотоблока
- Выбор мотоблока
- Использование мотоблока «Зубр» и «Агро»
- Китайские мотоблоки
- Российские изделия
- Как собрать мини-трактор своими руками
- Рама
- Двигатель
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Задний мост
- Колёса
- Сделай своими руками мини-трактор для домашнего хозяйства. Минитрактор своими руками с двигателем от мотоблока
- Плюсы и минусы самодельного минитрактора
- Агрос
- Устройство мотоблока и минитрактора
- Двигатель для самодельного трактора
- Простое решение
- Заключение
- Подготовка к созданию самодельного мини-трактора
- Чертежи и сборка
- Создание каркаса
- Как сделать раму
- Как переделать
- Из Агро
- Из Салюта
- Из мотоблока Нева
- Из Оки
- Из Shtenli
- Из Урала
- Установка ходовой части
- Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков
- Монтаж двигателя и гидравлики
- Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
- Монтаж тормозной системы и электрооборудования
- Отзывы
Вал отбора мощности
Сложное навесное оборудование в процессе работы совершает разнонаправленные движения. Чтобы это стало возможным, они получают вращение от двигателя через вал отбора мощности (ВОМ). Этот привод, как и гидравлику, задействуют периодически через раздаточную коробку. Унификация навесного оборудования не позволяет применить вал, изготовленный самостоятельно. ВОМ на конце имеет специальные шлицы, которые в точности повторяют профиль сопрягаемого привода. Вал лучше использовать от трактора или сделать его на заказ по соответствующим чертежам.
Для навески дополнительного оборудования применяют трёхточечное крепление. Такая сцепка позволяет выполнить однозначное ориентирование механизма в пространстве и надёжно его зафиксировать. Крепление должно иметь универсальные размеры, соответствующие международным стандартам, что позволит применять большое количество навесного оборудования разных производителей. Кроме того, сцепку обязательно оснащают валом обора мощности, гидроприводом.
Обязательный компонент самоходного колёсного агрегата – тормоза. При монтаже ступиц с автомобилей они уже должны быть с установленными на них узлами безопасности. Однако привод системы нужно делать отдельно. Если тормоза гидравлические, для них применяют автомобильные педальные механизмы. Однако такую систему сделать трудно: она включает в себя множество компонентов, которые сложно увязать в единое целое. Проще подготовить механические тормоза с приводом при помощи тросика только на задние колёса.
Самоходная колёсная техника нуждается в системе управления. Как правило, у минитракторов делают поворотными передние колёса. Они редко бывают ведущими (меньше задних), а нагрузка от веса трактора минимальная. Механизм рулевого управления подойдёт от любого легкового автомобиля. Можно использовать как червячную, так и реечную передачу. Так как нагрузка на рулевой механизм на порядок меньше, чем в автомобиле, на трактор устанавливают детали и узлы, бывшие в употреблении. Кроме того, тяги можно разрезать, а затем сварить по требуемым размерам.
Чтобы предотвратить случайное попадание посторонних предметов в движущиеся части трактора, вокруг них устанавливают защиту. В первую очередь формируют моторный отсек, полностью закрывая его со всех сторон. Для охлаждения двигателя предусматривают вентиляционные отверстия. Кожух делают съёмным либо с откидным капотом, чтобы обеспечить доступ внутрь для ремонта или техобслуживания. Кроме мотора, огораживают колёсные арки, раздаточную коробку и ВОМ.
Чтобы выполнять работы в любую погоду, можно установить кабину для водителя. Она защитит оператора от осадков, палящего солнца, порывов ветра.
Нюансы гусеничного трактора
Самодельные гусеничные минитрактора – это техника с высокой маневренностью и хорошей проходимостью. Самоходка на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о её колесном аналоге. Однако такая конструкция имеет другой тип рулевого управления. В гусеничной модели нет поворотных колёс – все катки жёстко закреплены на раме. Маневрирование осуществляют путём подачи крутящего момента на правую или левую сторону (в зависимости от того, в каком направлении делают разворот). Одновременно с этим блокируют незадействованную пару колёс. Соответственно, тормоза правой и левой стороны независимы друг от друга, могут работать по отдельности.
Как быстро получить самодельный трактор из мотоблока
Во время подготовки земли к засеванию, ухода за наделом, уборки урожая владелец крупного хозяйства целыми днями вынужден быть на ногах, что, конечно же, вызывает сильнейшее утомление. Именно поэтому все преимущества мотоблока, такие как маневренность, небольшой расход горючего при сравнительно высокой производительности и функциональности, отходят на задний план из-за необходимости постоянной ходьбы. Но почему бы не соорудить самодельный трактор из мотоблока, тем более что это можно сделать всего несколькими действиями с помощью небольшой приставки.
Прицеп-адаптер крепится к задней сцепке вашего моторизированного помощника, представляя собой дополнительный мост, гибко соединенный с передней колесной парой. Снабженный собственным сцепным узлом для навесного оборудования и сиденьем для оператора, данный мини-трактор на базе мотоблока позволяет не шагать, изменив угол руля к корпусу, а ехать прямо над обрабатываемой полоской земли. Благо, клиренс адаптера соответствует просвету передней колесной пары. Таким образом, вы увеличиваете скорость вспашки или окучивания с доступных пешеходу 5 км/ч до вполне комфортных 10 км/ч, то есть в 2 раза, при этом совершенно не утомляясь.
https://youtube.com/watch?v=-j1OXA8Gixg%3Ffeature%3Doembed
Выбор мотоблока
Практически любой мотоблок может быть успешно переоборудован в мини-трактор
Тем не менее, важно понимать, что несоответствие изначального устройства определенным критериям не позволит получившемуся агрегату эффективно и качественно справляться со своими задачами. Например, если мощность двигателя мала, ему может не хватить тягловой силы для того, чтобы выносить не только стандартную нагрузку при работе с навесным оборудованием, но и дополнительную — в виде не учтенных изначально дополнительных конструкций и массы тела оператора
Поэтому, выбирая агрегат для переустройства, важно учитывать его характеристики:
https://youtube.com/watch?v=ZvNCCuA8IFY%3Ffeature%3Doembed
Среди малых сельскохозяйственных агрегатов российского производства особенно хорошо подходят для переломки из мотоблока в мини-трактор такие бренды, как Арго, Нева, Кентавр, МТ3, Зубр. Большинство моделей этих производителей отвечает всем перечисленным выше критериям. По спросу на них и отзывам владельцев можно судить, что эти устройства зарекомендовали себя как надежная и экономичная техника, удобная в эксплуатации и простая в ремонте, благодаря доступности запчастей. Ниже мы рассмотрим в качестве примера мини-трактор, переделанный из мотоблока Агрос.
Использование мотоблока «Зубр» и «Агро»
Если вы задумались над вопросом о том, как из мотоблока сделать минитрактор, то в качестве примера можно рассмотреть модель «Зубр». Как и в вышеописанном случае, данное устройство имеет хорошую силовую установку, она функционирует за счёт дизельного топлива. Для изготовления минитрактора необходимо подготовить:
Что касается гидравлики, то она потребуется для работы устройства совместно с навесным оборудованием. Дополнительные колёса можно позаимствовать у легкового автомобиля.
Перед тем как из мотоблока сделать минитрактор, можно попытаться отыскать модель «Агро». В этом случае подход будет более серьезным. Понадобится усиление ведущей полуоси и колесных редукторов. В качестве варианта изготовления можно расположить двигатель сзади, это позволит распределить нагрузку максимально равномерно.
Переоборудовать мотоблок в минитрактор можно по технологии, которая является одинаковой для всех моделей. В качестве исключения выступает трактор, изготавливаемый на базе МТЗ. Перед началом работ следует подготовить инструменты и детали.
Из важных параметров для этих устройств стоит выделить:
Мощность. Один из самых главных параметров, так как производительность и сила минитрактора напрямую зависит от мощности двигателя. Чем агрессивнее и тяжелее будет нагрузка на транспорт, тем мощнее нужно брать мотоблок.
Вес. Если самодельный минитрактор будет использоваться для пахоты земли, то вес мотоблока будет критичным параметром. Определяющим моментом является вид обрабатываемой земли: для твердых сортов почвы не стоит выбирать слишком легкие мотоблоки, иначе минитрактор не справятся со своим назначением.
В любом случае, для любых целей, чем тяжелее мотоблок, тем лучше рабочие данные будущего минитрактора.
Цена и производитель. По возможности лучше выбирать изделия от фирм, которые уже давно находятся на рынке. Если финансовые возможности ограничены, можно обойтись и более дешевыми аналогами. Российские изделия также станут оптимальным вариантом для большинства.
Китайские мотоблоки
В основном это копии российских моделей. Стоимость у них ниже за счет заниженных ресурсов на производство и экономии на материалах. Это несколько негативно сказывается на конечном качестве продукции.
При этом функционал не отличается от российских мотоблоков. В последнее время появляются изделия приемлемого качества, хотя до аналогов из России им все еще далеко. К популярным китайским мотоблокам можно отнести модели Зубр, Фермер, Кентавр, Форте, Аврора, Зирка и другие.
Российские изделия
Оптимальное решение с приемлемой ценой. Популярность среди покупателей приобрели мотоблоки с ременной передачей либо с трансмиссией с возможностью передачи крутящего момента на снегоотбрасыватель, почвенную фрезу или роторную сенокосилку. В любом случае процесс не обходится без участия специального ремня.
Особенность наших разработок – простое устройство системы сцепления. Из процедур по обслуживанию остается только замена ремня. Еще советские инженеры спроектировали редуктор, который признан одним из самых удачных на рынке. Используются профессиональные двигатели зарубежных производителей. Агрегаты получаются функциональными, надежными.
Популярные российские мотоблоки:
Как собрать мини-трактор своими руками
Заготовив схемы и чертежи, необходимо найти подходящие детали. Как минимум, вам понадобится двигатель, трансмиссия, рама и рулевое управление. Найти нужные детали в домашних условиях весьма проблематично, поэтому можно прогуляться по толкучкам и полистать сайты о продаже запчастей. Здесь вы сможете буквально за копейки приобрести нужные вам детали.
Рама
Переломка делается обычно из металлического швеллера № 5 или № 9. Структура этого материала обладает достаточным запасом прочности на изгиб. Из швеллера свариваются две полурамы, которые соединяются между собой шарнирным соединением. Для этих целей, можно использовать карданные валы от грузовиков.
Если переломка вас не устраивает, можно сделать мини-трактор на цельнометаллической раме. Такая конструкция обычно состоит из четырёх элементов: правого и левого лонжеронов, переднего и заднего траверсов.
Лонжероны можно изготовить из швеллера № 10, задний и передний траверс из швеллеров № 16 и № 12 соответственно. В качестве поперечной балки можно использовать металлический брус.
Двигатель
Для работы, мини-трактор сделанный своими руками, можно оснастить любым двигателем подходящей мощности. Оптимальным вариантом является силовая установка, обладающая мощностью в 40 лошадиных сил.
Наиболее часто на самодельные агрегаты устанавливаются двигатели М-67, МТ-9, УД-2 и УД-4. Встречаются модели, оборудованные двигателем от отечественных легковых автомобилей серии «Жигули» или «Москвич».
Если самоделка будет изготавливаться по формуле 4х4, для агрегата М-67 понадобится увеличить передаточное число трансмиссии, иначе силовой установке не хватит мощности обеспечить необходимое усилие для колёсных пар
Обратите внимание, что для силового агрегата может понадобиться дополнительная система охлаждения
Трансмиссия
Коробку передач и вал отбора мощности можно снять с автомобиля ГАЗ-53. Сцепление подойдёт от старого ГАЗ-52. В готовом виде эти узлы не подойдут, понадобится дополнительная подгонка.
Для синхронизации сцепления с двигателем, понадобится сварить новую корзину сцепления и подогнать её под необходимые размеры. У маховика двигателя необходимо будет укоротить заднюю плоскость и высверлить по центру дополнительное отверстие. Эти операции можно сделать на токарном станке.
Мини-трактор в процессе сборки
Рулевое управление
Этот узел должен включать в себя гидравлические цилиндры, это обеспечит мини-трактор лучшей управляемостью. Сделать своими руками систему гидравлики в домашних условиях невозможно. Поэтому необходимо снять уже готовую гидросистему с любой сельскохозяйственной техники. Учтите, что для циркуляции масла в гидравлике понадобится насос.
Задний мост
Можно взять подходящий узел от легкового и грузового автомобиля и установить на самодельную конструкцию. Предварительно необходимо укоротить на токарном станке полуоси.
Если готового моста нет, допускается составная конструкция от разных машин. Передний мост не является ведущим, поэтому подойдёт любой узел, подходящий по размеру.
Колёса
Радиус колёс зависит от того, как будет использоваться мини-трактор. Для транспортировки грузов, лучше подходят диски радиусом от 13 до 16 дюймов. Для выполнения сельскохозяйственных работ понадобятся колёса 18-24 радиуса.
Мини-трактор из мотоблока «Зубр»
Сделай своими руками мини-трактор для домашнего хозяйства. Минитрактор своими руками с двигателем от мотоблока
Во всех домашних или небольших фермерских хозяйствах приходится использовать много ручного труда. Снизить его долю помогает собранный минитрактор своими руками. Задействовать его можно для различных целей, включая уборку сена, обработку грунта, перевозку урожая или удобрений. Выполнять подобные операции без средств механизации в домашних условиях оказывается проблематично.
Крупные аграрные компании решают вопрос покупкой зарубежной или отечественной сельхозтехники. Мелким хозяйствам для минитрактора выделить нужную сумму не всегда удается, поэтому приходится придумывать и реализовывать самодельные разработки. Для домашнего хозяйства своими руками вся сборка осуществляется из подручных материалов. При необходимости определенные силовые узлы делаются более мощными, а также изделие задумывается максимально ремонтопригодным с универсальным набором запчастей и расходников.
Плюсы и минусы самодельного минитрактора
Широкую популярность данному типу техники обеспечивают преимущества:
Агрос
Опыт владельцев показывает, что мини-трактор из мотоблока Агрос получается не хуже, чем из других подобных агрегатов, однако есть одна особенность, на которую следует обратить особое внимание. Штатная ось в комплектации этого устройства имеет недостаточную прочность на излом
В результате мини-трактор, построенный из мотоблока Агрос, работает ничем не хуже любого другого, а вот нагрузка на полуоси может оказаться выше, чем они могут выдержать. Поэтому во избежание поломок при переоборудовании следует дополнительно усилить этот узел. Пользователи отмечают, что успешно справляться с этим этапом сборки помогает использование модернизированных колесных автомобильных редукторов (например, УАЗ, ЛуАз). Их применение корректирует передаточное отношение, за счет чего тяговый ресурс увеличивается.
https://youtube.com/watch?v=k1aV5AKTepc%3Ffeature%3Doembed
Перед началом переоборудования следует определиться, где будет располагаться мотор: в передней или задней части самодельного трактора. Заднее расположение двигателя в данном случае снизит нагрузку на базовую ось, требующую усиления — это позволит обойтись без усиления. Приступая к работе, необходимо убедиться и перепроверить наличие всего набора необходимых основных деталей. Заранее позаботьтесь о системах рулевого управления, торможения, дополнительной паре колес (можно взять обычные автомобильные колеса) и гидравлической системе
Наличие последней важно для обеспечения бесперебойной работы устройства в агрегации с навесным оборудованием
https://youtube.com/watch?v=j4iSdaDQONw%3Ffeature%3Doembed
Устройство мотоблока и минитрактора
У мотоблока и минитрактора достаточно много общих конструктивных черт, что и позволяет спокойно переоборудовать одно устройство в другое. Но, все-таки, это два разных технических агрегата, что будет понятно из описания их технического устройства.
Мотоблоки Кайман, Патриот, Техас, Прораб, Викинг, Форза состоят из нескольких основных рабочих узлов:
Минитракторы имеют схожую конструктивную структуру, включая в себе те же основные элементы, но не много отличаясь в технических характеристиках этих рабочих узлов. Устройство минитрактора российского, китайского и белорусского производства, будет выглядеть следующим образом:
Именно данное обстоятельство и заставляет различных энтузиастов пытаться переделать свои мотоблоки в полноценные минитракторы, чтобы было более удобно ими управлять. Кроме того, переделанные мотоблоки будут показывать куда более высокую производительность, чем до процесса переделки.
Двигатель для самодельного трактора
В зависимости от мощности двигателя различают легкие (до 5 кВт), средние (до 15 кВт) и тяжелые (до 50 кВт) мини-тракторы. При выборе двигателя для своего трактора, следует четко представлять, какие функции он будет у вас выполнять.
Так как нет смысла делать мощную технику для работы на малых участках. Фото различных конструкций мини-тракторов, сделанных своими руками, показаны ниже.
Для легких и средних мини-тракторов лучше всего подходят двигатели с мотоблоков, которые в настоящее время стали популярными.
Для самодельного тяжелого мини-трактора, изготовленного своими руками, подойдет двигатель от легковых автомобилей, или от тракторов Т-25, Т-30 и их современных аналогов. Такие двигатели можно недорого приобрести на вторичном рынке вместе со сцеплением и КПП.
Простое решение
Вопрос модернизации мотоблоков, нашёл отклик среди многих производителей этого вида техники. Учитывая, что самоделки пользуются большой популярностью, производители решили облегчить труд домашних умельцев.
Теперь к моделям «АГРО», «Нева», «Зубр», приобретаются готовые адаптеры, превращающие мотоблок в мини-трактор. Такой адаптер включает в себя следующие элементы:
Собрать такой комплект своими руками по силам даже человеку без технического образования. Нужно просто вооружиться набором гаечных ключей и следовать приложенной инструкции.
К недостаткам такого варианта относится дороговизна базового комплекта. Гораздо проще накопить ещё немного денег и приобрести уже готовый мини-трактор, что избавит от необходимости самостоятельной сборки техники.
Заключение
Механизация работ на своем дачном или приусадебном участке позволяет превратить рутинные обязанности в достаточно легкие и даже приятные занятия, поскольку в таком случае основная нагрузка приходится на различные технические средства, а владельцу остается лишь управлять ими. Таким универсальным помощником заслуженно считается мотоблок. Однако многие ошибочно полагают, что его приобретение решит практически все проблемы обработки земельного участка, но это не всегда так. И все же мотоблок, например, «Нева», можно использовать для создания более сложного и эффективного агрегата – .
Подготовка к созданию самодельного мини-трактора
Для создания мини-трактора на базе мотоблока нужно составить чертеж, его кинематическую схему, а также заранее подготовить материалы, инструменты и оборудование. Если вы владеете требуемыми знаниями и навыками, то с разработкой схемы демонстрации механизма удастся разобраться самостоятельно. Но если таких навыков нет, то найти можно более подходящий вариант в сети.
Для самодельного минитрактора детали и комплектующие можно использовать покупной заводской комплект. Но такое решение нельзя назвать правильным для тех, кто намерен осуществить переломку 4х4 и сэкономить на этой процедуре.
Для техники нужно:
Покупка готового комплекта запчастей для переделки – главная статья расходов, экономить на которой не следует. В противном случае качество готовой конструкции оставит желать лучшего.
Кроме этого, для самодельного трактора требуется выбрать два колеса, навеску, кресло для водителя, рулевой механизм, педали и мотоблок с нужным весом и мощностью. Идеально, если это будет аппарат тяжелого класса с дизельным двигателем. Благодаря этому в распоряжении появится сделанный в домашних условиях, но при этом мощный мини-трактор, который эффективно справится с сельскохозяйственными задачами.
При выборе массы нового мини трактора надо учитывать состояние земли, на которой он будет использоваться. Если она уплотнена, пересохшая, то агрегат может и не справится с поставленной перед ним задачей. Следовательно, чем тверже почва, тем тяжелее надо выбирать мотоблок. А мощность мотора нужно соотносить с площадью участка, который будет обрабатываться таким трактором. Поэтому, чем она больше, чем производительнее должен быть двигатель.
Чертежи и сборка
Чтобы сделать мини-трактор из мотоблока с двигателем своими руками, понадобится заранее подготовить чертежи и схему сборки. Над этим можно поработать самостоятельно, но надо выполнить главное условие – должно быть равновесие во избежание в работе аппарата неприятных «сюрпризов».
Создание каркаса
Чтобы создать каркас, много материала не потребуется. При этом, если чего-то нет, то можно использовать аналоги. Но габариты и свойства должны быть похожими. Речь идет о:
Сборка проводится только по схеме – отклоняться от нее нельзя.
Как только все элементы были соединены, надо проверить, правильно ли был выполнен монтаж. Для этого надо каркас установить на мотоблок. Если все стало как нужно, то можно продолжать дальше создавать мини-трактор. если что-то пошло не так, то нужно исправить недочеты.
На следующем этапе надо установить уже готовые элементы: рулевую тягу, ступицы и ось, на которую болтами крепятся колеса. Первый элемент надо установить на заднюю ось.
Не все занимаются самостоятельной переделкой мотоблока, поскольку этот процесс кропотливый и требует внимания. А если учесть, что для трактора из мотоблока Нева уже есть готовая конструкция, то и смысла в этом нет. Но это в случае, когда нужно заниматься мелкими работами.
Если же работы будут проводиться на неровной поверхности или вязком типе грунта, то без мини-трактора не обойтись.
Как сделать раму
Прежде чем создать мини-трактор, изначально надо подумать о раме. Для этого использовать можно детали из улучшенного комплекта или профили из стали. Выбрать лучше нержавейку.
Отрезки профиля, сделанные согласно выбранного чертежа, в первую очередь соединить болтами, а затем в точках скрепления пройтись сваркой.
Заменить профиль сможет труба с высотой бортов 30-35 см. Для жесткости подойдет поперечная балка.
К задней части рамы надо приварить фаркоп, к которому затем можно будет прикрепить навесное оборудование, например, прицеп.
Как переделать
Трактор из мотоблока обработает территорию небольшой площадью. Собрать его под силу каждому, у кого есть хоть незначительные познания о том, как устроена техника. Кроме этого, надо учитывать, что переделка разных моделей осуществляется по различным схемам.
Из Агро
Есть строить машину на базе Агро, то надо учесть, что у штатной оси прочность на излом незначительная. Возможна ситуация, когда эти части ломаются даже при использовании мотоблока без дополнительного веса, а если нагрузку увеличить, то риск какого исхода возрастает в несколько раз. Чтобы вероятность поломки свести к нулю, можно установить колесные редукторы от авто УАЗ или ЛуАЗ. В этом случае передаточное отношение может быть изменено, чтобы тяговый диапазон увеличился.
Перед изготовлением самодельного минитрактора, надо заранее определить, где будет расположен движок – спереди или сзади. В первом случае агрегат станет маневреннее, но на колеса увеличится давление. Возможны и проблемы с трансмиссией.
Оснастить устройство можно также фарами, иным освещением, окрасить в специальный цвет. Создать допустимо и навес, который защитит от погодных условий, не всегда благоприятных.
Из Салюта
Если выбирать из этих продуктов, то хорошо подойдет мотоблок «Салют-100». Это важно, потому что с другими моделями работать будет сложнее.
Мастера, у которых мало опыта или его вообще нет, стоит отказаться от идеи делать самостоятельно сложную технику. Узкая ведомая ось тоже не подойдет. Если ее ширина не превышает 100 см, то велика возможность того, что при крутом повороте мини-трактор перевернется.
Главная составляющая работы – увеличение ширины колесной базы. Если купить уже готовые втулки, то токарные работы не понадобятся. В случае, когда дифференциалов нет, можно применять поворотные блокирующие удлинители.
Шасси выбирают владельцы самодельных тракторов. После подготовки рамы надо УШМ нарезать лонжероны поперечного и продольного хода. Далее их можно соединить двумя способами: болтами или сварочным аппаратом.
Лучший вариант – комбинированный способ. В этом случае стыки будут более крепкими.
На «Салют» надо устанавливать переломку из пары связанных полурам шарнирами. У такой конструкции нет повышенных ходовых качеств. На заднюю ось надеваются колеса для мотоблока, а на переднюю – резина с четким рисунком протектора.
Если «Салют» переделать с использованием двигателя с такой же производительностью, что и изначально, то получится трактор, который справиться с любыми работами на площади в 2-3 гектара. Но для большей территории мощность также должна быть больше.
Согласно отзывам опытных аграриев, отличный результат получится при использовании запчастей из уже готовых комплектов с частями пожарных помп. Изделия смогут подняться в гору даже при сильной нагрузке. В некоторых случаях их оборудуют колесами от внедорожников.
Из мотоблока Нева
Агрегаты марки Нева оснащены двигателем, которые могут развивать от 5,5 до 10 лошадиных сил. Двигатели отличаются двумя или четырьмя передачами и реверсом. Привод колес осуществляется редуктором смешанной схемы. Для самодельного трактора из мотоблока Нева модели нужны с мощными моторами.
В схеме есть штатная цепка для навески плуга, бороны и иных устройств сельскохозяйственного назначения. Сцепной аппарат следует перенести на самодельную машину без изменений.
На завершающем этапе самодельный аппарат снабдить водительским сидением, фарами и иными осветительными приборами. Благодаря небольшим размерам он будет маневренным.
Из Оки
Для переделки такого мотоблока понадобятся 2-скоростные коробки передач с реверсом. О цепных редукторах забывать также не стоит – они вращаются за счет карданных валов, осуществляющих привод переднего и заднего моста. Допустима сборная рама, которая первоначально разделена на две части. Соединение каждой из них происходит карданным шарниром от грузового авто.
В основном агрегаты оснащены колесами по схеме 4х4. Двигатель устанавливают спереди и накрывают капотом. При этом его отдача может быть до 9 литров. На задней части рамы есть раздаточная коробка.
Из Shtenli
В первую очередь, с мотоблока требуется убрать все лишнее. Для сборки надо заранее подготовить редуктор, коробку и движок. Если есть рама, то от исходника больше ничего не нужно.
Для привода необходим вал с двумя шестеренками. Верхний участок еще содержит опорный подшипник. При монтаже шестигранника может образоваться люфт большого размера, но он него можно избавиться, если добавить полотна ленточной пилы. В случае применения лезвия от пилы по металлу, надо срезать зубчики болгаркой.
Рулевую колонку можно использовать от автомобиля марки «Жигули», а поворотные кулаки – от «Оки». Сборка заднего моста осуществляется на 120-х швеллерах.
Из Урала
В рамках переделки понадобится рулевой редуктор от автомашины ВАЗ 2106. Поворотные кулаки и крестовины подойдут от грузовых машин.
Ступицы подойдут от любого авто из модельного ряда ВАЗ.
Колеса оставить можно с исходного агрегата. Шкивы также подойдут от «Урала», но при их отсутствии, понадобится замена. При этом ее диаметр должен составлять 26 см.
Сборка осуществляется так, чтобы при нажатии на педаль ремень был поджат по внешнему диаметру.
Использовать трехточечную навеску – необязательное условие, а рычаги редукторов не должны быть длинными. Цепь обеспечивает плавающий режим.
Установка ходовой части
После окончания установки приспособления для навески монтируют на переднюю и заднюю оси, а на них колеса. В основном на заднюю устанавливают те, которые шли в комплекте с мотоблоком, а на переднюю – от легкового автомобиля. При этом рисунок протектора должен быть глубокий. Это важный аспект, поскольку техника получит высокую проходимость, а сцепление колес с грунтом усовершенствуется.
Чтобы оборудовать самодельный трактор полноценной ходовой частью, надо купить ступицы с тормозами. При этом желательно, чтобы в комплект еще входили рулевые тяги, колеса, редуктор и колонка. Но их тоже можно переделать – снять с легковой автомашины.
Некоторые огородники дополняют переднюю подвеску амортизаторами для комфортной работы.
Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков
Минитрактор с двигателем от мотоблока облегчит выполнение сельскохозяйственных работ. При этом, вся нагрузка будет на агрегате, а оператор будет управлять процессом. Проблем с запчастями не возникнет – они в свободном доступе.
Среди прочих преимуществ выделить можно:
Кроме этого, агрегат подойдет для обработки территории с густо посаженными деревьями.
Монтаж двигателя и гидравлики
Наиболее выгодный вариант для самодельного мини-трактора – установка одноцилиндрового дизельного дизеля с водяным охлаждением. Он выгоден с экономической точки зрения, поэтому использование агрегата на его основе не будет затратным. В основном его размещают на передней части рамы, поэтому при эксплуатации с дополнительным оборудованием сохраняется равновесие. В месте, где будет установлен движок, монтируют систему скользящего крепления – это позволит сделать регулировку и натяжение ремней проще.
Передача усилия от двигателя к задним колесам мини-трактора осуществляется ременной передачей. Коробки передач и раздаточную ВОМ можно позаимствовать у грузового авто, например, ГАЗ-53. Установка мотора проходит так, чтобы шкив ВОМ находился в одной плоскости со шкивом задней оси агрегата. Одновременно с этим надо определить место, где появится педаль сцепления.
После монтажа двигателя надо монтировать гидравлику. В ее комплекте должны быть масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Соединяются эти элементы гибкими маслостойкими шлангами. Лучший вариант, если гидравлика будет с плавающим режимом.
Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
Чтобы понять, какие компоненты необходимы для создания машины, нужно знать, какие компоненты в него входят. Это важный аспект, позволяющий сразу купить нужные элементы и позволит избежать лишних трат.
Так, должны быть:
Данные компоненты купить не сложно: их много в местах разборок автомобилей или на пункте приема металлолома. Но к выбору данных комплектующих подойти следует ответственно. Часто они уже не новые, поэтому надо тщательно их осмотреть на предмет отсутствия повреждений. В случае дефектов, самодельный агрегат будет работать неправильно.
Монтаж тормозной системы и электрооборудования
Как только двигатель установлен, надо заняться тормозной системой. Тормоза использовать можно новые или использовать этот компонент л легкового автомобиля.
Изначально, согласно схеме, нужно определить место, где в самодельном мини тракторе появится педаль тормоза. На нем следует установить крепление для нее и основной тормозной цилиндр. После этого его подсоединить к тормозным барабанам, расположенных на передних колесах, шлангами
Сразу после процедуры надо проверить систему на герметичность. В случае ее нарушения, надо переделать все.
Но, чтобы сделанный в домашних условиях мини-трактор был полноценным, понадобится подключить электрооборудование, и вывести датчики на панель приборов. Это необходимо для гарантии безопасности оператора при управлении машиной.
Отзывы
Мотоблок использую уже не первый год. Хотел еще приобрести к нему адаптер, но увидел в сети самодельный мини-трактор и загорелся этой идеей. Думал, что сложно будет это сделать, но постепенно, изучая материал и вникая в него, понял, что смогу все сам. Выбрал чертеж, купил необходимые комплектующие и приступил к работе. Примерно месяц я потратил, но своей цели достиг. Теперь работа на участке проходит быстрее.
Купил мотоблок и радовался своему новому «помощнику». Но, я приверженец модернизации, поэтому постоянно совершенствую свою технику. Так было и в этот раз – принял решение собрать мини-трактор. Конструкция несложная, комплектующие нашел быстро. Теперь у меня новый агрегат, а соседи удивляются, что я сам его смог собрать.
Чтобы создать в домашних условиях мини трактор, не надо обращаться к профессионалам. Достаточно выбрать схему и чертеж, купить необходимые запчасти и приступить к работе. Тем более, что сейчас найти можно инструкцию, где каждый шаг запечатлен на фото.