Как устроена КПП на тракторе МТЗ-80, подробная схема. Что необходимо знать при ремонте коробки передач?
Одним из важнейших узлов трактора МТЗ-80 является коробка передач. Ее назначение — изменение скорости движения трактора, переключение на задний ход и включение в работу навесного оборудования через боковой вал отбора мощности. Стандартная коробка передач МТЗ-80 оснащена 9-ю ступенями для движения вперед и 2-мя для хода задом.
Понижающий редуктор удваивает количество передач для переднего и заднего хода. Таким образом, для хода вперед есть 18 ступеней, для заднего хода — 4 ступени. Стандартную КПП можно оснастить дополнительным приспособлением для движения на малой скорости — ходоуменьшителем. Это целесообразно в том случае, если трактор выполняет работы на скорости, меньшей стандартной.
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 с базовой комплектацией
установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним,
расположенным под правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов
и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).
Возможна установка трансмиссий со следующими комплектациями:
— с механической КПП и синхронизированным понижающим редуктором
(18F+4R);
— с механической КПП и реверс-редуктором (9F+9R).
Переключение передач в трансмиссии c механической коробки передач и
механическим или синхронизированным понижающим редуктором.
Элементы управления механической коробки передач с механическим или
синхронизированным понижающим редуктором представлены на рисунке.
Рис.15. Управление КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2
1 – схема переключения ступеней понижающего редуктора; 2 – рычаг
управления понижающим редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и
передач;
4 – схема переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения
диапазонов и передач КПП и рычагом управления понижающим
редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней понижающего редуктора
(замедляющая ступень – символ «черепаха», ускоряющая ступень – символ
«заяц») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем
вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в
положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.
Рычаг управления механическим понижающим редуктором 2 в процессе работы
трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении:
назад – ускоряющая ступень («заяц»), или вперед – замедляющая ступень
(«черепаха»).
Рычаг управления синхронизированным понижающим редуктором 2 в процессе
работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном)
положении: назад – замедляющая ступень («черепаха»), или вперед –
ускоряющая ступень («заяц»).
Допускается удерживание рычага понижающего редуктора в нейтральном
(среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при
низких температурах.
Переключение передач в трансмиссии КПП с реверс-редуктором
Элементы управления коробки передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 c
реверс-редуктором представлены на рисунке.
Рис.16. Управление коробкой передач
1 – схема переключения ступеней реверс-редуктора; 2 – рычаг управления
реверс-редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 –
схема
переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения
диапазонов и передач и рычагом управления реверс-редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней реверс-редуктора (ступень
переднего хода – символ «вперед», ступень заднего хода – символ «назад»)
производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Рычаг управления реверс-редуктором 2 в процессе работы трактора должен
находиться во включенном (фиксированном) положении: вперед – ступень
переднего хода («вперед»), или назад – ступень заднего хода («назад»).
Допускается удерживание рычага реверс-редуктора в нейтральном (среднем
нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких
температурах.
Управление валами отбора мощности
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 в базовой комплектации
устанавливается задний вал отбора мощности. Также может быть установлен
боковой
полунезависимый ВОМ.
Управление задним валом отбора мощности
Рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод
При перемещении рукоятки 11 в крайнее левое положение (по ходу трактора)
включается синхронный привод, в крайнее правое – независимый, в среднее
– положение «нейтраль».
Включение заднего вала отбора мощности
Включение заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 возможно только в том
случае, если рукоятка 11 установлена в положение «включен синхронный
привод» либо в положение «включен независимый привод». В положении
«нейтраль» задний ВОМ не работает.
Рычаг включения заднего ВОМ 5 имеет два положения:
— при перемещении рычага 5 из крайнего переднего положения в крайнее
заднее происходит включение заднего вала;
— при перемещении рычага 5 из крайнего заднего положения в крайнее
переднее происходит выключение заднего вала.
Включать и выключать задний ВОМ рекомендуется при работающем двигателе.
На рисунке рычаг 1 установлен в положение «выключен».
Рис.17. Схема включения заднего ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – рычаг включения заднего ВОМ; 2 – инструкционная табличка управления
задним ВОМ.
Переключатель двухскоростного независимого привода заднего ВОМ
Поводок независимого привода ВОМ 2 имеет два положения:
— I – 540 мин-1) – крайнее, по часовой стрелке;
— II – 1000-1) – крайнее против часовой стрелки.
Для установки нужной скорости вращения отверните на один оборот болт 1,
поверните поводок 2 в положение «I» или «II» и затяните болт 1.
Рис.17А. Переключение скорости вращения (вид снизу трансмиссии)
Работа Беларус МТЗ-82.1, 80.1 трактора без использования заднего ВОМ
При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок переключения
независимого двухскоростного привода вала необходимо установить в
положение 540 мин-1, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на
синхронный привод – в нейтральное положение, рычаг включения заднего
ВОМ – в положение «выключен».
Защитный колпак ограждения заднего вала
должен быть установлен.
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности Беларус
МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется тягой, которая расположена с левой стороны
от
сиденья оператора.
Тяга имеет два фиксируемых положения:
— «включен» – верхнее положение;
— «выключен» – нижнее положение.
Боковой полунезависимый ВОМ при номинальных оборотах двигателя имеет
следующие частоты вращения:
— 571 мин-1 – при включенной пониженной ступени понижающего редуктора
(«черепаха»);
— 755 мин-1 – при включенной повышенной ступени понижающего редуктора
(«заяц»).
Трансмиссия трактора МТЗ 82 с полным приводом ходовой части, отличается в своём составе редуктором, обеспечивающим дополнительное распределение крутящего момента для привода переднего моста. Узел присоединён своим корпусом к правому люку картера КПП трактора и именуется раздаточной коробкой. Механизм может подавать мощность на ПВМ в автоматическом и принудительном режимах с возможностью полного отключения привода переднего моста.
- Элементы агрегата
- Схема КПП МТЗ-80 старого образца
- Функции трансмиссии
- Строение и функции раздаточной коробки колесного трактора МТЗ
- Составное устройство
- Обслуживание, неполадки и ремонт
- Не работает автоматический режим
- Ремонтные работы
- Раздаточная коробка. Неисправности, разборка, ремонт.
- Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
- Редуктор КПП
- Промежуточный вал
- Устройство КПП
- Ремонт КПП
- Коробка передач МТЗ (МТЗ-80)
- Другие статьи
Элементы агрегата
Схема коробки передачи на тракторе минского завода предусматривает наличие 22 скоростей. За счет понижающего редуктора удваивается количество передач. Чтобы обеспечить движение на скорости ниже, чем способна заводская коробка МТЗ 80, монтируется ходоуменьшитель.
Рассматривая устройство трансмиссии, можно выделить вторичный и первичный валы. Они расположены внутри корпуса трансмиссии на одной оси. Устройство коробки передач трактора мтз 82 предусматривает фиксацию первичного вала с помощью подшипников. Первый фиксирующий элемент располагается в стакане корпуса трансмиссии, а второй — обеспечивает фиксацию первичного вала ко вторичному посредством торца.
Чтобы собрать коробку передач трактора МТЗ 80 либо МТЗ 82, используются шлицы и шестерни.
За счет ведомой шестерни зафиксирован редуктор. Промежуточная шестерня сцеплена с ведомым аналогичным элементом 3 передачи. За счет первой детали понижается скорость.
Рассматривая промежуточный вал коробки МТЗ 80, можно выделить его вращение вокруг втулки. Дополнительно вращаются подшипники. Между втулкой и основной шестерней есть 2 подшипника с роликами. Внутрь шестерни вмонтирован вал, который поддерживается втулкой. Над ней находится крыльчатка. Она подает масло на шестеренки и дифференциал КПП МТЗ 80.
Для упрощения процесса переключения передачами предусмотрен рычаг. Если он расположен в неудобном для водителя месте, допускается проведение тюнинговых работ. Самодельная кулиса КПП МТЗ изготавливается с учетом схемы работы передач.
Схема КПП МТЗ-80 старого образца
Рассмотрим подробно схему КПП трактора «Беларус» МТЗ-80 старого образца (с малой кабиной). Коробка передач представляет собой узел, выполненный в виде 2х-ступенчатого 4х-вального редуктора с шестернями, который помещен в картер из литого чугуна. В системе трансмиссии он располагается между задним мостом и двухступенчатым понижающим редуктором вкупе со сцеплением. Параллельные валы опираются на подшипники, которые вмонтированы в стенки и перегородку чугунного корпуса. Шестерни на валах крепятся при помощи шлиц, а некоторые свободно вращаются.
Функции трансмиссии
Трансмиссия работает по следующему принципу: вращение крыльчатки обеспечивает распыление масла на составные делали КПП. Вал оснащен венцами. При переключении передач МТЗ 80 используется редуктор с двумя ступенями:
Для обеспечения функционирования 1 ступени редуктора рекомендуется сцепка ведущей шестерни с внешним венцом. Затем включается 2 ступень редуктора КПП трактора МТЗ 80.
Главная шестерня 1 ступени передвигается в такое положение, чтобы она вошла в соответствующие зубцы венца шестерни 2 ступени.
В процессе включения 1 либо 2 ступени осуществляется переключение скоростей (5 либо 8). Шестерня, движущаяся назад, способствует срабатыванию 4 либо 7 передачи КПП МТЗ 80. Если шестерня 3 ступени двигается назад, тогда включается максимальная передача — 9.
Трансмиссия МТЗ 80 и КПП МТЗ 82 может быть оснащена ходоуменьшителем. В такой конструкции ведомая шестерня смонтирована на вале 1 и задней передачи. Допускается самостоятельный ремонт коробки передач МТЗ 80 либо 82, который предусматривает установку ходоуменьшителя. Для этого рекомендуется передвинуть пружину в буртик, выводя из сцепления главную шестерню. Сборка трансмиссии осуществляется с помощью лючков с заглушками.
Вышеописанные элементы являются составными частями МТЗ 82 коробки и ее предшественника — модели 80. Для рассматриваемой специальной техники характерны одинаковые инструкции по ремонту, обслуживанию и эксплуатации. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 не отличается.
Строение и функции раздаточной коробки колесного трактора МТЗ
Двигатель – важнейший элемент любого тракторного механизма. Он представляет собой устройство необычайной сложности, в состав которого входит огромное число всевозможных узлов и деталей. При этом каждый из них выполняет свои уникальные функции.
Основная отличительная особенность тракторных двигателей заключается в том, что они могут функционировать в необычайно сложных условиях длительное время. При этом двигатель такого типа не теряет свои эксплуатационные параметры и характеристики.
Ремонт трактора Беларусь МТЗ-82
Одной из наиболее важных составных частей двигательного узла является раздаточная коробка. Именно ей и посвящена данная статья.
Составное устройство
В основе рассматриваемых трансмиссий находится раздатка. Данное устройство обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к колесам. При этом осуществляется равномерное распределение усилий между данными элементами.
Раздаточная коробка МТЗ 82 распределяет усилия между мостами.
Это обеспечивает идеальную проходимость техники. При этом гарантируется отсутствие циркулирующей мощности. Трактор устойчиво передвигается на низких оборотах, когда наблюдается максимальная крутящая сила.
За счет наличия раздатки в МТЗ 82 коробки увеличивается крутящий момент на всех колесах, что обеспечивает легкое прохождение техник по бездорожью. Рассматриваемое устройство представлено в виде простого редуктора с 1 передачей. В нем есть роликовая муфта, которая свободно перемещается в одну сторону.
В устройстве предусмотрен механизм, способствующий отключению/подключению и блокировке муфты. Раздатка находится в специальном корпусе, установленном на штифтах. В устройство рассматриваемого механизма входит много деталей. Конечная передача МТЗ 82 и 80 модели способствует преобразованию КМ. При этом изменяется направление вращения.
Обслуживание, неполадки и ремонт
Техническое обслуживание узла производится с общим обслуживанием трансмиссии трактора, которое заключается в проверке затяжки всех сочленений корпусов системы и контроле уровня масла. Сезонную замену масла производят на смазку соответствующей вязкости при падении температуры ниже +5°С. Показатель вязкости важен для безотказного срабатывания автоматического режима включения, так как при снижении температуры загустевшее летнее масло будет препятствовать работе обгонного механизма раздаточной коробки.
Не работает автоматический режим
Причинами такой неполадки может быть загрязнение беговых каналов профильных пазов шестерни грязью и продуктами окисления металла. А также вследствие усадки пружин механизма, при недопустимом износе роликов и беговых каналов с пазами, выработки ведомой части муфты.
Часто причиной отказов является появление граней на изношенных роликах. В этом случае осуществляют замену на ролики с увеличенным ремонтным размером для компенсации увеличенных изношенных заклинивающих пазов механизма. Ролики первой комплектации имеют диаметр 15 -0,012 мм, ремонтные 15,15 -0,012 мм.
Ремонтные работы
Если в процессе эксплуатации трактора шестеренки самостоятельно выключаются, а муфта выключается туго, рекомендуется произвести ремонт КПП МТЗ. Чаще при переборке узла выявляется дефект вилок, подшипников, валов и фиксаторов. Может зацепиться шестеренка.
При их скрежете рекомендуется установить новый диск управления сцеплением. Допускается неправильная регулировка самого сцепления. Если после ремонта скрежет присутствует, ремонтируется аппарат управления тормозов. Дополнительно регулируется пружина механизма. Так как она не подлежит ремонту, поэтому при необходимости ее заменяют новой пружиной.
В сжатом виде ее длина равняется 32 мм.
Если вышеописанные действия не устранили поломку, необходимо снять крышку корпуса устройства сцепления. Замена прокладок необходима, если их толщина менее 1,5 мм. Для замены непригодных деталей отсоединяется корпус от КПП. Крышка аппарата поднимается. После замены нужно собирать устройство. Для этого используются болты.
При свободном ходе переключателя редуктора требуется его замена. Для проверки вилки необходимо ее извлечь из редуктора, вставив в муфту, проверив зазор. Муфта и вилка заменяются, если зазор превышает 3 мм. Для этого понадобится развернуть остов и разъединить КПП. Если рычаг, который переключает передачи, болтается либо шестерня частично выходит из сцепления, тогда причина поломки — вилки.
Дополнительно проверяется упругость пружины фиксаторов. Для этого снимается механизм переключения передач, проверяется работоспособность наконечника рычага. Дополнительно рекомендуется осмотреть щеки вилок.
Раздаточная коробка. Неисправности, разборка, ремонт.
Рис. 2.7.1. Раздаточная коробка: а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — гайка; 2 — фланец; 3 — манжета; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6, 14, 22, 26, 29, 33 — подшипники; 7 — вал; 8 — рычаг; 9, 18 — пружины; 10 — стойка; 11, 12 — тяги; 13 — корпус раздаточной коробки; 15 — шайба; 16 — крышка; 17 — штифт; 19 — пробка; 20 — ролик; 21, 25 — втулки; 23, 28, 34 — кольца; 24 — винт; 27 31 — шестерни; 30 — ось; 32 — обойма; 35 — муфта; 36 — вилка; 37 — валик с рычагом.
Конструкция гидравлического ходоуменьшителя
Гидроходоуменьшитель выполнен на основе механического ходоуменьшителя, а внесенные конструктивные изменения позволяют обеспечить плавное регулирование скорости привода в диапазоне передаточного числа включенной передачи.
Это выполняется с помощью гидросистемы в составе масляного насоса, дросселя, маслозаборника и системы маслопроводов. Создаваемый насосом расход масла регулируется дросселем, что позволяет выполнять подтормаживание корончатой шестерни, входящей в состав планетарного редуктора . Пропорционально частоте ее вращения происходит бесступенчатое изменение скорости на выходном валу КПП.
Для работы гидросистемы в механическую часть ходоуменьшителя внесены следующие изменения: установлена дополнительная втулка для свободного вращения корончатой шестерни, также она оснащена наружным зубчатым венцом для привода вал-шестерни маслонасоса.
Для управления гидросистемой в кабину трактора выведен стержень управления дросселем с рукояткой. При его вращении изменяется зазор между седлом и уплотнительной поверхностью штока в корпусе дросселя, регулирующий расход масла к коронной шестерне. Перед началом движения зазор должен быть перекрыт, для этого стержень должен выть повернут против хода часовой стрелки до упора.
Ходоуменьшитель и передача КПП включаются в той же последовательности, что и для механического варианта, затем вращением стержня по часовой стрелке подбирают необходимую для работы скорость.
Несмотря на тот факт, что коробка передач белорусских тракторов считается одной из самых надежных, она не застрахована от возможных поломок. Как говорилось ранее, детали постоянно трутся друг об друга, из-за чего КПП постоянно нужно оказывать должный уход и добавлять масла. Если же требования производителя не выполняются, водитель трактора может столкнуться с рядом проблем.
Скрип при смене скоростного режима может говорить о том, что диски сцепления пришли в негодность, или сцепление шестеренок КПП отрегулировано неверно. В таком случае потребуется снять КПП и выполнить ремонт коробки передач МТЗ-80, а сломанные детали необходимо будет заменить. Если эти действия не помогли, нужно проверить пружину, установленную в части управления кулачками. Длина пружины должна быть не более 32 мм при условии наибольшего сжатия. Такую проверку можно совершить своими руками.
Необходимо знать, что зазор в накладках тормозного диска должен составлять 1,5 мм, не больше. Зазор вилки включения и цапфа отводки не должны быть больше 2,2 мм. Когда эти зазоры больше по размерам, трактор придется сдать в ремонт, детали заменить.
Люфт рычага смены скоростей невозможно не заметить, так как он влечет за собой подключение скоростей самопроизвольно или их выключение не до конца. Это значит, что вилкам переключения недостаточно усилия. Такой же эффект могут вызывать пружинные фиксаторы с неполным натяжением. В этом случае снимите КПП МТЗ-80, полностью проверьте все детали, добавьте масла и соберите коробку.
Разберите коробку МТЗ и уделите особое внимание щечкам вилок переключения, а также зазору между переключающими планками. Не стоит забывать и о ширине зева. Если хотя бы 1 деталь вышла из строя, ее придется менять: такие элементы ремонту не подлежат.
Если возникли посторонние шумы в коробке передач, то причиной этого может быть износ подшипников и валов. При возникновении такой проблемы необходимо сразу же принять меры, иначе это приведет к необходимости капремонта техники. Чтобы избавиться от проблемы, нужно разобрать коробку и проверить, надежно ли закреплены валы, это можно сделать вручную, используя монтировку. Если валы зафиксированы ненадежно, нужно проверить затяжку гайки, если она не износилась, значит, проблема в подшипниках. Если же в порядке все эти детали, нужно измерить зазор оси вторичного вала.
Если появляются стуки в коробке, которые исчезают, когда переключаются скорости, это свидетельствует об износе приводных шестеренок. Чтобы убрать неполадку, нужно демонтировать раздаточную коробку МТЗ и крышку коробки передач. Трактор белорусского производителя поднимается на домкрате, после этого колесо прокручивается вручную и выясняется, какие шестеренки неисправны. Чтобы их заменить, придется полностью разобрать коробку.
Для выполнения трактором различных работ при разных скоростях и тяговых
усилиях необходимо изменять крутящий момент, подводимый к ведущим
колесам трактора, то есть изменять передаточное число силовой передачи.
Эту роль и выполняют коробки передач. Следовательно, коробки передач
служат для изменения передаточного числа силовой передачи, что приводит
к изменению скорости движения и силы тяги на крюке.
Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора
(вперед или назад) и отсоединять двигатель от силовой передачи на
длительное время (при остановках с работающим двигателем, работе на
стационаре, при запуске двигателя). Коробки передач современных
тракторов имеют до шестнадцати и более различных скоростей и,
следовательно, столько же различных значений силы тяги на крюке
трактора.
Это позволяет при различных видах работ выбирать такую рабочую скорость,
которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, работать
высокопроизводительно с экономным расходом горючего. Коробки передач
классифицируются по способу изменения передаточного числа на ступенчатые
и бесступенчатые.
Ступенчатые КПП, получившие распространение на
тракторах, выполняются шестеренчатыми и они подразделяются по следующим
основным признакам:
— по числу передач (ступеней) на четырехступенчатые, пятиступенчатые и
т. д.;
— по способу зацепления шестерен: коробки с подвижными шестернями
(Т-25А, Т-16М, Т-40М, МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6Л, Т-74, Т-4А) и коробки с
шестернями постоянного зацепления (К-701, Т-150, Т-150К, Т-130);
— по расположению валов относительно продольной оси трактора, коробки с
продольным расположением валов и поперечным. Поперечное расположение
валов имеют КПП тракторов Т-16М, Т-25А, Т-40М, остальные тракторы —
продольное расположение;
— по способу переключения передач различают коробки, переключаемые без
нагрузки, то есть требующие остановки трактора при переключении
передачи, и коробки, переключаемые под нагрузкой (на ходу) (К-701,
Т-150К, Т-150);
— по схеме изменения передаточного числа коробки могут быть с однопарным
зацеплением (двухвальные), двупарным (трехвальные) и комбинированные
(составные). Большинство коробок передач комбинированные и представляют
комбинацию двух последовательно расположенных коробок передач, что
позволяет увеличить число передач.
КПП с однопарным зацеплением можно представить в виде двух параллельных
валов с шестернями. Ведущий вал, называемый первичным, приводится во
вращение от двигателя через муфту сцепления и карданную передачу.
Ведомый вал, или вторичный, через механизмы заднего моста соединен с
ходовой частью. На первичном валу шестерни могут передвигаться вдоль
вала по шлицам и называются они подвижными каретками; на ведомом они
закреплены неподвижно или наоборот.
Когда ни одна из шестерен первичного и вторичного валов не находится в
зацеплении, то такое положение называется нейтральным и трактор
неподвижен, так как первичный вал не связан со вторичным. Если малую
шестерню первичного вала ввести в зацепление с большой шестерней
вторичного вала, предварительно остановив первичный вал путем выключения
муфты сцепления и передвинув каретку влево, то после выключения муфты
трактор будет двигаться на первой передаче с максимальной силой тяги.
Если разъединить шестерни, а шестерни ввести в зацепление, то при этом
получим вторую передачу. Так как на первичном валу шестерня больше
шестерни 3, а на вторичном — шестерня 2 меньше шестерни 4, то,
следовательно, на второй передаче большая шестерня первичного вала будет
вращать меньшую шестерню вторичного вала и частота вращения вторичного
вала и скорость трактора увеличатся, а сила тяги уменьшится.
Таким образом, можно получить до 4-5 передач, так как дальнейшее
увеличение числа пар шестерен приводит к чрезмерному удлинению валов.
Для получения заднего хода между шестерней первичного и шестерней
вторичного вала вводят в зацепление промежуточную шестерню заднего хода.
Она не изменяет передаточного числа, а изменяет направление вращения
вторичного вала, и трактор движется назад. Передвижение кареток вдоль
вала осуществляется с помощью механизма переключения передачи.
Каждая каретка имеет специальную кольцевую выточку, в которую входит
вилка. Каждая вилка укреплена на валике переключения стопорными болтами.
Иногда вместо валиков применяются ползуны. Для перемещения валиков или
ползунов имеется рычаг переключения, который может качаться в
поперечном и продольном направлениях в шаровой опоре. Нижний конец
рычага входит в пазы валиков переключения.
Чтобы включить соответствующую передачу, рычаг заводят в паз
соответствующего валика и перемещают в продольном направлении вместе с
вилкой и кареткой. При перемещении верхнего конца рычага вправо его
нижний конец перемещается влево, то есть занимает противоположную
позицию. При перемещении рычага вперед или назад соответственно в
противоположную сторону движется нижний конец рычага с валиком, вилкой и
кареткой.
Движение нижнего конца рычага ограничивается специальной кулисой с
прорезями, которая предотвращает возможность включения одновременно двух
передач. В некоторых конструкциях вместо кулис между ползунами
устанавливаются разделительные планки, которые выполняют ту же роль.
Чтобы предотвратить самопроизвольное включение или выключение передачи,
в конструкции механизма переключения предусмотрены фиксаторы,
которые входят в углубления на валиках переключения и прижимаются
пружинами.
При переключении передачи скос углубления валика преодолевает
сопротивление пружины и выжимает фиксатор вверх. Когда валик
передвинется и
каретка полностью войдет в зацепление, фиксатор войдет в соседнее
углубление, фиксируя валик в данном положении.
Механизм блокировки. В КПП с переключением без нагрузки для уменьшения
износа зубьев шестерен и бесшумного включения передач
устанавливают механизм блокировки. Этот механизм не позволяет
переключать передачи без предварительного выключения муфты сцепления, то
есть коробка передач блокируется муфтой сцепления. Механизм блокировки
состоит из валика с продольным пазом, на котором укреплен
поворотный рычаг. Рычаг тягой соединен с педалью муфты сцепления.
Когда муфта сцепления включена, фиксатор упирается в валик и не
позволяет передвигаться валику, следовательно, переключение передач
невозможно. Для переключения передачи необходимо выключить муфту
сцепления. В этом случае валик повернется пазом к фиксатору, и фиксатор
может подняться вверх, давая возможность переместить валик переключения.
Регулировка механизма блокировки достигается изменением длины тяги с
таким расчетом, чтобы при выключенной муфте можно было свободно
переключать передачи. Для получения увеличенного числа передач при
небольшом числе шестерен используются редукторы, последовательно
соединенные с коробкой передач. Редукторы позволяют удваивать число
передач.
Коробка передач трактора ДТ-75М
КПП трактора ДТ-75М четырехходовая, семиступенчатая, с подвижными
каретками и блокировкой механизма переключения передач. Корпус коробки
передач и заднего моста представляет единую отливку. Первичный вал
получает вращение от усилителя крутящего момента через зубчатую муфту.
На его шлицах надеты шестерня постоянного зацепления и две каретки:
каретка третьей и четвертой передач и каретка первой и второй передач.
Ведомый вал, изготовленный как одно целое с малой конической шестерней
главной передачи, вращается в двух подшипниках, и на его шлицах
укреплены пять шестерен: второй, седьмой, первой, блок четвертой и
шестой передач, третьей передачи. На основных передачах трактора
(первая,
вторая, третья, четвертая) крутящий момент передается и преобразуется
непосредственно с первичного вала на вторичный.
Для получения еще трех передач переднего хода и передачи заднего хода
рядом с основными валами в подшипниках коробки установлены вал
заднего хода и дополнительный вал. На вал заднего хода насажены
шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней
первичного
вала и шестерней дополнительного вала, и каретка для включения задней
скорости. На дополнительном валу помимо шестерни постоянного
зацепления установлены две каретки: седьмой и пятой и шестой передач, а
также маслоразбрызгиватель.
На первой передаче в зацеплении участвуют: шестерня первичного и
шестерня вторичного валов, на второй — соответственно, шестерни, на
третьей — малый венец каретки находится в зацеплении с шестерней, на четвертой —
большой венец каретки с малым венцом блока вторичного вала, на пятой
передаче — шестерни, малый венец каретки и шестерня, на шестой —
шестерни, большой венец каретки и шестерня, на седьмой — шестерни,
каретка и
шестерня вторичного вала.
Для получения задней передачи каретку передвигают и сцепляют с большим
венцом блока. В этом случае вращение от первичного вала через
шестерни передается валу заднего хода, а с него через каретку — большому
блоку вторичного вала. В механизм управления коробкой входят:
внутренний и наружный рычаги переключения.
В прорезях поводков переключателя (ползунов) и разделительных планок
качается нижний конец рычага переключателя вместе с направляющей
вилкой, укрепленной на валике. Разделительные планки предотвращают
перемещение сразу двух передач одновременно. Ползуны связаны вилками с
подвижными каретками. Над фиксаторами, установленными в два ряда,
помещены два валика и блокировочного механизма, соединенные серьгой и
тягой с рычагом управления муфтой сцепления. Весь механизм переключения
монтируется на крышке корпуса коробки передач.
Коробка передач тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82
КПП тракторов МТЗ-50,52 и МТЗ-80,82 комбинированая, с прямой передачей и
двухступенчатым редуктором, обеспечивается девять
передач вперед и две назад. При использовании понижающего редуктора
число передач удваивается (18 передач вперед и 4 назад). В корпусе
коробки
размещены на одной оси первичный и вторичный валы, под которыми
находятся промежуточный вал и вал пониженных передач.
Первичный вал установлен в двух шариковых подшипниках, причем задний
подшипник установлен в гнездо-расточку, выполненную в передней части
вторичного вала. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки
ведущих шестерен. В зависимости от включенной ступени в редукторе
передняя каретка при движении вперед включает пятую или восьмую
передачу, а при движении назад — четвертую или седьмую передачу.
Задняя каретка, перемещаясь вперед, включает третью или шестую передачу,
а при перемещении назад соединяет первичный, вал со вторичным,
обеспечивая прямую девятую передачу. На промежуточном валу установлены:
блок ведомых шестерен пятой (восьмой) и задней скорости, ведомые
шестерни четвертой (седьмой) и третьей (шестой) передач.
На ступицу шестерни свободно надет блок промежуточных шестерен, с
помощью которого осуществляется получение пониженных передач, а также
привод бокового вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Промежуточная
шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного
вала.
На шлицах задней части промежуточного вала может перемещаться ведущая
шестерня (каретка) первой ступени редуктора, которая при движении
вперед входит в зацепление с ведомой шестерней первой ступени редуктора,
при движении назад — с внутренним зубчатым венцом ведущей
шестерни второй ступени редуктора.
Наружный зубчатый венец шестерни постоянно соединяется с ведомой
шестерней второй ступени редуктора, установленной на вторичном валу.
Промежуточный вал пустотелый, внутри его проходит вал привода ВОМ (вала
отбора мощности). Вторичный вал установлен в двух конических
роликовых подшипниках. Как одно целое с валом выполнена ведомая шестерня
первой ступени редуктора. На валу установлены ведомая шестерня
второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи.
Ведомая шестерня первой передачи редуктора в передней части (в торце
вала) имеет внутренний зубчатый венец для соединения с ведущей
шестерней при получении прямой (девятой) передачи, когда первичный вал и
вторичный будут вращаться с одинаковой частотой. Вал пониженных
передач расположен в левой части корпуса коробки передач. На шлицах вала
установлены каретка первой (второй) передачи и заднего хода и
шестерня привода ходоуменьшителя.
Первая и вторая передачи включаются при перемещении каретки назад, а при
перемещении вперед включаются передачи заднего хода. Редуктор КПП
имеет две ступени. Первая ступень обеспечивает первую, третью, четвертую
и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, при
этом вращение передается с ведущих шестерен первичного вала на
соответствующие ведомые шестерни промежуточного вала, а с него через
шестерни первой ступени редуктора на вторичный вал и далее на главную
передачу.
Вторая, шестая, седьмая и восьмая передачи переднего хода и вторая
передача заднего хода обеспечивается второй ступенью редуктора. Девятая
передача включается соединением первичного и вторичного вала напрямую.
При включении первой передачи вращение передается с каретки
первичного вала на промежуточный блок шестерен, свободно сидящих на
ступице ведомой шестерни, с блока шестерен — на вал пониженных передач,
а с него на промежуточный вал и через первую ступень редуктора на
вторичный вал.
Вторая передача осуществляется так же, но через вторую ступень
редуктора. Переключение передач осуществляется рычагом, установленным в
шаровой опоре в верхней крышке. Нижний конец рычага заходит в пазы
ползунов — вилок переключения. Положение ползунов — вилок фиксируется
шариковыми фиксаторами, установленными на кронштейне. Переключение
ступеней редуктора осуществляется тем же рычагом. В этом случае
нижний конец рычага заводят в прорезь ползуна редуктора и включают
нужную ступень.
Удлиненная прорезь в ползуне позволяет возвращать рычаг в нейтральное
положение и, не выключая редуктора, включать нужную передачу. Справа и
слева в корпусе коробки сделаны люки, закрытые крышками. В левый люк при
необходимости устанавливается вал отбора мощности или
ходоуменьшитель, с правой стороны — раздаточная коробка трактора МТЗ-82.
Понижающий редуктор устанавливается между муфтой сцепления и коробкой
передач и управляется рычагом. При его включении зубчатая муфта
выходит из зацепления с шестерней, а входит в зацепление с шестерней
редуктора и вращение с вала муфты сцепления передается не
непосредственно на первичный вал коробки передач, а через шестерни
понижающего редуктора.
Редуктор КПП
Стандартная коробка передач трактора МТЗ-80 оснащается двухступенчатым редуктором. Схема его работы следующая: первая ступень включает I, II, III, IV и V передачи переднего хода и I передачу хода задом. Вторая редукторная ступень включает все остальные передачи. Для включения первой ступени редуктора необходимо сцепить ведущую шестерню первой ступени с наружным венцом на вторичном валу. Работа редуктора на второй ступени происходит при зацеплении главной шестерни первой ступени с зубчатым венцом шестерни второй ступени.
Промежуточный вал
Вращение вала происходит на втулке и шарикоподшипниках. Втулка соединена с главной шестерней второй редукторной ступени, имеющей внутренний вал с поддерживающей втулкой. Сзади данной шестерни размещены кулачки заднего синхронного вала для отбора мощности. Для смазывания деталей сверху главной шестерни размещается крыльчатка для разбрызгивания масла на активные детали КПП МТЗ-80.
Устройство КПП
Если смотреть на КПП МТЗ-80 в разрезе по продольной оси, то первичный и вторичный вал имеют одноосное размещение. Расположение промежуточного вала вместе с валом первой передачи и заднего хода — параллельное первичному. Передний конец первичного вала закреплен в подшипнике в стакане корпуса КПП, задний конец соединен с передним концом вторичного вала в торец в подшипнике.
Ведущие шестерни III, IV и V передач насажены на шлицы первичного вала. Через ведомую шестерню на первичном валу закреплен и понижающий редуктор. На шлицах пустотелого промежуточного вала крепятся ведомые шестерни III, IV и V переключателя передач. Промежуточная шестерня имеет зацепление с ведомой шестерней III передачи.
В продольном разрезе:
1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня IV и V передач; з — корпус коробки передач; 4 — ведущая шестерня III передачи; 5 — заливная пробка; 6 — рычаг переключения передач; 7 — крышка коробки; 8 — вторичный вал; 9 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника вторичного вала; 11 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 12 — ведущая шестерня главной передачи; 13 — гайка вторичного вала; 14 — внутренний вал; 15 — ведущая шестерня II ступени редуктора; 16 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 17 — промежуточная шестерня; 18 — ведомая шестерня III передачи; 19 — ведомая шестерня IV передачи; 20 —- ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 21 — промежуточный вал; 22 — переднее гнездо внутреннего вала.
В поперечном разрезе:
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка; 16 — гайка; 17 — лоток.
Ремонт КПП
Устройство данного узла довольно простое и надежное, но вечного нет ничего. Со временем трущиеся детали изнашиваются, и работа КПП имеет отклонения от нормы. Слышимые шумы или стук при движении, самопроизвольное выключение передач, а также очень тугое переключение передач сигнализируют о необходимости ремонта КПП. Как правило, из строя выходят вилки переключения, изнашиваются подшипники, возникают дефекты в фиксаторах. Реже изнашиваются зубцы шестерен, так как они изготовлены из износостойкого сплава.
Скрежет при переключении может быть последствием износа дисков аппарата управления сцеплением. Иногда неправильно отрегулированное сцепление шестерней приводит к скрежету. Следует заменить изношенные детали и произвести регулировку. Если скрежет не прошел, возможная его причина в следующем: неправильная длина пружины в аппарате управления тормозками. Ее длина в сжатом состоянии не должна быть более 32 мм.
Не будет лишней ревизия зазоров между накладками тормозкового диска, а также между цапфами отводки и вилкой включения. Минимально допустимая толщина диска тормозка — 1,5 мм. При меньшей толщине его следует заменить. Для вилки включения и отводки допустимый зазор составляет 2,2 мм. При меньшем зазоре требуется замена изношенных деталей.
Сильный люфт рычага переключения передач, их произвольное выключение или неполное отключение являются последствиями недостаточного трущего усилия вилок переключения. Могли потерять упругость пружинные фиксаторы. Для выяснения причины необходимо отсоединить механизм переключения передач и произвести осмотр с замерами следующих деталей: щеки вилок, зазор между планками переключения передач, ширина зева. Изношенные детали заменяются новыми.
Шумы в КПП могут возникнуть при износе подшипников, крепящих валы. Если их не заменить своевременно, возможно их разрушение и заклинивание всей коробки. Сняв крышку КПП, монтировкой пробуют сдвинуть валы. Они должны быть жестко посажены в гнездах. Любое видимое смещение валов в гнездах свидетельствует о дефекте подшипников. Увеличенный осевой зазор вторичного вала также приводит к повышенному шуму при работе коробки передач. Сначала необходимо проверить крепление гайки вала, если она в порядке — значит проблема в подшипнике.
Периодический стук в коробке, исчезающий при переключении передач, говорит об износе некоторых шестеренок. Для поиска дефекта снимают раздаточную коробку, крышку КПП. Подымают одно колесо домкратом и прокручивают его вручную. Визуально определяют изношенную шестерню. Для ее замены потребуется разборка всей коробки передач.
Статья по теме: Как сделать отвал на МТЗ
Еще по теме: как работает нш 32
Также может быть установлен боковой полунезависимый ВОМ. При пополнении масла советуют открыть сливные отверстия узла, а также корзины сцепления и остова заднего моста.
Еще по теме: Как правильно отрегулировать плуг на МТЗ-80
Коробка передач МТЗ (МТЗ-80)
МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а так же на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.
Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил намного более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна чем сельскохозяйственная.
Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а так же порядок переключения скоростей МТЗ 82.
МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов
Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.
Итак, КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.
О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:
Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
На схеме римскими цифрами обозначены режимы:
Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима, отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП на много больше.
Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.
После того как режим включен возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.
Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.
Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть, при пониженном, и при повышенном.
Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?
Если трактор движется, на какой либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз, для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.
Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.
Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала – промежуточный и дополнительный.
Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.
Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло не покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.
Фото КПП МТЗ-80/82
Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.
Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.
Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.
Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно так же увидеть на рисунке.
Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.
Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенный цифрой 7.
Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.
Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.
Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент, непосредственно, на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой, 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего, на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
В отличии от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходится обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной его замены, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.
Масло в коробке передач МТЗ-80/83 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.
На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.
Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:
Замена масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.
Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.
Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора. Это достаточно сложная операция и в этой статье о ней рассказано не будет.
Другие статьи
Возврат к списку