Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 ) Мотоблоки
Содержание
  1. На каких работах используется машина
  2. Устройство
  3. Силовая установка
  4. Узлы трансмиссии
  5. Узел сцепления
  6. Гидравлика
  7. Ходовая часть
  8. Габаритные размеры
  9. Навесное оборудование
  10. Аналоги белорусской машины
  11. Коробка переключния передач
  12. Трансмиссия
  13. Обзор универсального трактора МТЗ-80
  14. Технические характеристики
  15. Двигатель трактора МТЗ-80
  16. Тормозная система трактора МТЗ-80
  17. Передний мост
  18. Задний мост
  19. Тормоза
  20. Особенности и преимущества
  21. Достоинства и недостатки
  22. Модификация спецтехники МТЗ-80
  23. Кабина оператора
  24. Цена трактора МТЗ-80
  25. Ремонтопригодность
  26. Трактор МТЗ-80 Беларус
  27. Кабина и управление
  28. Тюнинг
  29. Коробка передач
  30. Силовая передача
  31. Муфта сцепления
  32. Коробка передач и раздаточная коробка
  33. Передний ведущий мост (МТЗ-82)
  34. Ходовая часть и рулевое управление
  35. Гидравлическая навесная система
  36. Гидравлическая система
  37. Особенности устройства коробки передач
  38. Особенности эксплуатации тракторов Беларус
  39. Обслуживание
  40. Основные неисправности, ремонт
  41. Техническое обслуживание
  42. Агрегатирование трактора
  43. Габариты и расход топлива
  44. Технические характеристики трактора МТЗ-80

На каких работах используется машина

В первую очередь на выполнении сельскохозяйственных операций: вспашка, боронование, посевные работы, культивация, обработка посадок, заготовка зеленой массы, уборка и вывоз урожая.

Производится более 200 видов дополнительного прицепного и навесного оборудования. Это расширяет функции машины для применения в производственной, коммунальной, транспортной сферах. На трактор монтируются бульдозерный отвал, дорожная фреза, экскаваторное оборудование, буровая установка. Грузоподъемность МТЗ 80 на оси навеса 3,2 т. Машина допущена для передвижения по дорогам общего пользования, что делает ее мобильным буксировщиком прицепов с грузом.

Устройство

Остовом трактора является полурамная конструкция, имеющая несущие картеры элементов трансмиссии. Схема машины – классическая, с разноразмерными пневмоколесами на задней ведущей оси и направляющей передней.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80:а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;

Силовая установка

Четырехцилиндровый рядный дизельный мотор Д-243 с мощностью 81 л. с. и объемом 4,75 л. В номинальном режиме агрегат расходовал 162 г/л. с. час горючего. Крутящий момент 290 Нм обеспечивал достаточное тяговое усилие и хорошую проходимость машины. Запуск производился при помощи пускового карбюраторного мотора или электростартера. В условиях отрицательных температур при пуске использовалась электрофакельная система.

Про мотоблоки:  Ремонт Промежутки(Корпуса Сцепления) Мтз 80 — Житель Ско — TheWikiHow

Узлы трансмиссии

Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования.Силовой приводПередача ращения на ВОМ осуществляется:

Узел сцепления

Изделие сухого типа в однодисковом исполнении. Фрикционная муфта постоянно замкнута. Привод муфты механический от педали в кабине.

Гидравлика

Трактор МТЗ-80 оборудуется раздельно-агрегатной гидравлической системой. Основным узлом является шестеренчатый насос НШ-32, работающий от привода двигателя. В комплект гидросистемы входит гидрораспределитель трехсекционного типа с золотниково-клапанным устройством и гидроцилиндр управления навесным оборудованием.

На машине устанавливается задний вал отбора мощности независимого или синхронного типа. Частота вращения ВОМ — 540 об/мин. Синхронного — 1010 об/мин. Насос создает максимальное давление в гидросистеме — 16 МПа, производительность узла составляет 45 МПа.

Ходовая часть

Трактор МТЗ-80 оснащается приводом на задние колеса. Задний мост устанавливается на жесткой подвеске. Передний мост — на полужесткой с балансирным мостом. Конструкция задних колес предполагает бесступенчатую регулировку колеи. Это удалось реализовать, благодаря клеммовым соединениям. Колея передних колес собрана по-другому и регулируется ступенчато с шагом в 100 мм. Тормозной механизм дискового типа. Передняя ось — рулевая. Для облегчения поворота используется гидропривод рулевого управления.

Габаритные размеры

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.

«Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

Тракторы 80 предназначены для агрегатирования более 200 наименований навесного оборудования. Способов присоединения навесных сельскохозяйственных орудий несколько:

Перечень самых распространенных навесных орудий:

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Прицепные механизмы прикрепляются к поперечине или вилке устройства либо путем сцепки с буксиром. К ним относят такие механизмы:

Аналоги белорусской машины

Устройство трактора МТЗ-80, демократичная стоимость по сравнению с аналогами, универсальность, простота в ремонте и обслуживании – все это делает данную машину неоспоримым лидером на рынке специальной техники, и любимым экземпляром среди малых и крупных фермеров.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80:
а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;

Устройство силовой установки трактора МТЗ 80

Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования.
Силовой привод
Передача ращения на ВОМ осуществляется:

Коробка переключния передач

КПП в механическом исполнении на 9 режимов передачи момента при движении вперед и 2 на реверс. Использование редуктора, для снижения оборотов, позволяет удвоить количество режимов. Ходоуменьшитель (устанавливается как опция) обеспечивает дополнительные 4 передачи вперед и назад.
Раздаточная коробка
Устанавливается на модель 82 и обеспечивает подключение ведущего моста передних колес.

Задний мост
Оборудуется устройством автоматического блокирования дифференциала, передает вращающий момент на полуоси конечных передач.

Устройства хода
Передняя пара пневмоколес направляющая с типоразмером 200—508, задняя пара ведущая 400—965.
Передняя ось с поворотными цапфами крепления колес через шарнир устанавливается на брусе полурамы. Весовая нагрузка на ось передается через цилиндрические пружины.
Колея изменяемая – 1200/1800 мм передние колеса и 1400 /2100 мм задние.

Система гидравлики
В раздельно-агрегатном исполнении. Гидравлический цилиндр с регулятором размещен на приливе кожуха заднего моста.

Трансмиссия

Трансмиссия трактора МТЗ-80 состоит из коробки передач, системы сцепления, ВОМ. В базовой комплектации машины имеют механическую трансмиссию с двухдиапазонной коробкой передач с понижающим редуктором. КПП представляет собой двухступенчатый четырехвальный шестеренчатый редуктор. Он собирается в цельном картере, размещенном между корпусом заднего моста и понижающим редуктором.

Крышка левого люка корпуса коробки передач может быть заменена боковой ВОМ или ходоуменьшителем. Правый люк заменяют раздаточной коробкой.

Современные модели машин 80-й серии могут оснащаться КПП с гидроподжимными муфтами. Переключение скоростей происходит посредством подачи давления масла на муфту. Работа самих муфт при этом осуществляется через золотник гидрораспределителя.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Сцепление обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии. У 80-й модели тракторов сцепление однодисковое постоянно замкнутое, располагается в отсеке корпуса, который соединяет КПП и двигатель. Общая схема устройства этой части трансмиссии трактора МТЗ-80 – нажимной диск, маховик двигателя, соединенный при помощи пальцев, гаек и втулок штампованный опорный диск.

Обзор универсального трактора МТЗ-80

В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ.

Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства относят:

В соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, было налажено производство большого количества специализированной техники.

К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, относят:

Технические характеристики

Тракторы МТЗ-80 доступны в нескольких модификациях, различных по характеристикам устойчивости на крутых склонах, типом пневматических шин, передаточными числами коробки переключения передач и другими деталями. По данным статистики, МТЗ-80 являются, наряду с тракторами Т-40 и бульдозером ДТ-75, самыми массовыми машинами на постсоветском пространстве.

Двигатель трактора МТЗ-80

В новой разработке Минского тракторного завода подошли к вопросу замены двигателя серьезно. МТЗ-80 получил принципиально отличный от предшественников силовой агрегат заводского производства Д-240. Это четырехтактный четырехцилиндровый дизельный мотор типа 4Ч11/12,5. К особенностям агрегата относится полуразделенная камера сгорания в поршне.

Д-240 охлаждается жидкостной системой и в некоторых моделях тракторов дополняется предпусковым подогревателем марки ПЖБ-200Б. В первоначальном варианте исполнения мотор выдавал 75 л.с./55,16 кВт мощности. В доработанной версии двигатель получил 80 л.с./59,25 кВт. Рабочий объем четырех цилиндров равняется 4,75 литрам.

Силовой агрегат запускается электростартером или пусковым двигателем марки ПД-10 с рабочей мощностью 10 л.с. Запуск осуществляется при заблокированном пуске или включенной передаче. Система питания трактора МТЗ-80 представлена комплексом из топливного бака, топливных фильтров тонкой и грубой очистки, топливоподающих насосов высокого и низкого давления. Система дополняется топливными проводами низкого и высокого давления, а также форсунками системы подачи и очищения воздуха.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Номинальная частота вращения коленвала двигателя достигает 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра Д-240 равен 110 мм, ход поршня 125 мм. При максимальной мощности силовой агрегат расходует 242 г/кВт*ч топлива. Снабжение мотора обеспечено 130-литровым топливным баком. Для обеспечения работоспособности трактора производитель предусмотрел запас крутящего момента в 15 %.

Коробка передач трактора МТЗ-80 доступна только в механическом исполнении. КПП девятиступенчатая, двухдиапазонная, оснащается понижающим редуктором. В результате трактор может двигаться на 18 скоростях вперед и на четырех назад. Сцепление трактора МТЗ-80 работает на однодисковой сухой муфте постоянно замкнутого типа.

Допускается установка ходоуменьшителя опционально. Часть машин, сошедших с конвейера после 1985 года, оснащается гидроуправляемой коробкой передач с функцией переключения под нагрузкой. Особенностью такой коробки является возможность выбора любой из четырех передач в каждом из четырех диапазонов без активного использования муфты сцепления.

МТЗ-80 — заднеприводная модификация. Зданий мост оснащается антиблокировочным дифференциалом с функцией отключения. Тракторы старого образца управляются с помощью механической ножной педали. Более поздние версии получили гидравлическое управление блокировкой. Переключатель режимов располагается на приборной панели. Диапазон скоростей движения МТЗ-80 на девятиступенчатой КПП составляет 1,89-33,4 км/ч.

Тормозная система трактора МТЗ-80

Управление тормозами МТЗ-80 представляет собой комплексную систему из:

Рабочая отвечает за замедление и полную остановку машины. Стояночная — гарантирует устойчивость на уклонах. Длительное поддержание скорости на уклоне осуществляется посредством вспомогательной тормозной системы. Запасная предусмотрена для использования при возникновении неисправностей в рабочей тормозной системе. МТЗ-80 комплектуется управлением тормозами с механическим приводом и пневматическим тормозом прицепного устройства.

Передний мост

Передний ведущий мост трактора 80 является опорной частью передней части агрегата и передает крутящий момент.

Мостовая конструкция состоит из таких элементов:

Передний мост изготовлен по портально-универсальному типу, что способствует увеличению таких параметров, как:

Задний мост

Задний мост агрегата 80 предназначен для передачи крутящего момента от продольного вторичного вала КПП через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Механизм соединяет задние колеса между собой. В состав мостовой конструкции входят:

Задний мост служит опорой и устанавливается с помощью подвески к раме или к кузову.

Тормоза

Тормозная система в МТЗ предусмотрена таких видов:

Рабочий тормоз необходим для понижения скоростного режима до полной его остановки.

Стояночный тормоз предназначен для поддержания транспортного средства в неподвижном состоянии; вспомогательный — для постоянства скорости при езде на уклоне; запасной — при неисправностях основных.

Универсальная пневмосистема требует постоянного контроля и периодической регулировки тормозов.

Особенности и преимущества

Колесный трактор МТЗ-80 можно использовать в городских условиях, где он не будет вредить асфальтовому покрытию, для транспортировки грузов между селами или по шоссе, для относительно быстрого перемещения на большие расстояния. Он прост в управлении и отличается маневренностью, благодаря чему идеально подходит для выполнения сложных работ в горах, стройках и частных участках.

Достоинства и недостатки

Колесные тракторы 80 имеют отличительные от других моделей достоинства:

Среди недостатков владельцы техники выделяют следующие:

Модификация спецтехники МТЗ-80

За годы выпуска спецтехники Минским производителем, с конвейера сошло огромное количество моделей МТЗ-80, которые имели следующую разрядную модификацию:

Кабина оператора

Жесткой конструкции, герметизированная, с защитой от опрокидывания. Устанавливается на 4 виброопорах из резины. Вентиляция естественная.
Управление машиной
Рулевое управление снабжено усилителем, работающим от индивидуального гидронасоса. Торможение машины и прицепа обеспечивает пневматическая система. Дисковые тормоза в сухом исполнении, монтируются на шестернях передач бортов.

Устройство кабины трактора МТЗ 80

Конкурентами трактора производства МТЗ принято считать такую сельскохозяйственную технику, как:

Модели предназначены для мелких и средних хозяйств, имеют хорошие технические показатели, как у трактора 80, но отличаются высокой стоимостью: до 50 тыс. евро.

Передний не ведущий мост трактора МТЗ-80

Передний мост МТЗ-80 включает подвеску полужесткого типа и балансир, который имеет способность дублировать понижение и повышение ландшафта, независимо от расположения заднего моста и корпуса машины.

Крепление колесного механизма на жесткой задней подвеске производится на ведущих осях при помощи соединений на основе клемм. Это способствует изменению показателя ширины колеи в отрезке от 1350 мм до 2095 мм бесступенчато. Передняя колея имеет каскадную регулировку с показателем шага в 1 см.

Для более комфортного управления и работы тракториста агрегат оборудован усилителем руля гидравлического типа, функционирующим по аналогии с любым автомобильным ГУРом.

Цена трактора МТЗ-80

МТЗ-80 имеет ряд плюсов и минусов. Они сказываются на его стоимости. Если сравнивать цены на данную модель и продукты производителей «Катерпиллар» или «Джон Дир», разница получится ощутимой. Трактор благодаря проверенной конструкции отличается повышенной надежной и ремонтопригодностью, запчасти на него легко купить. Комфортность работы и контроль ситуации с учетом отсутствия в штатной комплектации специализированного оснащения не являются сильными качествами МТЗ-80. Мощности трактора точно не хватит на большие площади.Тем не менее, популярность модели остается крайне значительной даже сейчас. МТЗ-80 является неким аналогом автомата Калашникова в мире тракторов.

Стоимость нового трактора составляет 600-900 тысяч рублей в зависимости от кабины оператора оператора (значительная, низкая) и дополнительного оснащения. Поддержанный МТЗ-80 в работоспособном состоянии можно приобрести за 150-300 тысяч рублей.

Ремонтопригодность

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью.

Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей.

Иностранные аналоги данной модели выпускают компании «Катерпиллар» или «Джон Дир». Однако они отличаются куда большей стоимостью.опять же известны довольно много модификаций МТЗ-80. Среди них модели:

Данные модели можно назвать аналогами начальной модификации МТЗ-80.

  • http://spectehnika-info.ru/traktor-mtz-80/
  • https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-belarus-mtz-80
  • https://FermerInform.ru/obzor-traktora-mtz-80/
  • https://TraktorBook.com/traktor-mtz-80/
  • https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/

Устройство МТЗ-80 предполагает возможность применения дополнительного прицепного или навесного оборудования специального назначения. Функционирование навески производится раздельно-агрегатной гидравликой, в состав которой входит масляный насос шестеренчатой разновидности НШ-32, оснащенный гидрораспределителем из трех секций, приводом от двигателя, гидроцилиндром.

Схема раздельно-агрегатной гидравлической системы трактора МТЗ-80

На трактор МТЗ-80 можно установить самое разнообразное навесное оборудование для проведения различных видов работ. Оно насчитывает примерно 200 наименований. Вот лишь некоторые из них:

Трактор МТЗ-80 Беларус

https://youtube.com/watch?v=CSOsq8ELHdE%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26

Кабина и управление

Преимуществом кабины трактора МТЗ-80 является ее закрытый тип, благодаря чему в зимний период хорошо сохраняется подаваемое тепло, в летний – охлажденный воздух.

Благодаря креплению к трактору, при помощи амортизаторов, уменьшается встряска во время езды по ухабистой дороге.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Для обеспечения оптимального обзора водителю, установлены широкие стекла со всех сторон. Для дополнительного вентилирования пространства внутри кабины в потолке есть люк.

Сидение устанавливается на амортизаторе для обеспечения удобства водителю при езде.

Органы управления расположены компактно и в зоне досягаемости водителем. Все необходимые переключатели располагаются на приборной панели.

На рисунке представлено ориентировочное расположение всех рычагов управления.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Устройство ходовой части трактора МТЗ-80 – это тележка, состоящая из сборных деталей, которые обеспечивают передвижение машины. Основу этой части составляют полурамный остов с подрессоренной передней подвеской, неведущий мост, колеса.

Остов считается основанием, объединяющим все сборные единицы. Общее устройство этого элемента трактора МТЗ-80 – полурама, блок сцепления, КПП, задний мост. Фронтальная часть остова дополнена витыми пружинами, которые расположены в шкворнях переднего моста.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Полурама сделана из литого бруса с двумя штампованными лонжеронами продольного типа. Для соединения рамы с корпусом сцепления к балкам привариваются кронштейны. Полурама служит основанием для опоры двигателя, радиаторов, ГРУ передних колес.

Передний не ведущий мост отвечает за движение колес. В него входит литая стальная балка, соединенная с выдвижными трубами, поворотные цапфы ведущих колес и рулевая трапеция. При помощи шарниров балка соединяется с остовом. Это позволяет переднему мосту качаться в вертикальной плоскости, что обеспечивает стабильность колес на неровной дороге. Регулируя расположение выдвижной трубы и балки моста, меняют ширину колеи.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Поворотная цапфа – это вал, запрессованный в полуось колеса с дополнительной фиксацией снизу. Балка подрессорена пружинами, входящими в кронштейны выдвижных кулаков. Вал поворачивается на двух втулках: верхняя запрессована в кронштейн, а нижняя прикреплена к нему болтами. Через эти детали передается нагрузка от остова.

Ступица колеса – чугунная отливка с фланцем и парной расточкой под подшипники. При помощи болтов диск прикреплен к фланцу. Для вращения ступицы ставят роликовые конические подшипники. Их внутренние обоймы опираются на полуоси, а наружные прессуются в расточки ступицы. Подшипники затягиваются гайкой. Чтобы предупредить ее отвинчивание в результате проворачивания внутренней обоймы подшипника, между двумя этими деталями ставится шайба с усом.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Устройство колеса трактора МТЗ-80 – неразъемный стальной обод с диском и пневматическая шина. Колесо крепится к ступице при помощи диска. В средней части обода сделано углубление: такое устройство предполагает упрощенный ремонт колес трактора МТЗ 80 в случае монтажа и демонтажа шин.

Тюнинг

Одним из главных преимуществ МТЗ-80 перед другими моделями является массовость и унификация устанавливаемых агрегатов, всего на него можно установить более 230 видов навесного оборудования. Используя базовые шасси трактор можно превратить в гидропогрузчик, экскаватор, буровую установку, снегообурочную машину для коммунальных работ, спецтехнику для чистки дорог, пахоты и т. д.

МТЗ-80 – действительно универсален, и может быть оснащен чистящими и моющими агрегатами для использования в городском хозяйстве, измельчителям пиломатериалов, оборудованием для распашки и обработки полей, таким как мотокоса или сеялка. В интернете есть картинки подобных агрегатов. В зависимости от решаемых задач агрегаты можно заменять на другие, что особенно актуально при смене сезонов.

Можно модифицировать и отдельные элементы конструкции, например, снабдить двигатель предпусковым устройством.

Коробка передач

На трактор МТЗ-80 устанавливается только механическая коробка передач с 18 передними скоростями и 8 задними, а также понижающий редуктор, который дает возможность плавно трогаться с использованием навесного оборудования.

Начиная с 1985 года некоторые модели комплектуются гидроуправляемой КПП с переключением под нагрузкой. Это позволяет переключать скорости без выключения муфты сцепления.

Современные модели оснащаются блокировкой дифференциала, для включения которого достаточно переключить режим под приборной панелью. А в более ранних версиях блокирование осуществлялось с помощью педали.

https://youtube.com/watch?v=RmZ5aJoOiAc%3Ffeature%3Doembed

На тракторах МТЗ-80 (82) и их модификациях устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели Минского моторного завода семейства Д-240, Д-243, Д-245 жидкостного охлаждения.

Рабочий объём (не менее) — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л. с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л. с.).

Запуск двигателя осуществляется электростартером, либо пусковым карбюраторным бензиновым устройством ПД-10 номинальной мощностью 10 л. с. На части моделей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б.

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи вращения от вала двигателя к ведущим колёсам трактора, к валу отбора мощности, а также для изменения величины и направления передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 использована ступенчатая (механическая) передача, состоящая из различных типов зубчатых колёс. Регулирование крутящего момента осуществляется за счёт изменения передаточных чисел шестерней.

Силовая передача тракторов МТЗ-80 (82) состоит из следующих узлов и механизмов:

Муфта сцепления

На тракторе установлена фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно замкнутая муфта сцепления, управляемая педалью из кабины. Передача крутящего момента в такой муфте осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Муфта снабжена тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления остановку как вала муфты, так и связанного с ним первичного вала коробки передач. Наличие тормозка способствует также облегчению переключения передач, повышению срока службы шестерён.

Коробка передач и раздаточная коробка

Коробка передач на тракторе механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего. Переключение передачи осуществляется одним рычагом, установленным на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотнен резиновым чехлом. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун. Ходоуменьшителем пользуются для понижения первой и второй передач переднего и заднего ходов. При использовании понижающего редуктора число передач удваивается.

Предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий при движении трактора передним и задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод заднего и бокового валов отбора мощности, ходоуменьшителя, раздаточной коробки переднего ведущего моста для тракторов МТЗ-82. Отбор мощности на передний ведущий мост осуществляется от ведомой шестерни первой ступени через промежуточную шестерню, которая устанавливается с правой стороны в стакане корпуса коробки передач.

В корпусе коробки установлены первичный и вторичный валы, параллельно расположенные промежуточный вал, вал пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С её помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста (МТЗ-82).

Раздаточная коробка на тракторах семейства МТЗ-80 выполнена как одноступенчатый шестерёнчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который отключает, включает и блокирует муфту свободного хода. Раздаточная коробка устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Задний мост служит для передачи крутящего момента от продольно расположенного вторичного вала коробки передач через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.

Все узлы и механизмы моста размещены в чугунном корпусе, к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощ ности и кронштейн механизма навески. На боковых стенках корпуса закреплены стаканы шестерён конечных передач, кожухи тормозов и рукава задних полуосей. Сверху корпус закрыт стальной крышкой.

Задние мосты в сборе тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) взаимозаменяемы.

Задний мост оборудован дифференциалом с функцией автоматической блокировки (АБД). Механизм блокировки состоит из фрикционной муфты с гидравлическим приводом, расположенной на валу левой ведущей шестерни конечной передачи. Гидропривод муфты реализован от гидроусилителя рулевого управления где установлен датчик блокировки дифференциала. При работе трактора диски муфты под давлением гидравлической жидкости сжимаются и блокировочный вал, жёстко соединённый с нажимными дисками муфты, замыкает левую полуосевую шестерню дифференциала и крестовину,- в результате чего задние колёса и дифференциал блокируются. На приборной панели установлен переключатель режимов работы.

На тракторах, оборудованных ГОРУ (гидрообъемное рулевое управление) с краном блокировки дифференциала и насосом-дозатором, блокировка дифференциала заднего моста осуществляется при помощи педали с гидравлическим приводом которая установлена на полу кабины.

Конечные передачи — последний элемент трансмиссии, передающей вращение и крутящий момент от главной передачи и дифференциала к ведущим колесам трактора. Каждая конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с парой цилиндрических прямозубых шестерён. Конечные передачи, полуоси и рукава полуосей тракторов МТЗ-80 (82) и МТЗ-50 (52) унифицированы, за исключением левой ведущей шестерни.

Передний ведущий мост (МТЗ-82)

Передний ведущий мост передает крутящий момент от привода силовой передачи к передним управляемым ведущим колёсам, служит передней опорой остова трактора. Конструкция моста портально-универсальная. При таком решении на тракторе с 4 ведущими колесами полностью сохраняются все параметры универсальности базовой модели: дорожный просвет, пределы регулировки колеи, радиуса поворота и др. Передний мост состоит из главной передачи, дифференциала и колёсных редукторов

Ведущий мост устанавливается в проем переднего бруса полурамы. Корпус переднего моста соединён с брусом шарнирно, что позволяет мосту качаться относительно полурамы в поперечной плоскости трактора на угол 8—9°, ограниченный упором выступов на корпусе и крышке моста. Передние ведущие мосты тракторов МТЗ-82 и МТЗ-52 взаимозаменяемы.

Передний мост тракторов МТЗ-82 оснащён самоблокирующиймся дифференциалом повышенного трения, состоит из двух корпусов, в которых размещено четыре сателлита на двух осях, две полуосевые шестерни и две нажимные чашки с пакетами фрикционных дисков. Когда дифференциал заблокирован, крутящий момент передается на полуосевые шестерни не только за счет сил трения фрикционных дисков, но и через зубья сателлитов.

Следует отметить, что при этом, моменты, передаваемые зубьям сателлитов на левую и правую стороны одинаковы по величине, но при этом, моменты, передаваемые за счёт сил трения на полуосевые шестерни, могут отличаться в зависимости от значений сцепления колес с покрытием по которому следует трактор.

Ходовая часть и рулевое управление

Ходовая часть служит опорой трактора и образует тележку, при помощи которой осуществляется передвижение трактора. Ходовая часть состоит из полурамного остова, переднего моста, задних и передних колес.

Рулевое управление предназначено для поддержания направленного движения трактора и включает в себя рулевой привод, рулевой механизм и рулевую трапецию. Рулевое управление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 снабжено гидравлическим усилителем (ГУР), либо гидрообъемным рулевым управление (ГОРУ), позволяющим значительно снизить усилие, прикладываемое к рулевому колесу при повороте передних колёс трактора.

Подвеска задних колёс — жёсткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 мм для основных модификаций, 650 мм, для модификаций, оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм, для модификации МТЗ-82Н. Тормозные механизмы дисковые.

Гидравлическая навесная система

Трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой с позиционно-силовым регулятором и гидроувеличителем сцепного веса. Состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32, главного и двух выносных гидроцилиндров, гидроувеличителя сцепной силы тяжести, пружинного гидроаккумулятора, позиционно-силового регулятора, бака для рабочей жидкости (гидравлические масла ГОСТ 17479.3-85), трубоппроводов, запорных муфт и механизма для навешивания машин.

Гидравлическая навесная система предназначена для агрегатирования и работы трактора с сельхозмашинами, орудиями обработки почвы и служит для управления навесными, полунавесными и гидрофицированными прицепными механизмами. Также система используется для создания и регулирования при помощью гидромеханизма дополнительной нагрузки на задние ведущие колёса за счёт силы тяжести навесной машины, с целью увеличения силы тяги трактора и уменьшения его боксования. Возможно использовать гидросистему для решения ряда вспомогательных операций (подъем трактора и пр.).

Кабина трактора МТЗ-80 сварена из тонколистовой стали. Место для работы оператора шумоизолируется и утепляется специальными обшивочными материалами. Крепление к корпусу машины осуществляется четырьмя амортизаторами из резины. Это улучшает рабочие условия, снижая воздействие вибрации.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Из кабины открывается хороший фронтальный и боковой обзор. От попадания осадков на стекла спереди и сзади защищают стеклоочистители.

Наличие отопительной системы и кондиционера (в поздних модификациях) позволяет осуществлять работу на тракторе МТЗ-80 в любое время года.

Размещение приборной панели и рычагов управления практически идентично моделям других тракторов. Сиденье мягкое, удобное, с торсионной подвеской или гидроамортизатором. Оно позволяет трактористу работать в комфорте. Регулировка сидения осуществляется горизонтально и вертикально, а также изменяется положение наклона спинки. Современные модели оборудуются сидячим местом на пневматической подвеске.

Гидравлическая система

Емкость системы составляет 25 л., а максимальное давление 20 МПа, при этом грузоподъемность равна 3200 кг.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Особенности устройства коробки передач

МТЗ-80 оснащен механической двухступенчатой коробкой передач с редуктором понижающего типа, который дает агрегату 18 передних и 4 задних передачи, в совокупности с пониженными эксплуатационными скоростями. Присутствует возможность дополнительной установки ходоуменьшителя для работ в определенных условиях.

Некоторые машины позднее 1985 года производства снабжались КПП на гидроуправлении, с вариантом переключения передач под определенной нагрузкой. На таких моделях присутствует возможность использовать любую скорость в одном из четырех вариантов без активации муфты сцепления.

На заднем мосту агрегата существует специальная функция, осуществляющая блокировку дифференциала. МТЗ-80 первых модификаций снабжен педальным механическим управлением дифференциала. Современные модели оснащены переключателем режимов управления гидравлического типа на панели приборов.

https://youtube.com/watch?v=E3P7YMs_jM4%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D0%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26playsinline%3D0%26autohide%3D2%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26controls%3D2%26

Оснащение двумя независимыми валами отбора мощности позволяет использовать различное навесное оборудование, такое как:

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

На 80-ю модель тракторов Минского завода ставится четырехцилиндровый четырехтактный дизельный силовой агрегат мощностью 80 л.с. Это Д-240 с электростартером или Д-240Л с пусковым двигателем. Конструктивным решением для двигателя трактора МТЗ 80 считается применение в его устройстве рабочей камеры нераздельного типа с сохранением двойного впрыска топлива. Это позволяет использовать максимально ресурс мотора и добиться высоких динамических показателей агрегата.

Рабочая камера сделана в форме шара, что улучшает смесеобразование и создает внутри вихревые потоки с использованием выделяемого тепла. Чтобы избежать температурных деформаций, корпус двигателя делают из чугуна.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

В целом силовые установки Д-240 и Д-240Л состоят из:

Кривошипно-шатунный механизм выполняет функцию преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Газораспределительный механизм обеспечивает впуск воздуха в цилиндр и отведение отработавших газов. Система смазки подает смазку к деталям с целью уменьшения силы трения и снижения тепла, что защищает механизм от перегрева. Также для нормального теплового режима необходима система охлаждения. Для своевременной подачи топлива в цилиндры используется комплекс питания. Система пуска, сходя из ее названия, служит для непосредственного запуска двигателя.

Особенности эксплуатации тракторов Беларус

Благодаря повышенной проходимости, образцовым тягово-сцепным характеристикам, высоким агротехническим показателям, трактор МТЗ-80 Беларусь признан универсальной машиной широкого профиля.

По индивидуальному заказу клиента машина опционно может комплектоваться дополнительными узлами и приспособлениями в заводских условиях: совмещенным прицепным устройством, кондиционером, ходоуменьшителем, дополнительными утяжелителями, приспособлением для сдваивания колес, регулятором задней навески.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

МТЗ-80 в работе

Для многих последующих разработок иных брендов трактор МТЗ-80 считается некой базовой моделью. Известные сельхозмашины John Deere и Caterpillar представляют собой усовершенствованные аналоги 80-й модификации. Если сравнивать, сколько может стоить Беларус-80 по сравнению с иностранцами, цена отличается на несколько порядков. Стоимость нового трактора МТЗ-80 порядка 1,2-1,7 млн. руб., а бывший в употреблении экземпляр можно купить за 140-300 тыс. руб.

Обслуживание

Потребляет Беларусь-80 дизельное топливо, отличается экономным расходом горючего – ориентировочно 220 г/кВт.ч, что соответствует 5-7 л/ч. Марку дизтоплива необходимо подбирать строго с учетом рекомендаций изготовителя, в зависимости по сезону эксплуатации и с учетом температурных режимов.

При техническом обслуживании системы охлаждения применяют охлаждающие жидкости ОЖ-40, ОЖ-65 или Тосол А40М, Тосол А65М. Для трансмиссии используют масло класса ТАД-17, для картера дизеля – масло типа М-8ДМ и М-10ДМ.

Основные неисправности, ремонт

Завод-изготовитель гарантирует высокий моторесурс трактора – не менее 5000 моточасов, фактически эта величина на 20-30 % больше. Простота конструкции позволяет владельцам производить ремонт трактора МТЗ-80 в полевых условиях без помощи сервиса.

Возможные неисправности и поломки трактора МТЗ-80 зачастую связаны с неграмотным обслуживанием техники, нарушением требований производителя. Вследствие этого могут возникать проблемы с дизельным двигателем: не заводится, неустойчиво работает, дымит, перегревается.

Проблемы с силовой передачей проявляются в основном повышенным шумом в конической паре, включением КПП со скрежетом, неполным выключением сцепления. Может не срабатывать автоматика на блокировке дифференциала. Перечисленные неисправности легко устранить самостоятельно, воспользовавшись практическими рекомендациями в инструкции.

Техническое обслуживание

Для поддержания сельскохозяйственной техники в рабочем состоянии, увеличения технико-экономических параметров и продолжительности срока службы необходимо проводить техническое обслуживание (ТО) агрегата. Для трактора нормированы 3 периодических, ежесменное и сезонное ТО.

Периодичность ТО имеет вид:

Агрегатирование трактора

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Беларусь 80 выполняет следующие востребованные для механизированной техники операции:

Такую многофункциональность и универсальность трактору обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

Одним из востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза.

Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны.

Совместно с МТЗ 80, повышается скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого на обработку единицы площади.

Часто серийно сделанные фрезы не учитывают характер земель, на которых приходится работать, и не справляются с задачами.

Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится руками делать самодельные фрезы для трактора, используя чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов.

По аналогичной причине руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

Фронтальный погрузчик КУН позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивает круглогодичное использование за счет уборки снега, погрузки силоса и сена в зимнее время.

Серийно выпускаемые КУНы дорогие в цене, а период использования ограничен. Поэтому сельские специалисты часто руками, по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80.

Иногда они универсальны, и предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, устанавливается на все трактора агрохозяйства.

Габариты и расход топлива

Средним показателем расхода топлива является 9 литров в час, что значительно меньше по сравнению с модернизированной моделью МТЗ-82, которая потребляет 12 л/ч.

Значительное влияние на этот показатель оказывает мощность мотора.

Тем, кто стремиться не превышать это число, необходимо своевременно проводить технические осмотры и выявлять возможные нарушения в работе всех ведущих систем, использовать только рекомендованную резину и не эксплуатировать двигатель на высоких оборотах.

Колея на передних колесах составляет 135 -185 см., задних 180 – 210 см.

Технические характеристики трактора МТЗ-80

Технические характеристики транспортного средства представлены в таблице.

Трактор МТЗ-80 оснащается 4-тактным двигателем с водяным охлаждением.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

МТЗ-80 предусматривает трансмиссию механического типа с 1-дисковой сухой муфтой сцепления. КПП снабжается понижающим редуктором с передаточным числом 1,36. Эффективная загрузка двигателя гарантируется большим количеством скоростей: заднего хода 4 и переднего — 18. Имеется также и ходоуменьшитель, позволяющий снижать технологические скорости.

Максимально возможная скорость передвижения техники — 33,4 км/час.

В модели предусмотрен полурамный остов с подрессоренной спереди подвеской — на витых пружинах. Ходовая часть модели предусматривает ведущие задние колеса и направляющие передние.

Размеры основных шин — 7,5-20 для передних колес и 15,5-38 для задних.

В универсальной модели предусмотрена раздельно-агрегатная система, с позиционным силовым регулятором и гидроувеличителем сцепного веса.

Гидроусилитель рулевого управления трактора мтз-80 снабжен отдельной гидравлической системой. Это позволяет упростить управление трактористу благодаря уменьшению усилия, прилагаемого к рулевому колесу.

Электрообрудование трактора мтз-80 включает в себя потребителей и источники электрической энергии. Их назначение — пуск дизеля, звуковая и световая сигнализация, питание контрольно-измерительных приборов, освещение, а также выполнение иных задач, где необходимо использование энергии.

На данной технике электрооборудование постоянного тока имеет номинальное напряжение — 12В.

Электрическая система выполнена по одноприводной схеме соединения источников с потребителями. Здесь, металлические детали трактора выступают в качестве одного из проводов тока.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Включенные параллельно друг другу аккумуляторная батарея и генератор являются источником электрической энергии. Последняя же является источником питания всех систем, а также приборов электрооборудования тогда, когда дизель не работает.

Трактор МТЗ-80 снабжен четырехтактным двигателем дизельного типа, модели Д-240, с четырьмя цилиндрами объемом 4,75 л и охлаждением на воде от одноименного производителя – МТЗ (Минский тракторный завод). Мощность в 80 лошадиных сил (или 60 кВт) достигается при расчетной частоте вращения 2200 оборотов/минуту и максимальном крутящем моменте в 298 ньютон/метр. Вид камеры сгорания – полураздельный.

Лекция общее устройство тракторов (стр. 2 )

Вес двигательного дизельного агрегата – 430 кг. А также предусмотрен монтаж ПЖБ-200Б (устройство подогрева предварительного пуска) для определенных разновидностей МТЗ-80.

Запуск двигателя возможен двумя способами:

Если трактор МТЗ-80 стоит не на нейтральной передаче, срабатывает блокировка пуска.

Чтобы двигательная система работала стабильно без сбоев, нужно осуществлять технический осмотр через временные промежутки в 60, 240 и 960 моточасов. На каждый из этих отрезков для проведения ТО указан свой список работ в памятке по использованию агрегата.

Оцените статью
Про мотоблоки