Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока своими руками без совершения ошибок, понадобится пошаговая инструкция и чертежи. Кроме этого, нужно заранее определить размеры будущей техники. Часто владельцы сельскохозяйственных угодий интересуются, как сделать такую технику в домашних условиях. Опытные аграрии рекомендуют придерживаться советов и фото с подробным описанием.
- Подготовка к созданию самодельного мини-трактора
- Из мотоблока Нева
- Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
- Чертежи и сборка
- Как сделать раму
- Установка ходовой части
- Монтаж двигателя и гидравлики
- Монтаж тормозной системы и электрооборудования
- Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков
- Вал отбора мощности
- Нюансы гусеничного трактора
- Пошаговая инструкция по сборке самодельного минитрактора 4 х 4 с переломной рамой
- Навигация по записям
- Самодельный минитрактор для домашнего хозяйства
- Выбор двигателя для самодельного трактора
- Из чего сделать раму
- Из чего сделать ходовую
- Плюсы установки гидравлики
- Для чего нужен ВОМ
- Изготовление трехточечной навески
- Выбор и установка тормозов и сцепления
- Установка рулевого управления
- Как сделать кабину для минитрактора
- Нюансы изготовления гусеничного трактора
Подготовка к созданию самодельного мини-трактора
Для создания мини-трактора на базе мотоблока нужно составить чертеж, его кинематическую схему, а также заранее подготовить материалы, инструменты и оборудование. Если вы владеете требуемыми знаниями и навыками, то с разработкой схемы демонстрации механизма удастся разобраться самостоятельно. Но если таких навыков нет, то найти можно более подходящий вариант в сети.
Для самодельного минитрактора детали и комплектующие можно использовать покупной заводской комплект. Но такое решение нельзя назвать правильным для тех, кто намерен осуществить переломку 4х4 и сэкономить на этой процедуре.
Для техники нужно:
- набор инструментов;
- оборудование для сварочных работ;
- дрель с различными сверлами;
- трубы, швеллеры, выполненные из металла;
- гайки, болты;
- болгарка и диски для работы с металлом.
Покупка готового комплекта запчастей для переделки – главная статья расходов, экономить на которой не следует. В противном случае качество готовой конструкции оставит желать лучшего.
Кроме этого, для самодельного трактора требуется выбрать два колеса, навеску, кресло для водителя, рулевой механизм, педали и мотоблок с нужным весом и мощностью. Идеально, если это будет аппарат тяжелого класса с дизельным двигателем. Благодаря этому в распоряжении появится сделанный в домашних условиях, но при этом мощный мини-трактор, который эффективно справится с сельскохозяйственными задачами.
https://youtube.com/watch?v=f3qYzSXHLzM%3Ffeature%3Doembed
При выборе массы нового мини трактора надо учитывать состояние земли, на которой он будет использоваться. Если она уплотнена, пересохшая, то агрегат может и не справится с поставленной перед ним задачей. Следовательно, чем тверже почва, тем тяжелее надо выбирать мотоблок. А мощность мотора нужно соотносить с площадью участка, который будет обрабатываться таким трактором. Поэтому, чем она больше, чем производительнее должен быть двигатель.
Трактор из мотоблока обработает территорию небольшой площадью. Собрать его под силу каждому, у кого есть хоть незначительные познания о том, как устроена техника. Кроме этого, надо учитывать, что переделка разных моделей осуществляется по различным схемам.
Есть строить машину на базе Агро, то надо учесть, что у штатной оси прочность на излом незначительная. Возможна ситуация, когда эти части ломаются даже при использовании мотоблока без дополнительного веса, а если нагрузку увеличить, то риск какого исхода возрастает в несколько раз. Чтобы вероятность поломки свести к нулю, можно установить колесные редукторы от авто УАЗ или ЛуАЗ. В этом случае передаточное отношение может быть изменено, чтобы тяговый диапазон увеличился.
Перед изготовлением самодельного минитрактора, надо заранее определить, где будет расположен движок – спереди или сзади. В первом случае агрегат станет маневреннее, но на колеса увеличится давление. Возможны и проблемы с трансмиссией.
- Создать раму и переднюю ось по чертежам из профилей металлопроката.
- На передней оси закрепить ступицы колес. На них есть тормоза с приводом механического или гидравлического типа.
- Собрать ось. В случае с составной рамой, ее надо крепить жестко к передней половине. Для поворота вся часть рамы будет отклоняться.
- Установить на нее рулевой редуктор и соединить поворотными кулаками с рулевой тягой.
- Собрать рулевую колонку и проверить, как работает управление.
- Расположить на штатном месте заднюю ось. Ее крепление производиться к раме посредством двух обойм с подшипниками. На оси есть шкив, который передает крутящий момент от мотора.
- Установить движок и колеса.
- Разместить водительское видение и педальный узел согласно чертежам.
- Провести регулировку функционирования узлов трактора.
Оснастить устройство можно также фарами, иным освещением, окрасить в специальный цвет. Создать допустимо и навес, который защитит от погодных условий, не всегда благоприятных.
Если выбирать из этих продуктов, то хорошо подойдет мотоблок «Салют-100». Это важно, потому что с другими моделями работать будет сложнее.
Мастера, у которых мало опыта или его вообще нет, стоит отказаться от идеи делать самостоятельно сложную технику. Узкая ведомая ось тоже не подойдет. Если ее ширина не превышает 100 см, то велика возможность того, что при крутом повороте мини-трактор перевернется.
Главная составляющая работы – увеличение ширины колесной базы. Если купить уже готовые втулки, то токарные работы не понадобятся. В случае, когда дифференциалов нет, можно применять поворотные блокирующие удлинители.
Шасси выбирают владельцы самодельных тракторов. После подготовки рамы надо УШМ нарезать лонжероны поперечного и продольного хода. Далее их можно соединить двумя способами: болтами или сварочным аппаратом.
Лучший вариант – комбинированный способ. В этом случае стыки будут более крепкими.
На «Салют» надо устанавливать переломку из пары связанных полурам шарнирами. У такой конструкции нет повышенных ходовых качеств. На заднюю ось надеваются колеса для мотоблока, а на переднюю – резина с четким рисунком протектора.
Если «Салют» переделать с использованием двигателя с такой же производительностью, что и изначально, то получится трактор, который справиться с любыми работами на площади в 2-3 гектара. Но для большей территории мощность также должна быть больше.
Согласно отзывам опытных аграриев, отличный результат получится при использовании запчастей из уже готовых комплектов с частями пожарных помп. Изделия смогут подняться в гору даже при сильной нагрузке. В некоторых случаях их оборудуют колесами от внедорожников.
Из мотоблока Нева
Агрегаты марки Нева оснащены двигателем, которые могут развивать от 5,5 до 10 лошадиных сил. Двигатели отличаются двумя или четырьмя передачами и реверсом. Привод колес осуществляется редуктором смешанной схемы. Для самодельного трактора из мотоблока Нева модели нужны с мощными моторами.
В схеме есть штатная цепка для навески плуга, бороны и иных устройств сельскохозяйственного назначения. Сцепной аппарат следует перенести на самодельную машину без изменений.
- Для рамы необходимы трубы с разным сечением. Элементы каркаса крепятся болтами и сваркой.
- Создание и установка ходовой части. Для монтажа задних колес нужна дополнительная ось, сделать которую можно из стальной трубы. В оба конца нужно запрессовать подшипники и втулки – на них и будут крепиться задние колеса.
- Крепление двигателя. Сделать это можно в передней и задней частях рамы. При выборе второго варианта надо будет расширить переднюю и заднюю колесную базу.
На завершающем этапе самодельный аппарат снабдить водительским сидением, фарами и иными осветительными приборами. Благодаря небольшим размерам он будет маневренным.
Для переделки такого мотоблока понадобятся 2-скоростные коробки передач с реверсом. О цепных редукторах забывать также не стоит – они вращаются за счет карданных валов, осуществляющих привод переднего и заднего моста. Допустима сборная рама, которая первоначально разделена на две части. Соединение каждой из них происходит карданным шарниром от грузового авто.
В основном агрегаты оснащены колесами по схеме 4х4. Двигатель устанавливают спереди и накрывают капотом. При этом его отдача может быть до 9 литров. На задней части рамы есть раздаточная коробка.
В первую очередь, с мотоблока требуется убрать все лишнее. Для сборки надо заранее подготовить редуктор, коробку и движок. Если есть рама, то от исходника больше ничего не нужно.
Для привода необходим вал с двумя шестеренками. Верхний участок еще содержит опорный подшипник. При монтаже шестигранника может образоваться люфт большого размера, но он него можно избавиться, если добавить полотна ленточной пилы. В случае применения лезвия от пилы по металлу, надо срезать зубчики болгаркой.
Рулевую колонку можно использовать от автомобиля марки «Жигули», а поворотные кулаки – от «Оки». Сборка заднего моста осуществляется на 120-х швеллерах.
В рамках переделки понадобится рулевой редуктор от автомашины ВАЗ 2106. Поворотные кулаки и крестовины подойдут от грузовых машин.
Ступицы подойдут от любого авто из модельного ряда ВАЗ.
https://youtube.com/watch?v=mzo26kQ-lwU%3Ffeature%3Doembed
Колеса оставить можно с исходного агрегата. Шкивы также подойдут от «Урала», но при их отсутствии, понадобится замена. При этом ее диаметр должен составлять 26 см.
Сборка осуществляется так, чтобы при нажатии на педаль ремень был поджат по внешнему диаметру.
Использовать трехточечную навеску – необязательное условие, а рычаги редукторов не должны быть длинными. Цепь обеспечивает плавающий режим.
Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
Чтобы понять, какие компоненты необходимы для создания машины, нужно знать, какие компоненты в него входят. Это важный аспект, позволяющий сразу купить нужные элементы и позволит избежать лишних трат.
Так, должны быть:
- рама – изготавливается из любого вида металла;
- устройство для поворотов;
- тормоза;
- сидение;
- металл, необходимый для обшивки кузова;
- сцепка — помогает подключить другое оборудование.
https://youtube.com/watch?v=azphKQo8uDo%3Ffeature%3Doembed
Данные компоненты купить не сложно: их много в местах разборок автомобилей или на пункте приема металлолома. Но к выбору данных комплектующих подойти следует ответственно. Часто они уже не новые, поэтому надо тщательно их осмотреть на предмет отсутствия повреждений. В случае дефектов, самодельный агрегат будет работать неправильно.
Чертежи и сборка
Чтобы сделать мини-трактор из мотоблока с двигателем своими руками, понадобится заранее подготовить чертежи и схему сборки. Над этим можно поработать самостоятельно, но надо выполнить главное условие – должно быть равновесие во избежание в работе аппарата неприятных «сюрпризов».
Чтобы создать каркас, много материала не потребуется. При этом, если чего-то нет, то можно использовать аналоги. Но габариты и свойства должны быть похожими. Речь идет о:
- металле – надо подготовить уголки, швеллера и тубу квадратной формы. Для обшивки понадобится сталь толщиной минимум 1,5 мм;
- поворотное устройство;
- колеса и оси;
- подшипники;
- рулетка, сварка, дрель, болгарка.
Сборка проводится только по схеме – отклоняться от нее нельзя.
Как только все элементы были соединены, надо проверить, правильно ли был выполнен монтаж. Для этого надо каркас установить на мотоблок. Если все стало как нужно, то можно продолжать дальше создавать мини-трактор. если что-то пошло не так, то нужно исправить недочеты.
На следующем этапе надо установить уже готовые элементы: рулевую тягу, ступицы и ось, на которую болтами крепятся колеса. Первый элемент надо установить на заднюю ось.
Не все занимаются самостоятельной переделкой мотоблока, поскольку этот процесс кропотливый и требует внимания. А если учесть, что для трактора из мотоблока Нева уже есть готовая конструкция, то и смысла в этом нет. Но это в случае, когда нужно заниматься мелкими работами.
Если же работы будут проводиться на неровной поверхности или вязком типе грунта, то без мини-трактора не обойтись.
Как сделать раму
Прежде чем создать мини-трактор, изначально надо подумать о раме. Для этого использовать можно детали из улучшенного комплекта или профили из стали. Выбрать лучше нержавейку.
Отрезки профиля, сделанные согласно выбранного чертежа, в первую очередь соединить болтами, а затем в точках скрепления пройтись сваркой.
Заменить профиль сможет труба с высотой бортов 30-35 см. Для жесткости подойдет поперечная балка.
К задней части рамы надо приварить фаркоп, к которому затем можно будет прикрепить навесное оборудование, например, прицеп.
Установка ходовой части
После окончания установки приспособления для навески монтируют на переднюю и заднюю оси, а на них колеса. В основном на заднюю устанавливают те, которые шли в комплекте с мотоблоком, а на переднюю – от легкового автомобиля. При этом рисунок протектора должен быть глубокий. Это важный аспект, поскольку техника получит высокую проходимость, а сцепление колес с грунтом усовершенствуется.
Чтобы оборудовать самодельный трактор полноценной ходовой частью, надо купить ступицы с тормозами. При этом желательно, чтобы в комплект еще входили рулевые тяги, колеса, редуктор и колонка. Но их тоже можно переделать – снять с легковой автомашины.
Некоторые огородники дополняют переднюю подвеску амортизаторами для комфортной работы.
Монтаж двигателя и гидравлики
Наиболее выгодный вариант для самодельного мини-трактора – установка одноцилиндрового дизельного дизеля с водяным охлаждением. Он выгоден с экономической точки зрения, поэтому использование агрегата на его основе не будет затратным. В основном его размещают на передней части рамы, поэтому при эксплуатации с дополнительным оборудованием сохраняется равновесие. В месте, где будет установлен движок, монтируют систему скользящего крепления – это позволит сделать регулировку и натяжение ремней проще.
Передача усилия от двигателя к задним колесам мини-трактора осуществляется ременной передачей. Коробки передач и раздаточную ВОМ можно позаимствовать у грузового авто, например, ГАЗ-53. Установка мотора проходит так, чтобы шкив ВОМ находился в одной плоскости со шкивом задней оси агрегата. Одновременно с этим надо определить место, где появится педаль сцепления.
После монтажа двигателя надо монтировать гидравлику. В ее комплекте должны быть масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Соединяются эти элементы гибкими маслостойкими шлангами. Лучший вариант, если гидравлика будет с плавающим режимом.
Монтаж тормозной системы и электрооборудования
Как только двигатель установлен, надо заняться тормозной системой. Тормоза использовать можно новые или использовать этот компонент л легкового автомобиля.
Изначально, согласно схеме, нужно определить место, где в самодельном мини тракторе появится педаль тормоза. На нем следует установить крепление для нее и основной тормозной цилиндр. После этого его подсоединить к тормозным барабанам, расположенных на передних колесах, шлангами
Сразу после процедуры надо проверить систему на герметичность. В случае ее нарушения, надо переделать все.
https://youtube.com/watch?v=Ig0TM6Z7mP0%3Ffeature%3Doembed
Но, чтобы сделанный в домашних условиях мини-трактор был полноценным, понадобится подключить электрооборудование, и вывести датчики на панель приборов. Это необходимо для гарантии безопасности оператора при управлении машиной.
Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков
Минитрактор с двигателем от мотоблока облегчит выполнение сельскохозяйственных работ. При этом, вся нагрузка будет на агрегате, а оператор будет управлять процессом. Проблем с запчастями не возникнет – они в свободном доступе.
Среди прочих преимуществ выделить можно:
- компактность;
- маневренность;
- удобство использования;
- доступная цена;
- не нужен гараж;
- экономичность – за 8 часов работы мотор «съест» только 2 л топлива;
- скорость передвижения около 30 км/ч.
Кроме этого, агрегат подойдет для обработки территории с густо посаженными деревьями.
Мотоблок использую уже не первый год. Хотел еще приобрести к нему адаптер, но увидел в сети самодельный мини-трактор и загорелся этой идеей. Думал, что сложно будет это сделать, но постепенно, изучая материал и вникая в него, понял, что смогу все сам. Выбрал чертеж, купил необходимые комплектующие и приступил к работе. Примерно месяц я потратил, но своей цели достиг. Теперь работа на участке проходит быстрее.
Купил мотоблок и радовался своему новому «помощнику». Но, я приверженец модернизации, поэтому постоянно совершенствую свою технику. Так было и в этот раз – принял решение собрать мини-трактор. Конструкция несложная, комплектующие нашел быстро. Теперь у меня новый агрегат, а соседи удивляются, что я сам его смог собрать.
Чтобы создать в домашних условиях мини трактор, не надо обращаться к профессионалам. Достаточно выбрать схему и чертеж, купить необходимые запчасти и приступить к работе. Тем более, что сейчас найти можно инструкцию, где каждый шаг запечатлен на фото.
Малые фермерские хозяйства трудно обслуживать без средств механизации. На выручку огородникам приходит мототехника, способная выполнить любую агротехническую задачу. Сделать минитрактор можно своими руками из запчастей от колёсного транспорта. Самостоятельное изготовление поможет облегчить труд в огороде и сэкономить бюджет. Собрать железного «помощника» с двигателем от мотоблока помогут подробные чертежи всех деталей с размерами и пошаговая инструкция с фото.
Если мастер уверен в успешном завершении такой творческой работы, как изготовление самоходного агрегата, ему стоит заранее позаботиться о поиске всех необходимых узлов. В первую очередь составляют эскиз будущего изделия в произвольном масштабе. На бумаге размещают все компоненты, увязывая их между собой необходимыми связями. На этом этапе формируют общую компоновку, в результате, станут известны габаритные размеры минитрактора и места стыковки основных узлов.
Для сборки самодельного аппарата можно воспользоваться готовыми чертежами и схемами, размещёнными в интернете. Как правило, авторы таких самоделок делятся своими идеями, результатами работы, выкладывая наработки в Сеть. Однако какими бы ни были подробными инструкции, их всё же придётся дорабатывать под существующие реалии. Связано это с тем, что трудно подобрать указанные в схемах узлы. Для изготовления минитрактора необходимо подготовить:
- двигатель;
- раму;
- ходовую часть и трансмиссию;
- тормозную систему;
- рулевое управление;
- гидравлическую систему;
- вал отбора мощности.
Двигатель внутреннего сгорания – основной компонент самоходного аппарата. От его мощности зависят производительность, выносливость, масса и габариты техники. Целесообразно применить двигатель от мотоблока: он изначально был разработан для применения в садовых инструментах, а в его конструкции предусмотрены все необходимые крепления. Параметры мотора зависят от планируемых работ, которые будет выполнять минитрактор. Для тривиальных агротехнических мероприятий достаточно установить 6-сильный бензиновый двигатель. Если существует потребность в обработке больших территорий за короткий промежуток времени либо будет использоваться сложное навесное оборудование, стоит применить мотор с мощностью 15 л. с. и более.
При выборе мощного двигателя для самодельного трактора, лучше использовать дизельные модели. Они более выносливы и долговечны.
Все узлы минитрактора монтируют на металлической основе. Как правило, раму делают из стальных профилей квадратного, прямоугольного и круглого сечений. Все детали соединяют при помощи сварки. Для этого лучше использовать полуавтоматические аппараты, работающие в среде защитных газов. Такие сварные швы получаются крепче, у них меньше дефектов, а материал в зоне повышенной температуры не перегревается. Если нет возможности выполнить расчёт конструкции, раму делают усиленной – применяют толстостенный прокат и дополнительные элементы. Утяжеление не навредит аппарату, а, напротив, улучшит сцепление колёс с грунтом.
Как правило, опорные шасси тракторов не нуждаются в подвеске. Ступицы колёс жёстко крепят непосредственно к раме. Это позволяет получить прочную опорную конструкцию, способную выдержать высокие статические и динамические нагрузки. Однако такая компоновка не гасит удары, возникающие при езде по ухабам, что негативно сказывается на комфорте оператора. Для минитрактора применяют приводные мосты от легковых автомобилей либо лёгких фургонов. Передние управляемые колёса крепят к поворотным ступицам. Последние также могут передавать вращения, делая аппарат полноприводным.
Неотъемлемый компонент любого трактора – гидравлическая система. С её помощью оператор управляет положением навесного оборудования или приводит в действие механизмы, работающие от гидропривода. Источник высокого давления жидкости в системе – масляный насос. Так как гидравликой пользуются редко, нагнетатель получает вращение от выходного вала мотора через промежуточную раздаточную коробку. Это позволяет задействовать насос только в случае необходимости.
Подачу масла к рабочим узлам выполняет гидравлический распределитель. В зависимости от того, сколько механизмов планируют приводить в действие, устанавливают одно или многоканальный переключатель. В качестве исполнительных механизмов выступают гидроцилиндры. Они под действием давления масла выдвигаются иди задвигаются, перемещая тем самым навесное оборудование. Для самодельного трактора применяют фабричные гидроцилиндры либо, изготовленные из старых автомобильных амортизаторов.
Если установить раздаточную коробку сложно или конструктивно невозможно, можно для маслонасоса сделать отдельный привод из маломощного двигателя. Последний будет включаться только в случае необходимости.
Вал отбора мощности
Сложное навесное оборудование в процессе работы совершает разнонаправленные движения. Чтобы это стало возможным, они получают вращение от двигателя через вал отбора мощности (ВОМ). Этот привод, как и гидравлику, задействуют периодически через раздаточную коробку. Унификация навесного оборудования не позволяет применить вал, изготовленный самостоятельно. ВОМ на конце имеет специальные шлицы, которые в точности повторяют профиль сопрягаемого привода. Вал лучше использовать от трактора или сделать его на заказ по соответствующим чертежам.
Для навески дополнительного оборудования применяют трёхточечное крепление. Такая сцепка позволяет выполнить однозначное ориентирование механизма в пространстве и надёжно его зафиксировать. Крепление должно иметь универсальные размеры, соответствующие международным стандартам, что позволит применять большое количество навесного оборудования разных производителей. Кроме того, сцепку обязательно оснащают валом обора мощности, гидроприводом.
Обязательный компонент самоходного колёсного агрегата – тормоза. При монтаже ступиц с автомобилей они уже должны быть с установленными на них узлами безопасности. Однако привод системы нужно делать отдельно. Если тормоза гидравлические, для них применяют автомобильные педальные механизмы. Однако такую систему сделать трудно: она включает в себя множество компонентов, которые сложно увязать в единое целое. Проще подготовить механические тормоза с приводом при помощи тросика только на задние колёса.
Самоходная колёсная техника нуждается в системе управления. Как правило, у минитракторов делают поворотными передние колёса. Они редко бывают ведущими (меньше задних), а нагрузка от веса трактора минимальная. Механизм рулевого управления подойдёт от любого легкового автомобиля. Можно использовать как червячную, так и реечную передачу. Так как нагрузка на рулевой механизм на порядок меньше, чем в автомобиле, на трактор устанавливают детали и узлы, бывшие в употреблении. Кроме того, тяги можно разрезать, а затем сварить по требуемым размерам.
Чтобы предотвратить случайное попадание посторонних предметов в движущиеся части трактора, вокруг них устанавливают защиту. В первую очередь формируют моторный отсек, полностью закрывая его со всех сторон. Для охлаждения двигателя предусматривают вентиляционные отверстия. Кожух делают съёмным либо с откидным капотом, чтобы обеспечить доступ внутрь для ремонта или техобслуживания. Кроме мотора, огораживают колёсные арки, раздаточную коробку и ВОМ.
Чтобы выполнять работы в любую погоду, можно установить кабину для водителя. Она защитит оператора от осадков, палящего солнца, порывов ветра.
Нюансы гусеничного трактора
Самодельные гусеничные минитрактора – это техника с высокой маневренностью и хорошей проходимостью. Самоходка на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о её колесном аналоге. Однако такая конструкция имеет другой тип рулевого управления. В гусеничной модели нет поворотных колёс – все катки жёстко закреплены на раме. Маневрирование осуществляют путём подачи крутящего момента на правую или левую сторону (в зависимости от того, в каком направлении делают разворот). Одновременно с этим блокируют незадействованную пару колёс. Соответственно, тормоза правой и левой стороны независимы друг от друга, могут работать по отдельности.
Имея необходимый опыт по обслуживанию автомобилей и сельскохозяйственной техники, можно сделать минитрактор самому. Применение узлов от старой техники позволит сэкономить на покупке садового «помощника» в магазине. Однако сборка механизма займёт много времени, соответственно, начинать изготовление лучше поздней осенью или зимой, когда перечень агротехнических работ сведён к минимуму. За основу конструкции можно взять исчерпавшее ресурс колёсное транспортное средство.
Собрать простейший минитрактор можно из отжившего свой век грузового мотороллера «Муравей». Его плюс – тяговитый двигатель мощностью 11 л. с. и 4 скорости. От старой конструкции оставляют только силовой агрегат, коробку передач и цепной привод задних колёс. Полностью новыми делают раму, переднюю ходовую часть, трёхточечную сцепку. Рулевой механизм устанавливают с любого легкового автомобиля, а ступицы задних колёс по возможности делают как можно больше, чтобы к ним подошли детали от сельскохозяйственной техники.
Сложнее сделать привод для вала отбора мощности и маслонасоса гидросистемы. Если они необходимы, можно установить дополнительный двигатель мощностью 5-6 л. с. либо использовать ременную передачу, чтобы передать вращение от коленвала основного двигателя. Раму собирают из стальных профилей сечением 40 х 40 или 40 х80 мм. В местах крепления двигателя, коробки скоростей и заднего моста конструкцию усиливают металлическими накладками толщиной 4-5 мм.
Малолитражный автомобиль российского производителя в аварийном состоянии станет хорошим донором деталей, узлов для сборки собственной конструкции. От старой машины понадобятся двигатель с навесным оборудованием, коробка скоростей, ходовая часть, трансмиссия. Кроме того, понадобится дополнительная понижающая передача – высокая скорость для трактора не так важна, как большой крутящий момент на ведущих колёсах.
Двухцилиндровый мотор Оки мощностью 40 л. с. справится с любой агротехнической задачей. Однако не стоит брать двигатель ранних годов выпуска: он имеет заводской дефект, который трудно исправить.
Для экономии времени и средств можно использовать штатный корпус машины, но лучше изготовить новую несущую раму. Сварная конструкция из металлических профилей выдержит большие нагрузки при обработке почвы. Чтобы гарантировано обеспечить высокую надёжность аппарата, его раму делают из швеллера №12 или 16. К основе последовательно крепят мотор, коробку скоростей, редуктор заднего моста. Понижающий редуктор ставят после двигателя. Узлы соединяют ременной передачей. Вращение от коробки скоростей к заднему мосту передаётся карданной передачей. Для этого можно использовать штатные детали, которые укорачивают, а затем соосно сваривают.
Мини-внедорожник ЛуАЗ уже сам по себе является маленьким трактором. Однако чтобы приспособить его для аграрной работы, нужно кардинально переработать его конструкцию. Прежде всего, переделки касаются рамы, главного привода, ступиц задних колёс, оборудования трёхточечной сцепки. Ход работ:
- Автомобиль полностью разбирают. Деталям, которые планируют применить, проводят полную ревизию с очисткой и покраской. Ненужные компоненты утилизируют. Кабину можно оставить: из неё впоследствии получится хорошее укрытие для оператора.
- Собирают несущую раму из металлических труб круглого или прямоугольного сечения. Сварные швы очищают от окалины, а всю конструкцию покрывают грунтовкой.
- Устанавливают на раму необходимые узлы. Их крепление должно быть надёжным, чтобы при работе не произошло смещение оборудования.
- Из тонколистового металла делают ограждающие кожухи для защиты оператора от поражающих факторов. Ограждения крепят непосредственно к раме.
- После окончания компоновки все узлы снимают, проводят окончательную проверку и окраску компонентов. Затем всё собирают, контролируя затяжку болтовых соединений.
Если в качестве автомобиля донора использовать «Жигули», то в итоге можно получит динамичную машину с отличными характеристиками. Такой минитрактор станет настоящим помощником в выполнении любых работ на садовом участке и при уходе за растениями. От ВАЗовской классики понадобятся:
- Двигатель с моделей от 2101 до 2107. Силовой агрегат берут в комплекте с навесным оборудованием.
- Передняя подвеска.
- Рулевое управление.
- Коробка скоростей (желательно 4 ступенчатая). Для увеличения крутящего момента можно взять КПП с ГАЗ-53.
- Задний мост.
- Водительское сиденье.
Передние колёса можно оставить штатные, а задние лучше установить от МТЗ-82.
Все компоненты крепят на металлической сварной раме. Двигатель устанавливают на штатные виброгасящие подушки. Переднюю подвеску оставляют без изменений, укорачивают только рулевые тяги. Задний мост необходимо укоротить по длине. Для этого его разбирают и с двух сторон вырезают равные участки. На столько же укорачивают полуоси. Мост крепят к траверсе рамы при помощи стяжных хомутов.
Представитель украинского автопрома «запорожец» также можно использовать для сборки садовой самоходки. Однако ставший раритетом ЗАЗ 968 и дефицит запчастей создают некоторые трудности при переделке. От автомобиля берут двигатель, рулевой механизм, коробку скоростей и ступицы передних/задних колёс. Для комфорта оператора можно оставить родное сидение. Кроме перечисленного используют приборную панель со световыми индикаторами и спидометром.
https://youtube.com/watch?v=aQHXfZUE_WA%3Ffeature%3Doembed
Двигатель с воздушным охлаждением устанавливают в задней части за сиденьем оператора. Такая компоновка позволяет получить лучшее сцепление приводных колёс с грунтом. Благодаря этому на заднюю ось можно установить покрышки радиусом 16-18 дюймов. Раму для крепления оборудования делают из облегчённого профиля. Вал отбора мощности и трёхточечную сцепку делают на отдельном каркасе, который устанавливают на место, когда применяют соответствующее оборудование.
Моторы, трансмиссия от мотоциклов также подходят для применения их в самодельных конструкциях минитракторов. Хотя они и не развивают мощность достаточную для тяжёлых агротехнических работ, в совокупности с понижающими передачами самоходные механизмы способны существенно помочь фермеру на садовом участке. Кроме двигателя и коробки передач, следует подготовить задний мост от легкового автомобиля, раму, переднюю подвеску и рулевое управление.
Наиболее трудоёмкий процесс при сборке минитрактора – уменьшение длины задней балки. Чтобы получить необходимую ширину колёсной базы, задний мост укорачивают примерно наполовину. Нюанс процедуры – сварка чугунных и легированных деталей, которые плохо переносят термообработку. При этом необходимо обеспечить точность сборки, иначе во время движения под нагрузкой может произойти разрушение самодельных узлов. Все компоненты закрепляют на раме. Двигатель устанавливают спереди, а вращение на приводные колёса от коробки скоростей передают посредством цепной передачи.
Мотор от мотоцикла не сможет создать необходимый крутящий момент для приведения в движение трактора, дополнительного оборудования. Чтобы использовать навесные инструменты с вращающимися частями, агрегат оснащают вспомогательным двигателем.
При работе с острыми предметами либо горючими материалами следует соблюдать правила безопасности. Кроме того, сварочные работы сопряжены с риском получения электротравм и термических ожогов. При обработке металла используют защитные очки и грубые перчатки – острые кромки способны, как бритва повредить открытые участки тела. Кроме того, подъём, перемещение тяжестей проводят специальной техникой, чтобы исключить случайное падение груза.
Независимо от того, какой механизм был основным при сборке минитрактора, надо учитывать, что он опасен. Инструкций на самодельную технику не существует, и потому первая мера безопасности – это тщательная компоновка конструкции. Все вращающиеся и горячие детали ограждают защитными кожухами, чтобы оператор не мог случайно или нарочно дотронуться к опасным поверхностям. Следует соблюдать правила по обращению с горючими жидкостями: воспламенение топлива возможно из-за применения открытого огня рядом с ними.
Виталий, 52 года:
«Недавно собрал себе трактор из б/у запчастей от автомобилей. На сборку потратил чуть больше двух месяцев. В основном долго пришлось сопрягать все детали – они были взяты не с одной машины. После кропотливых и упорных трудов я сделал себе железного «помощника» на садовом участке, который работает уже 3 года без отказов».
Евгений, 64 года:
«В моём возрасте тяжело обслуживать фермерское хозяйство без вспомогательной техники, но цены на фабричные минитракторы слишком высоки. Заказав переделку из старых жигулей у местных мастеров, я не пожалел. Машина оказалась неприхотлива в обслуживании и ремонте, а тяга позволяет мне пахать землю, заготавливать корм для скота, проводить посадку растений и сбор урожая».
У владельцев земельных участков возникает потребность облегчить и оптимизировать труд, тратить меньше сил/времени на обработку почвы, сбор урожая. Помочь в решении этой проблемы может минитрактор, собранный из отслужившего ресурс автомобиля.
Подробная пошаговая сборка самодельного минитрактора с переломной рамой: 150 фото с описанием для постройки трактора своими руками в домашних условиях.
Умелец Геннадий из г. Гродно, самостоятельно в домашних условиях построил весьма практичный минитрактор с навесным оборудованием, конструкция выполнена на раме переломного типа, привод 4 х 4, использован двигатель для мотоблока. Рекомендуем посмотреть все фото основных этапов работ по изготовлению самоделки.
Пошаговая инструкция по сборке самодельного минитрактора 4 х 4 с переломной рамой
Укорачиваем мосты от ВАЗ классики.
Размеры моста под колею трактора
Подгоняем КПП под шкив.
Полуоси срезаем под нужную длину.
Нарезаны новые шлицы.
Далее процесс изготовления двух полурам трактора.
Узел перелома для двух полурам, сделан из передней ступицы жигулей.
Угол поворота рам.
Колёса от мотоблока.
Двигатель Хонда мощностью 13 л.с.
Установка рулевого управления.
Делам крепление для коробки переключения передач.
Установка двигателя на раму.
Выточил тормозной диск.
Сборка педального узла.
Выточил шкив на КПП.
Сделано ременное сцепление.
Навесное оборудование для трактора.
Несколько видео о самодельном минитракторе: вспашка поля
Посадка картофеля трактором.
Самодельный минитрактор для домашнего хозяйства
Минитрактор является незаменимой сельскохозяйственной техникой для обработки земли, посадки семян и сборки урожая. Особенно данная техника востребована в деревне, среди владельцев больших приусадебных участков. Стоимость минитракторов в заводском исполнении достаточно высока. Даже новинки техники китайского производства порой не всем по карману. Поэтому все больше домашних мастеров стараются изготовить минитрактор самостоятельно, используя подручные материалы.
Выбор двигателя для самодельного трактора
Если вы решились собирать минитрактор своими руками, то в первую очередь нужно подобрать к нему силовой агрегат. В качестве последнего часто используют двигатель ЗИД. Это четырехтактный агрегат с объемом 0,52 л. и мощностью 4,5 л/с, который вполне подойдет для обработки 2-3 гектар земли. Двигатель отличается простотой обслуживания, поэтому его часто устанавливают на различную самодельную технику, к тому же, его просто купить в интернете.
Еще одним вариантом для самоделки является двигатель УД-25. Это двухцилиндровый агрегат, имеющий мощность порядка 12 л/с и объем 0,42 л. Хотя данный тип моторов давно снят с производства, в интернете имеется большое количество предложений по продаже данного агрегата. Его можно купить приблизительно за 5 000 – 8 000 рублей.
Нередко при изготовлении самодельных тракторов мастера используют моторы от автомобилей. Например, можно встретить минитракторы с двигателем от Оки.
Данный двигатель имеет мощность 29,3 л/с и объем 0,649 л. По сути, это вазовский мотор (ВАЗ 21083), только в облегченном варианте, поскольку имеет в 2 раза меньший вес. Отличительная особенность двигателя от Оки – это малый расход бензина и высокий КПД.
Более дорогостоящий вариант – это двигатель из «Жигулей». Моторы линейки автомобилей ВАЗ имеют мощность двигателя от 59 л/с (ВАЗ 2101) и выше. Трактор с двигателем ВАЗ – это достаточно мощный агрегат, который способен справиться практически с любыми сельскохозяйственными работами.
Владельцам мотоблоков изготовить минитрактор для домашнего хозяйства проще всего, поскольку данный агрегат уже обладает всеми необходимыми узлами управления. Остается лишь сделать подходящую раму, и трактор готов.
Из чего сделать раму
Сборка минитрактора всегда начинается с изготовления рамы. Рама минитрактора выполняет роль основания, на котором закрепляются все узлы и детали данного агрегата. Рама должна быть достаточно прочной и в то же время не очень тяжелой. Обычно ее изготавливают из металлического уголка, профильной трубы или из швеллера. Соединяются детали методом сварки. Рама может быть цельной или состоять из двух частей.
Цельную раму изготовить проще всего. Достаточно сварить прямоугольник из швеллера или уголка. Размеры рамы вычисляются исходя из габаритов двигателя, коробки передач и других узлов.
Также среди владельцев приусадебных участков пользуются большой популярностью минитрактора 4х4. Это полноприводные минитрактора с ломающейся рамой. Слово “полноприводные” означает, что у агрегата ведущими являются оба моста, передний и задний. Пример такой рамы, изготовленной из швеллера № 10, приведен на следующем фото.
Узел перелома рамы чаще всего делают из карданного вала автомобиля, например, от ГАЗ-52.
Основное преимущество самодельного трактора с ломающейся рамой – это небольшой радиус разворота агрегата. Благодаря высокой маневренности минитрактор переломка с успехом используется на небольших участках, где разворот минитрактора с цельной рамой будет затруднен.
Ниже показаны чертежи рамы, соединенной шарниром.
Из чего сделать ходовую
Чтобы собрать минитрактор, требуется подготовить его ходовую часть. В нее входят колеса, передний и задний мосты, элементы трансмиссии.
При выборе колес для минитрактора следует учитывать цели использования последнего. Если агрегат сооружается для перевоза и перетягивания грузов, то будет достаточно диаметра дисков в 16 дюймов. При использовании трактора в полевых условиях лучше использовать более массивные колеса, имеющие диски с диаметром от 18 до 24 дюймов.
Если ведущим мостом в вашем тракторе будет только задний, то передняя балка изготавливается достаточно просто.
- Необходимо приготовить 2 поворотных кулака от автомобиля ВАЗ Классика.
- Из профильной трубы (квадрат 40х40 мм) отрезается необходимой длины кусок. От длины данной балки будет зависеть ширина колеи.
- Далее, к этой трубе привариваются стойки из уголков 35х35 мм. К ним будут крепиться поворотные кулаки. Рулевую сошку отсоединять не нужно — она пригодится при установке механизма рулевого управления.
- К уголкам привариваются кронштейны, в которые устанавливаются шаровые опоры.
- Передняя балка минитрактора также имеет по центру качающий механизм. В данном случае он вместе с крестовиной снят из автомобиля УАЗ.
Чтобы изготовить самодельный передний мост, а также задний его аналог для полноприводного агрегата, потребуется взять 2 одинаковых узла ходовой части, например, от автомобиля ВАЗ или Москвич, и укоротить их. Как укоротить мост от автомобиля ВАЗ, можно узнать из этого видео.
Важно! Мосты должны иметь одинаковые редукторы, с одинаковым передаточным числом. В противном случае передние и задние колеса при движении трактора будут вращаться с разной скоростью.
Поскольку мосты уже имеют встроенный механизм передачи вращательного движения на ось колес, то изготавливать самодельный редуктор не потребуется.
Плюсы установки гидравлики
Гидравлика на минитрактор устанавливается для того, чтобы обеспечить работу некоторым его механизмам и облегчить управление данным агрегатом. Агрегат с установленной гидравликой, имеет свои преимущества.
- Машина становится легкоуправляемой. Руль можно крутить, практически не прилагая усилий, одной рукой.
- Гидравлика дает возможность применять различное навесное оборудование.
- Применение гидравлики позволяет модернизировать тормозную систему. Благодаря гидроцилиндрам, установленным на агрегате, торможение агрегата происходит мгновенно.
Сделать гидравлику на минитракторе можно, если заранее приобрести готовую систему в магазине или использовать детали от старой сельхозтехники.
Важно! При установке гидравлики на минитрактор следует учитывать, что некоторая часть мощности двигателя уйдет на обслуживание данного узла. Поэтому для тракторов с маломощными двигателями установка гидравлики не принесет никакой пользы.
Для чего нужен ВОМ
Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для приведения в движение различных сельхозяйственных механизмов, подсоединяемых к минитрактору, например, различных фрез для обработки земли, картофелекопалок, косилок, снегоуборочников и т.д.
ВОМ может быть как зависимым, так и независимым. В первом случае вал приводится в движение от трансмиссии, передающей вращательное движение на колеса. Как только колеса останавливаются, ВОМ прекращает вращаться. Независимый ВОМ получает вращение от коленчатого вала двигателя. Поэтому, чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается вал.
Кроме всего, существуют трактора с ВОМ синхронного типа. Скорость вращения синхронного вала напрямую зависит от передаточного числа передачи движущегося трактора. Синхронизация движения и вращения требуется при работе агрегата с посевным оборудованием.
Изготовление трехточечной навески
Навеска используется для подсоединения к трактору дополнительного оборудования, например, плуга.
Навеска должна быть подвижной как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. В первом случае подвижность помогает уменьшить вылет насадки при подруливании. Вертикальное движение подвески требуется для опускания оборудования в рабочее состояние или поднятия его в позицию транспортировки.
Навеска на минитрактор делается из различных деталей, снятых из старой сельхозтехники. Сделать описание того, как изготовить трехточечную навеску в домашних условиях, достаточно сложно. Поэтому правильнее будет воспользоваться следующим видео, в котором указаны размеры всех деталей приспособления.
Выбор и установка тормозов и сцепления
Тормоза необходимо устанавливать на заднюю колесную пару. Проще всего взять готовые блоки от автомобиля УАЗ. Колодки тормозного механизма нужно установить на диски колес, а управление вывести на педаль или рычаг, установленные внутри кабины.
Чтобы установить сцепление на самодельный минитрактор, также можно воспользоваться готовым вариантом от какого-либо автомобиля. Например, можно использовать ременное сцепление от Москвича или УАЗа.
Блок сцепления крепится к коробке передач, также взятой от какого-либо автомобиля. Как устанавливается сцепление, можно посмотреть в этом видео.
Установка рулевого управления
Самостоятельно изготавливать механизм рулевого управления достаточно сложно, и в принципе нет смысла, поскольку все детали можно взять из любого легкового автомобиля.
Далее приведена схема, на которой показано, как устроено стандартное рулевое управление, устанавливаемое на большинстве самоходной техники.
При установке рулевого механизма рулевой вал с шестерней соединяется с рулевыми сошками, которые имеются на поворотных кулаках, установленных на передней балке (изготовление балки рассматривалось выше).
Как сделать кабину для минитрактора
Если в летний период работать на минитракторе можно и без кабины, то с наступлением осенне-зимнего периода использование агрегата становится довольно некомфортным или вообще невозможным. Поэтому умельцы стараются собирать трактора с кабинами, чтобы использовать данную технику круглый год.
Кабину для самодельной техники изготавливают из листовой стали по заранее подготовленному чертежу. За основу расчетов можно взять кабину от трактора МТЗ. На следующем фото показан чертеж, исходя из которого, можно сделать кабину самостоятельно.
Совет! Если размеры кабины, имеющиеся на чертеже, не подходят под размеры вашего минитрактора, то их необходимо изменить. Но главное, что нужно учитывать при коррекции размеров — это размер лобового стекла и высоту кабины. Потолок ее должен быть выше головы сидящего в кабине человека на 25 см.
Кабина изготавливается следующим образом.
- Первым делом, нужно собрать каркас из деревянных брусков согласно размерам чертежа.
- Далее, по размерам деревянных деталей каркаса режут металлическую профильную трубу. Все детали соединяют методом сварки.
- Сваренную конструкцию ставят крышей на землю и приваривают внутри кабины держатели для стекол.
- Крыша изготавливается из листовой стали 1 мм. Фрагмент можно вырезать болгаркой и приварить к верхней части кабины.
- Пол и боковые части кабины изготавливаются из листовой стали толщиной 2 мм.
- Каркас дверей также сваривается из профильной трубы. Для автоматического закрывания дверей на каркас можно установить газовые лифты.
- После установки стекол кабину можно обшить изнутри поролоном и обтянуть его кожзаменителем.
- Кабина устанавливается на раму, на заранее приготовленное для нее место.
В целом, чтобы лучше понять, как изготавливается минитрактор своими руками, можно посмотреть это видео, своеобразное пособие для начинающих.
Нюансы изготовления гусеничного трактора
Самодельные гусеничные минитрактора – это техника, главной особенностью которой является высокая маневренность и хорошая проходимость. Также трактор на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о его колесном аналоге.
Чтобы сделать минитрактор на гусеничном ходу, понадобятся следующие элементы конструкции.
- Рама. Изготавливается из профильной трубы или швеллера.
- Двигатель. Для гусеничного минитрактора лучше использовать дизельный двигатель.
- Ведущий мост. Как и при изготовлении колесного трактора, для гусеничного агрегата также можно использовать готовый мост от старого автомобиля, который следует укоротить.
- Коробка передач. Идеальным вариантом будет коробка от ГАЗ-53.
- Сцепление. Подойдет блок сцепления от ГАЗ-52.
- Гусеницы. Изготавливаются из покрышек от колес крупногабаритной техники, например, от трактора.
Для изготовления гусениц нужно взять 2 покрышки от трактора и срезать на них боковые части. Затем эти покрышки одеваются на колеса, установленные на раме, как показано на следующем фото.
Чтобы трактор мог поворачивать, на заднем мосту нужно установить дифференциал, который будет отключать правое или левое колесо от привода. Также каждое колесо должно быть оборудовано тормозом, управляемым по отдельности. При нажатии на педаль тормоза и переключении дифференциала одно колесо ведущего моста останавливается, а противоположное продолжает вращаться. За счет этого трактор разворачивается в нужном направлении.