- Переделка мотоблока МТЗ в минитрактор. Описание, этапы, чертежи
- Минитрактор из МТЗ
- Устройство мотоблока МТЗ
- Двигатель
- Пуск двигателя МТЗ затруднен
- Двигатель завелся, а стартер не выключается
- Мотоблок работает рывками
- Во время работы карбюраторная система переполняется маслом
- Замена двигателя
- Видео обзор замены двигателя на мотоблоке МТЗ
- Как увеличить скорость мотоблока МТЗ
- В таблице представлены изменение скорости на каждой передаче
- Обкатка
- Настройка
- Этапы настройки работы двигателя
- Эксплуатация
- Смазочная система
- Алгоритм замены масла
- Алгоритм замены масла в трансмиссии
- Регулировка сцепления
- Видео обзор регулировки сцепления на мотоблоке МТЗ-05
- КПП
- Генератор
- Видео обзор установки генератора на мотоблок Беларус
- Вибрация мотоблока
- Тюнинг мотоблока мтз 09н
- Вездеходная приставка
- Видео обзор мотоблока МТЗ-09Н на лыжах
- Особенность гусеничной приставки «Крутец»
- Схемы и чертежи
- Порядок изготовления рамы
- Детали
- Рама и кузов
- Сиденье и рулевая
- Колеса и покрышки
- Монтаж рычагов
- Изменение рычагов управления
- Обзор гусенечной приставки «Крутец» на мотоблоке
- Обзор пахоты самодельным минитрактором на базе мотоблока МТЗ
- Обзор переделанного мотоблока МТЗ-09Н в минитрактор
- Этапы сборки
Переделка мотоблока МТЗ в минитрактор. Описание, этапы, чертежи
Доработки мотоблока. Продолжение.
Для того, чтобы сделать привод блокировки дифференциала посредством тросика, необходимо к рулевой штанге приварить проушину. В эту проушину вкручивается упорный винт кожуха тросика для регулировки натяжения и опирается упорная пружина включения блокировки.
Переделке подверглась и система переключения скоростей вместе с системой включения реверса. В штатном варианте эти системы имеют большие люфты и нет чёткого включения передач, их приходится ловить, что очень не удобно.
Первым делом я подсоединил тяги к соответствующим рычагам на коробке передач непосредственно, напрямую.
Рычаг реверса и рычаг переключения передач, расположенные на пульте рулевой штанги я удлинил в два раза, приварив шинки 4х20х100. На концы рычагов надел штатные резиновые набалдашники.
Снизу к основе рычагов приварил пластины 4х20х70 с просверленными отверстиями, куда вставляются штифты проушин, закреплённых на другом конце тяг.
Что получилось в результате переделки:
1. Скорости и реверс переключаются легко, без лишнего напряжения.
2. Скорости и реверс переключаются строго, чётко, без люфтов и болтанок.
3. Нужную скорость не надо ловить, её просто включаешь переводом рычага в нужное положение: 1-я и 3-я – переводом рычага вперёд до упора и назад до упора соответственно, 2-я и 4-я – переводом рычага вперёд за упор и назад за упор соответственно.
Ящик – бардачок
В процессе использования мотоблока периодически возникает потребность в каком-либо инструменте (ключи, отвертки, плоскогубцы, молоток и т.д.). На штатном мотоблоке места для этого не предусмотрено. Пришлось сделать ящик-бардачок.
В результате установки ящика-бардачка получилось:
— есть надежное место для хранения необходимого инструмента и запчастей;
— крышка легко опрокидывается вперёд, открывая доступ к содержимому ящика-бардачка.
Скоростные характеристики мотоблока
В штатном исполнении мотоблока скоростные характеристики подобраны плохо. На моём участке с очень тяжёлой почвой я пахал на 3-й передаче на небольшом газе (двигатель не должен идти вразнос, а должен работать внатяжку) и мощности вполне хватало. А вот транспортная, 4-я скорость была не большая. Как я понимаю, эти передачи когда-то рассчитывали под двигатель СК-6 мощностью 5,5 лошадиных сил. На моём мотоблоке установлен двигатель Honda GX 270 мощностью 9,0 лошадиных сил. Для этого двигателя нужна более скоростная коробка. Есть два способа, как можно увеличить скоростные характеристики мотоблока.
Первый способ: можно заменить шестерёнчатую пару, установленную в колёсных редукторах.
Скорость мотоблока на штатных шинах Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм при оборотах двигателя 3000 об/мин составит (Таблица 1):
В мотоблоке штатного исполнения в колёсных редукторах установлены шестерни с количеством зубьев 12 и 61. На сервисном центре можно заказать другую пару шестерён для колёсного редуктора с количеством зубьев 18 и 55, что приведёт к увеличению скорости в 1,66 раза (Таблица 2).
Второй способ: можно установить колёса большего диаметра.
Если штатные шины Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм и шириной 150мм заменить на шины Ф – 122 диаметром 704мм и шириной 154мм (5.50 х 16), которые используются в малогабаритной технике и свеклоуборочном комбайне КСК-6, то скорость мотоблока возрастёт (Таблица 3). Шины необходимо приобретать с дисками. Для крепления колёс к мотоблоку необходимо вытачивать вставку и вваривать её
Я так и сделал. Штатные колёса с шинами Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм я заменил на колёса с шинами Ф — 122 диаметром 704мм.
1. Возросла проходимость. По сильно пересечённой местности, по грязи, заболоченным местам, по кустарникам, канавам, оврагам мотоблок идёт уверенно.
2. Улучшились тяговые характеристики мотоблока. Благодаря увеличению радиуса колёс мотоблок уверенно тянет через глубокие борозды, канавы, по мягкой и рыхлой почве.
3. Увеличился дорожный просвет до 350 мм. Благодаря этому можно окучивать картошку не ломая стебли практически до любой стадии роста.
4. Мотоблок приобрёл солидный вид.
1. Прицепное устройство «картофелекопалка» стало упираться в колёса и её пришлось подвергнуть небольшой доработке, а именно, уменьшить ширину в месте присоединения к мотоблоку.
Если использовать установленную в колёсных редукторах шестерёнчатую пару с количеством зубьев 18 и 55, то получим скоростные характеристики мотоблока, указанные в столбце 5, таблица 3. Такой скоростной мотоблок будет сориентирован на транспортные работы по перевозке грузов на большие растояния по хорошим дорогам, пахоту, боронование, окучивание.
В связи с тем, что я живу в сильно холмистой местности с плохими дорогами и у меня нет нужды частой перевозки грузов на большие расстояния, то я вернул в колёсные редуктора заводскую шестерёнчатую пару с количеством зубьев 12 и 61. Такой силовой мотоблок хорошо работает с фрезой, косилкой, бульдозерным отвалом, картофелекопалкой, т.е. закрыл весь спектр навесного и прицепного оборудования при достоинствах колёс большого диаметра Ф-122. Скоростные характеристики моего мотоблока соответствуют столбцу 4, таблица 3.
В результате получилось:
— первая скорость — 2,6 км/час: работа с фрезой, картофелекопалкой, косилкой;
— вторая скорость — 4,4 км/час: аккуратная работа с плугом, боронование, окучивание, работа с отвалом;
— третья скорость — 6,5 км/час: перепашка убранного поля, когда пашут узким захватом, но немного глубже (доверяют молодым, начинающим «побегать за плугом»), транспортировка грузов на прицепе по бездорожью и пересечённой местности;
— четвёртая скорость — 11.2 км/час — транспортная скорость с прицепом.
На мотоблок большинство рабочих агрегатов навешивается сзади за прицепную скобу. При навешивании рабочих агрегатов изменяется балансировка мотоблока. Что бы получать удовольствие от работы на мотоблоке, необходимо для каждого рабочего агрегата создавать свою балансировку. С этой целью, перед защитным кожухом двигателя, к системе крепления подножки я приварил горизонтальную поперечину, а к её середине приварил вертикальный штырь, на который навешиваю грузы (см. фото). В качестве грузов я использую противовес от старых лифтов размером 210х210х90мм (навешиваю на вертикальный штырь) или найденные на свалке четыре металлические блины наружным диаметром 150мм, в которых по центру просверлил отверстие диаметром 50мм и которые навешиваю на предварительно насаженную на штырь трубу. Их толщина и вес: 40мм – 4,8кг, 45мм – 5.4кг, 50мм – 6.1кг, 70мм – 8.5кг.
Рабочие агрегаты уравновешиваю следующим образом. Для плуга, окучника, фрезы и бороны для чистого боронования (это боронование при окучивании картошки и заделке зерновых) создаю такую балансировку путём навешивания грузов, что бы положение равновесия наступило при одинаковом расстоянии до земли, как от нижних салазок, так и от нижней точки рабочего агрегата. В этом случае мотоблок имеет два устойчивых положения: одно, когда штангу управления поднимаешь максимально вверх и опираешь мотоблок на нижние салазки (используется при очистке, обслуживании рабочих агрегатов и при остановках), и второе, когда штангу управления опускаешь вниз для взаимодействия рабочего агрегата с почвой. В этом случае при переездах и при разворотах вертикальная нагрузка на руки минимальная. При черновом бороновании (это боронование после уборки картошки, когда нужно стянуть ботву с поля за пределы пахоты и т.п.) создаю такую балансировку путём навешивания металлических блинов, что бы груз перевешивал борону и мотоблок всегда стремился наклониться вперёд и опустится на нижние салазки. В этом случае, при работе, я руками жму на штангу управления и прижимаю борону к земле, а для освобождения бороны от собранной ботвы и травы ослабляю нажим и слегка поддёрнуть штангу управления вверх – мотоблок перевешивается вперёд, опирается на нижнюю лыжу и борона сама очищается.
В результате использования грузов-противовесов получаем:
— мотоблок в сцепке с рабочим агрегатом уравновешиваем в каждом конкретном случае таким образом, что бы обеспечить минимальную нагрузку на руки и максимум удобств в работе;
— навешенный груз увеличивает общий вес мотоблока на время работы с агрегатами и улучшает, таким образом, сцепление с почвой;
— приваренная впереди поперечина и штырь играют роль переднего бампера и защищают хлипкую защитную решётку двигателя от поломки при случайном соприкосновении с преградой.
Доработка плуга — 2013
Плуг является основным и важнейшим рабочим агрегатом при обработке земли. Грамотно сделанный плуг – гарантия качества вспашки, отсутствие пробуксовок мотоблока и получение удовольствия от процесса вспашки. Так как почва на моём участке не просто тяжёлая, а очень тяжёлая, то требования к плугу я предъявляю очень серьёзные. Хороший плуг, как говорят, бреет землю, а плохой плуг роет землю, как свинья. Хороший плуг, после заглубления в землю, идёт стабильно устойчиво, величина заглубления не зависит от плотности грунта и он никогда сам не выскочит из земли, если только под лемех не попадёт тряпка, жестянка или что-то подобное. Хороший плуг оставляет после себя ровную, красивую борозду с вертикальным срезом, у которой внизу в углу на вертикальной и горизонтальной поверхностях виден блестящий след от полозка (полевая доска). Плуг, который изначально неправильно собран, или который износился и требует восстановления, плохо заглубляется в землю, а после заглубления – идёт не устойчиво, «рыщет», норовит выскочить из земли, создаёт повышенную нагрузку на мотоблок. Борозда после такого плуга имеет форму канавы, след от полозка не виден, так как полозок идёт не там или не так, как должен. Работа с таким плугом превращается в издевательство над землёй и над собой.
Итак, где взять хороший плуг? Можно купить в магазине, а можно сделать самому по чертежам и методике, изложенных на многих сайтах, например, . Важно, чтобы были соблюдены четыре условия, которые делают плуг хорошим. Если эти условия не соблюдены, необходимо разобрать плуг, а затем собирать его, пересверлив крепёжные отверстия в корпусе для крепления лемеха и отвала таким образом, чтобы были выполнены первые два условия.
У плуга можно выделить три конструктивные плоскости: нижняя горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная плоскость полозка и передняя отвальная плоскость. Если с плуга снять лемех и отвал, а плуг поставить на горизонтальный стол, стоящий вплотную к стене, и прижать боковой поверхностью к вертикальной стене, то плоскость стола будет нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена будет боковой вертикальной плоскостью полозка.
Второе условие хорошего плуга боковой режущий край установленного лемеха должен ровняться в прямую линию с боковым режущим краем отвала и они оба должны выступать за пределы боковой вертикальной плоскости полозка на 10мм.
Третье условие хорошего плуга передняя рабочая поверхность лемеха и отвала должны примыкать в одной плоскости и без зазора. Они должны быть заполированы, блестеть, как зеркало, и не иметь выступающих крепёжных элементов. По окончании работ с плугом все отполированные поверхности я очищаю от грунта, поливаю машинным маслом или смазываю Литол-24 и растушёвываю тряпочкой. Это позволяет защитить отполированные поверхности от ржавления. Плуг храню в закрытом помещении.
Примечание: В моём плуге угол установки лемеха составляет 35 градусов. На ходовые свойства плуга величина этого угла влияет незначительно: с увеличением угла установки лемеха возрастает усилие вспашки
Однако, ввиду небольшого объёма работ для плуга на приусадебном участке, изношенную часть лемеха и отвала можно наварить (лучше – полуавтоматом), а затем обработать шлифмашинкой до нужных размеров, без последующей термообработки. Этого будет достаточно для полного цикла обработки плугом участка площадью 50 соток в течение сезона.
К началу сезону необходимо проверить износ лезвия лемеха (ширину затылочной фаски износа). Предельная ширина затылочной фаски износа лемеха по плоскости низа борозды составляет до 2мм для тяжёлых грунтов и до 5мм для лёгких.
Минитрактор из МТЗ
Многие владельцы МТЗ модернизируют мотоблок в минитрактор. Самый простой способ сделать это с помощью адаптера. Он позволяет проводить большинство работ сидя на нем.
Для Беларусов есть специальные адаптеры типа Хорс. При модернизации им мотоблок уже мало чем напоминает себя прежнего. Это получается обычный трактор меньшего размера. Если установить его, то скорость Беларуса немного измениться, поскольку ему придется не только везти вес навески, но еще и сам Хорс. Но эта потеря будет незначительная, поскольку двигатели Хонда позволяют работать с навеской до полутоны. А вес Хорса около 100 кг.
Адаптер Хорсам ИС-2
Можно попробовать собрать и установить минитрактор самостоятельно. Есть большое количество разных схем и чертежей, как это сделать. Однако делать это своими рекомендуется только в том случае, если Вы уверены в своих силах. Иначе шансы на модернизацию крайне малы.
При внимательном отношении к работе и своевременном техническом обслуживании мотоблока МТЗ, он прослужит Вам долгое время.
Многие обладатели мотоблоков упрощают себе жизнь, и делают из него минитрактор. Для этого лишь необходимо провести его.
Устройство мотоблока МТЗ
Мотоблоки МТЗ начали изготавливаться в советское время. Их главным достоинством считается простота и ремонтопригодность. Поэтому разобраться с устройством Беларуса проблем не возникает. Самой популярной моделью является МТЗ-05.
Ниже на схеме подробно продемонстрировано расположение основных рабочих элементов мотоблока.
Схема мотоблока МТЗ-05
Перед началом проведения каких-либо ремонтных работ, обязательно изучите эту схему. Она отбросит многие вопросы касательно месторасположения или названия основных деталей устройства.
Двигатель Lifan 168 F-2
Двигатель
Исходя из отзывов, можно выделить основные проблемы, которые возникают в ходе эксплуатации, и пути их решения.
Пуск двигателя МТЗ затруднен
Двигатель завелся, а стартер не выключается
В этом случае в первую очередь необходимо разобрать стартер и убедится в его работоспособности. Возможно, заел привод стартера на валу или якорь тягового реле.
Мотоблок работает рывками
Во время работы карбюраторная система переполняется маслом
Замена двигателя
Чаще всего замена двигателя производится на старых Беларусах 05 и 09. На них установлены заводские моторы УД-15 и УД-25. Их ресурс работы с 90-х уже давно исчерпался. И поэтому сейчас более актуальными считаются двигатели Хонда и Лифан.
Двигатель Honda GX270
Новые заводские модели мотоблоков МТЗ-09Н оборудованы именно двигателями Hоnda GX 270. Они считаются самыми надежными для применения в садовом хозяйстве.
Замена двигателя на новый является сложной задачей, поскольку необходимо четко подсоединить все системы по соответствующей схеме.
Производите замену двигателя точно по схеме. Если что-то в замене пойдет не так, то при получении больших нагрузок Беларус начнет вести себя непредсказуемо.
Видео обзор замены двигателя на мотоблоке МТЗ
https://youtube.com/watch?v=B-dxXjzDIdA%3Ffeature%3Doembed
Как увеличить скорость мотоблока МТЗ
Многих владельцев МТЗ интересует этот вопрос, поскольку хочется получать максимум от своего мотоблока.
Для этого можно модернизировать шестерни и заменить стандартные на скоростные.
При модернизации обороты двигателя остаются неизменными, но значительно увеличивается скорость вращения полуоси, а отсюда и всего мотоблока.
В таблице представлены изменение скорости на каждой передаче
Еще одним способом увеличить скорость передвижения Беларуса является установка колес большего диаметра.
Здесь все просто, чем больше диаметр, тем большее расстояние он проедет за одно вращение.
Обкатка
Если Вы являетесь первым владельцем мотоблока МТЗ, то перед его полноценным использованием необходимо провести обкатку.
Эта процедура необходима для того, чтобы заводские детали притерлись друг к другу и начали работать стабильно.
Поскольку если сразу поставить на него тяжелый плуг и начать пахать, то детали могут неплотно соединяться друг с другом в силу их небольших шероховатостей, и какой-либо элемент шестерни легко может выйти из строя.
Для Беларусов обкатка должна составлять от 10 до 12 моточасов. В это время необходимо просто дать поработать двигателю с небольшими нагрузками. Например, это может быть обычный прицеп, который можно подсоединить к мотоблоку и покататься.
Настройка
Для правильной эксплуатации необходимо настроить мотоблок до выезда в поле для проведения работ.
Настройка мотоблока особенно актуальна после простоя техники в гараже в зимний период, когда соединения могли расшататься.
В случае если, Вы первый владелец, и только купили Беларус, то он уже должен быть настроен сморгонским заводом. Но все же рекомендуется еще раз проверить все системы работы двигателя.
Этапы настройки работы двигателя
Проверка уровня масла мерным щупом
Мотоблок МТЗ неприхотлив в обслуживании, однако следует следить за его состоянием.
Эксплуатация
Важно! Запрещено работать с полностью опущенной педалью.
Смазочная система
Для длительной и стабильной работы машины необходимо ее правильно смазывать. Благодаря этому все детали устройства будут работать долго и стабильно.
Картер МТЗ рассчитан на 0,6 дм3 масла. Согласно инструкции по эксплуатации оптимальной считается серия 10W-30. Рекомендуется брать импортное масло, оно дороже, но и работает лучше.
Важно! Если Вы только приобрели мотоблок, то масла в картере нет. Его необходимо залить туда. Не допускается начало обкатки без масла.
Спустя первые 25 моточасов работы необходимо провести первую замену масла. Делать это необходимо регулярно. В инструкции по эксплуатации мотоблока четко прописано через сколько часов работы следует менять масло на мотоблоке МТЗ.
Перед заменой двигатель прогревается. Благодаря этой хитрости масло становится более текучим и легче выходит из мотора.
Алгоритм замены масла
Выбор масла для трансмиссии может ввести многих в заблуждение. Логично, что должно заливаться трансмиссионное, но это не так. В данном случае не идет большая нагрузка на трансмиссию, как в автомобилях.
Если заливать более густое трансмиссионное масло типа ТАп-15 или ТАД-17, то работа мотоблока будет затруднена.
Мотоблок с трансмиссионным маслом не может выдать необходимую мощность. Поэтому сюда также заливается моторное масло, изготовленное по советским ГОСТам: М-10В2 или М-10Г2 (летние варианты масла) и М-8Г2 (в зимнее время года).
Алгоритм замены масла в трансмиссии
Если налить масло выше отметки, то мотоблок будет его гнать по всей системе, и его избытки будут вытекать из масляного бака и узлов соединения.
Регулировка сцепления
Сцепление является связующим звеном между КПП и рычагом управления. Поэтому необходимо знать, как его отрегулировать.
Если сцепление вышло из строя, то сбои видны сразу:
Видео обзор регулировки сцепления на мотоблоке МТЗ-05
https://youtube.com/watch?v=_LBQVQYw5ko%3Ffeature%3Doembed
КПП
Если при эксплуатации из редуктора начал доноситься странный звук, немедленно стоит прекратить работы. Это первый признак того, что в коробке что-то не так. Также может быть сильно нагрета трансмиссия.
Если существует проблема с переключением передач, их самостоятельным отключением или заклиниванием, то причин может быть несколько.
Важно! Если торцы вращающихся шестерен грязные с налипшей пылью и маслом на них, то переключение передач будет происходить самопроизвольно, нельзя работать с таким мотоблоком.
Генератор
В стандартной комплектации мотоблоки МТЗ продаются без генератора. При модернизации их с АКБ, применять Беларусь становится намного приятней. Это дает возможность поставить электрический стартер взамен обычного и установить свет. Благодаря АКБ и электростартеру можно с легкостью заводить мотоблок, а свет поможет в проведении работ в темное время суток.
Видео обзор установки генератора на мотоблок Беларус
https://youtube.com/watch?v=gq9Viqs2iC8%3Ffeature%3Doembed
Вибрация мотоблока
МТЗ продуман таким способом, чтобы максимально снизить вибрацию, которая образовывается при его работе. Это достигается за счет современных подшипников, большого веса конструкции, улучшенного поршня и маховика.
Со временем при эксплуатации вибрация может увеличиться. В этом случае необходимо проверить состояние подшипников, при их износе значительно возрастает вибрация, которая идет от шатунного механизма.
За передачу вращения отвечает маховик. Поэтому в двигателе может быть все нормально, а вот при передаче на маховик уже образовываться вибрация. При его повреждении следует заменить на новый.
Тюнинг мотоблока мтз 09н
Так как я люблю заниматься творчеством и не могу сидеть без дела, то продолжил дорабатывать, совершенствовать узлы и системы мотоблока Беларус-09Н.
1. Сделал грузы (утяжелители) для колёс мотоблока с увеличенным весом.
При выполнении тяжёлых работ (пахота по разбросанному навозу, пахота при движении на подъём, транспортировка гружёного прицепа по пересечённой местности, работа с отвалом, чистка снега отвалом, буксировка прицепа зимой и т.п.) недоставало сцепления колёс мотоблока с землёй из-за небольшого веса. Поэтому вместо штатных заводских грузов 2 х 16 кг я установил вырезанные из плиты толщиной 30 мм, диаметром 340 мм грузы 2 х 20 кг. Имея толщину 30 мм грузы спрятались внутрь колёсного диска и не выступают за габариты колеса. Кроме того, в случае необходимости, я устанавливаю дополнительные грузы диаметром 430 мм, вырезанные из плиты 30 мм, весом 2 х 30 кг. Таким образом я увеличиваю вес мотоблока на 100 кг. Пробуксовка прекратилась, спектр работ расширился.
2. Заменил двигатель GX270, 9 л.с., весом 25 кг на двигатель GX420Е, 16 л.с., весом 36 кг.
После установки колёс диаметром Ф-122 диаметром 704 мм с вездеходовским протектором (изначально на мотоблоки МТЗ-06 завод устанавливал шины размером 5,9х13 дюймов, а это Луазовская резина ИВ-167 высотой 749 мм), вышеуказанных грузов общим весом 100 кг и при соответствующей рабочей загрузке стало не хватать мощности двигателя. После некоторых раздумий двигатель GX270 заменил на GX420Е. Двигатели по размерам посадки и креплению идентичны. Переставил ступицу с чашкой сцепления с GX270 на GX420Е и установил его на мотоблок. Эксплуатация показала: двигатель работает на средних и ниже средних оборотах, мощности и тяги хватает на выполнение любых работ и всех моих капризов, претензий в этом плане к мотоблоку никаких нет.
Так, как двигатель GX420E с электростартером, то я сварил соответствующую рамку и установил за двигателем автомобильный аккумулятор ёмкостью 55 А*ч, весом 12 кг. Аккумулятор старый, отработал 10 лет на автомобиле Ford, но оставшейся ёмкости хватает, что бы обслуживать мотоблок.
4. Сделал бардачок и установил его над аккумулятором.
Бардачок вырезал и согнул из оцинкованной жести 0,5 мм. Он никак не крепиться, а просто плотно вставляется в сваренную рамку для аккумулятора. Что бы бардачок не закоротил клеммы аккумулятора под него подложена пластина из пластика. Бардачок закрывается декоративной крышкой, сделанной из оцинкованной жести. Эта же крышка закрывает выходы валов переключения передач от проникновения влаги в коробку передач при дожде. Получилась удобное место для хранения всего, что может понадобиться для оперативного обслуживания мотоблока и прицепных агрегатов.
5. Сделал выносной пульт управления.
Сделал и установил на одну из рулевых выносной штанг пульт управления в доступной близости для руки. На нём установлены: 1 – тумблер остановки двигателя – для остановки двигателя и блокировки его пуска; 2 – тумблер включения фары освещения – для управления работой фары освещения и габаритными огнями после их установки; 3 – кнопка пуска двигателя – для дистанционного пуска двигателя с помощью электростартера; 4 – рукоятка управления воздушной заслонкой – для пуска холодного двигателя при первом пуске или после продолжительной остановки.
Все эти доработки можно посмотреть на Youtube , если ввести в поисковой строке запрос «МТЗ 09 доработки 2018».
Вездеходная приставка
Гусеничные приставки позволяют соорудить из обычного мотоблока настоящий вездеход! Для этого нет необходимости что-либо перестраивать в самом мотоблоке, или отдельных его узлах. Достаточно просто снять обычные колеса, а на их место установить вездеходные гусеницы.
В условиях наших зим это просто не заменимый помощник, вездеход может применяться для езды по снегу, для этого можно подсоединить адаптер, но не обычный в виде сиденья и колес, а в виде лыж.
Также гусеничная приставка может применяться после выпадения дождя. Обычные колеса не предназначены для езды по мокрой почве, ведь даже грунтозацепы проскакивают. Гусеничный вездеходный модуль позволяет значительно увеличить грунтозацепляющие способности и ездить по любой поверхности.
Видео обзор мотоблока МТЗ-09Н на лыжах
Российский завод «Крутец» предлагает свои вездеходные гусеничные приставки для мотоблоков МТЗ. Они предназначены для совместной работы, поскольку несмотря на большой вес приставка «Крутец» выдерживает его.
Особенность гусеничной приставки «Крутец»
Помните про то, что на бездорожье нельзя допускать ошибки! И следует быть внимательными и осторожными при управлении вездеходом.
Схемы и чертежи
На форумах есть большое количество схем, как можно собрать минитрактор из Беларуса.
В первую очередь необходимо понять, какая кинематическая цепь у всех частей будущей машины.
Планирование является важной частью, поэтому лучше все делать минитрактор по чертежам, а не на глаз. В этом случае все будет точно подогнано и работать стабильно.
На следующей схеме представлено расположение всех рычагов и переключателей, это необходимо продумать заранее. Этот вариант взят из минитрактора Муравей, и большинство таких оборудований сделано именно в таком исполнении.
Рама является самым нагруженным и важным элементом в будущем минитракторе. Поэтому необходимо тщательно отнестись к ее сборке. Можно конечно купить готовую раму, или подобрать что-то подходящее, но лучше всего изготовить ее самостоятельно.
Поскольку размеры все равно придется подгонять, а сделать новое всегда легче, чем переделывать старое. Рама может быть выполнена согласно чертежу.
Это классический вариант рамы, который уже давно доказал свою надежность в эксплуатации.
Порядок изготовления рамы
Все мотоблоки МТЗ достаточно большие и мощные. Поэтому их можно использовать как базу для переделки в трактор. Даже старая 5 версия пригодна для этих целей. Она была сделана еще в советском союзе, где упор был сделан именно на качество.
Исходя из конструкции, легче всего переделать МТЗ-09Н или МТЗ-12.
Необходимо четко следовать всем схемам и чертежам. Поскольку в противном случае Ваш минитрактор будет работать неправильно.
Это самые мощные и тяжелые представители семейства Беларусов. Но более популярна именно 9 модель, поэтому чаще всего переделывается именно она.
Если с другими мотоблоками можно сделать 3-х колесный вездеход, то с МТЗ так не получиться. Он оснащен двухцилиндровым дизельным двигателем. Поэтому рекомендуется использовать только 4 колесные варианты.
Детали
В основе минитрактора из мотоблока МТЗ-05 лежит несколько частей. Давайте рассмотрим каждую из них.
Рама и кузов
Эти два элемента являются базовыми для всего трактора. На них будет держаться все остальное. Поэтому, для изготовления рамы лучше всего использовать крепкий новый металл, который еще не был в эксплуатации.
Идеальным материалом для рамы будет железный швеллер № 5, или еще лучше № 9. А для кузова подойдет качественная сталь толщиной от 3 мм. Не стоит бояться большого веса, МТЗ-05 рассчитан на работу с такими нагрузками.
Сиденье и рулевая
Сиденье можно взять любое автомобильное, и установить его позади двигателя на подготовленную раму.
Рулевую систему также придется модернизировать. Для этого нужно будет использовать старый руль от автомобиля или мотоцикла. Как показывает практика, более удобный в применении именно мотоциклетный руль.
Колеса и покрышки
Это особая часть, поскольку от качества покрышек будет зависеть ход минитрактора и его сцепление с грунтом. Поэтому не рекомендуется использовать старые, «лысые» покрышки.
У колес должны быть качественные протекторы для передвижения по любой поверхности.
Монтаж рычагов
Управление мотоблоком также необходимо перенести. Поскольку в привычном виде все управлялось при помощи рулевых рычагов, то сейчас это необходимо будет модернизировать.
Изменение рычагов управления
https://youtube.com/watch?v=AQbtdcMQJAA%3Ffeature%3Doembed
Обзор гусенечной приставки «Крутец» на мотоблоке
https://youtube.com/watch?v=CyYl0RMBDVA%3Ffeature%3Doembed
Обзор пахоты самодельным минитрактором на базе мотоблока МТЗ
https://youtube.com/watch?v=Lbz1BCT5Jm0%3Ffeature%3Doembed
Обзор переделанного мотоблока МТЗ-09Н в минитрактор
https://youtube.com/watch?v=BrkzHrGxtoE%3Ffeature%3Doembed
Кинематическая схема мини-трактора
Схема самодельного минитрактора
Гусеничная приставка на мотоблок МТЗ
https://youtube.com/watch?v=xltpqlfzy_s%3Ffeature%3Doembed
Первый опыт эксплуатации — 2012
Радость покупки уменьшилась, как только весной начал эксплуатировать мотоблок на приусадебном участке. Возникло много вопросов к мотоблоку и прилагаемым агрегатам. Некоторые вопросы решал сразу, некоторые – подправив агротехнику, а некоторые – творческой доработкой мотоблока и его агрегатов. Таким образом, мотоблок реально оказался для меня конструкторским набором для серьёзной творческой проработки и технического усовершенствования. В результате проделанной работы я получил мотоблок, на котором работаю с удовольствием, без больших напряжений и всегда остаюсь довольным результатом своей работы. Но обо всём по порядку.
Когда работаешь с плугом или окучником и в конце борозды разворачиваешься, то приходится удерживать балансировку мотоблока, что бы он не цеплял рабочим органом за землю и не зарывался в землю подрамником подножки. Это очень неудобно, особенно при переезде поперёк борозд. Этот маленький недостаток устранил просто: приварил к подрамнику подножки две лыжи, сделанные из металлических пластин размером 3мм х 70мм х 300мм, у которые спереди и сзади подогнул вверх заход по 40мм. Приваривал так: мотоблок установил на ровную твёрдую поверхность (на бетонную дорожку), подложил под подрамник подножки сделанные две лыжи и приварил по месту с добавлением усиливающих элементов.
На фотографии видно, что спереди к лыже и подрамнику подножки приварена поперёчная штанга со штырём. Штырь служит для навески груза противовеса в некоторых случаях, а поперёчная штанга – бампером, защищающая переднюю решётку вентилятора охлаждения двигателя от повреждения.
После установки нижних салазок получил:
— мотоблок, даже с заведённым двигателем, можно спокойно наклонять вперёд и опускать на салазки не опасаясь за последствия;
— мотоблок можно перегонять вперёд или задним ходом по любому покрытию, даже по пахоте, подняв ручки управления до упора вверх и опустив на салазки. Мотоблок устойчиво двигается, не зарывается и не повреждается.
Ручки управления (в техническом описании обозначены как рычаги рулевой штанги) в мотоблоке «Беларус»-09Н такие же, как и в других мотоблоках. И, надо сказать, очень неудобные. Поэтому пришлось всё принципиально поменять. После нескольких пробных вариантов сделал и установил перемещающуюся штангу управления.
Штанга управления позволяет:
— уверенно управлять мотоблоком. Это не какие-то торчащие две ручки. Берясь за штангу управления, чувствуешь полную власть над мотоблоком;
— во время пахоты, когда колёса попадают на свежий навоз или в глубокую поперечную борозду, возникает необходимость чуть-чуть подтолкнуть мотоблок. В данном случае это легко сделать, подтолкнув корпусом тела в штангу управления;
— во время движения с полуприцепом, при резком торможении или при спуске с крутой горки штанга управления служит надёжным упором для рук, предотвращая соскальзывание водителя с сиденья на мотоблок.
Возможность перемещения штанги управления дополнительно дает:
— больше места для навески любых агрегатов. В этом случае штанга управления отодвигается на нужное расстояние;
— при пахоте и бороновании штангу управления максимально отодвигаю назад. В этом случае уменьшается нагрузка на руки в 1,4 раза и работа облегчается настолько, что и спина не мокрая, и работа в удовольствие.
Конструкция перемещающейся штанги управления видна на снимке.
Штатные ручки управления я укоротил до длины 420мм. К ним приварил посредством пластин две направляющие ¾ дюймовые трубки длиной 90мм. Держатели штанги представляют собой две ½ дюймовые трубы длиной 630мм, у которых один конец сплюснут и в нём просверлено отверстие диаметром 8мм. По всей длине держателей штанги с шагом 100мм насверлил сквозные отверстия для фиксации болтами в направляющих втулках. Сама штанга представляет ½ дюймовую трубу длиной 530мм, у которой с торцов вставлены и зафиксированы сварочными заклёпками две заглушки с нарезанной по оси резьбой М8 для крепления к держателям. На штангу установил два самодельных рычага управления, по краям надел две резиновые накладки, которые стояли на штатных ручках управления. Штанга управления может вращаться вокруг своей оси в пределах 90 0 на болтах крепления. Этот угол поворота определяет приваренный упор. Это даёт возможность при пахоте поднимать вверх и опускать вниз штангу управления, не выворачивая рук. Другими словами: не руки выворачиваются под рычаги управления, а рычаги управления поворачиваются под руки. Что бы оценить всю прелесть этой переделки попробуйте на не переделанном мотоблоке поднять рычаги рулевой штанги вверх и в таком положении выжмите рычаг сцепления. Это сделать очень сложно. А при пахоте это надо делать на разворотах постоянно.
Эксплуатация мотоблока показала, что функция блокировки дифференциала очень нужная вещь и пользоваться ей нужно довольно часто:
— при пахоте на неровном, с ухабами участке;
— при пахоте участка, удобрённого свежим навозом, или пахоте паров;
— при переездах поперёк борозд; — при бороновании большой бороной;
— при транспортировке гружёного полуприцепа по пересечённой местности;
— при работе с бульдозерным отвалом и т.д.
Во всех этих случаях блокировку дифференциала необходимо либо эпизодически включать, либо эпизодически выключать. Пользоваться штатной ручкой блокировки дифференциала, установленной на пульте рулевой штанги, крайне неудобно: приходится каждый раз останавливаться, тянуться к ней и тянуть её на себя или отталкивать от себя, искать момент её срабатывания, поворачивая мотоблок. Поэтому управление блокировкой дифференциала я вывел на штангу управления, где установил рычаг выключения блокировки дифференциала под правую руку. Под левую руку на штанге управления я установил рычаг выключения сцепления.
Рычаг выключения сцепления сделал сам из подручного металла. Его отличительная особенность: он имеет в два раза больший ход по тросику. Это устранило проблему регулировки сцепления на холодном мотоблоке, когда либо выжатое сцепление — ведёт, либо отпущенное — пробуксовывает. При установке переделанного рычага выключения сцепления я получил: рычаг нажат – сцепление всегда надёжно выключено, рычаг отпущен – сцепление всегда надёжно включено вне зависимости от прогрева двигателя мотоблока.
Рычаг выключения блокировки дифференциала сделал такой же как и рычаг выключения сцепления: рычаг нажат – блокировка дифференциала выключена, рычаг отпущен – блокировка дифференциала включена. Обычно, при транспортировке полуприцепа по хорошим дорогам блокировка дифференциала должна быть выключена, то есть рычаг должен быть нажат. Поэтому в стойке рычага я просверлил сквозное отверстие куда вставляю штырь для фиксации рычага в нажатом состоянии (рабочее положение выключенной блокировки). Это самый простой и надёжный способ фиксации рычага.
Этапы сборки
Важным нюансом является бензобак, из соблюдения техники безопасности он должен быть накрытым, чтобы не было случайного возгорания. Поэтому рекомендуется полностью весь мотор, вместе с бензобаком, оградить самодельным кожухом.
— есть надежное место для хранения необходимого инструмента и запчастей;
— крышка легко опрокидывается вперёд, открывая доступ к содержимому ящика-бардачка.
Скорость мотоблока на штатных шинах Ф – 140 М (6L – 12) диаметром 570мм при оборотах двигателя 3000 об/мин составит (Таблица 1):
Коэффициент передачи с двигателя на колёса
Скорость мотоблока при 3000 об/мин двигателя, км/час
Переделать мотоблок МТЗ-05 в минитрактор без помощи не реально. Поэтому обязательно загляните на форумы, где конструкторы делятся советами, как это сделать:
«Тяга что-то сделать должна быть в крови, в противном случае это будет затратно в финансовом плане. Я не могу пройти мимо какой-нибудь железяки, а обязательно мысленно прокручиваю, куда ее можно пристроить, так создаются конструкторские идеи. Тщательно осмотрите все, что у Вас есть, разложите, прикиньте, что из этого можно сделать, что Вы бы хотели видеть в конечном итоге, что еще нужно найти, если сразу не можете представить, то посмотрите на форумах примерные чертежи, и тогда картинка станет более ясной»
«Привет всем читающим от конструктора тракторного оборудования. Хочу Вам дать один дельный совет: начинайте делать минитрактор только в том случае, если уверены в своих силах и наличии большого количества времени, средств и терпения. Если есть хоть капля сомнения, то лучше и не начинайте! Сделайте тележку или адаптер с сиденьем. И не заморачивайтесь с приводом 4х4. Это трудно в плане реализации. Оснастите Вашего Белоруса адаптером и резиной 7,5х16. И бегать будет быстрей, и тяги станет больше»