Мотоблоки типа МБ. Устройство. Эксплуатация. Характеристики. Часть 1.

Мотоблоки типа МБ. Устройство. Эксплуатация. Характеристики. Часть 1. Мотоблоки

Инструкция по эксплуатации и документация

Нельзя игнорировать информацию, которую предлагает производитель пользователю в инструкции по эксплуатации. Для эксплуатации маломощных мотоблоков не нужны права, чтобы ездить по дорогам. Документы нужны, если техника может разгоняться до 30 км/ч, поскольку ресурс таких моторов требует от пользователя наличие соответствующих навыков и знаний, как следует себя вести на территории, где есть и другие участники дорожного движения.

В процессе кошения травы обязательно нужно проследить, чтобы мотоблок не наехал на электрические провода или камни.

Территорию потребуется осмотреть перед тем, как приступить к выполнению поставленных задач. При транспортировке может потребоваться поставить передний кузов к прицепу, при этом убедиться, что соединение выполнено качественно. Если этого не сделать, во время движения техники под тяговой нагрузкой прицепное оборудование может отсоединиться, соответственно, на трассе создастся аварийная ситуация.

https://www.youtube.com/watch?v=1KWv0b94BIc

Не столь важно купить мощный мотоблок, сколько знать, как правильно его эксплуатировать и настраивать. Большинство современных моделей просты в обслуживании, на них легко отыскать комплектующие материалы, а при необходимости ремонт можно осуществить в сервисном центре.

Первое, что требуется от пользователя — обкатать технику. Если внутри установлен импортный силовой агрегат, то может возникнуть немало вопросов относительно того, чем заправлять такие мотоблоки, и какое масло стоит использовать. В данном случае вся техника этого типа работает либо на дизеле, либо на АИ-92 и 95. Масло летом и зимой потребуется использовать разное, меняют его регулярно, а в первый раз – уже через 20 часов работы.

Если нет достаточного опыта, то лучше никакого обслуживания самостоятельно не делать, поскольку от неумелых действий пользователя техника только пострадает. Масло сливается в горячем состоянии, картер промывается, и заливается полусинтетика. В некоторых комплектациях производитель предлагает щуп для проверки уровня масла.

В тех моделях, где установлен ремень, одним из самых неприятных моментов эксплуатации является постоянное соскальзывание его с ручья шкива. Основной причиной этого является ослабленный со временем натяжной механизм, потеря сцепления или даже пробуксовки. Снимают и демонстрируют самостоятельно в соответствии с предлагаемой производителем инструкцией, задействуя компенсационный ролик. Самый простой способ — убрать старый ремень и поставить на его место новый. Если нет возможности его приобрести, тогда нужно натянуть.

Движок мотоблока закреплен с помощью четырех болтов.

При помощи гаечного ключа потребуется отвернуть на пару оборотов их, и потянуть силовой агрегат в свою сторону, при необходимости натяжение ремня ослабляется. Профессионал по степени прогиба может определить, насколько правильно натянут этот элемент. Если надавить на него, он должен провиснуть на 1 сантиметр.

Вторая сложность, с которой нередко сталкивается пользователь — настройка плуга, который прикрепляют на заднюю часть станины. Используют для этого не только сцепку, но и переходник, причем второе крепление считается одним из самых надежных. Сначала мотоблок потребуется поставить на грунтозацепы, а для этого под него кладут кирпичи или дрова, чтобы поднять от земли. Высота подставки должна равняться той, что необходимо выставить для погружения навесного оборудования. Данный показатель может варьироваться от 16 до 20 см.

Пользователь обязан убедиться, что техника стоит без крена. По отверстиям, которые имеются на стойке плуга, расположенной вертикально, ставится необходимая высота. Далее следует процесс регулировки, во время которого полевая планка должна прилегать без зазоров к плугу, а стойка должна стоять вертикально в любой плоскости.

Если используется стандартная сцепка, то винт вращается, когда гайки ослаблены. Чтобы величина погружения в почву оборудования соответствовала необходимому значению, важно соблюдать угол подъема. После выполненной работы пользователь выставляет угол отвала, делается это из-под режущего края. При наличии соответствующего опыта сделать это можно одновременно с тем, как выполняется регулировка стойки.

Как выбрать?

Чтобы правильно подобрать по параметрам мотоблок для сельской местности, необходимо принимать во внимание очень много моментов, и это не только мощность или габариты. Хорошая техника всегда демонстрирует надежность и долговечность, она поставляется в продажу с богатым функционалом, при этом остается доступной по стоимости. Среди огромного ассортимента моделей пользователю не всегда оказывается просто сделать свой выбор.

Как и при выборе любой другой техники, пользователь должен учитывать характер будущих работ, чтобы не разочароваться в покупке. Мощность всегда стоит на первом месте, когда ее недостаточно, техника не может качественно выполнить поставленную задачу, соответственно, плуг или иное навесное оборудование не погружается в грунт на необходимую глубину.

Мощность стоит подбирать, опираясь на тип обрабатываемой почвы.

Если это целина или суглинок, тогда потребуется техника более мощная, которая в состоянии поднять такой пласт, перевернуть его и разрыхлить. Кроме того, мотоблоки, которые используются в качестве небольших транспортных средств, также должны быть мощными.

Некоторые специалисты советуют обращать внимание на фирму-производителя, поскольку бренды, которые существуют на этом рынке довольно долго, производят технику, зарекомендовавшую себя временем. Есть модели от итальянских, немецких и даже российских изготовителей, на которые стоит обращать внимание, к примеру, мотоблок «Нева». Иногда на наши отечественные мотоблоки ставят моторы от Honda и Subaru, что уже говорит о надежности и качестве таких агрегатов.

Если пользователь хочет практически полностью заменить ручной труд на даче механизированным, тогда ему стоит немного переплатить, но подобрать себе мотоблок, который будет отличаться широким функционалом. Очень важно, чтобы на нем был дифференциал, вал отбора мощности, реверс и другие немаловажные функции.

В случае если придется перевозить технику на большие расстояния, хорошо, когда это скоростная модель, демонстрирующая разгон до 30 км/ч.

Все внимание на предлагаемую базовую комплектацию. Важно знать, какое дополнительное оборудование потребуется приобретать за дополнительные деньги. Что касается расхода топлива, то этот показатель не принимается во внимание, поскольку у большинства мотоблоков он находится на одном уровне.

Мало просто взять технику с прицепом, специалисты советуют перед покупкой ознакомиться с особенностями ее эксплуатации. Если пользователь задумался об экономии, тогда ему стоит купить дизельный агрегат, который будет отличаться сильным шумом во время работы, а также невозможностью его использования в условиях резкого снижения температуры воздуха. Бензиновые мотоблоки можно эксплуатировать и летом, и зимой, они относительно тихие, но менее мощные.

Если и выбирать мотоблок, то такой, чтобы в его комплектацию входил поворотный плуг. Именно за счет него можно не возвращаться к началу, а дальше обрабатывать землю. Если говорить о качестве, то борозда, создаваемая дисковыми плугами, гораздо лучше, чем зубчатыми.

Фреза универсального вида всегда входит в базовую комплектацию.

В случае когда на участке есть большие заросли или грунт слишком твердый, необходимо устанавливать другую, она получила название — гусиные лапки. Она качественно собирает сорняки, а иногда даже помогает дачнику справиться с вредителями, которые заражают землю.

При выявлении в конструкции клиноременного сцепления пользователь должен быть готов к тому, что придется постоянно контролировать и регулировать натяжение ремня. На импортных мотоблоках используется дисковое сцепление, которое является более надежным.

Очень многое зависит от качества редуктора, поскольку через него передается движение от двигателя к колесам или фрезе. Если и говорить о практичности, то стоит выбирать модель, в которой стоит червячная или зубчатая передача, поскольку такие конструкции ломаются гораздо реже. Хорошо, если производитель предусмотрел защиту редуктора от пыли и грязи, а основные элементы можно легко смазать.

Перед покупкой пользователь обязательно должен установить условия, в которых будет эксплуатироваться техника, поскольку мощность и конструкция мотоблока должны соответствовать размерам территории.

  • Для обработки целины идеально подходят мощные, профессиональные модели с большим весом, поскольку легкие мотоблоки просто будут подпрыгивать на кочках.
  • Если за участком регулярно следили, его земля легка, то и мотоблок можно купить малогабаритный с небольшой массой, чтобы удобнее было им управлять.
  • Когда планируется использовать большую часть времени заднее оборудование, то вес мотоблока должен составлять не менее 100 килограммов. В данном случае маневренность и удобство не стоят на первом месте.

Как сделать мотокультиватор своими руками

Мотокультиватор-окучник состоит:

  • колесо с грунтозацепами (1),
  • велосипедная звездочка (2),
  • трехлучевая приварная спица (3),
  • рама мотокультиватора (4),
  • выхлопная труба с глушителем (5),
  • модернизированный двигатель от мопеда (6),
  • топливный бак (7),
  • трубчатая V-образная стойка (8),
  • звездочка промежуточного вала (9),
  • труба, усиливающая раму (11),
  • рукоятки с ручками управления дроссельной заслонкой карбюратора и сцеплением (12),
  • механизм крепления и регулировки рукояток (13),
  • лапа культиватора-окучника (14),
  • узел (16).

Для изготовления крыльчатки использовался дюралюминиевый лист, толщина которого 0,5-1,0 мм. Заготовка перед этим была размечена, после чего были просверлены крепежные отверстия.

Затем было надрублено зубилом, прорезано ножницами, а получившиеся лопасти были отогнуты. Такая крыльчатка крепится к коленвалу с помощью фасонной гайки, ступицы-втулки и специального болта М8.

Чтобы это получилось нужно следовать простой методике, и частично перебрать двигатель.

Вначале переставляем головку цилиндра. Ее нужно повернуть так, чтобы перпендикулярно крышке муфты сцепления установились вертикальные ребра охлаждения. Потом от цапфы коленчатого вала отделяем ведущую шестерню, используя штатный съемник. Последнюю надежно закрепляем в тисках, установив перед этим защиту от «сминания», и переходим к вентилятору.

К ступице-втулке накрепко прикручиваем крыльчатку винтами М4. С обратной стороны обязательно расклепываем крепежные элементы. Шлицами к крыльчатке навинчиваем фасонную гайку на резьбу М20, тем самым подготавливаем узел для соединения с ведущей шестерней.

Изготовление мотоблока своими руками: пошаговое руководство по созданию мотокультиватора
Для изготовления нижней крышки кожуха вентилятора используют листовой металл. Далее ее устанавливают на крышку муфты сцепления и соединяют винтом М6. Следят за тем, чтобы максимально совместились обе детали. Центры дополнительных крепежных отверстий устанавливают в крышке муфты, используя для этого отверстия крышки кожуха. После этого обе детали вновь снимают с двигателя, для нарезки резьбы М5 и сверления недостающих отверстий. Когда крышка сцепления установлена на место, к ней привинчивают крышку вентилятора.

Далее работаем с цапфой коленчатого вала. На нее ставят шестерню в сборе с ступицей-втулкой, крыльчаткой и фасонной гайкой. Используя специальный болт М8, все это жестко фиксируется вместе. А используя фасонную гайку, распирают «намертво». Последнюю можно свинтить на резьбовом участке ступицы-втулки.

Для изготовления верхней части кожуха вентилятора, используют лист белой жести или кровельное железо, толщина которого 0,3-0,5 мм. Заготовка сгибается по тонким линиям, а внутрь отгинаются «язычки». После чего необходимо пропаять швы и установит кожух на двигатель. Крепежные отверстия в нижней крышке и отверстия в кожухе для свечи выполняются при монтаже, «по месту».

Ось промежуточного вала вытачивается заново, используя сталь-45. Делается это так, чтобы на него легче насаживались, с одной стороны — сваренные звездочки, а с другой приводной шкиф. Узел промежуточного вала собирается из педального, велосипедного вала.

Для изготовления всех трубчатых элементов силовой конструкции мотокультиватора используются отрезки водогазо-проводных труб. Чтобы избежать трещин и поломок во время изгибания, рекомендуется заполнять песком внутреннюю полость. Для этих целей зимой можно использовать воду, с последующей заморозкой, что гарантирует трубам высокую плавность и качество изгиба.

Бензиновый бак взят от мопеда «Рига», из которого самотеком к двигателю поступает топливо. Бак установлен на двух трубчатых стойках, которые приварены к ступице промежуточного вала.

От мотоцикла взято управление дроссельной заслонкой карбюратора и сцеплением. Тросы взяты от мотороллера. В поручне, за ручкой сцепления, сверлят отверстие в 4 мм. Туда вставляется в отжатом положении скоба фиксации рычага. При изготовлении ручки делаются съемными, благодаря чему мотокультиватор легко размещается в багажнике автомобиля.

Во время испытания, при культивации картофеля, была достигнута производительность обработки — пятнадцать соток за один час.

Комплектующие и аксессуары

Комплектация мотоблока может быть базовой и дополнительной, на вторую пользователю приходится потратиться. В базовой предусмотрен минимальный набор навесного оборудования, за счет которого можно выполнять наиболее популярные агротехнические задачи. Плуг необходим для вспашки земли.

Существует своя классификация подобного навесного оборудования, если принимать во внимание форму главного элемента, то такое приспособление может быть:

  • безотвальным;
  • отвальным;
  • реверсивным;
  • дисковым;
  • роторным;
  • комбинированным.

В свою очередь, плуги отличаются по типу лемеха, который присутствует в конструкции. В продаже можно найти винтовые, полуцилиндрические и цилиндрические модели. Если принимать в качестве классифицирующего признака число рабочих деталей, то плуги бывают много-, одно- и двухкорпусными.

Однокорпусные предпочитают использовать благодаря их небольшому весу, простоте конструкций. Реверсивные, которые известны еще в профессиональных кругах как поворотные или оборотные, имеют наверху конструкции загнутое перо, предназначенное переворачивать грунт при его вспахивании.

Это идеальное решение, когда необходимо обработать тяжелую почву или целину.

Из всех моделей у роторных самое сложное строение. Они могут быть двухкорпусными или трехкорпусными, все зависит от количества присутствующих лемехов. Такое оборудование лучше всего использовать на мягкой почве, они отличаются простотой сборки, маленькими габаритами и весом.

Двухкорпусные можно использовать для обработки любого типа почвы, если необходимо нарезать борозды, окучить культуру, уничтожить сорняки. Устанавливают подобное оборудование на технику, мощность которой 3.5 л. с. Если приходится работать на мокром грунте, тогда стоит использовать дисковые плуги, которые, к сожалению, не отличаются большой глубиной погружения в грунт.

Оборотные плуги — идеальное средство для обработки трудновозбудимого грунта. Мощность мотоблока должна приниматься во внимание при выборе модели навесного оборудования. Габариты и вес в данном случае будут играть большую роль. У изделия есть отличительная черта — перо изогнуто под точным углом и находится в верхнем углу. Благодаря такой конструкции слой земли переворачивается сразу, как только поднимается.

Отвальные плуги, в отличие от безотвальных, используются чаще всего на небольших участках.

Они могут быть пашущими, бороздными или не оставляющими за собой борозды. Отвальное навесное оборудование не только переворачивает землю, но и сразу ее рыхлит. Безотвальные плуги применяют в районах с небольшим количеством осадков. Кроме плугов, используются фрезы, которые позволяют рыхлить грунт, при этом не переворачивая его. Глубина зависит от скорости вращения и диаметра изделия.

Когда необходимо не пахать и не рыхлить, а только окучивать картофель или другие посадки, используется окучник.

Эти изделия бывают двух видов:

Картофель можно не только окучивать, но и сажать и даже выкапывать с помощью мотоблока. Благодаря этому за небольшой промежуток времени удается обработать большой земельный участок, не прибегая к дополнительной рабочей силе. Картофелесажалка – это своего рода контейнер, который двигается на колесиках, с одной стороны у него установлен нарезатель борозд, с другой – окучник. Когда первый создает грядку, картофель падает в землю, и окучник засыпает клубень землей.

При необходимости выкопать корнеплоды используется другое навесное оборудование.

Это простая конструкция, которая поднимает землю, грунт просеивается через металлическую решетку, а картофель остается чистым на поверхности.

Можно с помощью сеялки сажать и другие культуры:

  • помидоры;
  • чеснок;
  • лук;
  • морковь.

Все сеялки различаются конструкцией в зависимости от того, какие растения планируется посадить. Но и на этом список используемого навесного оборудования не заканчивается, поскольку есть возможность поставить на технику измельчитель, чтобы раздробить садовый мусор и превратить его в компост. Помогает с уборкой и щетка, она быстро и легко очищает территорию. Нередко техника с этим навесным оборудованием и снегоуборочником используется в коммунальных хозяйствах. Лопата-отвал регулируется и может настраиваться на необходимую высоту уборки снега, при этом он выбрасывает его в одну сторону.

Если хочется использовать мотоблок в качестве небольшого транспортного средства, тогда стоит обязательно купить в комплект прицеп. Это очень полезное дополнение, которое дает возможность сразу после уборки перевезти урожай. Несмотря на небольшую мощность техники, она прекрасно заменяет более крупногабаритную вроде тракторов. Общий вес, который возможно перевезти на мотоблоке, составляет от 300 килограммов до тонны.

Стоит понимать, что чем больше вес груза, тем большей мощностью обязан обладать мотор.

У пользователя появляется возможность при помощи мотоблока убрать большую траву и даже подстричь небольшие кустарники. Для этого используются косилки, которые бывают роторными или сегментными. Первые во многом превосходят вторые. Можно не только убирать участок, но и снимать пшеницу, подготавливать сено. При заготовке последнего стоит приобрести в комплекте и ворошитель, который позволяет свести ручной труд к минимуму.

Рекомендации по моторным маслам и топливу

Применение рекомендованного изготовителями моторного масла способствует сведению к минимуму возникновения неполадок в процессе эксплуатации двигателя мотоблока. Каждый пользователь мотоблока должен помнить, что масло обеспечивает защиту двигателя во время работы четырьмя способами:

  1. Смазка — смазывание работающих при минимальных зазорах подвижных деталей с целью уменьшения трения между ними и износа;
  2. Охлаждение — выполнение роли охлаждающей жидкости с целью обеспечения работы поршней, шатунов и подшипников в условиях безопасных рабочих температур;
  3. Уплотнение — обеспечение уплотнения между стенками цилиндра и поршнем для достижения номинальной компрессии и предотвращения прорыва отработавших газов в картер двигателя.
  4. Очистка — выполнение роли очищающего агента путем удержания во взвешенном состоянии побочных продуктов сгорания таких, как сажа и жидкие осадки, образующиеся в результате окисления масла и топлива. При сливе масла они удаляются из двигателя.

Высокая температура, при которой работают двигатели мотоблоков с воздушным охлаждением, вызывает окисление масла. пригорание смазки, оставшейся на горячей поверхности цилиндра, что сопровождается повышением дымности выхлопа и образованием нагара.

В результате окисления масла в двигателе образуются смолистые отложения, которые являются основной причиной закоксовывания поршневых колец и неплотного прилегания впускных клапанов. Это ведет также к образованию шлама, затрудняющего нормальную смазку двигателя.

Поэтому целесообразно использовать масла вместе с моющими и противоокислительными присадками, которые способстуют очищению двигателя от загрязнений и предотвращают образование смол и лакоподобных отложений. При использовании высококачественных импортных моторных масел (классифицируемых как “Моторные масла SF, SG”), специальных присадок вводить не требуется: они уже содержат необходимые присадки.

Важен также правильный выбор сорта масла по классификации SAE в зависимости от температуры окружающей среды. Не рекомендуется использование в двигателях всесезонных масел типа 10W30 в летнее время при температуре окружающего воздуха выше 5С, так как это может привести к повышенному расходу масла и повреждениям двигателя.

При использовании таких масел необходимо чаще проверять их уровень в двигателе. С другой стороны, использование летних масел (SAE30) при температуре воздуха ниже 5С приведет к затруднению запуска двигателя и может вызвать повреждение зеркала цилиндра из-за недостаточной смазки.

Бензин, как и масло, в процессе хранения подвержен окислению, которое сопровождается отложением бензиновых смол в карбюраторе. Это может привести к неполадкам в работе двигателя, среди которых наиболее частыми являются засорение каналов подачи топлива и неплотное прилегание впускного канала.

ниже приводятся правила, которые рекомендуется соблюдать в отношении топлива во избежание появления неполадок в работе двигателя.

  1. Не использовать топливо, оставшееся от прошлого сезона. Хранить запас бензина не более 30 дней.
  2. Запас бензина хранить в прохладном, хорошо проветриваемом месте, чтобы свести к минимуму окисление бензина.
  3. Бензобак неработающего мотоблока следует держать либо совершенно пустым (что наиболее предпочтительно), либо полным, так как в заполненном до нормы бензобаке присутствует лишь минимальное количество воздуха.
  4. После слива топлива из бензобака завести двигатель и дать ему поработать, пока он не остановится в результате выработки остатков топлива в карбюраторе.
  5. Не используйте топливо с более высоким октановым числом, чем указано в руководстве по эксплуатации мотоблока. Не выполнение этого правила приведет к прогоранию прокладки головки цилиндра.
  6. Использование неэтилированного бензина позволяет снизить образование нагара в камере сгорания и продлить срок службы клапанов двигателя.

часть вторая здесь — диагностика неисправностей и ремонт двигателя мотоблока типа МБ

Система питания топливом

Система питания топливом предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси, регулирования качества ее состава и подаваемого количества. Основные запчасти мотоблока, входящие в эту систему и их устройство показаны на рис. 13.

Рис. 13. Узлы системы питания топливом:

1 — карбюратор (КМБ-5); 2 — прокладка; 3 — патрубок; 4 — шайба; 5 — винт 6; 6 — винт 6; 7 — прокладка; 8 — шланг; 9 — кран топливный; 10 — гайка 6; 11 — хомут бака; 12 — винт 6; 13 — бак топливный; 14 — шуруп 1-4*13; 15 — пробка;

16 — кронштейн крепления бака; 17 — коробка клапанная; 18 — прокладка; 19 — трубка; 20 — крышка воздушного фильтра; 21 — элемент фильтрующий; 22 — кольцо; 23 — патрубок; 24 — кольцо уплотнительное; 25 — кронштейн; 26 — кольцо; 27 — винт 6; 28 — гайка МБ; 29 — прокладка.

В системах питания топливом с 1997г. на часть мотоблоков МБ-2 “Нева” устанавливаются карбюраторы типа К-45, что позволяет увеличить мощность двигателя ДМ-1Д (новое наименование модели — ДМ-1К) до 6,2л.с.

Внешний вид карбюратора К-45 показан на рис. 14.

Рис. 14. Карбюратор К-45:

1 — воздушный патрубок; 2 — корпус; 3 — утолитель; 4 — жиклер холостого хода; 5 — винт упора дроссельной заслонки; 6 — рычаг дроссельной заслонки; 7 — фланец крепления карбюратора; 8 — винт корректировки состава топливной смеси холостого хода; 9 — топливоприемный штуцер с фильтром;

количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, регулируется дроссельной заслонкой, в нижней части оси которой крепится рычаг 11 к которому присоединяется тяга регулятора. К верхней части оси приварен рычаг с винтом 5 упора дроссельной заслонки.

Управление воздушной заслонкой производится рычагом 14 в закрытом положении воздушная заслонка удерживается усилием пружины и при запуске двигателя приоткроется на определенный угол под действием перепада давления до и после заслонки.

Усилие пружины и угол приоткрытия заслонки подобраны с таким расчетом, чтобы избежать чрезмерного обогащения топливной смеси при запуске холодного двигателя.

Система питания топливом снабжена центробежным регулятором (рис. 15) для автоматического поддержания постоянства числа оборотов коленчатого вала при изменениях нагрузки.

Рис. 15. Элементы центробежного регулятора (а) и шестерня регулятора в разрезе (б):

1 — шестерня с грузиками; 2 — рычаг тяги регулятора; 3 — замок; 4 — гайка; 5 — болт М5; 6 — рычаг регулятора; 7 — тяга; 8 — пружина; 9 — плата карбюратора; 10 — шайба; 11 — шайба пружинная; 12 — винт М6*12; 13 — шайба; 14 — грузики шестерни; 15 — толкатель; 16 — ось

Шестерня 1 с грузиками находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала. Грузики 14, имеющие Г-образную форму, закреплены на шестерне с помощью осей 16 так, что одним плечом упираются в толкатель 15, сопряженный с рычагом 2 тяги регулятора.

Кинематическая схема управления двигателем, иллюстрирующая работу центробежного регулятора, приведена на рис. 16.

При увеличении нагрузки на двигатель и уменьшении числа его оборотов уменьшаются центробежные силы, действующие на грузики 2 и сила воздействия грузиков 2 на толкатель 3. А это через систему рычагов 4 и 5 приведет к уменьшению растягивающего усилия пружины 8.

Рис. 16. Кинематическая схема управления двигателем:

1 — зубчатое колесо центробежного регулятора; 2 — грузик; 3 — толкатель; 4 — рычаг тяги регулятора; 5 — рычаг регулятора; 6 — тяга; 7 — дроссельная заслонка карбюратора; 8 — пружина; 9 — рычаг управления двигателем; 10 — трос газа.

При использовании в системах питания в мотоблоках МБ-2 карбюраторов К45 отдельные детали, входящие в систему запчастей для мотоблока, а именно: трубка 19 (рис. 13) клапанной коробки, рычаг 6 (рис. 15) регулятора, тяга 7, пружина 8, топливный бак 13 и элементы его крепления, конструктивно изменены. Кроме того доработана плата 9 карбюратор и вместо патрубка 3 (рис. 13) устанавливается переходной фланец.

Клапанная коробка 17 (рис. 13) обеспечивает снятие избыточного давления в картере при обратном ходе поршня, при этом сбрасываемый из картера воздух по трубке 19 подается в воздушный фильтр.

Технические характеристики

Чем лучше технические данные, тем больше возможности имеет мотоблок. При покупке подобного оборудования пользователю стоит обращать внимание на:

  • мотор;
  • скорость;
  • трансмиссию;
  • сцепление;
  • управление;
  • вес.

От того, какое количество передач предусмотрел производитель в конструкции своего мотоблока, зависит число скоростей.

В рабочем состоянии такая техника может двигаться 2-4 километра в час. Если этого мало, тогда пользователю стоит задуматься и купить 3-скоростной агрегат, который может развивать скорость до 15 км/ч. Есть на рынке и супермощные модели, они разгоняются до 30 км/ч.

Кроме того что двигатель может быть бензиновым или дизельным, они еще бывают:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Двухтактные силовые агрегаты использовались в старых моделях, в современных чаще можно увидеть в конструкции четырехтактный мотор. Мощность может быть от 5 до 12 л. с., есть система охлаждения, у легкой техники она воздушная, у тяжелой – жидкостная.

Запуск мотора производится ручным стартером или, если модель дорогая, то электростартером, поэтому дополнительно в конструкцию устанавливают аккумулятор и генератор. Сцепление может быть однодисковым или многодисковым, иногда в виде ременной передачи. На тяжелых мотоблоках используют первые два типа, поскольку они более надежные. Не менее важными, чем сцепление и двигатель, в технике этого типа является редуктор.

Их много, и производитель сам решает, какой лучше всего использовать, они могут быть:

  • цепные;
  • шестеренчатые;
  • ременные.

Среди них есть неразборные и разборные модели. Первые невозможно отремонтировать в случае возникновения проблемы, поэтому пользователю приходится приобретать весь узел, но специалисты говорят, что это бессмысленно, и проще купить новую технику. Дело в том, что в комплекте к неразборному редуктору устанавливается негильзованный мотор, а он отличается ограниченным ресурсом работы, который, как правило, не больше, чем у редуктора. В данном случае придется менять и движок, а он составляет 40% от стоимости мотоблока.

Что касается передач, то при движении вперед их может быть от одной до шести, а назад – до двух.

Возможность удачно поворачивать и маневрировать обеспечивается механизмом, который призван отключать дифференциал или одно из колес. Чтобы приводить навесное оборудование в действие или активизировать работу фрезы, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности.

Это может быть один или два вала, иногда это зависимая система, а иногда независимая. При зависимой системе движение навесного оборудования начинается после того, как включается муфта сцепления, а при независимой – энергия поступает напрямую от мотора.

Для этого используется специальный балласт.

Можно укомплектовать мотоблок еще одной парой грунтозацепов, тогда навесное оборудование будет лучше погружаться в грунт. Если более подробно расписать систему управления, то в современных моделях производители предусмотрели антивибрационную систему и регулировку высоты.

Конструкция рассматриваемой техники состоит из следующих основных компонентов:

  • система управления;
  • система запуска;
  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • система агрегатирования.

Одним из достойных представителей моторов, которые устанавливаются в конструкцию мотоблоков, можно считать бензиновый 4-тактный силовой агрегат. Очень зарекомендовали себя изделия от компании Honda и Subaru. Все дело в том, что они лучше других приспособлены к технике подобного формата.

Коленчатый вал находится в горизонтальной плоскости, но это не единственное преимущество моторов от этих производителей. Камера сгорания отличается компактностью, присутствует повышенная степень сжатия. В результате такие агрегаты демонстрируют экономичное расходование топлива.

В последнее время все большей популярностью стала пользоваться электронная система запуска.

Если мотоблок большой и тяжелый, то запустить его с руки не так просто, поскольку в момент поворота коленвала имеет место сильная компрессия, по этой причине двигатель не набирает оборотов и глохнет. Очень помогает система облегченного старта, когда на валу размещается особый механизм, необходимый, чтобы открыть клапан впрыска в момент поворота коленвала, тем самым компрессия уменьшается.

Если есть у пользователя возможность, то стоит купить мотоблок с электростартером. Запуск мотора происходит в считаные секунды, достаточно только повернуть рычаг. Есть и такие модели, в конструкции которых предусмотрено две системы запуска, и в данном случае ручной является системой страховки.

В продаже можно найти мотоблоки с разным типом трансмиссии:

  • зубчатая;
  • зубчато-червячная;
  • ременно-зубчато-цепная;
  • гидрообъемная.

Если говорить о классике жанра, то в данном случае речь идет о зубчатой трансмиссии, у которой предусмотрены только передача цилиндрическая или коническая. Чаще всего такой тип используется на тяжелой технике, отличается наличием реверса. Муфта выступает в качестве отдельного элемента управления, а коленчатый вал располагается в горизонтальной плоскости таким образом, что стоит в отношении оси, расположенной на ведущих колесах, перпендикулярно. На мотоблоках с такой системой всегда присутствует вал, отвечающий за регулировку мощности.

В конструкции легкой технике стоит зубчато-червячная трансмиссия. Она характеризуется наличием двух редукторов, один верхний зубчатый, а другой нижний червячный, отсюда и такое название. Коленвал стоит вертикально, также есть автоматическая муфта, отвечающая за сцепление, в некоторых моделях и разобщительная. Производитель может предусмотреть для установки косилки шкив отбора мощности от зубчатого первого редуктора. Стоит отметить, что такая трансмиссия отличается компактностью.

Отдельное внимание ременно-зубчато-цепной трансмиссии, в которой вращение вала, расположенного на редукторе, осуществляется силовым агрегатом посредством ременной передачи.

Она, в свою очередь, выполняет роль и сцепления. В одном картере стоят цепная и зубчатая передачи, причем применение второй позволило сделать агротехнический просвет больше. В горизонтальной плоскости стоит коленчатый вал, таким образом, относительно оси ведущих колес он располагается параллельно.

Ременную передачу в некоторых моделях можно использовать в качестве реверса. Зубчатый редуктор может стоять в одном из двух вариантов:

  • двухступенчатый;
  • одноступенчатый.

Трансмиссия, в конструкции которой предусмотрен объемный гидропривод, называется гидрообъемной. Мощность от мотора передается через перемещение жидкости в замкнутом объеме между гидромотором и вытеснителями. Из достоинств можно выделить отсутствие ступеней при регулировании, компоновочные возможности. Применяется такая система в конструкции отечественных и зарубежных мотоблоков. Широкопрофильность обеспечила большую популярность подобной трансмиссии.

Техника демонстрирует большую производительность, поскольку ступенчатое переключение передач отсутствует, скорость меняется быстрее, тяговое усилие больше у мотоблока. Все это крайне важно при эксплуатации техники в сложных условиях. Из недостатков – небольшой срок службы при большом весе и высокой стоимости. Говоря об устройстве мотоблока, нельзя не упомянуть систему агрегатирования, которая необходима для сцепления техники с дополнительным оборудованием.

У мотокультиваторов все орудия ставят на ведущую ось, отличие мотоблоков в том, что орудия крепятся на кронштейне.

Поскольку при эксплуатации мотоблока оператору приходится идти за ним, то и система управления должна располагаться удобно, чтобы можно было без труда переключать скорость, передачу. Управление производится посредством рулевых штанг, на которые производители и перенесли органы управления.

Рычаги, которые отвечают за вал мощности, заслонку карбюратора, чаще находятся конкретно на этих узлах. Есть еще одно отличие легкого мотоблока от тяжелого, в конструкции первых нет тормозов, у вторых они находятся на правой штанге, в редких случаях в другом месте.

При покупке мотоблока стоит учитывать его производительность. Для 20 соток достаточно мощности двигателя в 3.5 л. с., при этом ширина захвата может быть до 600 мм. Когда требуется обработать 60 соток земли, мотоблок должен уже отвечать другим требованиям, а именно: иметь до 4 л. с., с шириной захвата для обработки почвы 800 мм.

Обработка участка площадью до одного гектара уже потребуется мотоблок большей мощности, до 6 л. с. Чтобы увеличить производительность техники, ширина захвата навесного оборудования должна составлять 900 мм. Большие площади, до нескольких гектаров тоже можно обрабатывать мотоблоком, только он должен иметь в конструкции мотор силой до 13 л. с. и ширину захвата грунта 1000 мм.

Мало кто из пользователей понимает, что такое вал отбора мощности.

Дело в том, что энергия от мотора передается не только на колесную ось, но и на фрезу, за счет которой она и начинает работать. Поддерживается этот процесс как раз валом отбора мощности, который может стоять перед или после сцепления. Между этими двумя вариантами есть принципиальные различия. К примеру, если стоит перед сцеплением, то вращение осуществляется, когда мотоблок стоит и двигается. Во втором работа осуществляется только в момент, когда техника передвигается.

Ходовая часть все чаще закрепляется непосредственно на трансмиссии с колесами. Такой агрегат отличается устойчивостью и надежностью, в момент движения сохраняется необходимый баланс, вибрация меньше, а конструкция довольно жесткая. Лучше всего приобретать модель мотоблока, у которого есть возможность изменять расстояние между колес.

https://www.youtube.com/watch?v=hw-gDffR-U4

Что касается самих колес, то они могут быть как пневматическими, так и железными. Используются обе пары в разных условиях. Первые необходимы для движения по трассе, их нацепляют, когда мотоблок транспортируют до места использования, или когда техника играет роль малогабаритного транспортного средства.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector