Коробка передач обеспечивает трактор большим количеством рабочих режимов, благодаря чему машина может выполнять тяжёлые и энергозатратные работы с минимальными затратами топлива. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 работает по аналогичному принципу, поэтому эти трактора можно рассматривать вместе.
Трансмиссия, установленная на автотранспортных средствах МТЗ 82, может работать с девятью передними или двумя задними скоростями. Это создает определенные трудности для начинающих трактористов, так как им сложно выбрать правильную передачу скорости. Возникают сложности не только с запоминанием расположения передач, но и с выбором оптимального принципа их переключения.
Схема переключения передач МТЗ-82 характерна для трактора «Беларус». Узел рассчитан на 9 передних и 2 задних скорости с возможностью удвоения их числа при помощи понижающего редуктора. Блок имеет одно седло для подшипника, вторичный вал не отличается значительной шириной. Прежде чем изучить порядок переключения скоростей, следует ознакомиться с устройством механизма.
В данной статье мы расскажем об устройстве коробки трактора, а также особенностях переключение передач по схеме КПП МТЗ 82. Управление осуществляется с помощью рычага смены диапазонов и ручки понижающего редуктора
Сначала выполняется включение диапазона, и только потом – нужной передачи. Рычаг, регулирующий функционирование редуктора, при работе техники находится в фиксированном включенном положении.
Для замедления его сдвигают назад, для ускорения – вперед.
Диапазон, передачу и ступень редуктора выбирают по схеме переключения коробки передач МТЗ.
- Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
- Обслуживание КПП
- Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
- Плунжер и сальник
- Устройство КПП МТЗ
- Где купить запчасти для коробки передач МТЗ 82?
- Работа с реверсным редуктором
- Вал первичный
- В завершение
- Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ-82
- Обозначения
- Устройство и схема коробки передач
- Переключение передач по схеме трактора МТЗ-82
- Управление коробкой передач и ВОМ Беларус МТЗ-82
- Переключение передач в трансмиссии КПП с реверс-редуктором
- Управление валами отбора мощности
- Управление задним валом отбора мощности
- Включение заднего вала отбора мощности
- Работа Беларус МТЗ-82. 1, 80. 1 трактора без использования заднего ВОМ
- Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности
- Картер и нагнетатель
- Другие статьи
- Первичный вал
- Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
- Порядок переключения
- Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
- Схема переключения передач, порядок переключения
- Особенности эксплуатации КПП
- Приводной ремень
- Схема переключения передач, порядок переключения режимов
- Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
- Схема КПП
- Схема переключения передач МТЗ 82
- Возможные проблемы с КПП
- Посторонние звуки в КПП
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
В отличие от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходиться обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной её замене, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.
Масло в коробке передач МТЗ-80/82 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.
На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.
Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:
Замену масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того, как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.
Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.
Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора.
Своевременная диагностика позволяет выявить возможные проблемы на ранних этапах и избежать дорогостоящего ремонта механизма. Обслуживание представляет собой контроль качества крепления КПП, анализ работы элементов сцепления и ведущего вала. Кроме визуального обследования необходимо контролировать текущий уровень масла и пополнять его по необходимости.
Масляный картер у КПП играет роль общей ванны для масла из отсека корзины и корпуса от заднего моста. В узле масляный уровень должен быть на уровне отметки в районе кромки отверстия для контроля, расположенной на боковой стенке.
Для проведения диагностики трактор надо поставить на ровную поверхность, дождаться снижения температуры масла и проверить актуальный уровень. Если необходимо, масло нужно долить через отверстие на верхней крышке КПП. Во время доливки жидкости требуется открыть сливные отверстия.
Отработанное масло необходимо осмотреть на наличие стальных примесей или металлической стружки. Если они есть, то нужно промыть узел трансмиссии дизельным топливом. Промывка узла потребует большого количество солярки. Жидкость надо залить в блок трансмиссии, а затем завести трактор на 5 минут. После этого топливо слить, а масло залить до отметки. По окончанию процедуры важно следить за наличием шумов и звуков.
Обслуживание КПП
Схема переключения передач МТЗ-82 при обслуживании включает в себя контроль крепления КПП, а также элементы сцепления и остова первичного вала. Также требуется проводить регулярную проверку уровня масла, своевременно пополняя его.
Масляный картер коробки передач служит общей ванночкой для отсека корзины сцепления и корпуса заднего моста. В узле трансмиссии уровень масла должен находиться на нижней отметке кромки контрольного отверстия под пробку. Она расположена на правой стенке КПП.
Технику устанавливают на прямом ровном участке, ждут остывания масла, которое стекает по стенкам. Затем проверяют его уровень и доливают при необходимости. Отверстие для заливки расположено на верхней части крышки коробки. При пополнении масла советуют открыть сливные отверстия узла, а также корзины сцепления и остова заднего моста.
Если в отработке обнаружились металлические примеси или стружка, необходимо промыть трансмиссионный узел дизельным топливом. Для этого потребуется порядка 30 литров солярки, которая заливается в блок трансмиссии, после чего заводится на 5 минут трактор. Затем дизтопливо сливается, а масло пополняется до требуемого уровня. При эксплуатации нужно наблюдать за появлением посторонних шумов и звуков. Их наличие может свидетельствовать о нарушении работы подшипников вторичного вала отбора мощности или шестеренки переднего привода трактора.
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
Плунжер и сальник
Схема переключения передач МТЗ-82 включает в себя плунжер, который в данном случае оборудуется переключателем. На блокираторе имеется редуктор, накладки небольшой толщины, стаканы и плунжерные диски. Нижняя часть механизма оснащена парой штоков, которые фиксируются путем зажимов.
Сальник монтируется над блоком, по бокам от него предусмотрены шестеренки. В центральной части имеется диск. Упоры узла сделаны с небольшими стойками, работа сальника осуществляется от агрегирующей с ним шестерни. С валом элемент соединяется посредством штока. Вверху установлен переходник и рабочие втулки.
Устройство КПП МТЗ
Разбираться в схеме переключения передач МТЗ 82 нужно не только для смены режима.
Этот же агрегат управляет функционированием навески за счет расположенного сбоку ВОМ. Устройство механизма имеет некоторые особенности:
Над шестеренкой редуктора стоит система, отвечающая за разбрызгивание смазки. Присутствие смазывающих материалов на трущихся деталях позволяет защитить их от преждевременного износа и выхода из строя.
Крайне важно следить за расходом масла, а также наличием необходимого уровня рабочей жидкости. Узнать подробнее об способах проверки уровня масла можно здесь.
Где купить запчасти для коробки передач МТЗ 82?
Поэтому если вам нужно срочно сделать ремонт по схеме КПП МТЗ 82, советуем обратить внимание на ассортимент нашего магазина.
Предоставляем только самые качественные запчасти для тракторов с быстрой доставкой в Ростов-на-Дону и другие города России. Не забывайте, что для всех покупателей доступна бесплатная консультация по выбору товаров. Поэтому если вы не знаете, какую выбрать КПП МТЗ для трактора, позвоните в офис компании. Подберем оптимальный вариант агрегата по самой выгодной цене с быстрой доставкой.
Работа с реверсным редуктором
Схема переключения передач МТЗ-82 нового образца предусматривает использование для управления рычага контроля диапазонов и аналогичного элемента редуктора реверсного типа. Выбор позиций и ступеней производится вперед или назад путем включения рычагов в соответствующие положения. Дальнейшая работа узла аналогична функционированию КПП с понижающим редуктором.
Редуктор имеет пару ступеней, в первом положении включают 1-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю передачу переднего движения либо первую скорость в заднем направлении. Остальные диапазоны активируются посредством второй ступени. После зацепления ведущей шестерни с внешним венцом вторичного вала активируется первая ступень. После смещения зубчатого элемента назад до полной агрегации с внутренним венцом – включается вторая ступень.
Двухвенцовая шестеренка перемещается на первичном валу, в зависимости от ступени редуктора, и включает 5-ю или 6-ю передачу (движение вперед), 4-ю и 7-ю скорость (движение назад). Скользящий зубчатый элемент третьей передачи при перемещении в переднее положение, активирует 5-ю или 6-ю позицию. Передвигаясь назад, эта же деталь соединяет внутренний зубец вторичного вала с первичным аналогом, обеспечивая 9-й прямой диапазон работы КПП. Смещение скользящей шестеренки назад на приводе соответствует первой и второй передней скорости, они включаются, а движение назад способствует активации заднего хода.
Вал первичный
На тракторе МТЗ-82 схема переключения передач предусматривает агрегацию КПП с первичным валом отбора мощности (ВОМ) заднего размещения. При переключении независимой рукоятки ВОМ в максимально левое положение активируется синхронизатор, в правую позицию – независимый режим, а средняя позиция – включения нейтрального диапазона.
Включение ВОМ на «Беларусе» допускается, только если рукоятка установлена в позицию активации синхронного или независимого привода. В нейтральном положении первичный вал не функционирует. Контрольный рычаг имеет две позиции:
Включать или выключать узел рекомендуется при работающем моторе. Управление вторичным полунезависимым валом выполняется при помощи тяги, расположенной слева от кресла водителя. Механизм также имеет пару фиксированных позиций: верхнее включение и нижнее отключение.
48 – валик. 49 – поводок. 50 – шестеренка. 51 – вилка. 52 – кольцо пружинное. 53 – кольцо упорное. 54 – шестерня ведомая. 55 – крышка люка. 56 – ведомая шестеренка 1 позиции и заднего хода. 57 – шестеренка скользящая. 58 – вал.
В завершение
Коробка передач МТЗ-82 (схема, фото переключения представлены выше) – это один из важнейших агрегатов управления трактором. У нее множество диапазонов, каждый из которых имеет свои нюансы. Для правильного их включения необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит повысить эффективность работы техники и рабочий ресурс механизма.
Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ-82
Рассматриваемый узел представляет собой комплект шестерен разного типа с нагнетательным приспособлением. На блоке монтируется ведущий вал, предусмотрен плунжер с сальником. В нижней части коробки имеется коленвал. Передающие шестеренки крепятся при помощи втулок. За работу вала отвечает нагнетатель, а нейтральная передача включается посредством запорного механизма.
Коленчатый вал фиксируется на паре опор, накладки используются только в нижнем отсеке остова. В центре элемента предусмотрен широкий блок с двумя шестернями. Кроме того, в верхней части имеется шток, закрепленный на паре фиксаторов. Переключатель передач оборудуется втулкой.
Обозначения
Схема переключения передач МТЗ-82 приведена ниже. Работа осуществляется двумя рычагами (элементом управления позициями и вторым аналогом понижающего редуктора). Выбор нужных передач и диапазонов редуктора выполняется в соответствии с соответствующими позициями. Сначала включается 1-й или 2-й диапазон, после чего рычаг переводится в нейтральное положение, производится выбор дальнейшей передачи.
Контроллер понижающего редуктора во время работы техники должен быть активирован: заднее положение – убыстряющая ступень («заяц») либо вперед на замедляющей позиции («черепаха»). Позволяется удерживать рычаг редуктора в нейтральной позиции для облегчения пуска мотора при отрицательной температуре воздуха.
1 – гайка промежуточного ВОМ. 2 – вал промежуточного типа. 3 – основной ВОМ. 4 – ведомая шестеренка понижающего ВОМ. 5 – корпус КПП. 6 – стакан заднего вала. 7 – шестеренка скользящего типа для 4 и 5 передачи. 8 – шестеренка 3-го диапазона. 9 – ползунок. 10 – ВОМ вторичный. 11 – шариковый элемент. 12 – люк КПП.
13 – пробка для залива. 14 – опора шаровая. 15 – рычаг переключения КПП. 16 – защитный кожух. 17 – штифтовый элемент. 18 – рамочная деталь. 19 – валик. 20 – шариковый переключатель. 21 – выключатель. 22 – регулировочные прокладки. 23 – уплотнители корректирующие. 24 – гайка. 26 – шестерня ведущая. 27/29 – подшипники конической конфигурации. 28 – шайба упорная.
30 – крыльчатка. 31 – седло внутреннего валика. 32 – втулка. 33 – вал внутренний. 34 – подшипниковая группа. 35 – втулка. 36 – шестерня 2 ступени редуктора. 37 – шестерня 1 ступени. 38 – шестеренка промежуточная. 39 – подшипник. 40 – шестерня 3 передачи. 41 – ведомый зубчатый элемент 4 диапазона. 42 – шестеренка заднего хода. 43 – ось. 44 – шестерня 5 передачи. 46 – ось. 47 – шестеренчатый элемент редуктора понижающего.
Устройство и схема коробки передач
КПП обеспечивает не только переключение передач, но и функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ (вал отбора мощности), который располагается сбоку.
Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.
Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя. Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с шестернёй третьей скоростной передачи.
Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора мощности.
Коробка передач МТЗ-80
Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80 и последующего аналога МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома для любого механизатора.
Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения приводилась выше. На первую редукторную ступень завязаны 1-5 скорости и один режим заднего хода.
Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.
Переключение передач по схеме трактора МТЗ-82
Управление коробкой передач и ВОМ Беларус МТЗ-82
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 с базовой комплектацией установлена механическая ступенчатая двухдиапазонная КПП, с одним, расположенным Схема правую руку оператора, рычагом переключения диапазонов и передач с механическим понижающим редуктором (18F+4R).
Возможна установка трансмиссий со следующими комплектациями:
Переключение передач в трансмиссии c механической коробки передач и механическим или синхронизированным понижающим редуктором.
Элементы управления механической коробки передач с механическим или синхронизированным понижающим редуктором представлены на рисунке.
Рис.15. Управление КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2
1 – передача переключения ступеней понижающего редуктора; 2 – рычаг управления понижающим редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач КПП и рычагом управления понижающим редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней понижающего редуктора (замедляющая ступень – символ «черепаха», ускоряющая ступень – символ «заяц») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Переключение диапазонов и передач производится одним рычагом 3, причем вначале включается диапазон (I-ый или II-ой), затем рычаг переводится в положение «N», и осуществляется включение выбранной передачи.
Рычаг управления механическим понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – ускоряющая ступень («заяц»), или вперед – замедляющая ступень («черепаха»).
Рычаг управления синхронизированным понижающим редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: назад – замедляющая ступень («черепаха»), или вперед – ускоряющая ступень («заяц»).
Допускается удерживание рычага понижающего МТЗ в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.
Переключение передач в трансмиссии КПП с реверс-редуктором
Элементы управления коробки передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 c реверс-редуктором представлены на рисунке.
Рис.16. Управление коробкой передач
1 – схема переключения ступеней реверс-редуктора; 2 – рычаг управления реверс-редуктором; 3 – рычаг переключения диапазонов и передач; 4 – схема переключения диапазонов и передач.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения диапазонов и передач и рычагом управления реверс-редуктором 2.
Выбор требуемых диапазонов, передач и ступеней реверс-редуктора (ступень переднего хода – символ «вперед», ступень заднего хода – символ «назад») производится в соответствии со схемами переключения 4 и 1.
Рычаг управления реверс-редуктором 2 в процессе работы трактора должен находиться во включенном (фиксированном) положении: вперед – ступень переднего хода («вперед»), или назад – ступень заднего хода («назад»). Допускается удерживание рычага реверс-редуктора в нейтральном (среднем нефиксированном) положении для облегчения запуска двигателя при низких температурах.
Управление валами отбора мощности
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 в базовой комплектации устанавливается задний вал отбора мощности. Также может быть установлен боковой полунезависимый ВОМ.
Управление задним валом отбора мощности
Рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод
При перемещении рукоятки 11 в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое – независимый, в среднее – положение «нейтраль».
Включение заднего вала отбора мощности
Включение заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1 возможно только в том случае, если рукоятка 11 установлена в положение «включен синхронный привод» либо в положение «включен независимый привод». В положении «нейтраль» задний ВОМ не работает.
Рычаг включения заднего ВОМ 5 имеет два положения:
Включать и выключать задний ВОМ рекомендуется при работающем двигателе. На рисунке рычаг 1 установлен в положение «выключен».
Рис.17. Схема включения заднего ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – рычаг включения заднего ВОМ; 2 – инструкционная табличка управления задним ВОМ.
Переключатель двухскоростного независимого привода заднего ВОМ
Поводок независимого привода ВОМ 2 имеет два положения:
Для установки нужной скорости вращения отверните на один оборот болт 1, поверните поводок 2 в положение «I» или «II» и затяните болт 1.
Рис.17А. Переключение скорости вращения (вид снизу трансмиссии)
Работа Беларус МТЗ-82. 1, 80. 1 трактора без использования заднего ВОМ
При работе трактора без использования заднего ВОМ поводок переключения независимого двухскоростного привода вала необходимо установить в положение 540 мин-1, рукоятку переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод – в нейтральное положение, рычаг включения заднего ВОМ – в положение «выключен».
Защитный колпак ограждения заднего вала должен быть установлен.
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности
Управление боковым полунезависимым валом отбором мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1 осуществляется тягой, которая расположена с левой стороны от сиденья оператора.
Тяга имеет два фиксируемых положения:
Боковой полунезависимый ВОМ при номинальных оборотах двигателя имеет следующие частоты вращения:
Картер и нагнетатель
Картер в схеме переключения передач МТЗ-82 оборудован двумя шестернями. Узел оснащается прочными опорами и широким блоком в нижней части. На оборудовании имеется две накладки, стаканы устанавливаются в боковом сегменте блока. Они оборудованы широкими втулками, которые подвержены стиранию при значительной нагрузке.
Механизм нагнетания представляет собой диски, оснащенные прокладками низкой эластичности. Стойки детали имеют небольшие выступы, нижняя опора зафиксирована намертво. Данный узел необходимо регулярно очищать, так как он подвержен забиванию отработанным машинным маслом.
Другие статьи
Возврат к списку
Первичный вал
Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.
Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.
Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.
Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно также увидеть на рисунке.
Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.
Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенному цифрой 7.
Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад, то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.
Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.
Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент непосредственно на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).
На схеме указаны: на светлом фоне включение II-й ступени редуктора и соответствующие ей передачи (2,6,7,8,9 и 2-я задняя), на тёмном – включение I-й ступени и соответствующие передачи (1,3,4,5 и 1-я задняя). Предварительное включение выбранной ступени дает возможность включать соответствующие ей передачи.
Схема включения передач трактора «Беларус»
Порядок переключения
Производя переключение следует понимать, что при соединённом сцеплении с двигателем, вращение идет непрерывным потоком на первичный вал кпп и для любого переключения следует прерывать поток, выжимая педаль сцепления, тем самым приостанавливая движение всех деталей кпп. Это создаёт условия синхронизации вращения деталей для комфортного ввода в зацепление передвигаемых зубчатых колёс.
Перед переключением следует сбросить обороты двигателя, затем выжимается педаль сцепления до упора, рычаг переключения выводится в нейтральное положение и затем из нейтрального положения переводится в режим включения выбранной передачи, после педаль сцепления плавно отпускается. Переключение не должно сопровождаться скрежетом механизма. При затруднительном включении передач, в следствии износа деталей кпп, нужно применять технику двойного выжима сцепления. То есть, педаль сцепления выжимается при переводе рычага в нейтральное положение, затем отпускается и вжимается второй раз перед включением выбранной передачи. После включения педаль так же плавно отпускается, причем, плавно не значит медленно.
Правильный выбор передачи обеспечивает безопасность, качественное выполнение работы и высокую производительность с оптимальной нагрузкой на все механизмы трактора и используемого оборудования.
Коробка передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 является сложным и дорогостоящим механизмом. Конструктивное расположение этого узла трактора усложняет и затрудняет его ремонт. Для замены одной детали, зачастую, в прямом смысле, требуется разобрать пол трактора. Ремонт требует колоссальных трудозатрат и квалификации специалистов. Поэтому, при эксплуатации трактора рекомендуется строго придерживаться требований и рекомендаций производителя. Выполняя работы нужно соблюдать скоростные режимы согласно разработанных технологических карт, исключая перегрузку механизмов и деталей КПП.
Рекомендуем: Отрегулировать клапана МТЗ-80
Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала — промежуточный и дополнительный.
Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.
Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло ни покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.
Фото КПП МТЗ-80/82
Схема переключения передач, порядок переключения
Перед началом работ тщательно изучают схему. Основной принцип работы системы переключения режимов заключается в применении редуктора понижающего типа. Это позволяет удвоить количество штатных передач до 18 передних позиций и четырех задних скоростей. При переходе на пониженную или повышенную передачу диск сцепления нужно обязательно отключить. Для этого необходимо просто выжать педаль трансмиссии до упора, после чего используют рычаги управления КПП.
Схема переключения передач МТЗ-82 (порядок переключения):
У новичков может с первого раза не получиться, и трактор заглохнет. В таком случае повторите процедуру снова.
Переключение скорости осуществляется путем передвижения по шлицам валов прямозубых шестеренок, образующих в зацеплении передаточное число соответствующее той или иной передачи. Непосредственное переключение происходит с помощью рычага переключения связанного через механизм управления с вилками, двигающими шестерни и блоки шестерен.
Конструкция узла выполнена в виде двухступенчатого, четырёхвального, шестерёнчатого редуктора, собранного в цельнолитом, чугунном картере, размещенного между корпусом заднего моста и корпусом понижающего редуктора со сцеплением.
Валы опираются на подшипники, установленные в стенках и средней перегородке корпуса редуктора. Часть шестеренок выполнены заодно целое с валами, другие посажены на шлицы или свободно вращаются.
Схема КПП МТЗ 80
В левый люк корпуса коробки вместо крышки, при необходимости, устанавливается боковой ВОМ или ходоуменьшитель, в правый люк — раздаточная коробка.
Коробка передач МТЗ 82 отличается дополнительно установленной раздаточной коробкой, для привода переднего ведущего моста, в правом люке корпуса КПП по ходу движения трактора. Привод осуществляется от ведомой шестерни вторичного вала через промежуточную шестерню.
Современные модификации МТЗ 80 (82) оснащаются КПП с гидроподжимными муфтами, которые выполняют функцию активации выбранного передаточного числа. Переключение происходит за счет подачи давления масла на муфту. Управление муфтами осуществляется через золотник гидрораспределителя кпп. Гидроупровляемые коробки отличаются плавным и комфортным переключением.
Особенности эксплуатации КПП
Правильная эксплуатация кпп заключается в контроле состояния и своевременном техническом обслуживании, а также правильном выборе скоростного режима его переключения в процессе выполняемых работ трактором.
Контролируется отсутствие течи смазки в сочленениях корпусов трансмиссии и люков. Уровень масла контролируется через контрольное отверстие на правой стороне корпуса кпп. При отворачивании пробки отверстия, уровень должен быть не ниже нижней кромки отверстия, при этом трактор должен стоять в горизонтально ровном положении.
Замена смазки делается при плановом ТО 3 через каждые 960-1000 моточасов. Часто замену делают при сезонном ТО, меняя масло на другую марку.
Слив масла производится при разогретой трансмиссии, сразу после остановки. Пробки слива находится в нижней части картеров кпп, сцепления и заднего моста. После слива производят очистку магнитов от металлического мусора, возникающего при активном контакте деталей механизмов. Заправка масла осуществляется через отверстие пробки в верхней крышке корпуса коробки.
Применяемые марки масла:
При появлении посторонних шумов, гула, скрежета в коробке — следует прекратить эксплуатацию трактора и провести диагностику тех. состояния кпп. Своевременное обнаружение неполадки и её устранение убережет технику от более серьёзных поломок.
Приводной ремень
Ремень — важная деталь для нормальной работы коробки передач.
Самая частая причина износа ремня – наличие трещин и потертостей на его поверхности. Во время осмотра детали необходимо обратить особое внимание не только на этот показатель, но и на натяжение детали. Ремни относятся к тем запчастям, которые не подлежат ремонту, поэтому своевременно их заменяйте. Хорошо зарекомендовали себя в условиях российских дорог ремни Rubena.
Если ремень вовремя не заменить, то неприятным последствием будет его обрыв. Во время этого водитель услышит достаточно громкий хлопок в районе капота. Обрыв ремня изолирует оборудование, работающее на крутящем моменте, из общей цепочки движения. Пример – обрыв приводного генераторного ремня. Если это происходит, то аккумулятор перестает работать. Водитель при этом видит загоревшийся соответствующий индикатор на приборной панели.
Современные ремни изготовлены из прочных материалов, которые долго служат. Средний срок эксплуатации составляет около 25 тысяч часов. Пробег автотранспортного средства не имеет значения. Объясняется это тем, что ремни функционируют даже при нахождении транспорта на месте. Практика же показывает, что срок службы ремней бывает гораздо ниже заявленного. Один из важнейших факторов продолжительности эксплуатации – качество установки ремня. Некоторые мастера закрепляют деталь при помощи отвертки, что категорически запрещено, так как повреждает ремень.
Дата публикации: 30 января 2019
Схема переключения передач, порядок переключения режимов
Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.
КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.
О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:
Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
На схеме римскими цифрами обозначены режимы:
Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП намного больше.
Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.
После того как режим включен, возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.
Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.
Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть при пониженном и при повышенном.
Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?
Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.
Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.
Схема КПП
Кроме обеспечения процесса переключения скоростей КПП несет ответственность за нормальное осуществление движения многих систем и внутренних агрегатов машины. Именно поэтому на корпусе сбоку расположена специальная деталь – вал отбора мощности.
Если посмотреть на разрез, осуществленный продольно, КПП выглядит как два совмещенных вала. Они расположены на одной оси. Соединение деталей происходит с помощью опорного подшипника. Шестерни от 3-5 скоростей установлены на первичном валу. Соединены они шлицевым способом. Вал свободно вращается, но при этом присоединен к редуктору посредством стального зубчатого колеса. Соединение с промежуточным валом осуществляется шестеренкой, сцепленной с аналогичной деталью от 3-й передачи. Вращение промежуточного вала происходит благодаря втулке. Соединение организовано с центральной частью у второй передачи. Кулачки мощностного вала спрятаны за этим колесом.
В системе есть специальная система, отвечающая за разбрызгивание смазки. Это необходимо для снижения трения в работе деталей. Качественно работающая система продлевает срок эксплуатации всего автомобиля и позволяет приобретать запчасти на МТЗ 82 реже по сравнению с аналогичными транспортными средствами с неисправной системой.
У двигателя есть оснастка в виде двухступенчатого понижающего редуктора. Элемент дополняет КПП. 1-я ступень отвечает за скорости (до 5-й) и задний ход транспорта. Другие режимы функционирования привязаны ко 2-й ступени редуктора. Включение функционирования 1-й ступени происходит через зацепление главного зубчатого колеса с ведомым валом КПП. Вторая ступень работает за счет сцепления шестерней с зубчатым колесом от 1-й ступени.
На трактор МТЗ-80 и его аналог МТЗ-82, устанавливается одиннадцатиступенчатая коробка передач. Это даёт машине девять передних и два задних рабочих режима.
Если в базовую комплектацию входит редуктор ходоуменьшителя, то число рабочих режимов увеличивается в два раза. Такая схема нужна для выполнения тяжёлых работ в оптимальном режиме. Это существенно расширяет возможности трактора и снижает расход горючего.
Схема переключения между режимами у трактора МТЗ-80, равно как и у МТЗ-82, выглядит следующим образом:
Бывают моменты, когда коробка заедает и переключение передач становится невозможны. Порядок действий должен быть следующим: рычаг возвращается в исходное положение и процедура повторяется.
КПП ТМЗ создана с таким числом режимов, потому что в этом случае тракторы могут совершать энергозатратные действия, расходуя при этом минимум топлива. Само устройство является одиннадцатиступенчатой коробкой переключения передач. Это справедливо только для базовой сборки. В случае, когда к стандартному набору добавляется особый редуктор ходоуменьшителя, то это приведет к увеличению числа возможных режимов вдвое. Процесс необходим для осуществления работ с дополнительными существенными нагрузками.
Общий процесс смены режимов КПП выглядит так:
В случае заедания механизма, переключать передачи не получается. Если это произошло, то необходимо вернуть рычаг в первоначальное положение и повторить процесс, при необходимости проверить состояние деталей. В случае поломки КПП – приобрести нужные для ремонта запчасти МТЗ.
Перед тем, как начать работу с автотранспортным средством, важно посмотреть схему переключения скоростей. Главный принцип работы различных моделей тракторов базируется на действии понижающего редуктора. Неопытные водители зачастую забывают, что в момент перехода на понижение передачи или ее повышение необходимо отключить диск сцепления. Процесс происходит с помощью педали, которую выжимают до отказа. Только потом можно переходить к работе с рычагами КПП. Двигатель трактора должен быть в исправном состоянии и уверенно работать на холостых вращениях.
Схема переключения передач МТЗ 82
МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а также на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.
Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил на много более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна, чем сельскохозяйственная.
Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а также порядок переключения скоростей МТЗ 82.
Возможные проблемы с КПП
Само устройство и различные его модификации являются надежной конструкцией. Однако у любой даже самой качественной и проверенной детали могут возникать сбои. Для нормальной работы КПП ТМЗ необходимо регулярно производить техническое обслуживание и смазывать устройство для предотвращения истирания элементов. Если пренебречь этими правилами, то может выявиться ряд проблем с КПП:
Скрип во время смены скоростей сигнализирует о наличии дефекта на дисках сцепления или недостаточной регулировке с соединением зубчатых колес. Решается проблема заменой износившихся элементов. Если замена не принесла желаемого результата, то следует обратить внимание на длину пружины, расположенной в блоке регулировки кулачков. Длина элемента не должна быть более 32 мм в самом сжатом состоянии.
Для стабильной работы тормозных дисков возможно наличие зазора накладок, не превышающего 1,5 мм. Для отводки и вилки включения аналогичный параметр составляет 2,2 мм. Превышение допустимых отклонений – весомая причина для замены деталей.
Люфт у рычага КПП – серьезная проблема, сопровождающаяся неполным включением передач или непроизвольным включением различных скоростных режимов. Объясняется явление наличием проблемы у вилки переключения передач – в узле не хватает силы трения. Другая причина – ослабленные пружинные фиксаторы. Для устранения неполадок следует изъять устройство переключения и провести полный технический анализ деталей. Изношенные элементы необходимо заменить, так как ремонту они не подлежат.
Посторонние звуки в КПП
Если водитель наблюдает шумы непонятного происхождения в механизме, то причина, вполне возможно, скрывается в опорных подшипниках. Это серьезная проблема, игнорирование которой может довести до капитального ремонта у трактора. Чтобы справиться с возникшей неприятностью, необходимо открыть КПП при помощи обычной монтировки или компактного ломика и оценить качество закрепления валов. Когда у валов отсутствует жесткая фиксация в крепежных местах, они способны передвинуться от прилагаемых усилий. Следующий шаг – проверка затяжной гайки. В случае, когда проблем нет, причина заключается в неудовлетворительном состоянии подшипников. В случае, когда и с ними все в порядке, последний шаг – проверка допустимого зазора на оси вторичного вала.
Наличие постороннего стука, внезапно исчезающего при переключении скоростей, сигнализирует об изношенности приводных шестеренок. Устранение неполадок производится следующим образом, необходимо по порядку: