- Легализация тракторов на основе мотоблоков
- Двигатель и прицеп
- К какой категории относится мотоблок
- Как восстановить птс на трактор?
- Как действовать владельцам мини-тракторов?
- Нужно ли получать водительское удостоверение
- Нужны ли права на мини-трактор в россии: особенности и требования
- Передвижение на мотоблоке
- Список необходимых документов
- Штрафы, которые могут дать водителю мотоблока
Легализация тракторов на основе мотоблоков
Полноприводные переоборудованные мотоблоки и модификации должны быть легализованы, то есть зарегистрированы в Гостехнадзоре. Для этого владельцы ТС (переоборудованного из мотоблока или изготовленного собственными руками) подают документы на проверку.
Документы | Действия для легализации эксплуатации |
• заявление о регистрации переоборудованного или изготовленного собственными руками трактора; • удостоверение личности с отметкой о постоянном или временном проживании; • оригиналы (допускается также изготовление копий) товарных чеков на приобретенные компоненты, детали и узлы, которые использовались для изготовления трактора. | 1. На основании представленных документов, служба государственного технического надзора проводит полный технический осмотр трактора и проверку на соответствие установленным государством стандартам. 2. После этого составляется акт. В нем указывается соответствие перепроектированной или собранной конструкции техническим нормам и требованиям экологии и безопасности. Важно проверить то, оснащен ли трактор необходимыми сигнальными и осветительными устройствами, имеет ли достаточное сопротивление опрокидыванию, обладает ли достаточными тормозными свойствами и т.д. 3. Если всё в порядке и было доказано, что собранный минитрактор можно эксплуатировать, то владельцу минитрактора выдается техническое свидетельство и регистрационный номер, а также водительское удостоверение трактора с обозначенной категорией. |
Владелец трактора может на законных основаниях передвигаться по дороге общего пользования, включая прицеп, при условии, что самоходное транспортное средство не усложнит ситуацию на проезжей части и не будет препятствовать транспортному процессу.
Двигатель и прицеп
Про такие узлы, как двигатель и прицеп, стоит сказать отдельно. Моторы для мотоблоков существенно различаются. И стоит знать об этих отличиях, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный вариант. Прицепы же могут устанавливаться даже на мотоблоки средней мощности. Выбирать их следует, ориентируясь на возможности двигателя. Слишком большой прицеп слабый мотор просто не потянет.
Двигатели бывают:
- бытовыми;
- полупрофессиональными;
- профессиональными.
Отличаются узлы по мощности и моторесурсу (предельному сроку службы, который указывается в часах работы). Самые слабые агрегаты оснащаются 2-тактными бензиновыми двигателями. Лучшим вариантом считаются 4-тактные моторы. Существуют дизельные и бензиновые варианты исполнения силового агрегата.
Прицеп к мотоблоку лучше покупать того же производителя. Разумеется, такая возможность имеется далеко не всегда. В этом случае стоит заранее продумать, какие аналоги можно будет использовать вместе с конкретной моделью.
К какой категории относится мотоблок
В инструкции к мотоблоку значится, что это моторизированное устройство официально не является средством передвижения. Эта техника предназначена для упрощения человеческого труда во время проведения сельскохозяйственных работ на земельных участках. Именно поэтому к управляющему мотоблоком не выдвигаются какие-либо требования, связанные с получением специального права на его вождение.
Рекомендуем для прочтения:
Однако сотрудники ГИБДД часто рассматривают данное устройство, как специализированный силовой агрегат (особенно, если мотоблок дополнительно снабжён прицепом). В таком случае он может приравниваться к машинам сельскохозяйственного назначения, которые, согласно общим правилам ПДД России, следует отнести к тракторам категории D (самоходным машинам с гидростатической трансмиссией).
Как восстановить птс на трактор?
Без ПТС самоходной машины нельзя проводить регистрацию ТС, использовать его по назначению. Это карается штрафом. Сложности возникают и при совершении сделки купли-продажи.
Дубликат утерянного паспорта на незарегистрированный транспорт, выпущенный после 1995 года, можно восстановить в предприятии-производителе техники. Документ на трактор, ввозимый на территорию страны с 2001 года, можно восстановить на таможне РФ. Во всех остальных случаях стоит обратиться в Гостехнадзор с просьбой восстановить ПТС. Если техника была зарегистрирована, тогда придется собрать пакет документации и поставить машину на учет повторно.
Алгоритм того, как восстановить ПТС на трактор:
- выбрать организацию, специализирующуюся на проведении экспертиз промышленной безопасности. Заключить с ней соглашение на выполнение анализа. После проверки машины получить заключение о состоянии спецтехники и ее дальнейшей эксплуатации;
- написать и отправить заявку в органы правоохранения. Специалисты выдают справку, подтверждающую факт утери ПТС;
- обратиться в Гостехнадзор с экспертным заключением и справкой об утере бумаги. К заявлению приложить пакет документации;
- предоставить трактор для осмотра сотрудникам Госавтоинспекции.
Если все в порядке, выдается паспорт самоходной машины с визами и штампами ГАИ и Гостехнадзора. Если есть недочеты, они устраняются в оговоренный срок и проводится повторный осмотр.
Как действовать владельцам мини-тракторов?
Поскольку кроме мотоблоков, многие фермеры имеют мини-тракторы, возникает аналогичный вопрос: нужны ли права на минитрактор?. Он также очень актуальный. Законодательством установлено, что права на минитрактор надо иметь.
Мини-трактор как транспорт более характерный для сельской местности, где часто встречаются самодельные мини-агрегаты без регистрации, владельцы которых не всегда могут похвастаться необходимым водительским удостоверением. Кратко рассматривая вышеупомянутою проблему для человека, имеющего минитрактор в России, требуется взять во внимание такие правила:
- Все заводские мини-тракторы подлежат обязательной регистрации;
- Необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста;
- Самодельным мини-тракторам нельзя выезжать на трассы, дороги общего значения.
Кроме этого, оборудование проходит полный технический осмотр. Необходимость выполнения этой процедуры предусмотрена вне зависимости от вида работы, которую будет делать мини-трактор. На учет агрегат ставится по месту прописки владельца. Результатом проделанной работы станет получение прав на вождение своей техники. или права на минитрактор.
Категория, указанная в правах, будет соответствовать объему двигателя средства передвижения. Всего есть 6 категорий — А, В, С, Д, Е и F:
- водителям с категорией A разрешается вождение внедорожных мотосредств (мотосаней, мотонартов, снегоходов и т. п.);
- открытая категория В дает право управлять гусеничными и колесными машинами с мощностью двигателя до 25,7 кВт;
- категория С позволяет беспрепятственно осуществлять управление колесными машинами с мощностью двигателя от 25,7 до 77,2 кВт;
- водитель с категорией D может ездить на колесных машинах с мощностью двигателя свыше 77,2 кВт;
- категория Е дает возможность водителю управлять гусеничной машиной с мощностью двигателя свыше 25,7 кВт;
- самая высшая категория — F, которая разрешает водить самоходные сельскохозяйственные машины.
Нужно ли получать водительское удостоверение
Такого требования в КоАПе нет. Но, как это ни парадоксально, удостоверение может потребоваться для того, чтобы засвидетельствовать, что владелец знает ПДД. На слово инспектор может и не поверить. Езда на мотоблоке по дорогам общего пользования формально не запрещена, но и не разрешена.
- Желательно получить водительское удостоверение хотя бы на управление мотоциклом — это автоматически снимет подозрения у инспектора.
- Всегда иметь удостоверение под рукой, передвигаясь по дороге общего пользования.
- Всегда использовать осветительные приборы (либо установить самостоятельно, т.к. согласно все тому же КоАП каждое средство передвижения должно быть оборудовано ходовыми огнями, включенными вне зависимости от времени суток).
- Ездить по дороге на мотоблоке только со светоотражателями, установленными позади прицепа.
- Управлять мотоблоком в специальном светоотражающем жилете. Формально, требования такого нет, но передвигающийся в соответствующем жилете водитель будет более заметен проезжающим мимо автомобилям.
- Ездить на мотоблоке по обочине, чтобы не препятствовать движению транспортных средств.
Выполняя эти несложные рекомендации, можно максимально обезопасить себя от штрафов и неприятного общения с представителями ГИБДД, став полноценным участником дорожного движения.
Отвечая на поставленный вопрос, следует заметить: права получать не обязательно, но лучше это сделать. Их наличие значительно облегчит передвижение на данном виде с/х техники.
Нужны ли права на мини-трактор в россии: особенности и требования
Требования к бумагам, которые разрешают вождение мини-трактора, отличаются от тех, что предъявляются в отношении МБ. Это напрямую связано с тем, что МТ, независимо от того, является ли он сцепленным с прицепом, относят к категории транспортных элементов.
Кроме таковых с требуемой категорией нужен еще специальный допуск на осуществление эксплуатации транспортного средства. Речь, как правило, идет о следующих бумагах:
- Регистрационное свидетельство от государственного технадзора, являющееся аналогом автомобильного СТС.
- Паспорт самоходной машины, его еще принято называть ПСМ (выступает аналогом автомобильного ПТС).
При этом наличие на руках ПСМ считается обязательным условием для допуска самоходной машины к эксплуатации. Его выдают на тракторы (кроме МБ) и прочие самоходные машины, у которых объем двигателя составляет более пятидесяти кубических сантиметров или мощностью более четырех киловатт, а кроме того, прицепы и полуприцепы к ним.
Передвижение на мотоблоке
Вопрос стоит очень остро, если путь на участок пролегает по дороге общего пользования. Именно по пути случается больше всего прецедентов с инспекторами ДПС, выписывание протоколов об административном правонарушении и т.д. Дело в том, что не существует отдельной категории водительского удостоверения для управления мотоблоком.
Поэтому можно ездить на мотоблоке и без прав. Другое дело, что выехав на дорогу общего пользования, владелец автоматически приравнивается к полноценному участнику дорожного движения, а это влечет за собой определенные правовые аспекты, обязанности.
Задача может сильно осложниться, если в прицепе к мотоблоку перевозятся пассажиры. В таком случае инспектор может выписать штраф согласно п.22 КоАП (ПДД), который утверждает, что перевозка людей разрешается только в транспортных средствах, специально оборудованных и предназначенных для этого.
Скорость мотоблока не регламентируется дополнительными пунктами в ПДД. Передвигаясь по дороге общего пользования, водитель должен соблюдать общепринятый скоростной режим. Другое дело, что максимальная скорость мотоблока, которая чаще всего не превышает 15-20 км/ч, вряд ли позволит его нарушить.
Список необходимых документов
Чтобы восстановить ПТС трактора, потребуются документы:
- гражданский паспорт владельца спецтехники или комплект уставных правоустанавливающих бумаг для юридического лица;
- таможенная декларация;
- постановление органов полиции;
- копия паспорта самоходного транспорта;
- договор, подтверждающий право на владение трактором (договор купли-продажи);
- квитанция оплаты по договору.
Чтобы восстановить ПТС трактора, владельцу предстоит пройти сложную процедуру. Результат зависит от предоставленного пакета документов. Если владелец самостоятельно не способен принести бумаги и пройти процедуру, за него восстановить паспорт может другой человек по доверенности.
Следует подать заявление с прошением восстановить паспорт. Текст:«Прошу выдать мне, … (фамилия, имя и отчество владельца ТС), дубликат ПТС принадлежащего мне трактора». Надо указать VIN-номер и номер двигателя. Ниже перечислить документы, прилагающиеся к заявке.
К заявлению требуется приложить объяснительную записку, в которой указать, когда и у кого был приобретен трактор, была ли поставлена спецтехника на учет, через какой таможенный пост был ввезен транспорт в Россию, когда был утерян ПТС, какие были попытки поиска документа.
Штрафы, которые могут дать водителю мотоблока
Несмотря на то, что устройство — не транспорт и не средство перемещения, за его вождение могут назначить штраф. Но виноват в этом будет только сам водитель. Штрафа легко избежать, о том, как это сделать, рассказано в разделе ниже.
Штрафы могут выдать за следующие правонарушения:
- езду на самодельном устройстве;
- езду без прав;
- нахождение на проезжей части на транспортном средстве без разрешения;
- за препятствие дорожному движению;
- за езду в состоянии алкогольного опьянения.
Основной штраф, который объединяет все другие пункты — это штраф за препятствие дорожному движению. В таком случае водитель обвиняется как пешеход, ведь статус водителя он юридически не может получить: техника не относится к категории транспортного средства.
Не стоит думать, что штраф за езду на мотоблоке небольшой. Он может составлять несколько тысяч рублей в зависимости от ситуации. При отягчающих обстоятельствах — опьянении, нанесении вреда пешеходу — можно попасть под административную или даже уголовную ответственность.