Передний ведущий мост МТЗ 82 представляет собой объединенные в один общий узел механизмы, при помощи которых передается крутящий момент от карданной передачи к передним колесам, обеспечиваются поворот и стабилизация управляемых колес, передаются толкающие усилия от передних ведущих колес остову трактора. Конструкция переднего ведущего моста такая же, как и неведущего, портального типа (балка такого моста расположена выше оси колес). Это обеспечивает высокий (650 мм) агротехнический просвет, необходимый для междурядной обработки высокостебельных пропашных культур.Передний ведущий мост трактора МТЗ-82: 1 - механизм регулировки колеи; 2 - крышка моста; 3 - корпус манжеты; 4, 20 и 21 - регулировочные прокладки; 5, 23 и 25- подшипники; 6 и 28 - гайки; 7 - ведомая шестерня; 8 - ведущий диск; 9 -нажимная чашка; 10 и 11 - корпуса дифференциала; 12 - ведомый диск; 13 - сапун; 14 - корпус моста; 15 - полуосевая шестерня; 16 - заглушка полуосевой шестерни; 17 - болт дифференциала; 18 - ось сателлитов; 19 - сателлит; 22 - стакан ведущей шестерни; 24 - ведущая шестерня; 26 - регулировочные шайбы; 27 - соединительный фланец; 29 - клин; 30 - брус полурамы; 31 - втулка бруса; 32 - стопорная планка; 33 - ось качания. Корпус 14 и крышка 2 моста соединены по фланцам болтами, внутри корпусов размещены главная передача и дифференциал. Кожухи полуосей колесных редукторов фиксируются в рукавах переднего моста каждый двумя клиньями 29. Перемещение колесных редукторов относительно корпуса и крышки моста осуществляется при помощи винтовых механизмов 1. Главная передача представляет собой пару конических шестерен и предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его к Дифференциалу под углом 90°. Для повышения плавности зацепления и бесшумности передачи конические шестерни сделаны со спиральными зубьями. Передаточное число главной передачи 2,18 (23 :11). Ведущая шестерня 24 выполнена как одно целое со шлицевым валом и смонтирована в стакане 22 на двух конических роликовых подшипниках. Стакан с ведущей шестерней центрируется в расточке корпуса моста и крепится к его фланцу болтами. Ведомая шестерня 7 закреплена на центрирующем пояске и шлицах корпуса 10 дифференциала и от осевых перемещений удерживается гайкой 6. Вместе с дифференциалом ведомая шестерня вращается на двух конических роликовых подшипниках 5, один из которых расположен в корпусе, а другой - в крышке моста. Передний подшипник 23 ведущей шестерни напрессован на вал, задний подшипник 25 может перемешаться по валу при регулировке. Между подшипниками установлены регулировочные шайбы 26. На шлицевом конце ведущей шестерни находится фланец 27 для подсоединения карданного вала. Фланец закреплен гайкой 28, служащей одновременно для затяжки подшипников. Стакан 22 в расточке корпуса моста уплотнен резиновым кольцом, а вал ведущей шестерни - самоподжимной манжетой, запрессованной вместе с обоймой в расточку стакана. Для предотвращения подпора масла перед манжетой установлено маслоотражательное кольцо с винтовыми канавками, нарезанными по его наружному диаметру. Дифференциал переднего моста конический, с четырьмя сателлитами, самоблокирующийся. Блокировка дифференциала осуществляется автоматически за счет сил трения при передаче к дифференциалу крутящего момента от главной передачи либо тормозного момента от передних колес. Когда передний мост отключен, дифференциал не блокируется и работает, как обычный дифференциал. Дифференциал состоит из двух корпусов 10 и 11, в которых размещено четыре сателлита 19 на двух осях 18, две полуосевые шестерни 15 и две нажимные чашки 9, а также пакеты фрикционных дисков 8 и 12. Корпуса дифференциала скреплены болтами 17, гайки которых попарно контрятся отгибными пластинами. Полуосевые шестерни своими торцевыми поверхностями опираются на торцы нажимных чашек. На концах осей 18, расположенных крестообразно, установлено по два сателлита, находящихся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями, как и в обычном дифференциале. Опорные поверхности сателлитов и нажимных чашек выполнены сферическими, что улучшает центрирование сателлитов и их зацепление с полуосевыми шестернями. Нажимные чашки 9 центрируются по наружному диаметру в расточках корпусов дифференциала. Полуосевые шестерни имеют удлиненные ступицы с внутренними шлицами, куда заходят полуоси колесных редукторов на различную длину, в зависимости от колеи передних колес. Для предотвращения подтекания смазки в ступицы полуосевых шестерен запрессованы заглушки 16 с уплотнительными прокладками. Ведущие фрикционные диски 8 имеют наружные зубья и соединены с внутренними зубьями корпусов дифференциала, ведомые диски 12 и нажимные чашки 9 имеют внутренние зубья и соединены наружными шлицами полуосевых шестерен. Две сопряженные поверхности дисков - ведущего и ведомого - образуют пару трения. Каждая сторона дифференциала имеет по три пары трения. Особенность дифференциала заключается также в том, что оси 8 сателлитов плавающие и могут перемещаться относительно друг друга. При этом на концах осей сделаны скосы. Соответственно форме концов осей сателлитов выполняются гнезда-пазы в корпусах дифференциала.
Схема перемещения осей сателлитов дифференциала: а - дифференциал разблокирован; б - дифференциал заблокирован; 9. Колесный редуктор служит для увеличения крутящего момента, передаваемого от главной передачи к колесам, и для осуществления поворота передних направляющих и ведущих колес. Редуктор состоит из двух пар конических шестерен - верхней и нижней. Передаточное число верхней пары 1,27 (14 :11), нижней-4,83 (58 :14). Общее передаточное число редуктора 6,15.
Колесный редуктор: 1- стакан подшипника; 2 - крышка редуктора; 3 - ведомая шестерня; 4 - стакан уплотнения; 5 - уплотнительная набивка; 6 и 34- регулировочные прокладки; 7 - стакан шкворневой трубы; 8 - вертикальный вал; 9 - крышка; 10, 28 и 31- подшипники; 11 - распорное кольцо; 12 - гайка подшипников; 13 и 16 - манжеты; 14 - корпус верхней конической пары; 15 - полуось; 17 - обойма манжеты; 18 - уплотнительное кольцо; 19 - гильза шкворня; 20 - труба шкворня; 21 - штифт; 22 - отгибная шайба; 23 - пружина подвески; 24 - корпус редуктора; 25 - ведущая шестерня; 26 - крышка подшипника; 27 - опорная шайба; 29 - болт; 30 - регулировочные кольца; 32 - фланец диска; 33 - корпус манжеты. Верхнюю пару образуют зубчатые венцы полуоси 15 и вертикального вала 8, выполненные как одно целое со шлицевыми хвостовиками. Полуось шлицевым концом соединена с полуосевой шестерней дифференциала, а вертикальный вал - с ведущей шестерней 25 нижней пары. Ведущая шестерня 25 зацепляется с ведомой шестерней 3, которая установлена на шлицевой части фланца 32, выполняющего роль ступицы переднего колеса. Корпуса 14 верхних конических пар (кожухи полуосей) могут перемещаться в рукавах переднего моста с помощью винтов, входящих в зацепление с рейкой, нарезанной на выдвигающейся части корпусов. Это позволяет бесступенчато регулировать колею передних колес. От проворачивания и осевых перемещений в рукавах переднего моста корпуса 14 стопорятся клиньями. Полуось размещена в расточке корпуса 14 на двух конических роликовых подшипниках 10, вертикальный вал 8 - на таких же подшипниках в расточке шкворневой трубы 20. Между наружными обоймами подшипников установлено распорное кольцо 11. От осевых перемещений подшипники полуоси и вертикального вала удерживаются винтами, ввернутыми соответственно в корпус 14 и шкворневую трубу 20. Масляная ванна верхней пары отделена от нижней части редуктора двумя манжетами 18, полуось уплотняется манжетой 13. При повороте трактора рычаги, прикрепленные к корпусам 24 редукторов, поворачивают их нижнюю часть вместе с колесами вокруг шкворневой трубы 20. Шкворневая труба представляет собой трубу, на верхнюю часть которой напрессован и приварен стакан 7. Цилиндрическая часть стакана запрессована в расточку корпуса 14, а фланцем стакан крепится к корпусу 14 болтами. Уплотняется стакан в расточке резиновым кольцом. Шкворневая часть трубы 20 сопрягается с гильзой 19, запрессованной в корпусе редуктора. Внутри шкворневой трубы расположена витая цилиндрическая пружина 23 подвески. Нижний торец пружины опирается на подшипник, установленный в корпусе редуктора, верхний -в обойму 17 манжеты вертикального вала. При изменении нагрузки пружина сжимается, разжимается и шкворневая труба перемещается вместе с вертикальным валом и подрессоренной частью переднего моста относительно гильзы 19 и ведущей шестерни 25. Перемещение вниз ограничивается упором торца шкворневой трубы в корпус редуктора; вверх шкворневая труба может перемещаться до упора бурта стакана 4 уплотнения в бурт гильзы 19. Ведущая шестерня 25 нижней конической пары смонтирована на двух шариковых подшипниках в расточке корпуса 24. Ведомая шестерня 3 установлена на шлицевой части фланца - ступицы 32 переднего колеса. Фланец. 32 вращается в двух конических 31 и цилиндрическом 28 роликовых подшипниках. Наружные обоймы конических подшипников запрессованы в монтажный стакан 1, установленный в крышке редуктора 2, а наружная обойма подшипника 28-в расточку корпуса 24 редуктора. Техническое обслуживание колесного редуктора заключается в поддержании определенного уровня масла и периодической смене его, проверке и подтяжке крепежных соединений, устранении выявленных неисправностей. Зубчатые зацепления верхних и нижних конических пар и роликовые конические подшипники колесных редукторов при эксплуатации регулировать не требуется. Необходимость в регулировках возникает лишь при ремонтах и замене деталей. Уровень масла, заливаемого в корпус верхней конической пары и корпус редуктора, должен находиться у кромки заливных отверстий, которые одновременно являются и контрольными. Из корпуса 24 редуктора масло сливается через отверстие в нижней крышке 26. Смазку из верхней конической пары удаляют шприцем. Сначала шприц вставляют в заливное отверстие и отсасывают часть масла. После этого снимают верхнюю крышку 9, вставляют шприц в сверление вертикального вала 8 и полностью удаляют смазку.
Удаление масла из верхней конической пары колесного редуктора. Если при проверке обнаружено значительное снижение уровня масла в верхней конической паре, нужно выяснить причины утечки и незамедлительно их устранить. Подтекание смазки из верхней конической пары по манжетам вертикального вала и полуоси снаружи не видно, поэтому масло может вытечь незамеченным, что приведет к выходу из строя сборочной единицы. Регулировка подшипников верхней конической пары. Осевой зазор в подшипниках вертикального вала и полуоси регулируют затяжкой гайки 12. Гайку затягивают до тугого вращения наружных обойм подшипников, при этом обоймы проворачивают, чтобы ролики заняли правильное положение. Затем гайку отворачивают настолько, чтобы наружные обоймы могли свободно проворачиваться и осевой зазор не превышал 0,05 мм. После регулировки гайку стопорят кернением. При затяжке подшипников обращают внимание на то, чтобы распорное кольцо 11 не выступало за габариты наружных обойм подшипников и не препятствовало последующей запрессовке подшипников. Регулировка зацепления верхней конической пары. Боковой зазор в зацеплении зубчатых венцов вертикального вала и полуоси должен находиться в пределах 0,2...0,55 мм и регулируется перемещением шкворневой трубы 20 вместе с вертикальным валом с помощью разрезных прокладок 6, установленных между фланцами шкворневой трубы и корпуса 14. Положение полуоси не регулируется. Проверку зацепления проводят в следующем порядке: удаляют смазку шприцем, снимают крышку 9 и на фланец корпуса 14 закрепляют индикатор. Проворачивая ведущую шестерню главной передачи, замеряют индикатором перемещение зуба полуоси при застопоренном вертикальном вале. Если нет индикатора, боковой зазор можно определить с помощью свинцовой пластины, вставленной между зубьями. При изменении толщины прокладок 6 на 0,7 мм боковой зазор в зубьях изменяется примерно на 0,25 мм. После регулировки бокового зазора проверяют пятно контакта в зубьях. Регулировка подшипников колес и ведомой шестерни нижней конической пары осуществляется с помощью колец 30, установленных между внутренними обоймами подшипников 31. Кольца подбирают по толщине такими, чтобы после затяжки подшипников осевой зазор не превышал 0,05 мм и подшипники могли свободно проворачиваться. При правильной первоначальной регулировке и нормальной эксплуатации трактора осевой зазор в подшипниках в пределах 0,2...0,4 мм появляется после 5000...6000 ч работы. Поэтому, как правило, подшипники требуется регулировать лишь при ремонте трактора. Однако, если обнаружен повышенный осевой зазор, его следует устранить. Для этого надо снять колесо, слить смазку из редуктора, отъединить от корпуса 24 крышку 2 редуктора вместе с ведомой шестерней 3 и подшипниковым узлом, подтянуть до отказа болты 29. Если болты поддаются подтяжке, это значит, что причина повышенного осевого зазора подшипников в ослаблении затяжки болтов 29. Подтянув болты, повторно проверяют осевой зазор в подшипниках. Если он находится в допустимых пределах, узел устанавливают на прежнее место, предварительно зафиксировав болты 29 отжимной пластиной. Если же после затяжки болтов осевой зазор превышает 0,4 мм, уменьшают общую толщину регулировочных колец 30 подшлифовкой торца одного из них так, чтобы осевой зазор подшипников не превышал 0,05 мм. Регулировка зацепления шестерен нижней конической пары осуществляется перемещением ведомой шестерни 3 с помощью разрезных регулировочных прокладок 34, расположенных между фланцами стакана 1 подшипников и крышкой 2 редуктора. Положение ведущей шестерни не регулируется. Боковой зазор в зубьях новой пары шестерен устанавливается в пределах 0,25-0,64 мм.
Содержание
- Регулировка схождения передних колес (тракторы МТЗ-82 с ГУР)
- Важные преимущества
- Технические особенности
- ТО дифференциала и главной передачи
- Обслуживание колесного редуктора
- Регулировка подшипников
- Верхняя коническая пара и ее подшипники
- Дифференциал переднего моста МТЗ 82
- Соединения переднего моста
- Передача крутящего момента
- Устройство портального ПВМ МТЗ 82
- Главная передача
- Дифференциал
- Бортовой редуктор ПВМ МТЗ 82
- Верхняя коническая пара шестерён
- Механизм поворота редуктора
- Амортизатор бортовой
- Нижняя коническая пара и ступица
- Управление передним ведущим мостом МТЗ 82
Регулировка схождения передних колес (тракторы МТЗ-82 с ГУР)
Сходимость передних колес при заводской регулировке устанавливается в пределах 0-8 мм. Периодически через каждые 500 ч работы, а также при каждом изменении колеи передних колес проверяйте и при необходимости регулируйте сходимость колес. Перед проверкой обязательно отрегулируйте зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг. Регулировку схождения колес производите в следующем порядке: - установите трактор на горизонтальной площадке с твердым покрытием; - установите сошку 10 в среднее положение, для чего, поворачивая рулевое колесо, установите его в положение, когда щуп 14 максимально утоплен; - проверьте, чтобы корпуса конических пар (для тракторов МТЗ-82 с ПВМ) или поворотные кулаки (для тракторов Беларус 80.1) были выдвинуты на одинаковую длину Б из корпуса переднего моста или трубы передней оси соответственно; - отрегулируйте левую и правую рулевые тяги, удлинив или укоротив их на одинаковую величину, для чего отпустите контргайки 3, 5, 6, 8 и вращая левую и правую трубы 7, 4, установите необходимую длину. - определите схождение колес, для чего замерьте расстояние (замер Г) между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте центров колес) и сделайте отметки мелом в местах замера. Затем проедьте на тракторе вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замерьте расстояние между отмеченными точками (замер В). Второй замер должен быть больше первого; - разница между вторым В и первым Г замерами равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 0-8 мм. При необходимости произведите регулировку схождения изменением длины рулевых тяг. При этом левую и правую тяги удлиняйте или укорачивайте на одинаковую величину; - снова проверьте установку сошки в среднее положение (по щупу) и разность замеров В и Г; - законтрите трубы рулевых тяг после окончательной регулировки схождения колес.
Передний ведущий мост МТЗ-82- это один из самых важных узлов трактора. И его замена накладывает дополнительные расходы для владельца трактора МТЗ-82. Стоимость нового переднего моста МТЗ-82 составляет до 100 тысяч рублей. Как снизить подобные траты? Очень просто! Нужно выполнять ремонт и обслуживания переднего моста МТЗ-82 согласно инструкций и рекомендаций завода-изготовителя техники. В этой заметке мы определим основные моменты, на которые следует обращать внимание при ремонте и обслуживании передних мостов МТЗ-82.
ведущий мост МТЗ-82— это один из самых важных узлов трактора. И его замена накладывает дополнительные расходы для владельца трактора МТЗ-82. Стоимость нового переднего моста МТЗ-82 составляет до 100 тысяч рублей. Как снизить подобные траты? Очень просто! Нужно выполнять ремонт и обслуживания переднего моста МТЗ-82 согласно инструкций и рекомендаций завода-изготовителя техники. В этой заметке мы определим основные моменты, на которые следует обращать внимание при ремонте и обслуживании передних мостов МТЗ-82.
Описание переднего моста МТЗ-82
Передний ведущий мост на тракторе МТЗ-82 портального типа, то есть, балка не соосна с колесами. Это сделано для того, чтобы обеспечивать необходимый агротехнический просвет для междурядной обработки высокостебельных пропашных культур.Передний мост МТЗ-82 установливается в проеме переднего бруса полурамы трактора.
Кожухи полуосей колесных редукторов соединяется со шлангами РВД переднего моста МТЗ-82 телескопически, что позволяет бесступенчато регулировать колею передних ведущих колес в тех же пределах, что и задних. Дифференциал переднего моста МТЗ-82 самоблокирующийся. Его блокировка срабатывает автоматически при включении переднего моста МТЗ-82.
Передний ведущий мост МТЗ-82 приводится в действие от коробки передач через раздаточную коробку и карданную передачу с промежуточной опорой. Механизм управления работой переднего моста МТЗ-82 позволяет задавать раздаточной коробке режимы автоматического и принудительного включения, а также полностью отключать передний мост, что можно делать на транспортных работах для снижения расхода топлива и износа шин.
В привод переднего моста МТЗ-82 введена фрикционная предохранительная муфта, которая монтируется в промежуточной опоре карданной передачи. Муфта предотвращает поломки привода в случаях кратковременных перегрузок переднего моста МТЗ-82.
Устройство переднего моста МТЗ-82
Схема переднего моста МТЗ-82
1, 11, 12, 16 — конические роликовые подшипники; 2 — уплотнения вала фланца колеса; 3 — цилиндрический роликовый подшипник; 4— ведомая шестерня нижней конической пары; 5 — ведомая шестерня верхней конической пары; 6, 22— ведущая шестерня; 7, 17 — сдвоенные конические подшипники; В — корпус главной передачи; 9 — манжеты уплотнения вала ведущей шестерни; 10— вел ведущей шестерки; 13 — шестерня полуоси; 14 — сателлиты; 15 — ведомая шестерня главной передачи; \8—труба-шкворень; 19 — гильза; 20 -— пружина подвески; 21 — шариковые подшипники; 23 — ось качания моста; 24 — оси сателлитов
Передний ведущий мост МТЗ-82 состоит из следующих деталей:
Шестерня ведущая в сборе 52-2302010
Передний ведущий мост в сборе 72-2300020-А
Редуктор левый 72-2308005-08
Редуктор правый 72-2308010-07
Шестерня ведомая 52-2302019
Сапун СУ 1/8-А
Пробка ПК КГ ¾
Штифт установочный Д01-015
Прокладка регулировочная В=0,5 мм 52-2303027
Прокладка регулировочная В=0,2мм 52-2303028
Обойма с сальником в сборе 52-2301040-Б1
Обойма сальников 52-2301062-Б1
Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
Прокладка регулировочная В=0,5 мм 52-2302021
Прокладка регулировочная В=0,2 мм 52-2302022
Основные неисправности переднего моста МТЗ-82
Передний мост МТЗ-82 как и любой механизм в любой момент может выйти из строя. Среди основных неисправностей переднего моста МТЗ-82 выделим: постоянный повышенный шум при работе, утечку масла и шум, стук во время движения, особенно при поворотах. Также встречается такие неисправности, как то, что передний мост МТЗ-82 при буксовании колес автоматически не включается при переднем ходе трактора или появляются следы смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82 из-за потери эластичности, либо разрушении манжеты ведущей шестерни.
Постоянный повышенный шум при работе переднего моста
Если неправильно отрегулированы подшипники дифференциала или просто износились, неверно отрегулированы, повредились или износились шестерни, подшипники редуктора, а также наблюдается недостаток масла в картере моста, то это приводит к повышению уровня шума при работе переднего моста МТЗ-82.
Чтобы устранить данную неисправность, нужно сначала определить причину поломки. Затем заменить подшипники дифференциала, шестерни, либо отремонтировать или заменить редуктор. Если имеется течь масла, то проверить наличие протекания в уплотнениях картера переднего моста МТЗ-82. В этом случае заменить резинотехнические изделия и восстановить уровень масла.
Утечка масла является одним из самых распространенных неисправностей переднего моста МТЗ-82. Утечки масла могут быть вызваны износом или повреждением сальника, износа сальника корпуса внутреннего шарнира, ослаблением крепления крышки подшипников корпусов внутренних шарниров или крышек картера, повреждением уплотнительных прокладок.
Что нужно сделать, чтобы устранить утечку масла в переднем мосту МТЗ-82? Замените поврежденные сальники, прокладки, затяните гайки и болты.
Шум, стук со стороны переднего моста МТЗ-82 при движении (особенно при поворотах)
При движении трактора слышите сильные шумы и стуки по стороны переднего моста МТЗ-82? Знайте, что в переднем мосту МТЗ-82 изношены детали шарниров равных угловых скоростей приводов передних колес. Чтобы устранить неисправность, замените изношенные и поврежденные шарниры.
Передний мост при буксовании колес автоматически не включается при переднем ходе трактора.
Появление такой неисправности переднего моста МТЗ-82 может возникнуть по четырем причинам: износ деталей муфты свободного хода, заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей, деформированы пружины поджимного механизма роликов и предохранительная муфта не передает крутящий момент.
Что нужно сделать, чтобы устранить данную неисправность переднего моста МТЗ-82?
Прежде всего, конечно, определите узел, где возникла неисправность. Затем по необходимости замените изношенные детали муфты свободного хода, прочистите и промойте детали муфты свободного хода, замените пружины поджимного механизма роликов, либо отрегулируйте предохранительную муфту на момент 50 — 55 кгс • м.
Помните, что своевременная диагностика и обнаружение неисправностей сэкономят Вам до 100 тысяч рублей в год на ремонт, обслуживание переднего моста МТЗ-82.
Передний мост МТЗ-82 и МТЗ-82Н/82ЛН. Ремонт переднего моста. МТЗ-82 устройство переднего ведущего моста.
Ведущий передний мост МТЗ-82 – механизмы, объединенные в один узел. Они нужны для передачи крутящего момента к передним колесам. Передний мост состоит из:
- основной передачи;
- балки;
- колесных редукторов;
- дифференциала.
Конструкция, которую имеет ведущий мост, мало чем отличается от особенностей неведущего. Благодаря этому обеспечивается высокий просвет размером 650 миллиметров. Он необходим, чтобы с помощью трактора можно было обрабатывать междурядья различных сельскохозяйственных культур.
Схема переднего моста:
1 — крышка редуктора; 2 — фланец диска колеса; 3 — регулировочные кольца; 4 — упорные ролики подшипники; 5 — защитный кожух; 6 — стакан подшипников; 7 — прокладки регулировочные; 8 диск колеса; 9 — шина; 10 — прокладки регулировочные; 11 — крышка; 12 — полуось; 13 — шкворневая труба; 14 — упорные роликоподшипники; 15 — гайка; 16 — манжета; 17 — крышка; 18 — червяк; 19 — корпус верхней конической пары; 20 — крышка переднего моста; 21 — полуосевая шестерня; 22 — прокладки регулировочные; 23 — манжеты; 24 — гайка; 25 — ведомая шестерня; 26 — регулировочные прокладки; 27, 31 — корпус и крышка дифференциала; 28, 36 — фрикционные диски; 29 — ось сателлитов; 30 — сателлит; 32 — упорный роликоподшипник; 33 — сапун; 34 — корпус переднего моста; 35 — чашка; 37 — шестерня ведущая; 38 — прокладки регулировочные; 39 — стакан ведущей шестерни; 40 — упорные роликоподшипники; 41 — фланец карданного вала; 42 — гайка; 43 — клин; 44 — корпус уплотнения; 45 — манжеты; 46 — вертикальный вал; 47 — гильза шкворня; 48 — штифт; 49 — пружина; 50 — радиальный роликоподшипник; 51 — упорный шарикоподшипник; 52 — ведомая шестерня; 53 — корпус колесного редуктора; 54 — ведущая шестерня; 55 — пробка сливная редуктора; 56 — сливная пробка корпуса переднего моста; 57 — контрольно-заливная пробка корпуса переднего моста; 58 — ось качания; 59 — стопорная планка.
Важные преимущества
Полуоси колесных редукторов имеют кожухи, телескопическим способом соединенные с рукавами переднего моста. Во время движения машины они вместе с колесами движутся относительно этих рукавов, когда трактор меняет колею. Углы поворота колес МТЗ-82 не ограничиваются шарнирами угловых скоростей, ведь их заменяют шестерни колесных редукторов (конические). Подобное устройство моста позволяет полностью сохранить на тракторе характеристики базовой универсальной модели, а именно:
- радиусы поворота;
- агротехнический просвет и т.д.
Технические особенности
Передний ведущий мост соединяется с брусом полурамы, что позволяет ему качаться в поперечной плоскости. Качение ограничивается упором специальных выступов, имеющихся на крышке и корпусе моста.
Крышка и корпус, к слову, соединены болтами. Внутри конструкции находится дифференциал и главная передача. Передача предназначается для усиления крутящего момента и состоит из пары шестерен конической формы. Что касается дифференциала, то он состоит из 2-х корпусов, в которых находятся 2 полуосевые шестеренки, 2 оси, 4 сателлита, пакеты фрикционных дисков и 2 нажимные чашки.
ТО дифференциала и главной передачи
Техобслуживание этих систем подразумевает поддержание оптимального масла в корпусе ведущего моста и его своевременной замене. А еще ТО – это проверка и подтяжка креплений, осмотр осевых зазоров. Проводя обслуживание переднего моста, особое внимание следует обращать на затяжку клиньев, фиксирующих кожухи полуосей редукторов колес.
Обслуживание колесного редуктора
Чтобы не доводить колесный редуктор до состояния, когда ему понадобится капитальный ремонт, конструкцию нужно постоянно обслуживать. Как и в случае с главной передачей и дифференциалом, ТО колесного редуктора предусматривает поддержание нужного уровня масла и его замену. Также нужно время от времени проверять и подтягивать крепежные соединения. Роликовые подшипники и зубчатые зацепления нижних/верхних конических пар во время использования трактора не нуждаются в регулировке. Эта задача требует решения только в случае замены деталей и их ремонте.
Если во время проверки колесного редуктора вы увидите, что в конической паре (верхней) значительно уменьшился уровень масло, значит, налицо утечка. Обязательно выясните ее причины и устраните неисправность. Для этого может понадобиться частичная разборка детали, но решить задачу необходимо, иначе составляющие редуктора могут выйти из строя.
Регулировка подшипников
Во время работы главной передачи возникают большие осевые усилия. С течением времени они нарушают соединение шестеренок, увеличивая зазор в зубьях. Чтобы отрегулировать подшипники ведущей шестерни, нужно затянуть гайку соединительного фланца кардана. Проверить, разболталась ли она, можно, покачав фланец рукой. Если они движется на шлицах, значит, гайку нужно подтянуть. После этого снова проверьте, присутствует ли осевое перемещение шестерни. По идее оно должно исчезнуть.
Верхняя коническая пара и ее подшипники
Зазор в подшипниках полуоси, а также вертикального вала также регулируется затяжкой соответствующей гайки. Ее закручивают, поворачивая наружные обоймы подшипников так, чтобы они заняли правильное положение. Поток гайку немного отпускают, чтобы обоймы могли легко поворачиваться. Если осевой зазор при этом не превышает 0,05 миллиметра, значит, регулировка почти закончена. Чтобы ее завершить, гайку следует застопорить методом кернения.
Далее идут материалы из справочников.
Дифференциал переднего моста МТЗ 82
Дифференциал повышенного трения, самоблокирующийся. Соединенные болтами крышка (31) и корпус (27) содержит полуосевые шестерни (21), сателлиты (30) на осях (29), ведомые (36) и ведущие (28) фрикционные диски, нажимные чашки (35).
Самоблокирующийся дифференциал соединяет в одно целое обе полуоси, исключая раздельное буксование колес и увеличивая силу тяги. При включении в работу переднего моста включается блокировка колес. Под нагрузкой оси сателлитов (29) проворачиваются по пазам-скосам на величину зазора между фрикционными дисками в крышке дифференциала (31) и корпусе (27). Усиление от осей передается на сателлиты, передающие его буртами чашкам (35), сжимающим, в свою очередь фрикционные диски (36, 28) до упора в крышки дифференциала (31) и стенки корпуса (27). Наружные зубья ведущих дисков (28) соединяются с зубьями крышки дифференциала и корпуса, а внутренние зубья ведомых (36) — с шестернями (21). Сила трения дисков блокирует дифференциал, объединяя в единое целое с крышкой дифференциала и корпусом полуосевые шестерни (21).
При превышении силы трения в дисках (26, 28) при включенном переднем мосте во время поворота трактора МТЗ 82 они пробуксовывают.
Дифференциал устанавливается в крышке (20) и корпусе (34) на конических роликовых подшипниках (32). Для поддержания нормального давления в полостях дифференциала и главной передачи корпус (34) снабжен сапуном (33).
Соединения переднего моста
С брусом передний мост МТЗ 82 соединен полыми осями (58), которые обеспечивают качение моста вместе с передними колесами в поперечной плоскости. Стопорятся оси от осевых перемещений и проворачивания оси планками (59).
В рукавах крышки (20) и корпуса (34) устанавливаются редукторы конечных передач. Редукторы состоят из нижней и верхней пар конических шестерен, служащих и шарнирами одинаковых угловых угловых скоростей.
Зубчатые венцы вертикального вала (46) и полуоси (12) образуют коническую верхнюю пару.
Вертикальный вал и полуось соединяются шлицевыми хвостовиками с шестернями — ведущей нижней пары и полуосевой (21) дифференциала. Монтируется полуось МТЗ 82 на двух конических роликовых подшипниках (14), а вертикальный вал опирается на подшипники (14) и монтируется в расточке трубы шкворня (13), который крепится с корпусом уплотнения (44) к корпусу верхней конической пары (19).
Манжеты (16, 45) и паронитовая прокладка уплотняют полость конической пары (19) по поверхности крышки (11).
Корпусы конических пар (19) устанавливаются в расточках крышки (20) и корпуса (34) подвижно. Это позволяет изменять колею. От перемещений они стопорятся клиньями (43).
Опорой для трубы шкворня (13) служит витая цилиндрическая пружина подвески (49). Труба шкворня входит в его гильзу (47), которая запрессована в корпусе редуктора (53) и застопорена штифтом (48).
Опорой для нижнего конца пружины служит стоящий в корпусе редуктора (53) подшипник (51). Благодаря этому происходит подрессоривание переднего моста. Ход подвески вниз во время движении трубы шкворня (13) ограничивается корпусом (53). Вверх — опорными буртами гильзы (47) и корпуса уплотнения. Уплотняется шкорневое соединения поропластовой набивкой и двумя кольцами.
Состав нижней конической пары: ведущая шестерня (54) в корпусе редуктора (53) и ведомая на шлицах фланца диска (2), на котором закрепляется диск колеса (8).
Передача крутящего момента
Вращается фланец диска (2) на подшипнике (50) и двух конических подшипниках (4), которые запрессованы в стакане (6), установленном в расточке крышки (1).
Шестерня (52) и подшипники стопорятся двумя болтами и шайбой от осевого перемещения.
Уплотняется нижняя коническая пара резиновым кольцом, установленном в стакане (6), манжетой и паронитовыми прокладками по плоскостям крышек и корпуса (53).
К корпусу редуктора крепятся поворотный рычаг с закрепленными на нем тягами рулевой трапеции и кронштейны крыльев колес.
Крутящий момент передается на фланец диска (2) от полуосевой шестерни дифференциала (21) при посредстве шестерней нижней и верхней конических пар.
Усилие рулевой трапеции при повороте трактора передается через поворотные рычаги и рулевые тяги на корпусы редукторов, поворачивающиеся относительно труб шкворней (13) вместе с колесами. При этом производится обкат шестерен нижней и верхней конических пар переднего моста МТЗ 82.
Если вы обнаружили пятна смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи, имейте в виду, что эти следы подсказывают об утрате эластичности или выходу из строя манжеты ведущей шестерни.
Как заменить манжету? Чтобы заменить манжету ведущей шестерни главной передачи нужно отсоединить карданный вал, открутить корончатую гайку и снять фланец кардана. Вслед за этим выкручивают болты крепления стакана подшипников главной передачи, а потом с помощью двух монтажных болтов выдавливают его из корпуса моста. Затем вытесняют ведущую шестерню из стакана и достают обойму в сборе с манжетой (рис. 2.4.20—2.4.22).
Рис. 2.4.20. Взаимное расположение деталей главной передачи ведущего моста трактора МТЗ-82:
1 — ведущая шестерня; 2, 5 — подшипники; 3 — регулировочные прокладки; 4 — стакан; 6 — манжета; 7 — обойма сальника; 8 — фланец; 9 — гайка
Потек масла на внутренней части обода колеса либо фланца диска указывает на разрушение манжет оси колеса.
Чтобы добраться до стакана манжет, первым делом снимают колесо и редуктор конечной передачи в сборе (см. рис. 2.4.23, 2.4.24). Далее выкручивают два болта крепления радиального подшипника, вытаскивают ведомую шестерню и выпрессовывают фланец колеса (рис. 2.4.25, 2.4.26). Стакан манжет и стакан наружной обоймы подшипника выпрессовывают можно двумя монтажными болтами (рис. 2.4.27, 2.4.28).
Рис. 2.4.24. Взаимное расположение деталей редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1— фланец; 2 — грязевик; 3 — корпус сальника; 4— манжета; 5, 9, 13, 17, 20, 27, 29, 36 — подшипники; 6, 23, 31, 38, 40 — прокладки; 7 — стакан; 8, 32 — кольца; 10, 26 — регулировочные прокладки; 11. 22, 39 — крышки; 12, 37 — шестерни; 14 — шайба; 15 — пластана; 16 — гайка; 18 — вал; 19 — полуось; 21 — регулировочное кольцо; 24, 34 — корпуса; 25 — манжета; 28 — пружина; 30 — труба шкворня; 33 — рычаг; 35 штифт; 41 — гильза
При выработке или деструкции манжеты вертикального вала происходит нагрев корпуса верхней конической пары колесного редуктора. При этом еще и отсутствует в нем смазка.
Если уменьшилась амплитуда хода подвески, снизилась ее жесткость, скорее всего надо обратить внимание на упругость пружин. Тяжелый поворот рулевого колеса на поворотах (при условии, что ГУР исправен) дает понять, что опорные подшипники вышли из строя, либо есть заедание телескопических стыков подвески.
Чтобы произвести замену деталей подвески, снимают колесный редуктор. Для замены гильзы шкворня применяют специальные извлекатели. При проведении ремонтных работ вышедшие из строя детали заменяют и обращают пристальное внимание на наиболее изнашиваемые поверхности, сверяя с приводимыми в нижней таблице данными.
Размеры деталей подвески ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Рассмотрим следующие характерные неисправности ведущего моста — «заклинивание колес», «повышенный шум в корпусе моста трактора», «перегрев стакана подшипников главной передачи», «в слитом из корпуса моста масле обнаружено большое количество металлических частиц». При таком раскладе пришли в негодность, выработали свой ресурс подшипники ведущей шестерни главной передачи или дифференциала. Кроме того, такие неисправности возникают при сколах или выкрашивании зубьев конических шестерен главной передачи.
Что бывает, когда выходят из строя детали дифференциала или механизма блокировки? Шумы и стуки в корпусе моста при поворотах МТЗ значительно усиливаются, на поворотах происходит сблокированность обеих осей колес либо нет блокировки колес при пробуксовании.
Какие работы производят для выявления причин отказов и устранения неисправностей главной передачи и дифференциала? Во-первых нужно приподнять трактор за передний мост, затем устанавив на специальные подставки снять главную передачу. Далее осуществляют диагностику ее деталей. Монтажным ломиком, проворачивая ведомую шестерню, диагностируют детали дифференциала, взаимное расположение которых в том числе изображено на рис. 2.4.29.
Рис. 2.4.29. Взаимное расположение деталей корпуса, крышки и дифференциала переднего ведущего трактора МТЗ:
1 — ось; 2 — корпус; 3 — регулировочные прокладки; 4 — пробка; 5 — подшипник; 6 — обойма сальников; 7 — манжеты; 8, 10 — крышки; 9 — червяк; 11 — коробка дифференциала левая; 12 — ведомый диск; 13 — ведущий диск; 14 — чашка; 15 — шестерня; 16 — сателлит; 17 — оси сателлитов; 18 — коробка дифференциала правая; 19 — ведомая шестерня; 20 — гайка
Бывает, что при диагностике вскрываются повреждения или износы деталей дифференциала. К тому же, иногда возникает необходимость в замене шестерни главной передачи. МТЗ-82 таком случае без снятия дифференциала не обойтись(рис. 2.4.30).
Как снять дифференциал МТЗ-82? Чтобы его снять вначале откручивают болты, стягивающие коробки. Помним и знаем (а если не знаем, то принимаем к сведению), что разбирать и изменять взаимное положение коробок дифференциала нежелательно. С этой целью вначале их рассоединения сличают цифровую маркировку на внешних поверхностях. Если она поблекла или пропала ее восстанавливают (рис. 2.4.31—2.4.33).
После того как собрали и поместили дифференциал в корпус моста, настает очередь проверки переднего перемещения ведомой шестерни главной передачи (зазор в подшипниках дифференциала). При сдвиге шестерни в осевом направлении значения отображаемые на индикаторе должны быть в пределах 0,01—0,10 мм.
Следующим шагом будет регулировка осевого зазора в подшипниках главной передачи (рис. 2.4.34) и дифференциала. Затем главную передачу ставят в корпус моста. На завершающем этапе смотрят и при необходимости корректируют боковой зазор между зубьями конических шестерен (рис. 2.4.35).
Боковой зазор корректируют количеством прокладок, размещенных под стаканом подшипников главной передачи. Если убрать несколько прокладок, то зазор между шестернями уменьшается, а если добавить — увеличивается.
При проведении ремонтных работ, меняя неисправные детали нужно контролировать те поверхности, которые могут изнашиваться сильнее остальных.
Размеры деталей ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Когда проведена работа по замене подшипников колесного редуктора и его деталей, и была произведена проверка его технического состояния, требуется осуществить еще несколько контрольно-регулировочных работ. Например, осмотр и корректировка подшипников фланца колеса, соблюдение точности сборки верхней и нижней конических пар шестерен колесного редуктора (рис. 2.4.36).
Чтобы провести технический осмотр подшипников, необходимо снять фланец колеса. Затем зафиксировать на обшивке редуктора стойку измерительного прибора и упереть ножку индикатора во фланец. Передвигая фланец в осевой плоскости до упора, смотрят показания индикатора. Если там более 0,5 мм конические подшипники нужно отрегулировать количеством регулировочных колец или их толщиной(рис. 2.4.37). Кольца находятся между внутренними обоймами подшипников. Кольца подбирают или подтачивают на токарном станке. Точность подгонки регулировочных колец до сборки редуктора можно определить с помощью приспособления на рис. 2.4.38.
Рис. 2.4.38. Проверка точности регулировки конических подшипников фланца колеса трактора МТЗ:
1 — индикатор;
2, 3 — болты;
4 — труба
Трубу позиции 4 устройства прижимают в торец внутренней обоймы подшипника и затягиванием болтов 3 устанавливают зазор в подшипниках. Разместив индикатор под номером 1 в соответствующее положение, (см. рис. 2.4.38), закручивают болты 2. Если зазор в подшипниках есть, крышка редуктора со штативом и индикатором поднимется на величину этого зазора.
Для проверки верности сборки и оценки рабочего состояния зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной передачи, промеряют дополнительно боковой зазор между зубьями. Этот зазор вычисляется по амплитуде передвижения болта крепления диска колеса (рис. 2.4.39).
При зафиксированной полуоси, вращая диск колеса находят общий зазор в шестернях конечной передачи. При показаниях более 1,0 мм, измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары. Отделяют крышку редуктора (рис. 2.4.40), стопорят вертикальный вал и снова измеряют.
Разница между первым и вторым обмером будет показывать зазор в зубьях верхней конической пары шестерен. По показаниямм прибора величина зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен должна быть 1,0 мм. Только при таком зазоре возможна дальнейшая эксплуатация редуктора без регулировки.Как уменьшить зазор между зубьями нижней комической пары? Для этого используют технологические отверстия. Через них выкручивают болты крепления стакана подшипников фланца колеса. Далее с пощью двух монтажных болтов спрессовывают стакан до высвобождения двух регулировок прокладок. Несколько прокладок удаляют (рис. 2.4.41). Но толщина сохранившихся пачек должна быть одинаковой.
Боковой зазор в нижней конической паре обычно расширяется из-за выработки или поломки подшипников ведущей шестерни. Чтобы проверить подшипники, отделяют нижнюю крышку и ручным воздействием проворачивают ведущую шестерню в осевом и радиальном направлениях.
Зазор в зубьях шестерен верхней конической нары выставляется следующим образом: выкручиваются болты фиксации редуктора и фланца трубы, далее с помощью монтажных болтов выталкивают трубу вертикального вала из корпуса конической пары (рис. 2.4.42).
Снимая часть прокладок, сокращают просвет в зацеплении.
Бывает так, что регулировкой слоя пакета специальных прокладок не получается получить требуемый зазор. В таких случаях, применяя индикаторное устройство, промеряем осевые передвижения полуоси и вертикального вала. Т.е. вычисляем степень затяжки их конических подшипников. Допуск в пределах 0,5 мм. Осевой зазор вероятней всего возникает из-за самоовыкручивания круглых гаек подшипников. Зазор выставляют. Вначале круглые гайки затягивают до предела, а затем откручивают их на 10—15°. Подшипники валов грамотно зафиксированы при осевом перемещении валов в допустимом пределе 0,05 — 0,15 мм. После настройки валы проворачиваются в подшипниках от усилия руки. Процедуры разборки деталей верхней и нижней конических пар продемонстрированы ниже на рис. 2.4.43—2.4.49.
Рис. 2.4.49. Снятие крышки корпуса переднего ведущего моста трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — главная передача
Далее разборка и ремонт сцепления и понижающего редуктора тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.
Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
Трактор МТЗ 82 Беларус отличается от МТЗ 80 полноприводной формулой ходовой части 4Х4 за счёт ведущего переднего моста. Данная характеристика повышает ходовые и тяговые качества машины, что важно при выполнении полевых работ в составе почвообрабатывающих агрегатов, на транспортных работах по бездорожью и грунтам с повышенной влажностью. В зависимости от модификации МТЗ 82 ведущие мосты имеют разные исполнения конструкции. Традиционно трактор МТЗ 82 с 1975 года и современная его модификация МТЗ 82.1 комплектуется ПВМ универсально-портального типа с коническими парами шестерён конечных передач и самоблокирующимся дифференциалом. В статье мы уделим внимание именно этой конструкции моста, являющейся самой распространённой.
Портальный передний мост МТЗ 82
Исключением в комплектации является модель МТЗ 82.2 на которую установлен так называемый балочный ПВМ, с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами. Данной конструкцией передних ведущих мостов комплектуются современные модели колёсных тракторов Беларус с повышенной нагрузкой на переднюю часть. Особенно положительно такой мост себя зарекомендовал на тракторах с использованием навесных фронтальных погрузчиков.
МТЗ 82 с балочным передним мостом
Устройство портального ПВМ МТЗ 82
Несущая балка моста состоит из корпуса главной передачи 23 и крышки 2, либо в новом исполнении из трёх частей ( корпуса и двух рукавов), соединённых своими фланцами болтами. К полураме трактора балка крепится шарнирным сочленением, обеспечивая поперечное качение в пределах 8-9°, реагируя на неровности дороги . В корпусе размещены коническая пара шестерён с винтовыми зубьями главной передачи и механизм дифференциала. В рукавах установлены подвижные кожухи полуосей колёсных редукторов. Изменение колеи осуществляется винтовыми механизмами, вращением которых выдвигаются кожухи с колёсами относительно корпуса моста. Фиксация колеи осуществляется стопорными клиньями 31 в левом и правом винтовых механизмов 1.
Также для справки нужно отметить, что ранние трактора МТЗ 82 с рулевым управлением с ГУР комплектовались ПВМ со ступицами на 5 шпилек крепления колёс. Более поздние трактора с рулевой под насос дозатор (ГОРУ) комплектуются узлами с 8-ю шпильками на ступицах. Кроме этого, старый мост отличается увеличенным размером и формой отливки корпуса главной передачи с дифференциалом. Отливка имеет удлинённую часть на левую полуось (по ходу трактора), то есть корпус отлит за одно целое с рукавом левой полуоси. Также нужно обращать внимание на комплектацию бортовой части моста, где детали также могут отличатся. Новый мост имеет симметричную конструкцию балки из трёх частей, соединяющихся в своих фланцах ботами — центральной части корпуса под главную передачу с дифференциалом и двух рукавов полуосей.
Главная передача
Пара шестерён установлена в корпусе моста 23, принимает продольный вращательный момент от карданного вала привода ПВМ, преобразовывает в поперечный момент вращения относительно оси трактора и передаёт на дифференциал.
Главная пара ПВМ МТЗ 82
Ведущая винтовая коническая шестерня 13 выполнена за одно целое с валом, получающим вращения от карданной передачи привода. На шлицевой хвостовик вала одет фланец 9 для соединения с соответствующим фланцем в карданного вала. Резьбовой конец вала ведущей шестерни затягивается гайкой 10, одновременно обеспечивая регулировку зазора в подшипниках вращения и крепления фланца. Сам вал размещён в стакане 5 на двух роликовых конических подшипниках 6,7. Передний подшипник жёстко напрессован на вал, положение заднего подшипника устанавливается с помощью регулировочных шайб 12. Стакан в сборе с ведущей шестернёй и установленными подшипниками, монтируется в расточку корпуса моста 23, затягивается болтами в соединении фланцев. В расточке стакан уплотняется резиновым кольцом, а вал ведущей шестерни — самоподжимным сальником 8, запрессованным с обоймой в расточку стакана. Для предотвращения подпора масла перед сальником установлено маслоотражательное кольцо 11 с винтовыми канавками на его наружном диаметре.
Ведомая шестерня 14 установлена на шлицах и центрирующем пояске корпуса дифференциала 15,19 . Для предотвращения осевых перемещений шестерня затянута гайкой. С дифференциалом ведомая шестерня вращается на двух конических роликовых подшипниках 21, один из которых размещён в корпусе 23 другой в крышке моста 2.
Схема переднего ведущего моста МТЗ 82
Дифференциал
Узел закрытого типа, самоблокирующийся, повышенного трения — принимает вращение от главной пары шестерён и распределяет на полуоси моста с учётом угловых скоростей вращения колёс трактора при осуществлении поворотов. Механизм состоит из:
- двух частей корпуса, стянутых болтами
- четырёх сателлитов, расположенных на двух осях
- двух полуосевых шестерён
- двух нажимных чашек с блокирующими пакетами фрикционных дисков
Дифференциал в сборе с ведомой шестерней главной передачи
Внутри составного корпуса 19 и 15, на крестообразно установленных осях 16, размещены четыре конических прямозубых сателлита 25. Полуосевые шестерни 28 находятся в постоянном зацеплении с сателлитами и своими торцевыми поверхностями опираются на торцы нажимных чашек 17. Хорошее центрирование и зацепление сателлитов с полуосевыми шестернями обеспечивается сферическими поверхностями опорных поверхностей нажимных чашек и сателлитов. Удлинённые ступицы полуосевых шестерён 28 своими внутренними шлицами посажены на полуоси моста. Для исключения подтекания смазки в ступицы шестерён запрессованы сферические заглушки с уплотнительными прокладками.
В пакет фрикционных дисков автоблокировки дифференциала входит три ведущих 22 и три ведомых 20 диска. Наружным зубчатым венцом ведущие диски соединены с внутренним зубчатым венцом в корпусе устройства 19, а ведомые диски с нажимными чашками 17 своими внутренними зубцами с полуосевыми шестернями 28. Один ведомый и один ведущий диск образуют одну пару поверхностей трения. Каждая сторона дифференциала имеет по три пары трения.
Автоматическое блокирование дифференциала происходит за счёт передачи усилия от сопротивления движения отстающего переднего колеса. Нагрузка действует на полуоси дифференциала и смещает их концы в пазах корпуса, передовая усилие на фрикционные блокирующие диски через цилиндрические поверхности сателлитов и чашку. Такое блокирование является частичным, но его действия достаточно для обеспечения передачи вращательного момента при возникновении разности сцепления с грунтом на передних ведущих колесах моста.
Бортовой редуктор ПВМ МТЗ 82
Колёсный редуктор выполняет функцию поворотов управляемых колёс и передачи вращения от полуосей моста на колёса трактора с увеличением крутящего момента. Подача вращения на каждую сторону моста осуществляется через верхнюю пару конических шестерён конечной передачи одноименной стороны на вертикальный вал каждой бортовой части и далее на нижнюю пару конических шестерён, от которой осуществляется непосредственный привод колеса.
Колёсный редуктор ПВМ в сборе с полуосью и выдвижным корпусом
Верхняя коническая пара шестерён
Пару образуют две шестерни одна из которых установлена на горизонтальной полуоси, а вторая на верхнем конце вертикального вала бортового редуктора. Горизонтальные полуоси 15 в выдвижных корпусах 14 вращаются за счёт зацепления своими шлицевыми концами с полуосевыми шестернями моста и установлены на двух конических роликовых подшипниках в расточках выдвижных деталей 14. Между наружными обоймами подшипников 10 горизонтальной полуоси 15 установлено распорное кольцо 11. От осевых перемещений подшипник с полуосью зафиксирован стопорным болтом, ввёрнутым в выдвижной корпус 14 полуоси.
Верхняя коническая пара конечной передачи моста
Верхняя часть вертикального вала 8 бортовой вращается на паре таких же конических роликовых подшипниках, установленных в расточке шкворневой поворотной трубы 20. Подшипники вертикального вала фиксируются стопорным кольцом 7.
Схема бортового редуктора ПВМ МТЗ 82
Механизм поворота редуктора
При повороте рычагами, прикреплёнными к корпусам бортовых редукторов, проворачиваются нижние части редукторов 24 вокруг шкворневых труб 20. Сам шкворень представляет собой цилиндрическую трубу на верхнюю часть которой приварен стакан 4. Верхняя часть стакана запрессована в расточку выдвижного корпуса полуоси 14 и уплотнена резиновым кольцом, соединительные фланцы деталей затянуты болтами. Шкворневая часть трубы сопрягается с гильзой 19, запрессованной в корпус 24 бортового редуктора.
Амортизатор бортовой
В шкворневой трубе расположена винтовая пружина 23, нижняя часть которой упирается на опорный подшипник, а верхняя в обойму верхнего сальника. При нагрузках пружина реагирует и шкворневая труба 20 вместе с вертикальным валом 8 и подрессоренной частью переднего моста перемещается относительно гильзы 19 и ведущей шестерни 25 нижней конической пары бортового редуктора. Колебание вниз ограничивается упором торца шкворневой трубы в корпус редуктора 24. Перемещение вверх ограничивается упором бурта стакана 4 уплотнения в стопорные кольца 16 и 5, установленные в гильзе 19.
Нижняя коническая пара и ступица
Ведущая шестерня нижней пары смонтирована в расточке корпуса и установлена в шлицевой хвостовик вала 8, вращается на двух шарикоподшипниках и фиксируется крышкой 26 снизу. Ведомая шестерня 3 установлена на шлицевой части фланца-ступицы колеса 32. Фланец вращается на роликовых конических 31 и цилиндрическом 28 подшипниках. Наружные обоймы конических подшипников запрессованы в монтажный стакан 1, установленный в крышку редуктора 2, а наружная обойма цилиндрического подшипника — в расточку корпуса редуктора 24. Между внутренними обоймами конических подшипников установлены два регулировочных кольца 30.
Управление передним ведущим мостом МТЗ 82
Передача мощности на передний мост осуществляется от раздаточной коробки, установленной с правой стороны КПП трактора, далее через два карданных вала и установленную между ними промежуточную опору. Раздатка обеспечивает отбор мощности от КПП через промежуточную шестерню и устройством своего механизма выполняет функции включения и выключения ПВМ. Промежуточная опора выполняет функции передачи крутящего момента от раздаточной коробки к главной передаче моста и предохраняет передний мост трактора от воздействия чрезмерных нагрузок срабатыванием фрикционной зубчатой муфты в своём составе.
Переключение режимов осуществляется тремя положениями рычага управления ПВМ, выведенным в кабину по правую руку водителя: « ПВМ выключен» — крайнее переднее положение рычага управления, «автоматический режим работы ПВМ» — среднее положение рычага, «ПВМ включён принудительно» — крайнее заднее положение.
Важно отметить, что полный привод МТЗ 82, по эксплуатационным правилам завода производителя, нужно включать только при движении трактора по грунтовым влажным дорогам или в процессе полевых работ. Запрещено эксплуатировать трактор с включённым ПВМ при движении по сухим дорогам с твёрдым покрытием, так как это приводит к нежелательным нагрузкам в приводе ПВМ и износу передних шин.
Эксплуатируя трактор традиционно используют автоматический режим включения ПВМ, когда механизм раздаточной коробки реагирует включением передачи мощности к переднему мосту при буксовании задних ведущих колёс трактора. Принудительный режим используют при непосредственной работе трактора в агрегате с почвообрабатывающими машинами на увлажнённых грунтах.
В заключение хочется сказать, что в отличие от балочного моста, конструкция традиционного портального ПВМ МТЗ 82 своим бесступенчатым регулированием колеи и шириной передних ведущих предусматривает все необходимые настройки для работ в составе с пропашными агрегатами при возделывании всех пропашных культур. Исправная работа переднего моста зависит от хорошей и своевременной смазки всех частей механизма, целостности уплотнителей в конструкции узла, настройки допустимых зазоров в подшипниках вращения и зацеплении зубчатых пар. А также важным фактором влияющим на работу переднего ведущего моста и рабочий ресурс его механизмов оказывает техническое состояние всех узлов привода.