Все предохранители на МТЗ-82 входят в систему электроснабжения самоходного транспорта. Коммутационные элементы предотвращают короткое замыкание в цепи. Перегоревшие перемычки заменяют на новые с аналогичным номиналом.
Коммутационные устройства находятся в щитке, закрытом литьевой (формовочной) панелью. На корпусе заправочной емкости ГНС также расположен коммутационный модуль. Выключатели установлены в зоне размещения контрольно-измерительных приборов и на внешней стороне камеры сгорания.
- Предохранители приборного щитка с литьевой панелью
- Предохранители щитка с формованной панелью
- Предохранители на корпусе маслобака
- Электромагнитные реле
- Предохранители трактора с литиевой и формованной новыми панелями
- Электропроводка трактора МТЗ 82 и ее цветная схема
- Предохранители щитка приборов с формованной панелью
- Блоки предохранителей трактора МТЗ 82(80), схемы расположения и обозначение
- Обзор
- Предохранители МТЗ 80 с панелью старого образца
- Предохранители и реле трактора Беларус МТЗ-82
- Электросхема трактора МТЗ-82
- Что собой представляет
- Стартер МТЗ-82
- Магнето М124-Б1
- Разъемы соединений трактора
- Назначение предохранителей
- Схема электрооборудования трактора МТЗ-80Л/82Л
- Семиштырьковая штепсельная розетка ПС300А-100
- Схема электрооборудования трактора МТЗ-80/82
- Цветная электросхема трактора МТЗ-82 старого образца
- Блок предохранителей МТЗ-82, 80
- Предохранители щитка приборов с литьевой панелью
- Обслуживание и замена блоков предохранителей
- Предохранители, расположенные на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС)
- Проводка на МТЗ-82 с чистого листа! (С мира по нитке!)
- Схема электрооборудования трактора МТЗ-80, -82
- БП 1
- БП 2
- Блоки реле
- Старый образец трактора
- Электрооборудования МТЗ-80, цветная схема электропроводки старого образца
- Что представляет собой электросхема МТЗ
- Стартер в электросхеме трактора
- Обслуживание электросхемы
Предохранители приборного щитка с литьевой панелью
Блок включает 3 секции плавких перемычек. В первом узле находятся преобразователи F7–F10, контролирующие работу рабочих фар (№ 7), отопителя (№ 8), стартера и датчиков скорости (№ 9).
Второй узел включает защитные элементы №№ 1–6 на 15 А и 25 А. Коммутационные устройства обеспечивают безопасность сигнального освещения (F1), задних фар (№ 2), стеклоомывателя (F4), звукового оповещения (F5), дальнего света (№ 6).
Прерыватели №№ 11–16 в третьем ряду контролируют:
Предохранители щитка с формованной панелью
Консоль МТЗ-82 включает 16 преобразователей тока. Артикул изделия: 70Л-3801010.
Защитные элементы F2–3, F5, F12, F16 (15 А) предохраняют от повреждения цепи, питающие задние рабочие фары, световой сигнал (3), звуковое оповещение (5), выключатель устройств для прогрева камеры сгорания (16).
Вставки на 25 А отвечают за работу одножиклерного стеклоомывателя (6), сигнальной лампы (7), отопителя (9).
Предохранители на корпусе маслобака
Для электрических цепей, заряжающих аккумулятор, предусмотрена перемычка F3 (60 А). Вставка F8 (30 А) контролирует работу механизмов обогрева двигателя.
Выключатель тока № 3 в первом модуле размещен на левой опорной конструкции корпуса заправочного резервуара. Коммутационное устройство F5 находится на крышке модуля. Корпус маслобака оснащен выключателем свечи накаливания (R7).
Электромагнитные реле
В комплект универсального сельскохозяйственного трактора класса 1.4 б. с. входят электромагнитные устройства для замыкания (размыкания) цепи. 9 ножевых выключателей имеют стандартный размер (40Н).
Функции коммутационных выключателей:
Предохранители трактора с литиевой и формованной новыми панелями
Расположение предохранителей на тракторах с панелями управления под каталожными номерами 80-3805010-Д1, где размещены автономные датчики, 80-3805010-Д1-01(09) с комбинированным датчиком находится под фронтальной крышкой спереди щитка приборов обращённой к лобовому стеклу кабины.
Блок состоит из трёх частей с каталожными номерами: 3722.15 — 6 вставок, 3722.10 — 4 вставки, 3722.35 – 6 вставок.
Формованной панелью комплектуют трактора всего модельного ряда последних модификаций МТЗ. Блок размещён аналогично во фронтальной передней части панели и также состоит из трёх частей с 16-тью предохранителями. Размещение вставок, их характеристики и назначение абсолютно одинаково свыше указанными панелями (80-3805010-Д1, 80-3805010-Д1-01). Две боковые части имеют по шесть предохранителей, центральная часть с четырьмя вставками.
Кроме основного блока, под крышкой панели, электросеть современных тракторов МТЗ 80.1, 82.1, 820 имеют дополнительный блок предохранителей, размещенный на баке гидросистемы. Где размещён один предохранитель в 60 А защищающий цепь заряда аккумуляторных батарей и питания бортовой сети до пуска дизеля и две плавкие вставки в 30 А защищающие цепь питания пусковых свечей накала двигателя.
Электропроводка трактора МТЗ 82 и ее цветная схема
Электропроводка трактора МТЗ 82 выполнена по однопроводной электрической схеме, в которой в качестве «массы», т. е. второго провода, выступают металлические детали трактора. Данная схема проводки обеспечивает гораздо меньшее количество проводов и в целом упрощает электрическую систему, однако на ряду с этим требует внимательного отношения к изоляции проводов, а также надежности их крепления. Повреждение изоляции проводов может привести к коротким замыканиям, вызывающих неисправности плавких предохранителей, сгоранию изоляции, а также к возгоранию трактора.
Электрическая схема трактора использует провода низкого напряжения марки ПГВА с изоляцией из полихлорвинила различной расцветки. Провода скомплектованы в жгуты, монтирующихся и соединяющихся при помощи специальных монтажно-установочных устройств ( соединительные панели, штепсельные разъемы и т. д.).
Техническое обслуживание проводки подразумевает тщательный контроль за состоянием изоляции, соединений контактов и своевременное устранение повреждений. Уделяйте особое внимание чистое и креплению проводов.
Цветная схема электропроводки трактора МТЗ 82
Предохранители щитка приборов с формованной панелью
В щитке приборов с формованной панелью (устанавливается по заказу взамен щитка с литьевой панелью) смонтированы три блока плавких предохранителей электрических цепей. Для доступа к плавким предохранителям отверните два винта 2 (рисунок 2.18.3) и откройте крышку щитка приборов 1.
1 – крышка щитка приборов; 2 – винт.
Рисунок 2.18.3 – Расположение блоков предохранителей в щитке приборов с формованной панелью
Предохранители, расположенные в щитке приборов с формованной панелью, представлены на рисунке 2.18.4.
Рисунок 2.18.4 – Размещение предохранителей в щитке приборов с формованной панелью
Таблица 2.18.2 – Назначение предохранителей щитка приборов с формованной панелью
Блоки предохранителей трактора МТЗ 82(80), схемы расположения и обозначение
За период многолетнего производства МТЗ 82(80) Беларус, в процессе модернизации и усовершенствования, трактор в зависимости от периода выпуска имеет отличия устройства электрической части и оснащенности в системе контроля и управления машиной. Касаемо блока плавких предохранителей бортовой электросети трактор имеет два варианта устройства. В данном материале подробно описаны отличия в устройстве и расположении предохранителей тракторов МТЗ 80(82) разных годов выпуска.
Обзор
https://youtube.com/watch?v=so1NScWgRMw%3Ffeature%3Doembed
Предохранители МТЗ 80 с панелью старого образца
Имеется в виду электрическая часть трактора с каталожным номером панели 70-3801010. Блок предохранителей находится на вертикальной фронтальной плоскости панели обращённой к водителю и состоит из трёх частей (ПР11-Д, ПР11-Е и ПР11-Ж), в каждой из которых установлены по четыре плавкие вставки.
Из двенадцати вставок две ПР11-230 рассчитаны на номинальный ток в 5 Ампер (для защиты указателя температуры воды и поворотов), остальные десять вставок ПР11-210 на 15 Ампер. Габаритные огни и ближний свет защищены двумя предохранителями отдельно для левой и правой стороны.
На тракторах «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» электромагнитные реле расположены в щитке приборов и на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС).
На корпусе маслобака расположено электромагнитное реле 7 (рисунок 2.18.5) свечей накаливания.
Для доступа к электромагнитным реле в щитке приборов на тракторах с литьевой панелью снимите маховичок 2 (рисунок 2.18.6) управления шторкой водяного радиатора двигателя, отвернув винт 3. Затем отверните два болта 1 и 4 и снимите боковую панель 5 щитка приборов.
1, 4 – болты; 2 – маховичок управления шторкой водяного радиатора двигателя; 3 – винт; 5 – боковая панель.
Рисунок 2.18.6 – Обеспечение доступа к электромагнитным реле, расположенным в щитке приборов с литьевой панелью
Для доступа к электромагнитным реле в щитке приборов на тракторах с формованной панелью снимите маховичок 2 (рисунок 2.18.7) управления шторкой водяно-го радиатора двигателя, отвернув винт 3. Затем отверните два болта 1, 4 и 6 и сними-те боковую панель 5 щитка приборов.
1, 4, 6 – болты; 2 – маховичок управления шторкой водяного радиатора двигателя; 3 – винт; 5 – боковая панель.
Рисунок 2.18.7 – Обеспечение доступа к электромагнитным реле, расположенным в щитке приборов с формованной панелью
Электромагнитные реле, расположенные в щитке приборов, представлены на рисунке 2.18.8.
Предохранители и реле трактора Беларус МТЗ-82
Электрические плавкие предохранители предназначены для защиты от перегрузок и короткого замыкания электрических цепей.
Предохранители щитка приборов с литьевой панелью
В щитке приборов с литьевой панелью смонтированы три блока плавких предохранителей электрических цепей. Для доступа к предохранителям, расположенным в щитке приборов трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2, необходимо отвернуть винт 2 и откинуть панель 3.
Рис.29. Доступ к предохранителям, расположенным в щитке приборов с литьевой панелью
1 – щиток приборов; 2 – винт; 3 – панель.
Рис.30. Предохранители, расположенные в щитке приборов с литьевой панелью
Назначение предохранителей щитка приборов с литьевой панелью
1 — 15А — Стоп-сигнальные огни, клемма (6) и клемма (8) розетки прицепа. 2 — 15А — Фонари знака автопоезда (при наличии), задние рабочие фары, плафон освещения кабины. 3 — 15А — Аварийная световая сигнализация. 4 — 25А — Передний и задний стеклоочистители, стеклоомыватель переднего стекла. 5 — 15А — Звуковой сигнал. 6 — 25А — Дальний свет дорожных фар, сигнальная лампа вклю- чения дальнего света фар. 7 — 25А — Передние рабочие фары, маяк сигнальный (при установке). 8 — 25А — Питание цепи управления вентилятором-отопителем или питание вентилятора отопителя 80-8101720. 9 — 25А — Питания потребителей, работающих при положении выключателя стартера и приборов в положение «включены приборы»: приборы, датчики скорости, питание на предохранитель 15 и 16. 10 — 25А — Питание электродвигателя вентилятора-отопителя (при установке вентилятора-отопителя 80-8101720 этот предохранитель не используется); 11 — 7,5А — Габаритные огни левого борта, клемма (7) розетки прицепа, освещение номерного знака. 12 — 15А — Габаритные огни правого борта, клемма (5) розетки прицепа, освещение приборов. 13 — 7,5А — Ближний свет левой дорожной фары. 14 — 7,5А — Ближний свет правой дорожной фары. 15 — 7,5А — Питание приборов, датчиков скорости, блоков контрольных ламп, аварийной звуковой сигнализации (зуммер) и реле-прерывателя стояночного тормоза. 16 — 15А — Реле указателей поворота, блок свечей накаливания, катушки реле свечей накаливания.
Предохранители щитка приборов с формованной панелью
В щитке приборов с формованной панелью (устанавливается по заказу взамен щитка с литьевой панелью) смонтированы три блока плавких предохранителей электрических цепей. Для доступа к плавким предохранителям отверните два винта 2 и откройте крышку щитка приборов 1.
Рис.31. Расположение блоков предохранителей в щитке приборов с формованной панелью
Рис.32. Размещение предохранителей в щитке приборов Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 с формованной панелью
1 — 15А — Стоп-сигнальные огни, клемма (6) и клемма (8) розетки прицепа. 2 — 15А — Фонари знака автопоезда (при наличии), задние рабочие фары, плафон освещения кабины. 3 — 15А — Аварийная световая сигнализация. 4 — 25А — Передний и задний стеклоочистители, стеклоомыватель переднего стекла. 5 — 15А — Звуковой сигнал. 6 — 25А — Дальний свет дорожных фар, сигнальная лампа включения дальнего света фар. 7 — 25А — Передние рабочие фары на крыше, маяк сигнальный, фары рабочие на поручнях (при наличии). 8 — 25А — Питание цепи управления вентилятором-отопителем или питание вентилятора отопителя 80-8101720. 9 — 25А — Питания потребителей, работающих при положении выключателя стартера и приборов в положение «включены приборы»: приборы, датчики скорости, питание на предохранитель 15 и 16. 10 — 25А — Питание вентилятора-отопителя (при установке вентилятора-отопителя 80-8101720 этот предохранитель не используется); 11 — 7,5А — Габаритные огни левого борта, клемма (7) розетки прицепа, освещение номерного знака. 12 — 15А — Габаритные огни правого борта, клемма (5) розетки прицепа, освещение приборов. 13 — 7,5А — Ближний свет левой дорожной фары. 14 — 7,5А — Ближний свет правой дорожной фары. 15 — 7,5А — Контрольно-измерительные приборы, блок контрольных ламп, датчики скорости, аварийная звуковая сигнализация (зуммер). 16 — 15А — Питание прерывателя указатель поворотов, питание системы управления свечами накаливания, катушки реле свечей накаливания.
Предохранители, расположенные на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ
Кроме предохранителей, расположенных в щитке приборов и показанных на рисунках, в бортовой сети тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 имеются еще предохранитель 3 цепи заряда аккумуляторных батарей и общего питания бортовой сети трактора до запуска (номиналом 60А) и два подвесных предохранителя 8 свечей накаливания (номиналом 30А каждый).
Предохранитель 3 расположен в блоке предохранителей 1. Блок предохранителей 1 установлен на кронштейне 2, закрепленном на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС – для тракторов с ГУР) с левой стороны.
В крышке 4 блока предохранителей имеется два запасных предохранителя 5. Для доступа к запасным предохранителям 5, извлеките крышку 6 из крышки 4 блока предохранителей.
Рис.33. Установка блока предохранителей на корпусе маслобака навесной системы и ГОРУ Беларус МТЗ-82-1, 80-1
1 – блок предохранителей; 2 – кронштейн; 3 – предохранитель номиналом 60А; 4 – крышка блока предохранителей; 5 – запасные предохранители; 6 – крышка; 7 – электромагнитное реле свечей накаливания (СН); 8 – предохранители СН.
На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 электромагнитные реле расположены в щитке приборов и на корпусе маслобака и ГОРУ. На корпусе маслобака расположено электромагнитное реле 7 свечей накаливания.
Для доступа к электромагнитным реле в щитке приборов на тракторах с литьевой панелью снимите маховичок 2 управления шторкой водяного радиатора двигателя, отвернув винт 3. Затем отверните два болта 1 и 4 и снимите боковую панель 5 щитка приборов.
Рис.34. Обеспечение доступа к электромагнитным реле, расположенным в щитке приборов с литьевой панелью
Для доступа к электромагнитным реле в щитке приборов на тракторах с формованной панелью снимите маховичок 2 управления шторкой водяного радиатора двигателя, отвернув винт 3. Затем отверните два болта 1, 4 и 6 и снимите боковую панель 5 щитка приборов.
Рис.35. Обеспечение доступа к электромагнитным реле, расположенным в щитке приборов с формованной панелью
Рис.36. Размещение электромагнитных реле в щитке приборов трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1
Назначение реле щитка приборов
1 — Реле поворотов. 2 — Реле питания потребителей после выключателя стартера и приборов. 3 — Реле блокировки отопителя либо питания отопителя. 4 — Реле блокировки пуска стартера. 5 — Реле стартера. 6 — Блок управления свечей накаливания. 7 — Реле ближнего света. 8 — Реле дальнего света. 9 — Зуммер (аварийная сигнализация).
При установке щитка приборов с формованной панелью кроме перечисленных электромагнитных реле в щитке приборов дополнительно устанавливается электромагнитное реле звукового сигнала, которое расположено слева от рулевой колонки.
Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов
Электросхема трактора МТЗ-82
Электрическая схема имеет напряжение 12 В, отрицательные выходы источников тока и потребителей выведены на металлический каркас трактора. В качестве источников тока используются свинцово-кислотный аккумулятор и генератор переменного тока, установленный на дизеле. Для привода ротора применяется ременная передача от шкива на носке коленчатого вала.
Генератор оборудован выпрямительным блоком и работает совместно с регулирующим реле, поддерживающим стабильное напряжение в бортовой сети и отключающим обмотку генератора во время простоя трактора.
На технике, собранной до начала 1976 г., использовалась установка Г304-Д1 мощностью 400 Вт. Позднее стали применяться Г306 с аналогичными параметрами и Г309, отличающиеся повышенной до 1000 Вт отдачей и увеличенным ресурсом. Генераторы оснащаются обмоткой с самовозбуждением, что позволяет эксплуатировать технику со снятой батареей. Заводская документация рекомендует включать электрооборудование последовательно, что снижает пиковую нагрузку на генератор.
Что собой представляет
На схеме приведено взаимное положение электрических компонентов и соединительных кабелей. В отдельном поле имеется расшифровка цветов изоляции, используемой для защиты электропроводки. Отдельные выноски поясняют коммутацию узлов или реле, что упрощает ремонтные работы.
В конструкции трактора используется силовой выключатель, позволяющий временно отключить аккумуляторные батареи от кузова техники. Обесточивание применяется при длительном хранении техники или во время проведения регламентных работ, связанных с электрическими цепями.
Краткий перечень узлов, имеющихся на схеме электропроводки трактора МТЗ-82:
В тракторах «Беларус-82», выпущенных после 2010 г., имеется дополнительная цепь для подключения радиоприемника и громкоговорителей. В конструкции замка зажигания введена дополнительная позиция, позволяющая включить приемник при заглушенном двигателе. На части машин устанавливается кондиционер с компрессором, снабженным электромагнитной муфтой включения. На тракторах встречается электрофакельный подогреватель двигателя, оборудованный электромагнитными клапанами и спиралью накаливания.
Стартер МТЗ-82
Для запуска силового агрегата используется электрический двигатель, оснащенный втягивающим реле. Электромагнитный узел позволяет вводить в зацепление с зубчатым венцом маховика шестерню, установленную на роторе стартера. После начала работы двигателя оператор трактора отпускает ключ в замке, реле автоматически размыкает коленчатый вал и ротор электрического мотора. Большой стартер имеет мощность 4,8 л. с., на части машин используются агрегаты с планетарным редуктором, обеспечивающие уверенный пуск дизеля при низкой температуре воздуха.
Малый стартер используется при установке 1-цилиндрового пускового двигателя ПД-10 с принудительным искровым зажиганием. На технике встречаются электродвигатели моделей СТ-352Д и СТ-365, отличающиеся мощностью (440 и 550 Вт соответственно).
Магнето М124-Б1
Для формирования искры, необходимой для работы пускового мотора, используется магнето с фиксированным углом опережения зажигания. В конструкции узла используется ротор, который установлен на подшипниках. При вращении в сердечнике трансформатора и магнитопроводе формируется низкое напряжение, наводящее магнитный поток. При достижении максимального тока происходит размыкание обмотки, что приводит к генерированию тока высокого напряжения в цепи зажигания.
Для включения магнето используется отдельная кнопка, выведенная в кабину трактора. Подача тока к свече происходит только при нажатой клавише, при отпускании кнопки пусковой двигатель глохнет. На корпусе магнето предусмотрена резервная кнопка включения. При отключении происходит замыкание первичной обмотки встроенного трансформатора на массу.
Разъемы соединений трактора
Для подключения компонентов электрической цепи используются пластиковые штекеры с зажимами. Часть электропроводки подсоединяется при помощи винтовых зажимов. В конструкции машины предусмотрена штепсельная розетка с крышкой, позволяющая подключить и синхронизировать работу светотехники на прицепах или сельскохозяйственных установках.
Назначение предохранителей
Работа предохранителя заключается в размыкании цепи плавлением контактной вставки при возникновении короткого замыкания в защищаемом участке электрической части машины. Определяющая характеристика вставки, обеспечивающая защиту электрооборудованию, есть предельная сила тока, при котором происходит плавление размыкающего контакта. Поэтому для гарантированной защиты участков цепи и электрооборудования все установленные в блоке вставки своими характеристиками должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации заводом производителем.
Значение предельной силы тока указывается на корпусе плавкой вставки.
Схема электрооборудования трактора МТЗ-80Л/82Л
Рубрика — Электрооборудование
Схема электрооборудования трактора МТЗ-80Л/82Л
Семиштырьковая штепсельная розетка ПС300А-100
Размещена на задней стенке кабины и используется для потребителей электрического тока сельхозмашины или прицепа. В розетку подключается штепсельная вилка ПС300А-150, в которую заделывается жгут проводов сельхозмашины. На изоляционные колодки вилки и розетки, а также внутри крышки розетки имеются маркировочные знаки.
Схема электрооборудования трактора МТЗ-80/82
Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки Разное.
1 — передняя фара 2 — передний указатель поворота 3 — датчик указателя температуры воды 4 — соединительные панели 5 — штепсельные разъемы щитка приборов 6 — звуковой сигнал 7 — реле-регулятор 8 — генератор 9 — выключатель блока отопления-охлаждения воздуха 10 — электродвигатель блока отопления-охлаждения воздуха 11 — выключатель плафона 12 — плафон 13 — выключатель стеклоочистителя 14 — электродвигатель со стеклоочистителем 15 — тахоспидометр 16 — контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота 17 — добавочное сопротивление 18 — контрольный элемент электрофакельного подогревателя 19 — переключатель света передних фар 20 — лампы освещения приборов 21 — выключатель электрофакельного подогревателя и стартера 22 — стеклоомыватель 23 — центральный переключатель света 24 — включатель «стоп» 25 — задняя фара 26 — задний фонарь 27 — соединительные панели 28 — выключатель задних фар 29 — штепсельные разъемы щитка приборов 30 — штепсельная розетка 31 — фонарь освещения номерного знака 32 — выключатель стеклоомывателя 33 — реле указателей поворота 34 — переключатель указателей поворота 35 — контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота 36 — кнопка звукового сигнала 37 — выключатель «массы» 38 — аккумуляторные батареи 39 — розетка переносной лампы 40 — указатель температуры воды 41 — амперметр 42 — блоки плавких предохранителей 43 — выключатель блокировки запуска двигателя 44 — стартер 45 — реле стартера 46 — реле блокировки 47 — электрофакельный подогреватель 48 — электродвигатель пускового подогревателя 49 — электромагнитный клапан пускового подогревателя 50 — свеча накаливания пускового подогревателя 51 — выключатель пускового подогревателя 52 — контрольная спираль накаливания пускового подогревателя 53 — переключатель пускового подогревателя 54 — указатель уровня топлива 55 — приемник указателя уровня топлива
Обозначение расцветки проводов:
Цветная электросхема трактора МТЗ-82 старого образца
1 – предохранитель стоп-сигнальных огней номиналом 15 А; 2 – предохранитель плафона кабины, задних рабочих фар номиналом 15 А; 3 – предохранитель аварийной световой сигнализации номиналом 15 А; 4 – предохранитель стеклоочистителей переднего и заднего стекла, стеклоомыватель переднего стекла номиналом 25 А; 5 – предохранитель звукового сигнала номиналом 15 А; 6 – предохранитель дальнего света дорожных фар номиналом 25 А; 7 – предохранитель передних рабочих фар номиналом 25 А; 8 – предохранитель вентилятора-отопителя и ЭФП номиналом 25А; 9 – предохранитель питания потребителей, работающих при положении выключателя стартера и приборов в положение «включены приборы» номиналом 25 А; 10 – предохранитель питания электродвигателя вентилятора-отопителя номиналом 25 А (при установке вентилятора-отопителя 80-8101720 этот предохранитель не используется); 11 – предохранитель левых габаритных огней номиналом 7,5 А; 12 – предохранитель правых габаритных огней и подсветки щитка приборов номиналом 15 А; 13 – предохранитель ближнего света левой дорожной фары номиналом 7,5 А; 14 – предохранитель ближнего света правой дорожной фары номиналом 7,5 А; 15 – предохранитель питания приборов, датчиков скорости и реле-прерывателя стояночного тормоза номиналом 7,5 А; 16 – предохранитель реле указателей поворота, номиналом 15 А.
Кроме предохранителей, расположенных в щитке приборов, в бортовой сети тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» имеется еще предохранитель 3 цепи заряда аккумуляторных батарей и общего питания бортовой сети трактора до запуска (номиналом 60А). Предохранитель 3 расположен в блоке предохранителей 1. Блок предохранителей 1 установлен на кронштейне 2, закрепленном на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ с левой стороны.
1 – блок предохранителей, 2 – кронштейн; 3 – предохранитель номиналом 60А.
Блок предохранителей МТЗ-82, 80
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОБГОРАНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ ТРАКТОРА, НИКОГДА НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО НОМИНАЛА ПО СИЛЕ ТОКА, ЧЕМ УКАЗАНО В НАСТОЯЩЕМ РАЗДЕЛЕ. ЕСЛИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ ЧАСТО СГОРАЕТ, УСТАНОВИТЕ ПРИЧИНУ И УСТРАНИТЕ НЕИСПРАВНОСТЬ!
Предохранители щитка приборов с литьевой панелью
В щитке приборов с литьевой панелью смонтированы три блока плавких пре-дохранителей электрических цепей. Для доступа к предохранителям, расположенным в щитке приборов 1, необходимо отвернуть винт 2 (рисунок 2.18.1) и откинуть панель 3.
Рисунок 2.18.1 – Доступ к предохранителям, расположенным в щитке приборов с литьевой панелью
Предохранители, расположенные в щитке приборов с литьевой панелью, представлены на рисунке 2.18.2.
Рисунок 2.18.2 – Предохранители, расположенные в щитке приборов с литьевой панелью
Таблица 2.18.1 – Назначение предохранителей щитка приборов с литьевой панелью
Обслуживание и замена блоков предохранителей
Предохранители МТЗ-82 и 80.1, указанные в руководстве по эксплуатации, обеспечивают безопасную работу электрических приборов при условии правильного использования.
Для устранения неисправностей заранее приобретают запасные преобразователи. Проверку перемычек выполняют с помощью мультиметра.
Реле заменяют при видимых дефектах изоляции обмотки.
Перед работой тракторист изучает схему электрического оборудования агрегата и определяет назначение выключателей тока.
Алгоритм замены плавких перемычек:
Своевременное обслуживание модулей проводят каждую смену и включают в план сезонных работ.
Предохранители, расположенные на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС)
Кроме предохранителей, расположенных в щитке приборов и показанных на рисунке 2.18.2 и на рисунке 2.18.4, в бортовой сети тракторов «БЕЛАРУС-80.1/82.1/820» имеются еще предохранитель 3 (рисунок 2.18.5) цепи заряда аккумуляторных батарей и общего питания бортовой сети трактора до запуска (номиналом 60А) и два подвесных предохранителя 8 свечей накаливания (номиналом 30А каждый). Предохранитель 3 расположен в блоке предохранителей 1. Блок предохранителей 1 установлен на кронштейне 2, закрепленном на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС – для тракторов с ГУР) с левой стороны.
Рисунок 2.18.5 – Установка блока предохранителей на корпусе маслобака ГНС и ГОРУ (ГНС)
Проводка на МТЗ-82 с чистого листа! (С мира по нитке!)
Уважаемые механизаторы! Начал лепить с нуля проводку, сначала подкапотную, далее в кабину совсем мой мозг закипает. Как- бы всё просто, но не как не разберусь и схемы моего чуда не нашёл! Вот несколько фото, как чего делаю. Был просто кошмар,когда то коротнуло, жгут замкнул всё к чертям отрезали! По заводскому увы не смогу восстановить. АКБ Ставить не планирую, у меня он с пускачём, в родном обрезке подкапотного жгута было около 18 проводов. Куда они все шли не знаю! Сейчас в моём собранном жгуте 13 впаянных в родной разъём проводов под капот уходят 1-резерв. Вот с генератором так и не разобрался! Покупая мне сказали что он с Т-40 шкив был двухручьевой, Заменил на свой подогнал соосность Подскажите куда мне соединить в щитке эти два провода, розовый и голубой на генераторе? Большой + как бы к амперметру. Нет не каких обозначений! Ещё, как то правильно надо развести питание с генератора, так же всё с нуля
делать. Кошмар, я не электрик, но и не далёкий совсем в этом. Подскажите, кто как делал проводку на 82-ом? Реле какие, куда и как ставить? В щите всё будет собираться с нуля, предохранители камазовские теплушки, выключатели и прочее! Возможно запустить реле поворотов с москвича, имеется?Очень буду признателен за помощь!
Для начала найди схему Белоруса или начерти свою. тогда точно будешь знать сколько каких проводов и куда тянуть. А вообще, схема Белоруса убогая! В возьми за основу схему любой иномарки,и на ее основе начерти свою. Все цепи должны быть разделены и защищены соответствующими предохранителями. Реле используй импортные. Лучше за основу взять блок предохранителей с иномарки и на его основе собрать схему- будет надежно! Тем более что основные реле в нем уже есть. да и сами предохранители не чета нашим..провода используй разноцветные хорошего качества- с той же иномарки или наши. для военной техники. Соединения пропаивай. Жгуты засунь в гофры. Будет работать вечно. Генератор лучше тоже с иномарки. Наши корчи. особенно регулятор.
Не так всё просто! Проводку я пропаиваю, жгут под капот собрал провода цветные,жгут дополнительно уложил в шланг (роль гофры) отлично выполняет.
Пытаюсь оставаться в человеческом обличии; несмотря на времена правления животных!
Хорошо! Значит ты на верном пути! В моем Беларусе тоже замкнула проводка когда он еще работал в совхозе. Местные умельцы обрезали все провода,но место замыкания не нашли. Замыкал на массу провод возле левого рычага распределителя. вернее его протерло рычагом! А сверху там щиток. не видно.
BERKUT280 Вот те схемы, делал по ним. Но все равно без самопала необошлось. От москвича конечно покатит, у меня Трактор+прицеп на аварийке гуд мигает.
Схема электрооборудования трактора МТЗ-80, -82
Перед эксплуатацией транспортного средства знакомятся с графическим изображением электрического оборудования. Схема несложная, включает потребителей с номинальным напряжением 12 В.
Графическое изображение цветное, содержит описание проводки, расположение преобразователей, распределительных модулей, источников питания.
БП 1
Панель управления 70-3801010 устаревшей модели Беларусь МТЗ 82.1 включает модуль, состоящий из 3 частей: ПР 11-Д, ПР11-Е, ПР11-Ж.
12 коммутационных устройств номиналом 5 А расположены в третьем нижнем ряду. ПР11 (210) вмещает 10 преобразователей (15 А). Слева находятся перемычки (F11), защищающие габаритные огни. Аналогичное коммутационное устройство (F12) контролирует парковочные сигналы справа.
Чертеж БП1 черно-белый, плавкие перемычки пронумерованы. Вес модуля – 20 г.
БП 2
Схема отображает местоположение вставок на формованной панели МТЗ821.
БП2 содержит перемычки, предусмотренные на срабатывание 15 А и 25 А. В верхней части модуля находятся 4 вставки: F7–F10.
Левая и правая боковые части включают по 6 защитных элементов: F1–F6 и F11–F16. Вставки имеют контактные выводы с покрытием 0,6, закреплены на изоляционной панели. Вес модуля – 20 г.
Блоки реле
Распиновка реле в щитке с формовочной панелью:
Старый образец трактора
В сельхозмашине старого образца отсутствовали:
Кабина имела небольшие размеры и простую конструкцию. Чтобы переделать сельскохозяйственный агрегат, реконструировали рабочее место тракториста, установили 2 программы переключения передач.
Обновленный агрегат теперь оснащен электрооборудованием, осуществляющим запуск и работу двигателя. Тракторист имеет доступ к БП1 и БП2.
Электрооборудования МТЗ-80, цветная схема электропроводки старого образца
Владельцы тракторов задаются вопросом, что представляет собой электросхема МТЗ-82. Минский тракторный завод выпускает сельхозтехнику, которая известна далеко за пределами Беларуси. Распространение в сельском хозяйстве и на стройке получило применение агрегатов Беларус МТЗ-1221, МТЗ-80 и 82.
Что представляет собой электросхема МТЗ
Рассмотрим, из чего состоит схема электрооборудования минского трактора. Одним из преимуществ минской техники является использование качественной электропроводки, основанной на том, что металлические детали призваны выполнять роль массы. К преимуществам такой электрической проводки МТЗ-1221, стоит отнести:
Но нужно учитывать, что проводка требует постоянного ухода и контроля.
Это поможет контролировать исправность проводов, их изоляцию, надежность креплений. Если повреждения в электросхеме трактора МТЗ- не будут вовремя обнаружены, то может произойти возгорание, повреждение изоляции, выход из работы электрических цепей и т. д.
Рассмотрим электрооборудование тракторов «Беларус» и описание его работы.Электрическая схема МТЗ-1221, обладает следующими характеристиками:
Таким образом, проводка МТЗ-80, 82 и 1221 является функциональной и предназначена для того, чтобы выдерживать нагрузки во время работы трактора.
Стартер в электросхеме трактора
Обязательным элементом электрооборудования минских тракторов является стартер, включение которого осуществляет цветная схема. Стартер состоит из следующих элементов:
Мощность двигателя составляет 4,8 л.с. Электросхема МТЗ-82 обеспечивает работу двигателя постоянного тока стартера, который выполнен из катушек последовательного возбуждения. Все катушки имеют 4 полюса.
Чтобы включить стартер, разработчики установили специальный выключатель. Он расположен на пульте управления в кабине оператора. Запуск двигателя происходит благодаря тому, что идет питание от аккумулятора. Крутящий момент от вала постепенно передается на коленчатый вал, что связано с работой шестерни привода с маховиком.
Обслуживание электросхемы
Техническое обслуживание схемы трактора можно проводить своими руками или же с помощью электрика. Главное, чтобы это происходило регулярно, проверялись все клеммы и крепления. При необходимости надо провести очистку нужных деталей от грязи и пыли.
Стартер требует чистки каждые 3000 часов использования. Для этого нужно выполнить следующие действия:
Потом стартер надо снова собрать и проверить изоляцию на проводах, соединения на штепселях, целостность проводов.