Определяем основные характеристики тележки
У многих жителей села в распоряжении имеется мотоблок. Это отличный помощник при выполнении разнообразных полевых и огородных дел. Он позволяет значительно сократить время и силы, потраченные на работу на земле, дать возможность обработать большее пространство.
Но, тележка для мотоблока дополнительно расширяет его функции. Теперь каждый хозяин сможет перевозить овощи, грунт, яблоки, или мешки с другим урожаем на собственном агрегате. К тому же, ее легко сделать собственными руками, если у вас есть минимальный набор необходимых инструментов.
У самодельных тележек есть ряд преимуществ перед продажными экземплярами, к которым относят:
- Не всегда в продаже есть именно такой прицеп, который подойдет вам и по размеру, и по характеристикам. А вот делая его собственными руками вы можете учитывать и желаемый размер, и высоту, и функциональность.
- Качество большинства продукции оставляет желать лучшего. А вот сделав прицеп собственными руками, вы будете уверены, что он прослужит долго.
- Цена самодельного аппарата значительно ниже, чем у покупного образца.
- Пользоваться тех, что сделано своими руками значительно приятнее.
Перед тем, как конструировать собственную тележку, обязательно подумайте, какие цели вы перед ней ставите, для чего будете использовать. Исходя из этих фактов станет понятно, какие именно части тележки нужно будет уделить максимальное внимание.
Перед тем, как приступать к работе нужно составить проект, которого вы будет придерживаться при конструировании. Если вам трудно сделать это самостоятельно, или вы не уверены в собственных силах, имеет смысл обратиться за помощью к толковому механику.
На схемах стараются как можно точнее отобразить тележку в разных позициях и ракурсах. На этом этапе планируются все параметры устройства, особенно четко прорисовуются стыки и швы. Суть этого этапа не только нарисовать примерную схему работы, но и продумать все мелочи и важные нюансы, которые возникнут во время работы.
Продумать нужно:
- Как будут соединяться между собой неразборные узлы и детали. Это может быть обычная сварка, клепка или свинчивание между собой.
- Как будут соединяться движущие узлы, с помощью шарниров, осей или подшипников.
- Какими будут узлы, и как они будут работать
- Каким будет сиденье: простое или поворотное
- Если вы планируете сделать кузов самосбрасывающим, то нужны будут дополнительные детали, такие как механический опрокидыватель кузова.
- Ножки, которые будут играть роль упора
- Различные дополнительные узлы, которые зависят от того, каким именно вы видите окончательные результат.
Как только все будет готово, можно приступать к сбору конструкции, используя:
- Держатель (кронштейн) для навесный частей тележки
- Консоль
- Водило
- Подножка, которую лучше всего сделать из доски
- Водительское сиденье, из такой же доски как подножка
- Рама
- Кузов из деревянной доски s20
- Три опорных балки, изготовленные из бруса 50х50
- Болт М8
- Упорное кольцо, сделанное из металлической трубы
- Колесо от мотоцикла или старого «Москвича»
Если использовать такой четкий чертеж, то у вас получится отличная тележка для мотоблока.
Как своими руками сделать тележку для мотоблока, практические рекомендации
После того, как вы рассчитали размеры (для мотоблоков мощностью до 5 л/с оптимальные габариты кузова 1м * 1,5м), приступаем к нарезке профтрубы для рамы.
Собирать конструкцию следует на ровной поверхности с применением дуговой электросварки. Для размеров профиля 40-50мм, усиливающие косынки по углам не нужны. Конструкция обладает достаточной жесткостью. Главное – добиться качественного равномерного шва по всему периметру стыков.
Разумеется, швы шлифуются при помощи болгарки.
Затем свариваем обрамление бортов кузова. Для этого достаточно профиля 20-30мм. Очень важно соблюсти соответствие размеров рамы и боковых частей, иначе собрать кузов будет затруднительно.
Обшивка в данной конструкции из листового железа 1,5мм. Соединения винтовые, с резьбой в профтрубе.
Перед сборкой металл необходимо зачистить от коррозии и обработать преобразователем ржавчины с грунтующими свойствами.
Борта кузова гладкие изнутри, для удобства перевозки сыпучих грузов. Примеряем конструкцию на раме.
Перед окончательной сборкой тщательно окрашиваем элемента рамы. Можно использовать обычную масляную краску по металлу. На грунтованной поверхности адгезия будет достаточной. Если позволяют средства – используйте специальные красящие составы с полимерным наполнителем.
Такая поверхность более устойчива к истиранию. Или по окончании сезона поверхность кузова необходимо подкрашивать.
- Устанавливаем настил кузова, предварительно его окрасив.
- После закручивания крепежа – проходим краской по головкам болтов и местам, где покрытие повредилось при монтаже.
Популярное: Российские мотоблоки — правильный выбор
Из самой толстой профтрубы изготавливаем сцепное устройство (дышло).
Конструкция предусматривает кузов – самосвал. Поэтому строго посередине устанавливаем оси для откидного механизма. Здесь важно соблюсти точную ориентировку и соосность, иначе при подъеме кузова механизм будет клинить.
Втулки оси крепятся через усиливающую пластину, толщиной 5 мм. Такие же усилители навариваются на сцепное устройство, выполняющее роль основной рамы.
После окончательной сварки проверяем свободный ход механизма. Конструкция самосвала неразборная, поэтому важно правильно установить оси с первого раза, чтобы не пришлось переваривать.
Колеса вместе со ступицами взяты от старой сельхозтехники. Переходные втулки выточены своими руками на токарном станке. На ступицах заменены подшипники – просто подбирались по диаметрам.
- Готовая конструкция приварена к трубе, выполняющей роль оси.
Системы подвески в классическом понимании нет. Ось на раму установлена жестко. В качестве амортизаторов выступают высоко-профильные шины.
Откидной задний борт установлен на мощных петлях для железных ворот. Створка откидывается вниз, на верхней части установлены защелки – фиксаторы борта.
Подъемного механизма не предусмотрено. Балансировка рассчитана таким образом, что пустой кузов откидывается назад под своим весом. Для фиксации на раму и переднюю часть кузова наварены втулки. В качестве замка используется стальной палец, фиксируемый шплинтом.
К изготовлению рулевого шарнирного соединения следует подойти с особой ответственностью.
Конструкция выточена из стального круга диаметром 50 мм. Использованы шпильки из закаленной стали. Подшипниковое соединение тут ни к чему, интенсивность движения шарнира низкая. Достаточно регулярной смазки.
Устанавливаем конструкцию на сцепное устройство мотоблока. Вертикальный шарнир (рулевой) установлен на штатном прицепном пальце. Втулка горизонтального шарнира выполнена съемной, и прикручивается к дышлу болтами.
Мы рассмотрели способ как сделать телегу к мотоблоку и прицеп для трактора в одном изделии. Поэтому вместо рулевого сочленения можно устанавливать стандартное шаровое сцепное устройство. И телега используется как прицеп.
Грузоподъемность в качестве прицепа рассчитана 400-500 кг. При работе с мотоблоком, без учета веса водителя можно перевозить до 300 кг. Сидение оборудовано в передней части кузова, из уголка и широкой доски. Хотя тут возможности для творчества ограничены лишь вашей фантазией.
Тележка для мотоблока своими руками – вполне реальный проект. При наличии элементарных слесарных навыков и качественных материалов, результат получается не хуже фабричного. А стоимость – в разы меньше.
Смотрите видео, как сделать тележку своими руками из того, что можно найти на свалке металлолома.
Остались вопросы, пишите. Обязательно ответим.
Как сделать прицеп к мотоблоку своими руками?
Получив еще одну колесную ось, кузов и сиденье мотоблок превращается в универсального помощника, которым можно успешно пользоваться круглый год.
Мотоблок с прицепом успешно заменит не только мини-трактор, но и грузовик. А если у прицепа есть самосвальное устройство, то вам не придется махать лопатой, разгружая песок или щебень, чернозем или навоз.
Заводской прицеп для мотоблока может иметь грузоподъемность от 300 кг до одной тонны и разные размеры кузова. Здесь все зависит от технических характеристик мотоблока, поэтому производители прицепов приспосабливают свою продукцию под легкие, средние и тяжелые ручные трактора (мотоблоки).
Сегодня выбор мотоблоков весьма широк, поэтому разновидностей грузовых адаптеров для них предлагается немало. Размерный ряд кузовов таких прицепов представлен следующими вариантами.
Для легких мотоблоков обычно используют прицепы с кузовом шириной 1 и длиной 0,85-1,15 метра. Грузоподъемность таких адаптеров не превышает 300 кг. Стоимость легких тележек находится в районе 12 — 15 тыс. рублей.
У тележек, рассчитанных на работу с мотоблоками средней мощности (4,8-8 л.с.), размер кузова составляет 1,0х1,5 м или 1,1х1,4 м при грузоподъемности от 300 до 500 кг. Стоимость грузовых адаптеров данного класса зависит от комплектации и компании-производителя и может составлять от 19 до 40 тыс. руб.
Для тяжелых машин мощностью более 10 л.с. используют одноосные или двухосные прицепные тележки с кузовом шириной 1,2 и длиной от 2 до 3 м. Они способны перевозить грузы весом от 500 кг до 1 тонны. Цена таких адаптеров находится в диапазоне от 42 до 60 тыс. руб.
Высота бортов у стандартных мотоблочных прицепов составляет от 30 до 35 сантиметров. Для большегрузных тележек используют каркасные бортовые ограждения высотой 50-60 см.
Прицепы грузоподъемностью более 350 килограмм оборудуются механическим тормозом. Этого требуют правила техники безопасности. При движении вниз по крутому уклону погасить инерцию груженого прицепа одним тормозом мотоблока вам не удастся. Поэтому, подбирая прицеп для тяжелого ручного трактора, обязательно обратите внимание на наличие данной опции.
Стандартный самосвальный прицеп для легких и средних мотоблоков не имеет подъемного гидравлического цилиндра. Кузов в нем устанавливают таким образом, что центр тяжести груза находится на поворотной оси. Подобная центральная балансировка заметно облегчает процесс ручного опрокидывания.
Для повышения удобства погрузки и разгрузки некоторые модели прицепов, кроме заднего, имеют также два боковых открывающихся съемных борта.
Кузова прицепов чаще всего изготавливают из окрашенного оцинкованного листа, окрашенного черного стального листа или из ударопрочного пластика. Первый вариант является наиболее качественным и долговечным, хотя и самым дорогим.
Крепление прицепа к мотоблоку
Дышло прицепа, как и раму, изготавливают из труб 60×60 или 60×30 мм. Это двулучевая конструкция с соединением в сцепном устройстве. Сцепное устройство устанавливается в месте схождения балок дышла. Задние концы труб привариваются с нахлестом и усилением к лонжеронам прицепа.
Сочленение прицепа со сцепкой мотоблока должно обеспечивать легкость поворота движителя при передвижении и одновременно надежность соединения с прицепом.
В простом варианте в роли сцепки к штатному прицепному устройству может быть использована серьга из металлического прута или арматуры диаметром не менее 20 мм. Как вариант, используется стандартное сцепное устройство для автомобильных прицепов и фаркопом.
Для надежного сочленения и удобства управления мотоблоком в месте соединения балок дышла вваривается труба диаметром 40 мм, длиной 100 мм. Внутри трубы на двух подшипниках устанавливается ось прицепного устройства. Со стороны прицепа труба глушится шайбой для фиксации оси прицепного устройства, диаметр отверстия шайбы соответствует диаметру оси прицепного устройства.
Ось прицепного устройства прицепа с одной стороны имеет резьбу для фиксации гайкой со шпилькой, а с другой приваренную сцепку для присоединения к мотоблоку.
Сцепка на конце оси, обращенной к мотоблоку, выполняется из квадратной трубы 60×60 мм длиной 80 мм.
Сквозное отверстие в трубе, просверленное через две противоположные стороны, должно соответствовать диаметру фиксирующего пальца сцепки мотоблока и надежно входить внутрь прицепного устройства.
Внутри квадратная труба усиливается дополнительными пластинами металла. Края трубы закругляются так, чтобы не создавать дополнительных трудностей при повороте.
Со стороны прицепа ось прицепного устройства фиксируется с помощью гайки и фиксирующей шпильки.
В итоге при соединении прицепного устройства прицепа в проушину сцепки мотоблока и фиксации сцепки пальцем мотоблок и прицеп должны надежно соединяться, при движении обеспечивать устойчивость и легкость управления.
Тележка для мотоблока своими руками – инструкция
После того, как вы разобрались в чертеже, и нашли все детали, можно приступать к основной части: сборке тележки. Она состоит из четырех основных составляющих, которые соединяются между собой с помощью сварки. Это кузов, водило, рама и колеса.
- Кузов – это деревянная конструкция, которая собрана из досок шириной 20 мм, к углам которой прикреплены железные уголки для связки. Кузов крепится к раме с помощью опорных балок, которые являются ничем другим как деревянными брусьями. Для того, чтоб иметь возможность разгрузить кузов быстрее, рекомендуется сделать задние борта тележки открывающимися, а еще лучше установить механизм опрокидывания прицепа.
- Сцепка делается из любого прочного металла, в котором проделывается отверстие, в которое сцепка легко проходит. Далее ее нужно закрепить с помощью болтов. Сверху обязательно должен быть вращающий механизм из части трубы, штока, на который насаживается тройник. Сам шток необходимо смазать маслом или солидолом.
Если хочется уменьшить уровень вибрации, устанавливаются рессоры.
- Для поворотного узла лучше всего использовать подшипник, подходящего размера. Для того, чтоб он был максимально функциональным нужно хорошенько закрепить его с помощью сварочного аппарата.
- Дно тележки. Здесь есть несколько вариантов: его можно сделать либо из досок, выпиленных до нужного размера. Но, значительно проще сделать его из листа металла. Так прицеп будет прочнее, и прослужит значительно больше. К тому монтировать и закрепить лист железа значительно быстрее, чем искать и пились доски, подгонять их по размеру, потом зачищать и шкурить.
- Колеса вместе с осью нужно взять от техники, которой вы больше не пользуетесь. Это может быть старая машина, мотоцикл, или даже трактор. Перед установкой нужно немного уменьшить разлет колес, чтоб они соответствовали размету тележки. Но, если у вас не нашлось такой конструкции, ее можно приобрести в любом автомобильном магазине.
- Монтаж колес. Перед тем, как крепить колеса, нужно монтировать ступицы. Основной метод, который используется при изготовлении подобных устройств – напрессовка. Для этого нужно расточить заднюю часть ступицы, и насадить ее на ось. Постарайтесь сделать это максимально ровно, чтоб не было перекоса. Далее на штифты устанавливается само колеса, на котором хорошенько затягиваются все гайки. Последним присоеденяется колпак.
Но, если вы взяли обычные колеса, которые вращаются не с помощью подшипника, а с помощью обычной втулки, то процедуру их установки нужно произвести немного иначе.
Сначала в поперечину рамы вставляется уголок или приваривается кусок трубы. Затем снизу в трубе просверливается отверстие, в котором закрепляется втулка или ось для колеса.
Процесс изготовления тележки
Для того, чтоб собрать прицеп следует придерживаться такой последовательности:
- К основной трубе нужно с помощью сварки прикрепить дополнительную трубу, которая будет выполнять роль оси для тележки. Можно для этого так же использовать узел колесной базы любого старого транспортного средства.
- С противоположной стороны трубы закрепляется сцепка для мотоблока. Еще раз проверьте, чтоб она была прочно приварена, иначе вы рискуете потерять прицеп по дороге.
- На обоих концах оси крепятся ступицы. Лучше всего для этого использовать сварочный аппарат.
- На ступицы насаживаются колеса, которые фиксируются с помощью болтов или гаек, которые нужно очень плотно зажать.
- В начале основной трубы прикрепляется упор для стоянки прицепа, когда он будет отстегнут от самого мотоблока.
- На завершающем этапе присоединяется сам кузов и крылья.
После проделывания всех этих манипуляций прицеп практически готов к использованию. Остается только присоединить сиденье и подножки для водителя, и прикрепить в специальной рамке на дышле подножку, на которую можно будет ставить ноги и опираться во время езды.
Управлять тележкой водитель будет именно с этого сидения, используя для этого рычаги и руль. Для того, чтоб проводить время при езде на мотоблоке было приятнее и легче, рекомендуем подумать над водительским сиденьем. Его можно сделать со спинкой, и к основной части прицепить старую подушку. Таким образом сидеть будет значительно удобней и комфортней.
Как вы видите, сделать тележку для мотоблока собственными руками совсем не сложно, а затраты на ее изготовление будут иметь значительно меньший размер, чем траты при покупке. Приятно так же то, что вам практически ничего не нужно покупать, все необходимые составляющие можно найти во дворе или в гараже.
А вот польза, которую несет прицеп, тяжело переоценить. Теперь вы сможете спокойно перевозить собранный урожай, грунт, удобрения, и даже стройматериалы, не используя для этого машину, и не пачкая ее.
Ходовая часть
Чтобы изготовить ходовую часть прицепа, понадобятся следующие запчасти:
- Накладки 25×4;
- Фланцы размера S4 ;
- Опоры для труб 58×4;
- Уголки с размерами 25×25×4 для ножной подставки;
- Трубу для дышла;
Ходовая часть прицепа для мотоблока выполнена из небольшого количества деталей, которые связаны между собой по конкретной схеме. Максимальная нагрузка направлена на дышло и поворотник. Исходя из этой особенности их укрепляют с помощью ребер жесткости. Для соединения водила используют шарниры. Что касается конструктивной модели «труба в трубе», то она способна формировать подобие длинного шарнира, позволяя колесам прицепа менять своё направление в независимости от направления колесной базы мотоблока. В таком случае вероятность деформации будет исключена, а сам кузов сможет проезжать через ямы или кочки без малейших остановок или проблем.
Чтобы прикрепить водило к центральной трубе необходимо использовать болты, контргайки и шпильки. В центральной трубе вытачивают вытянутое отверстие, что позволит фиксирующему болту вращаться вдоль оси сцепа без продольного смещения.
Колесную базу конструируют из деталей любых отечественных автомашин, подбирая колеса, рессоры и навески. Части и элементы приваривают к балке, а окончания присоединяют к лонжерону.
Для изготовления дышла берется труба в размере 60×30 миллиметров, которую соединяют с передними частями лонжеронов. В свою очередь, края лучей состыковывают и приваривают к тяговой части механической сцепкой, в результате чего получается аналог заводского двухлучевого дышла.
Чтобы изготовить простую, лёгкую, и при этом устойчивою и надёжную раму, необходимо применить качественную трубу с прямоугольным сечением 60×30 миллиметров. Именно она будет использоваться в качестве несущей конструкции.
Для траверсы используют стальные квадраты в размере 25×25 миллиметров. Чтобы укрепить общую конструкцию, все детали тщательно свариваются между собой и фиксируются с помощью нескольких поперечников. Вам нужно оставить выступы над лонжеронами, приварив пару труб по обе стороны.
К стойкам прикрепляют верхние обвязки из труб с сечением 25 миллиметров.
При выборе материала несущей конструкции необходимо учитывать характеристики, которые обеспечивают максимальные показатели прочности и жесткости, препятствуют деформациям при максимальных нагрузках, и сохраняют прежнее положение независимо от окружающих воздействий.
Если необходимо изготовить прицеп для мотоблока со средней мощностью, используйте такие элементы:
Более модернизированная версия улучшит показатели прочности, позволив прицепу справляться с тяжелыми, объёмными грузами и материалами.
Усиленная конструкция позволит эксплуатировать мотоблок с тележкой в условиях трудной проходимости и бездорожья. Для соединения всех важных узлов и деталей применяется сварочный аппарат.
Применение саморезов здесь нецелесообразно, т. к. они не способны придать конструкции надлежащую прочность и большой срок службы.