Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80 Мотоблоки

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Рис. 1. Боковой ВОМ (вал отбора мощности).

1) – Тяга;

2) – Рычаг;

3) – Пластина фиксатора;

4) – Передвижная шестерня;

5) – Шариковый подшипник;

6) – Поводок;

7) – Вал отбора мощности;

8) – Корпус бокового ВОМ;

9) – Шариковый подшипник;

10) – Колпак.

Привод реализуется через подвижную шестерню (4). Она перемещается поводком (6) по шлицам вала (7) отбора мощности. ВОМ вращается на двух подшипниках (5) и (9).

Включение и выключение бокового ВОМ производится при выключенной муфте сцепления посредством тяги (1), которая расположена над роликом (с левой стороны сиденья).

Боковой вал отбора мощности не нуждается в специальном техническом обслуживании. Требуется только контроль за отсутствием течи через уплотнения, а также периодическая подтяжка резьбовых соединений. Смазка деталей бокового ВОМ осуществляется маслом, которое находится в корпусе коробки передач.

Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82  используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами отбора мощности. Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Работа косилки от заднего ВОМ МТЗ 82

Содержание
  1. Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
  2. Планетарный редуктор ВОМ.
  3. Режимы работы ВОМ и переключение скорости вращения
  4. Независимый режим
  5. Синхронный режим
  6. Скорость вращения независимого режима
  7. Боковой ВОМ
  8. Неисправности ВОМ
  9. Регулировка.
  10. Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
  11. Практические советы по использованию.
  12. Принцип действия ВОМ двух вариантов
  13. Возможные неполадки
  14. Подготовительная (внешняя) регулировка
  15. Основная регулировка (при ремонте вала)
  16. Дополнительные установки
  17. Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения
  18. Внешняя регулировка
  19. Регулировка при ремонте вала
  20. Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82
  21. Рекомендации
  22. Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
  23. Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
  24. Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
  25. Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
  26. Задний ВОМ
  27. Состав ВОМ
  28. Эксплуатация
  29. Неисправности и регулировки ВОМ
  30. Внешние регулировки
  31. Демонтаж ВОМ
  32. Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ
  33. ВОМ трактора МТЗ-82 и МТЗ-80
  34. Необходимый для привода навески в движение механизм
  35. Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.

Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.

Планетарный редуктор ВОМ.

В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 28 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

устройство планетарного редуктора включения заднего ВОМ

Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 35 и 34 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.

Режимы работы ВОМ и переключение скорости вращения

Кулачковая муфта 39 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.

Независимый режим

В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.

Синхронный режим

В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.

Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.

Скорость вращения независимого режима

Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ, устанавливается для  привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Редуктор бокового ВОМ МТЗ 82 (80)

Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.

Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.

Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.

Неисправности ВОМ

1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали. 2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.

3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.

Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:

Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ

4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.

Регулировка.

Регулировка фрикционных лент редуктора  ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:

Привод управления ВОМ МТЗ 82(80)

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

В состав комплекта входит:

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Практические советы по использованию.

Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть  внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:

При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.

Для более удобного привода механизмов сельскохозяйственных машин, располагающихся спереди и с боков, на тракторе предусмотрен боковой вал отбора мощности (рис. 1), который устанавливается слева, в средней части трактора, и приводится от коробки передач.

Рис. 1. Боковой вал отбора мощности:

1 — тяга; 2, 1 рычаг; 3 — пластина фиксатора; 4 — передвижная шестерня; 5 и 9 — шариковые подшипники; 6 — поводок; 7 — вал отбора мощности; 3 — корпус бокового ВОМ; 10 — колпак.

Включают и выключают боковой ВОМ при выключенной муфте сцепления с помощью тяги, расположенной над поликом (с левой стороны сиденья).

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Для чего необходим вал отбора мощности? Как его отрегулировать и какие неполадки встречаются чаще всего?

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Для качественной работы любого навесного оборудования на белорусских тракторах марки МТЗ – 80, 82 одного наличия этих “навесов” мало, а точнее, просто недостаточно. Чтобы привести навесное оборудование в действие и заставить его двигаться (работать), выполняя своё функциональное предназначение, на тракторную технику устанавливается вал отбора мощности (ВОМ), занимающий в основном заднее (гораздо реже, боковое) расположение.

Будучи изделием комбинированным, вал отбора мощности может быть как зависимым – синхронным с движением самого трактора, так и независимым – повторяющим количество вращений дизельного двигателя. Последний, что не сложно предположить, тесно связан при помощи маховика с дизельным агрегатом и приводится в действие даже на холостом ходу трактора Беларусь.

Принцип действия ВОМ двух вариантов

Привод независимого вала отбора мощности двухскоростной, всего с двумя частотами вращения (на 540 оборотов в минуту и на 1000), при стандартной частоте вращения самого дизельного двигателя от 2100 оборотов в минуту.

Про мотоблоки:  Мотоблоки Нева в Щелково купить недорого в интернет магазине с доставкой | Compumir

Синхронный (зависимый) привод подключается непосредственно к ведущей шестерёнке на второй ступени редуктора КПП трактора МТЗ, что заставляет вал отбора мощности вращаться со скоростью 3,5 оборота на 1 метр пути, обусловленного движением трактора.

Подробное схематичное устройство заднего ВОМ на трактор МТЗ – 80, 82

Возможные неполадки

Как и любая электромеханическая техника вал отбора мощности периодически ломается или выходит из строя по причине истечения срока эксплуатации.  Основными типами поломок бывают:

В этих случаях необходимо проводить подготовительную (внешнюю) регулировку, регулировку всего управления (при ремонте ВОМ), либо регулировку муфты педали сцепления, а также менять некоторые детали на новые.

Подготовительная (внешняя) регулировка

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Порядок подготовительной регулировки прост, но имеет свой лимит запаса, после чего порядок действий несколько меняется.

Внимание: Если лимит запаса регулировки превышен, то ось не остановится в необходимой точке. Тогда её вращение необходимо производить против часовой стрелки и лишь после совмещения зазоров выполнять дальнейшие (нижние) пункты регулировки.

При точном выполнении подготовительной регулировки рукоять будет стоять на Вкл/Выкл не более, чем на 30 мм от пазов пульта управления. К тому же, появится щелчок при переходе с нейтрального положения.

Основная регулировка (при ремонте вала)

При полном или частичном выходе вала из строя, в связи с истечением эксплуатационного срока, требуется после ремонтная регулировка. Осуществляется это действие в следующем порядке:

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Дополнительные установки

На заказ иногда выполняют установку дополнительного оборудования, например, монтаж ходоуменьшителя на трактор, что способствует более качественной работе вала. Установка производится следующим образом:

Для обеспечения работоспособности используемого на тракторах МТЗ навесного оборудования необходимо наличие вала отбора мощности. Именно это приспособление позволяет «навесам» выполнять свои непосредственные функциональные обязанности, существенно расширяя возможности тракторной техники. О том, что являет из себя ВОМ МТЗ-80, его конструктивных особенностях, неполадках и вариантах регулировки мы и побеседуем сегодня.

Вал отбора мощности – конструкция и варианты выполнения

Основу данного механизма составляют следующие компоненты:

Исходя из расположения ВОМа, различают его заднюю или боковую вариацию, при этом заднее выполнение имеет гораздо большую распространённость. Валы, отвечающие за отбор мощности в тракторах МТЗ, могут быть оснащены как независимым, так и синхронным (зависимым) приводом.

В первом случае агрегат связан непосредственно с двигательным маховиком, что позволяет скорости вращения ВОМа не зависеть от скорости движения трактора и работы сцепления. Подобный привод имеет две скорости вращения – 540 и 1000 об/мин, а скорость вращения дизеля при этом составляет 2100 об/мин.

Во втором случае ВОМ МТЗ-80 подключается непосредственно к шестерне ведущего типа, которая установлена на одной из ступеней редуктора коробки передач. Это обеспечивает взаимосвязь скорости вращения ВОМа со скоростью перемещения трактора в пропорции 3,5 об/1 метр пройденного пути.

Среди основных поломок, которым данный агрегат подвержен более всего, стоит выделить следующие:

При наличии одной или нескольких из вышеперечисленных неисправностей, необходимо провести регулирование агрегата, а при невозможности выполнения или же его неэффективности, выполнить ремонт устройства и заменить неисправные детали на новые.

Внешняя регулировка

Данная операция достаточно проста и проводится в таком порядке:

При правильно проведенной операции, расстояние рукоятки в положения «Вкл» или «Выкл» до края кромки не будет превышать 30 мм, а сама рукоятка будет чётко миновать нейтральную позицию.

Регулировка при ремонте вала

Проводится послеремонтная регулировка следующим образом:

Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82

Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.

Довольно часто (практически всегда) после замены своими лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Управление задним валом отбора мощности.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Планетарный редуктор ВОМа.

Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.

Теперь можно смело приступать:

1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);

2. Отсоединяем тягу(4);

3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);

Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.

4. Снимаем лючную руку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);

5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;

6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;

7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;

8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;

9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;

10. Ставим тягу (4);

11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.

По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и МТЗ-80 болты (9).

Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80

Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:

То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:

Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим вом как по инструкции выше.

Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.

Рекомендации

ВОМ – необычайно полезное приспособление, которое, как и иные агрегаты трактора, требует к себе постоянного внимания. Профилактика и регулярные осмотры не только позволяют продлить срок его безопасного использования, но и обеспечивают трактору максимальную эффективность и продуктивность.

Схема ВОМ МТЗ 80 и 82

Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.

Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.

Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.

Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.

Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80

Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.

По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.

Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.

Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82

Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.

Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80

Одной из МТЗ-80 проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.

Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.

Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Конструкция и регулировка вала отбора мощности трактора МТЗ

Узлы и агрегаты

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Про мотоблоки:  Разновидности и правила эксплуатации — как сделать адаптер к мотоблоку своими руками

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Внешние регулировки

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Вал отбора мощности МТЗ необходим для привода навески трактора в движение. ВОМ может быть размещен с боку либо сзади трактора. Чаще встречается заднее размещение вала отбора мощности. В то же врeмя на тракторах задний ВОМ может быть кoмбинированным, так привод может быть и независимым, и зависимым. Последний еще называют «синхронный» привод.

Независимый привод связывается с маховиком двигателя. Таким образом, обеспечивается необходимая частота вращения вала независимо от фактора, с какой скоростью направляется трактор, а также будет выключено или включено сцепление.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Синхронный привод имеет связь с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механичeского редуктора КПП. Это является причиной зависимости частоты вращения.

К основным механизмам ВОМ относятся двухскоростной (двухступенчатый) редуктор незaвисимого привода в корпусе главного сцепления, планетарный редуктор управления ВОМ, находящийся в корпусе заднего моста, переключатель, схожий с приводом синхронным или незaвисимым.

Независимый привод следует включать исключительно при выключенном двигателе или самой малой рабoте двигателя, а синхронный включается при уже совсем остановленном тракторе.

Возникновение шума, который нарастает с увеличeнием передавaемого крутящего момента, и следы смазки на зaдней крышке говорят об износе шлицев вала, деталей плaнетарного редуктора, потере элaстичности или вовсе разрушении манжет.

Одной из распространенных главных проблем является заедание рычага упрaвления вала или сложное управление поводка муфты переключения режима. Чаще всего это поломка механизма усиления (стакан пружины) и износ кулaчковой муфты. Чтобы точно определить характер поломки, нужно снять и его разобрать.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

При разборке стакана стоит быть очень внимательным и соблюдать осторожность. Все действия нужно осуществлять в строгой последовательности. Вначале нужно перевести рычаг управления ВОМ в положение, при котором передвигаются технoлогические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего мoста. Далее котргайку (3) следует отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до откaза в рычаг перeключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.

Когда наблюдается хорошая фиксация, нужно снять стакан в сборе. Далее его зажимаем под прессом и выворачиваем болт (4). Теперь можно заменять неисправные механизмы.

В случае, если поломана кулачковая муфта, то следует отсоединить КПП от зaднего моста и поменять комплектующие.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Поведение регулировки натяжeния лент и рычага делается по представленной ниже схеме.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Если же течет масло из-под хвостoвика вала, для замены манжет раскручивают гайку хвостовика, убирают тормозные ленты, спрессoвывают водило в сборе с пoдшипником и барабан включeния в сбoре, убирают стопорное кольцо, выпрессовывaют вал из крышки и т. д. Наиболее вaжные случаи процесса разборки, сборки и регулирoвки заднего моста и ВОМ приведeны на рисунке ниже.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ

Каковы основные признаки неисправности вала отбора мощности? Например, у вас начал заедать рычаг управления валом отбора мощности, тяжелое, проблемное
управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод. Скорее всего неисправен механизм усиления (стакана пружины) и кулачковя муфта
переключения выработала свой ресурс, попросту говоря, износилась.
Чтобы выяснить окончательно, что произошло, механизм усиления демонтируют и разбирают стакан пружины как на рис. 2.8.20.

Разборку стакана производят с особой осторожностью и в определенной последовательности. Во-первых, устанавливают рычаг управления валом отбора мощности
(далее по тексту ВОМ) в позицию, когда происходит совмещение технологических отверстий в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту,
и далее закручивают в них установочный болт за номером 1.
На следующем шаге ослабляют контргайку 3, закручивают регулировочный болт 2 до упора в рычаг 5 валика переключения
и стопорный болт 4 в стакан пружины. Дальше аккуратно придерживая стакан рукой, плавно выкручивают регулировочный болт 2.
Очень важно убедиться, что стакана с корпусом четко зафиксирован. Лишь после этого снимают стакан в сборе. Затем сжимают струбциной и выкручивают стопорный болт 4.
Все, что нужно заменить — заменяют. Для обратной сборки также применяют струбцину или, если есть, пресс.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Рис. 2.8.20. Как снять стакан пружины механизма усиления в сборе трактора МТЗ:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4 — стопорный болт; 5 — рычаг валика переключения

Если определилось, что вышла из строя кулачковя муфта переключения, отключают коробку передач от заднего моста, ну а далее меняют изношенные детали.

Если при отключении ВОМ хвостовик вала все еще крутится — неверно отрегулированы тормозные ленты, либо они износились.

Как настроить натяжение тормозных лент и рычаг управления ВОМ? Эту работу производят следующим образом. Сначала снимают крышку люка (рис. 2.8.21)
и заворачивают до упора регулировочные болты (рис. 2.8.22).
Потом закручивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и отделяют механизм сервоусиления в сборе.
Следующая процедура — отделение тяги от рычага управления ВОМ. Выкручиваем болты 8 до того состояния, когда хвостовик ВОМ от усилия руки проворачивается
без труда. Затем снова соединяют тягу с рычагом управления и если нужно, проворачивая вилку регулируют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.

Даже если после всех этих работ не получилось починить, ВОМ снимают с трактора. С этой целью выкручивают стягивающие болты задней крышки и
выпрессовывают ВОМ целиком в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). После этого скидывают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и промеряют их толщину.
Ленты сменяют на исправные при толщине меньше 2,5 мм.

Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — люк;
2 — болтРис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста

Про мотоблоки:  Дисковая фреза для мотоблока своими руками

Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления трактора МТЗ:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего мостаРис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт

Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент трактора МТЗ:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка

Если вы обратили внимание на гул, который возрастает с увеличением передаваемого крутящего момента и появились подтеки от смазки на задней
крышке — свидетельство того, что сточились шлицы вала, износились детали планетарного редуктора,
и манжеты либо порвались, либо потеряли упругость.

ВОМ при таком положении вещей снимают с трактора. Для его обследования заднюю крышку зажимают в тисках. Проворачивая хвостовик,
обращают внимание на зубья шестерен и с помощью руки диагностируют передвижение хвостовика вала в подшипниках.
Если выяснилось, что имеются сколы на зубьях, перемещения в сопряжениях отдельных деталей достаточно большие, есть заедание вала — ВОМ нужно перебрать с заменой неисправных деталей (рис. 2.8.26).

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM трактора МТЗ:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками;
9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан;
19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора (рис. 2.8.27, 2.8.28) нужно менять в следующих случаях: при стачивании отверстий под
оси сателлитов более 20,2 мм; выработке поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.

Оси сателлитов (рис. 2.8.29) нужно менять при истирании поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм;
барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) нужно менять при истирании поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и выработке посадочного места
под наружную обойму подшипника 209 более 85,12 мм; вал планетарного редуктора нужно менять, если посадочные места стали менее 39,96 мм
под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

Если обнаружено подтекание масла в районе манжет у снятого ВОМ — проводят осмотр прокладки между задним мостом и крышкой.
Несоответствующие требованиям прокладки меняют.

Что делать, если просачивается масло из-под хвостовика вала? Нужно заменить манжеты. Вначале откручивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты.
Затем спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе. Далее извлекают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки.
Самые ответственные моменты пересборки и регулировки заднего моста и ВОМ указаны на рис. 2.8.32—2.8.44.

Рис. 2.8.27. Как спрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемникРис. 2.8.28. Как запрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — съемник

Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлитаРис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник

Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемникРис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты трактора МТЗ:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.33. Выкручивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни трактора МТЗ:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего мостаРис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — выколоткаРис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан

Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставкаРис. 2.8.38. Запрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват

Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста трактора МТЗ:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерняРис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника

Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикаторРис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабанРис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник

Далее разборка и ремонт гидросистемы задней навески тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

В сегодняшней статье мы детально рассмотрим такой механизм как вал отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82 и МТЗ-80, его схему и принцип работы, а также приведем полную инструкцию по его разборке и базовому ремонту. Почему сразу двух моделей, наверное, спросите Вы? – потому что их конструкция абсолютно идентична.

ВОМ трактора МТЗ-82 и МТЗ-80

Главное назначение данного механизма – привод активных машин, которые агрегируют с трактором. По месту расположения выделяют задний и боковой ВОМ. В моделях МТЗ 80 и МТЗ 82 используют комбинированный вал отбора мощности, поэтому он может иметь как зависимый (или синхронный), так и независимый привод.

Если привод не синхронный, то он связывается с самим маховиком двигателя, это обеспечит необходимую частоту вращения самого вала независимо от того с какой скоростью будет двигаться трактор, и будет ли включено или нет сцепление. Также сам привод может иметь следующие частоты вращения (540 и 1000 об/мин) при скорости вращения коленвала 2100 об/мин.

Что касается зависимого привода, то он связан с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механического редуктора КПП, поэтому в данном случае частота будет зависеть и составит 3,5 оборотов на метр пути.

Как видите схема довольно проста к восприятию.

Одной из главный проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.

Необходимый для привода навески в движение механизм

Валы отбора мощности (ВОМ) трактора «МТЗ-82» – это устройства, предназначенные для передачи энергии вращения от двигателя на рабочие органы агрегатируемых с трактором передвижных или стационарных машин; навесного оборудования, активных прицепов и прочих механизмов. Как большинство современных тракторов, «МТЗ-82» оснащён валом отбора мощности заднего расположения и задним трёхточечным навесным устройством. Поскольку гораздо реже встречается техника, работа которой требует постоянного наблюдения механизатора и, соответственно, ВОМа переднего расположения.

Сразу стоит отметить: вал отбора мощности «МТЗ-82» аналогичен тому, который устанавливается и на «МТЗ-80». Существует два вида нагрузок при работе вала отбора мощности:

Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Итак, конструкция ВОМ трактора «МТЗ-82» – такая же, как и у «МТЗ-80». Задний вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» – комбинированного типа. Это значит, что ВОМ может быть снабжён как независимым, так и зависимым, то есть синхронным, приводом. При независимом приводе частота вращения вала определяется частотой вращения дизельного двигателя, а при зависимом (синхронном) приводе – скоростью движения трактора.

Приводом независимым ВОМ связывается непосредственно с маховиком мотора. Это обеспечивает независимую от скорости движения трактора частоту вращения вала отбора мощности. Не повлияет на чистоту вращения ВОМ и включенное либо выключенное  сцепление. Привод независимый – двухскоростной. Он имеет две частоты вращения (540 или 1000 оборотов в минуту), при частоте вращения силового агрегата – 2100 оборотов в минуту.

Приводом синхронным ВОМ связывается непосредственно с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач «МТЗ-82». Поэтому частота вращения вала отбора мощности привязана к скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на каждый метр пути, который проехал трактор.

Переключение на независимый либо синхронный привод производится муфтой, перемещаемой при помощи поводка, который находится на полике кабины. А именно: если поводок муфты перевести против часовой стрелки, то задействуется привод синхронный; если же повернуть по часовой стрелке – включается независимый привод. Среднее положение поводка – это «нейтралка». В каждом из указанных положений муфту переключения можно закрепить при помощи пружинного фиксатора.

Не синхронный тип следует запускать только при неработающем двигателе, либо при самой минимально частоте вращения коленчатого вала. Синхронный — только на тракторе, который остановлен.

Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

Скорость вращения вала отбора мощности стандартизирована в определённых значениях (540, 1000 оборотов в минуту) специально для корректной работы с навесным и прицепным оборудованием. Так как иначе работа на дополнительном устройстве с неподходящей для него скоростью может привести либо к недостаточной его производительности, либо к его поломке.

Когда включён независимый привод, вращение от внутреннего вала привода, который находится внутри вторичного вала коробки передач, через муфту переключения передаётся на вал коронной шестерни планетарного редуктора ВОМ.

Когда задействуется синхронный привод муфта перемещается вперёд, разъединяясь с внутренним валом независимого привода и соединяясь со шлицами ступицы ведущей шестерни 2-й ступени редуктора коробки передач.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий