Механизм заднего моста МТЗ 80(82) заключённый в литой чугунный корпус является самой массивной частью трансмиссии трактора. Кроме размещения механизма картер выполняет функцию остова трактора. Внутренняя полость разделена перегородками для усиления корпуса и размещения опор вращения механизмов. Доступ осуществляется через верхний люк, закрывающийся крышкой из листового металла. Верхняя плоскость корпуса является основой для крепления кабины трактора, на задней части корпуса присоединены кронштейны крепления задней навески, по бокам размещены рукава полуосей. В задней части корпуса узла размещён планетарный редуктор заднего ВОМ.
В тракторах МТЗ 50(52) и МТЗ 80(82) задний мост в сборе, абсолютно взаимозаменяемы.
Механизм заднего моста МТЗ 82(80) в сборе
- Устройство и принцип работы моста
- Главная передача
- Дифференциал
- Конечные передачи
- Ремонт и регулировка заднего моста МТЗ 80
- Установка шестерни ведущей главной передачи
- Регулировка главной пары МТЗ 80 заднего моста
- Регулировка подшипников дифференциала
- Номера подшипников заднего редуктора МТЗ 80(82)
- Ведущий мост колесного трактора
Устройство и принцип работы моста
Мост имеет кинематическую схему с внутри размещёнными конечными передачами. Все детали редуктора работают в общей масляной ванной, смазываются разбрызгиванием, объединены с коробкой передач и промежуточной частью трансмиссии в единую систему смазки. Масло заливается через пробку в верхней крышке КПП до уровня нижней кромки смотрового отверстия. Полный объём заправки маслом трансмиссии составляет 40 литров.
Схема заднего моста МТЗ
Главная передача
Механизм редуктора принимает продольное вращение от вторичного вала КПП прикреплённой к передней стенке корпуса заднего моста. Передача осуществляется через коническую пару шестернёй с винтовыми зубьями. В конструкции моста эта шестерёнчатая пара называется главной передачей. Шестерни принимают созданное КПП передаточное число вращения и преобразовывают продольное вращение в поперечное. Ведущая шестерня размещена на шлицах хвостовика вторичного вала коробки и затянута шплинтующейся гайкой. Ведомая шестерня главной передачи прикреплена к корпусу дифференциала болтами и гайками с фиксирующими отгибными пластинами.
Устройство заднего редуктора МТЗ 82 (80)
Дифференциал
Механизм осуществляет функцию распределения вращательного момента на ведущие колёса при осуществлении трактором поворота, обеспечивая разную угловую скорость вращения ведущих ходовых колёс.
Устройство представляет собой закрытый планетарный механизм в цилиндрическом корпусе, состоящий из двух стянутых болтами частей. Внутри узла расположена крестовина, зажатая двумя половинами корпуса с четырьмя вращающимися на бронзовых втулках сателлитами в виде прямозубых конических шестерён. Между корпусом сателлитом на оси установлены упорные стальные шайбы. Сателлиты взаимодействуют с левой и правой полуосевыми коническими шестернями, которые передают вращение на соответствующие стороны к ведущим шестерням конечной передачи моста. Между полуосевыми шестернями и корпусом установлены бронзовые упорные шайбы. Шестерни в стаканах корпуса вращаются на конических роликовых подшипниках.
Особенностью сборки корпуса дифференциала является, строгое соблюдение положения соединения частей корпуса в соответствии с нанесёнными метками. Обратите внимание при замене сателлитов и упорных шайб к ним. В старых конструкциях внешняя упорная плоскость шестерни сателлита и прилегающая к ней упорная шайба имеют ровную поверхность в новых исполнениях со сферической поверхностью.
Конечные передачи
Часть механизма, передающая вращение от дифференциала непосредственно к ведущим полуосям моста. В шлицы полуосевых шестерён дифференциала вставлены своими внутренними концами соответствующие левый и правый валы конечных передач. Каждая деталь опирается на два роликовых подшипника. На валах размещены ведущие прямозубые шестерни конечных передач, которые выполнены за одно целое с деталью. Каждый вал опирается на два роликовых подшипника. Ведомые шестерни конечных передач размещены непосредственно на полуосях и соединены через шлицевые втулки. Полуоси опираются на два шариковых подшипника: внутренний размещён в расточке перегородки картера, наружный в чугунном кожухе полуоси. Для предотвращения осевых перемещений деталь фиксируется стопорным кольцом и крышкой кожуха полуоси с самоподжимным сальником.
Дополнительно наружные концы ведущих валов конечных передач соединены с правой стороны с барабанами правого рабочего и стояночного тормоза, и с левой стороны барабанами левого рабочего тормоза и блокировки дифференциала. Привод блокировки и фиксирующего тормоза осуществляется через трубчатые полости валов конечных передач дополнительными валами. Отдельным механизмом в нижней части картера от промежуточного вала коробки продольно проходит вал привода заднего ВОМ с кулачковой муфтой переключения работы режимов. Вал опирается на подшипники, установленные в расточках поперечных перегородок картера.
Ремонт и регулировка заднего моста МТЗ 80
Задний мост трактора Беларус имеет довольно надёжную конструкцию, при должном уходе узел может эксплуатироваться без капитального ремонта десятками лет. Основными причинами возникновения неполадок являются: систематические перегрузки узла с буксованием, частое использование блокировки под нагрузкой, отсутствие достаточной смазки. Появление недопустимых зазоров: в зацеплении шестерён, на посадочных местах в осях вращения валов и шестерён при износе подшипников, в шлицевых соединениях приводит к появлению недопустимой вибрации при вращении деталей. Как следствие, возникает биение, приводящее к раскрашиванию зубьев колёс редуктора, быстрое разбивание и износ посадочных мест с последующим заклиниванием и полным отказом работы механизма. Рекомендуется при появлении шумов, гула или скрежета прекратить эксплуатацию трактора.
При принятии решения остановки трактора на ремонт обычно руководствуются принципом – « Чем раньше обнаружится и устранится неполадка в работе механизма, тем менее затратен будет ремонт узла ».
Для осуществления непосредственного доступа к механизму при диагностике и ремонте узла необходимо полностью демонтировать кабину трактора, топливные баки, силовой гидроцилиндр навески и вскрыть верхнюю крышку редуктора моста и КПП, а также слить масло из корпуса трансмиссии. Визуальным осмотром выявляют степень изношенности деталей механизма. Вращением шестерён осматривают состояние зубьев, с помощью оправки (монтировки) проверяют наличие шата на осях и опорах вращения, в посадочных местах деталей механизма, в зацеплении шестерён и шлицевых соединений. Руководствуясь фактом обнаруженных неполадок, принимают решение о демонтаже деталей или узлов механизма для окончательной подробной дефектовки и последующей замены деталей.
Схема заднего моста МТЗ 82(80)
Установка шестерни ведущей главной передачи
Правильность установки винтовой конической шестерни на хвостовик вторичного вала КПП заключается в трёх аспектах: должен быть учтён оптимальный зазор в обоймах подшипника вала, выход ведущей шестерни на хвостовике должен быть в заданных пределах, затяжка шестерни гайкой должна обеспечивать целостность конструкции вторичного вала без осевых зазоров.
Устанавливая ведущую шестерню на хвостовик, производят максимальную затяжку фиксирующей гайки. При этом устраняются все осевые зазоры в соединении деталей вторичного вала. Стакан сжимает обоймы подшипника.
Достаточный зазор в подшипнике проверяется усилием вращения, прилагаемым на шестерню, выполненную за одно целое со вторичным валом без учёта зацепления конической пары. Усилие не должно превышать 6-7 Н.м или 0.6-0.7 кгс. Ослабляют натяг в обоймах подшипника путём подкладки пар регулировочных пластин с толщиной 0,2 и 0,5 мм под стакан подшипника.
В отпрессовочные отверстия фланца стакана вкручиваются болты, которые при затяжке упираются в корпус КПП и отводят стакан, ослабляя натяг в обоймах. Добившись достаточного зазора, устанавливают пластины соответствующей толщины и затягивают фланец стакана штатными болтами.
Зазор в подшипниках вторичного вала коробки не должен превышать 0,3 мм. При сборке нужно учесть, что расстояние от наружной торцевой плоскости шестерни до наружной плоскости корпуса КПП должно соответствовать 58 ± 0,15 мм. Недостаточный выход увеличивают путём подкладки шайб под шестерню.
Регулировка главной пары МТЗ 80 заднего моста
При установке зацепления в паре шестерён главной передаче учитываются два аспекта: достаточный зазор в зацеплении, правильное пятно контакта в зубьях пары.
Правильное зацепление конической пары
Для получения нормального зацепления и оптимального пятна контакта зубьев шестерни должны быть установлены так, чтобы образующие их конусов совпадали. Регулировку бокового зазора в зацеплении регулируют подбором и установкой регулировочных пластин между фланцами стаканов ведущих валов конечных передач и корпусом моста, как и для установки зазора в подшипниках дифференциала.
В установленной новой конической паре зазор в зацеплении должен составлять в пределе от 0,25 до 0,55 мм. Проверку осуществляют индикатором в трёх равноудалённых местах контакта шестерён. А также зазор можно проверить кусочком сложённой газетной бумаги учитывая, что толщина листа газеты составляет 0,1 мм. Зазор определяется опытным путём, учитывая количество слоёв, при котором зубья начинают прорезать слои бумаги.
Корректную настройку осуществляют только после регулировки подшипников вторичного вала КПП. При нормальной работе главной передачи с выработкой допускается зазор до 2мм. Уменьшение зазора в данном случае недопустимо, поскольку нарушается установленный рабочий контакт шестерён, который может привести к заклиниванию пары. Для определения пятна контакта наносят на несколько зубьев ведомой шестерни краску и проворачивают ведущую шестерню в одну и другую сторону. Отпечаток краски на зубьях покажет характер контакта.
Регулировка пятна контакта в главной передачи
Нормальный отпечаток занимает 50% рабочей поверхности зуба и немного смещён к узкому концу зуба. При неправильном контакте необходимо изменить положение ведущей или ведомой шестерни. Пару шестерён не разукомплектовывают, при выходе из строя оной шестерни меняют пару. Регулировку бокового зазора в зацеплении и настройку пятна контакта осуществляют только при установке новой пары, и в процессе эксплуатации не регулируют.
Регулировка подшипников дифференциала
Плановую регулировку подшипников осуществляют через каждые 3000 часов работы ориентировочно раз в два сезона. Увеличение зазора в результате износа зубьев и самих подшипников до 0,3 мм приводит к возникновению биения и вибрации в механизме. Признаками неполадки обычно является появление гула и шума при работе. Настройку осуществляют подбором регулировочных прокладок толщиной 0,2 и 0,5 мм фланец стакана левого ведущего вала конечной передачи.
Проверку зазора осуществляют индикатором, подводя его к ведомой шестерне. Раскачивая оправкой с усилием 50-60 кгс. в осевом направлении. Оптимальный зазор в подшипниках должен быть 0,05мм, также допускается натяг не более 0,1 мм. Допустимы момент сопротивления при вращении дифференциала, приложенный к внешним торцам зубьев ведомой шестерни, должен быть не больше 30-50Н.м или 3-5 кгс.
Так как ведомая шестерня прижимается к правому подшипнику, чтобы не нарушать зазор в зацеплении шестерён главной передачи регулировку производят подбором прокладок с левой стороны. Для этого отсоединяют тяги привода левого тормоза и маслопровод гидропривода автоблокировки. Затем демонтируют механизм автоблокировки с блокировочным валом и рабочий барабан левого тормоза. Отпускают болты крепления левого стакана и отпрессовывают его, заворачивая болты в демонтажные отверстия во фланце. Таким образом, получая доступ к регулировочным пластинам. После установки нужного пакета пластин затягивают фланец, проворачивая дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное место.
Номера подшипников заднего редуктора МТЗ 80(82)
В комплект подшипников входит следующий набор:
- Гост 8328-75 подшипник роликовый 42212 на опоры валов конечных передач -4 шт
- Гост 8328-75 подшипник шариковый 217 на полуоси моста (взаимозаменяем с 42217)-4 шт
- Гост 333-71 подшипник роликовый конический 72215 на дифференциал моста (взаимозаменяем с 30215)- 2 шт
Осуществляя ремонтные работы заднего моста МТЗ 80(82), ответственно отнеситесь к подбору деталей. Часто некачественные составные части приводят негативным последствиям в процессе эксплуатации, а также к последующим дополнительным финансовым и трудовым затратам. Попутно уделяйте внимание проверке тех. состояния КПП, механизма заднего ВОМ с муфтой переключения режимов работы и его приводом. Устранение выявленных неполадок в вышеописанных механизмах в процессе ремонта заднего моста повысит надёжность трактора и положительно отразится на экономии трудозатрат при последующих ремонтных работах.
Механизмы заднего моста трактора МТЗ-80, 82 — главная передача, дифференциал и конечные передачи — размещены в корпусе 15 (рис. 1), к передней стенке которого прикреплена коробка передач, а к задней — редуктор заднего вала отбора мощности (ВОМ) 14 и кронштейны механизма навески.
По бокам к корпусу крепятся кожухи 12 полуосей 13, механизмы тормозов 3 и блокировки дифференциала 2. Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральным зубом.
Ведущая шестерня главной передачи 7 установлена на шлицевом конце вторичного вала коробки передач 6, а ведомая 8 прикреплена болтами к фланцу корпуса дифференциала 5. Корпус вращается на двух конических роликовых подшипниках.
В нем установлены подвижно в крестовине на осях сателлиты 4 и полуосевые конические шестерни 9, которые закреплены на шлицевых концах валов, изготовленных за одно целое с ведущими цилиндрическими шестернями 10 конечных передач.
Ведомые шестерни 11 установлены на шлицевых концах полуосей 13. Механизм блокировки дифференциала — фрикционная муфта с гидравлическим приводом, установленная на валу левой ведущей шестерни конечной передачи.
Гидравлический привод муфты осуществлен от гидроусилителя руля трактора. При работе трактора диски муфты под воздействием давления гидравлической жидкости сжимаются и блокировочный вал 1, соединенный жестко с нажимными дисками муфты, замыкает левую полуосевую шестерню дифференциала и крестовину, в результате чего дифференциал блокируется.
Рис.1. Задний мост трактора МТЗ-82, 80
1— блокировочный вал; 2— механизм блокировки дифференциала; 3— тормоз; 4— сателлит; 5— корпус дифференциала; 6— вторичный вал коробки передач; 7— ведущая шестерня; 8— ведомая шестерня; 9— полуосевая шестерня 10— ведущая шестерня конечной передачи; 11 —ведомая шестерня конечной передачи; 12— кожух полуоси; 13— полуось; 14— редуктор заднего вала отбора мощности; 15— корпус заднего моста
Механизм заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-80, 82 выполнен в виде планетарного редуктора. ВОМ имеет независимый и зависимый (синхронный) приводы. Независимый привод расположен в корпусе сцепления.
Зависимый привод ВОМ осуществляется от ведущей шестерни второй ступени редуктора коробки передач. При независимом приводе частота вращения вала отбора мощности определяется частотой вращения дизеля, а при синхронном — скоростью движения трактора.
На механизмы задних мостов и конечных передач воздействуют те же силы, что и на коробку передач, что приводит к нарушению правильного зацепления и сколам зубьев шестерен, зубчатых и кулачковых муфт, износу деталей дифференциала, шлицевых соединений, подшипников, манжет, дисков фрикционных муфт механизма блокировки дифференциала (МТЗ-80).
Основные причины неисправностей задних мостов МТЗ-82, 80
Если при движении трактора происходит его увод в сторону при торможении и увеличен ход педалей тормозов, это свидетельствует об износе накладок дисков и нарушении регулировки механизма управления тормозами.
Рис. 2. Регулировка хода педалей тормоза МТЗ-80, 82
1— вилка; 2— болт; 3— контргайка
Если он больше или меньше, то ход педалей регулируют следующим образом. Отпускают контргайку 3 (рис. 2) и, вворачивая в вилку 1 тормоза или выворачивая регулировочный болт 2, доводят ход педалей до нормы. Затем проверяют работу тормозов в движении: разгоняют трактор и резко тормозят. По отпечаткам протекторов шин замеряют тормозной путь.
Чтобы снять левый тормоз (см. рис. 2), предварительно снимают муфту блокировки дифференциала, а для снятия правого отсоединяют правый кронштейн кабины, тяги включения ВОМ и тормозной кран. Сняв тормоза, измеряют толщину дисков.
Накладки соединительных дисков или соединительные диски в сборе заменяют при износе их по толщине до размера менее 11 мм, а нажимные диски — при износе до толщины менее 10,8 мм.
Следы смазки на внутреннем ободе колеса или на крышке рукава полуоси свидетельствуют о разрушении или потере эластичности манжеты полуоси. Для ее замены снимают колесо, ступицу и крышку рукава полуоси (рис. 3).
Рис. 3. Снятие ступицы колеса, крышки рукава; спрессовка рукава полуоси МТЗ-80, 82
1— технологический болт; 2— корпус рукава полуоси
Шумы и стуки в рукавах полуосей ведущих колес указывают на износ или разрушение подшипников. Для устранения этой неисправности снимают колеса, топливные баки и демонтируют рукава полуосей.
Чтобы обеспечить доступ к левому рукаву, удаляют гидроаккумулятор и левый кронштейн кабины, а к правому — правый кронштейн кабины в сборе с тормозным краном и пневмопереходником.
После этого отворачивают крепежные болты и двумя технологическими болтами 1 выпрессовывают рукава 2. При этом каждый рукав должен быть надежно зафиксирован грузоподъемным механизмом.
Выпрессовку и запрессовку полуоси в корпус производят съемниками (рис. 4). Полуоси заменяют при износе посадочного места под подшипник 217 до размера менее 84,95 мм или износе шпоночного паза.
Рис. 4. Запрессовка полуоси МТЗ-80, в рукав
1— универсальный съемник; 2— полуось; 3— рукав
Неработоспособность механизма блокировки дифференциала трактора может быть вызвана разрывом диафрагмы, износом дисков фрикционной муфты и блокировочного вала.
Если имеются признаки неисправности муфты блокировки дифференциала, то снимают ее крышку и кожух. Накладки соединительных дисков заменяют, если их толщина менее 11,8 мм.
Заедание рычага управления и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления и износе кулачковой муфты переключения.
Для того, чтобы установить причину неисправности механизма усиления, снимают и разбирают стакан (рис 5).
Рис. 5. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе
1— установочный болт; 2— регулировочный болт; 3— контргайка; 4— стопорный болт; 5— рычаг
При разборе стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и придерживаются определенной последовательности.
Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1.
Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины механизма усиления, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выкручивают регулировочный болт 2.
Убеждаются в надежности фиксации стакана с корпусом и снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4.
Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют пресс или струбцину. При неисправности кулачковой муфты отсоединяют коробку передач от заднего моста трактора МТЗ-80/82. После этого заменяют изношенные детали.
Продолжение вращения хвостовика вала при выключении заднего ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствует о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Рис. 6. Отворачивание регулировочных болтов
1— крышка заднего моста, 2— регулировочные болты
Для регулировки натяжения тормозных лент снимают крышку люка, заворачивают до отказа, а потом ослабляют затяжку регулировочных болтов (рис. 6), добиваясь свободного прокручивания хвостовика вала рукой. Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора.
Для этого отворачивают болты, крепящие заднюю крышку, и выпрессовывают ВОМ МТЗ-80, 82 с технологическими болтами 1 (рис. 7). Затем снимают тормозные ленты и измеряют их толщину. При толщине лент менее 2,5 мм их заменяют новыми.
Рис. 7. Выпрессовка ВОМ трактора МТЗ-82, 80 из корпуса заднего моста
1— технологический болт; 2— ВОМ
Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае BOM снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен, рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках.
Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают и заменяют дефектные детали.
Водило планетарного редуктора заменяют при износе поверхностей под оси сателлитов до размера более 20,2 мм и поверхностей под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм.
Также заменяют следующие детали: оси сателлитов при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм, барабан включения при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и посадочного места под наружную обойму подшипника № 209 до размера более 85,12 мм, вал планетарного редуктора при износе посадочных мест под подшипники до размера менее: 208 — 39,96 мм, 310 — 49,97 и 209 — 44.96 мм.
Если обнаружено подтекание масла из-под манжет, то у снятого ВОМ осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. При прорывах прокладку заменяют.
Если масло подтекает из-под хвостовика вала, то для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты, спрессовывают водило в сборе с подшипником, спрессовывают барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки. После этого освобождается доступ к дефектным манжетам.
Очень часто поступают запросы по поводу того, возможно ли, поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе. Изменяться ли технические характеристики трактора МТЗ-80. Реально ли поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе МТЗ-80? Постараемся более детально разобраться в вопросе и ответить на него.
Очень часто поступают запросы по поводу того, возможно ли, поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе. Изменяться ли технические характеристики трактора МТЗ-80. Реально ли поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе МТЗ-80? Постараемся более детально разобраться в вопросе и ответить на него.
передних мостов МТЗ-80, МТЗ-82
Следует понимать, что трактор МТЗ-80 имеет привод на задние колеса, а трактор МТЗ-82- полный привод. Отсюда, как Вы понимаете, конструктивно передние мосты МТЗ-80,82 должны различаться. Так ли это? Ведь передний мост МТЗ-82 является ведущим!
Описание переднего моста МТЗ-80
Передний мост МТЗ-80 служит опорой для передней части трактора. Передний мост МТЗ-82 обеспечивает поддержку направления движения при помощи передних колес и рулевого управления в целом. Изготавливают передний мост МТЗ-80 из литой стальной балки, которая телескопически соединяется с выдвижными трубками, поворотными цапфами и рулевой трапецией.
Передний мост МТЗ-80 соединяется с остовом трактора шарнирно, что позволяет балке переднего моста совершать качения относительно вертикальной оси и приспосабливать трактор к неровным поверхностям грунта.
Ширина колеи передних колес регулируется при помощи перемещения выдвижной трубы относительно балки моста. Цапфа состоит из полуоси колеса и вала. Вал запрессован в полуось и приварен к ней снизу.
Чтобы ход трактора был более плавным, балка переднего моста МТЗ-80 оснащена двумя цилиндрическими пружинами. Ступица переднего колеса выполнена в форме чугунной отливки, с парной расточкой под подшипники и фланцем. Для крепления диска колеса во фланец запрессованы болты. Вращение ступиц происходит при помощи двух конических подшипников. С внутренней части ступица закрывается манжетой, а снаружи – специальным колпаком.
Описание переднего ведущего моста МТЗ-82
Передний ведущий мост МТЗ-82 состоит из основной передачи, балки, колесных редукторов и дифференциала. Конструкция переднего ведущего моста МТЗ-82 мало отличается от конструкции неведущего моста МТЗ-80. И высокий дорожный просвет в 650 мм сохраняется!
Полуоси колесных редукторов имеют кожухи. Кожухи телескопически соединяются с рукавами переднего моста. Во время движения трактора они вместе с колесами движутся относительно этих рукавов, когда трактор меняет колею. Углы поворота колес МТЗ-82 не ограничиваются шарнирами угловых скоростей, так как их заменяют шестерни колесных редукторов (конические). Все это позволяет трактору сохранят характеристики базовой модели МТЗ: радиусы поворота и агротехнический просвет.
Особенности переднего ведущего моста МТЗ-82:
1)Передний ведущий мост МТЗ-82 соединяется с брусом полурамы, что позволяет ему качаться в поперечной плоскости. Качение ограничивается упором специальных выступов, имеющихся на крышке и корпусе моста.
2) Крышка и корпус моста соединены болтами. Внутри конструкции находятся дифференциал и главная передача. Главная передача моста МТЗ-82 предназначена для усиления крутящего момента и состоит из пары шестерен конической формы.
Дифференциал состоит из 2-х корпусов, в которых находятся 2 полуосевые шестерни, 2 оси, 4 сателлита, пакеты фрикционных дисков и 2 нажимные чашки.
Таким образом, передние мосты МТЗ-80 и МТЗ-82 различаются между собой тем, что на МТЗ-82 имеются колесные редуктора. Передний ведущий мост МТЗ-82 повышает проходимость трактора, увеличивает скорость передвижения и тяговое усилие.
Как поменять передний мост МТЗ-80 на передний ведущий мост МТЗ-82 на тракторе МТЗ-80
По отзывам владельцев сельхозтехники поставить передний ведущий мост МТЗ-82 на трактор МТЗ-80 можно без особых проблем. Нужно купить несколько запчастей и все!
Чтобы на трактор МТЗ-80 «поставить» передний ведущий мост МТЗ-82, купите следующие запчасти: передний ведущий мост МТЗ-82, промежуточную опору, карданные валы, раздаточную коробку в комплекте с шестерней и валом КПП.
Ну и конечно, Вам придется выполнять ряд операций по сборке/разборке узлов и механизмов трактора МТЗ-80!
Ведущий мост колесного трактора
Ведущим называют мост, механизмы которого передают вращающий момент от КП колесам. Он включает в себя корпус (картер), главную передачу, дифференциал и полуоси.
Главная передача. Это механизм трансмиссии, увеличивающий вращающий момент после КП. Он передается под прямым углом.
Ведущая коническая шестерня выполнена заодно с валом или съемная. Ведомая шестерня изготовлена в виде съемного венца, прикрепляемого болтами или заклепками к корпусу дифференциала. Для обеспечения бесшумной работы конические шестерни имеют спиральные зубья.
Во время движения трактора ведущий вал вместе с малой конической шестерней приводит во вращение ведомую коническую шестерню, закрепленную на корпусе дифференциала.
Дифференциал. Он распределяет подводимый к нему вращающий момент между полуосями ведущих колес и способствует их вращению с различными скоростями. Он состоит из корпуса 1 (рис. 77, а), крестовины 3, малых конических шестерен-сателлитов 4 и полуосе- вых конических шестерен 2 На цилиндрические пальцы крестовины свободно посажены сателлиты, которые вместе с крестовиной закреплены в корпусе (коробке) дифференциала и находятся в постоянном зацеплении с шестернями правой и левой полуосей.
Рис. 77. Дифференциал: а — устройство; б и в- схемы работы при прямолинейном движении и повороте; 1 — корпус (чашка); 2 — полуосевые шестерни; 3 — крестовина; 4 — сателлит; 5 — ведомая шестерня главной передачи; 6 — ведущий вал главной передачи; 7 — полуось
Когда трактор движется прямо по ровной сухой дороге, на оба ведущих колеса действуют одинаковые сопротивления качению и нагрузка на колесах. Ведомая шестерня 5 (рис. 77, б) главной передачи вращает вокруг своей оси корпус дифференциала с крестовиной и сателлитами.
Сателлиты, находясь в зацеплении с правой и левой полуосевы- ми шестернями, приводят их во вращение с одинаковой частотой. В этом случае сателлиты вокруг собственной оси не вращаются.
При повороте (рис. 77, в) колеса трактора проходят разную длину пути. Вращение внутреннего колеса замедляется, а наружного — наоборот. Сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, своими зубьями упираются в зубья полуосевой шестерни, замедлившей вращение, и сообщают дополнительную скорость другой полуосевой Шестерне. В результате этого наружное колесо, проходя больший путь, вращается быстрее.
Задний ведущий мост пропашного трактора. У большинства универсально-пропашних тракторов один ведущий задний мост. Он состоит из главной передачи, дифференциала, конечных передач и Механизма блокировки дифференциала.
Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 1 (рис. 78) главной передачи изготовлена отдельно и закреплена на вторичном валу КП.
Рис. 78. Задний мост трактора МТЗ-80: 1 и 5 — ведущая и редомая шестерни главной передачи; 2 — сателлит; 3 и 18 — регулировочные прокладки; 4 — корпус дифференциала; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни конечной передачи; 8 — рукав полуоси; 9 — полуось ведущего колеса; 10 — корпус муфты блокировки дифференциала; 11 — диски с фрикционными накладками; 12 — штуцер для маслопровода; 13 — диафрагма; 14 — блокировочный вал с диском; 15 — нажимной диск; 16 — левый тормоз; 17 — стакан подшипника; 19 — левая полуосевая шестерня; 20 — крестовина дифференциала; 21 — корпус; 22 — корпус КП
Дифференциал выполнен разъемным, и к корпусу привернут венец ведомой шестерни 5. Корпус вращается в двух конических роликовых подшипниках. Полуосевые шестерни 19 шлицевыми отверстиями насажены на шлицы хвостовиков ведущих шестерен 6 конечной передачи.
Конечные передачи расположены по обеим сторонам заднего моста. Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями. Ведущая шестерня вращается в роликовых цилиндрических подшипниках. Ведомая шестерня в несколько раз больше, чем ведущая. Ступица ведомой шестерни имеет шлицевое отверстие, которым она установлена на внутренний шлицевый конец полуоси 9.
Масляная ванна корпуса заднего моста общая с КП и задним отсеком корпуса сцепления.
Механизмы заднего моста смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в его корпусе. Масло заливают через отверстия в крышке корпуса до уровня контрольного отверстия, расположенного на правой стенке корпуса КП.
Механизм блокировки дифференциала необходим для устранения буксования одного из ведущих задних колес. Дифференциал иногда может ухудшить тяговые качества трактора. Например, если сцепление с почвой одного из колес недостаточно, оно буксует, а другое стоит на месте благодаря работе дифференциала. Для его выключения достаточно жестко соединить одну из полуосевых шестерен с корпусом. На изучаемом пропашном тракторе механизм блокировки дифференциала действует автоматически.
Дифференциал заднего моста блокируется фрикционной муфтой с гидроприводом от гидроусилителя рулевого управления. Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) состоит из исполнительного механизма, установленного на кожухе левого тормоза 16, и датчика (управляет блокировкой), находящегося в гидроусилителе.
Исполнительный механизм представляет собой муфту. Ведущие 11 и ведомые диски муфты соединены соответственно со шлицами наружного конца хвостовика левой шестерни 6 конечной передачи и пазами корпуса 10 муфты блокировки. С корпусом муфты жестко связан блокировочный вал 14, который проходит через отверстие ведущей шестерни конечной передачи и шлицевым концом соединен с крестовиной дифференциала.
При выключенной АБД диски муфты разжаты под действием пружин и дифференциал работает как обычно. При включенной АБД и движении трактора в прямолинейном направлении масло от гидроусилителя рулевого управления подается в полость между крышкой и диафрагмой 13. Давление масла через нажимной диск передается на фрикционные диски муфты. За счет сил трения сжатые между собой диски объединяют в одно целое левую ведущую шестерню 6 конечной передачи, связанную с ней левую полуосевую шестерню 19 дифференциала, блокировочный вал 14 и крестовину 20. В результате этого дифференциал блокируется, так как сателлиты не могут проворачиваться относительно левой полуосевой шестерни.
На некоторых универсально-пропашных тракторах механизм блокировки дифференциала включают принудительно педалью. Специальная зубчатая муфта соединяет жестко между собой полуоси ведущих колес.
Задние мосты пропашных тракторов имеют общий корпус с КП, а конечные передачи заключены в отдельные корпуса 2 (рис. 79, а). Между корпусами заднего моста и конечной передачи находится рукав 4 полуоси. Корпус конечной передачи зафиксирован относительно фланца рукава установочными штифтами и прикреплен болтами.
Рис. 79. Конечная передача трактора ЛТЗ-55: а — устройство; б — схема перестановки (наладки); 1 вал ведущего колеса; 2 — корпус (картер); 3 и 11 — ведущая и ведомая шестерни; 4 — рукав; 5 — шкив тормоза; 6 — лента тормоза; 7 — тяга тормоза; 8 — полуось; 9 — регулировочная гайка тормоза; 10 — рычаг тормоза; 12 — поддон
Агротехнический просвет регулируют изменением положения конечной передачи и поворотом фланца осевой цапфы переднего колеса. В зависимости от положения корпуса конечной передачи существуют основная и высокая наладки. При основной наладке корпус конечной передачи повернут назад (рис. 79, б) и его ось симметрии составляет с горизонтальной плоскостью угол, равный 7°.
Передний ведущий мост. Он состоит из главной передачи, дифференциала и конечных передач. Остов переднего моста составляет корпус, обе половины которого соединены болтами и образуют жесткую пустотелую балку. Последняя соединена с полурамой осью качения.
Главная передача представляет собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 1 (рис. 80), изготовленная заодно с валом, вращается на двух роликовых конических подшипниках. Они установлены в стакане, который крепится к корпусу переднего моста. Между фланцем стакана и корпусом находятся прокладки 2 для регулировки зацепления шестерен главной передачи.
Рис. 80. Передний ведущий мост трактора МТЗ-82: 1 и 3 — ведущая и ведомая шестерни главной передачи; 2 — регулировочные прокладки; 4 — корпус (коробка) дифференциала; 5 — фрикционные муфты; 6 — полуосевая шестерня; 7 — нажимная чашка; 8 — ось сателлитов; 9 — полуось
Ведомая шестерня 3 внутренним зубчатым венцом надета на зубчатый поясок корпуса 4 дифференциала и через распорную втулку притянута специальной гайкой к уступу корпуса. Между ведомой шестерней и корпусом дифференциала установлены прокладки, которыми регулируют зацепление конических шестерен главной передачи.
Дифференциал конический самоблокирующийся с плавающей крестовиной. Корпус 4 разъемный. Он вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных в корпусе переднего моста. Внутри корпуса (коробки) расположены четыре сателлита, сидящие попарно на двух осях 8, размещенных под прямым углом. При включении переднего моста оси могут смещаться в противоположные стороны, так как они не закреплены в коробке. Между сателлитами и коробкой дифференциала установлены нажимные чашки 7, соединенные шлицами с полуосевыми шестернями 6, изготовленными заодно с пустотелыми хвостовиками. В пространстве между чашками и коробкой предусмотрены блокирующие муфты 5, состоящие из стальных дисков. Ведущие диски заходят выступами в шлицы коробки, а ведомые с помощью пазов располагаются на шлицах полуосевых шестерен.
При передаче вращающего момента переднему мосту во время движения по прямой в случае буксования одного из передних колес сателлиты начинают вращаться на осях. Оси 8 сдвигаются в пазах корпуса 4, и усилие, передаваемое цилиндрическими поверхностями сателлитов через чашку на фрикционные диски, будет увеличиваться для отстающей полуоси и уменьшаться для обгоняющей, что исключает раздельное буксование колес. Чем больше сопротивление на колесах, тем сильнее сжимаются диски и тем больше степень блокировки. Если трактор движется без буксования, то передний мост автоматически отключается муфтой свободного хода в раздаточной коробке и вращающий момент от двигателя не передается дифференциалу. В этом случае диски фрикционных муфт не сжимаются.
Конечная передача представляет собой колесный редуктор, который служит для увеличения вращающего момента, передаваемого главной передачей передним ведущим колесам, и выполнения их поворота.
Колесный редуктор состоит из двух пар конических шестерен: верхней 5 (рис. 81) и нижней 12. Корпуса 6верхних конических пар телескопически входят в рукава корпуса 8 ведущего моста, что важно для изменения колеи передних колес. Бесступенчатую регулировку колеи передних колес проводят с помощью червячного механизма 7.
Рис. 81. Колесный редуктор переднего ведущего моста трактора МТЗ-82: 1 — крышка корпуса; 2 — регулировочные прокладки; 3 — ведомый вал; 4 — диск колеса; 5 и 12 — верхняя и нижняя конические пары; 6 — выдвижной корпус; 7 — червячный механизм; 8 — корпус ведущего моста; 9 — опора пружины; 10 — пружинная рессора; 11 — корпус
Ведущая шестерня нижней конической пары вращается на двух шариковых подшипниках. За счет подвижного соединения ведущей шестерни с вертикальным валом можно подрессоривать передний мост.
Ведомая шестерня нижней конической пары расположена на шлицевом конце ведомого вала 3, к фланцу которого прикреплен диск 4 колеса. Ведомый вал вращается на двух роликовых конических подшипниках. Их зазор регулируют прокладками 2, устанавливаемыми под фланец стакана подшипников.
Для смазывания трущихся деталей применяют трансмиссионное масло, заливаемое в корпус переднего моста, верхней конической пары и колесного редуктора. Для предотвращения вытекания масла из корпуса служат самоподжимные сальники и резиновые кольца.