В целях улучшения производительности миниатюрной домашней сельскохозяйственной техники рациональным вариантом является сделать самодельные колеса на мотоблок. Протекторы на шинах, размер дисков, проходимость, вес заводской комплектации не подходят для полноценной обработки тяжелой почвы на частных участках и качественного возделывания огородов. Замена колесных пар или их утяжеление существенно улучшает работу малогабаритного трактора, используемого в разных целях.
- Колеса на мотоблок своими руками
- Подробности и нюансы
- Чертеж с инструкцией по изготовлению колес на мотоблок
- Удлинители колес для мотоблока
- Изготовление своими руками в домашних условиях
- Как самостоятельно сделать утяжелители для ходовой части культиватора
- Как выбрать резину для мотоблока
- Ее характеристики
- Разновидности
- Для чего самостоятельно устанавливают колеса на мотоблок
- Железные колеса на мотоблок своими руками
- Варианты чертежей колесной конструкции для мотоблока
- Четырехколесный вариант
- На одной колесной паре
- С одним ведущим колесом
- Трехколесные модели
- Колеса от автомобиля «Жигули» на мотоблок
- Виды колес
- Типы колес на фермерские мотоблоки
- Пневматические колеса для мотоблока
- Инструмент для работы
- Алгоритм замены заводской ходовой части на мотоблоке
- Делаем колеса для мотоблока своими руками
- Варианты чертежей колесной конструкции для мотоблока
- На одной колесной паре
- С одним ведущим колесом
- Алгоритм самостоятельного изготовления спаренных колес
- Подбор резины на колеса
- Как сделать колеса своими руками
- Изготовление утяжелителей своими руками
- Необходимость замены заводских колес на мотоблоке
Колеса на мотоблок своими руками
Все больше и больше садоводов-владельцев мотоблоков делают собственными руками изменения в ходовой части своих агрегатов. Это позволяет повысить проходимость культиватора, приспособить его под все самые разнообразные типы почв, успешно расширять колею и все многое другое, то, что не всегда бывает заложено в возможностях заводской комплектации.
Колеса для мотоблоков бывают следующих видов:
- пневматические, используются для пахотных работ и удаления корней из почвы, а также для транспортировки культиватора. Часто вместо заводских узких они устанавливаются от автомобилей «Жигули», «Ока» и «Москвич»;
- металлические или грунтозацепыидеальны для глиняной почвы, так как они имеют стальные зубья, обеспечивающие отличную проходимость в мягком грунте;
- цельнолитые резиновые устанавливаются также на мини-тракторы, благодаря агрессивному рисунку протектора обладают повышенной проходимостью;
- опорные — как правило, это одно опорное колесо, принимающее на себя всю нагрузку от двигателя;
- спаренные, помогающие увеличить проходимость на трудных грунтах и существенно увеличить скорость.
Подробности и нюансы
Важно понимать, что сошник, устанавливаемый на мотоблоки и мотокультиваторы, не способен выполнять ту же работу, что и аналогичные устройства на «больших» тракторах. Бессмысленно ждать от них:
- подрезки;
- рыхления земли;
- формирования канавок.
Есть только две доступные функции: регулировка глубины и темпа обработки земли, а также дополнительная опорная точка при хранении. Оттого могут встречаться различные наименования этой детали:
- упор-ограничитель;
- регулятор вспашки по глубине;
- шпора (в линейках ряда европейских фирм).
Сошники, ставящиеся на отдельные модели мотоблоков (культиваторов), могут иметь всего 2 регулировочных положения. Есть даже такие, у которых заглубление острого конца не регулируется. Пример — фирменный сошник Caiman Eco Max 50S C2. Зато возможно изменение скорости перемещения культиватора путем манипуляций с ручками. К сведению: на мощных культиваторах и мотоблоках сошник обязательно должен свободно перемещаться вправо и влево.
Правильная организация работы при использовании сошника такова:
- нажатие рукояток;
- остановка культиватора;
- ожидание, пока будет разрыхлена земля вокруг фрез;
- повторение на следующем участке.
Когда планируется распашка целины, обычно заглубление фрез делают сравнительно небольшим, чтобы оценить результат. Лишь после обработки пробной доли участка можно сказать, нужно ли менять глубину или нет. Если мотор при сокращении глубины обработки начинает разгоняться, приходится заглублять сошник чуть больше. На мотоблоки типа «Нева» регулятор устанавливают для начала в среднем положении. Затем, ориентируясь на плотность земли и легкость ее преодоления, проводят окончательную регулировку.
О том, что такое сошники для мотоблока и как правильно их установить, смотрите в видео ниже.
Чертеж с инструкцией по изготовлению колес на мотоблок
Без четкого плана и видения конечного результата и чертежа изготовить колеса для культиватора своими руками будет сложно. Поэтому необходимо определиться с чертежом и после этого приступать к работе.
За основу самодельного колеса можно взять колесо от «Жигулей» или «Москвича». Их в итоге потребуется четыре. С них снимаются резиновые покрышки. К ободу приваривается несколько стальных пластинок железа шириной до 5 см, из которых можно сформировать квадрат. К нему приваривается обод второго колеса, на готовые конструкции заново надевается резина.
Благодаря спаренному типу:
- уменьшится пробуксировка, уровень производительности будет выше;
- будет достигаться максимальный контакт с поверхностью.
Вам это будет интересно О правильном хранении автомобильной резины без дисков
Самодельные спаренные колеса на мотоблоки можно сделать в каких угодно разнообразных вариациях: посадочные диаметры, их вес, ширина, высота профиля — все зависит от потребностей и возможностей владельца агрегата.
Удлинители колес для мотоблока
Удлинители осей позволяют существенно расширить колёсную базу мотоблока. С их помощью мотоблок будет более устойчив при любой ширине колеи, а также существенно увеличивается балансировка. Можно добавить дополнительные колеса с каждой стороны, что увеличит проходимость или создаст ее там, где она практически невозможна.
Кроме этого, удлинители еще выполняют такие важные функции, как:
- осуществление трудных работ и на тяжелых видах грунта;
- технику, оборудованную удлинителями можно применять на неровных участках и на любом виде рельефа, в том числе холмистом, сильно пересеченном рельефе, овражистом, ямах и так далее;
- мотоблок не будет буксовать и заваливаться при тяжелом навесном оборудовании, как это часто бывает с узкими колесами или без дополнительного оборудования удлинителями;
- проходимость и маневренность сильно повышается благодаря удлинителям;
- удлинители незаменимы для установки на мотоблок дополнительно грунтозацепов, железных и пневмоколес.
Вам это будет интересно Зимние шины марки Кумхо
Изготовление своими руками в домашних условиях
Удлинители абсолютно реально изготовить самостоятельно в домашних условиях.
Делается это следующим образом:
- необходимы две трубы равной длины с диаметром от 2 мм и выше диаметра оси мотоблока;
- в каждой из них делается резьба для вкручивания на ось мотоблока;
- с обратных сторон каждой из труб делаются отверстия двумя миллиметрами тоньше, чем в дисках на колёсах, при необходимости трубы можно подпилить;
- после этого колеса фиксируются на удлинителях стальными пластинами и укрепляются болтами.
Как самостоятельно сделать утяжелители для ходовой части культиватора
Утяжелители играют большое значение в функциональности мотокультиватора. Там, где идет работа на целине, на склонах, в сырой или вязкой почве, ходовая часть агрегата может проскальзывать, так как ей не хватает собственной массы.
Для решения этой проблемы созданы утяжелители. Изготовить их можно самостоятельно. Для этого потребуются:
- дисковые гири (от 5 кг);
- блины от спортивной штанги (по 10 кг);
- корзины сцепления для авто;
- шестигранный профиль;
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- электродрель.
Установка утяжелителей решает сразу ряд проблем и существенно упрощает многие задачи для владельца садовой мототехники.
Как выбрать резину для мотоблока
Правильный выбор резины для мотоблоков является залогом его полноценной работы. Для верного и правильного выбора необходимо знать ширину шины. Она обозначается первыми цифрами в маркировке и, как правило, измеряется в дюймах, а также нужно знать посадочный диаметр обода.
Ее характеристики
Основными характеристиками резины являются ее параметры — ширина, диаметр, вес покрышки, максимальный вес нагрузки, которую она способна выдержать.
Эти характеристики и поставленные на культиватор задачи нужно учитывать при выборе покрышек.
Разновидности
Резина для мотоблоков отличается размерами. На отечественном рынке представлены следующие:
- 4,00-8;
- 4,00-10;
- 5,00-10;
- 5,00-12;
- 6,00-12;
- 6,00-16.
Резина, которая устанавливается чаще всего на мотокультиваторы, представлена на отечественном рынке в следующих вариантах:
- покрышки «Кама-421» способны выдерживать возможную нагрузку в 160 кг, ширина — 15.5 см, вес одной шины — около 7 кг;
- «Л-360» весит 4.6 кг, диаметр 47,5 см, выдерживают нагрузку до 180 кг;
- «Л-355» имеет аналогичные параметры;
- «Л-365» выдерживает до 185 килограммов, диаметр — 42.5 см, весит всего 3,6 кг.
Вам это будет интересно Об универсальной защите колесных арок
Для чего самостоятельно устанавливают колеса на мотоблок
Модели в заводской комплектации, как правило, бывают оснащены стандартной колёсной парой. Так как основная нагрузка приходится на нее в процессе работы, ходовая часто выходит из строя.
Кроме того, заводской комплект не всегда соответствует поставленным на культиватор задачам, рельефу, типу почв. Заводские комплекты порой трудно приобрести, особенно в сельской местности. Поэтому владельцам техники приходится самостоятельно устанавливать альтернативные замены, совершенствуя их и дорабатывая под свои потребности.
Все зависит от выбора владельца — колеса на мотоблоки можно сделать как самостоятельно, так и купить или заказать готовые заводские.
Железные колеса на мотоблок своими руками
Помимо спаренных вариантов также самостоятельно можно изготовить и железные грунтозацепы.
По сути, это металлические колеса с приваренными шипами, обрабатывающими слой почвы и обеспечивающими сцепление с ней. В первую очередь нужно определиться с диаметром и размерами шипов, составить чертеж будущих колес. Помимо этого нужно определиться с весом будущих колес, учитывая, что для сцепления с почвой он должен быть большой, а у мотокультиватора его может просто не хватать.
Минимальный вес колес должен быть не менее 20 кг.
За основу можно взять диски от автомобильных колес. К ним приваривается полуось, на которую одеваются подшипники. К дискам с помощью сварки прикрепляются металлические пластины квадратной формы. Необходимо, чтобы они касались краями обода. Далее пластины прикручиваются к ободу болтами. Затем делаются зубья — зацепы, которые будут входить в почву. Их можно изготовить из уголков. Они привариваются на обод колеса примерно на 15 см друг от друга.
Варианты чертежей колесной конструкции для мотоблока
Заводские комплектации колес на мотокультиватор классифицируют по количеству осей, а также принципу тяги. Производители изготавливают домашние минитракторы, конструкция которых предполагает движение агрегата за счет:
- двух колесных пар;
- парной колесной конструкции на одной оси;
- одного ведущего колеса;
- на трех колесах.
Одноколесные механизмы чаще оборудуются дополнительными приспособлениями на оси, которые также служат опорой для конструкции. Проанализируйте модель вашего домашнего мотокультиватора, чтобы улучшить его функционал. Подберите прочный надежный материал или подходящую основу для изготовления самодельных элементов ходовой части.
Четырехколесный вариант
Сельскохозяйственные малогабаритные трактора на четырех колесах представляют собой миниатюру аналогичного транспортного средства без кабины. Конфигурация моделей позволяет пользователю передвигаться на мотоблоке.
Для усовершенствования заводской комплектации вы можете сделать замену только ведущей пары или поменять все диски. Выберите один из вариантов улучшения производительности домашней сельхозтехники:
- оборудование заводских шин дополнительными протекторами;
- постановка на диски новой резины с фактурным рисунком;
- установка на оси колесных пар разного радиуса – большего под механизмами, меньшего под ведомой частью;
- монтаж колес от автомобиля.
Проектирование колес – важный этап усовершенствования мотоблока, на котором требуется сделать точные расчеты оптимальных размеров, расположения элементов, мест высверливания креплений.
Четырехколесные мотоблоки относят к тяжеловесным моделям. Ряд машин имеет конфигурацию с несъемными колесными элементами. Перед переделкой минитрактора изготовьте чертеж, по которому планируете улучшение.
На одной колесной паре
Двухколесные мотокультиваторы оборудованы одной осью с парой колесных элементов. Платформа с установленным двигателем управляется пользователем с помощью ручек. Постановка проходимой колесной пары решит проблему с:
- проскальзыванием;
- пробуксовкой;
- заполнением землей мало выраженного протекторного рисунка;
- плохой управляемостью;
- недостаточной глубиной вспашки и т. д.
Самостоятельно начертите на бумаге эскиз одного элемента или выполните чертеж в компьютерной программе. На рисунке укажите диаметр диска, расположение отверстий для оси, закрепления, их размеры.
С одним ведущим колесом
Одноколесные культиваторы представляют собой устройства в виде колесного элемента в шине с выраженным протектором. От проходимости диска зависит скорость работы и коэффициент полезного действия при выполнении фермерских работ.
При подготовке чертежа для замены ведущего колеса воспользуйтесь рекомендациями:
- подберите диаметр колесного элемента, аналогичный заводской комплектации;
- выбирайте материалы с большим весом при самостоятельном изготовлении колеса;
- замените резину на более фактурную и широкую.
Мотоблок на одном колесе управляются за счет ручного манипулирования. Вам будет легче вести конструкцию с широким колесом и мощным протектором.
Трехколесные модели
На малогабаритных сельскохозяйственных тракторах для обработки дачного участка с тремя колесами передний элемент выполняет функцию следования заданной траектории. На заднюю колесную пару подается крутящий момент от двигателя агрегата. В большинстве моделей ходовую часть, расположенную спереди, делают большего диаметра.
Для проектирования замены колес на одноосном малогабаритном тракторе воспользуйтесь рекомендациями:
- рассчитывайте тот же радиус диска с шиной, что предусмотрен заводской комплектаций. Постановка меньшего или большего колеса по диаметру сделает работу механизмов некорректной;
- изготавливайте одинаковые колесные элементы. Замена на колеса с разным рисунком протектора или разной массой усложнит использование минитрактора.
При изготовлении чертежа своими руками возьмите за основу модель, спроектированную производителем. Учтите полный радиус элементов. Можно спроектировать диск меньшего диаметра, но установить на него толстую резину, и, наоборот.
Колеса от автомобиля «Жигули» на мотоблок
https://youtube.com/watch?v=id06kQXWxoY%3Ffeature%3Doembed
Перед постановкой автомобильных колес проанализируйте рельеф, тип грунта на дачном участке, вид работ. При преобладании глинистых субстратов используйте шипованные колесные элементы. Для неровных и каменистых территорий берите резину с фактурным крупным протекторным рисунком.
Для большинства моделей малогабаритных тракторов для дачи в качестве замены отлично подходят любые колеса от автомобиля марки «Жигули». Воспользуйтесь рекомендациями при замене заводских колес на мотоблоке:
- подготовьте заменяющие заготовки;
- на внутреннюю поверхность диска приварите металлическую пластину, которая выполнит роль ступицы;
- высверлите в ней отверстия для крепежа;
- приварите толстостенную трубу к пластине;
- просверлите в трубке отверстия под фиксирующий шплинт;
- поставьте изготовленную полуось с колесом к мотоблоку;
- закрепите шплинтом;
- повторите действия для других аналогичных элементов.
Для комфортной работы на грунтах любого типа используйте зимнюю резину. Чтобы утяжелить агрегат, приварите к пластинам ступицы толстые металлические элементы.
Виды колес
Для начала следует разобраться, какие виды колес для мотоблока вообще существуют. Так как техника используется во множестве фермерских процессов, комплектация бывает разная. Это касается и пневмоколес, ведь хороший результат и удобство использования зависит и от правильных составляющих. Важно отметить, что на мотоблок нельзя ставить обычные автомобильные колеса от «Оки», «Нивы» или «Москвича». Все варианты, представленные ниже, больше и тяжелее. Правильнее будет сравнить их с комплектами от квадроцикла, хотя и они не всегда имеют подходящий размер.
- Пневматические. Такой вариант можно поставить для пахотных работ и для удаления корней из почвы. На вид это крупные колеса, диаметром от 40 см и шириной от 20 см. Рисунок на протекторе должен быть грубый, чтобы мотоблок хорошо работал на почве. Часто такой вариант идет в стандартной комплектации и славится своей износостойкостью. Тем не менее, если они пришли в негодность, то следует незамедлительно искать замену.
- Тяговые. Народное название этих колес – елочка. Все из-за ярко выраженного рисунка на их резине. Этот вид тоже универсален и подходит для грунтозацепа или стандартных транспортных решений. Например, ими часто пользуются снегоуборщики. Тяговые шины для мотоблока тоже отличаются надежностью в быту.
- Цельнолитые (чаще всего сделаны из резины). Цельнолитые комплектации идеально подходят для каменистого грунта. Они позволяют мотоблоку двигаться быстрей на таком рельефе и не портятся после первого использования. Из минусов – они действительно очень тяжелые, поэтому переносить их не так просто. Подобные шины подходят для мотоблоков серии МТЗ и дизельной техники.
- Металлические. Последняя вариация подходит для глиняной почвы. Все дело в том, что в отличие от предыдущих колес, эти имеют стальные зубья. Это, конечно, утяжеляет технику, но в мягком грунте они отлично делают свою работу. По-другому металлические зубья еще называют грунтозацепы.
Что касается общих рекомендаций, то выбирая во что обуть ваш мотоблок, обращайте внимание на переднее колесо. Оно опорное и в процессе использования амортизирует весь механизм. Это способствует продлению срока эксплуатации и повышению качества работы.
В целом такая классификация пневмоколес применяется не только для мотоблока, но и для прицепов или других инструментов из этой же категории. Так что ей можно смело пользоваться, ведь для сохранения износостойкости всей техники в ассортименте фермера должен быть как прицеп, так и мотоблок.
Типы колес на фермерские мотоблоки
На домашнюю технику для обработки дачного участка предусмотрена разная комплектация ходовой части. Она зависит от типа выполняемых работ и условий использования минитраутора. Производители устанавливают на мотоблоки колесные конструкции, которые различают по форме, материалу, весу.
Большинство заводских мотокультиваторов в процессе эксплуатации быстро изнашивают резину, деформируют колеса, имеют малый вес. Перепахивание поля, уборка снега, покос травы, посадка и сбор овощей могут быть произведены с низким уровнем качества.
Колесные элементы, которые выполняют функцию перемещения рабочего фермерского механизма, называют тяговыми. Стандартная заводская комплектация предусматривает постановку на диски данного типа резины с рисунком «елочка». Использование мотоблока с такими протекторами целесообразно на рыхлых почвах, для перевозки грузов по участку, покоса травы.
При неудовлетворительном результате может потребоваться замена колес. Выберите один из вариантов:
- поставить самодельные, более тяжелые и широкие элементы;
- заменить резину на заводских дисках;
- установить автомобильные диски с покрышками;
- поместить утяжелители;
- закрепить грунтозацепы, улучшающие сцепление с землей.
Узкие заводские тяговые колесные конструкции делают использование мотокультиватора неудобным, а производимые фермерские мероприятия некачественными.
Пневматические колеса для мотоблока
Колесные конструкции с пневматическими шинами представляют собой металлические диски, на которые закреплены резиновые камеры со сжатым воздухом внутри. Упругая ободная лента амортизирует тряску при передвижении по неровностям и передает тяговую силу. Работа на мотоблоке с пневматической ходовой частью характеризуется удобством, высокой скоростью и достойным качеством.
Шины на колесной системе изготавливают из запаянной резиновой трубы, которая оборудована вентилем и клапаном обратного типа. Резину, меньшую по размерам, чем диаметр диска, накачивают сжатым воздухом и обеспечивают герметичность. На протяжении всей окружности ширина шинного обода имеет равный размер, не меньше 20 см. На мотокультиваторы устанавливают элементы радиусом от 20 см и ярко выраженным протекторным рисунком. Пневмоколеса характеризуются:
- высокой износостойкостью;
- хорошим сцеплением с грунтом;
- сроком службы не менее 5-7 сезонов.
Устанавливайте колесные шины с грубым крупным рисунком, чтобы исключить забиваемость полостей землей, проскальзывание, улучшить проходимость минитрактора.
При регулярном использовании мотокультиватора с пневматическими колесами ходовая часть изнашивается через 3-4 года. После износа шин элемент требует замены – постановки новой колесной конструкции или монтажа новой резины.
Для сложных рельефных условий и глинистых грунтов используют минитехнику на металлической колесной конструкции. Производители предлагают разные варианты моделей для пахоты, окучивания, перевозки грузов:
- металлические дисковые колеса;
- грунтозацепы – конструкции из металла в виде обода и зубьев.
Колесные элементы из стального или чугунного сплава делает технику тяжелее, что обеспечивает более качественную работу агрегата. Грунтозацепы обеспечивают хорошее сцепление с грунтом, за счет чего минитрактор быстро передвигается по земле, почва не забивает обод, исключается проскальзывание за счет глубокого погружения зубцов в почвогрунт.
Колеса для мотоблока своими руками в виде грунтозацепов изготавливают, взяв за основу диски от легковых автомобилей. К металлическим элементам приваривают полуоси, стальные зубцы, вырезанные из листового металла. Шаг между зацепами делают в 15-20 см.
Производители дачной фермерской минитехники предлагают модели на цельнолитых колесных элементах, которые делают из прочных полимерных составов. Мотоблоки на резиновых литых дисках используют для работы на скалистых грунтах, каменных покрытиях, уплотненных грунтах.
Цельнолитые элементы устанавливают на крупногабаритную фермерскую технику. Для замены литых колес применяют аналогичные конструкции. Для изготовления деталей своими руками используют толстый листовой материал, вырезают окружности такого же радиуса, что были установлены на заводе. При переделке сделайте расчеты и тщательный подбор для передней колесной пары или ведущему диску, так они выполняют основную амортизирующую функцию.
Дачные прицепы и фермерские механизмы средней массы (до 120 кг) оснащают литыми резиновыми колесами. Они также требуют замены, если износились в процессе эксплуатации. Перед изготовлением самодельных деталей сделайте подробный чертеж конструкции. За основу возьмите стандартную заводскую комплектацию, увеличьте ширину обода, подберите прочный материал.
Инструкция по изготовлению колес на мотоблок
https://youtube.com/watch?v=ruVACm3u5To%3Ffeature%3Doembed
Для изготовления колес на миниатюрную фермерскую технику следуйте четкому алгоритму. Замена колесных элементов требуется, если заводская комплектация не позволяет качественно заниматься агротехническими мероприятиями или заниматься уборкой участка. Также ходовую часть меняют в результате большого износа деталей.
За основу пошаговой инструкции взят алгоритм изготовления самодельных колес вместо заводских тяговых элементов с протекторным рисунком «елочка». Стандартная комплектация имеет следующие недостатки:
- минитрактор имеет малый вес, вследствие чего производит неглубокую вспашку, окучивание, пробуксовывает на влажной поверхности;
- мотоблок передвигается по дачному участку с низкой скоростью;
- обода колес имеет малую ширину;
- резина на ходовой части изнашивается до 70-80% через 1-2 сезона;
- рисунок протектора забивается частицами субстрата, пропадает сцепление с почвой;
- легко деформируются, резина растрескивается при перегрузках.
Замена колес от производителя самодельными конструкциями или постановка утяжелителей решит эти проблемы.
Инструмент для работы
Для изготовления новых колес для малогабаритного дачного трактора не потребуется профессиональный инструмент и приспособления. Перед работой приготовьте:
- гаечные ключи. Понадобятся инструменты на 12, 13, 17;
- сверло по металлу;
- дрель для вырезания отверстий;
- напильник;
- машинное масло.
При замене заводской ходовой части используйте спецодежду и средства защиты органов дыхания, зрения, слуха.
Алгоритм замены заводской ходовой части на мотоблоке
https://youtube.com/watch?v=sKNgDoPKFJM%3Ffeature%3Doembed
На малогабаритную фермерскую технику целесообразно устанавливать прочные колеса из качественных металлических сплавов и шины из упругих морозостойких полимеров с фактурным крупным рисунком. За основу берут готовые колесные элементы от транспортных средств или других устройств.
Следуйте рекомендациям по смене ходовой части мотокультиватора:
- с мотоблока открутите ступицы (гайки, шайбы, болты или иной крепеж);
- снимите заводские детали ходовой части;
- высверлите в ступицах новые отверстия для надежного крепления;
- заменяющие заготовки очистите по краям от зазубрин и неровностей напильником;
- поставьте заменяющие диски на место снятых элементов;
- закрутите металлический крепеж;
- вставьте фиксирующий шплинт;
- проверьте свободный ход дискового элемента. Он не должен задевать рабочие механизмы, днище, крылья, детали мотокультиватора;
- поставьте на диски толстую резину.
Выбирайте толстую хорошо амортизирующую резину для колес. Чем больше шины, тем проще будет управление мотоблоком за счет увеличенного клиренса.
Подбирайте колеса подходящего диаметра с упругой толстой резиной. Для смены заводских элементов подойдет ходовая часть от квадроциклов, мотороллеров, легковых автомобилей линейки «Жигули», мотоциклов.
Делаем колеса для мотоблока своими руками
Мотоблок – техника, которая знакома большинству фермеров. По факту, это мобильный трактор, который используется для вспахивания грунта, посадки растений или перевозки грузов. Он удобен на небольших дачных участках, где руками все делать уже тяжело, но большой трактор не нужен. Если вы читаете эту статью, то у вас либо уже есть мотоблок, либо вы собираетесь его приобрести.
Один из самых частых вопросов владельцев этой техники – как сделать колеса для мотоблока своими руками? Все дело в том, что в стандартной комплектации они очень быстро изнашиваются, а также не подходят для всех типов почв и рельефов. Покупать новые – дело довольно затратное, поэтому можно прибегнуть к собственному мастерству. В этой статье рассмотрим, как именно это сделать.
Варианты чертежей колесной конструкции для мотоблока
Заводские комплектации колес на мотокультиватор классифицируют по количеству осей, а также принципу тяги. Производители изготавливают домашние минитракторы, конструкция которых предполагает движение агрегата за счет:
- двух колесных пар;
- парной колесной конструкции на одной оси;
- одного ведущего колеса;
- на трех колесах.
Одноколесные механизмы чаще оборудуются дополнительными приспособлениями на оси, которые также служат опорой для конструкции. Проанализируйте модель вашего домашнего мотокультиватора, чтобы улучшить его функционал. Подберите прочный надежный материал или подходящую основу для изготовления самодельных элементов ходовой части.
Сельскохозяйственные малогабаритные трактора на четырех колесах представляют собой миниатюру аналогичного транспортного средства без кабины. Конфигурация моделей позволяет пользователю передвигаться на мотоблоке.
Для усовершенствования заводской комплектации вы можете сделать замену только ведущей пары или поменять все диски. Выберите один из вариантов улучшения производительности домашней сельхозтехники:
- оборудование заводских шин дополнительными протекторами;
- постановка на диски новой резины с фактурным рисунком;
- установка на оси колесных пар разного радиуса – большего под механизмами, меньшего под ведомой частью;
- монтаж колес от автомобиля.
Проектирование колес – важный этап усовершенствования мотоблока, на котором требуется сделать точные расчеты оптимальных размеров, расположения элементов, мест высверливания креплений.
Четырехколесные мотоблоки относят к тяжеловесным моделям. Ряд машин имеет конфигурацию с несъемными колесными элементами. Перед переделкой минитрактора изготовьте чертеж, по которому планируете улучшение.
На одной колесной паре
Двухколесные мотокультиваторы оборудованы одной осью с парой колесных элементов. Платформа с установленным двигателем управляется пользователем с помощью ручек. Постановка проходимой колесной пары решит проблему с:
- проскальзыванием;
- пробуксовкой;
- заполнением землей мало выраженного протекторного рисунка;
- плохой управляемостью;
- недостаточной глубиной вспашки и т. д.
Самостоятельно начертите на бумаге эскиз одного элемента или выполните чертеж в компьютерной программе. На рисунке укажите диаметр диска, расположение отверстий для оси, закрепления, их размеры.
С одним ведущим колесом
Одноколесные культиваторы представляют собой устройства в виде колесного элемента в шине с выраженным протектором. От проходимости диска зависит скорость работы и коэффициент полезного действия при выполнении фермерских работ.
При подготовке чертежа для замены ведущего колеса воспользуйтесь рекомендациями:
- подберите диаметр колесного элемента, аналогичный заводской комплектации;
- выбирайте материалы с большим весом при самостоятельном изготовлении колеса;
- замените резину на более фактурную и широкую.
Мотоблок на одном колесе управляются за счет ручного манипулирования. Вам будет легче вести конструкцию с широким колесом и мощным протектором.
На малогабаритных сельскохозяйственных тракторах для обработки дачного участка с тремя колесами передний элемент выполняет функцию следования заданной траектории. На заднюю колесную пару подается крутящий момент от двигателя агрегата. В большинстве моделей ходовую часть, расположенную спереди, делают большего диаметра.
Для проектирования замены колес на одноосном малогабаритном тракторе воспользуйтесь рекомендациями:
- рассчитывайте тот же радиус диска с шиной, что предусмотрен заводской комплектаций. Постановка меньшего или большего колеса по диаметру сделает работу механизмов некорректной;
- изготавливайте одинаковые колесные элементы. Замена на колеса с разным рисунком протектора или разной массой усложнит использование минитрактора.
При изготовлении чертежа своими руками возьмите за основу модель, спроектированную производителем. Учтите полный радиус элементов. Можно спроектировать диск меньшего диаметра, но установить на него толстую резину, и, наоборот.
Алгоритм самостоятельного изготовления спаренных колес
Для улучшения проходимости дачного мотокультиватора заводские колеса меняют на самодельные спаренные конструкции, изготовленные из дисков от легковых автомобилей. Качественные элементы прослужат при интенсивном использовании агрегата не менее 10 лет.
Для работы вам понадобится листовая сталь толщиной не менее 10 мм, диски от автомашины (Жигули, Газель, Москвич) подходящего радиуса, покрышки, болты длиной 40-50 мм, шайбы диаметром отверстий 8 мм, гайки, маркер для разметки, рулетка, электролобзик, болгарка, гаечные ключи, тиски, дрель, сверло по металлу, сварочный аппарат.
Следуйте пошаговому алгоритму:
- изготовьте из фанеры или прочного картона шаблоны, выполненные по чертежам;
- по шаблонным элементам сделайте в металлическом листе из стали фалнец;
- сделайте разболтовку на 10 в 4 местах;
- высверлите отверстия для закрепления утяжелителей;
- приварите заготовку к автомобильному диску;
- зачистите края дисков от неровностей, зазубрин, остатков резиновых покрышек;
- на внутренние поверхности ободьев приварите утяжелители;
- сварите автомобильные заготовки по краям, чтобы получилось объемное колесо;
- оснастите самодельную деталь резиной подходящего диаметра.
Предварительно произведите расчеты и чертежи, где отметьте расположение крепежа, размеры отверстий.
Чтобы улучшить проходимость фермерской малогабаритной техники, повысить качество работы можно сделать самодельные колеса на мотоблок. Недостатки заводской комплектации исправляют постановкой на обода утяжелителей, заменой шин с выраженным фактурным рисунком или шиповкой, монтажом автомобильных колесных конструкций.
Подбор резины на колеса
При износе заводских шин на колесах малогабаритного трактора на даче произведите замену резины. Перед выбором покрышек определите задачи, которые будете выполнять с помощью мотоблока. Для вспашки, сбора клубнеплодов выбирайте широкие шины с радиусом не менее 20 см и такой же шириной.
Для мотокультиваторов и прицепов универсальным вариантом являются модели на 4-10 дюймов с шипами. Шипованные шины не проскальзывают на глине, имеют хорошее сцепление с землей. Подбирайте резину, взяв за основу заводские параметры техники. Не превышайте диаметр, предусмотренный комплектацией производителя. Агрессивный протекторный рисунок исключает проблему с забиванием полостей покрышки. Для отечественных мотоблоков Зубр, Аврора, Кентавр, Добрыня, зарубежных культиваторов ZIRKA возможная постановка камерных колесных конструкций на 5-12 дюймов.
Как сделать колеса своими руками
Разобравшись с видами шин, следует узнать, как сделать такие же, но самодельные. Первое, что стоит учесть – у вас в любом случае не получится сделать колеса для мотоблока с самого нуля. Вам необходима будет основа – старые пневмоколеса от машины, например, от «Оки» или от «Нивы». В этом вопросе все зависит от вашего выбора или наличия подходящего материала. И, кстати, фермеры не рекомендуют покупать новый комплект шин для переделки, так как стоят они недешево и в результате у вас не получится сэкономить приличную сумму, сделав оставшуюся работу самому.
Вторая вещь, без которой ничего не выйдет – до начала процесса необходимо подготовить чертежи. К этому вопросу нужно подойти ответственно, и чертежи должны удовлетворять требованиям на основе имеющихся материалов.
Часто изготавливают спаренные колеса, куда внутри можно положить дополнительный утяжелитель. С этого варианта и начнем. Спаренный вариант – это быстрая и эффективная переделка колес, которая доступна многим. Вам понадобятся 4 колеса с хорошей основой из нержавейки (кстати, у мастеров входу шины от «Москвича»). Также необходимо иметь при себе железные пластины. Сам процесс проводится в несколько шагов.
- С основы снимается резиновая шина.
- К ободу, на который одевается шина, необходимо приварить несколько пластинок железа, шириной до 5 см. Обычно из пластин формируют квадрат, который приваривают к одной из сторон обода.
- Далее обод со второго колеса приваривается к этому квадрату. Таким образом, вы соединяете два обода между собой с помощью пластин и варки.
- На последнем этапе резина надевается заново на обода.
Вот и все, вы получили нужный вам комплект. Как видите, основное их преимущество – большая ширина. Благодаря этому, они меньше смахивают на колеса от автомобиля, и больше на вариант для мотоблока.
Второй вариант, как усилить пневмоколеса – увеличить их износостойкость за счет дополнительных материалов. Таким способом вы сможете переделать колеса такого транспортировочного средства, как мото- или квадроцикл. В общем, вам нужны будут шины покрупней, чем от обычной легковушки. А для увеличения жесткости могут подойти крупные цепи.
Переходим к самому процессу: к пневмоколесам нужно приварить цепи. Можно попробовать соединить их с резиной или с железным ободом. Далее на них нужно сделать зазубрины, чтобы они имитировали грунтозацепы. Результат должен походить на покупные металлические колеса.
С этим способом придется повозиться, чтобы цепи плотно держались и не слетали в ходе работы. Тут поможет блокировка цепей с ободом, которую можно сделать с помощью стальных креплений и крючков.
Дополнительный элемент, которого часто не хватает для удобства работы с мотоблоком, – разблокиратор, иногда его называют дифференциал. Так как инструмент сам по себе тяжелый, часто им сложно управлять, а именно – поворачивать в разные стороны. В этом случае на помощь приходит разблокиратор – специальное устройство, которое крепится к колесам и увеличивает их маневренность на трудных участках.
Инструмент для разблокировки устанавливается к выходным валам вашего мотоблока с помощью болтов. В ходе работы он уменьшает радиус поворота всей машины и увеличивает ширину колеи. Если вы пользуетесь мини-трактором на регулярной основе, то эта вещь просто незаменима. Можно сделать разблокиратор самостоятельно на основе подшипников, но по факту – игра не стоит свечь. На рынке их можно найти самых разных вариаций, да и стоят разблокираторы недорого. Самое важное – найти специалиста, который посоветует хороший продукт.
Итак, если у вас есть необходимость в новой «обуви» для мотоблока и есть возможность использовать шины от обычного автомобиля или мотоцикла, то почему бы не попробовать. В этой статье указаны самые простые и популярные варианты, но все зависит от вашего опыта и умений. На самом деле решение очень простое, понадобится только сварка и немного умений. Но для хорошего результата проконсультируйтесь с опытными мастерами перед началом работы.
О том, как сделать колеса на мотоблок своими руками, смотрите в следующем видео.
Изготовление утяжелителей своими руками
Решить проблему малой глубины вспашки, окучивания или проскальзывания агрегата на глинистых грунтах поможет установка утяжелителей к колесам. В качестве утяжеляющих элементов используют детали тормозных колодок.
Утяжелите ваш мотоблок по следующей схеме:
- зачистите тормозные диски от ржавчины;
- прикрутите через заводские отверстия грузы к пластинам ступиц;
- затяните крепеж.
При необходимости снимайте и устанавливайте самодельные утяжелители при выполнении разных фермерских мероприятий. Еще одним вариантом утяжеления фермерской малогабаритной техники является приваривание к колесам пластинок из толстой листовой стали или чугуна.
Необходимость замены заводских колес на мотоблоке
Заводские колеса для мотоблока имеют стандартную конфигурацию в виде шасси с дисками, изготовленными из разных материалов. Ряд моделей оборудованы шинами и камерами. Масса колесной конструкции, ширина протектора, рисунок при практическом применении минитрактора показывают, что ходовая часть сконструирована с недостатками.
Готовые колеса для мотоблоков установлены на одноосном шасси. Колесная конструкция передает тяговую силу, за счет которой домашний минитрактор передвигается по земной поверхности. Крутящий момент на ось передается за счет работы двигателя на культиваторе.
Постановка самодельных колес для мотоблока целесообразна в связи со следующими причинами:
- монтаж ходовой части с большим диаметром диска обеспечивает увеличение линейной скорости перемещения минитрактора без прибавления количества оборотов редукторного вала;
- устанавливаемое оборудование на культиватор и прицепляемые приспособления быстрее выполняют поставленные задачи (перемещение грузов, вспашка, окучивание, уборка снега, покос травы и т. д.);
- улучшается проходимость малогабаритного трактора;
- облегчается управление техникой за счет улучшения маневренности;
- большая ширина протектора наносит меньший вред полезным растениям при обработке дачного участка. Например, при окучивании междурядий наезд широкой шины меньше травмирует ботву культур;
- устройство способно тянуть тяжелые приспособления для агрегатирования или уборки дачного участка;
- постановка резины с выраженным фактурным рисунком исключает проскальзывание, забивание полостей почвенным субстратом, обеспечивает лучшее сцепление с землей;
- увеличивается срок эксплуатации ходовой части техники;
- сокращается время на выполнение сельскохозяйственных мероприятий, а также расход горюче-смазочных материалов.
https://youtube.com/watch?v=Op_ZDh-L2is%3Ffeature%3Doembed
Дачники со стажем рекомендуют сделать колеса на мотоблок своими руками, чтобы облегчить свой труд и сократить временные издержки на вспашку, окучивание, скашивание травы, уборки снега, передвижения зацепляемых сельскохозяйственных агрегатов, перевозки тяжелых грузов по даче на прицепе и др.
Легкие мотокультиваторы весом (до 70 кг) и техника среднего веса (90-120 кг) сконструирована на основе одной или двух осей со съемными дисками. Малая масса минитрактора не обеспечивает качественный результат, поэтому требуют постановки более тяжелой колесной конструкции. Например, тяговые колеса для мотоблока «Нева» оборудуют утяжелителями, чтобы культиватор быстро и в полном объеме выполнил поставленные задачи. На моделях частной сельхозтехники с несменной колесной частью на протекторы оборудуют специальные приспособления в целях улучшения проходимости и сцепления с землей.