Вспашка мотоблоком: огорода, земли, участка, целины, настройка, глубина вспашки

Вспашка мотоблоком: огорода, земли, участка, целины, настройка, глубина вспашки Мотоблоки

Как пахать мотоблоком под зиму – выбор времени и особенности работы

Многие начинающие фермеры утверждают, что вспашка грунта непосредственно перед зимой – процедура не обязательная, ведь обработку почвы можно выполнить весной, перед посевными работами.

На самом деле такое утверждение нельзя назвать правильным, так как вспаханный перед зимой грунт быстрее насыщается кислородом, сорняки в нем отмирают, не выдерживая морозов, а полезные для культурных растений бактерии быстрее восстанавливаются.

Особенно предзимняя обработка грунта необходима в случаях, если весной планируется освоение целины.

Не многие знают, когда именно должна проводиться вспашка грунта перед зимой. При этом очень важную роль играют погодные условия и климат конкретного региона.

В любом случае обработка грунта должна проводиться через несколько недель после сбора урожая, сразу после наступления похолодания.

Оптимальный период для этого – середина и конец ноября, однако жители южных регионов могут вспахивать грунт и в начале декабря.

Поздние сроки вспашки грунта мотоблоком перед зимой обусловлены высокой скоростью роста сорняков.

Даже если обработать почву в начале ноября, нескольких недель будет вполне достаточно для того, чтобы вредные сорняки выросли и окрепли.

По этой же причине глубина вспашки земли на участке перед зимой обязательно должна быть максимально большой, чтобы иметь возможность истребить как можно больше вредных растений.

Важный момент – это успеть вспахать землю до того момента, пока температура в ночное время не опуститься до 5 ⁰C. В этот период почва еще мягкая, а сорняки перед зимой не успеют вырасти до оптимальных размеров.

Большое значение также имеет тип обрабатываемого на зиму грунта. Если земля на участке песчаная или глинистая, то во время вспашки ее можно одновременно смешивать с органическими удобрениями – навозом или перегноем. Вместе с тем, удобрения не должны быть свежими – их потребуется подержать на воздухе на протяжении года, в противном случае, они нанесут грунту большой вред.

Сам процесс вспашки грунта перед зимой выполняется в такой же последовательности. Для начала мотоблок оборудуется фрезами или плугом, после чего наступает черед настройки навесного оборудования.

Непосредственно перед основной обработкой грунта следует выполнить пробную вспашку, которая поможет определить качество работы и правильность настройки навески.

После этого осуществляется основная вспашка почвы мотоблоком перед зимним периодом.

Как подготовить к работе?

Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.

  • Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.

На оси привода надевают ступицы зацепов, закрепляют их с помощью шпилек и зашплинтовывают.

Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд.

Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.

  • Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.

Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность.

Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить.

Грунт при таком расположении будет срезаться абсолютно ровно, и управлять агрегатом станет легче.

  • Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.

Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель.

Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.

Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.

Правильная вспашка земли мотоблоком

Как правильно пахать мотоблоком? Это достаточно просто при соблюдении всех подготовительных процедур.

Одни из самых функционально простых и легких приборов обладают мощностью двигателя до 4,5 лошадиных сил. Их вес не превышает 40 кг, и стоят не дороже 300 долларов. Благодаря малым габаритам маневренны и легко управляемы. Из-за небольшого захвата фрезы легко обрабатываются труднодоступные места.

Средний мотоблок выходит за рамки категории приборов для обработки личных участков. Наличие заднего привода позволяет работать на полях размером до 0,5 га. Их вес — от 45 кг до 65 кг, стоимость не превышает 600 долларов. Выполнение основных функций осуществляется за счет работы двигателя мощностью до 12 лошадиных сил.

Многие модели позволяют обрабатывать поля на разных скоростях, регулируемые с помощью коробки передач. Работа в вечернее время осуществляется благодаря встроенным фарам. Одним из недостатков является малая глубина обработки земли до 11 см. Этого недостаточно для многих культур, поэтому устройства причисляют в категорию любительских и не относят к профессиональным.

Самая крупногабаритная разновидность блоков используется для работы на полях площадью более 0,5 га. Мощность двигателя — от 10 до 30 лошадиных сил. Кроме прицепа присоединяется картофелекопатель.

Мультикультиваторы не обрабатывают землю с той скоростью, с которой это делают подключенные плуг или прицеп. К преимуществам относят регулировку руля согласно росту фермера, реверс, подстройку пневмоколеса.

Приборы достаточно увесисты в сравнении с обычными моделями, поэтому от фермера требуется соответствующая физическая подготовка и опыт.

Перед вспашкой навешиваются колеса диаметром 50−60 см и шириной 18−20 см. Важно соблюдать эти параметры, если колеса будут слишком узкими есть вероятность, что инструмент будет мотать из стороны в сторону. Недостаточно большой диаметр создаст малое расстояние между почвой и редуктором. Если обод будет сплошным, увеличивается вероятность того, что в ребрах-грунтозацепах соберется земля.

Для навески оборудования понадобится напарник. Он поможет приподнять оборудование и поставить его на подставки, на рекомендуемую высоту 15−20 см. При этом кромка лемеха должна касаться земли. Стойка плуга располагается вертикально, а грядиль устанавливается в горизонтальном положении. Правая кромка устанавливается на линии с внутренним краем правого колеса.

С каким навесным оборудованием работает мотоблок

Любой опытный фермер знает, что при помощи мотоблока, культиватора или иной мототехники можно механизировать практически все сельскохозяйственные работы, начиная от обработки земли для подготовки её к посевам и заканчивая перевозкой собранного урожая.

  • бороны;
  • окучники;
  • почвофрезы;
  • плоскорезы-пропольники.

Бороны служат для того, чтобы пахать целину, а так же для предпосевного или послеуборочного рыхления пахотной почвы на глубину 7-14 см. С помощью боронования мотоблоком, культиватором выравнивают поверхность, закрывают влагу, уничтожают сорную траву.

При помощи окучника производят окучивание картофеля, нарезание борозд для посева семян, засыпку посадочного материала, а так же присыпание сорняков непосредственно в зоне рядков. Приспособления для окучивания бывают однорядные и двухрядные, с фиксированной и регулируемой шириной захвата, различимые как по конструктивному решению, так и по своей эффективности. Здесь представлено видео о том, как мотоблок Нева МБ2 производит обработку с навесным двухрядным окучником-пропольником.

Почвофрезой можно пахать целину, проводить предпосевную и основную обработку вспаханной земли. Данное сельскохозяйственное орудие позволяет фрезеровать, культивировать землю и качественно готовить её к посеву. Оно способно не только вспахать почву, но и раскрошить крупные пласты, перемешать с удобрением, измельчить частицы жнивья, разровнять посевную площадь.

Плоскорез прополочный помогает подрезать сорняки, расщелить и разрезать канавки без оборота пласта, вспахать и размельчить землю. Плоскорезы бывают со всевозможной шириной захвата и глубиной обработки, что позволяет выбирать их под конкретные условия обработки сельскохозяйственных наделов и культур.

Кроме перечисленных съёмных инструментов, созданных для того чтобы пахать целину и обрабатывать пахотную землю, с мотоагрегатом применяют грабли, дровоколы, сеялки, измельчители, культиваторы, косилки роторные и сегментные, лопаты отвалы, опрыскиватели, щётки подметальные, снегоуборщики и прочее.

Имея в наличии основной набор навесных сельхоз орудий можно мотоблоком или мощным культиватором выполнять всевозможные хозяйственные задачи, в частности, предпосевную вспашку земли, посев и посадку культур, внесение удобрений, междурядную обработку посевов, уборку корнеплодов, сезонную заготовку зелёных кормов.

Я пашу огороды за деньги уже много лет, и за это время у меня сложилось определённое представление о работе культиваторов и мотоблоков. в этом материале я бы хотел рассказать вам, каких ошибок можно избежать при выборе тех или иных моделей. итак, поехали.

Культиватор рождён на заводах только с одной целью — пахать землю фрезой. Больше он не может ничего. При попытке прикрепить к нему колёса и запрячь в плуг исход один — сгоревший двигатель. Даже если инструкция разрешает цеплять навесное оборудование, крайне не советую этого делать. Даже импортные и дорогие культиваторы ломаются за милую душу от нагрузок.

Мотоблок более функционален. Картофелекопатель, окучивать, плуг, тележка, газонокосилка. Если есть вал отбора мощности, то возможности мотоблока безграничны. Даже лёгкий агрегат способен вести в тележке 300-400 килограммов полезного груза.

Культиваторы зачастую оснащены одним или двумя микроколёсами, которые предназначены лишь для асфальта. При попытке прокатить культиватор по земле, они безнадёжно вязнут. Единственный способ доставить аппарат до огорода — пятиться на реверсе. В машину закидывать культиватор чревато сорванной спиной. Крайне неудобно.

Мотоблок имеет колёса достаточно большого диаметра, на которых он может сам доехать по любому бездорожью до любого поля. Может ехать и назад и вперёд. В машину закатывать агрегат можно с помощью рампы. Очень удобно и совсем не тяжело.

3. «Удобность» пользования

Если у вас мягкая земля без сорняков и глины, то лучше отдать предпочтение культиватору. Он лёгкий и мобильный и может распахать любую грядку и клумбу. Если им пройтись по полю на 2-3 раза, то вы получите прекрасно окультивированную почву.

Если же у вас громадный участок, изобилующий травой, то однозначно следует покупать мотоблок. Лёгкий культиватор не сможет «закопаться» в твёрдую землю и будет только её царапать. Мотоблок же под собственным весом продавливает почву, а высокие обороты и дополнительные лошадиные силы без проблем сделают своё дело.

4. Какие использовать фрезы

На фрезах я, что говориться, собаку съел. Испытал их великое множество, и могу точно сказать, что использовать. Фрезы продаются двух видов «сабли» и «гусиные лапки». Про «сабли» лучше сразу забыть. Они землю режут, а не откалывают, в отличие, от «лапок».

Со временем фреза имеет свойство затачиваться о почву, песок и камни, и становится острая, как бритва. Такая фреза лучше идёт по целине, но при этом режет сорняки на части и они могут прорасти. Валы на агрегатах бывают как круглые, так и шестигранные, поэтому многие фрезы мне пришлось переваривать. Сварка держит надёжно — фрезу оторвало от валов всего один раз за последние два года работы.

Если «пройти» по полю мотоблоком несколько раз, то можно собрать почти все сорняки. Они наматываются на фрезу и поле становится гораздо чище.

Среднестатистический китайский мотоблок с двигателем «Лифан» стоит примерно 27 000 рублей. В комплекте идут фрезы и колёса. Из заявленный 8 лошадиных сил, реальных у него примерно 6, но для пахоты этого достаточно. Мотоблоки «Целина» и «Нева» отечественного производства гораздо дороже, но и задачи перед ними ставятся другие.

Есть импортные бренды с заоблачными ценами и дорогими запчастями. Например, цена тросика на мой австрийский «Викинг» — 2 000 рублей, фильтр в виде маленькой бумажки стоит 5 000 рублей. Есть и тяжёлые мотоблоки, весом от ста килограммов, но работать с ними можно, если позволяет здоровье. Культиваторы дешевле — можно найти за 11 000 рублей аппараты, которые распашут вам огород и грядки.

Категорически не советую покупать творения под именем «Крот». Это самые ненадёжные и самые бесполезные агрегаты. У каждого третьего моего клиента стоит в гараже поломанный «Крот», которого хватило на два сезона. Готовьтесь к тому, что придётся проваривать некоторые узлы.

Оцените статью
Про мотоблоки
Добавить комментарий

Adblock
detector