О чем речь? Штрафы на трактор могут прийти по разным причинам: нет регистрации или техосмотра, водитель был в состоянии алкогольного опьянения или без прав. И если для частных лиц наказание может быть не очень серьезным, то организации заплатят сполна.
На что обратить внимание? Впрочем, если ответственно подходить к регистрации техники и допускам к ней, то проблем не будет. Однако иногда работодатель может избежать штрафов за водителя.
В этой статье:
В ПДД есть определение тихоходного транспортного средства. Это спецтехника, обозначаемая соответствующим знаком, которая может двигаться со скоростью 30 км/ч. Их можно обгонять даже в неположенном месте, поскольку «тихоходы» не могут двигаться быстрее, как бы водителям этого ни хотелось: главное — оценить дорожную ситуацию перед тем, как выезжать на встречку.
В правилах прописана обязанность водителей тихоходных транспортных средств в таких случаях съезжать с дороги и пропускать весь транспорт, который скопился за ними. За невыполнение этого требования согласно пункту 1.1. статьи 12.15. КоАП РФ может быть наложен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, пишет aif.ru.
Если транспортное средство — старый грузовик, автобус или легковушка — не имеет специального знака, но движется еле-еле, то тихоходным средством оно не является. Обгонять в неположенном месте их нельзя.
Особенно опасным такой обгон может быть на ночной зимней трассе. К примеру, облепленный снегом грузовик плохо различим издалека, фары начинают выхватывать его из темноты примерно за 50-70 метров. Сбросить скорость вовремя бывает затруднительно.
К медленно едущим транспортным средствам без специальных знаков могут возникнуть вопросы у сотрудников ГИБДД. В ПДД четко прописано, что водителям запрещено создавать помехи другим водителям, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.
Если в такой медленно едущий транспорт сзади врежется другая машина, то в некоторых случаях водитель впереди идущего автомобиля может быть признан виновным в создании помех на дороге. Правда, это произойдет лишь в том случае, если скорость его будет ниже 30 км/ч.
Для того, чтобы отсечь потенциальных тихоходов, существует знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости», который ставят на автомагистралях. Как правило, порог скорости начинается от 50 км/ч. За движение с меньшей скоростью водителя могут оштрафовать на 500 рублей.
Например, на МКАД, ЦКАД, Третьем транспортном кольце в Москве запрещено движение на транспортном средстве, скорость которого по техническим характеристикам или состоянию составляет менее 40 км/ч. Если автомобиль сломался, то нужно съехать с дороги на площадки отдыха или прилегающие территории и вызывать эвакуатор.
- Штрафы за отсутствие регистрации и техосмотра трактора
- Могут ли юридические лица избежать штрафа, если водитель трактора был без прав
- Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
- Штраф за отсутствие прав на трактор
- Штраф за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения
- Порядок регистрации и допуска трактора к эксплуатации
Штрафы за отсутствие регистрации и техосмотра трактора
Правительство разработало закон, который вступил в силу 16 апреля 2021 года. В нем идет речь о следующей технике:
- тракторах;
- самоходных и дорожно-строительных машинах;
- прицепах и оборудованию к ним;
- снегоходах;
- мотовездеходах и квадроциклах;
- иной внедорожной мототехнике.
Статья 9.2 КоАП устанавливает новые наказания за несоблюдение норм и правил, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранности имущества и охрану окружающей среды. Так, санкции могут последовать за неправильную установку защитных ограждений и приспособлений, нарушение правил очистки выхлопных газов.
За 2017-й год было обнаружено 37 000 таких правонарушений. И статистика неутешительная, количество нарушений из года в год растет. Так как изменение штрафов на трактор в этой области не происходило около десяти лет, то они не сильно пугали водителей тракторов или квадроциклов.
Для проверки исправности специальной техники ее владельцы обязаны проходить ежегодный технический осмотр в органах Гостехнадзора. До принятия нового закона собственникам было проще заплатить штраф, чем тратить время и деньги на прохождение техосмотра. Размер штрафных санкций за нарушение норм и правил эксплуатации трактора и самоходной техники для физических лиц составлял от ста до трехсот рублей, а для должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей. В новой версии закона сумма штрафа составляет от пятисот до одной тысячи рублей и от трех тысяч до пяти, соответственно.
Могут ли юридические лица избежать штрафа, если водитель трактора был без прав
Работодатель имеет шанс избежать наказания за то, что его работник ездил на тракторе без прав только в том случае, если у него не было возможности убедиться в их действительности. До недавнего времени такая ситуация вполне могла быть реальной, но на данный момент это уже невозможно. Такой вывод сделал Конституционный суд РФ при разборе жалобы государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа».
В 2020 году, после того как в ходе проверки ГИБДД выяснилось, что у одного из трактористов не было водительского удостоверения, на компанию был наложен штраф в размере 100 000 рублей. При дальнейшем разбирательстве выяснилось, что при лишении прав мужчина в соответствии с действующим законодательством сдал в органы ГИБДД только водительское удостоверение, а права тракториста оставил себе.
Представители компании работодателя при оспаривании наказания в судебном порядке пытались доказать, что в соответствии с законом у них не было доступа к информации такого плана. К материалам дела были приложены отказы ГИБДД. Но все судебные инстанции пришли к выводу, что работодатель не был лишен возможности получения от сотрудника согласия на обработку персональных данных, связанных с выполнением определенной работы, после чего запросить необходимую информацию в ГИБДД.
В деле государственного бюджетного учреждения «Автомобильные дороги ЗелАО» было применено положение статей 2.1 и 12.32 КоАП РФ. Первая определяет виновность юридического лица в ситуации, при которой у него была возможность для соблюдения действующих норм и правил. Заявитель считал, что в этом случае применение данной статьи вступает в конфликт со статьей 24 Конституции РФ, согласно которой, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лице, без его согласия, запрещено.
И согласие, которое определяется статьей 9 Федерального закона «О персональных данных», лицо дает «свободно, своей волей и в своем интересе». Таким образом, работодатель не имеет права повлиять на его решение.
Что касается второй статьи, которую вменяют государственному бюджетному учреждению «Автомобильные дороги ЗелАО», то она, согласно КоАП РФ, применяет дифференцированный подход к наказанию за допуск к управлению автотранспортной техникой: для юридических лиц размер штрафа в этом случае составляет 100 000 рублей. Судьи Конституционного суда признали, что эти статьи не противоречат во взаимосвязи Конституции РФ.
Независимо от того, что согласно действующему правовому регулированию, право управления транспортным средством и право управления самоходной машиной различаются, административная ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, у которого нет соответствующего специального права, рассчитана и на управление транспортным средством общего назначения, и на управление трактором и аналогичной техникой. Это формулировка суда.
Также в постановлении Конституционного суда есть отметка, что в нашей стране с 2022 года введена в действие федеральная государственная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, а также лиц, которые допущены к управлению ими и лишенные прав управлять такими средствами. Поэтому те юридические лица, которые не воспользовались данной информацией, могут быть привлечены к ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. При этом, из-за того, что данный случай произошел раньше создания этого электронного реестра, то это дело подлежит пересмотру.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать ввод, что вождение специальной техники без удостоверения, является наказуемым деянием, равно как и штраф за трактор без техосмотра и т.д.
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на наземные самоходные устройства категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, на прицепы (полуприцепы) к ним и транспортные средства, самоходные машины, военную, специальную и другие виды техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытные (испытательные) образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения, и на специальную аэропортовую технику, предназначенную для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) самоходные машины — тракторы, самоходные дорожностроительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники);
2) другие виды техники — прицепы (полуприцепы) к самоходным машинам, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники), агрегаты, орудия и оборудование, необходимые для выполнения основных и (или) дополнительных функций самоходных машин, а также технические устройства, применяемые при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах);
3) прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем, приводящим данное транспортное средство в движение, и предназначенное для движения в составе самоходной машины. Понятие «прицеп» включает в себя понятия «полуприцеп» и «прицеп-роспуск»;
4) техническое состояние — совокупность свойств самоходных машин и других видов техники, удовлетворяющих или не удовлетворяющих техническим требованиям, определяющим исправность, работоспособность и безопасность самоходных машин и других видов техники;
5) эксплуатация самоходных машин и других видов техники — стадия жизненного цикла самоходных машин и других видов техники, на которой осуществляется их использование по назначению, с момента их государственной регистрации (в случае, если такая регистрация предусмотрена) до утилизации;
6) безопасная эксплуатация самоходных машин и других видов техники — использование самоходных машин и других видов техники, конструкции и техническое состояние которых в совокупности обеспечивают недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
7) государственная регистрация самоходных машин и других видов техники — совокупность действий, связанных с учетом и допуском к эксплуатации, а также с внесением в федеральную государственную информационную систему учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (далее также — ФГИС УСМТ) регистрационных данных и изменением таких данных.
Статья 2. Правовое регулирование деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
Законодательство о самоходных машинах и других видах техники основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также на актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники относятся:
1) определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) обеспечение проведения единой государственной политики в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) утверждение перечня требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники;
4) утверждение правил допуска к управлению самоходными машинами, в том числе порядка проведения экзаменов, условий допуска к экзаменам, состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам контроля и условий их применения, и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами;
5) утверждение порядка государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
6) утверждение порядка выдачи организациям — изготовителям самоходных машин и других видов техники бланков паспортов самоходных машин и других видов техники, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
7) утверждение положения о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним и порядка ведения этой системы;
8) утверждение правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
9) утверждение требований к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, претендующих на получение свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
10) установление общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
11) утверждение перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники;
12) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) выработка и реализация государственной политики и нормативноправовое регулирование в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
3) разработка и утверждение типовых программ профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, в соответствии с которыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения;
4) утверждение образцов форменной одежды, знаков различия и отличия должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, порядка ношения ими форменной одежды;
5) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:
1) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) осуществление государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) выдача паспортов самоходных машин и других видов техники и их дубликатов, а также бланков указанных паспортов, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
5) проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
6) запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
7) выдача организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
8) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная регистрация и государственный учет самоходных машин и других видов техники
Статья 6. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
1. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
3. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется на имя собственника (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лица, владеющего самоходной машиной и другими видами техники на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одного из родителей, усыновителя либо опекуна (попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет и являющегося собственником самоходной машины и других видов техники, или опекуна недееспособного гражданина, являющегося собственником самоходной машины и других видов техники.
4. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
5. По результатам государственной регистрации самоходной машины и других видов техники выдается свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, а также государственный регистрационный знак. Форма указанного свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Внесение данных во ФГИС УСМТ или их направление во ФГИС УСМТ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении государственной регистрации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Статья 7. Государственный учет самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, подлежат:
1) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники);
2) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) и которые в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используются для создания другой машины, перегоняются, перевозятся к конечным производителям или вывозятся из Российской Федерации;
3) самоходные машины и другие виды техники, являющиеся опытными (испытательными) образцами, предназначенными для прохождения испытаний, связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
3. Требования части 2 настоящей статьи не распространяются на самоходные машины и другие виды техники, являющиеся товарами, реализуемыми юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Статья 8. Система государственного учета самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники осуществляется с использованием реестров ФГИС УСМТ, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
2. ФГИС УСМТ представляет собой совокупность реестров, содержащих информацию о зарегистрированных тракторах, самоходных машинах и прицепах к ним, об их техническом состоянии и владельцах, о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверениях на право управления самоходными машинами, а также обеспечивающие обработку такой информации информационные технологии и технические средства.
3. Ведение реестров ФГИС УСМТ и предоставление информации, содержащейся в этих реестрах, иным лицам и органам государственной власти, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, включая контрольные (надзорные) функции, должны осуществляться с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления указанных услуг и исполнения указанных функций в электронной форме.
4. ФГИС УСМТ содержит следующую информацию, состав которой определяется положением о ФГИС УСМТ:
1) сведения о государственном учете самоходных машин и прицепов к ним;
2) регистрационные данные самоходных машин и прицепов к ним;
3) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
4) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
5) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
6) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста);
7) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
8) данные о временных удостоверениях на право управления самоходными машинами.
5. В обязательном порядке из ФГИС УСМТ предоставляются:
1) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
2) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
3) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
4) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
5) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста).
6. Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним определяет состав сведений, размещаемых во ФГИС УСМТ, круг лиц, которым будет предоставляться информация из реестров данной системы, порядок ведения данной системы, порядок доступа к информации, содержащейся во ФГИС УСМТ, и утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Защита сведений, содержащихся во ФГИС УСМТ, и обработка персональных данных во ФГИС УСМТ осуществляется оператором данной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Паспорта самоходных машин и других видов техники
1. Паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2. Выдача организациям — изготовителям самоходных машин и других видов техники бланков паспортов самоходных машин и других видов техники осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 3. Техническое состояние и эксплуатация самоходных машин и других видов техники
Статья 10. Основные требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Техническое состояние самоходных машин и других видов техники должно обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Перечень требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники, утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Обязанность по поддержанию в технически исправном состоянии самоходных машин и других видов техники, находящихся в эксплуатации, возлагается на владельцев самоходных машин и других видов техники либо на лиц, эксплуатирующих самоходные машины и другие виды техники.
4. Владельцы самоходных машин и других видов техники в случаях, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности. Постановка на государственный учет самоходных машин и других видов техники, владельцы которых не исполнили указанную обязанность, не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники осуществляется только при условии проведения технического осмотра такой техники, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Техническое обслуживание и ремонт самоходных машин и других видов техники
1. Техническое обслуживание и ремонт самоходных машин и других видов техники в целях их содержания в исправном состоянии должны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию такой техники.
2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта самоходных машин и других видов техники устанавливаются заводами-изготовителями с учетом условий их эксплуатации.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту самоходных машин и других видов техники, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Статья 12. Технический осмотр самоходных машин и других видов техники
Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации самоходные машины и другие виды техники подлежат техническому осмотру в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, не поставленных на государственный учет, а также эксплуатация самоходных машин и других видов техники гражданами, не имеющими при себе удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами соответствующей категории, свидетельства о регистрации самоходной машины и других видов техники, свидетельства о прохождении технического осмотра.
4. Запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники осуществляется решением должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, принимаемым по результатам контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Статья 14. Медицинское обеспечение безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. К отношениям, связанным с осуществлением медицинского обеспечения безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники, применяются положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у трактористов, машинистов и водителей самоходных машин (кандидатов в трактористы, машинисты и водители самоходных машин) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению самоходными машинами устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 15. Основные положения, касающиеся допуска к управлению самоходными машинами
1. Допуск к управлению самоходными машинами осуществляется в соответствии с установленными категориями самоходных машин:
1) категория «А» — автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее:
I — внедорожные мототранспортные средства;
II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения в которых, за исключением места водителя, не превышает 8;
III — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «А IV»);
IV — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения;
2) категория «В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 киловатта;
3) категория «С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 киловатта до 110,3 киловатта;
4) категория «D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 киловатта;
5) категория «Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 киловатта;
6) категория «F» — самоходные сельскохозяйственные машины.
2. Право на управление самоходными машинами подтверждается удостоверением тракториста-машиниста (тракториста) или временным удостоверением на право управления самоходными машинами соответствующих категорий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, выданными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее соответственно — удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами). Указанные удостоверения считаются действительными на территории Российской Федерации независимо от места выдачи.
3. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается лицу, прошедшему соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, и сдавшему экзамен на право управления самоходными машинами. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается на десять лет.
4. Временное удостоверение на право управления самоходными машинами выдается на два месяца лицу, которое было направлено организацией, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, для прохождения производственной практики в целях обеспечения безопасной эксплуатации самоходных машин в период прохождения практики.
5. Внесение сведений о выданном удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) во ФГИС УСМТ или их направление во ФГИС УСМТ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
6. Типовые программы профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, в соответствии с которыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей свидетельство о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения, подготавливаются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
7. Порядок выдачи организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
8. Управление самоходными машинами на территории Российской Федерации на основании удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), предусмотренного настоящей статьей, осуществляется лицами, постоянно или временно проживающими либо временно пребывающими на территории Российской Федерации, независимо от наличия у них гражданства Российской Федерации.
9. Допускается обмен удостоверения на право управления самоходными машинами, выданного гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в других государствах (далее — иностранное национальное удостоверение) на российское национальное удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в случае и порядке, определенных Правительством Российской Федерации.
10. Не допускается управление самоходными машинами на основании иностранного национального удостоверения при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением самоходными машинами, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 16. Основания прекращения действия права на управление самоходными машинами
1. Основаниями прекращения действия права на управление самоходными машинами являются:
1) истечение срока действия удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), временного удостоверения на право управления самоходными машинами;
2) выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению самоходными машинами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
3) лишение права на управление транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Возврат удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или временного удостоверения на право управления самоходными машинами после утраты оснований прекращения действия права на управление самоходными машинами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и ответственность за нарушение требований законодательства о самоходных машинах и других видах техники
Статья 17. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники является видом регионального государственного контроля (надзора) и осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Предметами регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники являются:
1) соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также физическими лицами требований:
а) установленных Правительством Российской Федерации, к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
б) установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к порядку выдачи и оформления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися изготовителями самоходных машин и других видов техники, паспортов самоходных машин и других видов техники, а также к порядку оформления электронных паспортов самоходных машин и других видов техники;
в) утвержденных актами Президента Российской Федерации, в отношении мобилизационной готовности самоходных машин и других видов техники, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также к создаваемым на военное время специальным формированиям в части их наличия и готовности к работе;
2) соблюдение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, требований, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страхованию гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники.
3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
4. Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещению эксплуатации самоходных машин и других видов техники устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Штраф за отсутствие прав на трактор
До управления техникой сельскохозяйственного назначения может быть допущено лицо, которое прошло курс специального обучения и экзамен. Тракторист-машинист в этом случае получает на руки водительское удостоверение, которое дает право эксплуатировать машины данного типа.
В нем прописывается категория, соответствующая определенному типу техники:
- «В» необходима для управления гусеничным или колесным транспортным средством, мощность мотора которого составляет менее 25,7 кВТ (мини-трактор, мини-экскаватор);
- «С» позволяет управлять стандартными тракторами и погрузчиками с мощностью моторов от 25,7 до 110,3 кВТ;
- «Д» – предназначена для управления колесными сельскохозяйственными машинами, мощность двигателей которых превышает 110, 3 кВт;
- «Е» – необходима для водителей, которые управляют тракторами на гусеничном ходу с мощностью двигателя более 25,7 кВт.
Управлять сельскохозяйственной и иной специальной техникой можно только в том случае, если у вас есть удостоверение водителя тракториста, которое подтверждает ваше право вождения. Штраф за езду без прав на тракторе может составлять:
- От 5 до 15 тысяч рублей в случае, если удостоверение не было получено, а водитель сел за руль транспортного средства.
- 30 тысяч рублей, если водитель уже был ранее лишен прав.
- Штраф в размере 500 рублей придется заплатить в том случае, если удостоверение водителя тракториста есть, но на момент проверки сотрудником ГИБДД его при себе не оказалось.
Помимо штрафных санкций в отношении водителей, лишенных прав и нарушивших запрет, в 2023 году могут применяться и другие административные виды наказаний. К ним относятся:
- исправительные работы в количестве до200 часов;
- арест на 15 суток.
Следует иметь в виду, что водителя, севшего за руль трактора или иной аналогичной техники без водительского удостоверения, помимо штрафа, ожидает еще и перемещение транспортного средства на штрафстоянку, поскольку без прав ездить нельзя.
Штраф за управление трактором в состоянии алкогольного опьянения
За нарушение правил эксплуатации тракторной и иной самоходной техники предусмотрено лишение водительских прав на срок от трех до шести месяцев. Законодательство предусматривает лишение водительского удостоверения и в случаях управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, при отказе от прохождения медицинского освидетельствования, превышение скоростного режима, оставление места ДТП, выезд на полосу встречного движения, пересечение линии сплошной разметки.
Это относится как к автомобилям, так и к специальной технике. Важно знать, что если водителя трактора лишают прав, то это означает, что он на такой же срок лишается и права управлять автомобилем, мотоциклом и другой техникой.
Если же специальной техникой или квадроциклом управляет человек, лишенный прав, то его ждет штраф, размер которого составляет 30 000 рублей. Помимо этого, наказание за такое правонарушение предусматривает обязательные работы в количестве 200 часов или административный арест на 15 суток.
Если водителем не были установлены на технику регистрационные номера, то за это также грозит штраф. Согласно статье 19.22 КоАП для физических лиц он составляет от полутора до двух тысяч рублей, для должностных лиц – от двух до трех тысяч, а для юридических лиц – от пяти до десяти тысяч рублей.
Порядок регистрации и допуска трактора к эксплуатации
Регистрация и снятие с учета тракторов и аналогичной техники производится Гостехнадзором, а не ГИБДД. Это объясняется принципиальным различием легковых автомобилей и тракторов.
Собственник обязан зарегистрировать транспортное средство в течение десяти дней с момента подписания договора купли-продажи. Ели не уложиться в отведенное время, то за нарушение правил регистрации транспортных средств придется заплатить штраф, размер которого составляет от 1500 до 2000 рублей. Трактор зарегистрируют только после оплаты штрафа.
Техника будет поставлена на учет в том регионе, где зарегистрирован его владелец. К примеру, если у вас воронежская прописка, а вы пытаетесь поставить на учет трактор в Москве, то номера в итоге будут воронежскими.
Для перегона трактора из одного региона в другой, без постановки его на учет, необходимо получить транзитные номера. За их выдачей можно обратиться в любое отделение Гостехнадзора.
Для регистрации необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление, в котором стоит отметка о техническом осмотре трактора.
- Паспорт собственника.
- Договор купли-продажи.
- Паспорт самоходной машины – ПСМ, что является аналогом ПТС автомобиля.
- Полис ОСАГО, который следует оформить перед регистрацией.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
Подачу документов можно осуществить лично, посетив отделение Гостехнадзора, или с помощью Госуслуг. Во втором случае в личном кабинете необходимо найти услугу «Регистрация самоходных машин и прицепов к ним».
Полис ОСАГО необходимо оформлять в том случае, если максимальная скорость трактора составляет более 20 км/ч. Важно помнить, что застраховать технику нужно не позднее десяти дней после заключения договора купли-продажи.
По вопросам страхования тракторной техники можно обращаться в те же компании, которые страхуют легковые автомобили.
Для этого потребуются следующие документы:
- паспорт собственника;
- права тракториста-машиниста;
- договор купли-продажи;
- паспорт на технику.
Подачу документов в страховую компанию можно осуществить через интернет. Там же, на сайте выбранной организации, можно рассчитать предварительную стоимость полиса ОСАГО.
Показывать страховой полис непосредственно при регистрации трактора в Гостехнадзоре не обязательно, так как вся информация о страховке вносится в единую электронную базу.
Размер госпошлины при регистрации трактора такой же, как и для легковых транспортных средств. За выдачу госномеров она составляет 1500 рублей, за внесение изменений в ПТС придется заплатить 350 рублей, а за выдачу дубликата СТС – 500 рублей. Услуга по оставлению номеров предыдущего владельца не предусмотрена, поэтому необходимо получать новые.
Общие расходы на регистрацию составляют 2350 рублей. Если документы были поданы через Госуслуги, то эта сумма составит 1645 рублей. Квитанцию о том, что пошлина оплачена, можно и не хранить, так как вся информация об этом уже есть у сотрудников Гостехнадзора.
Процесс регистрации трактора происходит аналогично такой же процедуре в отношении легковых автомобилей. Для этого необходимо посетить отделение Гостехнадзора в заранее определенное время. Трактор осматривается инспектором на предмет фактической сверки его характеристик с теми, что указаны в ПСМ.
Срок действия отметки об осмотре составляет 30 дней, в течение которых трактор необходимо поставить на учет. В противном случае эту процедуру нужно будет проходить снова.
Сам осмотр производится либо на площадке Гостехнадзора, либо на территории собственника. Инспектор приедет в том случае, если технике запрещено передвижение по дорогам общего пользования. Это правило, в основном, распространяется на гусеничные трактора.
По окончанию осмотра собственник должен обратиться в окно подачи документов. Если с ними все в порядке, то сотрудник произведет выдачу документов, в которых будет указан новый владелец и номерные знаки. В случае подачи документов через Госуслуги, СТС присылают в электронной форме. Если есть необходимость, то можно заказать это свидетельство и в бумажном виде.
Регистрация легковых и грузовых транспортных средств происходит в течение нескольких часов, а тракторов и иной техники, на порядок дольше. Так, рассматривать заявление Гостехнадзор может пять рабочих дней, производить осмотр – десять дней, а на выдачу СТС отведено еще два дня. Общий срок регистрации трактора может составлять 17 рабочих дней.